Научная статья на тему 'Из истории святогорских ярмарок'

Из истории святогорских ярмарок Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1000
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории святогорских ярмарок»

Шушжшммама

Э. А. Узенёв

Из истории святогорских ярмарок

Ежегодные ярмарки в Святых Горах, история которых насчитывала несколько столетий, были неотъемлемым элементом традиционного уклада жизни людей, населявших окрестности Святогорского монастыря, слободу Тоболенец, до 1925 г. существовавшую у монастырских стен. Они не просто вносили разнообразие в повседневную жизнь местных жителей, а стали частью народной культуры. В книге А. М. Савыгина о посёлке Пушкинские Горы так описываются некогда проходившие здесь ярмарочные действа: «Святогорские ярмарки славились своим многолюдьем и весельем. Залихвастски играли звонкоголосые русские гармони, вызывая на задорные песни. Бойко торговали кабаки. Сыпались пословицы и прибаутки, слепцы рассказывали о старине»1.

Сведения о проходивших в этих местах ярмарках приводятся в краеведческой литературе, путеводителях по Пушкинскому Заповеднику. Точное время возникновения ярмарок при Святогорском монастыре не выяснено. Предполагается, что они были переведены из города Воронича после его разрушения иноземными интервентами в XVII веке2. Как отмечено в путеводителе М. Е. Васильева «Музей «Святогорский монастырь», «росту популярности местных ярмарок способствовали выгодное географическое положение, отсутствие в непосредственной близости от монастыря других значительных торговых центров, развитие

Узенев Эдуард Александрович — методист по научно-просветительской деятельнности Музея-заповедника А. С. Пушкина «Михайловское».

ремёсел в Вороничском уезде, а также большой приток в обитель паломников»3. В 1899 г. настоятелем Святогорского монастыря игуменом Иоанном в «Описании» монастыря отмечено: «В Святогорский монастырь перед девятой пятницею по Пасхе, когда предполагается скорый крестный ход с чудотворными иконами в г. Псков, а равно перед праздником Покрова Богоматери, когда бывает крестный ход вокруг монастыря, издавна собирается несметное количество народа: одни для того, чтобы помолиться Царице Небесной и излить перед Нею все свои скорби и радости и принять участие в крестных ходах, а другие для удовлетворения своих многоразличных житейских нужд.»4.

В примечании к приведённым сведениям говорится, что торговцы прибывали на ярмарки «и сухим путём, и в ладьях», и «по причине такого многочисленного наплыва народа в Святогорский монастырь присылались для наблюдения за порядком на счет обители земские и жандармские чины»5. Также указано, что в XVIII в. ярмарки устраивались пять раз в году: помимо девятой пятницы по Пасхе и дня Покрова «народ и торговцы собирались во множестве, как видно из донесения 1786 г. игумена Созон-та, ещё в нижеследующие праздники, именно: 1) 15 августа, в день храмового праздника Успения Божией Матери; 2) 25 марта, в день Благовещения Пресвятой Богородицы; 3) в день Святой Пасхи...»6. В исследовании Л. И. Софийского отмечено: «В гор. Опоч-ке и его уезде бывают однодневные ярмарки и торжки во все приходские храмовые и

престольные праздники, в так называемые «праздничные», т. е. в дни, в которые известная местность или отдельное селение празднует, не работает...»7. Согласно приведённым в этой книге данным на 1912 год, в Святых Горах три раза в году устраивались ярмарки: Благовещенская — 25 марта, Девятник — девятая пятница после Пасхи, Покровская — 30 сентября, причём две последние продолжались по 7 дней8. В исследовании Н. С. Новикова приведены выдержки из отчёта настоятеля Святогорского монастыря игумена Кирилла за 1913 г. Согласно документу, «в монастыре ежегодно было две ярмарки. 1) В девятую пятницу по Пасхе, продолжающаяся 10 дней; 2) Покровская, продолжающаяся не более 3 дней»9.

Авторы публикаций материалов о Свя-тогорском монастыре отмечали, что ярмарки любил посещать А. С. Пушкин в годы северной ссылки. Это известно из воспоминаний современников поэта. «Одетый в русскую рубашку, в соломенной шляпе на голове, с железной тростью в руках, он бродил среди шумящей толпы, вслушивался в народную речь, запоминал всё наиболее интересное, характерное, многое записывал. Здесь он общался с народом... И это общение, эти наблюдения и записи давали поэту много ценного, необходимого для создания народных сцен в «Борисе Годунове»10. Есть свидетельства, что Пушкин на ярмарках много времени проводил среди нищих — слепцов, юродивых, странников. В «Описании Святогорского монастыря» игумена Иоанна говорится: «В другое же время, когда в монастыре была ярмарка в девятую пятницу, Пушкин, как рассказывают очевидцы-старожилы, одетый в крестьянскую белую рубаху с красными ластовками, опоясанный красною лентою, с таковою же — и через плечо... вместе с нищими при монастырских воротах участвовал в пении стихов о Лазаре, Алексии, человеке Божием, и других, тростью же с бубенчиками давал им такт, чем привлёк к себе большую массу народа и заслонил проход в монастырь — на ярмарку»11.

Помимо общеизвестных сведений о ярмарках, приводимых в рассказах об истории Святогорского монастыря и связанной с ним деревенской жизни А. С. Пушкина в

с. Михайловском, не менее интересны данные о торговцах, количестве и ассортименте привозимых на ярмарки товаров, суммах выручки от их продажи. В публикациях встречаются утверждения, что ярмарки приносили Святогорскому монастырю немалый доход. Ярмарочная торговля шла на гостином дворе, за монастырским братским корпусом. Как отмечал игумен Иоанн, «по случаю такого наплыва многочисленного народа, издавна приезжают в обитель из близ лежащих городов — Опочки, Острова и Новоржева — купцы и всевозможные торговцы, а также крестьяне из ближайших селений с своими домашними произведениями.

Прибыв о обитель ещё недели за две, за три до открытия ярмарочного времени, одни из них занимают монастырские лавки, находящиеся на заднем дворе монастыря (называемом гостиным), где они (лавки) выстроены в монастыре в два ряда; другие же устраивают временные балаганы, а приезжающие на возах — занимают места на монастырском поле.

За каждое место монастырь взимает с торговцев плату, смотря по важности занятого ими места, а также — оживлённости ярмарки»12. Любопытно, что торговцы в Святые Горы приезжали не только из ближайших, но и весьма отдалённых городов. 19 июня 1834 г. Н. О. Пушкина писала дочери О. С. Павлищевой, сестре А. С. Пушкина, из Михайловского, что ярмарка начнётся 22 числа, в девятую пятницу по Пасхе, и «есть уже купцы из Москвы, из Нижнего, из Симбирска»13.

В путеводителе М. Е. Васильева говорится о купцах, приезжавших из Пскова, Новгорода, Риги, Ревеля, а также о том, чем торговали: «Лавки-времянки в торговых рядах были завалены разными товарами. Прямо с возов продавались льняное полотно, кадки, колёса, хомуты, огурцы, рыба, мёд, па-тока»14. По данным Л. И. Софийского на начало XX в., «кроме тех товаров, которые продаются на ярмарках в Опочке, в Святые Горы провозят: мануфактурный и галантерейный товары, холст местнаго крестьянскаго производства, сухую рыбу из Талабска, сырую кожу, щетину и перо, а также разныя лакомства, в том числе патоку, составляющую особенность Святогорской ярмарки»15. Обна-

руженный в Государственном архиве Псковской области отчётный документ позволяет дополнить эти сведения новыми данными о товарах и торговцах на святогорской ярмарке

(скорее всего, в «Девятник»), проходившей всего тремя годами позже окончания периода ссылки А. С. Пушкина. Приводим документ полностью:

Ведомость учинённая опочецким земским исправником Куделининым о ввезенном и проданном на Святогорскую ярмарку товаре — ровно по числе торгующих 21 дня (так в документе! — Э. У.) 1829 года

Число торгующих людей

Шелкового 20

Бумажного 17

Сурового 13

Кожевенного 22

Железного и прочего такового ж рода 3

Рыбного 16

Калачей, барашков, пряников и прочих мелочей 30

Всего: 121 Из вышеписанных торгующих было купцов 2-й гильдии крестьян — 29-ть.

Земский исправник капитан Куделинин16.

На какую сумму привезено товару

15300 57000 21000 17000 5000 13000 1213 267213

3-й гильдии —

На какую сумму продано

53000 20000 12000 8000 2000 9000 870 104970 37, мещан — 52; 1

Для сравнения приведём данные о ярмарках за 1852, 1855, 1856 годы:

«В Опочецком уезде: Святогорская, при Святогорском монастыре, с 9 пятницы по Пасхе продолжается 7 дней. Привезено в 1852 г. на 39 9 75рублей, продано на 19 462руб. и с 10 октября продолжается тоже 7 дней»17.

«В Опочецком уезде: Святогорская, при Святогорском монастыре, с 9 пятницы по Пасхе продолжается 7 дней. Привезено в 1855 г. на 35 383 рублей, продано на 5 203 руб., с 1 октября продолжается 7 дней. Привезено в 1855 г. на 8 638руб., продано на 1 645руб.»1*.

«В Опочецком уезде: Святогорская, при Святогорском монастыре, с 9 пятницы по Пасхе продолжается 7 дней. Привезено в 1856 г. товаров на 40 960 рублей, продано на 28 700 руб., и с 1 октября продолжается 7 дней. Привезено в 1856 г. товаров на 4 685 руб., продано на 1 303руб.»19.

Как видно, количество ввезённых и проданных товаров в эти годы в денежном выражении заметно ниже по сравнению с тем, что указано в «Ведомости» о товарах на ярмарке 1829 г. Не идёт ни в какое сравнение с общей денежной суммой от продажи

товаров в 1829 г. выручка от продажи на ярмарках, проходивших в другие годы. Об этом свидетельствуют данные игумена Иоанна: «В прежние времена в монастыре было следующее число торговых лавок и выручалась от права торговли в них следующая сумма:

Лавок Выручки

62 неизвестно

85 758 р. 45 к.

114 1450 р.

150 2796 р. 55 к.

75 1200 р.»20.

В 1785 г. в 1811 г. в 1817 г. в 1839 г. в 1879 г.

Можно предположить, что, по крайней мере, к концу 1820-х гг., а может быть, и чуть ранее, святогорские ярмарки достигли своего максимального размаха и величины по количеству товаров и денежному обороту. Затем, по всей видимости, количество товаров и торговых лавок на ежегодных ярмарках снижалось. По состоянию на 1899 год, как отмечено Иоанном, «в монастыре имеется лавок 47, а балаганов выстраивается до 120; но занятых бывает: в девятую пятницу — лавок 10-15, а балаганов — 80-90, в Покровскую же — число занятых лавок и балаганов значительно менее. За обе ярмарки выручается ныне до 800 руб.

Из означенной суммы ярмарочных сборов монастырь ежегодно уплачивает земству до 300 руб., а остальные — поступают на ремонт ярмарочных зданий, страховку таковых и на другие надобности»21. Л. И. Софийский в своём историческом очерке 1912 г. тем не менее назвал святогорскую ярмарку «Девят-ник» «самою большою и лучшею в уезде по обилию товаров, многолюдству и оборотам». При этом в 1913 г., согласно отчёту игумена Кирилла, при Святогорском монастыре «торговые лавки в количестве 25 и строят временные балаганы сколько требуется. За эти лавки и балаганы монастырь выручает 505 рублей из коих 280 обязан ежегодно платить налоги Опочецкому земству»22.

В последующие годы был поднят вопрос о дальнейшей судьбе ярмарок при монастыре. В работе Н. С. Новикова приведён текст рапорта настоятеля архимандрита Ев-стафия епископу Псковскому и Порховскому Евсевию от 7 июля 1915 г.: «В означенном монастыре каждодневно на девятой неделе по Пасхе бывает ярморка, продолжающаяся целую неделю, установленная с давних времен, но когда и кем не известно. На ярмарку приезжают торговцы и собирается масса народа обоего пола, которая и толпится по монастырю день и ночь, так как ворота по случаю яр-

морки не закрываются. Молодёжь гуляет по монастырю взад и вперед с гармонью, поет песни нецензурные, такое явление вызывает со стороны местных жителей большое нарекание, а на внутреннюю монастырскую жизнь наводит соблазн. За ярморку монастырь ежегодно уплачивает опочецкой земской управе 562 р. 77 к., а выручает за лавки и балаганы не свыше 400 р. в год, что причиняет монастырю убыток. В виду сего настоятель монастыря и братия просят Его Высокопреосвященство войти в сношение с губернатором о переводе ярморки из монастыря в соседнюю слободу Тоболенец»23. Эту просьбу епископ Евсевий изложил в ходатайстве псковскому губернатору, барону Н. Н. Медему и отметил, что она «заслуживает удовлетворения»24. Настоятель Святогорского монастыря также счёл необходимым напрямую обратиться к губернатору: «Ваше превосходительство, милостивый государь, барон Николай Николаевич Медем, просим разрешить перемещение лавок и балаганов из монастыря в слободку...»25. По решению губернатора данный вопрос был передан «на рассмотрение ближайшего псковского губернского собрания»26. В следующем обращении к епископу от 21 января 1916 г. архимандрит Евстафий подкрепил свои доводы тем, что вопрос о переводе ярмарок из монастыря в слободу поднимался ещё при игумене Иоанне, «но на земском собрании оставлено без последствия». Несмотря на это, он, будучи уверенным, что удовлетворение его просьбы — лишь вопрос времени, попросил разрешения в Псковских губернских ведомостях и «Псковском голосе» заранее опубликовать статью, что «ярморка, бывшая ежегодно в монастыре на 9 недели по Пасхе, так называемый «девятник» — впредь не будет впущена внутрь его так как не соответствует месту и положению»27. Однако архиерей своей резолюцией от 29 января предписал архимандриту «воздержаться от всяких объявлений, до решения этого вопроса»28.

По-видимому, просьба настоятеля была удовлетворена. Впоследствии ярмарки проходили за пределами Святогорского монастыря, в слободе Тоболенец, ставшей в 1925 г. селом Пушкинские Горы29.

Судя по материалам изданий А. К. Глад-кого30, Ф. А. Васильева-Ушкуйника31 и С. Д. Яковлева32, традиция проведения ежегодных ярмарок, хотя и с меньшим размахом, сохранялась в этих местах и в первой половине XX в., до начала Великой Отечественной войны.

Таким образом, начиная с XVIII в., с годами наблюдалось развитие и укрупнение

ежегодной ярмарочной торговли в Святых Горах. Своего расцвета она достигла, вероятно, к середине-концу 1820-х гг. Именно такие, поражавшие своим многолюдьем и обилием товаров ярмарки, привлекали А. С. Пушкина, часто бывавшего в Святогорском монастыре, собиравшего ценный материал для творчества, в частности, для создания народной трагедии «Борис Годунов». Несмотря на начавшийся спад торговли в последующие годы, ярмарки по-прежнему вызывали интерес, собирали немало народа из слободы, окрестных сёл и деревень Опочецкого уезда и стали одной из наиболее ярких страниц в истории края.

Приложение

Его превосходительству Господину действительному статскому советнику Псковскому гражданскому губернатору и кавалеру Андрею Федоровичу (Квитке — Э. У.)

Опочецкого Земского исправника капитана 1-го Рапорт

Во исполнение начальственного предписания, составленная мною о ввезенном и проданном на Святогорской ярмарке продолжавшейся сего июня с 14-го по 17-е число. Число товара — по числе торгующих ведомость при сем к вашему Превосходительству представить честь имею.

С таковым донесением, что в те прошедшие праздники два дни, то есть 14-го в девятую пятницу и 16-го в воскресенье, во время продолжения божественных литургий продажа как горячих напитков <в> питейном доме в слободки Тоболенце при Святогорском монастыре состоящем — и на выставках, ровно и товаров торгующим мною было запрещено между тем <... > как по положению повелено — в слободки Тоболенце иметь выставок кроме питейного дома три, а от уполномоченного опочецких питейных сборов Воронина во время продолжения той ярмонки было учреждено таковых шесть из коих одна существовала внутри монастыря, каковое обстоятельство представило в благорассмотрение Вашего Превосходительства и покорнейше прошу для руководства впредь снабдить меня начальственным предписанием.

Земский исправник капитан Куделинин

№ 51

Июня 9 дня 1829 года33.

Примечания

1 Савыгин А. М. Пушкинские Горы. Л., 1989. С. 61.

2 Гордин А. М. Пушкинский заповедник. М., 1956. С. 203-204; Гордин А. М. Пушкинский заповедник. Л.,-М., 1963. С. 261.; Гордин А. М. Пушкин в Псковском крае. Л., 1970. С. 203.

3 Васильев М. Е. Музей «Святогорский монастырь». Л, 1984. С. 9.

4 Иоанн, игумен. Описание Святогорскаго Успен. монастыря Псковской епархии // Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь Псковской епархии. М., 2003. С. 86.

5 Там же. С. 158.

6 Там же.

7 Софийский Л. И. Город Опочка и его уезд в прошлом и настоящем (1414-1914 гг.). Репринт. изд. Псков, 2004. С. 147.

8 Там же. С. 148-149.

9 Новиков Н. С. Легенды и были Пушкиногорья: По архивным изысканиям // Михайловская пушкиниана. Вып. 44. Сельцо Михайловское, 2007. С. 234. Ссылка на источник: ГАПО. Ф. 39. Оп. 2. Ед. хр. 1177. Лл. 310, 311.

10 Гордин А. М. Пушкинский заповедник. Л. - М., 1963. С. 262-263.

11 Иоанн, игумен. Описание Святогорскаго Успен. монастыря Псковской епархии. С. 102.

12 Там же. С. 86.

Мир Пушкина: Дневник Надежды Осиповны и Сергея Львовича Пушкиных в письмах к дочери Ольге Сергеевне Павлищевой. 1828-1835 (Фамильные бумаги Пушкиных-Ганнибалов). СПб., 2015. С. 350.

Васильев М. Е. Музей «Святогорский монастырь». С. 10.

Софийский Л. И. Город Опочка и его уезд в прошлом и настоящем (1414-1914 гг.). С. 148-149. ГАПО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 930. Л. 4. В документе допущены неточности: в столбце «На какую сумму привезено товару» вместо «15300» должно быть «153000» и в столбце «На какую сумму продано», строке «Всего», вместо «104970» должно стоять «104870». Памятная книжка для Псковской губернии на 1853 год. Псков, 1853. С. 11. Памятная книжка для Псковской губернии на 1856 год. Псков, 1856. С. 76 об. Памятная книжка для Псковской губернии на 1857 год. Псков, 1857. С. 76 об. 77. Иоанн, игумен. Описание Святогорскаго Успен. монастыря Псковской епархии. С. 87.

21 Там же.

22 Новиков Н. С. Легенды и были Пушкиногорья: По архивным изысканиям // Михайловская пушкиниана. Вып. 44. С. 234.

23 Там же. С. 234-235.

Краеведческая экскурсия в Святогорский Св. Успенский монастырь. [Электронный ресурс]: URL: http://pskoviana.ru/index.php?option=com_content&view=artide&id=1392:2014-11-13-20-49-19&catid= 63:2012-04-13-08-36-20&Itemid=120 (дата обращения: 11.10.2015).

25 Новиков Н. С. Легенды и были Пушкиногорья: По архивным изысканиям // Михайловская пушкиниана. Вып. 44. С. 235.

26 Там же.

27 Там же.

28 Там же. Савыгин А. М. Пушкинские Горы. С. 103. Гладкий А. Пушкинский уголок. Псков, 1922. С. 7.

Васильев-Ушкуйник Ф. А. Пушкинские уголки Псковской губернии. М., 1924. С. 33. Яковлев С. Д. «Пред солнцем бессмертным ума»: Пушкинский государственный заповедник на Псковской земле. Исторические очерки. Тихвин, 1994. С. 66. ГАПО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 930. Л. 2.

13

24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.