Научная статья на тему 'Из истории становления советской «Масскультуры» в период индустриализации (по материалам гастролей театра Мейерхольда на Украине в 1929 г. )'

Из истории становления советской «Масскультуры» в период индустриализации (по материалам гастролей театра Мейерхольда на Украине в 1929 г. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
148
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гавлин Михаил Львович

The article acquaints the reader with the process of formation and development of mass Soviet culture in conditions of rural population outflow from a village into urban building factories. The author reveals the positive processes of cultural structuring on an example of Mejerhol'd theatre activity on Ukraine in 1929. The first aim of the art workers those years was to increase the cultural level and the general literacy level of the Soviet population, to create the working tlieatre and to approach the theatre to the masses, to introduce the innovations into theatrical practice, the new repertoire on the new ideology basis. The basic forms of work of Mejerhol'd theatre were "the cultural campaigns" on factories, out concerts and meetings, «purposeful» working performances, reading of reports. Though these campaigns had strongly pronounced as political-ideological character and were carried out by command methods, but as a whole they had an enormous positive value and besides cultural education carried out a task of ideological education of the Soviet spectator. New forms of theatrical work not only have found the response in working collectives, but also became a model for formation of the subsequent daily work of the Soviet the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

rom a History of Formation of Soviet «Mass Culture» during Industrialization (On materials of MejerhoPd Theatrical Performances on Ukraine ' m 1929)

The article acquaints the reader with the process of formation and development of mass Soviet culture in conditions of rural population outflow from a village into urban building factories. The author reveals the positive processes of cultural structuring on an example of Mejerhol'd theatre activity on Ukraine in 1929. The first aim of the art workers those years was to increase the cultural level and the general literacy level of the Soviet population, to create the working tlieatre and to approach the theatre to the masses, to introduce the innovations into theatrical practice, the new repertoire on the new ideology basis. The basic forms of work of Mejerhol'd theatre were "the cultural campaigns" on factories, out concerts and meetings, «purposeful» working performances, reading of reports. Though these campaigns had strongly pronounced as political-ideological character and were carried out by command methods, but as a whole they had an enormous positive value and besides cultural education carried out a task of ideological education of the Soviet spectator. New forms of theatrical work not only have found the response in working collectives, but also became a model for formation of the subsequent daily work of the Soviet the

Текст научной работы на тему «Из истории становления советской «Масскультуры» в период индустриализации (по материалам гастролей театра Мейерхольда на Украине в 1929 г. )»

ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ «МАССКУЛЬТУРЫ» В ПЕРИОД ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ (По материалам гастролей театра Мейерхольда на Украине в 1929 г.)

М.Л. ГАВЛИН

Институт научной информации по общественным наукам РАН 117997 Москва, Нахимовский просп., 51/21

С конца 1920-х гг. молодое Советское государство вступает в новый крупный период своей истории - период ускоренной индустриализации, перестройки сельского хозяйства. Эти процессы сопровождались оттоком больших масс населения из раскрестьяниваемой и коллективизируемой деревни в города, на строящиеся и реконструируемые фабрики и заводы, на транспорт и другие объекты промышленного и городского хозяйства. Параллельно с этим был взят курс на ускоренную ликвидацию массовой неграмотности в стране и создание системы всеобщего начального, а позднее и среднего образования. Было также инициировано и активно поощрялось сверху движение, направленное на повышение не только образовательного, но и культурного уровня рабочих и колхозников, в котором приняли участие многие видные деятели культуры того времени.

Эти кампании по повышению уровня образования и культуры среди широких масс населения Советской России, хотя и осуществлялись командными методами и носили ярко выраженный полиггико-идеологизированный характер, тем не менее были беспрецедентными по своему масштабу и объективно имели громадное, положительное значение. Они были вызваны в первую очередь потребностями широкой индустриализации, развернувшейся в стране. Промышленность и транспорт испытывали большую потребность в образованных рабочих, в притоке грамотных и квалифицированных инженерно-технических кадров. Кроме того, стремительно идущие процессы урбанизации, развитие городской жизни, условия проживания больших масс людей в быстрорастущих советских городах сами по себе требовали определенного повышения общей культуры проживающих в них людей, хотя бы повышения культуры общежития.

Характерно, что именно этот период конца 1920-х гг. отмечен быстрым развитием советской массовой культуры. И в этот период и особенно позднее, в 1930-е гг., она связана, прежде всего с достижениями кино как самого массового вида искусства и широким его распространением в СССР. Но еще до этого, практически с самого начала революции и советского времени, не менее важную роль в повышении уровня культуры советских граждан, в их приобщении к искусству, порой методами культурного штурма, методами «бури и натиска», играет театр. Театр становится «оружием культурного и политического воспитания масс». Именно в период конца 1920-х гг. появляются новые формы советской массовой культуры, характеризующиеся попытками ее внедрения непосредственно в массовую рабочую аудиторию, стремлением напрямую воздействовать искусством на трудящихся непосредственно в цехах, на заводских площадках, в полевых условиях, минуя сцены и залы. Эти новые формы советской массовой культуры в области театра в первую очередь связаны с именем В.Э. Мейерхольда.

Надо сказать, что инициативы Мейерхольда в этом отношении далеко не случайны. Он был инициатором многих, используя терминологию того времени, «новаторских починов» в

истории советской культуры. Именно с его именем были связаны и первые попытки создания сразу же после Октябрьской революции в стране нового рабочего театра. Этот увлекающийся талантливый человек был в вечном поиске нового, причем не в одной лишь постановочной, сценической области. Мейерхольд был не только великим театральным режиссером, но и выдающимся культурным просветителем. Он задумывал вернуть театр на улицы, приблизить его к массам, он мечтал перестроить театр на новых принципах народного действа и синтетического искусства, вдохнуть в него новую жизнь и новый репертуар. Назначенный A.B. Луначарским в 1918 г. руководителем театрального отдела (ТЕО) Нар-компроса, Мейерхольд провозгласил широко задуманную программу «Театрального Октября», программу перестройки театра на новых началах, театрального просвещения народа, создания в стране широкой сети народных театральных студий и кружков. В поисках создания нового, народного, пролетарского репертуара, который стал бы основой для репертуара театральных любительских студий в провинции, им было инициировано создание в Москве так называемой «Мастерской коммунистической драматургии» («Масткомдрам»). Она стала экспериментальной театральной площадкой, где шла выработка новых приемов сценического искусства и нового репертуара, на основе главным образом, материала народных и революционных драм из русской и зарубежной истории. «До очевидности определенны пути Мейерхольда, - писал Луначарский, - он с самого начала революции явился глашатаем общественности в театре»1.

Таким образом, вполне закономерно, что в конце 1920-х гг., когда постреволюционная история страны делает новый поворот, В.Э. Мейерхольд, стоявший в этот период во главе театра, носящего его имя, и всегда очень чутко реагировавший на «новые веяния времени», опять первым откликается на очередные «общественные движения» и «начинания» в стране.

Решающей в этом смысле для мейерхольдовского театра стала его поездка на Украину летом 1929 г. Именно, в ходе этих гастролей, которые проходили в крупнейших центрах Украины - Харькове и Киеве, в июле и августе 1929 г., театром были заявлены и апробированы ряд новых форм культурно-массовой театральной работы в рабочей среде, ставших характерными для тех лет и активно использовавшихся и позднее: организация “культпоходов” на фабрики и заводы, вечеров «смычки» с рабочими и красноармейцами, “целевых” рабочих спектаклей и др. Этот опыт оказал влияние на организацию культурно-массовой работы среди рабочих и других массовых слоев населения страны в течение всего последующего периода существования советского государства.

Гастроли театра им. Мейерхольда (ГосТИМ) на Украине начались с выступлений в Харькове, крупнейшем промышленном центре республики, для которых были отобраны лучшие спектакли из репертуара театра: «Клоп» В. Маяковского, «Рычи, Китай» Третьякова, «Командарм-2» И. Сельвинского, «Лес» Н. Островского. В них участвовали лучшие силы театра: Ильинский, Свердлин, Ремезова, Генина, Паппе, Темерин, Злобин и др.2 За 27 дней, с 16 июля по 11 августа, было дано 26 спектаклей. Основной задачей театра во время гастролей, как признавали в своем «отчете общественности г. Харькова» сами мейерхоль-довцы было «обслуживание культурных запросов рабочих и пропаганда идей революционного театра»3. И действительно, главный контингент посетителей спектаклей составляли рабочие, а также служащие, представители партийных и общественных организаций. Среди зрителей были рабочие почти всех отраслей промышленности Харькова и его окрестностей: металлисты, горняки, транспортники, химики, деревообделочники, текстильщики, швейники, печатники, связисты, сельскохозяйственные рабочие и др.4- Большой интерес представляют формы и методы работы театра Мейерхольда с рабочим зрителем в период гастролей на Украине. Все посещения спектаклей харьковскими рабочими были коллективными и проводились организованно, «под знаком культпохода на театр». На большинстве предприятий были организованы беседы с рабочими о ГосТИМе, его месте и значении в общей системе советского театра. После просмотров производился коллективный разбор спектаклей. В целях облегчения понимания рабочим зрителем наиболее сложных спектаклей перед их началом работники режиссерской группы театра выступали со специальными докладами, в которых объясняли основные идеи пьесы, режиссерский замысел и т.п.5

Свою культурно-воспитательную работу театр тесно координировал с местными профсоюзными городскими и заводскими организациями. Так решалась важная задача того времени через художественное воздействие оказывать и идеологическое влияние на рабочих.

Особенностью гастролей театра на Украине явилось то, что его деятельность «по удовлетворению культурных запросов рабочих» не ограничилась одной лишь сценой театра, а была распространена на фабрики и заводы города. Учитывая, что не каждый рабочий имел возможность после трудового дня занять место зрителя в театральном зале, коллектив театра на «культпоход рабочих в театр», ответил «культпоходом на фабрики и заводы Харькова»6. Работники театра решили отдать все свое свободное время «на обслуживание культурных запросов харьковских рабочих средствами, доступными театру». Свой поход мей-ерхольдовцы проводили под броскими лозунгами: «Театр - ближе к рабочему! На фабрики, на заводы и столовые, на улицы и площади в самую гущу рабочего класса».

«Культпоходы» театра вызвали широкий отклик в печати. Украинские газеты определили этот «почин» Мейерхольда, как «подлинно социалистическое новаторское начинание театра», подчеркнув его стремление «найти общий язык с рабочим зрителем». Так, газета «Харьковский пролетарий» особо отмечала «замечательный пример артистов театра Мейерхольда, все свободное от гастрольных спектаклей время отдающих на посещение харьковских предприятий»7. Оценивая значение этого почина, она писала: «Вся труппа, являясь на предприятие, не только присматривается к жизни и быту тех, для кого театр призван творить, но тут же в цеху в самых невероятных, на первый взгляд для этого условиях, знакомит массы со своим искусством»8.

За 27 дней работы ГосТИМа в Харькове мейерхольдовцы провели свыше десяти культпоходов на предприятия. Среди них были такие по тем временам промышленные гиганты, как: Харьковский паровозостроительный завод, на котором работало 7 тысяч человек; Государственный электромеханический завод (6 тыс. рабочих); канатный завод (5 тыс.), швейная фабрика им.Тинякова (3 тыс.), кондитерская фабрика «Октябрь», бывшая «Жорж Борман» (3 тыс.) и др.9 Выступления коллектива театра на заводах и фабриках проходили в условиях, непосредственно приближенных к производству. Сценой служили самые разнообразные площадки: цеха и заводские дворы, эстрады из ящиков и столы в красных уголках, соединительные балконы между корпусами и разметочные плиты. Концертные программы давались во время обеденных перерывов и по окончании рабочих смен. В программу культпоходов входили концертные выступления актеров театра с эпизодами из спектаклей, музыкально-танцевальные номера, скетчи на темы и т.д. Помимо концертных номеров, в программе значились доклады и беседы с рабочими о спектаклях, о задачах театра.

Вот несколько небольших выдержек из документов того времени, дающих представление, об атмосфере выступлений театра на заводах и фабриках Харькова в эти летние месяцы.

25 июля на 6-й государственной табачной фабрике, в обеденный 40-минутный перерыв, во дворе фабрики был сделан доклад о задачах театра и на обеденных столах для 600 рабочих фабрики организован летучий концерт, с программой в 12 отдельных выступлений.

Того же 25 июля на фабрике «Красный кондитер» (300 рабочих) по окончании работ мейерхольдовцы задержали на 40 минут освободившихся рабочих, организовав беседу о театре и выступление своих актеров во дворе фабрики, на эстраде из ящиков из-под кондитерских изделий.

31 июля на швейной фабрике им. Тинякова (3 тыс. рабочих) на клубной сцене во время трех обеденных перерывов проведено 3 программы из 24 отдельных выступлений.

9 августа мейерхольдовцы выезжали за город на канатный завод (5 тыс. рабочих), где на митинговой трибуне, организовали два концерта в 15 отдельных выступлений.

1 августа вместе с колоннами рабочих демонстрантов, «вышедшими на улицы Харькова в знак протеста против угрозы новой империалистической войны», актеры театра Мейерхольда вынесли свою антивоенную программу на площадь им. Розы Люксембург. В местах «наибольшего скопления рабочих колонн, ожидающих продвижения к центральному месту сбору», ими дано 5 концертных программ с грузового автомобиля. Театр Мейерхольда стал «действующей частью рабочей демонстрации» .

Кроме «культпоходов» на фабрики и заводы коллектив театра организовал ряд выездов в расположение воинских частей. Так, 5 августа «в целях закрепления традиционных связей театра с рабоче-крестьянской Красной армией» был организован поход в лагеря стрелковой дивизии в г. Чугуев. Во время торжественного заседания, на котором с приветствиями театру выступили представители всех находящихся в лагерях частей, был сделан отчетный доклад о работе театра и его связях с Красной Армией. Театру от имени лагерного сбора была передана приветственная телеграмма, в которой, в частности, говорилось: «Другом и помощником красноармейских масс в их художественной работе был и остается театр им. Вс. Мейерхольда. ...Пусть каждый актер вашего театра будет братом и товарищем каждого красноармейца, каждого пролетария. Тут вы только найдете силы для своей творческой работы»11. Вечер «смычки» закончился демонстрацией работ театра — показом лучших эпизодов спектаклей, входящих в репертуар.

Коллектив театра проделал также немалую работу на харьковских эстрадных площадках в местах массового отдыха горожан. Актеры выступали на сценах сада Профсоюзов, клуба ГПУ, клуба завода «Югосталь», комсомольских и партийных учреждений. Основой художественных программ здесь чаще всего были номера, разыгрываемые актерами, танцорами и музыкантами театра. Так, очень популярен был скетч «Гибель человека», мейерхольдовских актеров Зайчикова и Старковского, исполнявшийся перед харьковскими рабочими до 20 раз. Эти выступления также стали одной из форм связи с широким зрителем.

Во время последнего вечера, проведенного 9 августа в саду Профсовета, перед показом работ на сценических площадках сада, театр выступил с «общественным отчетом» о культурной работе, проделанной им во время гастролей. Были сделаны три отчетных доклада. Общественные отчеты перед зрителем были введены театром Мейерхольда одним из первых. Они стали одним из звеньев в процессе выработки новых форм работы советского театра того времени с рабочим зрителем. Общественные отчеты были также одним из каналов обратной связи рабочего зрителя с театром. Театральное искусство, как и искусство в целом стремилось вписаться в систему советского коллективизма.

Большая работа была проведена театром Мейерхольда также во время последующих гастролей в Киеве, которые продолжались с 13 августа по 1 сентября. В Киеве театр дал 19 спектаклей. В программе значились те же пьесы, что были показаны и в Харькове. Помимо спектаклей «Клоп», «Лес», «Рычи, Китай» и «Командарм-2», в программу киевских гастролей был включен «Ревизор» Гоголя. Основной состав зрителей в Киеве, как и во время выступлений театра в Харькове, был рабочим. Билеты на спектакли распределялись рабочей кассой Киевского совета профсоюзов по коллективным заявкам предприятий. В период киевских гастролей получили свое дальнейшее развитие формы работы театра со зрителем. В целях облегчения восприятия наиболее сложных спектаклей им предпосылались доклады работниками режиссерской части. Кроме того, в антрактах и после спектаклей во время гастролей работала специально организованная театром режиссерская консультация, на которой зрители получали ответы на возникшие у них вопросы относительно просмотренного. Так, во время спектакля «Клоп» 16 августа двум группам зрителей (по 40 человек каждая) были даны консультации по поводу 19 заданных ими вопросов12.

В Киеве театр Мейерхольда продолжил свой «новаторский почин по культурному обслуживанию рабочих масс». Не ограничивая своей деятельности показом спектаклей в здании театра им. Ленина, он провел «культпоходы» на фабрики и заводы Киева и организовал целый ряд «смычек» с их рабочими. Актеры театра были гостями крупнейших предприятий Киева - Краснознаменного завода (бывший «Арсенал»), кабельного завода им. Красина, завода «Большевик», кожевенного завода им. Фрунзе и многих других. Всего в период своего пребывания в Киеве театр провел 10 культпоходов на предприятия города.

На Арсенале и Кабельном заводе с докладами о театре выступил его руководитель В.Э. Мейерхольд. Вот как описывался в киевской рабочей печати того времени «культпоход», проведенный 22 августа 1929 г., на «прославленный своими революционными традициями» завод «Арсенал»: «Заводской гудок известил об обеденном перерыве. Рабочие, от-

называясь от обеда, спешили в цех послушать ТИМовцев. Большой сборочный цех завода не мог вместить всех собравшихся. Многие взобрались на балки, на вышки. «Разрешите от имени ТИМа передать привет Краснознаменному заводу, - начал свою речь т. Мейерхольд. — В момент реконструкции нашего хозяйства культурные походы приобретают особое значение. Мы сейчас в поисках форм культурного похода, мы занимаемся проработкой программ, исканием элементов настоящего искусства. Наш театр стал на путь внедрения искусства в массы. Он организовывает летучие кадры, которые обслуживают фабрики и заводы. Мы добиваемся того, чтобы связать отдых и искусство в одно гармоническое целое...»13. Отвечая на последовавшие затем вопросы рабочих, Мейерхольд подчеркнул, что культпоходы не кратковременный эксперимент, а основная линия работы театра, что коллектив сейчас занят «вопросами приближения театра к рабочему зрителю», и в план будущего сезона входит отдельный пункт о выделении специальных кадров актеров для обслуживания фабрик и заводов. Затем после торжественной части состоялся концерт. Мейерхольдовцы прочитали отрывки из произведений В. Маяковского и сыграли ряд сцен из пьесы Ильи Сельвинского «Командарм-2». «Рабочие восторженно и тепло принимали артистов», - отмечала газета14-

Во время культпоходов на предприятия, наряду с докладами о работе ГосТИМа и его задачах, проводились также различные беседы с рабочими. В организации таких бесед с рабочими о театре принимали участие работники режиссерской части театра Нестеров и Мологин, «мейерхольдовцы»: Глеков, Пшенин, Лесс, Логинова и др. В художественные программы, дававшиеся на фабриках и заводах, вовлекались лучшие актеры.

Во время гастролей в Киеве, наряду с культпоходами на фабрика и заводы, была также продолжена работа по укреплению связей ГосТИМа с Красной Армией. С этой целью был организован ряд культпоходов и «вечеров смычки» коллектива театра с воинскими частями. Так, 19 августа в здании театра им. Ленина состоялся «вечер смычки» театра Мейерхольда с воинскими частями Киевского гарнизона. В программе вечера значился доклад о: задачах театра В.Э. Мейерхольда и содоклад его помощника по режиссерской части А. Нестерова о связи ГосТИМа с Красной Армией. Затем с приветствиями театру выступили представители воинских частей, расположенных в Киеве. В этих приветствиях говорилось о «неразрывной связи» между красноармейцами и работниками театра. В заключение вечера был показан спектакль по пьесе Третьякова «Рычи, Китай»15-

25 и 26 августа состоялись выезды театра в лагеря 46-й стрелковой дивизии (в Дарни-цу), и в Сырецкий лагерь, где располагалась 45-я краснознаменная Волынская стрелковая дивизия. В программу культпоходов входили доклад В.Э. Мейерхольда «О задачах ГосТИМа и о связи с Красной Армией» и художественная программа. Красноармейцам Волынской дивизии был показан один из лучших спектаклей театра по пьесе «Лес» Н. Островского, а в Дарнице устроен большой концерт с участием ведущих актеров театра. В приветственных телеграммах, которые были переданы театральному коллективу от имени лагерных сборов, красноармейцы приветствовали театр, вступивший «на широкий путь строительства новой пролетарской культуры» и подчинивший свое творчество «заданиям строительства социализма»16

И в Киеве выступления театра им. Мейерхольда вызвали большой культурный интерес. Была продолжена традиция встреч с общественностью. 13 августа состоялась торжественная встреча коллектива театра с представителями киевских рабочих и трудящихся, проведенная по несколько другому сценарию, чем в Харькове. Перед спектаклем от лица различных общественных, профессиональных организаций города и красноармейских частей были произнесены приветствия, в которых отмечалась «великая культурно-революционная работа театра за все время его существования». Заключая выступления представителей рабочей общественности, редактор газеты «Вечерний Киев» (т. Токарь) высоко оценил «борьбу театра за новую форму революционного спектакля, за близкую рабочему зрителю пьесу, борьбу против засорения театров мещанским репертуаром, за высококачественную новую драматургию». Отвечая на приветствия от имени коллектива мейерхольдовцев, помощник начальника режиссерской часта А. Нестеров рассказал о наиболее ярких фактах из жизни

театра, свидетельствующих «о крепости связей его с общественностью и с рабоче-крестьянской Красной Армией». От имени работников театра он заверил, что «актеры, получившие первые уроки театрального мастерства в агитповозках и агитпоездах прифронтовой полосы, культурных ячейках, обслуживавших культурные запросы первых красногвардейских отрядов, вместе с рабочим классом... работавшие на протяжении первого десятилетия... будут и впредь надежными друзьями и помощниками рабочих, строящих новое государство»... «Актеры театра,... не ограничивая себя замкнутой работой в стенах театрального здания, используют все возможности к тому, чтобы пронести искусство своего театра в самую гущу рабочего класса»17. Эту свою программу коллектив театра проводил в Киеве с такой же энергией, что и ранее, в дни пребывания в Харькове.

Начинания театра им. Мейерхольда на Украине (проведение культпоходов, вечеров «смычки» на фабриках и заводах и т.д.) вызвали широкую кампанию в украинской прессе. Газеты давали на своих страницах подробную информацию о культпоходах театра на предприятия, высоко оценивая «значение этого почина в культурном просвещении широких трудящихся масс», в укреплении «связей советского театра с рабочим классом» страны. Так, газета «Харьковский пролетарий» в заметке о культпоходах театра на фабрики и заводы Харькова, помещенной в номере от 4 июля 1929 г., отмечала, что «мейерхольдовцы практически осуществляют лозунг «искусство - трудящимся». Та же газета 9 июля 1929 г., указывая на «замечательный пример артистов театра им. Мейерхольда, все свободное от гастрольных спектаклей время отдающих на посещение харьковских предприятий» писала: «Много интересных и важных культпоходов вошло в обиход нашей культурной революции, но такого похода, похода актеров одного из передовых наших театров непосредственно в заводскую гущу, в цеха, столовые, на площади - такого похода не знала еще наша действительность. Газета призывала «лучшие передовые театры последовать их почину»19.

Отчеты о выступлениях театра им. Мейерхольда на предприятиях поместили и киевские газеты. 15 августа 1929 г. газета «Киевский пролетарий» рассказала на своих страницах о торжественной встрече, устроенной театру рабочей общественностью города. В газете «Вечерний Киев» за 23 августа было дано подробное описание культпоходов мейерхольдовцев на Краснознаменный завод (б. «Арсенал»).

О значении почина театра им. Мейерхольда для широкого рабочего зрителя тех лет лучше всего можно судить по оценке самих рабочих начинаний театра. Эта оценка выражена в отзывах, приветственных письмах и выступлениях, адресованных к театру от имени коллективов предприятий. «В эпоху великой стройки страны Советов, - говорилось, например, в «Свидетельстве театру им. Вс. Мейерхольда», выданным рабочим коллективом Киевского государственного кабельного завода им. Красина, - в дни культурной революции дело рабочих стало делом театра Мейерхольда. Театр им. Мейерхольда вписал вместе с рабочим классом в историю развития пролетарской культуры немало достижений. Сегодня в день посещения театром Мейерхольда кабельного завода, рабочий коллектив заявляет, что творчество театра было и будет достоянием рабочего класса»20. Эта же мысль проходит и через приветствие театру от рабочих киевского завода «Большевик»: «Мы, рабочие и служащие завода "Большевик», - заявлялось в нем, - горячо приветствуем присутствующих в нашей среде работников - пионеров пролетарского театрального строительства - государственного театра им. Вс. Мейерхольда. Высоко оценивая культурную ценность их достижений, мы всегда уверены в тесной нашей смычке с вами и в еще большем развитии пролетарского театрального искусства»21. Приведенные отзывы, хотя и своеобразные по своей лозунговой лексике и выражению, во многом свидетельствуют о признании самими рабочими близости к ним театра им. Мейерхольда, сумевшего завоевать их признание, о большой роли театра в развитии новых форм культурно-массовой работы в этот период.

Пример связи коллектива театра Мейерхольда с рабочим зрителем Харькова и Киева, его «опыт смычки актера с рабочим», осуществленный во время гастролей на Украине в 1929 году, приоткрывает одну из малоисследованных страниц в истории возникновения и развития новых, массовых форм культуры нашей страны советского периода. Влияние этого полученного театром опыта прослеживается не только в дальнейшем направлении рабо-

ты самих мейерхольдовцев, но и в формировании форм культурно-массовой работы всего советского театра среди рабочих. Выезды театральных коллективов на промышленные предприятия и в колхозы, «шефство» и другие формы сотрудничества, отличавшиеся большой оперативностью и мобильностью, стали впоследствии одним из постоянных направлений в деятельности советских театров. Все значение форм культурно-массовой театральной работы проявилось в годы Великой Отечественной войны в деятельности фронтовых театральных бригад. В послевоенные годы связи советского театра с массовым зрителем приобрели еще более многообразный характер. Выезды ведущих театров, театральных коллективов на крупнейшие новостройки, на предприятия, в колхозы и воинские части вошли в повседневную практику работы советского театра.

Таким образом, украинский опыт ГосТИМа, по внедрению новых форм культурно-массовой театральной работы в рабочей среде, несмотря на присущую им, подчас, прямолинейность и упрощенность, диктуемую особенностями времени, отвечал реальностям нового исторического периода, и уже потому его нельзя назвать негативным. Почин мейерхольдовцев свидетельствовал, что советский театр в период начала «индустриализации» и «реконструкции народного хозяйства», стремился по своему идти в ногу со временем, взаимодействовать с новыми формами массовой культуры, рождавшимися в ходе осуществления социалистического эксперимента. «Культпоход» театра Мейерхольда был в этом смысле общественным начинанием. Время, свободное от спектаклей, коллектив театра отдавал обслуживанию «культурных запросов» рабочего класса. «Культпоход» был развернут при поддержке рабочих организаций Харькова и Киева и имел целью «облегчить рабочему восприятие достаточно сложных для него театральных явлений, поднять театральную грамотность зрителя»22. Важнейшей задачей работы театра при этом ставилась подготовка зрителя, способного дать правильную оценку спектаклю и всей работе театра, поднятие культурного уровня рабочего зрителя. Театр сам шел навстречу зрителю и стремился «рассказать простыми понятными словами рабочему, крестьянину, красноармейцу, тому новому зрителю, для которого театр стал доступным, о поставленных театром задачах, приблизить зрителя к восприятию своего труда»23 Театр, таким образом, на деле становился не просто «средством агитации», идеологического воздействия, но и средством культурного и духовного воспитания широких слоев простых людей. Своими «культпоходами» на фабрики и заводы, «смычками» с рабочими сменами, выступлениями перед рабочими актеры театра Мейерхольда практически осуществляли лозунг: «искусство - трудящимся» и в этом смысле немало способствовали культурному образованию народа.

Однако, уникальные инициативы и заслуги Мейерхольда и его театра в развертывании массовой культурно-воспитательной и идеологической работы среди советских рабочих не спасли его позднее от расправы и трагического конца. Через 10 лет он пал жертвой совсем другой формы массовой «профилактически-воспитательной» работы той эпохи - жертвой массовых репрессий.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Луначарский А.В. Собрание сочинений: В 8-и т. М., 1964. Т. 3. С. 340

2. ГАРФ. Ф. 406. Оп. 12. Д. 2044. Л. 25-26.

3. Там же. Л. 20.

4. Там же.

5. Там же.

6. Там же. Л. 21.

7. Там же.

8. Там же.

9. Там же.

10. Там же.

11. Там же. Л. 17.

12. Там же. Л. 60.

13. Вечерний Киев. 1929.23 августа.

14. Там же.

15. Киевский пролетарий. 1929. 15 августа.

16. ГАРФ. Ф. 406. Оп. 12. Д. 2044. Л. 15.

17. Там же. Л. 16.

18. Там же.

19. Там же.

20. Там же. Л. 19.

21. Там же.

22. Там же. Л. 23

23. Там же.

FROM A HISTORY OF FORMATION OF SOVIET «MASS CULTURE» DURING INDUSTRIALIZATION (ON MATERIALS OF MEJERHOL'D THEATRICAL PERFORMANCES

ON UKRAINE IN 1929)

M.L.GAVLIN

Institute of the scientific information on social studies of the Russian Academy of Science, 51/21 NakhimovskyAve., Moscow,! 17997Russia

The article acquaints the reader with the process of formation and development of mass Soviet culture in conditions of rural population outflow from a village into urban building factories. The author reveals the positive processes of cultural structuring on an example of Mejerhol'd theatre activity on Ukraine in 1929. The first aim of the art workers those years was to increase the cultural level and the general literacy level of the Soviet population, to create the working theatre and to approach the theatre to the masses, to introduce the innovations into theatrical practice, the new repertoire on the new ideology basis. The basic forms of work of Mejerhol'd theatre were "the cultural campaigns" on factories, out concerts and meetings, «purposeful» working performances, reading of reports. Though these campaigns had strongly pronounced as political-ideological character and were carried out by command methods, but as a whole they had an enormous positive value and besides cultural education carried out a task of ideological education of the Soviet spectator. New forms of theatrical work not only have found the response in working collectives, but also became a model for formation of the subsequent daily work of the Soviet the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.