Научная статья на тему 'Из истории становления музыкального образования в Уфе в конце XIX начале ХХ века'

Из истории становления музыкального образования в Уфе в конце XIX начале ХХ века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
266
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вокально-хоровое исполнительство / музыкальное образование / инструментальное исполнительство

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Набиева Э. А.

Статья посвящена исследованию в сфере музыкальной культуры Башкортостана. Особое внимание уделяется истории формирования системы музыкального образования, приводятся не использованные ранее архивные документы, раскрывается история возникновения образовательных учреждений в Уфе, их роль в развитии вокально-хорового и инструментального исполнительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to researches in the sphere of Bashkortostan"s musical culture. Particular attention is paid to the history of formation of the musical education system the archival documents, which were not previously used, are presented. The author uncovers the history of origin of educational establishments in Ufa and their role in the development of vocal-choral and instrumental performance.

Текст научной работы на тему «Из истории становления музыкального образования в Уфе в конце XIX начале ХХ века»

Э. А. Набиева

ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УФЕ

В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Работа представлена отделом Новейшей истории Башкортостана ИИЯЛ УНЦ РАН. Научный руководитель - профессор, кандидат исторических наук С. А. Халфин

Статья посвящена исследованию в сфере музыкальной культуры Башкортостана. Особое внимание уделяется истории формирования системы музыкального образования, приводятся не

164

Из истории становления музыкального образования в Уфе в конце XIX - начале XX века

использованные ранее архивные документы, раскрывается история возникновения образовательных учреждений в Уфе, их роль в развитии вокально-хорового и инструментального исполнительства.

The article is devoted to researches in the sphere of Bashkortostan's musical culture. Particular attention is paid to the history of formation of the musical education system; the archival documents, which were not previously used, are presented. The author uncovers the history of origin of educational establishments in Ufa and their role in the development of vocal-choral and instrumental performance.

Музыкально-педагогическая деятель -ность в Уфе начала активизироваться в конце XIX в. Первому этапу развития музыкального образования была характерна частная преподавательская деятельность профессиональных музыкантов. Из воспоминаний преподавательницы уфимской музыкальной школы Е. А. Толстой мы узнаем, что в 1870-1880-е гг. XIX столетия среди преподавателей Уфы особо выделялись учителя музыки К. И. Игнатович (первый педагог знаменитой русской пианистки, уроженки Уфы Веры Тимановой), В. Д. Паршина (давала уроки вокала и игры на фортепиано Ф. И. Шаляпину1 в момент его первого приезда в Уфу). Позже частной музыкально-педагогической практикой были заняты В. И. Лисневская, А. И.Любимова, Н. Г. Богданова, О. И. Попова, С. Н. Соколова, Л. И. Асс. Многие из них получили довольно солидное образование по тому времени (в Петербурге и Москве) и с любовью передавали свои знания ученикам. Также, помимо частного преподавания, музыканты обучали музыке и пению воспитанников и воспитанниц учебных заведений Уфы.

Показателем совместной работы педагогов и воспитанников в стенах образовательных учреждений явились выступления учащихся. Например, в Уфимском епархиальном женском училище 16 июня 1881 г. состоялся Годичный Акт, в котором принимали участие воспитанницы училища, занимающиеся музыкой. Звучал хор воспитанниц и пьесы для фортепиано (на двух фортепиано в 8 рук «Польский танец» из оперы «Жизнь за Царя» Глинки и др.).

В день выпуска VI класса в газетах сообщалось, что на музыкальных вечерах «воспитанницы играли лучшее из того, что им было изучено во время пребывания в училище» 2.

В Уфимской мужской гимназии руководством отмечалось, что «... пение и музыка имеют важное значение для развития эстетического вкуса»3. Начало обучению гимназистов этому искусству было положено в 1888 г., когда из воспитанников, несколько знакомых с игрой на разных инструментах, сформировался небольшой оркестр. С 1890 г. гимназический оркестр уже с большим успехом выступал на ученических литературных и музыкальных вечерах. Необходимо отметить, что в Уфимской мужской гимназии большее внимание уделялось церковному хоровому пению. Гимназический хор часто выступал на музыкально-литературных вечерах.

В учебных заведениях Уфы организовывались также и любительские хоры (в двух мужских и двух женских гимназиях, реальном, коммерческом, епархиальном, четырехклассном городском училищах). Связа-но это было с тем, что из всех видов музыкального искусства вокально-хоровое исполнительство было наиболее доступным для многих. Репертуар обычно состоял из духовных и светских произведений.

Чаще всего хорами руководили священнослужители или музыканты без специального вокального образования, однако им удавалось обучать хористов пению. В конце 1890-х гг. в учебных заведениях преподавали учителя пения И. М. Тима-шевский, П. С. Юловский, В. И. Красов-

ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ский, Н. Т. Струков, Д. А. Нарциссов, И. П. Ишпайкин, П. П. Попов, К. Н. Винокуров, И. П. Райский, А. Г. Земнухов, С. Н. Соловьева, Т. И. Басенин и др.

В связи с недостатком профессиональных педагогов вопрос «О желательной постановке обучения пению и гимнастике в начальных школах» неоднократно рассматривался на съездах директоров и инспекторов народных училищ Оренбургского учебного округа. На одном из съездов было признано необходимым принять все меры по улучшению положения по обучению пению. Было решено устраивать специальные летние курсы по пению для учителей училищ; пение было также включено в число предметов на временных педагогических курсах. В ходе занятий на курсах разучивались церковные молитвы, школьные песни, гимны, народные песни. В последующие сезоны проводились летние педагогические курсы для учителей церков -ных школ Уфимской епархии, в которых также читались лекции по церковному пению и методике преподавания. Это давало возможность уделять должное внимание вокально-хоровому пению и созданию различных музыкальных коллективов в Уфе.

По инициативе прославленного писателя Галимджана Ибрагимова в стенах уфимского медресе «Галия» был создан кружок «Национальные мелодии, сцена и литература ». Из числа шакирдов был организован хор под управлением Ф. Агеева. Это был один из первых опытов создания национальных певческих коллективов в Башкортостане. Хоровое исполнение в основном было унисонным, но с элементами разделения на двухголосие, на теноров и басов4 . В годы учебы в медресе в хоре шакирдов пели будущие поэты С. Кудаш, Ш. Бабич и будущий композитор С. Габяши. Проникновение европейских традиций музицирования в среду шакирдов осуществлялось путем организации вокально-хоровых и инструментальных концертов под управлением бывшего профессора Варшавской консерватории В. Клеменца, который

преподавал по приглашению директора медресе 3. Камали.

Многое было сделано для развития музыкальной образования в Уфе музыкантами Уфимского отделения Императорского Русского музыкального общества (РМО). В 1913 г. были открыты музыкальные классы РМО. Здесь работали С. В. Перфильева-Борис, Г. Л. Бродский, С. И. Михневич, Б. Г. Гайсинский, О. Я. Абрамович. В 1915 г. по просьбе горожан классы возглавила талантливая пианистка М. И. Андржеевская, окончившая Московскую консерваторию и прибывшая в Уфу в середине 90-х гг. XIX в.

В 1918 г. был образован первый в Уфимской губернии профессиональный союз работников музыки «для объединения лиц, занимающихся музыкально-педагогической деятельностью на почве общих интересов культурно-просветительской работы в области музыки, а также для защиты их профессиональных и экономических прав»5. Устав был составлен преподавателями - учредителями союза В. И. Шиман-ской, В. П. Никольским, Н. Л. Генке, Р. По-душко, Е. М. Мелиоранским, М. В. Кугу-шевой, Л. Асс. Заседания правления союза педагогов музыки г. Уфы проходили два раза в месяц, общее собрание созывалось один раз в год. Союз существовал за счет членских взносов, доходов с предприятий союза, поступлений от концертов, лекций и прочих случайных поступлений.

1 марта 1919 г. в Уфе открылась общедоступная и бесплатная советская музыкальная школа, что явилось новым этапом в развитии музыкального образования Уфы.

В июне 1920 г. были открыты две музыкальные школы I и II ступеней. Проверка слуха и музыкальных способностей поступающих проходила в саду имени Луначарского на открытой сцене. В музыкальной школе, организованной в 1920 г., был собран преподавательский состав, немало сделавший и в отношении концертной деятельности. (А. Садовский - виолончель, Н. Фелициант и И. Носырев - скрипка, вокалисты А. Чернов и О. Абрамович, хор-

мейстер - Е. Мелиоранский, пианисты -М. Андржеевская, К. Айдарова, Л. Асс, С. Шапошникова, О. Данилевич, Е. Толстая, Е. Штегман и др.)

1 октября 1921 г. состоялось открытие музыкального техникума на базе музыкальных школ. При музыкальном техникуме функционировали подготовительное и основное отделения по следующим специальностям: фортепиано, сольное пение, скрипка. Заведующим музыкальным техникумом был назначен И. В. Салтыков, заведующей учебной частью - М. И. Андржеевская. Администрацией техникума была составлена «Программа» для обучения музыке, в которой учащиеся были разделены на 3 отдела: младший, средний, старший. Каждое

отделение состояло из 3 групп. Отчетом работы Башмузтехникума были общественно-показательные концерты, которые готовились силами учащихся.

Таким образом, в конце XIX - начале XX в. в Уфе начала складываться система музыкального образования. Русские музыканты, видные педагоги оказывали существенное влияние на становление и развитие музыкального образования в Уфе. Музыкальные коллективы, учреждения культуры, созданные людьми, преданными искусству и своему любимому делу, повлияли на дальнейшую педагогическую деятельность местных музыкантов, на становление композиторской и исполнительской школ Башкортостана.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Уфа - город, где состоялся дебют Федора Ивановича Шаляпина: первое в жизни сольное выступление на оперной сцене в партии Стольника в опере «Галька» С. Монюшко. 18 декабря 1890 г. стало началом профессиональной творческой деятельности певца. В память о Шаляпине в Уфе установлена мемориальная доска на здании бывшего Дворянского собрания.

2 Отчет о состоянии Уфимского Епархиального женского училища в учебно-воспитательном и экономическом отношении на 1900-1901 гг. Уфа, 1901. С. 130.

3 Поликарпов А. Краткий исторический очерк 75-летия Уфимской мужской гимназии. Уфа, 1904. С. 146.

4 Юмагузин В. Мансур Султанов - первый профессиональный музыкант из башкир // Ватан-даш. 1996. № 2. С. 170.

5 Научный архив Уфимского научного центра РАН. Ф. 16. Оп. 1. Д. 15. Л. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.