© 2003 г. Н.Л. Чепниян
ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ АДЫГЕЙСКОЙ ФИЛАРМОНИИ
Известный композитор и музыкально-общественный деятель Владимир Мессман, чья творческая биография непосредственно связана с культурой Адыгеи, отмечал ее огромные достижения в области музыкального искусства [1]. Стремительно развивалась система музыкального образования, включающая сеть музыкальных школ и школ-комплексов (музыкальных филиалов в общеобразовательных школах). В 1960 г. было открыто Майкопское музыкальное училище. Адыгейский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории проводил большую работу по сбору и изучению фольклора. Из Ленинградской консерватории и Московского театрального института им. A.B. Луначарского возвратились выпускники - посланцы Адыгеи, - поднявшие профессиональный уровень музыкального и театрального искусства в ней на новую высокую ступень. Однако концертной организацией, пропагандирующей музыкальную культуру Адыгеи, регулирующей деятельность исполнительских коллективов и отдельных солистов, не существовало. «Филармония объединит лучших представителей народного (самодеятельного) и профессионального искусства, будет способствовать их сближению и плодотворному взаимовлиянию, - писал В.Мессман. -Здесь нашли бы свое место, благоприятствующее творчеству, Умар Тха-бисимов, Алий Темизок, Кадырхан Ходжесау, Харис Мухамеджанов, Татлюстен Тазов, Борис Хаутов и многие другие» [1].
В качестве доводов, призванных доказать необходимость функционирования филармонии, В.Мессман называет обретение возможности обеспечить творческий рост национальных музыкальных кадров, организацию систематической пропаганды музыкальной культуры в лекционных и других формах, квалифицированный отбор репертуара и исполнительских сил, оживление концертной деятельности и проведение гастролей.
Первоначально в городе Майкопе в 1963 г. был организован Адыгейский филиал Краснодарской краевой филармонии. В 1964 г. при Адыгейском областном управлении культуры создано Концертно-эстрадное бюро (КЭБ) - самостоятельная хозрасчетная организация, практически выполнявшая филармонические функции. Были сформированы коллективы и штат исполнителей для проведения концертной деятельности; в специальных залах, клубах, домах культуры, садах и парках проводились симфонические, камерные, эстрадные концерты, литературно-музыкальные вечера. КЭБ привлекало к созданию соответствующего репертуара для тематических концертов драматургов, поэтов и композиторов, оказывало помощь коллективам художественной самодеятельности. В сферу его деятельности входили организация гастролей, проведение смотров, конкурсов, фестивалей в частности одного из самых популярных - Кубанской музыкальной весны, ставшей традиционной формой творческого
отчета профессиональных и самодеятельных коллективов и солистов.
В июле 1969 г. по договоренности с другими музыкальноконцертными организациями на Северном Кавказе был организован фестиваль эстрадного искусства. Об активности концертно-гастрольной жизни говорят следующие цифры: за период с 1963 по 1966 г. было проведено 1217 концертов и обслужено 303 тыс. зрителей.
В августе 1971 г. Краснодарским крайисполкомом, по согласованию с Министерством культуры РСФСР, было принято решение об организации в составе КЭБа Адыгейского ансамбля танца «Нальмес». Музыкальным руководителем ансамбля был заслуженный артист РСФСР К.Тлецерук, художественным руководителем и главным балетмейстером - заслуженный деятель искусств КБАССР Г.Гальперин. В ансамбле выросли замечательные солисты Марзиат и Мурадин Ходжаевы, Тагангуали и Азмет Баете, Интихам и Замира Мамиек, Адам Барчо, Нурбий Тхагапсов, Нур-бий Хасинов и др. Коллектив сразу заявил о себе очень ярко. В первые годы существования «Нальмес» начал активную гастрольную деятельность, объездил весь Северный Кавказ, побывал на Украине, одним из первых национальных коллективов выехал в Болгарию, Чехословакию и Японию.
В октябре 1972 г. КЭБ было преобразовано в Адыгейскую областную филармонию. У истоков ее деятельности стояли народная артистка РСФСР Г.Самогова, Р.Шеожева, И.Курашинов, Д.Блягоз, Д.Забелов, Л.Зеленский и др.
Помимо ансамбля «Нальмес» в 1972 г. при филармонии существовали эстрадный ансамбль «Орида», несколько концертных бригад, среди которых особый интерес представляла детская бригада «Буратино», программы которой составляли содержание основного репертуара детской областной филармонии, созданной в 1977 г. Репертуар включал такие разные по жанрам представления, как театрализованный музыкальный спектакль «Посвящение в юные музыканты», концерты-загадки, лекционные циклы «Как научиться слушать музыку» и др.
С 1979 г. в филармонии действует постоянный литературномузыкальный лекторий. Только в 1972 - 1977 гг. было дано около 25 тыс. концертов для более чем 6 млн слушателей.
Молодые коллективы и солисты быстро завоевывали известность, государственный ансамбль танца Адыгеи занял второе место во Всесоюзном конкурсе ансамблей народного танца. Артисты адыгейской филармонии были приглашены в Москву для выступления в Кремлевском Дворце съездов на концерте, посвященном 60-летию советской власти. Наконец, когда в 1977 г. в СССР проводились итоги работы филармонических организаций, молодая Адыгейская филармония заняла третье место.
Литература
1. Мессман В. Создать адыгейскую филармонию // Адыгейская правда. 1961. 31 янв.
Институт искусств Адыгейского государственного университета 2003 г.