УДК 94(47).084.8
Л. Э. Сутягина
Из истории рыбацкого Приладожья: село Кобона и окрестности
Санкт-Петербург создавался в тесной взаимосвязи с природными, экономическими, этническими и культурными ресурсами северо-запада России. В то же время строительство новой столицы оказало сильнейше влияние на весь регион. И в этом ключевая особенность формирования как Петербурга, так и территорий Ингерманландии, Санкт-Петербургской губернии, а впоследствии Ленинградской области. В 80 километрах от Санкт-Петербурга, при впадении реки Кобоны в Ладожское озеро, расположено старинное рыбацкое село Кобона. В документах Кобона часто упоминается как Кабона — по названию речки Кабонки, впадающей в Ладожское озеро1.
о м
™ Автор «Словаря географических названий Ленинградской области» С. В. Кис-
« ловский полагает, что гидроним «Кобона» происходит от финского названия «Ха-
бони», по-фински «Ьаара» — осина2. По мнению авторов сборника «Этнография
^ северо-запада России», изучавших Волкосарский полуостров, название р. Кабона
'§ происходит от прибалтийско-финского «Ьарапа» — «кислый», «гнилой»3. Гео-
си графически село Кобона находится на территории Волкосарского полуострова,
^ вдающегося в Ладожское озеро с юга, и ограниченного с запада бухтой Петрокре-
§ пость, а с востока — Волховской губой. Речка Кабонка и поселения ладожских
^ рыбаков — «непашенных ловцов» упоминаются в Новгородской окладной пис-
| цовой книге за 1500 г.4 В писцовой книге за 1569 г. в Кобоне значится деревянная
& церковь в честь мучеников Флора и Лавра, покровителей скотоводства5.
^ Строительство Петровского Ладожского канала в 1719-1732 гг., водная мао
Й гистраль которого пролегла через кобонские земли, сыграло особенную роль
в дальнейшем развитии деревенской жизни. В начале XVIII в. новой столице Российской империи постоянно требовались лесоматериалы, песок, строительный камень, продовольствие. Необходимость «канавушки Ладожской», как называли ее в народе, была обусловлена опасным судоходством на Ладожском озере. «Ладожское озеро весьма часто от ветров в ужасное приходит волнение, которое превосходит, кажется, колебания большого моря»,— писал академик Николай Озерецковский в 1785 г.6 Идея строительства обводного канала принадлежала Петру Великому, торжественно открывшему начало работ 22 мая 1719 г. Ладожский канал длиной 104 версты связал внутренние земли России с Петербургом и Балтикой. Ладожский канал стал третьей по масштабу, после Петербурга и Кронштадта, стройкой петровской эпохи.
Народная память сохранила песни бурлаков, выполнявших тяжелые работы по рытью Ладожского канала:
По утро та было раным рано, На заре то было на утренней, На восходе краснова солнышка, Что гуси братцы и не лебеди, Со лузей, озер подымалися, Поднималися добрые молодцы, Добрые молодцы люди вольные, Все бурлаки понизовые, На канавушку на Ладожску, На работушку государеву; Провожают их добрых молодцов, Отцы, матери, молоды жены, И со малыми со детками7
Несмотря на то что Петр не жалел денежных средств и человеческих ресур- ^ сов на канальные работы, дело продвигалось настолько медленно, что к 1723 г. з канал был прорыт лишь до деревни Дубно, на 12 верст. Проведенный смотр ^ канальных работ выявил 6146 больных и только 2138 здоровых работников. ^ 1658 умерших похоронили на берегах строящегося канала8. Недовольный хо- с дом дел царь Петр отстранил от работ полковника Г. Г. Скорнякова-Писарева. Л В 1723 г. окончание строительства Ладожского канала было поручено госуда- ^ рем Бурхарду Христофу фон Миниху (1683-1767). Миних учел периодиче- '§ ские колебания уровня воды в озере и предложил усовершенствовать проект ^ строительства системой бейшлотов, резервов и шлюзов. Для того чтобы судоходство в канале стало возможным, уровень воды там должен быть на два метра выше, чем в Ладожском озере. Такого положения можно было достигнуть только созданием системы гидротехнических сооружений. Предложение °г Миниха было принято.
оо
18 апреля 1728 г. в Кобоне торжественно открыли шлюз для выпуска судов из канала в Ладожское озеро; укрепили берег от сползания водоносных грунтов. Водный путь по каналу от Новой Ладоги до Кобоны начал действовать9. Вдоль течения канала между речкой Кобонкой и рекой Волхов были устроены специальные водохранилища — «резервы», которые использовали для поддержания достаточного уровня воды в канале (на 2 м выше уровня Ладоги)10.
Известно, что каждые 7 лет вода в Ладожском озере пребывает и затем 7 лет убывает. Академик Н. Озерецковский, совершивший путешествие по озерам Ладожскому, Онежскому и Ильменю в конце XVIII в. писал об особенных свойствах Ладоги и необходимости системы ладожских каналов, связавших Онегу и Ладогу безопасными водными путями11. В своем описании Ладожского канала он упоминает о том, что на 44 версте в Кобоне был построен каменный водоспуск о «двух арках»12. На протяжении 150 лет канал играл важнейшую роль в торговых грузоперевозках.
К середине XIX в. пропускная способность Староладожского канала становится явно недостаточной. Канал обмелел, засорился, а шлюзы не справлялись с поддержанием достаточного уровня воды для парового флота. В 1866 г. Александр II на большом катере торжественно открыл водный путь по новому Ладожскому каналу, получившему его имя. Александровский канал построили уже без каких-либо гидротехнических сооружений, как когда-то и мечтал царь Петр. Вода в канале поддерживалась за счет его глубины и ширины13. Новоладожский канал и по сей день остается судоходной магистралью.
Каналы и гидротехнические сооружения обслуживал и охранял Ладожский канальный батальон. Для военнослужащих батальона в Кобоне построили 2-этажную караулку. Необходимость такого воинского подразделения объяснялась не только охраной водных путей, но и тем, что в навигацию увеличивалось население Новоладожского и Шлиссельбургского уездов за счет лю-2 дей, сопровождавших суда по бечевнику вдоль каналов. Бечевые тракты, или бечевники, как их часто называли, использовались вдоль водных магистралей ^ для удобства перевозки грузов, чтобы было можно проводить суда лошадьми « вплоть до пристани. Жители Приладожских деревень Липки, Бугры, Лаврово, Кобона, Черное, Дубно занимались проводкой судов по ладожским каналам. ^ Суда тянули в зависимости от их размеров от одной до четырех лошадей. Осо-5§ бенно тяжело было проводить барки, груженые сеном и хлебом, так как их ча-& сто прибивало к берегам каналов.
Ци Труд народа на Ладожских каналах был тяжелый, а питейных заведений £ вдоль каналов от Новой Ладоги до Шлиссельбурга было достаточно14, в силу ® этого Ладожский канальный батальон немало сил прилагал к соблюдению § порядка.
^ В начале XVIII в. землями по берегам Ладоги владел главный строитель ^ первого Петровского канала генерал-лейтенант Б. Х. фон Миних. В 1723 г. по-£ строили Кобонский путевой дворец для царя Петра, осматривавшего строи-С
тельство Ладожского канала осенью 1724 г. Петр I вместе с Минихом проплыл на специальном ботике по готовой части канала (примерно на 20 верст) от Новой Ладоги до деревни Дубно и обратно15. В 1785 г., возвращаясь из Вышнего Волочка, императрица Екатерина II отобедала в путевых дворцах в Новой Ладоге, Кобоне и Шлиссельбурге 16. Но уже к началу XIX в. путевой дворец в Ко-боне сильно обветшал и в 1846 г. был разобран17. Этому предшествовала работа комиссии Санкт-Петербургской казенной палаты по осмотру подобных сооружений в Новой Ладоге, Шлиссельбурге и Кобоне в 1833 г. Комиссия сообщила, что «дворец в Кобоне о 12 покоях» находится в плохом состоянии, но хотя решение о его разборке и было принято, дело затянулось на 13 лет 18.
С середины XVIII в. село Кобона относилось к Новоладожскому уезду Санкт-Петербургской губернии. Жители Кобоны и окрестных деревень занимались рыболовством, земледелием, деревообработкой, лесным хозяйством, обслуживали Мариинскую речную систему. Для жителей Приладо-жья рыбная ловля была одним из основных занятий. В чистой ладожской воде ловили лосося, осетра, стерлядь, форель, угря; около 50 видов рыбы встречалось в водах Ладоги и прилегающих рек. Наиболее состоятельные рыбаки арендовали тони — места, в которых они прикармливали и ловили рыбу. У каждого рыболова была своя лодка и снасти19. На песчаных и каменных мелководьях Ладоги скапливались в большом количестве ерши, которых использовали для приготовления клея, а также шли в пищу малоимущим жителям Петербурга. В Кобоне и окрестностях проживали «крестьяне, военные, купцы, мещане и прочие обыватели», как сообщают нам клировые церковные ведомости Новоладожского уезда20. Дома на селе стояли вдоль каналов и речки Кобоны, что объяснялось значимостью водных пространств и имело утилитарное значение. Каждый дом — пристань, а его жильцы, независимо от занятий и промысла, имели лодку и выходили в Ладогу. Так было всегда, со старинных времен.
В 1843 г. по Ладожскому каналу прошло 29 971 судно и 8866 плотов, оборот грузов составил 47 766 руб. серебром21. Возросшая интенсивность движения
о
грузов по Ладожским каналам во второй половине XIX в. сказывалась на заня- С! тиях населения ладожских сел и деревень, обслуживающих судоходство. Сле- 21 дует учитывать тот фактор, что земледелие в этих краях не приносило особых доходов. Н. М. Кутепов так характеризовал эти территории: «...суровость кли- |
мата и неблагодарная почва земли представляют вообще главные препятствия ^
22 ° в наилучшем развитии здесь земледелия»22. -с
Согласно материалам архивного фонда «Строений Санкт-Петербургской губернии до 1917 г.», с 1796 г. село Кобона с пустошами принадлежало графи- ^ не Екатерине Алексеевне Мусиной-Пушкиной, урожденной Волконской, жене ^ графа Алексея Ивановича Мусина-Пушкина23. Она была рачительной хозяй- § кой и уделяла внимание своим имениям и хозяйству. Графиня сама занималась кобонскими делами, в том числе и принадлежащим ей лесопильным заводом24. я
В XIX в. вотчину Кобону с 399 душами крестьян унаследовал сын Алексея Ивановича генерал-майор от кавалерии Иван Алексеевич Мусин-Пушкин25.
В середине XIX в. землями в Кобоне владели статская советница княгиня Александра Ивановна Мещерская и ее сын, гвардейский подпоручик князь Ва-сили Сергеевич Мещерский, поверенный в делах Кобоны26. Александра Ивановна приходилась внучкой А. И. Мусину-Пушкину.
В октябре 1889 г. губернский строительный комитет остановил работу лесопильного завода, так как высота заводского здания не соответствовала высоте заводских котлов. Граф И. А. Мусин-Пушкин обратился к петербургскому губернатору с просьбой разрешить работу завода, обещая исправить весной будущего года все несоответствия. Губернский механик Цыхановский сообщал в строительный комитет и полицейское управление об отсутствии стены между котельной и самим предприятием, а также о несоответствии размеров котельной завода и котлов. 22 января граф Иван Александрович дал расписку о том, что к 15 июля 1890 г. исправит неполадки. Рассмотрев просьбу И. А. Мусина-Пушкина, строительный комитет разрешил возобновить работу завода летом 1890 г. 25 июня 1890 г. дело закрыли, и завод графа И. А. Мусина-Пушкина заработал 27.
К концу XIX в. на трех лесопильных заводах в окрестностях села Кобона работало около 200 человек28. В 1899 г. в Кобонском приходе состояли село Кобона, деревни Низово, Леднево, Лаврово, Лава, Ручьи (414 дворов, 937 мужчин, 1038 женщин). В этих деревнях имелись лавки, постоялые дворы, трактиры, врактически в каждой была или часовня, или приходская церковь. В деревне Низово ежегодно проводилась ярмарка. К концу XIX в. в Кобоне было 77 дворов и проживало 304 человека29; в приходе действовало 3 школы для крестьянских детей30.
Обычно по берегам рек и озер храмы строились в честь Николая Чудот-2 ворца — покровителя мореплавателей, рыбаков и путешествующих. Согласно клировым ведомостям духовной консистории, к 1764-1765 гг. жители Кобоны ^ посещали деревянную пятиглавую церковь с колокольней в честь Святителя « Николая31. Этот храм сгорел в 1815 г. С 1820 по 1821 г. при старании священника Стефана Алексеева был возведен каменный храм во имя св. Николая Чудот-^ ворца с приделами в честь св. апостолов Петра и Павла и Параскевы Пятницы. 5§ Постройка обошлась прихожанам в 19 тыс. руб.32 Из этих денег 10 тыс. руб. у одолжила комиссия духовных училищ. Церковь «каменная, однопрестольная в была построена на средства прихожан и добровольные пожертвования. К хра-£ му приписано 7 часовен». Церкви принадлежал дом, в котором жил настоятель ® храма. В строительстве Никольской церкви принимал участие «доброхотный § податель» купец Филатов33. Священник Стефан Алексеев приложил много сил ^ для строительства храма34.
В 1860-1861 гг. по указу духовной консистории от 13 июня 1860 г. за № 3153 £ осуществлялась реконструкция Никольской церкви35. Были уничтожены боС
ковые приделы, оставили один престол. Над центральной частью разместили декоративное пятиглавие. В то время в моде был «русский стиль», поэтому архитектурную обработку стен храма изменили. Обновлением церкви, проектными работами, сметой занимался известный петербургский архитектор, профессор Академии художеств М. А. Щурупов (1815—1901 )36. Работы обошлись в 2924 руб. 30 коп. серебром. 613 руб. 50 коп. собрали по книжке прихода37. Реконструируя Никольскую церковь, Щурупов оставил классический четырехколонный портик и многоярусную колокольню, построенную в 1821 г. Это решение архитектора было продиктовано своеобразным ландшафтом. Горизонтальная гладь Ладожских каналов и Ладожского озера подчеркивает и усиливает эффект устремленности к небу храма во имя святителя Николая Чудотворца38. В середине XIX в. Священный Синод официально разрешил массовое строительство церквей, стилизованных под каменные храмы прошлых столетий. Щурупов был современником и участником этих событий, поэтому к строительству храма в Кобоне относился как к обычной, достаточно типовой культовой постройке 39.
Церковное убранство храма, монументальная настенная живопись, росписи несущих опор, иконостас были характерны для православных церквей середины XIX в. Из епархиальных сборников и справочников Санкт-Петербургской губернии известно, что в церкви святителя и чудотворца Николая хранились остатки оловянных сосудов, найденных местной крестьянкой в колодце среди поля в 1830 г. Семья Мусиных-Пушкиных подарила храму «сребропозлащен-ный крест» и сосуды, о которых упоминают приходские клировые ведомости40. Практически не сохранилось описаний и изображений внутренних интерьеров храма в Кобоне. Об имуществе храма и внутреннем убранстве мы можем судить по отдельным историческим источникам и воспоминаниям старожилов Кобоны, с которыми автор беседовала летом 2002-2003 гг. в ходе реставрационных работ по возрождению Никольской церкви. Полевые записи и наблюдения были необходимы для реставрации церкви, создания краеведческих фондов музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда», курировавшего проект 22 восстановления храма. На основе полевых записей и работы в ЦГИА Санкт- С! Петербурга в 2002-2003 гг. сложился личный архив автора по истории села 21 Кобона и Южного Приладожья.
По воспоминаниям коренных жителей Кобоны Александра Степановича | Лангова и Евдокии Васильевны Поляковой, храм освещали серебряные под- ^ свечники и два паникадила внушительных размеров41. Иконы с изображением -с Богородицы, Спаса, Святой Троицы, Николая Чудотворца располагались в киотах. Один из 12 колоколов весил 120 пудов. Храм Николая Чудотворца отли- ^ чался богатым убранством и благолепием. А. С. Лангов, хорошо знающий исто- ^ рию родного села, рассказывал, что во второй половине XIX в. был поставлен § на колокольне храма новый, очень необычный крест. Крест держался на шаре, а его середина была заполнена гранеными стеклышками. Благодаря эффекту я
преломления солнечных лучей крест сверкал, как бриллиант. Необычный крест стал своеобразным маяком для ладожских рыбаков. Устанавливал его на Никольской церкви церковный староста Иван Васильевич Харьков42.
Летом 1937 г. решением Леноблисполкома Никольская церковь была закрыта43. Следы храмовых святынь теряются после 1937 г., как, впрочем, и всего церковного имущества. Драгметаллы и часть колоколов увезли в неизвестном направлении. Иконы закрыли в сарае, который через некоторое время сгорел. Некоторые из колоколов утопили в канале. Священника Якова Чулкова44 (жители села вспоминали его как Якова Щулкова) расстреляли, его сыновей отправили в лагеря. Сельчанам известно, что сыновья священника Чулкова воевали на фронте, однако после войны их след теряется.
В Кобоне и окрестностях проживало немало богатых купцов, часто жертвовавших деньги на храм, строили на свои средства часовни. Новоладожский купец Илья Грибанов на свои средства построил часовню в честь Крестовозд-вижения у старинного колодца, где в 1830 г. были найдены древние оловянные сосуды45. На протяжении почти полутора столетий священники церкви Николая Чудотворца жили в собственных домах, у них имелось 33 десятины земли, 12 десятин — сенокос, 8 десятин — пахота, 13 десятин — лес и дороги. Границы прихода: на востоке — мыза Матовая и Верола, на западе — Ладожское озеро, на севере — село Чёрное, на юге — село Лукинское 46.
Деревянные часовни существовали в деревне Низово — в честь Параскевы Пятницы; в деревне Леднево — в честь апостолов Петра и Павла; в Кобоне — Никольская часовня и часовня в честь Крестовоздвиженья; в деревнях Лаврово и Ручьи — две часовни47. Рядом с Никольской церковью был дом причта и большой яблоневый сад. Дом представлял собой 2-этажную постройку с мансардой. От дома к храму вела дорожка, вымощенная плитами и обсаженная липами.
Из епархиальных сборников и справочников Санкт-Петербургской губер-2 нии известны имена многих священнослужителей Никольской церкви. Но, пожалуй, больше всего жители Кобоны запомнили священника Стефана Алексее-^ ва, осуществлявшего постройку каменного храма, Федора Ильича Боголюбова « и Петра Александровича Лебедева, преподававшего в церковно-приходской
ей
сельской школе в начале XX в. (Двухэтажное здание 3-классной школы по-^ строили в начале XX в. на средства ладожских купцов. В этой школе препода-5§ вал священник П. А. Лебедев, о котором часто вспоминают старожилы села48). у Карьеру священнослужителя Стефан Алексеев начал в 1784 г. пономарем а церкви архангела Михаила Михайловского погоста Новоладожского уез-° да. Позже он был рукоположен в сан иерея и служил в Новой Ладоге в Ни® кольской церкви. С 1805 г.о. Стефан принял Кобонский приход. Именно его § стараниями строится каменный Никольский храм в Кобоне в 1820-1821 гг.49 ^ Протоиерея Федора Ильича Боголюбова за ревностное и честное отношение к службе Санкт-Петербургская епархия наградила фиолетовой скуфьей, бар-£ хатной камилавкой и бронзовым крестом на Владимирской ленте. Помимо С
выполнения духовных и молитвенных обязанностей, о. Федор занимался составлением сельской летописи и вел климатические наблюдения для Русского географического общества50. Протоиерей Федор безвозмездно обучал сельских ребятишек грамоте 51.
В клировых ведомостях Санкт-Петербургской епархии за 1904 г. читаем, что в Никольской церкви села Кобона служил Петр Александрович Лебедев, сын псаломщика Петербургской епархии52. П. А. Лебедев обучался в Петербургской духовной семинарии, после чего в 1875 г. был направлен в Покровскую Преображенскую церковь Новоладожского уезда. В 1896 г. он получает должность учителя церковно-приходской школы, а в 1898 г. определен на священство в Никольскую церковь села Кобона. Рукоположен в священники архиепископом финляндским и выборгским Антонием 21 июня 1898 г. П. А. Лебедев преподавал в школе закон Божий. Указом № 3231 по Санкт-Петербургской духовной консистории его назначили членом строительной комиссии по постройке церкви в Лаврово. За добросовестную службу он был награжден фиолетовой скуфей, набедренником и грамотой от епархии53.
В страшные годы блокады Ленинграда рыбацкая деревня Кобона стала важнейшим пунктом эвакуации населения и продовольственным портом на Ладожском озере. Ленинградцы навсегда запомнили Кобону, где в 1941-1943 гг. был главный эвакопункт на Дороге жизни. Неоценимую помощь в организация ледовой дороги по Ладоге оказали рыбаки, веками накапливавшие знания об изменчивом нраве озера54. Ледовую коммуникацию решили проложить довольно близко от позиций противника — всего в 12-13 км, в южной части Шлиссельбургской губы, так как лед здесь более прочный, чем в других частях озера. Длина ледовой дороги оказалась наименьшей — всего 30 км.
22 ноября 1941 г. на восточный берег, в Кобону въехали 60 автомобилей. На следующий день первая автоколонна двинулась в обратный путь. Лед был еще настолько хрупким, что в кузов полуторатонной машины ЗИС-5 грузили не более 5-6 мешков муки. Не все машины достигли цели, но первый дар ледовой дороги составил 33 т хлеба. Так родилась знаменитая Ладожская военно-ав- 22 томобильная магистраль — ВАД № 101, позже ВАД № 102. С этой дорогой были С! связаны жизнь ленинградцев, а также жизнь и боеспособность войск фронта. 21 В течение пяти месяцев ни днем, ни ночью, в пургу и в лютый мороз, невзирая на жестокий огонь врага, ни на минуту не прекращалось движение по Дороге | жизни, шел транспорт с бесценными грузами для Ленинграда. 22 января 1942 г. ^ Государственный комитет обороны принял постановление об эвакуации 500 тыс. -с жителей Ленинграда. Путь ленинградцев по ледовой дороге из Осиновца в Ко-бону — незабываемая страница ленинградской блокады. Зачастую людей пере- ^ возили в открытых машинах, даже в сильный мороз. Не все могли выдержать ^ подобное путешествие. Огромное мужество и выносливость проявляли шоферы, § работавшие на самом тяжелом и опасном участке — ледовой трассе. Под бомбежкой здесь негде было укрыться, и машины шли над студеной пучиной. я
Рыбацкая Кобона на восточном берегу Ладоги принимала блокадников. Люди задерживались в Кобоне на двое-трое суток в ожидании отправки на Большую землю, а многие оставались под открытым небом. Для эвакуированных пришлось приспособить не только помещения двухэтажной школы и сельсовета, но и здание старинной церкви. Храм был практически единственным местом, дававшим возможность укрыться от немецких бомбежек и суровых ладожских ветров. За крепкими церковными стенами изможденных ленинградцев кормили; больным оказывали медицинскую помощь, а затем отправляли вглубь страны. Никольская церковь стала своеобразным символом спасения на Дороге жизни из блокадного Ленинграда на Большую Землю.
Деревня насчитывала к тому времени не более 80 дворов, все они оказались переполнены. Очевидцы вспоминают, что «церковь была набита битком». Сотрудникам эвакопункта приходилось буквально на руках носить истощенных людей, прибывавших из блокадного города, помогать им с багажом. Для детей, потерявших родителей в дороге, был оборудован детский приемник при санчасти. После многочасового пути истощенные ленинградцы получали здесь горячую пищу и сухой паек в дорогу. По питательным карточкам также выдавали и кипяченую воду — по поллитра на человека. Это непривычное «изобилие» до сих пор остается одним из важнейших эпизодов в благодарных воспоминаниях о Кобоне. А часто случалось и так, что многие из изголодавшихся людей уже неспособны были переварить пищу, которая оказывалась для них смертельной, они остались лежать здесь в братских могилах55.
В тяжелых зимних условиях в кратчайшие сроки, в непосредственной близости от неприятеля были продолжены железнодорожные пути от станции Войбокало до Кобоны. Теперь железнодорожные составы смогли вплотную подходить к озеру. Кобона огласилась гудками паровозов, вокруг деревни на большом пространстве выросли наскоро сколоченные складские помеще-2 ния, навесы, обтянутые колючей проволокой площадки, где лежали горы меш-
о
ков с крупой, мукой, зерном. Запасы продовольствия для Ленинграда оказа-^ лись сосредоточены в Кобоне.
« В 1944 г. Кобона вернулась к мирной жизни. Трагично, но до сих пор неиз-
ей
вестно, сколько же ленинградцев, преодолевших ледовый путь через Ладогу,
^ спаслись. А многие остались лежать в братских могилах деревенских кладбищ
5§ Кобоны и Лаврово, по берегам Ладоги и ладожских каналов. Глеб Горышин
у приводит цифру 1 млн 700 тыс. ленинградцев, эвакуированных по Дороге жиз-
ЦЧ ни через Кобону56. Сегодня это предмет научных споров. Но бесспорным оста-
£ ется тот факт, что рыбацкая Кобона спасала Ленинград.
® В деревне Кобона, в двухэтажном здании школы, работал музей Дороги жиз-§ ни, образованный как филиал музея-заповедника «Прорыв блокады Ленингра-^ да». По инициативе директора музея Веры Ивановны Поздняковой был создан общественный фонд с целью сбора средств на восстановление церкви св. никоей лая Чудотворца. С 1998 г. на пожертвования ленинградцев и жителей области С
в Никольской церкви ведутся реставрационные работы. Архивы и литература, к сожалению, дали мало информации по памятнику. Самостоятельно был восстановлен внешний декор храма, произведены ремонтные работы, осуществлен дренаж. Восстановлены полы, купол, кресты, в том числе уникальный крест со стеклянными пазами. Старый, искореженный крест XIX в. хранился в семье жителя села Н. С. Харькова с 1930-х гг. 8 сентября 2003 г., в день памяти начала Ленинградской блокады, были установлены колокола на Кобонском храме.
К великому сожалению, в мае 2010 г. музей Дороги жизни в Кобоне сгорел. Погибли мемориальные вещи поэта А. Прокофьева, макет военной Кобоны, экспонаты ледовой дороги. Благодаря блокадникам, ветеранам Великой Отечественной войны, общественности, ленинградцам-петербуржцам, морякам Балтийского флота удалось убедить правительство Ленинградской области в том, что музей Дороги жизни в Кобоне надо восстановить. Сегодня этот музей живет новой жизнью, сохраняя память не только о военных событиях, но и об истории Южного Приладожья.
1 Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга. (далее — ЦГИА СПб). Ф. 262. Оп. 14. Д. 435. Л. 12.
2 Кисловский С. В. Знаете ли вы? Словарь географических названий Ленинградской области. Л., 1968. С. 55.
3 Гадло А. В., Верняев И. И., Егоров С. Б., Чистяков А. Ю. Этнография северо-запада России. СПб., 2004. С. 97.
4 Щербович С. М. Этот знакомый и незнакомый Кировский район. СПб., 2007. С. 193.
5 Берташ А. В., Векслер А. Ф. Новая Ладога. СПб., 2004. С. 132.
6 Озерецковский Н. Путешествие по озерам Ладожскому, Онежскому и вокруг Ильменя. СПб., 1812. С. 22.
7 Очерки истории России. XVIII в. Первая четверть. М., 1954. С. 707.
8 Щербович С. М. Этот знакомый и незнакомый Кировский район. СПб., 2007. С. 43-46.
9 Берташ А. В., Векслер А. Ф. Новая Ладога. С. 132.
10 Гадло А. В., Верняев И. И., Егоров С. Б., Чистяков А. Ю. Этнография северо-запада России. С. 92.
11 Озерецковский Н. Путешествие по озерам Ладожскому, Онежскому и вокруг Ильменя. С. 10, 44-45, 549-551.
12 Там же. С. 552-554.
13 Горелов А. А. К истории русских каналов в XVIII в.: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Л., 1949; Берташ А. В., Векслер А. Ф. Новая Ладога. С. 44-45.
14 Кутепов Н. М. Памятная книга по Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1899. С. 398.
15 Берташ А. В., Векслер А. Ф. Новая Ладога. С. 39.
16 ЦГИА СПб. Ф. 206. Оп. 2. Д. 351. Л. 5-7. Д
17 ЦГИА СПб. Кобона деревня, планы, книги. 1809 г. Ф. 262. Оп. 14. Ед. хр. 435. Л. 12. 13
18 ЦГИА СПб. Ф. 206. Оп. 2. Д. 351. Л. 5-7. -д
19 Щербович С. М. Этот знакомый и незнакомый Кировский район. С. 46-47. -2
20 ЦГИА СПб. Фонд 19.ол. 113.Д.4032.С.79. д
21 Кутепов Н. М. Памятная книга по Санкт-Петербургской епархии. С. 398.
22 Там же. С. 398. £
23 ЦГИА СПб. Об утверждении в правах владения помещика А. И. Мусина-Пушкина £ на недвижимость по закладным помещицы Елены фон Розенталь. 1788 г. Ф. 17.09. Оп. 1. Д. 639. Л. 12.
24 ЦГИА СПб. Ф. 262. Оп. 14. Д. 435. Л. 12.
з
25 Там же. Оп. 6. Д. 417. Л. 1-29.
26 Тамже. Оп. 14. Д. 435. Л. 12.
27 ЦГИА СПб. Ф. 256. Оп. 17. Д. 91; Ф. 262. Оп. 418. Д. 435. Л. 3.
28 Щербович С. М. Этот знакомый и незнакомый Кировский район. С. 195.
29 Волости и важнейшие селения Европейской России. Вып. VII. Губернии Приозерной группы. СПб., 1885. С. 86.
30 Кутепов Н. М. Памятная книга по Санкт-Петербургской епархии. С. 370, 398-399.
31 ЦГИА СПб. Кобона деревня, планы, книги. 1809 г. Ф. 262. Оп. 14. Д. 435. Л. 12; Там же. 1765 г. О постройке деревянной Никольской церкви. Ф. 19. Оп. 13. Д. 277.
32 ЦГИА СПб. Клировые ведомости церквей Новоладожского уезда за 1820 г. Ф. 19. Оп. 113. Д. 544. С. 19-21.
33 Кутепов Н. М. Памятная книга по Санкт-Петербургской епархии. С. 398.
34 ЦГИА СПб. Клировые ведомости за 1862 г. СПб епархии Новоладожского уезда. Ф. 19. Оп. 113. Д. 1891.
35 Отчет Императорской Академии художеств с 4 сентября 1860 года по 3 сентября 1861 года. СПб., 1861. С. 72.
36 Яковлев Н. А. Михаил Щурупов. СПб., 2001. С. 96-97.
37 Отчет Императорской Академии художеств с 4 сентября 1860 года по 3 сентября 1861 года. С. 72.
38 Сутягина Л. Э. Храм старины удивительный, белоколонный // Герценовские чтения. Актуальные проблемы социальных наук. СПб., 2003. С. 42.
39 Булкин В. А. Введение во храм. СПб., 1997. С. 52.
40 ЦГИА СПб. Клировые ведомости церквей Новоладожского уезда за 1820 г. Ф. 19. Оп. 113. Д. 544; Ф. 262. Оп. 418. Л. 3.
41 Личный архив автора. 2003.
42 ЦГИА СПб. Клировые ведомости Санкт-Петербургской епархии. 1904 г. Ф. 19. Оп. 113. Д. 4052..
43 ЦГИА СПб. Ф. 7179. Оп. 10. Д. 1416. Л. 32-35.
44 Щербович С. М. Этот знакомый и незнакомый Кировский район. С. 196.
45 Кутепов Н. М. Памятная книга по Санкт-Петербургской епархии. С. 398.
46 ЦГИА СПб. Клировые ведомости Санкт-Петербургской епархии. Ф. 19. Оп. 113. Д. 1891. С. 1.
47 Там же.
^ 48 ЦГИА СПб. Клировые ведомости Санкт-Петербургской епархии. 1904 г. Ф. 19. Оп. 113. 5 Д. 4052.
49 Клировые ведомости церквей Новоладожского уезда за 1820 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. ™ Оп. 113. Д. 544. С. 19.
^ 50 Клировые ведомости Санкт-Петербургской епархии. 1859 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. | Оп. 113. Д. 1738. С. 92-97. £ 51 Там же. 1862 г. Ф. 19. Оп. 113. Д. 1891. С. 5. * 52 Там же. 1904 г. Ф. 19. Оп. 113. Д. 4052. « 53 Там же. Л. 2.
« 54 Фоченкова М. Я. Историческая справка по Дороге жизни. 1941-1944 гг. Архив музея-^ заповедника «Прорыв блокады Ленинграда». Кировск, 2001. С. 2-5. ^ 55 Сутягина Л. Э. История Ладожской водно-ледовой коммуникации (1941-1943 гг.) как н фактор сохранения коллективной исторической памяти // Русское поле. Красноярск, 2016. № 9-10. С. 91-111. Горышин Г. Ладога. М., 1989. С. 14.
8 2016. № 9-10. С. 91-111. «
а «
о ^
^ \о
References
BERTASH A. V., VEKSLER A. F. Novaya Ladoga. [New Ladoga. In Russ.]. St Petersburg, 2004.
BULKIN V. A. Vvedenie vo hram. [Introduction to the temple. In Russ.]. St Petersburg, 1997.
FOCHENKOVA M. Ya. Istoricheskaya spravkapo Doroge Zhizni. 1941-1944 gg. [Historical information about Road of Life. In Russ.] // Arhiv muzeya-zapovednika «Proryv blokady Leningrada». Kirovsk, 2001.
GADLO A. V., VERNYAEV I. I., EGOROV S. B., CHISTYAKOV A. Yu. Ehtnografiya severo-zapada Rossii. [Ethnography of the northwest of Russia. In Russ.] St Petersburg, 2004.
GORELOV A. A. K istorii russkih kanalov v XVIII v. Avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. [About the history of the Russian channels in the 18th century. In Russ.] Leningrad, 1949.
GORYSHIN G. Ladoga. [Ladoga. In Russ.] Moscow, 1989.
KISLOVSKIJ S. V. Znaete li vy? Slovar' geograficheskih nazvanij Leningradskoj oblasti. [Whether you know? Dictionary of place names of the Leningrad region. In Russ.] Leningrad, 1968.
KUTEPOV N. M. Pamyatnaya kniga po Sankt-Peterburgskoj eparhii. [A book of remembrance at the diocese of St. Petersburg. In Russ.] St Petersburg,1899.
Ocherkipo istorii Rossii. XVIII v. Pervaya chetvert'. [Essays on the history of Russia. 18th first quarter. In Russ.] Moscow, 1954.
Otchet Imperatorskoj Akademii Hudozhestv s 4 sentyabrya 1860 goda po 3 sentyabrya 1861 goda [Report of the Imperial Academy of Arts from September 4, 1860 September 3, 1861. In Russ.] St Petersburg, 1861.
OZERECKOVSKIJ N. Puteshestviepo ozeram Ladozhskomu, Onezhskomu i vokrugIl'menya. [Trip through the lakes Ladoga, Onega and Ilmen around. In Russ.] St Petersburg, 1812.
PROKOF'EV A. A. Sochineniya: V21. [Works/ In Russ.]. Moscow, 1957.
SHCHERBOVICH S. M. Etot znakomyj i neznakomyj Kirovskij rajon. [This familiar and unfamiliar Kirovsky district. In Russ.] St Petersburg, 2007.
SUTYAGINA L. E. Hram stariny udivitel'nyj, belokolonnyj [In Russ.] // Gercenovskie Chteniya. Aktual'nye problemy social'nyh nauk. St Petersburg, 2003. S. 41-43.
Volosti i vazhnejshie seleniya Evropejskoj Rossii. Vyp. VII. Gubernii Priozernoj gruppy. [Volosts and the most important settlements of the European Russia. In Russ.] St Petersburg, 1885.
YAKOVLEV N. A. MihailShchurupov. [In Russ.] St Petersburg, 2001.
Список литературы
Берташ А. В., Векслер А. Ф. Новая Ладога. СПб., 2004.
Булкин В. А. Введение во храм. СПб., 1997.
Волости и важнейшие селения Европейской России. Вып. VII. Губернии Приозерной группы. СПб. 1885.
Гадло А. В., Верняев И. И., Егоров С. Б., Чистяков А. Ю. Этнография северо-запада России. СПб., 2004.
Горелов А. А. К истории русских каналов в XVIII в.: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Л., 1949.
Горышин Г. Ладога. М., 1989.
Кисловский С. В. Знаете ли вы? Словарь географических названий Ленинградской области. Л., 1968.
Кутепов Н. М. Памятная книга по Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1899.
Озерецковский Н. Путешествие по озерам Ладожскому, Онежскому и вокруг Ильменя. СПб., 1812.
Отчет Императорской Академии Художеств с 4 сентября 1860 года по 3 сентября 1861 года. СПб., 1861.
Очерки по истории России. XVIII в. Первая четверть. М., 1954.
Прокофьев А. А. Сочинения: В 2 т. М., 1957.
Сутягина Л. Э. Храм старины удивительный, белоколонный // Герценовские чтения. Актуальные проблемы социальных наук. СПб., 2003. С. 41-43. J5
Фоченкова М. Я. Историческая справка по Дороге Жизни. 1941-1944 гг. // Архив музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда». Кировск, 2001. -д
Щербович С. М. Этот знакомый и незнакомый Кировский район. СПб., 2007. °
Яковлев Н. А. Михаил Щурупов. СПб., 2001. ^
sr
Сутягина, Людмила Эдуардовна — к. философ. н., ведущий специалист Музея антропологии и эт- 3 нографии Российской академии наук. »
Sutyagina, Lyudmila Eduardovna — PhD, leading specialist of the Museum of anthropology and -g Ethnography, Russian Academy of Sciences.
E-mail: lousia@yandex.ru д
'<3
co
3