Вестник Башкирского университета. 2007. Т.12, №2
81
УДК 93.94
ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
© В. В. Спицкий
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, 450074, ул. Фрунзе, 32.
Тел./факс: +7 (347) 272 52 31.
E-mail: [email protected]
Работа посвящена ключевым моментам истории становления речного судоходства на территории Республики Башкортостан. Раскрываются проблемы, связанные с появлением и развитием водного транспорта, характеризуется его современное состояние.
Ключевые слова: водный транспорт, речные системы, фарватер, судоходство, навигация, Бельское пароходство.
Речной транспорт имеет для Республики Башкортостан важное социальное, экономическое, экологическое значение. Крепнущие связи с Россией способствовали развитию «водных дорог». Огромное значение для развития речного транспорта сыграло открытие железных дорог и медных месторождений на Урале. Развитие судоходства многие десятилетия сдерживалось неизученностью фарватера реки Белой. Пароходы здесь появились лишь в 1858 году, по истечении 50 лет с момента изобретения первого парохода в России, - на 12 лет позднее организации регулярного пароходства на Каме. В 1918 году флот Бельского пароходства был национализирован. На сегодняшний день Открытое акционерное общество «Бельское речное пароходство» имеет в своем речном парке 180 грузовых и пассажирских судов. В его состав входят судостроительно-судоремонтный завод, пристани на реках Белая и Уфа.
С давних времен водный транспорт являлся одним из основных средств передвижения на территории исторического Башкортостана. Это обусловливалось, прежде всего, большим количеством рек, пригодных для судоходства, а также отсутствием дорог для гужевого транспорта. Самая крупная и полноводная река - Белая, левый приток Камы. Ее длина - 1420 км, площадь бассейна - 141900 км [2]. Разветвленная речная система послужила своеобразным мостом для продвижения российских землепроходцев в Сибирь. С начала активного промышленного развития территории Башкортостана реки были не только дешевым источником энергии для горных заводов, но и удобной магистралью для транспортировки готовой продукции и доставки сырья. Горнозаводчики доставляли свою продукцию на центральные рынки России и за границу многочисленными весенними караванами по Белой, Каме и Волге. Все караваны обычно спешили прибыть по высокой воде к открытию Нижегородской ярмарки, которая ежегодно работала с 15 июня по 25 августа [3]. Открытие на Южном Урале железных дорог и медных месторождений, на основе которых закладывалась горная промышленность региона, дало мощный толчок развитию речного транспорта. Появление Саткинского, Миньярского, Усть-Катавского, Белорецкого, Златоустовского, Кисинского, Аша-Балашинского, Богоявленского и других заводов способствовало появлению рядом с
ними поселков и городов [4]. Весной, в период половодья, по большой воде металл с горных заводов сплавляли на баржах по малым рекам до Белой. Малые реки использовались также для доставки на заводы руды, леса и других видов сырья. Поэтому лесная промышленность играла особую роль в развитии судоходства.
Потребность в улучшении водных путей сообщения в Уфимской губернии как единственного сравнительно дешевого способа перевозки грузов была очевидной еще в 18-ом веке, но и к середине 19-го века перевозка товаров осуществлялась лишь мелкими судами, изготавливаемыми на местных лесных промыслах [5]. Поначалу развитию уфимского судоходства препятствовали недостаточно глубокие познания края, отсутствие местной предприимчивости, неизученность фарватера реки Белой, которая долгое время считалась неудобной для пароходства как из-за мелководья в некоторых местах, так и из-за быстроты и извилистости ее течения. Все эти первопричины, тормозившие развитие водного транспорта, не лучшим образом отражались на экономической жизни губернии [4]. Однако промышленники Южного Урала настойчиво ставили вопрос об открытии пароходного сообщения, убедительно доказывая его несомненную практическую выгоду. В 1857 году специальная комиссия офицеров Казанского корпуса путей сообщения по распоряжению правительства провела исследование реки Белой на всем ее протяжении, результатом которого основная водная артерия республики была признана удобной для судоходства [6]. Летом 1858 года пароходы «Грозный» и «Быстрый» угличского купца Журавлева отчалили от древней волжской пристани, спустились в Каму, потом в реку Белую и через несколько недель возвестили трубным гудком о прибытии в Уфу. С этого навигационного сезона и ведет отсчет своей истории паровое судоходство на реке Белой [5].
Началом установления регулярного пассажирского сообщения считается открытие компанией купцов Попова, Полетаева и Исаева «Бельского пароходства». Всего за навигацию 1871 года пароходы компании сделали следующие рейсы: пароход «Иоанн» - 20 рейсов от Уфы до Казани и обратно; пароход «Михаил» по этому же маршруту - 25 рейсов; пароход «Павел» - 6 рейсов, в том числе один рейс от Нижнего Новгорода до Уфы, четыре - от
82
раздел ИСТОРИЯ
Бирска до Казани и обратно, один рейс от Казани до Уфы. Пароход «Уфимец» в эту навигацию ходил до Стерлитамака, Казани, Свияжска и других пунктов. За провоз пассажиров, багажа и грузов компания получила в общей сложности около 51 тыс. руб [6]. На рынок потянулись различные фирмы и пароходные компании, создавая здоровую конкуренцию. Например, компания «Самолет» в том же 1871 году с 8 мая по 21 июля двумя пароходами «Бывалый» и «Товарищ» организовала рейсы от Уфы до Елабуги два раза в неделю и далее передавала пассажиров на пермские пароходы своего общества. Всего было сделано 22 рейса [6].
Несмотря на заметный сдвиг в развитии пароходного сообщения на реках Уфимской губернии, трудности оставались. В обращениях к Уфимскому Губернскому собранию в период с 1875 по 1909 годы поступало множество обращений с просьбами о принятии мер, способствующих дальнейшему перспективному росту судоходства [7]. Все же положительных изменений в развитии речного транспорта было больше, чем недостатков. К началу 80-х годов XIX века насчитывалось около тридцати пристаней на притоках Белой, в том числе на реке Уфе: Абызовская, Усть-Байкинская, Крушинская, Красногородская, Каргинская, Кусинская, Саткин-ская, Усть-Катаевская и другие. В городе Уфе пароходы грузились на Сафроновской пристани, Оренбургской переправе, Кузнецовском и Дербеш-кинском затонах. Спрос на услуги по перевозке грузов и пассажиров настолько увеличился, что ходившие по Белой пароходы уже не могли полностью удовлетворить все потребности. Постепенно, год от года, возрастало число судов. В начале XX века по Белой курсировали 15 товарнопассажирских пароходов, принадлежащих торговым домам «Д. Д. Якимов и наследницы», «А. В. Якимова с сыновьями», купцам Зырянову, Иевлевой. Наиболее мощными из пароходов были «Златоуст», «Уфа», «Крейсер». Буксирный флот насчитывал 33 парохода: братьев Нобелей, братьев Каменских, Мешкова, Александрова, Общества «Мазут», Любимова, Наумова, Черных, графа Строганова, Шитова, Носова, Кузнецова, Перши-ных, Стахеева, Блинова, Либерман, Гордеева. Самый мощный буксир «Иван Ив.Черных», названный в честь своего хозяина, имел 200 л.с. [8].
Белая стала крупной транспортной артерией. Широким потоком шли в Поволжье, Центральную Россию лес, хлеб, скот, кожа, мед, продукты сельского хозяйства. Значительную часть составляла продукция горнозаводской промышленности. Росли перевозки пассажиров. С ростом объемов перевозок и увеличением интенсивности движения на реках, появилась необходимость в создании органа, регулирующего безопасность движения и организацию перевозок на территории водного пространства. Это была 5-я Уфимская судоходная дистанция Пермского отделения Казанского округа путей сообщения, образованная в г. Уфе в период с 1876 по 1880 г. [9].
Общая картина состояния речного транспорта перед Октябрьской революцией выглядела сле-
дующим образом. В 1913 г. было всего 1367 км судоходных путей, только 860 км, т.е. больше половины, имели обстановку. К этому времени в пароходстве насчитывалось 38 паровых судов с общей мощностью 10690 лошадиных сил. Путевое хозяйство имело в своем распоряжении лишь несколько маломощных дноочистительных снарядов. Все погрузо-разгрузочные работы производились вручную. На речном транспорте наблюдалась большая текучесть и сезонность рабочей силы, недостаток квалифицированных кадров. В 1916 году Товарищество «Ф. и Г. Братья Каменские и
H. Мешков» и пароходство «Д. Д. Якимова» совместно установили две ежедневные товарно-пассажирские линии: одну между Н.Новгородом и Уфой, другую между Казанью и Уфой. Это были последние навигации частных компаний [10].
27 апреля 1918 года на заседании Уфимского городского совета рабочих депутатов слушался вопрос о готовности национализированного флота бельского пароходства к навигации. Речники информировали, что к выходу подготовлено 86 судов: 17 пассажирских и 12 буксирных, 40 деревянных и 17 металлических барж [10].
Таким образом, с этого времени началась новая эпоха в развитии речного транспорта Республики Башкортостан. На сегодняшний день Открытое акционерное общество «Бельское речное пароходство» имеет в своем речном парке 180 грузовых и пассажирских судов. В его состав входят судостроительно-судоремонтный завод, пристани на реках Белая и Уфа, Уфимский речной порт с подъездными и внутрипортовыми железнодорожными путями. Интенсивный район деятельности пароходства как грузового и пассажирского перевозчика - бассейны рек Волга, Кама, Дон, Северо-западный район РФ. Суда пароходства с эмблемой Республики Башкортостан можно встретить в портах Германии, Финляндии, Италии, Турции [11].
ЛИТЕРАТУРА
I. Кузнецов В.Н. Транспорт Башкирии. Уфа, 1960. С.10-11.
2. Краткая энциклопедия Башкортостана. Уфа, 1996. С.125.
3. Гудков Г.Ф., Гудкова З.И. Из истории южно-уральских горных заводов ХУП-Х1Х веков. Уфа, 1993. С.65.
4. Спицкий В.В. // История развития речного транспорта Республики Башкортостан. Башкортостан.Строительство и недвижимость. Екатеринбург:Уральский рабочий, 2005. С.141.
5. Листовский А.С. Пароходство по реке Белой // Уфимский календарь 1876 года. Выпуск №3. Уфа, 1876. С. 50-56.
6. Худяков В.А. Возрождение // Бельский речник №5. Уфа, 2003. С.10.
7. Систематический сводный сборник постановлений Уфимского Губернского Земского Собрания за 35 лет (18751909гг.) Том № 1. Уфа, 1915. С.990-998.
8. Иванов В.Б. На бельских просторах. Уфа, 1982. С.62-63.
9. Шаров В. И. Судоходная инспекция // Бельский речник №3. Уфа, 2003. С.8.
10. Смольников А.Д. Изначальный период // Бельский речник №5. 2003. С.10.
11. Бельское речное пароходство // Комплект презентационных материалов Уфа -430 лет. Екатеринбург, 2004. С.19.
Поступила в редакцию 20.11.2006 г.