ПОЛИТИКА. ЭКОНОМИКА. СОЦИОЛОГИЯ
УДК 351/354 ГРНТИ 03.29
Омск в стратегии развития региона
ИЗ ИСТОРИИ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА РАЗВИТИЯ ГОРОДА ОМСКА
А.А. Соловьев
Омский Дом ученых
Россия, 644099, г. Омск, ул. Певцова, 13
Представлена краткая информация и перечень выпусков рабочих материалов с аннотациями автора, использованных комиссиями и системной группой разработчиков Концепции стратегического развития города Омска в 1998-2003 гг.
Ключевые слова: местные органы управления, мегаполис, менталь-ность, развитие, методы, образование, менеджмент, администрирование, ресурсы, система, экономика, экология, теплоэнергетика
HISTORY OF WORKING OUT OF THE STRATEGIC PLAN FOR OMSK DEVELOPMENT
A.A. Solov'yov
Omsk Centre of Scientists
Russia, 644099, Omsk, ul Pevtsova, 13
The article gives a brief overview and a list of names of work materials publications with the author's summaries, used by the commissions and the system group of implementators of Omsk strategic development Concept for 1998-2003.
Keywords: local governments, a megapolis, mentality, development, methods, formation, management, administration, resources, a system, economy, ecology, power engineering
В 1999 г. был сформирован творческий коллектив Омского Дома ученых (Колоколов А.А., Лебедев В.М., Лизунов В.В., Разумов В.И., Рыженко Л.И., Соловьев А.А), который провел комплексный анализ материалов и разработал проект Концепции стратегического развития города. При подготовке этого варианта Концепции были выделены три стратегии развития города: инерционный, промышленного развития,
многофункциональный. В том же году проект Концепции был рассмотрен на общегородской конференции с участием представителей других городов и регионов, Евросоюза, Государственной Думы и федеральных министерств и получил одобрение и поддержку.
В 2001 году тем же творческим коллективом была проведена ее частичная корректировка. При этом были описаны две
базовые стратегии развития города Омска: «Омск - крупный промышленный центр аграрного региона» и «Омск - ведущий многофункциональный культурный, деловой и промышленный центр Сибири».
В нем излагаются основные методологические и системные принципы Концепции, формулируется миссия города, проводится анализ современного состояния и перспектив развития Омска, описывается комплексная стратегия его развития «Омск — ведущий многоотраслевой, деловой и культурный центр Сибири», приводятся рекомендации по реализации Концепции.
Были учтены замечания и дополнения специалистов органов управления и различных организаций. Концепция служит основой для формирования системы стратегического планирования и управления города Омска, разработки Стратегического плана, а также Генерального плана развития города. Причем положительный результат в этих процессах возможен только при тесном сотрудничестве основных субъектов — стратегических партнеров: властных структур, бизнеса, промышленности, науки, образования, общественных организаций и населения.
Таким образом, наш город Омск должен быть корпорацией, объединяющей всех горожан для гуманитарного, экологического и экономически сбалансированного развития территории.
Концепции развития, стратегические планы и программы, сопряженные со среднесрочным и долгосрочным прогнозированием социально-экономической ситуации на региональном и муниципальном уровнях становятся эффективным инструментом в деятельности региональных и местных органов власти.
Стратегическое планирование — это уже не исследовательский проект, в рамках которого разрабатывается пакет рекомендаций для лиц, принимающих решения, это новый эффективный стиль управления городом, в котором сочетается решение оперативных задач по управлению хозяйством со знанием перспектив городского развития, учитывается объективное противоречие между текущими и стратегическими, а также локальными и системными управленческими решениями.
В процессе работы над Стратегией были изданы пособия: «Стратегия развития города Омска» (26 выпусков), «Здоровый город на Иртыше» (18 выпусков), «Эффективный город» (6 выпусков), что позволило при фор-
мировании и реализации стратегии развития города выявить различные ресурсы, моделировать варианты городского развития, определить «точки роста» и «черные дыры» в экономике и социальной сфере, обеспечить взаимодействие субъектов городского сообщества, сформировать механизмы организации населения в гражданское общество.
ПЕРЕЧЕНЬ ОПУБЛИКОВАННЫХ ПОСОБИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА РАЗВИТИЯ ГОРОДА ОМСКА
Выпуск 1. Органы власти штатов и местные органы управления США
В США, как и в нашей стране, функционируют органы управления различных уровней. Распределение полномочий между ними, их структура, финансовая база, основные направления деятельности — все это можно с пользой учитывать для наших местных органов самоуправления.
Выпуск 2. Город: количественные методы
Появлению второго выпуска пособия предшествовал ряд событий. Группа специалистов из Омского Дома ученых была приглашена в Администрацию города для выработки стратегического плана развития г. Омска. Новизна предложения и определила статус ученых, которые стали и координаторами, и экспертами, и исполнителями трудной, но почетной задачи.
Характерным является и тот факт, как трепетно и душевно относились к становлению плана его идейные вдохновители: Стерлигов A.M., Малицкий Г.А и Нестерова Н.Н. Мегаполис можно представить в виде корабля, который движется в бушующем море перемен, и изменить его курс мгновенно невозможно. Поэтому инерция мышления и опора на прошлые принципы и приоритеты, оглядка на ментальность прошедших лет не способствует смене курса и развитию городов.
Вниманию читателей и специалистов предлагаются количественные методы изучения города, разработанные французским специалистом П. Мерленом.
Выпуск 3. Экологическая эффективность и устойчивое развитие
Наблюдательный совет по вопросам охраны окружающей среды при первом заместителе главы городского самоуправле-
ния рассматривает и изучает различные вопросы жизнеобеспечения города. На одном из заседаний была сделана попытка определить меру ответственности финансовых рынков, инвесторов и банкиров за сохранение окружающей среды. Страховые компании и банки уже ощутили ветер перемен, и становится очевидным, что включение экологических издержек в стоимость продукции неизбежно. Римский клуб призывает заменить валовый национальный продукт на экосоциальный продукт. Бывший глава Европейского Союза Жак Делор призывает перейти от налога на рабочую силу к налогообложению ресурсов. Когда такие перемены произойдут, то на финансовом рынке могут оказаться и опоздавшие, которые не смогли увидеть тесной взаимосвязи между качеством окружающей среды и своим финансовым качеством. Финансовые рынки изменят требования к инвестиционной политике, кредитованию и страхованию.
Экономические санкции, хорошо продуманные, отрегулированные и скоординированные с другими механизмами, дадут положительный результат.
В заявлении банков по проблемам окружающей среды сказано: мы верим, что общественное благосостояние, защита окружающей среды и устойчивое развитие зависят от преданности делу правительств, делового мира и отдельных личностей. Мы будем стремиться к тому, чтобы наша политика и деловая активность способствовали устойчивому развитию, удовлетворяя потребности настоящего без ущерба для интересов будущего.
Стратегические перемены должны стать необходимой предпосылкой дальнейшего развития города.
Выпуск 4. Миссия местного самоуправления
Региональные власти не склонны привлекать местное самоуправление к принятию решений и разделять с ним права и от-
ветственность за решение местных проблем. Очевидно, что вне зависимости от того, насколько чрезвычайной может быть ситуация в обществе, нельзя позиционировать местное самоуправление именно по общественной инициативе, идущей снизу, от муниципалитетов, проблематика местного самоуправления все больше будет выдвигаться на ключевую роль развития общества.
Стратегия развития реализуется более эффективно, где есть сильная администрация, обладающая полномочиями и ресурсами. Сильная местная власть и элита частного гектара обеспечивают доступ к источникам инвестиций.
В настоящее время наблюдаются острые противоречия на уровне местного самоуправления, что связано с явным несоответствием его финансовых основ и масштабностью социальных и экономических проблем в городе.
Выпуск 5. Особенности и проблемы сибирского города
Необходимость этого издания была определена руководителями проектно-ана-литической группы. Надеемся, что участники тематических комиссий найдут в пособии новые и необходимые сведения, факты и методики, что позволит ускорить решение сложных задач, поставленных перед ними. Действительно, вопрос «Каким должен быть город?» — ключевой вопрос, по которому до настоящего времени не найдены ни теоретические, ни практические решения.
Выпуск 6. Город: структурный аспект развития
Анализируются системы факторов становления структуры крупного города и тенденции его развития.
Известный физик Э. Шредингер писал: «Принято считать, что ученые должны в совершенстве знать лишь определенную область науки и поэтому ему не следует писать по таким вопросам, в которых он не является знатоком. Это можно рассматривать как аксиому, как «благородство обязывает». С другой стороны, мы чувствуем, что только теперь начинаем приобретать надежный материал, чтобы свести в единое целое все известное.
И чтобы основная цель не оказалась потерянной навсегда, должен кто-то из нас рискнуть взяться за синтез фактов и теорий, хотя наше знание в некоторых областях
неполно и получено из вторых рук, и мы можем показаться невеждами. Пусть это послужит нам извинением.
Выпуск 7. Этюды о городах
По всей видимости, очень важно, как ты относишься к своему городу: с любовью и надеждой, с заботой и лаской, с пониманием и тревогой. Города и жители неотделимы друг от друга. Перефразируя известного поэта, можно сказать: «Я говорю о городе, подразумеваю жителей, и говорю о жителях, подразумеваю город». К городам надо относиться столь же бережно, как и к человеческой личности.
Выпуск 8. Крупный город: исследования методами анализа данных
Традиционные теории и методы математической статистики не подготовлены к решению задач развития городов. Одним из факторов, определяющих такое неблагополучное положение с использованием математического формализма, является несоответствие между теорией и той реальной действительностью, которую математик и должен отражать.
Делаются лишь первые шаги к глубокому осознанию специфики процесса «взаимодействия» математика, социолога, статиста и урбаниста.
Анализ такого «взаимодействия» показывает, что основным средством повышения эффективности его применения может служить комплексное использование различных методов, что сглаживает однобокость и узость каждого из них.
Выпуск 9. Стратегия технополисов
Стратегия технополисов — это стратегия прорыва в новые сферы деятельности, поскольку основным фактором развития общества, регионов и городов в XXI веке будут не энергия, а информация! Мы будем продолжать терять целые отрасли промышленности, если не будем способны понять, что информация и чувство будущего — это и есть власть и рычаги управления.
У себя в городе мы наблюдаем «имперский перегрев» промышленности, это когда военно-промышленный комплекс занимает более 30 % всей промышленности. Такой перегрев, к сожалению, и взорвал наш промышленный комплекс города. Видно, на обломках и остатках производства и необходимо создавать новые среды — технополисы,
в которых люди могут стать творцами, где дела и удовольствия — это одно и то же! Технополисы — это не географическое место, это состояние ума!
Выпуск 10. Потенциал города
Вводится и используется понятие «потенциал города». Уровень потенциала города отражает целостность его развития, повышает обоснованность рекомендаций по управлению развитием города. Глубина понятия потенциала города позволяет регламентировать финансовые взаимоотношения органов власти всех уровней: от предприятий до федерального центра.
Потенциал города является также инструментом сравнения отдельных городов и позволяет выявить их однородные классы. Например, для города с высоким уровнем потенциала актуальными являются проблемы качественного порядка, что характерно для Омска. Для города с низким уровнем потенциала (наши районные центры) важно не снизить этот уровень.
Выпуск 11. Уголь для города
Настоящий выпуск пособия посвящен одной из наиболее актуальных проблем горожан — углю. Вспомните холодные зимы и осенне-весенние сезоны предыдущих лет: батареи в квартирах холодные, горячей воды нет, на рабочих местах холодно, цеха не отапливаются и т. д. И все это из-за отсутствия на наших ТЭЦ угля, а экибастуз-ский — экологически плохой и необъяснимо дорогой — и тот достается через унижения.
В пособии обосновывается целесообразность перехода омских ТЭЦ на березовский уголь. Надеемся, что для многих специалистов и просто жителей, уставших от борьбы за выживание, материал пособия представит значительный интерес с экологической, экономической и политической точек зрения.
Часть материалов пособия обсуждалась на заседании Дома ученых — в честь 275-летия Российской академии наук.
Выпуск 12. Стратегия: глобальное образование
Ни одна реформа не может привести к успеху без помощи педагогов. С педагога много спрашивают, даже слишком много, при этом не уделяют никакого внимания его социальному, материальному и культурному статусу, а он хочет, чтобы уважали его достоинство. Образование может стать факто-
ром объединения общества. Гуманитарная миссия образования — содействовать расцвету талантов. Не так важна квалификация, как компетентность, инициативность, социальное поведение.
Тревога, порождаемая отсутствием уверенности в будущем, сопровождается растущим осознанием масштабов неравенства в обществе. Личность оказывается оглушенной современным миром, в котором смещены вес ориентиры, лакировка действительности средствами массовой информации вызывает чувство ущемленности и враждебности.
Работа становится редкостью, однако неполная занятость не бич, а стимул к учебе. Образование на протяжении всей жизни помогает вступить в жизнь и исключить формы отторжения.
Вашему вниманию предлагается концепция непрерывного образования комиссии ЮНЕСКО, что особенно важно для нашего общества и города, решающего стратегические задачи своего развития.
Выпуск 13. От классического рынка к смешанной экономике
«Даже самые выдающиеся умы принципиально, вследствие какой-то слепоты суждения, не замечают вещей, находящихся у них под самым носом. А потом наступает время, когда начинают удивляться тому, что повсюду обнаруживают следы тех самых явлений, которых раньше не замечали», — такой цитатой из письма К. Маркса Ф. Энгельсу начинается замечательная минимонография профессора О. Мамедова, основное содержание которой представляется на суд читателей и специалистов.
Нам сегодня приходится искусственно создавать то, что во всем мире возникло естественно, — доходное предпринимательство. Не может одна часть современной экономики функционировать как рынок, а другая в нерыночной форме. Поэтому общественному сектору экономики приходится обряжаться в рыночную видимость, тем самым маскируя свою нерыночную сущность, более того, придавать видимость всеобщности рынка и потому еще сильнее затруднять анализ как реального
рынка и реальность рыночных процессов, так и нерыночной природы общественного сектора. Никогда еще экономическая форма так не противоречила выраженной ею экономической сущности, как рыночная форма функционирования рыночного общественного сектора экономики.
Выпуск 14. Сибирь: проблемы комплексного развития
Этот выпуск, под редакцией академика В.В. Воробьева и А.И. Чистобаева, написан географами. Почти все они живут и работают в Сибири, изучают многообразные аспекты развития регионов. Большой интерес для разработчиков стратегического плана развития города представляет природно-ресурсный потенциал, состояние природной среды, принципы природопользования и направление социально-экономического развития Сибири. Действительно, лозунг М.В. Ломоносова следует читать и трактовать по-новому: «Россия прирастать будет могуществом Сибири».
Выпуск 15. Местное самоуправление: от администрирования к менеджменту
Разработка региональных стратегий, планов, прогнозов, программ, схем и сценариев может быть инициирована как правительственными, так и неправительственными организациями, что видно из британского опыта и омского, где стратегическим планированием занимались в связке представители городской Администрации и Омского Дома ученых.
Примечательно, что проблемами местного самоуправления активно занимаются подразделения университетов, например, Гарвардского, Стэнфордского, Бристольского, Бермингемского и других.
Требования и рекомендации, определяющие основы самоуправления, содержатся в Европейской хартии местного самоуправления. Огромную роль играет Международная ассоциация городского управления. Отказ властей от администрирования проявляется в том, что органы власти на местах все шире используют в своей работе опыт управления частных предприятий.
Не ослабевает внимание к вопросам об источниках получения доходов местными советами, что проиллюстрировано в нашем пособии на примере 12 ведущих стран. Интересны для читателей 11 пунктов развития больших и малых городов. Переход от «британской» системы к «континентальной» тесно связан с движением местных органов власти от администрирования к менеджменту.
Выпуск 16. Экономическая стратегия Сибири
Для выявления стратегических направлений развития экономики Сибири можно воспользоваться сценарным подходом.
Набор реальных сценариев может ориентироваться на сохранение военно-промышленной и топливно-сырьевой структуры экономики Сибири. Цель другого сценария — создание условий для пропорционального развития социально-экономического потенциала и рационального развития материальных, природных и людских ресурсов. Возможны два направления при разработке сценария резкого усиления экономического взаимодействия со странами АТР. При разработке сценариев необходимо учитывать и сценарии развития России и областей, чьи интересы могут не совпадать с интересами Сибири.
Вниманию читателей предлагается очередной выпуск пособия по Стратегическому плану развития города: для разработчиков будет полезным изучить опыт переспециализации Питтсбургского района США, где было выдвинуто четыре сценария развития региона и города и вместо крупнейшего сталелитейного комплекса был создан комплекс высокотехнологических производств с развитой сферой обслуживания. Были закрыты все предприятия металлургического профиля. Эксперты должны выявить и наши «болевые точки» и разработать систему мероприятий для нормализации ситуации.
Выпуск 17. Регион: диагностика и прогнозирование
Методы экономического и финансового регулирования хозяйственных процессов в
регионе не применимы без значительного расширения роли регионов в осуществлении хозяйственной деятельности. 17-й выпуск «Стратегического планирования развития города» является, к сожалению, последней работой доктора экономических наук Р.И. Шнипера и отражает целостность и взаимосвязанность воспроизводственного и программного подходов в новых условиях хозяйствования. Адекватное описание возникающей социально-экономической среды региона, экономических противоречий и условий рыночного взаимодействия участников регионального воспроизводственного процесса требует разработки и освоения новых экономических и финансовых методов их регулирования.
Данный выпуск посвящен разработке экономической концепции региона с использованием сценарного подхода.
Выпуск 18. Сибирь: особенности экономической стратегии
Реалии сегодняшних дней сделали востребованными научные груды Р.И. Шнипе-ра по стратегии формирования и функционирования различных видов региональных рынков, что может стать основой построения концепции современной рыночной экономики в нашем регионе.
В пособии большое внимание уделяется роли разработки экономической концепции региона в формировании экономической стратегии и структурной перестройке регионов Сибири, приобретающих экономическую самостоятельность.
Выпуск 19. Регион: структурная политика
Определенная «болезненность» и даже непредсказуемость многих процессов в рыночном развитии наводят на мысль о необходимости разработки научной методологии самой экономической диагностики и прогнозирования региональных процессов, что позволяет, как в медицине, установить «болевые точки» экономики, ставить диагноз, лечить и улучшать «здоровье региона». На это и указывает Р.И. Шнипер в своей монографии, в которой утверждает, что есть здоровье человека, есть «экономическое здоровье нации», а есть «здоровье экономики региона».
Вопросам политики и мотивации структурной перестройки в регионах с различным уровнем развития и посвящено данное пособие.
Выпуск 20. Регион: конкурентные позиции и зоны риска
Доктор экономических наук Шни-пер Р.И. впервые предложил исследовать конкурентные позиции и мотивации социально-экономического и научно-технического развития отдельного региона, а также зоны риска экономической деятельности, присущие рыночной экономике. Интересна его идея применения специальной «матрицы интересов» к объектам хозяйствования в регионе.
Все это отражено в заключительном выпуске пособия по диагностике регионов и прогнозу развития.
Выпуск 21. Основы местного самоуправления
Вниманию читателей представляются материалы В.В. Еремяна и М.В. Федорова по истории возникновения и развития различных форм и видов институтов местного самоуправления в России, а также особенности их отношений с государственной властью.
Первый в истории российского права законодательный акт «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» был принят 7 ноября 1775 года. Первый юридический акт «Грамота на права и выгоды городам Российской империи», утвердивший местное самоуправление, был издан 21 апреля 1785 года. По областной реформе город впервые становится самостоятельной административной единицей.
Когда в мир входит новая сила, новая большая идея, она проверяет себя достоинством собственных целей и не знает ничего, кроме них. Путь права не для нее, она «об-
Я
растает правом» лишь в случае победы. Она рождает в муках, разрывая правовые покровы, уничтожая непрерывность правового развития.
Путь права есть путь от одной исторической катастрофы к другой. Человечество отдыхает на этих переходах. Вот почему в периоды «исторических затиший», «исторических будней» люди тоскуют по бурям — «как будто в буре есть покой» ...
И вот почему все истинно творческое в истории, как и в жизни, покупается не даром, рождается в страданиях. Местное самоуправление никогда не станет реальностью, пока местные власти, местные предприниматели, местные жители не освоят (воспримут как свои) эти правила и соответствующий образ действий и мысли.
Выпуск 22. Основы местного самоуправления
Местный политик — это лодочник, он не создает процессы. Процессы создаются системными архитекторами, держателями субъективных смысловых полей и возможностей, политик движется в струе процесса, он обязан видеть, чувствовать и понимать процесс лучше других.
Процесс возрождения, становления и развития местного самоуправления должен эффективно использоваться всеми уровнями власти. Прочность и надежность «каркаса здания» государственности зависит от его фундамента, и этот фундамент — сфера местного самоуправления.
Нынешний этап развития российского местного самоуправления концентрирует в себе все сложнейшие социально-экономические и политические проблемы переходного периода, отражает его противоречивость, незавершенность и неопределенность многих процессов н решений.
Вниманию читателей представляется 22-й выпуск цикла пособий для разработчиков Стратегического плана, материалы подготовлены на основе публикаций Е.Г. Анимнца и А.Т. Тарыш-ного и посвящены эволюции местного самоуправления в России. Пособие необходимо н муниципальному чиновнику, н депутатам.
Встречи в Доме ученых
Выпуск 23. Местное самоуправление за рубежом
Одной из главных целей проводимых экономических реформ является совершенствование управления. Разрушение плановой системы управления и хозяйствования во многих муниципальных образованиях произошло довольно быстро, однако рыночных систем управления в регионах пока еще не создано. Отсутствие достаточно четкого законодательного определения всех видов управленческой деятельности снижает ответственность, инициативу и предприимчивость местных органов управления.
Предлагаемое пособие «Местное самоуправление за рубежом» предназначено для разработчиков стратегического плана развития города, для органов местного самоуправления и депутатов городского Совета.
Реформы местного самоуправления, проводимые в последние годы в странах Запада, сводятся к существенному ослаблению централизованного контроля, устранению жестких и негибких иерархических структур. Ответственность за достижение социально-экономических целей переносится на более низкий уровень
управленческой иерархии, т.е. туда, где происходит непосредственный контакт власти с гражданином.
Выпуск 24. Стратегическое планирование в системе управления мегаполисом
Концептуальный подход в разработке Стратегического плана развития города необходим для того, чтобы вырваться из колеи прозябания, освободиться от пут стереотипов, отвлечься от всех феноменов разрухи, трудностей и стагнации. Необходимо проникнуться мысленным пространством, где живут вековые человеческие ориентиры, попытаться дотянуться до вечных идей, ценностей и норм культуры. Это необходимо, поскольку речь идет о развитии нашего города! Сегодня многое зависит от гражданской и политической мудрости «отцов» города. Если они живут не одним днем, то должны понимать необходимость поддержки группы патриотов города, стратегов и мечтателей, рисующих и создающих будущее города. За каждодневной каруселью дел они должны накапливать интеллектуальный ресурс. Важно видеть, опекать и выращивать горожан нового типа, сознавая, что город в новых условиях, — это новые люди, а не новые
коттеджи, что городское сообщество — это не строевой полк, шагающий в ногу.
Вниманию управленцев предлагается концепция В.А. Яковлева по повышению эффективности управления мегаполисом.
Выпуск 25. Феномен города
Город как объект исследования представляет органическую саморазвивающуюся систему, функционирующую, в частности, на основе обособления и интеграции профессионализированных социальных групп. Как саморазвивающаяся система, город может и должен быть рассмотрен с различных концепцуальных позиций, представляющих самостоятельные проблемы и предметные области исследования: географической, экономической, демографической, культурной, социальной, экологической и т. д.
Механизмы саморазвития позволяют определить условия, при которых возможно образование, а также предвидеть возможные результаты регресса, т.е. возникновение объективных условий, при которых город как система лишается источников устойчивого функционирования. Изучение этих вопросов является весьма актуальной научной и практической проблемой, которая обусловливается и необходимостью подхода к городу как органической, саморазвивающейся территориально-поселенческой общности.
Подходы А. Нещадина и Н. Горина позволяют описать процесс развития города как системы:
- определить экономические, социальные и иные условия устойчивого функционирования города;
- условия процессов распада или регенерации города как сложной социокультурной и экономической системы;
- выделить типичные проблемы, связанные с развитием и функционированием городов, разработать методологическую и инструментальную базу диагностики состояния и развития города.
Выпуск 26. Региональная
теплоэнергетика: состояние и перспективы
В работе кратко излагается состояние теплоэнергетики в г. Омске: источников различных форм собственности и тепловых сетей. Анализируются и рассматриваются приоритеты в комплексной системе теплоснабжения крупного города, прежде всего с точки зрения энергетической безопасности теплоснабжения. Особо обращается внимание на разработку и наличие схемы теплоснабжения города, структуру потребляемого топлива. Даются предложения по повышению энергетической безопасности теплоснабжения г. Омска, совершенствованию структуры управления теплоснабжением, а также повышению профессионального уровня кадров по обслуживанию систем теплоснабжения.
Автор — В.М. Лебедев, заслуженный работник Минтопэнерго РФ, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств (ПАНИ), член Координационного совета по стационарной теплоэнергетике Западно-Сибирской железной дороги. В 1975-1978 гг. он руководил строительством и пуском Карагандинской ТЭЦ-3 (в должности главного инженера); в 1978-1985 гг. - Омской ТЭЦ-5 (в должности директора). В 1985-1986 гг. он работает директором Экибастузской ГРЭС-2, в 1986-1988 гг. - генеральным директором ПЭО «Экибастузэнерго», в 1989-1995 гг. -главным инженером Омского отделения «ВНИПИ-энергопром», с 1993 г. - профессором и заведующим кафедрой теплоэнергетики ОмГУПС. В 1998 году он создает при ОмГУПС Институт региональных энергетических проблем (ИРЭП).
Pmmi mmeprerm-
ют гиткситт гщг
Стратегический план развития г. Омска
НИИ cZZ^-^-^
Соловьев Анатолий Алексеевич — кандидат физико-матема- Статья поступила
тических наук, профессор, член совета Омского Дома ученых. в редакцию
© А.А. Соловьев, 2015 9 августа 2015 г.