ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
УДК 93
ИЗ ИСТОРИИ ПРОТИВОПОЖАРНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 1867-1915 ГГ.: НА МАТЕРИАЛАХ ВОРОНЕЖСКОЙ ГУБЕРНИИ
Е.В. Калач
В статье рассматриваются основные цели и задачи деятельности российских страховых обществ в конце XIX- начале XX вв., чья работа была связана со страхованием от огня движимого и недвижимого имущества. Особый акцент делается на страховании в сельской местности Воронежской губернии, т. к. именно страхование на местах имело большое значение для развития пожарного дела в Российской империи в целом. На примере Воронежской губернии дается анализ изменений страховых норм и сумм в период с 1867 по 1915 гг., причин пожаров, описываются мероприятия, предпринимавшиеся земским собранием для борьбы с пожарами.
Ключевые слова: противопожарное страхование, страховое общество, страховщик, страховая сумма, земства, Воронежская губерния.
В России страхование стало развиваться намного позже, чем за рубежом, но, несмотря на это, история российского противопожарного страхования насчитывает уже не одно столетие. Первые попытки создать страховые учреждения относятся к 1786 г., когда при Государственном заемном банке была учреждена так называемая Страховая экспедиция. Однако ее деятельность в качестве государственного страховщика не имела значительных успехов: за годы ее работы (1787-1822 гг.) было собрано всего около 1,2 млн руб. премии и выплачено за сгоревшие строения чуть более 170 тыс. руб. В связи с этим на российском рынке активно развивались иностранные страховые компании. Присутствие иностранных страховщиков и, как следствие этого, массовый уход денег за границу побудили российское правительство начать разрабатывать проекты создания отечественных страховых учреждений.
Калач Елена Васильевна, к.пед.н., доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Воронежский институт ГПС МЧС России, Россия, г. Воронеж, e-mail: [email protected]
© Калач Е.В., 2014
Толчок, давший развитие огненному страхованию в России, связан с организацией 22 июня 1827 г. первой акционерной страховой компании «Российское страховое от огня общество».
Впоследствии по всей стране стали возникать другие акционерные страховые товарищества. В 1835 г. начало свою работу «Второе российское страховое от огня общество», получившее двенадцатилетнюю привилегию на страхование в 40 губерниях вне зоны действия «Российского страхового от огня общества». А в 1846 г. было учреждено страховое от огня товарищество «Саламандра». Коммерческий успех этих организаций объясняло отсутствие на российском рынке достаточной конкуренции страховых компаний и налоговые льготам со стороны правительства.
Чтобы более четко понять деятельность страховых обществ, необходимо перечислить задачи их работы:
1. Подробный анализ причин возникновения пожаров.
2. Анализ причиняемого ущерба.
3. Разработка эффективных мероприятий по предупреждению пожаров (данное направление их деятельности связано прежде всего с тем, чтобы не выплачивать страховую сумму).
4. Предоставление льгот крупным страховщикам. Эти льготы предоставляли за устройство
огнестойких перекрытий в зданиях и огнестойких крыш, за наличие огнегасительных средств, стационарных огнегасительных установок, пожарной команды.
Таким образом, страховые общества являлись как бы исследовательскими центрами, в которых сосредотачивались все данные по пожарам.
Для развития пожарного дела большое значение имело развитие страхования на местах, т.е. в губерниях Российской империи.
Впервые страхование в селах было введено в 1844 г. в Санкт-Петербургской губернии. Министерство государственных имуществ, считая необходимым приходить на помощь своим крестьянам при пожарных бедствиях, решило ввести сплошное обложение крестьянских дворов, чтобы собранные деньги шли на помощь погорельцам. Это решение было вызвано ростом цен на лес - основной строительный материал в русской деревне.
По-видимому, опыт оказался удачным, и в 1852 г. правительство издало «Положение о взаимном страховании в казенных поселках». Управлять страхованием было поручено Министерству государственных имуществ, а обязанность вести страховое дело была возложена на местные Палаты государственных имуществ. Чуть позже, 9 декабря 1958 г., в свет вышло Положение, по которому страхование было распространено на удельных и на государственных крестьян всей империи. По данному положению были установлены следующие размеры страхования:
- для «нормального» страхования: двор деревянный - 15 рублей и двор с каменной избой - 24 рубля. [1] Ниже этой суммы постройки не могли страховаться.
- по дополнительному страхованию дворы оценивались не выше, чем в 250 и 400 рублей.
Страховые платежи составляли 1 рубль за 100 рублей страховой суммы для строений деревянных и 50 копеек - за ту же сумму страхования -для строений каменных.
Что касается помещичьих крестьян, то забота о восстановлении всех их построек лежала на по-
мещиках, которые, к сожалению, не всегда в полной мере выполняли эту свою обязанность. Только после отмены крепостного права помещичьи крестьяне стали получать пособия из суммы так называемого продовольственного капитала (запас денежных средств в основном на случай голода и других стихийных бедствий).
После проведения в стране земской реформы в 1864 г. забота об обеспечении противопожарного состояния на местах была возложена на земства (Высочайшее утверждение от 7 апреля 1864 г.). Однако они не получили в свое распоряжение никаких денежных средств, т.к. все страховые капиталы поступили в имперский продовольственный капитал.
Воронежская губернская земская управа приняла страховое дело от Палаты государственных имуществ 1866 г. Надо отметить, что страхование по Положению 1858 г. в Воронежской губернии было убыточным (Таблица 1).
В связи с этим в Губернское земское собрание были внесены предложения по повышению страховых размеров:
- по нормальной оценке: с 15 рублей до 30 рублей для деревянных дворов и с 30 до 45 рублей
- для каменных;
- по дополнительному страхованию с 250 и 400 до 1000 рублей на двор;
- для деревянных строений, крытых соломой
- 1 рубль 33 копейки;
- для деревянных строений, крытых железом
- 1 рубль;
- для каменных строений, крытых соломой -66 копеек;
- для каменных строений, крытых железом -50 копеек.
Но уже в следующем 1867 г. размеры были увеличены в 3 раза. Необходимо отметить, что увеличение страховых норм значительно повысило общую сумму страхового обеспечения. Уже в первый год земского страхования (1867 г.) страховая сумма увеличилась с 9 до 12 млн. рублей; в 1868 -до 15 млн. рублей; в 1869 - до 20 млн. рублей.
Таблица 1
Страхование в Воронежской губернии до передачи дел земству
Сумма Результаты
Годы Страховая сумма (рублей) Оклад страховых платежей (рублей) вознаграждения погорельцам операций: прибыль (+) / убыток
(рублей) (-) (рублей)
1859 5 533 353 45 205 26 731 +18 447
1860 5 637 763 55 917 75 096 -19 180
1861 5 865 960 58 114 21 711 +36 403
1862 5 775 960 57 395 88 252 -30 857
1863 6 919 912 69 047 136 593 -67 546
1864 8 140 879 72 151 64 830 +7 321
1865 7 334 812 72 721 100 999 -28 278
Однако таким благополучным можно назвать только первое пятилетие земского страхования в Воронежской губернии. Первые трудности начались в 1872 г., когда сумма возмещения убытков погорельцам составила 538 тыс. 138 рублей: расход превысил поступления на 1872 рублей. Таким образом, запасной страховой капитал был весь израсходован, и земское страховое управление оказалось в долгах. Убыточность 1872 г. была объяснена неправильной оценкой страхуемых строений, и поэтому были введены 12 должностей страховых агентов. Но увеличение штатов ситуацию не изменило - последующие годы также были весьма убыточными из-за высокой пожарной ситуации в губернии.
Такой результат побудил губернское земское собрание применить ряд мер, которые, по его мнению, могли сократить убыточность от пожаров в российских селах. Так, собрание постановило, чтобы «каждое отдельное строение в селениях принималось на страх земства в сумме 300 рублей и более в том случае, когда оно находится под огнеупорною крышей» [1]. Высшая норма выплат стала распространяться только на дворы, в которых все строения сделаны из огнеупорных материалов (кирпич, камень, глинобитный материал) и крыты железом. Однако и эти меры не дали ожидаемых результатов.
Ситуация изменяется только к концу XIX -началу XX вв. Во-первых, с 1899 г. вводится должность страхового инспектора, контролирующего волостные правления и страховых агентов. Во-вторых, 25 декабря 1901 г. было издано «Положение о взаимном земском страховании», исходя из которого изменился порядок дополнительного
страхования. Теперь имущество, застрахованное по нормальной оценке, могло быть достраховано сверх нормы. Также вводились лицевые счета страхователей. С одной стороны, данные мероприятия прибавили работы Воронежскому земству, а с другой - усилили его с материальной стороны.
В-третьих, в 1908-1909 гг. в Воронежском уезде и пяти волостях Коротоякского уезда была введена должность помощника страхового агента, которому передавалась от волостных правлений обязанность по страхованию движимого и недвижимого имущества. Позже помощники появляются и в других уездах Воронежской губернии.
В 1913 г. изменяется система страхования. Теперь признаком для определения размера страхования считали не вид и размер жилой постройки, а размер оценочной стоимости всего двора.
Наряду со страховой деятельностью земские собрания следили и за противопожарным состоянием в губерниях. В некоторых городах за счет средств страховых обществ улучшали дороги и водоисточники, выдавали ссуды горожанам на приобретение огнестойких строительных материалов, содержали трубочистов и др. Земские страховые общества имели право, согласно закону, расходовать часть прибыли на противопожарные мероприятия в сельских населенных пунктах.
Тем не менее уровень пожаров был достаточно высок. По данным, содержащимся в отчетах о взаимном земском страховании Воронежской губернии за период с 1899 по 1913 гг., в застрахованных строениях произошло 34235 пожаров [3].
Основные причины пожаров изложены в Таблице 2 .
Таблица 2.
Основные причины пожаров, произошедших в Воронежской губернии с 1899 по 1913 гг.
Неисправность дымоходных труб Неосторожное обращение с огнем
Причина Поджог Детская шалость Не установлено Всего
Количество 415 1466 124 15 124 2144
Как показывают приведенные в таблице данные, основной причиной возникновения пожаров в конце XIX - начале XX вв., как и сегодня, являлось неосторожное обращение с огнем.
Документы показали еще один интересный факт: пожары в строениях, застрахованных по повышенным нормам, происходили в 2,5 раза чаще, чем в строениях, застрахованных в рамках нормального (окладного) страхования. Так, на 1000 дворов происходило следующее количество пожаров: в окладном страховании - 4,4; в дополнительном - 11,1 [3]. Такая ситуация объясняет-
ся прежде всего боязнью поджога или возникновения пожара по другой любой причине из-за более высокого материального положения страхователей.
Какие же меры предпринимались земским собранием Воронежской губернии по борьбе с пожарами? Практически с момента его возникновения сельским обществам был открыт беспроцентный кредит на приобретение огнегасительных инструментов. Позже были утверждены нормы хранения пожарных инструментов, исходя из количества крестьянских дворов (Таблица 3) [2].
Таблица 3.
Нормы хранения пожарных инструментов на 1915 г.
Количество дворов е еы 2 Й й Рн О Н п е еы 3 Я л Э а S3 я ъ К о т п е Р g о g йо В Бочки с водой Ведра с веревками Багры 1 с пЛо е § 3 00 Р о 5 еел ив * Топоры с Лес
30-60 - - 1 1 2 2 - - - 1
60-100 1 - 1 2 2 4 - - - 1
100-200 - 1 1 2 2 4 2 3 3 1
200-300 - 1 2 3 3 4 2 3 3 1
300-500 - 1 2 4 4 5 2 4 4 1
500 и более - 2 3 6 6 6 3 4 5 2
Для хранения пожарного инвентаря в населенных пунктах возводились специальные сараи. Также в разные годы издавались правила и инструкции, содержавшие руководство по строению улиц и домов с точки зрения противопожарной безопасности, правила содержания пожарного обоза, обязанности сельских должностных лиц во время пожаров.
Библиографический список
1. Гребенник, И.Е. О деятельности Воронежского губернского земства по взаимному земскому страхованию и по борьбе с пожарами в селениях / И.Е. Гребенник // Труды съезда председателей сельских вольных пожарных дружин Воронежской губернии. - Воронеж: Типо-Литография Т-на «Н. Кравцов и К», 1914. -С. 1-31.
2. Сборник правил и инструкций, действующих в Воронежском Губернском Земстве по страхованию от огня и противопожарной части. - Воронеж: Типо-Литография Т-на «Н. Кравцов и К», 1915. - 355 с.
3. Страховые и пожарные условия в селениях Воронежской губернии. - Воронеж: Типография Трезубов и Тарутин, 1915. - 740 с.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что деятельность страховых обществ способствовала развитию пожарного дела и улучшению пожарной безопасности страны. Также, несмотря на все трудности, страховые общества, в том числе и Воронежское губернское земское собрание, способствовали росту экономических показателей Российской империи.
References
1. Grebennik, I.E. O deyatelnosti Voronezhskogo gubernskogo zemstva po vzaimnomu zemskomu strahovaniyu i po borbe s pozharami v seleniyah / I.E. Grebennik // Trudyi s'ezda predsedateley selskih volnyih pozharnyih druzhin Voronezhskoy gubernii. - Voronezh: Tipo-Litografiya T-na «N. Kravtsov i K», 1914.
- S. 1-31.
2. Sbornik pravil i instruktsiy, deystvuyuschih v Voronezhskom Gubernskom Zemstve po strahovaniyu ot ognya i protivopozharnoy chasti. - Voronezh: Tipo-Litografiya T-na «N. Kravtsov i K», 1915. - 355 s.
3. Strahovyie i pozharnyie usloviya v seleniyah Voronezhskoy gubernii. - Voronezh: Tipografiya Trezubov i Tarutin, 1915. - 740 s.
FROM THE HISTORY OF FIRE INSURANCE IN RUSSIA IN 1967-1915: ON MATERIALS OF VORONEZH PROVINCE
Kalach Elena Vasilievna, Assistant Professor,
Candidate of Pedagogic Sciences,
Voronezh Institute of the State Fire Service EMERCOM of Russia.
Annotation: the article deals with the main purposes and tasks of Russian insurance companies whose work is connected with insurance of movable and immovable property in XIX-XX centuries. Particular emphasis is placed on insurance in rural areas, which had the great importance for developing of firefighting in Russia. On the example of the Voronezh province the analysis of changes of the insurance rules and amounts is made for a period of 1867- 1915. The text contains the examples of fires causes and measures to combat fires.
Key words: fire insurance, insurance company, insurer, insured amount, Voronezh province.