Из истории организации оплаты труда в сельском хозяйстве России в 30-50-е годы XX века
В. М. Танаев, к.и.н, доцент, Л. П. Криволапо-ва, преподаватель, аспирант-соискатель,
Институт управления Оренбургского ГАУ
История оплаты труда и стимулирования крестьян в России и, в частности, на Южном Урале неразрывно связана с организацией сельскохозяйственных артелей на селе. Вся законодательная база, связанная с оплатой труда крестьян, была в основном заложена в предвоенное время и лишь незначительно корректировалась в ходе войны.
Основной единицей или мерой оплаты труда в колхозах, начиная с марта 1931 г., стал трудодень после того, как принцип оценки распределения доходов по трудодням был утвержден Постановлением VI съезда Советов СССР «О колхозном строительстве».
Главными причинами введения трудодня явились: экономический подъем промышленности и, в связи с этим, невозможность полной оплаты труда крестьян деньгами при их дефиците, давние традиции натуральной оплаты на селе и другие.
Трудодень представлялся в тех исторических условиях наиболее удачной формой, которая, практически не изменяясь, просуществовала в некоторых колхозах до 1966 г.[1].
В 1933 г. Наркомзем СССР определил примерные нормы выработки и расценки в трудоднях, по которым практически все сельскохозяйственные работы в колхозах были разбиты на семь групп в зависимости от их трудности, сложности, важности для колхоза и требующейся квалификации[2].
На каждую работу, говорится в 15 параграфе устава сельхозартели от 1935 г., устанавливаются нормы выработки, доступные добросовестно работающему колхознику, с учетом состояния рабочего скота, машин и почвы.
Каждый вид работы, например, вспахать гектар земли, посеять гектар, произвести окучку гектара хлопка, намолотить тонну зерна, накопать центнер свеклы, надоить литр молока и тому подобное — оценивается в трудоднях в зависимости от требующейся квалификации работника, сложности, трудности и важности работы для артели.
Согласно разъяснению Наркомзема СССР от 28 февраля 1933 г., по каждой из групп трудодни начисляются в следующих соотношениях: I группа — 0,5, II группа — 0,75, III группа — 1 трудодень, IV группа — 1,25, V группа — 1,5, VI группа — 1,75, VII группа — 2 трудодня.
Окончательно нормы выработки и расценки за выполнение определенных работ утверждались в каждом отдельном колхозе. Один трудодень соответствовал единице простого труда, затраченного колхозником в течение одного рабочего дня.
Еженедельно в трудовую книжку колхозника записывалось количество выработанных им трудодней[3].
Чтобы представить, как начислялись трудодни, обратимся к работе А. Е. Королькова и
H. Н. Хмелева: «...Пусть, например, в колхозе установлены следующие нормы выработки и оценки этих норм в трудоднях:
I. Техника хозяйственных вычислений и расчетов в колхозах
Пример 1. Найти по таблице, сколько должно быть начислено трудодней плугарю за единицу выполненной работы (за вспашку 1 га целины на глубину в 18 см).
Решение: 1,75:0,6 = 2,92.
Пример 2. Найти по таблице, сколько должно быть начислено трудодней погонщику за единицу выполненной работы (за вспашку 1 га целины на глубину в 18 см).
Решение: 1,25:0,6 = 2,08.
Таким образом, за вспашку 1 га целины на глубину 18 см плугарю начислялось 2,92 трудодня, а погонщику — 2,08 трудодня.
Нетрудно установить: что за пахоту 2-лемеш-ным плугом легкой почвы 1 га начисляется 1 трудодень, за протравление 1 ц семян начисляется — 0,05 трудодня.
Оплата же одного трудодня выступала как его «вес» и определялась путем деления фонда оплаты труда по каждому продукту, выделенному для фонда оплаты и денежной его части, на общее количество выработанных в данном колхозе трудодней. То есть сам по себе трудодень непосредственно не показывал объем потребления, приходящегося на единицу затраченного труда. «Вес» трудодня, таким образом, зависел от размеров фонда потребления и количества приходящихся на его деление трудодней[4].
Фонд потребления в колхозах зависел в основном от внешних по отношению к колхозу факторов. Это государственные закупки сельскохозяйственных продуктов у хозяйств.
Практически до 1958 г. действовала система, по которой обеспечивались закупки в основном в 4-х формах:
1. Обязательные государственные заготовки.
2. Контрактация отдельных видов сельхозпродуктов.
3. Натуроплата за работу машинно-тракторных станций (МТС).
4. Государственные закупки продуктов сверх обязательных поставок и натуроплаты за работу МТС[5].
Кратко охарактеризуем каждую форму госзакупок.
Обязательные государственные заготовки или поставки имели фактически силу налога. Размер этих поставок устанавливался с таким расчетом, чтобы после их выполнения колхозы могли не только оставить внутрихозяйственные фонды семян и фуража, но также образовать продовольственный фонд внутрихозяйственного потребления на трудодни и продажи на колхозном рынке для нужд колхоза[6].
Размеры поставок с каждого колхоза, вплоть до 1940 г., определялись в полеводстве в зависимости от плана посевной площади культур, нормы поставок устанавливались на 1 га плана посева, в животноводстве — от поголовья скота, нормы поставок устанавливались на 1 голову скота. Таким образом, обязательные поставки были каналом подачи части колхозного дохода на общегосударственные нужды. Механизмом изъятия служили низкие заготовительные цены, которые с 1927—1928 гг. долгое время находились на одном уровне годов и значительно отстали от возросших затрат колхозников[7].
С 1940 г. был введен погектарный принцип исчисления обязательных поставок, при кото-
Наименование работы Группа работы Начисляется трудодней за выпол. нормы Дневная норма выработки
Вспашка целины
на 18 см
глубины:
а) плугарь VI 1,75 0,6 га
б) погонщик IV 1,25 0,6
Пахота двухлемешным V 1,50 1,50
плугом легкой почвы
Протравливание семян III 1,0 20,0 ц
ром размеры поставок продукции животноводства осуществлялись с каждого га площади сель-хозземель. Этот принцип гарантировал для каждого колхоза стабильность размеров обязательных поставок и предоставлял им возможность самостоятельно решать внутренние производственные вопросы. В зависимости от качества земель и климатических условий нормы поставок дифференцировались по зонам и районам[8].
Заготовки путем контрактации осуществляли установлением двухсторонних договоров между заготовителями (контрактантами) и производителями (сдатчиками) сельхозпродукции.
Договора предусматривали определенный заказ производителям на производство количества и качества сельхозпродукции и организованную сдачу ее в установленные сроки на предусмотренных условиях.
В порядке контрактации заготавливались преимущественно технические культуры: сахарная свекла, хлопок, лен, подсолнечник и другие.
Натуроплата за работу МТС была формой возмещения колхозами затрат, произведенных государством. Ставки натуроплаты были дифференцированными в зависимости от урожайности культур, по которым производились работы МТС с тем, чтобы заинтересовать работников машинно-тракторных станций в повышении урожайности. Причем сама натуроплата непосредственно не поступала в МТС, она шла государству. И здесь государство было посредником между МТС и колхозом.
Государственные закупки осуществлялись уже после того, как колхозы выполняли план обязательных поставок, натуроплаты за работы МТС и создания семенных и фуражных фон-
дов. Эти закупки осуществлялись на более выгодных условиях, стимулировавших колхозы к реализации излишков продукции. Колхозам, продававшим излишки государству, предоставлялась возможность в определенной доле от вырученной суммы приобрести через потребительскую кооперацию по твердым ценам дефицитные материалы и товары.
Начиная с 1933 г., колхозам и совхозам устанавливались плановые задания по широкому кругу показателей, включая размеры посевных площадей, поголовье скота и птицы, что резко ограничивало самостоятельность колхозов в хозяйственной деятельности.
В 90-е гг. XX в. произошли радикальные изменения в сельском хозяйстве. Наряду с колхозами и совхозами появились фермерские хозяйства.
Производственные отношения в части распределения производственных материальных благ требуют постоянного совершенствования. Считаем, что изучение исторического опыта оплаты по трудодням поможет эффективнее решить проблему оплаты труда в сельскохозяйственных предприятиях.
Литература
1 Решения партии правительства по хозяйственным вопросам (1917-1967). - М.: Политиздат, 1967. - Т.2.
2 Важнейшие решения по сельскому хозяйству за 1938—1946 г. — М.: Огиз — Сельхозгиз, 1948.
3 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 9-е изд. — М., 1985. — Т.7.
4 Сельскохозяйственная энциклопедия. — М., 1956.
5 Большая Советская Энциклопедия. — М., 1977.
6 Энциклопедическая энциклопедия, политическая экономия. — М., 1980.
7 Трапезников С. П. Исторический опыт КПСС в осуществлении ленинского кооперативного плана. — М.: Мысль, 1967.
8 Арутюнян Ю. В. Советское крестьянство в годы Великой Отечественной войны. — М.: Наука, 1970.