Научная статья на тему 'Из истории малых жанров: крымскотатарская заметка'

Из истории малых жанров: крымскотатарская заметка Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
124
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ПРЕССА / КРЫМСКОТАТАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ЖАНР ЗАМЕТКИ / ETHNIC PRESS / CRIMEAN TATAR LITERATURE / MEDIA GENRES / NOTE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Джелилова Ленияра Шакировна

Литературные традиции крымскотатарского народа показывают, что малые жанры являются важной частью не только журналистики, но и художественных произведений. Это связано с национально-литературными обычаями. Как появилась крымскотатарская заметка, ее характерные особенности, форма и содержание в разные литературные периоды тема нашего исследования.В статье делается обзор текстов заметок в этнической прессе крымских татар, а также даны выводы о перспективе развития данного жанра в современной крымскотатарской периодике и литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the literary traditions of the Crimean Tatar Media. Due to the national and literary customs, small media genres have important place both in journalism and Crimean Tatar literature. It shows the features, form and content of the Crimean Tatar Note within the development through the different literary periods.The research paper includes the review of Note topic, its various examples in the Crimean Tatar ethnic press, the development of this genre in modern Crimean Tatar periodicals and literature.

Текст научной работы на тему «Из истории малых жанров: крымскотатарская заметка»

Аннотация. Литературные традиции крымскотатарского народа показывают, что малые жанры являются важной частью не только журналистики, но и художественных произведений. Это связано с национально-литературными обычаями. Как появилась крымскотатарская заметка, ее характерные особенности, форма и содержание в разные литературные периоды - тема нашего исследования.

В статье делается обзор текстов заметок в этнической прессе крымских татар, а также даны выводы о перспективе развития данного жанра в современной крымскотатарской периодике и литературе.

Ключевые слова: этническая пресса, крымскотатарская литература, жанр заметки.

From the History of the Small Genres: Crimean Tatar Note

Summary. The article deals with the literary traditions of the Crimean Tatar Media. Due to the national and literary customs, small media genres have important place both in journalism and Crimean Tatar literature. It shows the features, form and content of the Crimean Tatar Note within the development through the different literary periods.

The research paper includes the review of Note topic, its various examples in the Crimean Tatar ethnic press, the development of this genre in modern Crimean Tatar periodicals and literature.

Keywords: ethnic press, Crimean Tatar literature, Media Genres, Note.

Джелилова Ленияра Шакировна1 E-mail: [email protected]

Из истории малых жанров: крымскотатарская заметка

УДК: 82-9(811.512.1) (470-321.9)

Один из информационных жанров журналистики - заметка. Структура заметки схожа с небольшой обычной статьей. Заметка, конечно, имеет заголовок, подзаголовок (т.н. анонс самой статьи) и основную часть текста.

Существуют виды заметок. Сегодня это - информационная заметка, где есть статья, в которой содержатся определенные сведения или данные о каком-либо событии. Чаще всего это описание происшествия. В такой заметке допускается личное мнение автора, однако автор может его не высказывать.

Аналитическая заметка - текст, содержащий анализ ситуации, установление причинно-следственной связи и прогнозируемые события. Есть вид заметки как художественно-информационная статья. Тут есть определенные данные, которые местами разбавлены литературно-художественными вкраплениями. Характерная черта такого вида заметки - постановка вопроса и поиск ответа на него, пути выхода из сложившейся ситуации.

Хроника - вид жанра заметки, в котором не предполагается выделенное личное мнение автора. Тут хронологический ряд изложения событий в привычной последовательности. Такой вид заметки характерен для описания исторических событий любого времени.

Как известно, любой жанр журналистики держится на трех основах: пред-

1 Джелилова Ленияра Шакировна, к.фи-лол.н., доцент кафедры крымскотатарской литературы и журналистики ГБОУВО РК КИПУ (Симферополь, Крым).

Из истории малых жанров: крымскотатарская заметка

мет, функция и метод. И каждый жанр работает с определенным типом жизненного материала. Заметка - жанр новостной журналистики, представляющий собой сообщения, содержащие краткую информацию о чем-нибудь важном.

Первые заметки крымскотатарской этнической прессы, конечно, напечатаны в газете «Терджиман» И. Гаспринского. Однако предтеча «Терджиман» - газетные брошюры «Тонгъуч» и «Шафакъ» тоже известны своими заметками.

В информационной заметке И. Гаспринского «Как известно...» (Тонгуч, 1881, 20 мая, с. 3.) читателю сообщается о новом городовом Положении, в котором указаны условия избрания членов городского совета [2; 5]. Следующая информационная заметка И. Гаспринского «Исламские страны» дает нам полное представление о всех мусульманских державах того времени, численности их населения и социально-культурном состоянии [1; 4].

В крымскотатарской периодической печати (газете «Терджиман») первые заметки - это заметка «Оренбург» (1885, № 8 от 11 октября) и заметка «Нормальная школа» (1885, № 12 от 28 октября) [3, с. 261 - 265].

Это небольшие тексты, описывающие нам местность, людей и событие, там происходящее. И первая, и вторая из заметок в заключительных своих частях ненавязчиво дают нам совет о том, как можно быть полезным в создавшейся ситуации.

Конечно, это не единственные заметки данной газеты. В «Терджимане» этот журналистский жанр будет иметь место в каждом номере.

Газета «Миллет», которая также выходила в Крыму в начале ХХ в., тоже славится своими заметками на социальные темы. «Наша национальная задача» (Миллий вазифемиз, 1918, № 123, 15 октября) [5, с. 144].

Автор заметки Дж. Сейдамет сообщает читателю о настоящем состоянии и перспективном будущем народа, о путях

правильного социально-экономического развития.

Еще одна примечательная, яркая информационная заметка А. Сабри Айвазова в газете «Миллет» -«Революционные течения в народе и русская пресса» (Миллиет ве истикълялиет джерьянлары ве рус матбуаты, 1917, № 9, 6 июля) [3; 5]. Следует отметить большое количество информационных заметок в газете «Миллет». Причиной этому может быть политическая характеристика данной газеты, а также время её появления и издания в Крыму (1917 г.).

Жанр заметки продолжает свое существование и в довоенной (1917 - 1944 гг.) и в послевоенной (1957 - 1990 гг.) национальной периодике крымских татар.

В газете «Ленин байрагъы» заметкам выделялось особое внимание и место в издании. Заметки газеты были как информационными, аналитическими, так и просто небольшими статьями социально-бытового или общественного характера, где описывалась насущная проблема времени и на первый план выставлялись некоторые вопросы, требующие решения. Кстати, многие из заметок существенно влияли на поправку положения дел.

Это первые крымскотатарские газетные заметки послевоенного периода: заметка А. Дерменджи «Патриоты» (Ва-танперверлер, 1957, октябрь 20); заметка Черкез-Али «Похвала от рабочих» (Ишчилернинъ алгъышы, 1957, ноябрь 17); информационная заметка Ильяса Бахшиша «О крымскотатарском ансамбле песни и пляски» (Къырымтатар оюн ве йыр ансамбль акъкъында, 1957, декабрь 1); аналитическая заметка Я. Мемета «Культура (Выставка изобразительного искусства)» (Медениет (Ресим сергиси), 1957, декабрь 5) и др.

Возможность и привилегия художественных текстов - иметь широкий диапазон форм, от простых до замысловатых. В журналистике такое возможно

частично. Публицистическое выступление не терпит многосложной формы, которую в таком варианте придется долго расшифровывать массовой аудитории. Такая возможность есть у жанров литературы, тех те самых малых жанров, ставших со временем малыми формами художественной литературы [4, с. 14].

Классическое художественное сочинение всегда имеет сложную структуру. Многослойное повествование, эстетически оправданное прямое и косвенное отражение многих толкований, шифров-

ка перспективных значений - все это важные факторы создания настоящего художественного творения. Малые жанры журналистики или литературы вполне успешно выполняют данную задачу. Журналистское творчество отличается простой, прозрачной, очень ясной структурой. Однако это вовсе не означает, что содержание этих жанровых текстов может быть поверхностным. Поверхностность должна быть в обязательном порядке исключена из любого произведения любого времени.

Литература:

1. Гаспринский И. Ислям девлетлери / И. Гаспринский // Шафакъ, 1881. - Август 9.

2. Гаспринский И. Малюмдюр ки / И. Гаспринский // Тонгъуч, 1881. - Май 20.

3. Селимова Л. Къырымтатар матбуаты тарихына бир назар. / Л. Селимова. -Симферополь: «Оджакъ», 2008. - 123 с.

4. Сеферова Ф.А. Жанр короткого рассказа в крымскотатарской прозе 60-х годов / Ф. А. Сеферова // Ученые записки ТНУ. - Серия «Филология». - 2005. - Т.18 (57). - № 3. - С. 365 - 370.

5. Kirimov T.N. Millet Cevherleri. Hrestomatiya. / haz. T.N. Kirimov. - Aqmescit: Qirimdevoquvpedne§it, 2012. - 704 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.