Научная статья на тему 'Из истории логики. Семантика омонимии в логике Порфирия'

Из истории логики. Семантика омонимии в логике Порфирия Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
232
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ЛОГИКИ / КАТЕГОРИИ / АРИСТОТЕЛЬ / СЕМАНТИКА / ОМОНИМИЯ / ПОРФИРИЙ / СИМПЛИКИЙ / HISTORY OF LOGIC / CATEGORIES / ARISTOTLE / SEMANTICS / HOMONYMY / PORPHYRY / SIMPLICIUS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гарин Сергей Вячеславови

В статье рассматриваются логико-семантические аспекты теории омонимии в «Категориях» Аристотеля в контексте комментаторской традиции Порфирия. Рассматривается логико-философское учение об омонимии именных и не именных частей речи в древнегреческом языке. Описываются сложности в трактовке терминов «κατηγορίαι», «ὄνομα», «ῥῆμα». Анализируются логические особенности подходов Порфирия и других комментаторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the history of logic. Semantics of homonymy in Porphyry’s logic

The article deals with the logical and semantic aspects of the theory of homonyms in Aristotle’s “Categories” within the context of Porphyry’s commentaries. We consider the logical formation of the doctrine of homonymy of nouns, verbs, and conjunctions in Ancient Greek. We reveal the difficulty in interpreting the terms “κατηγορίαι”, “ὄνομα” and “ῥῆμα”. The paper has shed some light on different aspects of Porphyry’s logic.

Текст научной работы на тему «Из истории логики. Семантика омонимии в логике Порфирия»

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2016. № 3. www.st-hum.ru

УДК 161.1:19

ИЗ ИСТОРИИ ЛОГИКИ.

СЕМАНТИКА ОМОНИМИИ В ЛОГИКЕ ПОРФИРИЯ

Гарин С.В.

В статье рассматриваются логико-семантические аспекты теории омонимии в «Категориях» Аристотеля в контексте комментаторской традиции Порфирия. Рассматривается логико-философское учение об омонимии именных и не именных частей речи в древнегреческом языке. Описываются сложности в трактовке терминов «Kax^yopiai», «ovoKa», «р^ка». Анализируются логические особенности подходов Порфирия и других комментаторов.

Ключевые слова: история логики, категории, Аристотель, семантика, омонимия, Порфирий, Симпликий.

FROM THE HISTORY OF LOGIC.

SEMANTICS OF HOMONYMY IN PORPHYRY'S LOGIC

Garin S.V.

The article deals with the logical and semantic aspects of the theory of homonyms in Aristotle's "Categories" within the context of Porphyry's commentaries. We consider the logical formation of the doctrine of homonymy of nouns, verbs, and conjunctions in Ancient Greek. We reveal the difficulty in interpreting the terms "Kax^yopiai", "ovoKa" and "р^ка" The paper has shed some light on different aspects of Porphyry's logic.

Keywords: history of logic, categories, Aristotle, semantics, homonymy, Porphyry, Simplicius.

Традиционно проблема омонимии и родственных с ней семантических явлений, представленная в «Категориях» Аристотеля, рассматривалась как вводная часть школьной перипатетической логики, т.н. antepredicamenta, необходимая для усвоения последующего корпуса текстов «Органона». Учение

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2016. № 3. www.st-hum.ru об омонимии и синонимии было своеобразным «введением», не имеющим однако прямой связи с категориальной схемой Аристотеля. В связи с этим, уже в комментаторской традиции Порфирия, Симпликия и Боэция поднимался вопрос не только о дидактической связи омонимов и категорий, но и о связи логической, концептуальной.

Следует отметить, что проблема омонимии Аристотеля в ее различных аспектах рассматривалась в фундаментальной работе К. Шилдса [5]. Особенности омонимии в связи с общей проблемой полисемии анализируется в статье Т. Ирвина [3]. Вопросы аргументации «третьего человека» у Платона в связи с эпонимией и омонимией затрагиваются в работе Дж. Малкольма [4]. Теория Спевсиппа, в русле его лингвистического понимания омонимов (перипатетическая классификации имен ovoKaxa), рассматривается наряду с аристотелевским толкованием омонимов в статье Л. Таран [7] и т.д. Хотя проблема омонимии Аристотеля и стала практически классической, комментаторское отражение этой концепции в текстах Порфирия, Симпликия, Боэция, Аммония, Давида и др. еще не получило достаточно внимания ни в отечественной, ни в зарубежной логико-философской мысли.

В комментарии на «Категории» Аристотеля Порфирий, рассматривая проблему (ёрют^апо) об отношении между задачами «Категорий» и тем способом изложения, начинающегося с лингвистических рассуждений о природе омонимов, паронимов, синонимов и др., указывает, что вопрос об омонимичности слов для «Категорий» чрезвычайно важен, так как зачастую категории ошибочно принимаются за то, омонимами чего они являются: Ф^^ он snsi то ov ok®vukov Soksi sivai тф Äpiaxonelsi Kai ai Kax^yopiai ok®vuk®0 leyovxai Kax^yopiai ка0' ®v Kax^yopoüvxai, 5ia xoüxo np®xov nspi x®v ok®vuk®v noieixai nov loyov [1, p. 61]. Сказанное означает, что семантика Kax^yopiai во времена создания классических комментариев на труд Аристотеля вызывала затруднения как среди перипатетиков, так и неоплатоников. Не случайно Порфирий, Аммоний и Симпликий в своих текстах пытались разрешить проблемы (anopiai) связанные, во-первых, с аутентичностью названия

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2016. № 3. www.st-hum.ru «Категорий» («О десяти родах бытия», или же «О десяти гласах»), самого предмета «Категорий» и вообще того, что понимать под термином «Kax^yopiai».

Порфирий, будучи одним из пионеров семантики, указывает, что категории, рассмотренные в одноимённом трактате Аристотеля, лишь обозначают то, что называется «родами бытия», но как к таковым онтологическим родам не относятся. Сложность здесь заключается в том, что «Категории» могут быть интерпретированы тремя разными способами - как 9®vai, как vo^axa, или как npay^axa. Когда мы используем термин «Kax^yopiai» и не отличаем его от того, что он обозначает, то, по Порфирию, мы не столько платонизируем перипатетизм (а Порфирий к этому причастен весьма серьезно), сколько не различаем омонимические элементы языка. Именно поэтому, по мнению тирского комментатора, Аристотель начал свой труд не с дефиниций первых и вторых сущностей и всего перечня категорий, что было бы естественно, а с весьма неожиданного разъяснения природы омонимии. Этот аспект отражен в специальном вопросе «Комментария» Порфирия: Aia ni ouv ало x®v ok®vuk®v Kai ouk ало x®v zuv®vuk®v, s'insp na auvAvuKa Kai ovÖKaxoc; xoü atixoü Koiv®vsi Kai xoü loyon, Ga9saxspov 5s xo Kax' акФ® Koiv®voüv Kai xoü ovÖKaxoc; Kai xoü loyon xoü Kaxa ^ovon xoü ovÖKaxoc; Koiv®voüvxo<o; т.е. «почему он (Аристотель, прим. авт.) начинает с омонимов, а не с синонимов, если синонимия связана и с общим именем и со смыслом...?» [1, p. 60].

Для ответа на поставленный вопрос, следует отметить, что вообще, Порфирий следует аристотелевской трактовке семантической двухмерности логико-лингвистических объектов: «я утверждаю, что все обладает именем, определением (opiGKÖo), или описанием (шoypaф^)» [1, p. 60]. Таким образом, логические объекты содержат именную, десигнативную компоненту и семантически - дефинитивную, раскрывающую существенные признаки предмета. Говоря в терминах Фреге-Карнапа, мы используем имя и экстенсионально-интенсиональную определенность признаков предмета,

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2016. № 3. www.st-hum.ru отражающую его дефинитивные сегменты. Один из комментаторов аристотелевской логики, Боэций уточняет, что «определение (diffinitio) раскрывает суть вещи через род и видовое отличие, в то время как описание (descriptio) просто указывает на нее при помощи общих признаков» [3, р. 38]. Таким образом, различая логико-семантические аспекты слова на именные и десигнативные, мы, следуя Порфирию, можем задать вопрос: П®о o^v о ÄpiGxoxsl^o öpi^emi na o^v^a; Окю^ка leysnai, ®v övoKa kovov koivov, 6 5s Kana nouvoKa loyoo n^o otiziao snspoo, т.е. «как же Аристотель определяет омонимы? Слова называются омонимами, когда они имеют одинаковое имя, но совершенно разные дефиниции, т.е. существенные свойства» [1, р. 61]. Выражение loyoo n^o otiöiao здесь, на наш взгляд, отражает понимание лексически-дефинитивного выражения сущности, субстанциальных свойств предмета. Впрочем, вопрос о сущности (vo^ana или npayKana) чрезвычайно многозначен для понимания в рамках комментирования «Категорий», да и вообще, является одним из краеугольных камней в полемике между перипатетической и неоплатонической логикой.

В следующем вопросе «Комментария» мы видим дистинкцию области действия понятия омонимии, которая включает в себя не только именные части речи, но и глагольные. Порфирий указывает, что: «но если омонимия существует не только в случае имен, но и глаголов и даже союзов - как, например, в случае av5pano5i^sG0ai, что одновременно означает, «поработить кого-то», так и «быть порабощенным кем-то» - так почему же Аристотель, говоря об омонимии, сказал, что это «предметы, которые имеют только общее имя (ovoKa), как если бы омонимия существовала только в случае имен (существительных)?» Ответ: «Потому что имя (ovoKa) относится не только к словам существительным, то есть, к тем, которые сопровождаются артиклями, но и ко всем частям речи...» [1, р. 61].

Пример Порфирия с тф av5pano5i^sG0ai 6k®vuk® övni, буквально, «av5pano5i^sG0ai, что есть омоним» [3, р. 41], связан со сложностью, которая заключается в том, что ^v5pano5iGnai «он был порабощен», - это перфект

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2016. № 3. www.st-hum.ru пассивного / среднего залога, третьего лица единственного числа глагола av5pano5i^®. Слово ^v5panö5iöxai неоднозначно, потому что одновременно может означать либо «он был порабощен», если мы трактуем его как глагол в пассивном залоге, или же, если мы трактуем его в качестве среднего залога ^v5pano5iGKsvo<o - «он поработил кого-то другого».

Симпликий, ссылаясь на Боэция, уточняет примеры омонимов, добавляя к уже рассмотренному существительное xo ku®v: Isyovxs« „xo ku®v ok®vuköv sgxiv' Kai 'xo ^v5panö5iGxai ok®vuköv szxiv. Таким образом, xo ku®v и xo ^v5panö5iöxai приравниваются к одной логико-лингвистической категории. Указание Боэция основано на том, что артикль среднего рода xo ставится как перед существительными (xo ku®v), так и перед инфинитивами глаголов (xo ^v5panö5iöxai). Таким образом, наличие артикля не дает грамматического основания для различения частей речи [6, p. 116].

Проблему понимания омонимов в контексте не именных частей речи поднимает и Симпликий в комментарии на «Категории», отмечая, почти дословно цитируя Порфирия: «почему Аристотель называет омонимами только те слова у которых только имя (ovoKa) общее, хотя омонимия применима также к глаголам, как в случае с ^v5panö5iöxai, и к причастиям, как например, ^v5pano5iGKsvo<, и к союзам?» [2, p. 25].

Для понимания деталей предмета Симпликий описывает многозначность понятия ovoKa в нескольких его смыслах:

1) как обозначение имени собственного (xo Ktipiov);

2) как обозначение нарицательного имени (xo npoz^yopiKöv);

3) в качестве общего названия для любых частей речи, как, например, когда мы говорим, что Платон использовал изысканные имена, а Ксенофонт-общераспространённые. Описывая указанные нюансы, Симпликий ссылается на дифференциацию Боэция: Bö^0o< 5s 5i%®< ф^сгу xo ovoKa IsysaGai, xö xs npöxa^iv apöpon laKßavov, о Kai i5to< ovoKa Isysxai, Kai xo ёф' anavxa xa xoü löyon axoipsia 5iaxsivov [2, p. 25], «Боэций говорит, что «имя» имеет два значения: одно, в специальном смысле, в котором, оно выступает

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2016. № 3. www.st-hum.ru существительным, и то, которое распространяется на все элементы речи (löyoo)».

Таким образом, сложность заключается в том, что греческое övoKa, понятое грамматически, является противоположностью p^Ka, во всяком случае, p^Ka не будет, с логической точки зрения, подчиненным понятием к övoKa. Оба указанных термина являются соподчиненными более общему родовому понятию «части речи». В то время, как övoKa, понятое в общем смысле этого термина, включает в себя и область p^Ka, являясь его родовым понятием, а не соподчиненным ему. Вообще, это затруднение широко обсуждалось комментаторами Аммонием, Олимпиодором, Давидом (Элием), Боэцием. [6, р. 115]. Для устранения этого затруднения, очевидно, необходима семантическая дифференциация термина övoKa на узко-грамматическую, отражающую определенную часть речи и общую.

Таким образом, имеем:

1) övoKa1 - термин, означающий «имя существительное»,

2) övoKa2 - термин, означающий «имя».

Следовательно, övoKa1 в диаграммах Эйлера - Венна будет соподчиненным понятию p^Ka, в то время, как övoKa2 будет родовым понятием как по отношению к p^a, так и övoKa1.

Особое значение приобретает логико-семантическая реконструкция десигнативных уровней языковых единиц в учении Порфирия-Аристотеля. Проблема идентичности именной части омонимических выражений решается дифференциацией функций именных терминов. Однако, говоря о «различии» смыслов, комментаторы «Категорий» отмечали концептуальную трудность, связанную с тем, что предмет погружается в понятие смысла, имеющее чрезвычайно многозначный характер. Все-таки Аристотель был логиком, а не ритором, поэтому проблему смысла языковых выражений он связал с устойчивой сущностью десигнативно-денотативного уровня слова.

Один из ключевых вопросов здесь - почему для определения омонимии необходимо ссылаться на сущность десигната / денотата имени? Причем,

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2016. № 3. www.st-hum.ru апелляция идет не просто к сущности, но к логосу сущности (о löyoo n^o otiöiao). Какую функцию в определении омонимов играет апелляция к 6 löyoo n^o otiöiao? Не является ли достаточным простого указания на различие в десигнативно-денотативной функции омонимических выражений? Эта проблема отражена в одном из вопросов Порфирия: «вы правильно показали не только то, что фраза, «соответствие имени» обязательно принадлежит к определению омонимов, но и то, что определение вещи не может быть признано полным, если ее логос к сущности не указан в соответствии с названием. Но почему же он (Аристотель, прим. авт.) добавил еще и логос сущности? Не достаточно ли ему было просто указать, что понимание соответствующего имени отличается?» [1, р. 64]. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо решить трудности, связанные с толкованием терминов 6 löyoo n^o otiaiao по-отдельности.

Порфирий, столкнувшись с дефинитивными трудностями понятия löyoo, в контексте описания десигнатов слов языка вычленяет в его семантике несколько различных уровней:

1) суждение на основе вычислений (löyoo Kai v^igtiköo),

2) суждение и понимание на основе внешней речи (löyoo Kai npo9opiKöo),

3) внутреннего рассуждения (löyoo Kai sv5ia0snoo),

4) телеологически-порождающего логоса (löyoo Kai GnspKaniKöo) [1, р.

65].

Указанные дистинкции Порфирия дополняются новыми разновидностями рассматриваемого понятия: «еще одно значение логоса связано с определением (о öpoo), то есть с ограничивающим дефинитивным суждением (о löyoo о opiGniKöo)» [1, р. 65]. Порфирий вводит общий термин для отражения / понимания сущности «löyoo n^o otiöiao». Понятие opiGniKöo löyoo, на наш взгляд, здесь выражаеет разделительно-дефинитивное полагание границ (от ^ opia - граница) предмета, проще говоря, полагание определенности предметного целого.

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2016. № 3. www.st-hum.ru

Как мы помним, Порфирий составил свой вопросно-ответный комментарий на «Категории» Аристотеля в контексте с «Исагоге», адресованным Хрисорию и утерянным развернутым «комментарием» на «Категории» к Гедалу. Вопросно-ответный комментарий тирского ученого является упрощенной сократически-эротетической версией комментария на «Категории», который писал Порфирий. Упрощенность здесь выражается в присутствии множества примеров расматриваемых вопросов для начинающего читателя. Так, природу омонимии в контексте opiGxiKÖo 1öyo< и, в целом, в рамках 6 x^< otiaia« 5^1®xikoo 1öyo<, Порфирий иллюстрирует примером из обращения древнегреческих монет разной стоимости, но имеющих одну именную функцию: «например, так как есть бронзовые и серебряные драхмы, а также золотые, то, если кто-то говорит: „5papK^v 5ö< к01', "Дайте мне драхму", он спрашивает что-то неясное (a5^1öv xiva Isysi), в то время, когда кто-то, говорит: "Дайте мне золотую драхму", уточняет вид предмета, который он желает получить от других. Кроме того, так как понимание / мышление имеет несколько значений, если кто-то говорит "логос к сущности" (1öyo< о otiaiao), то здесь добавление слова "сущности" (x^< otiaiao) указывает на то, что имеется в виду определительное понимание предмета (s5^1®gsv xov opiGxiKov löyov). Таким образом, дефинитивно-полагающий логос, который соответствует названию и пониманию, раскрывающего сущность, должен быть различным для каждого из членов класса одноименных вещей» [1, p. 65].

Особенность приведенных дистинкций, на наш взгляд, заключается в том, что Порфирий, по сути, развивает логико-семантическое учение о предметном и смысловом аспектах имени. Говоря о видах омонимов, Порфирий приводит когнитивно-онтологическую дифференциацию, выделяя два вида, основанный на случайности - ®v 6 ksv sgxiv ano xtipno (онтологический фактор), и омонимы, основанные на деятельности мышления - 6 5s ano 5iavoia< (когнитивный фактор). Последние составляют три вида:

1) по сходству (xov Ka0' OKOiöx^xa),

2) по аналогии (sk x^< avaloyia« ),

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2016. № 3. www.st-hum.ru

3) омонимы, образующиеся относительно предметов генетически

\ / \ э I e \ \ \ e\ e /■ v

связанных с одним источником (nov аф' evoo Kai npoo sv oi navnso SGovnai npönoi).

В качестве омонимов по случаю Порфирий приводит эмпирические положения, которые не определяются операциями мысли, а, скорее, являются фактическими дескрипциями обстоятельств: Ä ®o Snnpsv Kai avsniGnanwo 5^opa npayKana n^o atin^o Snnps npoz^yopiao [1, р. 65]. Выражение avsniGnanwo буквально означает «неосознанно», в том смысле, что, например, имя Александр может иметь несколько различных референтов - Александра, сына Приама и Александра, сына Филиппа Македонского. В том, что два разных объекта обладают одной и той же именной функцией, нет никакого преднамеренного умысла, интенции и вообще, мысли как таковой. Два разных индивида обладают одним именем в силу фактических, случайных обстоятельств. Этот вид омонимов отражает онтологическую случайность факта.

Другой вид омонимических выражений основан на деятельности мышления и его операциях (сходство, метафоры, аналогии и т.д.): önav фsps av0p®növ ns npoGayops^G® nö ^ov loyiKÖv Gv^növ Kai sköva av0p®non, önav i5®v Isy® öni 'av0p®noo nouno, т.е. «представим себе, что понятие «человек» используется одновременно как для обозначения «разумного смертного животного», так и для указания на картину с изображенным человеком» [1, р. 65]. Таким образом, мы имеем разные десигнативно-денотативные функции имени «человек», среди них предметная и иконическая (sköva):

1) человек1 nö ^ov loyiKÖv 0v^növ,

2) человек2 Kai siKöva av0p®non.

В данном случае омонимичность, по Мнению Порфирия, организована мышлением и его операциями.

Порфирий развивает тему, указывая на омонимичность понятия начала (источника). Так, монада - источник для единицы, точка - начало линии, ручей - начало реки, сердце - начало жизни [1, р. 65]. Обобщая все указанные случаи,

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2016. № 3. www.st-hum.ru Порфирий заключает: xö x^o appqo ovo^a sni ók®vúk®v xaxxÓKsvov sk Siavoíao av sí^v ката ávaloyíav naai xoúxoio koivöv xoüxo Gs^svoo ovo^a, т.е. «мы применяем здесь понятие омонимии, поскольку полагаем (мыслим) что это аналогичные предметы» [1, р. 65]. Очевидно, что генетически-порождающая функция «начала» во всех указанных случаях разная. Как на уровне экстенсионалов, так и интенсионалов генеративная функция точки для построения линии (совокупности точек), принципиально отличается от биологической функции сердца для «порождения» жизни, так и от физико-геодезических особенностей образования рек. Однако во всех случаях мы включаем в десигнативно-интенсиональную функцию некоторый общий признак «порождать». Именно на этой операции мышления и держится, согласно Порфирию, омонимичность указанных примеров.

Интересно, что Порфирий использует аналогию исключительно как геометрический метод, ó 5s xoioüxoo lóyoo x^o 5sl^s®o капа ávaloyíav Isysxai napa xoio ys®Ksxpaio, «то, что называют аналогией геометры» [1, р. 66].

Продолжая свое логическое исследование, Порфирий рассматривает третий тип омонимии, связанный с мыслью - происхождение денотатов из одного источника (по anó xivoo svöo koiv^v 5ia9Ópoio ^páy^aai npoa^yopíav ysvsöGai). Порфирий приводит иллюстрацию из медицины, где предметы, выполняющие различные прагматические функции, принадлежа к общей предметной области, получают идентичные именные функции. Например, xó xs ßißliov iaxpiKÖv, xó xs 9áp^aK0V Kai xö g^iIíov, медицинская книга, медицинское лекарство, медицинский нож (скальпель).

Весьма неожиданно, что указанный тип также относится Порфирием (в след за Аристотелем) к явлению омонимии. С точки зрения современной логической семантики, указанные понятия являются общими, обладающими общими признаками. Прилагательное iaxpiKÖv «медицинский» в отношении скальпеля и лекарства выполняет различную предметную функцию. Общим, однако, является указание на принадлежность к родовому классу предметов. У трех множеств «медицинская книга», «медицинский скальпель» и

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2016. № 3. www.st-hum.ru «медицинское лекарство», признак «медицинский» отражает родовые свойства предметов (совпадающие у всех подчиненных понятий), что, с точки зрения логики, не является случаем омонимии.

Список литературы:

1. Commentaria in Aristotelem Graeca. Vol. 4.1 (Porphyry). Ed. Busse, A. Berlin: Reimer, 1887.

2. Commentaria in Aristotelem Graeca. Vol. 8 (Simplicius). Ed. Kalbfleisch, K. Berlin: Reimer, 1907.

3. Irwin T. Homonymy in Aristotle // The Review of Metaphysics. 1981. Vol. 34. №. 3. P. 523-544.

4. Malcolm J. Semantics and Self-Predication in Plato // Phronesis. 1981. Vol. 26. №. 3. P. 286-294.

5. Shields C. Order in Multiplicity Homonymy in the Philosophy of Aristotle. Oxford, 2009.

6. Simplicius. On Aristotle Categories 1-4 / Translated by Michael Chase. Bloomsbury Academic, 2003.

7. Taran L. Speusippus and Aristotle on Homonymy and Synonymy // Hermes. 1978. № 106. P. 73-99.

Сведения об авторе:

Гарин Сергей Вячеславович - кандидат философских наук, доцент кафедры философии Кубанского государственного университета, сотрудник Института «Метамодерн» (Осло, Норвегия). Data about the author:

Garin Sergey Vyacheslavovich - Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of Philosophy Department, Kuban State University; Staff Scientist of Metamodern Institute (Oslo, Norway). E-mail: svgarin@gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.