Научная статья на тему 'Из истории кролевецких рушников'

Из истории кролевецких рушников Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
879
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРОЛЕВЕЦ / РУШНИК / ПОЛОТЕНЦЕ / ТКАЧЕСТВО / МАСТЕРА / РЫНДИН / ФАБРИКА / ЦВЕТЫ / TOWEL / WEAVING / RYNDIN / FACTORY / FLOWERS / KROLEVETC / CRAFTSMEN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бурханова Наталья Леонидовна

В тканевом фонде Белгородского государственного музея народной культуры хранятся двадцать четыре кролевецких рушника, которые на территории Белгородской области называли «королевскими». Почему именно эти рушники называли «королевскими»? В чём выражалось значение этих рушников для наших предков? На эти и другие вопросы мы постарались ответить в данной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE HISTORY KROLEVETS TOWELS

Twenty four Krolevets Towels are stored in the drapery fund of Belgorod State Museum of the Folk Culture. They were called in Belgorod region «royal». Why were these towels called «royal»? What were the significance of these towels for our ancestors? We have tried to answer these and other questions in this work.

Текст научной работы на тему «Из истории кролевецких рушников»

этнокультуры в прошлом и настоящем

УДК 7.05 ББК 85.12

из истории кролевецких рушников

Бурханова Наталья Леонидовна,

научный сотрудник отдела научно-методического и информационного обеспечения, Белгородский государственный музей народной культуры, ул. Мичурина, д. 43, г. Белгород, Россия, 308002,

e-mail: [email protected]

Аннотация

В тканевом фонде Белгородского государственного музея народной культуры хранятся двадцать четыре кролевецких рушника, которые на территории Белгородской области называли «королевскими».

Почему именно эти рушники называли «королевскими»? В чём выражалось значение этих рушников для наших предков? На эти и другие вопросы мы постарались ответить в данной работе.

Ключевые слова

Кролевец, рушник, полотенце, ткачество, мастера, Рындин, фабрика, цветы.

54

Старинную русскую избу просто невозможно представить без тканых, узорных рушников. Глубокая связь времён запечатлена в этом удивительном и неповторимом наследии мастеров, которые оставили нам свои великолепные произведения искусства. Художественное богатство, декоративная выразительность, национальный характер, выражающий творческие традиции народа — всё это нашло своё отражение в удивительном, и в тоже время простом предмете крестьянского быта.

Рушник сопровождает человека во всех важных этапах его долгого жизненного пути, начиная от самого рождения и заканчивая его

уходом в мир иной. Женщина, ожидающая ребёнка, сама ткала рушник из очень тонких «в кленовый лист» конопляных нитей, на который потом бабка-повитуха принимала новорождённого. Этим же материнским рушником вытирали ребёнка после крещения в купели. Рушник на свадьбе являлся не только оберегом, но и началом, серединой и окончанием диалога двух семейств для зарождения новой жизни. До сих пор в сёлах рушниками украшают жилища. Встречая самых дорогих гостей, каравай обязательно кладут на рушник. Рушником накрывают гроб, и опускают в землю тоже на рушниках.

Во время научно-исследовательских экспедиций научными сотрудниками музея были приобретены для фондовой коллекции красно-белые тканые рушники. Опрашивая старожилов, нам стало известно, что на территории Белгородской области их называли «королевскими». В тканевом фонде Белгородского государственного музея народной культуры хранится двадцать четыре «королевских» рушника, среди которых невозможно найти двух одинаковых «близнецов». Объединяет их лишь преобладание красного цвета и частое изображение в рисунке птицы — орла. В селе Почаево Грайворонского района была закуплена скатерть, на белом фоне которой алеют вытканные красными нитями орлы. Особый интерес вызвали три рушника, которые были куплены в сёлах Валуйского района. На них красными нитями густо вытканы «Древа жизни» или «Род и Рожаницы». По словам Гладких Надежды Поликарповны, которая отдала в дар музею один из таких рушников, он достался ей от бабушки и хранился в доме в качестве оберега. И назывался он, по её словам, тоже «королевским». Встретились нам рушники с орлами, вытканными с добавлением нитей синего, зелёного и фиолетового цветов. Приобретены они были в селе Поповка Корочанского района. Также в этом селе были закуплены два рушника с орлами, на одном из краёв которых вытканы инициалы и фамилия «Рындин». А чуть позже, на одном из рушников, приобретённом в селе

Болховец Белгородского района обнаружили вытканное название города Кролевец.

Почему именно эти рушники называют «королевскими» и как с этим названием связан город Кролевец? В чём выражалось значение этих рушников для наших предков? Остались ли продолжатели традиций данного вида ткачества?

Чтобы найти ответы на эти вопросы, была совершена поездка в город Сумы. В Сумах мы посетили Областной краеведческий музей, познакомились с директором музея Терентьевым Владиславом Сергеевичем, расспросили его на интересующую нас тему. И вот, что мы узнали.

Оказывается, город Кролевец, основанный в XVII столетии поляками, был назван в честь польского короля Сигизмунда III, захватившего эти земли. В оригинале название писалось как польское — Krolewac (Крулевац), а затем в украинском языковом окружении ассимилировалось и стало звучать как Кролевец. В то же время существует второй вариант написания польского названия — польск. Krolewiec (королевич) или krol (король), т.е. «королевский город».

Так как город располагался на соединении двух больших путей к Москве, в 1646 г. была основана большая общая ярмарка. В то время важное место в торговле занимали тканые изделия, а кролевецкие ткачи были известны далеко за пределами родного города. Особой популярностью пользовались кролевецкие полотенца, для которых было характерно использование

55

56

традиционной техники переборно-ремизного ткачества.

Кролевецким рушникам свойственно соединение белого и красного цветов. На белом фоне между густыми красными параллельными полосами ткался богатый орнамент, каким ткачи передавали окружающий мир условными знаками. В частности, прямая горизонталь означала землю, волнистая — воду, крест — огонь. На рушниках часто изображались цветы, что в народном представлении означало начало жизни. Одни рушники вытканы сплошными узорами, на других они сгущаются по краям и редеют к середине. А существовали и такие, которые были плотно вытканы исключительно красным цветом. Это был фон, а орнамент на нём оставляли не затканными белыми прямоугольниками, размещая то цепочкой, то россыпью, то звёздочками, ровными и волнистыми параллельными линиями. Также в орнаменте выдержаны геометрические формы. В этом стиле изображались цветы, листья, колосья, звёзды, птицы, вода, небо. Преобладание красного цвета на рушниках символизировало, по народным поверьям, животворящую силу природы, которая способствовала усилению жизненных сил человека.

Позднее на рушниках стали появляться вытканные царские орлы, церкви, монастыри. На кролевецких рушниках часто изображалась Бо-

гиня-Берегиня, которая была посредником между солнцем и людьми. Изображали её с высоко поднятыми руками. На старинных рушниках пламенеют стилизованные цветочные мотивы, восьмиконечные розетки, медальоны «журавли», цветут «древа жизни», вазы с цветами. Излюбленными были рисунки так называемых «подсвечников», из которых как пламя поднимаются в гору красные цветы, проникнутые творческой фантазией мастеров.

Рушники с двуглавыми орлами были широко распространены как на Украине, так и за её пределами. Орнитоморфные образы, вытканные на рушниках, не раз привлекали внимание исследователей, пытавшихся раскрыть их значение. «Двуглавый орёл — как символ государства — гарантировал защиту богатства и благополучия». Наряду с таким толкованием, существует и другое: орёл — это хозяин дома, который обеспечивает благополучие в семье. Рушники с двуглавыми орлами молодёжь могла дарить своим пожилым родственникам в знак уважения, также рушник дарили братьям или любимому, уходившим на долгосрочную службу.

В начале XX столетия появляются новшества: распространяется вышивка крестом фабричными нитками, куда проникает полихромия — многоцветность, появляются новые сюжеты, жанровые сцены.

История оставила нам некоторые имена ткачей, каждый из которых имел свой стиль, своеобразную манеру исполнения. Это Настя Ива-ницкая, Петро Бедный, Лаврентий Рындин да его сын Евтихий, внуки Иван да Василий. Оказывается два рушника, хранящихся в фондовой коллекции музея вытканы внуком Лаврентия Рындина — Иваном.

На сегодня в Кролевце около десятка мастеров, которые работают на дому. Также рушники изготавливает коммунальное предприятие «Кролевецкое художественное ткачество». История кролевецкой фабрики «Художественное ткачество» берёт своё начало с 1922 г., когда ткачи-надомники объединились в артель декоративно-художественного искусства «Возрождение». С 1960 г. артель стала именоваться «Фабрика художественного ткачества». С 2001 г. эта фабрика называется открытое акционерное общество «Кролевецкая фабрика "Художественное ткачество"». На фабрике есть комната-музей, в которой хранятся изделия мастеров далёкого прошлого.

Современные кролевецкие мастера изготавливают рушники к определённым знаменательным датам, с изображениями выдающихся людей Украины. Так, побывав в Сумском областном краеведческом музее, мы узнали, что самый старинный рушник, хранящийся в фондовой коллекции, ведёт своё летоисчисление с 1839 г. Директор музея Терентьев Владислав Сергеевич поведал нам о легенде, рассказывающей о том, что известный писатель Т. Г. Шевченко заказы-

вал кролевецким мастерам свадебный рушник на своё собственное торжество. Также, со слов Владислава Сергеевича, мы узнали, что во время похорон, гроб великого писателя был накрыт кролевецким рушником.

Именно для сохранения славы кролевецко-го полотенца, с целью выявления художественных талантов, популяризации неисчерпаемых источников полесского края в 1995 г. было положено начало Всеукраинского литературно-художественного фестиваля «Кролевецкие полотенца». В нём принимают участие не только любители сцены Кролевца, но и представители России, Белоруссии, мастера украинского искусства и литературы.

Сегодня кролевецкие полотенца чрезвычайно популярны, их заказывают в качестве сувениров для встреч на различных уровнях, их дарят министрам и бизнесменам, любимым и близким людям, как в Украине, так и далеко за её пределами. Кролевецкий рушник — это неповторимая задушевная песня, спетая разнообразными способами ткачества, роскошной фантазией орнамента, в которую наши далёкие предки вкладывали свою богатейшую поэтическую палитру души!

По праву наш музей может гордиться, что сохраняет пусть небольшую, но очень ценную частичку истории — кролевецкие рушники, которые не перестают радовать глаз своими красно-белыми цветами и каждый раз напоминают о тесной взаимосвязи и родстве славянских народов.

from the history krolevets towels

Burkhanova Natalia Leonidovna,

Researcher at the Department scientific methods and information support, Belgorod State Museum folk culture, Michurina Str. 43, 308002, Belgorod, Russia, e-mail: [email protected]

Abstract

Twenty four Krolevets Towels are stored in the drapery fund of Belgorod State Museum of the Folk Culture. They were called in Belgorod region «royal».

Why were these towels called «royal»? What were the significance of these towels for our ancestors? We have tried to answer these and other questions in this work. Keywords

Krolevetc, towel, weaving, craftsmen, Ryndin, factory, flowers.

57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.