Научная статья на тему 'Из истории кафедры квантовой электроники и фотоники Томского университета'

Из истории кафедры квантовой электроники и фотоники Томского университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
598
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пойзнер Борис Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории кафедры квантовой электроники и фотоники Томского университета»

Б.Н. Пойзнер

ИЗ ИСТОРИИ КАФЕДРЫ КВАНТОВОЙ ЭЛЕКТРОНИКИ И ФОТОНИКИ

ТОМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

В 1950-е гг. началось формирование современной радиоэлектроники как особой сферы научного знания и техники. Важным стимулом этого процесса оказалось ускоренное развитие радиосвязи, радиолокации, радионавигации, вызванное Второй мировой войной. Помимо этого (особенно в США и Европе), резко возросли объёмы продаж и производства бытовой радиоэлектронной аппаратуры. Среди внутринаучных факторов, определивших развитие радиоэлектроники, следует назвать её математизацию и распространение системного подхода, повысивших исследовательский потенциал теории, обеспечивших квантификацию изучаемых явлений, их достоверную диагностику, метрологию и т.д. Наряду с этим фундаментализации радиоэлектроники способствовало ширившееся использование физических явлений и новых открытий, определявших уровень естествознания того десятилетия. Это придавало исследованиям в радиоэлектронике меж- и даже полидисциплинарный характер, а также обеспечивало их новыми техническими средствами, например лазерами и мазерами, нелинейными преобразователями электромагнитных полей, криогенными установками. Большое значение сыграло также заметное повышение квалификации университетских выпускников физического профиля. Как правило, они пополняли кадры НИИ и конструкторских бюро, к тому времени представлявших собой крупные коллективы, ведущие многопрофильную деятельность, ориентированную на творческие новации [1. С. 8 - 12].

В такой обстановке возникла и была осознана потребность в специалистах по радиофизике и электронике с фундаментальной физико-математической подготовкой. На рубеже 1940 - 1950-х годов в отечественных университетах начали открываться кафедры радиофизики, кафедры электроники, а несколько позднее - радиофизические отделения и факультеты [2, 3].

Как известно, подготовка радиоспециалистов на физико-математическом факультете (ФМФ) Томского университета восходит к середине 1920-х годов. Она связана с инициативой преподавателей А.А. Холод-ковского, А.Б. Сапожникова и профессора В.Д. Кузнецова, первого директора СФТИ (организован в 1928 г.). В самом начале 1950-х годов выпускники кафедры электромагнитных колебаний ФМФ: Э.С. Воробейчиков, Н.К. Гордиенко, В.В. Дегтярёв, В.Н. Детинко, Ф.М. Клементьев - начали в СФТИ исследования процессов в электронных приборах сверхвысоких частот (СВЧ). Полученные ими результаты создали предпосылки для организации лаборатории электроники СФТИ (1957 г.), которую возглавил к.ф.-м.н. В.Н. Детинко, ставший позднее зав. отделом ра-

Как часто мы напрасно ищем в минувшем то, чего лишены в настоящем и не дождёмся в будущем.

Марсель Пруст

диоэлектроники института. Радиофизический факультет, созданный в 1953 году, фактически был «ответвлением» ФМФ. Первоначально РФФ состоял из трёх кафедр. Развитие факультета проходило в форме их дальнейшего «ветвления», а отчасти - воспроизведения структуры отделов СФТИ [4. С. 20 - 29].

В марте 1960 года была открыта кафедра радиоэлектроники, ориентированная на обучение студентов по специальности «радиофизика и электроника». Кафедра ответвилась от исторического древа: кафедры электромагнитных колебаний РФФ (заведующий -профессор А.Б. Сапожников), а в проведении НИР преподавателей и студентов она опиралась на лабораторию электроники СФТИ. (Во избежание путаницы укажем, что «материнская» кафедра получила название кафедры теоретических основ радиотехники, а в 1989 году её переименовали в ... кафедру радиоэлектроники.) Десять лет кафедрой радиоэлектроники руководил доцент Эрик Сергеевич Воробейчиков, читавший потоковые курсы по общей электронике и электронике СВЧ. Среди её первых преподавателей

Эрик Сергеевич Воробейчиков

были выпускники ФМФ и РФФ: А.М. Киреев,

В.Г. Клещук, Б.А. Наливайко, Ф.П. Нифантьева (в замужестве Раксина), к.ф.-м.н. А.С. Петров. Через несколько лет на кафедру пришли преподавать её воспитанники М.Н. Бабина и Б.Н. Пойзнер, а в качестве

инженера - В. А. Левашкина. По инициативе Э.С. Во-робейчикова «старожилы» кафедры подготовили и выпустили в издательстве ТГУ лабораторный практикум по радиофизической электронике, служивший студентам факультета почти четверть века. В тот период НИР на кафедре была в основном нацелена на оптимизацию генераторов СВЧ, разработку малошу-мящих усилителей СВЧ на основе полупроводниковых диодов, выявление особенностей синхронизации многочастотных генераторов СВЧ и оптического диапазонов волн [2. С. 56 - 58].

Здесь уместно напомнить, что 1960-й - это год экспериментальной реализации первого лазера. На РФФ и в лаборатории инфракрасных излучений СФТИ (заведующий - доцент В.Е. Зуев) давно проявляли интерес к новым принципам усиления и генерирования колебаний на базе квантовых эффектов. В 1958 году доцент Э.С. Воробейчиков вместе с к.ф.-м.н. В.А. Пресновым разработали и начали читать спецкурс «Квантовая электроника». Оказалось возможным организовать на кафедре радиоэлектроники в том же 1960 году новую специальность «оптикоэлектронные приборы». Логическим развитием её учебной базы стало открытие в 1962 году кафедры оптико-электронных приборов. Её возглавил выпускник физфака ТГУ доцент С.С. Хмелевцов.

После переезда РФФ зимой 1963/1964 гг. в «свой собственный» корпус (корпус ТГУ № 2) улучшились условия проведения учебных занятий, но ощущалась нехватка оборудования, принадлежавшего СФТИ и ранее использовавшегося студентами. Большой вклад в разработку аппаратуры внёс инженерно-технический персонал кафедры: её выпускник, лаборант

С.Д. Воторопин, инженер Ф.Э. Женихов, материально ответственный Н.М. Моисеев. В середине 1960-х годов по инициативе Э.С. Воробейчикова, В.Н. Детинко, А.С. Петрова в лаборатории электроники СФТИ и на кафедре развернулись НИР по квантовой электронике и лазерной оптике, в которых принимали участие с.н.с. СФТИ Ю.П. Егоров, аспиранты Э.С. Воробейчикова: М. Байбаков, Н.Г. Борзунов, В.Г. Гусев, Г.Е. Дунаевский, Б.Н. Пойзнер, Л.Н. Попов. В конце 1960-х годов на кафедру перешёл (из новосибирского НИИ) к.ф.-м.н. Валерий Васильевич Колпаков, окончивший ранее ФМФ ТГУ. Будучи знатоком электродинамики СВЧ, он взялся за разработку курса по квантовой радиофизике.

В 1969 году из кафедры радиоэлектроники выделилась кафедра квантовой электроники, руководство которой взял на себя доцент В.В. Колпаков. Через год Э.С. Воробейчиков был назначен проректором по учебной работе ТГУ. В 1970 году кафедра радиоэлектроники закрылась, а её сотрудники перешли на кафедру квантовой электроники, т.е. de facto произошло переименование исходной кафедры. Её ряды пополнила Т. С. Портнова, вскоре поступившая в аспирантуру к Э.С. Воробейчикову. Задачей модуляции интенсивности лазерного излучения занимался аспирант В.В. Колпакова В.Н. Агартанов. Продолжалось расширение практикума по радиофизической электронике (в 1971 г. было издано второе пособие [5]). Наряду с этим преподаватели много внимания уделяли совершенствованию обучения основам нелинейной оп-

тики, физики лазеров и технике лабораторных экспериментов по исследованию параметров лазерного излучения. Составленная на кафедре в 1974 году программа по квантовой радиофизике была утверждена учебно-методическим управлением по высшему образованию Министерства и опубликована [6], а опыт постановки и проведения лабораторных работ был впоследствии обобщён в издании [7], занявшем в 1983 году 2-е место в конкурсе ТГУ на лучший учебник и учебное пособие. Первая часть разработанного В.В. Колпаковым лекционного курса по квантовой радиофизике [8] вышла в свет позднее.

Валерий Васильевич Колпаков

В сентябре 1975 года заведующим кафедрой квантовой электроники (по совместительству) стал Алексей Сергеевич Петров, незадолго до того защитивший докторскую диссертацию. Ещё в 1970 году его назначили заведующим лабораторией квантовой электроники СФТИ. Он и все предыдущие годы читал лекции для старшекурсников, руководил аспирантами и дипломниками кафедры. Совмещение им двух руководящих постов усилило традиционное взаимодействие кафедры (и РФФ в целом) с СФТИ, повысило уровень НИР кафедры и профессиональной оснащённости выпускников. В частности, получили развитие исследования физических основ приёма оптических сигналов с помощью полупроводниковых структур, способов повышения чувствительности и снижения инерционности фотоприёмников. Материалы соответствующих учебных курсов позднее нашли отражение в книге [9]. Доцент В.Г. Клещук разработала авторский курс лекций по твердотельной СВЧ-электронике, который затем вышел в Издательстве ТГУ.

С 1976 года по инициативе Э.С. Воробейчикова его аспирантами Ф.Р. Абдрашитовым и С.П. Кулаевым, преподавателями кафедры В.Г. Клещук, Ф.П. Ракси-ной, инженерами В.Я. Хасановым и А.Ф. Вершининым развернулась работа по автоматизации радиофизического эксперимента с использованием ЭВМ в НИР и в учебном процессе. Поддержка этого начина-

ния со стороны СФТИ позволила в 1978 года открыть на РФФ научно-учебную лабораторию по автоматизации измерений (ЛАИЗ). Сотрудники ЛАИЗ и кафедры создали ряд лабораторных работ в учебной лаборатории по электронике СВЧ, в которых осуществлялась автоматизация измерений на основе диалогового вычислительного комплекса. К этой и последующей деятельности широко привлекались студенты. Из них в дальнейшем выросли такие известные в Томске специалисты по компьютерным технологиям, как М.В. Детинко (с 1978 г. аспирант А.С. Петрова, а потом преподаватель кафедры), И.Ю. Паскаль,

А.А. Щипунов, В.А. Деркач, А.П. Маглели.

Алексей Сергеевич Петров

Сотрудники ЛАИЗ совместно с отделом метрологии СФТИ при участии доцента РФФ А.Е. Мудрова создали автоматизированную обучающую систему на базе ЭВМ «Электроника - 60» терминального класса на 10 рабочих мест. Представленная на ВДНХ СССР в 1982 году система получила 4 медали. Активность Э.С. Воробейчикова побудила к разработке учебных вычислительных экспериментов на ЭВМ по физике лазеров и нелинейной оптике, а также методических указаний для студентов по математическому моделированию. Первые шаги в этой деятельности были сделаны Б.Н. Пойзнером совместно с И.Ю. Паскалем, начавшем работать в ЛАИЗ. (Затем к ней были привлечены студенты, имевшие склонность к программированию.) Циклы подготовленных ими методических указаний получили в 1988 и 1994 годах. Премию ТГУ за лучшую методическую работу по физике.

Как известно, переход в радиоэлектронике к полупроводникам, а затем к интегральной технике и приборам квантовой электроники выдвинул на первое место не схемные решения, а технологию создания новых электронных устройств и материалов для них. В эти годы технология превратилась из фактора простого воспроизведения в фактор, порождающий, стимулирующий новации [1. С. 11].

Поэтому в конце 1970-х - начале 1980-х годов исследовательская деятельность части сотрудников, аспирантов и студентов кафедры в кооперации с коллективом лаборатории электроники СФТИ была свя-

зана с решением таких проблем, как оптимизация фотоприёмников с СВЧ-смещением (эти вопросы частично вошли в кандидатскую диссертацию Ф.П. Рак-синой); изучение шумовых, фотоэлектрических и оптических свойств полупроводниковых материалов и структур, используемых в фотоприёмниках; разработка методов контроля параметров полупроводниковых материалов (на кафедре этой проблемой продуктивно занимался М.В. Детинко, защитивший кандидатскую диссертацию и к концу 1980-х годов поднявший метрологический уровень разработанной им методики до приемлемого в промышленном производстве); стабилизация этих параметров физико-химическими способами. Результаты НИР использовались при составлении программ и чтении новых спецкурсов, например по оптике полупроводников (А.С. Петров). Тем самым в дополнение к уже ведущимся направлениям НИР на кафедре начало формироваться ещё одно: фотоника. Вместе с тем, несмотря на весьма скромный объём финансирования, выделяемого на развитие материально-технической базы кафедры, удавалось вести модернизацию учебных лабораторий и мелкий ремонт оборудования. Здесь помогала смётка инженера А.А. Бердникова (выпускника кафедры) и выручали «золотые руки» материально ответственного П.П. Пешкова (ветерана Великой Отечественной войны [10], сменившего осенью 1979 года Н.М. Моисеева, тоже участника войны).

В 1983 году профессору А.С. Петрову предложили занять должность проректора по научной работе ТГУ. Сочетать с функциями проректора заведование лабораторией СФТИ и кафедрой не было возможности. Сохранив руководство лабораторией, А.С. Петров вручил бразды правления кафедрой квантовой электроники своему ученику Александру Васильевичу Войцеховскому. Он только что достиг сорокалетия, успешно руководил научной группой и через год защитил докторскую диссертацию. Продолжая на кафедре исследования, проводимые вместе с коллегами из лаборатории электроники СФТИ и аспирантами,

Александр Васильевич Войцеховский

А.В. Войцеховский усилил поворот НИР кафедры в сторону фотоники, а также радиационной физики узкозонных полупроводниковых соединений и фотоэлектрических структур на их основе. Унаследовав от шефа лекционные курсы «Оптические процессы в полупроводниках», «Приём оптических сигналов», «Введение в специальность» (его содержание позволяло ориентировать студентов на гуманитарное самообразование, насколько это было возможно в условиях господства коммунистической идеологии, и на развитие творческих способностей [11]), он дополнял их полученными результатами НИР. Позднее в разработке программ и чтении курсов по радиационной физике полупроводников продуктивно участвовал А.Г. Ко-ротаев (выпускник кафедры, ряд лет работавший в лаборатории фотоэлектроники СФТИ).

Отчасти итог этим исследованиям и учебно-методической работе подвели: учебное пособие [12], составленное в соавторстве с Г.И. Потаховой, доцентом кафедры полупроводников и диэлектриков; монография [13], подготовленная вместе с сотрудником лаборатории электроники СФТИ к.ф.-м.н. В.Н. Давыдовым (в начале 1990-х гг. непродолжительное время работавшим на кафедре КЭиФ); многопрофильный коллективный труд [14], написанный с участием

A.С. Петрова и А.В. Войцеховского.

С осени 1989 года кафедра, как и ряд других на РФФ, получила новое имя: квантовой электроники и фотоники (КЭиФ). Действительно, рубеж 1980 -1990-х годов был отмечен дальнейшим развитием НИР и учебно-методической работы кафедры как в области фотоники, так и квантовой электроники. Укрепились творческие контакты с Институтом сильноточной электроники (ИСЭ) СО РАН: его сотрудник д.ф.-м.н. Ю.И. Бычков по приглашению кафедры в 1980-х годах читал старшекурсникам обзорные лекции по современным проблемам физики и техники лазеров. Теперь его коллега по институту д.ф.-м.н.

B.Ф. Тарасенко начал читать спецкурс по физике лазеров ультрафиолетового диапазона волн. Через несколько лет его содержание вошло в учебное пособие для самостоятельной работы студентов [15], удостоенное в 1996 году Премии ТГУ за лучшую методическую работу по физике.

С 1991 года на кафедре начал работать её выпускник Е.Н. Тельминов, сотрудник лаборатории лазерной физики СФТИ (имевший также опыт оптимизации и применения эксимерных лазеров в ИСЭ СО РАН). В 1998 году он защитил кандидатскую диссертацию, а его научный руководитель, зав. отделом фотоники молекул СФТИ д.ф.-м.н. Т.Н. Копылова, с 1999 года стала читать для магистрантов кафедры спецкурс по физике лазеров на органических красителях Курируя учебную лабораторию по квантовой электронике, Е.Н. Тельминов продумал в методическом плане и поставил 4 оригинальные лабораторные работы, а ещё две - технически модернизировал. Позднее цикл материалов, в подготовке которых под его руководством участвовали аспирант кафедры В.А. Светличный и магистрант Д.В. Пастухов, получил Премию ТГУ по разделу «Малообъёмные методические пособия и методические указания» [16. С. 294]. Многолетний опыт чтения потокового курса и проведения учебных семи-

наров по физике лазеров в координации с содержанием лабораторных работ был отражён в учебном пособии [17], победившем в конкурсе 1998 года на лучшую методическую работу по физике.

Начавшийся в 1993 году переезд факультета из корпуса № 2 ТГУ (некогда спроектированного и построенного специально для РФФ) в лабораторный корпус СФТИ упростил взаимодействие кафедры с отделом радиоэлектроники института (с 1996 г. его заведующим по совместительству был избран

A.В. Войцеховский). К несчастью, в это время СФТИ испытывал трудности как научный центр, и выигрыш состоял главным образом в расширении производственных площадей кафедры. Негативным оказался и символический смысл переезда: покинув сакральную территорию, где стоит старинный храм науки, факультет оказался на окраине города. Несмотря на резко ухудшившееся материально-техническое состояние вузов в результате так называемой перестройки, повлёкшей падение советского режима, коллектив кафедры сохранил свой творческий потенциал, научные и педагогические традиции, заложенные ещё в эпоху ФМФ. Доцент С.П. Кулаев, инженеры

B.Т. Подлесных и А.С. Третьяков (оба - воспитанники кафедры) проявляли недюжинную изобретательность, чтобы поддержать в надлежащем виде аппаратуру учебной лаборатории электроники СВЧ. Ремонт кафедральной мебели и другого оборудования регулярно производил материально ответственный Г.Н. Данилов (радиофизик, в прошлом - инженер лаборатории электроники СФТИ).

Преподаватели кафедры КЭиФ продолжали осваивать новые направления исследований и учебные курсы. А.В. Войцеховский, А.П. Коханенко (выпускник кафедры, пришедший в 1992 году на неё из лаборатории фотоэлектроники СФТИ) и А.Г. Коротаев продвинулись в изучении свойств многослойных полупроводниковых структур, включая гетеропереходы, сверхрешётки и квантовые ямы, сформированные методом молекулярно-лучевой эпитаксии, в создании на их базе многоэлементных приёмников излучения, в разработке физических основ новейшей технологии изготовления матричных поверхностно-барьерных приёмников инфракрасного излучения посредством мощных импульсных пучков ионов и электронов. Содержание этого комплекса исследований было изложено в монографиях [18, 19] и учебном пособии с грифом Минобороны [20], написанных в содружестве с коллегами из Павлодарского индустриального института (один из них, доцент М.Б. Гольман, был выпускником кафедры) и с московскими специалистами.

Одной из форм совершенствования учебного процесса и методической работы на кафедре КЭиФ в тот период служило составление - совместно с библиографами Научной библиотеки ТГУ - и издание указателей литературы [21 - 27], а также привлечение студентов к изданию сборников стандартной терминологии и учебных мини-словарей [28 - 32]. По инициативе аспиранта кафедры Э.А. Соснина (защитившего в 1996 года под руководством профессора В.Ф. Тарасенко кандидатскую диссертацию и затем трудившегося в ИСЭ СО РАН у него в лаборатории), одобренной А.В. Войцеховским, совместно с Б.Н. Пойзнером

было предпринято полидисциплинарное исследование феномена творчества, опирающееся не только на представления психологии и теории решения изобретательских задач, но также лазерной физики, теории диссипативных структур и социосинергетики. Оригинальные результаты авторов составили предмет учебного пособия [33] и трёх разделов в коллективных монографиях Томского педагогического университета [34, 35]. Дальнейшее развитие некоторые их идеи получили при выполнении проекта № 015.10.01.24 (рег. № 3945) «Лизинговый метод как основа повышения качества обучения и фундаментализации университетского образования в обстановке открытого будущего», выполнявшегося на кафедре в рамках программы «Университеты России - фундаментальные исследования. 1998 - 2000 гг.» (руководитель -профессор А.В. Войцеховский). Анализ литературных данных, использованных при выполнении проекта, стимулировал подготовку учебных пособий для сту-дентов-старшекурсников и выпускников университетов [36, 37].

С 1992 года на кафедре стала работать сотрудница Института оптики атмосферы СО РАН, специалистка по молекулярной спектроскопии д.ф.-м.н. О.К. Вой-цеховская (до 1994 г. - по совместительству). Ей поручили чтение курса «Квантовая радиофизика», перешедшего к ней от её коллеги по институту профессора С. Д. Творогова (до ухода на пенсию курс читал доцент В.В. Колпаков). На кафедре О.К. Войцехов-ская продолжила модернизацию информационновычислительной системы, предназначенной для расчёта оптических параметров атмосферы.

В соответствии с обновлением учебно-производственного плана РФФ А.В. Войцеховский разработал программу и осуществил чтение потокового курса «Функциональная электроника», а А.Г. Коротаев организовал цикл сопровождающих его лабораторных и компьютерных экспериментов. Благодаря энергии и деловой настойчивости А.П. Коханенко, разработанный им спецкурс по волоконно-оптическим линиям связи (ВОЛС) был дополнен в 2002 году лабораторным практикумом. Под руководством профессора А.П. Коханенко несколько поколений студентов, а также его воспитанник В.Б. Иволгин сконструировали измерительные установки, составили методические указания по выполнению лабораторных и вычислительных экспериментов, ориентированных на изучение характеристик ВОЛС. С 1997 года Б.Н. Пойзнер читает студентам кафедры спецкурс по основам синергетики.

В связи с распространением персональных компьютеров на кафедре в начале 1990-х годах развернулись теоретические исследования сложной динамики в моделях нелинейных кольцевых оптических систем. Базой для анализа послужили понятия и математические методы синергетики. В частности, выяснялись условия возникновения в таких системах детерминированного хаоса и принципы применения его в информационной оптике, нейроинформатике, криптологии. По этой тематике 4 аспиранта Б.Н. Пойзнера защитили кандидатские диссертации, а с 1997 года начались регулярные лекции по основам синергетики для студентов кафедры. Общность категорий синерге-

тики позволила распространить метод математического моделирования на случай социокультурной продукционной бинарной системы с ограничением роста творческих достижений и с инерционностью их восприятия. Итогом стала небольшая монография [39], соавторы которой - аспиранты.

Неустойчивость общественных умонастроений и смена образа будущего в массовом сознании (в том числе, естественно, и в сознании молодого поколения), имевшая место в России в 1990-е годы, потребовала от преподавателей классического университета разработки широких концептуальных основ, позволяющих адекватно описать эволюцию и структуру социального взаимодействия в период кризиса. Внешним поводом для такой работы оказалась необходимость составить программу нового курса «Социальная информатика». Выполняя эту задачу в рамках проекта РФФИ «Социальная кинетика: концепция и применение», Э.А. Соснин и Б.Н. Пойзнер предложили объединить классическую социологию П.А. Сорокина и телеологическую теорию информации биофизика В.И. Корогодина. Получив поддержку А.В. Вой-цеховского, они подготовили авторский пилотный курс лекций [40]. Его положения стимулировали построение новой методологии - стандартов социального конструирования, систематизированных в монографии [41, 42], и принципов коррекции развития социальных институтов [43]. Далее комбинация полученных ими результатов с виртуальной психологией

Н.А. Носова позволила сформулировать метод, предмет и задачи социальной виртуалистики [44]. Корректное применение синергетического подхода к описанию социокультурной динамики и оперирование понятием репликатора привели к концепции самообновления культуры. Она изложена в книге [45], подготовленной вместе с Д.Л. Ситниковой, доцентом кафедры философии ТГАСУ. Имея большой опыт работы в области фотоэлектроники, сотрудники кафедры и аспиранты осуществили перевод издания монографии А. Рогальски «Инфракрасные детекторы» по гранту РФФИ [46].

С осени 2002 года началась программа «омоложения» кафедры КЭиФ посредством института «пред-докторантуры», организованного ректоратом ТГУ. К лету 2003 г. преддокторантами кафедры стали её бывшие аспиранты: В.А. Светличный, С.Н. Несмелов, Э.А. Соснин, И.В. Измайлов (все они - лауреаты премии Томской области в сфере образования и науки, а также победители ряда конкурсов [16. С. 292, 298, 302, 304]).

В новом веке кафедра установила деловые связи с зарубежными партнёрами: Университетом Лохборо (Великобритания) и Университетом прикладных наук (Германия). В последнем прошёл стажировку в 2002 г. магистрант кафедры М. Филатов. В этом ряду достижений стоит перевод сотрудниками кафедры современной монографии [46] и её издание на средства, выделенные по гранту РФФИ № 02-02-30031.

Таким образом, если первый состав кафедры развивал традиции научной школы профессора А.Б. Са-пожникова, то нынешний - в значительной степени продолжает деятельность, тематика которой характерна для научной школы профессора А.С. Петрова.

Иллюстрируя этот вывод, перечислим - в заключение 3. Синергетика нелинейных оптических систем

- основные направления НИР преподавателей, аспи- применительно к задачам информационной оптики.

рантов и студентов кафедры КЭиФ, в той или иной 4. Исследование взаимодействия оптического из-

мере определяющие содержание получаемого на ней лучения с газовыми средами и создание информаци-

профессионального образования. онно-поисковых систем по оптике газовых сред.

1. Разработка и исследование фотоприёмных уст- Автор сознаёт, что его опыт составления генеало-

ройств инфракрасного диапазона на основе много- гии и истории кафедры КЭиФ ТГУ грешит многими

слойных полупроводниковых структур (включая на- пробелами, неоправданными умолчаниями, хроноло-

норазмерные), а также систем оптического монито- гическими ошибками etc. Данный текст следует рас-

ринга на базе этих устройств. сматривать и оценивать лишь как черновой эскиз, ну-

2. Физические основы взаимодействия мощных ждающийся в доработке, уточнении и сбалансирован-

пучков ионов и электронов с фоточувствительными ном расширении.

полупроводниковыми материалами структурами на Автор признателен А.В. Войцеховскому за ряд ма-

их основе. териалов и справок.

ЛИТЕРАТУРА

1. Современная радиоэлектроника (50 - 80-е годы) / В.П. Борисов и др. М.: Наука, 1993. 288 с.

2. Детинко В.Н. Исследования по радиоэлектронике в Томском университете // Развитие физических наук в Томском университете. -

Томск: Изд-во Том. ун-та, 1981. С. 52-70.

3. Трубецков Д.И., Жарков Ю.Д., Храмов А.Е. Кафедра электроники, колебаний и волн Саратовского государственного университета // Изв. вузов. Прикладная нелинейная динамика. 2002. Т. 10. № 4. С. 3-13.

4. Завьялов А. С., Нилов В.З., Пойзнер Б.Н. Стать радиофизиком: Учеб. пособие. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1988. 98 с.

5. Методическое пособие к лабораторному практикуму «Радиофизическая электроника» / Сост. В.Н. Агартанов, М.Н. Бабина,

3.С. Воробейчиков, В.Г. Клещук, В.В. Колпаков, Б.А. Наливайко, Ф.П. Нифантьева, А.С. Петров, Б.Н. Пойзнер, Т.С. Портнова. Томск, 1971. - 105 с.

6. Программа курса «Квантовая радиофизика» для государственных университетов. Спец. 0704 - Радиофизика и электроника / Сост. В.В. Колпаков, Б.Н. Пойзнер: Под ред. В.Е. Зуева. М.: МВиССО СССР, 1977. 8 с.

7. Гусев В.Г., Пойзнер Б.Н. Квантовая радиофизика (лабораторный практикум): Учеб. пособие. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1982. 234 с.

8. Колпаков В.В. Квантовая радиофизика. Ч. 1. Теоретические основы: Учеб. пособие. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1984. 223 с.

9. ПетровА.С. Основы приёма оптических сигналов: Учеб. пособие. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1982. 144 с.

10. Пойзнер Б.Н. Чтобы со снарядами не было перебоев: [О П.П. Пешкове - сотруднике РФФ ТГУ] // За советскую науку. - Томск, 1982. 17 июня.

11. Vademecum студента, идущего в точную науку, или О книгах, понятиях и проблемах, которые ему стоило бы знать: Метод. рекомендации и указатель лит. для самостоятельной работы студентов при изучении курсов «Введение в специальность» и «Основы научных исследований» / Сост. Б.Н. Пойзнер. Томск, 1986. 95 с.

12. Войцеховский А.В., Петров А.С, Потахова Г.И. Оптика полупроводников: Учеб. пособие. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1987. 222 с.

13. Войцеховский А.В., Давыдов В.Н. Фотоэлектрические МДП-структуры из узкозонных полупроводников. Томск: Радио и связь, 1990. 328 с.

14. Элементная база оптико-электронных приборов / Ю.М. Андреев, Л.М. Буткевич, В.Г. Воеводин и др.: Под ред. В.Е. Зуева, М.В. Кабанова. Томск: МП «РАСКО», 1992. 274 с.

15. Тарасенко В.Ф., Пойзнер Б.Н. Импульсные лазеры на плотных газах: физика процессов и экспериментальная техника: Учеб. пособие / Под ред. В.Г. Багрова. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1992. 141 с.

16. Томский государственный университет: Ежегодник - 2001 / Под ред. Г.В. Майера. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. 324 с.

17. Пойзнер Б.Н. Физические явления в лазерах: механизмы и модели: Учеб. пособие / Под ред. И.В. Самохвалова. Томск: Изд-во Том. унта, 1994. 130 с.

18. Войцеховский А.В., Волошин В.О., Гольман М.Б., Коханенко А.П. Радиационная физика узкозонных полупроводников. Алматы: Гылым, 1998. 165 с.

19. Войцеховский А.В., Кульчицкий Н.А., Мельников А.А. Полупроводниковые сверхрешётки: свойства, применения. М.: Изд-во МГИРЭА, 2000. 152 с.

20. Войцеховский А.В., Кульчицкий Н.А., Средин В.Г. Оптоэлектронные приборы на квантово-размерных структурах. М.: Изд-во Минобороны РФ, 1999. 176 с.

21. Будущему исследователю - о путях творчества в точных науках / Сост. Г.Ф. Половцева; науч. ред. и автор вступ. ст. Б.Н. Пойзнер. Томск, 1989. 42 с.

22. Репатриация культуры: Словесность и философия русской эмиграции в отечественных изданиях 1986 - 1990 гг. (с прилож. персоналий Розанова В.В., Флоренского П.А., Шпета Г.Г.) / Сост. Г.Ф. Половцева, Б.Н. Пойзнер, М.В. Князев; науч. ред. и автор вступ. ст. Б.Н. Пойзнер. Томск, 1992. 200 с.

23. Синергетика и сопредельные науки / Сост. Г.Ф. Половцева, Б.Н. Пойзнер; автор вступ. ст. и ред. Б.Н. Пойзнер. Томск, 1993. 54 с.

24. Университетское образование и его социальная роль (концепция, современное состояние, прогнозы) / Сост. Э.В. Сосновская; автор вступ. ст. Н.А. Люрья, Б.Н. Пойзнер, Э.А. Захарова; ред. Б.Н. Пойзнер. Томск, 1993. 35 с.

25. Интеллигенция в российском обществе и университете: идеалы, мифы, переоценки / Сост. Б.Н. Пойзнер, Э.В. Сосновская, Т.А. Сухова; автор вступ. ст. и ред. Б.Н. Пойзнер. Томск, 1994. 96 с.

26. Психика и интеллект обучаемого: диагностика, оценка, коррекция, развитие / Сост. Э.В. Сосновская, Б.Н. Пойзнер, Т.А. Сухова, И.Ю. Соколова; автор вступ. ст. Б.Н. Пойзнер; ред. Б.Н. Пойзнер и Т.Н. Поддубная. Томск: Изд-во «Пеленг», 1996. 80 с.

27. Экологическое образование для всех: содержание, методы, формы: Краткий библиогр. указ. (1990 - 1997) / Сост.: Э.В. Сосновская, Т.А. Сухова; науч. ред. и автор вступ. ст. Б.Н. Пойзнер. Томск, 1999. 144 с.

28. Терминология квантовой электроники и лазерной техники в диссертациях, дипломных и курсовых работах: Метод. материалы и указания нормативно установленных терминов / Сост. Б.Н. Пойзнер, А.М. Решетов, В.В. Сичкарёв. Томск, 1988. 52 с.

29. Англо-русский компьютерный мини-лексикон = English-Russian mini-vocabulary: Указатель английских эквивалентов стандартизированных терминов / Сост. И.Ю. Паскаль, Б.Н. Пойзнер, С.Ю. Попов. Томск, 1988. 11 с.

30. Терминология физической и прикладной оптики в диссертациях, дипломных и курсовых работах: Метод. материалы и указания нормативно установленных терминов / Сост. Б.Н. Пойзнер, Д.Л. Торгонский. Томск, 1989. 47 с.

31. 101 термин синергетики: Учебный словарик / Сост. Б.Н. Пойзнер,. Т.А. Тухфатуллин. Томск, 1991. 36 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32. Методы и приборы управления лазерным излучением: Учебный словарик / Сост. Б.Н. Пойзнер, М.Э. Вышеткевич. Томск, 1992. 51 с.

33. Соснин Э.А., Пойзнер Б.Н. Лазерная модель творчества (от теории доминанты к синергетике культуры): Учеб. пособие. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1997. 1SG с.

34. Актуальные проблемы философии и социологии образования (концептуальные основания, стратегии развития, перспективы педагогической практики) / Люрья Н.А., Петрова Г.И., Сагатовский В.Н. и др.: Под ред. В.А. Дмитриенко. - Томск: Томск. гос. пед. ун-т, 1998.

- 229 с.

35. Комплексная подготовка педагога-исследователя / Науч. ред. В.А. Дмитриенко. Томск: Изд-во ТГПУ, 2GG1. 29G с.

36. Евтушенко Г.С., Пойзнер Б.Н., Соснин Э.А., Тарасенко В.Ф. Как начать работать в научном сообществе: Учеб. пособие. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1998. 14G с.

37. Соснин Э.А., Пойзнер Б.Н. Путь в науку XXI века. Руководство к действию (Серия «Поколение^Ц»). M.: СИНТЕГ, 2GGG. 88 с.

38. Региональный мониторинг атмосферы. Ч. 2. Новые приборы и методика измерений / Под ред. М.В. Кабанова. Томск: Изд-во СО РАН, 1997. 29S с.

39. Измайлов И.В., Пойзнер Б.Н., Раводин В. О. Синергия, конкуренция, хаос в модели взаимодействия двух научных направлений. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2GG2. 1GG с.

4G. Соснин Э.А., Пойзнер Б.Н. Основы социальной информатики: Пилотный курс лекций / Под ред. А.В. Винарского. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2GGG. 11G с.

41. Корогодин В.И., Соснин Э.А., Пойзнер Б.Н. Рабочая книга по социальному конструированию (Междисциплинарный проект). Ч. 1. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2GGG. 1S2 с.

42. Соснин Э.А., Пойзнер Б.Н. Рабочая книга по социальному конструированию (Междисциплинарный проект). Ч. 2. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2GG1. 132 с.

43. Мамонтов В.Н., Соснин Э.А. Воспитание человечества как проблема социального управления: разработка подхода. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2GG3. 84 с.

44. Соснин Э.А., Пойзнер Б.Н. Социальная виртуалистика. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2GG2. 118 с.

45. Пойзнер Б.Н., Ситникова Д.Л. Самообновление культуры и синтез научного знания. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2GG2. 184 с.

46. Рогальски А. Инфракрасные детекторы / Пер. с англ. под ред. А.В. Войцеховского. Новосибирск: Наука, 2GG3. б88 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.