Научная статья на тему 'Из истории изучения русской паремиологии'

Из истории изучения русской паремиологии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1090
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРЕМИОЛОГИЯ / ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ / PAREMIOLOGY / PROVERBS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кыонг Нгуен Хуи

Статья посвящена истории изучения русской паремиологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE STUDY ON HISTORY OF RUSSIAN PAREMIOLOGY

The purpose of this study is to explore the history of Russian Paremiology.

Текст научной работы на тему «Из истории изучения русской паремиологии»

Филология

УДК 8125

из истории изучения русской паремиологии

©2011 Нгуен Хуи Кыонг Воронежский государственный университет

Статья поступила в редакцию 11.01.2011

Статья посвящена истории изучения русской паремиологии. Ключевые слова: Паремиологии, пословицы и поговорки.

Народные речения имеют сложную природу и являют объектом изучения различных сфер науки. Традиционно пословицы и поговорки как художественные миниатюры исследуются в фольклористике как один из жанров устного народного творчества. Вот почему в настоящее время изучать историю паремиологии является важная проблема. Давайте сейчас сделаем исторический экскурс к русским истокам паремиологии. На славянской почве паремии зародились задолго до появления письменности. В Древней Руси пословицы и поговорки уже использовались как художественные элементы в письменных произведениях. В России в XIV - XVIII вв. сформировалась традиция использования паремий в письменных памятниках. Известно, что в 1717 г. Петр I писал из Амстердама полковнику Левашеву, приказывал ему прислать книжку «Русские пословицы». По предложению И.М.Снегирева, Петр I имел в виду книжку Илии Копиевского «Краткое и полное руковедение в арифметику, или в обучение и познание всякого счёта, в сочетании всяких вещей», изданную вместе с приложением к ней - латинским и русскими сентенциями. Первым изданием русских пословиц был алфавитный список проф. Курганова на 17 страницах - «Собрание русских пословиц и поговорок». Это собрание было опубликовано в 1769 г. В Санкт-Петербурге в книге проф. Курганова «Российская универсальная грамматика, или общее письмо-словие». Затем в 1770 г. в издательстве Московского университета вышла книга А.Барсова «Собрание 4291 древних российских пословиц» (также алфавитный сборник).

По указу Екатерины II, список избранных российских пословиц был присоединен к первой российской азбуке. Придавая большое значение правильному употреблению пословиц, Екатерина II написала комедию «Сумасшествие на пословицах». Многие русские пословицы с объяснениями были включены в первое издание «Словаря Российской Академии», изданного под покровитель-

ством Екатерины II в 1789 - 1794 гг. Здесь следует назвать следующие важнейшие пословичные сборники конца XVIII - начала XIX в.: сборник пословиц Богдановича (1785), Д.Княжевича «Полное собрание 5365 русских пословиц и поговорок» (1822), А.Сергеева «Русские пословицы и поговорки» (1830). В 1854 г. вышел сборник Ф.И.Буслаева, включавший пословицы и поговорки, извлеченные составителем из книг и рукописей.

Среди многочисленных рукописных и печатных пословичных сборников, появившихся до середины XIX в., сборник, составленный И.М.Снегиревым, стоял особо. Сборник отличался не только своим объёмом (около 10 тысяч единиц), но и тем, что он был составлен виднейшим фольклористом своего времени, автором известной книги «Русские в своих пословицах», вышедшей в 1831 г. В это время проф. И.М.Снегирев считался крупнейшим и авторитетнейшим знатоком русского пословичного богатства. В знак признания заслуг И.М.Снегирева в этой области сам император Николай Павлович пожаловал учёного бриллиантовым перстнем. Монография И.М.Снегирева является первым опытом фундаментального научного исследования по разным аспектам паремиологии: истории российской паремиографии, сопоставительной паремиологии, этимологии пословиц, паремиологической стилистике, идеографической паремиологии - и до сих пор не утратила своей научной актуальности. Когда говорят о пословицах и поговорках, нельзя не вспомнить о заслугах В.И.Даля. Даль-лексикограф видел в пословицах прежде всего образцы живой русской речи, народный способ выражения в отличие от «безличной и бесцветной» речи образованных людей. Даля тревожило то, что с распространением просвещения «избегалась и прямая русская речь и всё, что к ней относится»1. Отсюда такое внимание к народной речи и такое обилие пословичного материала в словаре, где каждое слово иллюстрируется не одной - двумя

Нгуен Хуи Кыонг, аспирант филологического факультета. Е-тай: сиопаНиопа2002@таИ. ги

1 Пословицы русского народа: Сборник В.Даля: В 2 т. М.: 1984. - С. 7.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 13, №2(3), 2011

пословицами, а всем богатейшим фольклорным материалом, который составителю удалось «добыть и собрать». Однако тот факт, что пословицы собирались Далем прежде всего как материал для словаря, ни в коей мере не умаляет заслуг Даля - паремиолога. Время показало, что вклад Даля в изучение русского пословичного богатства оказался решающим и определяющим. В 1862 г. вышел самый фундаментальный словарь русских пословиц - двухтомный словарь В.И.Даля «Пословицы русского народа» (30 тыс. паремий). Предисловие («Напутное») к двухтомному, написанное В.И.Далем, до сих пор является программным для определения объекта паремиоло-гии и паремиографических методов. Пословичный двухтомник В.И.Даля представляет русские пословицы в тематических главах, например: «Бог - Вера», «Вера - Грех», «Богатство -Убожество», «Соблазн - Искушение», «Здоровье - Хворь» и др. - всего 89 глав в первом томе и 90 глав во втором томе сборника. В каждой главе пословицы даются списком, не в алфавите, без пояснений и иллюстраций. Во втором томе приводятся также приметы, загадки, суеверия, припевы, присказки, скороговорки, приговорки-прибаутки. Объединение столь разнообразного материала в одном сборнике под общим названием «Пословицы русского народа», по мнению некоторых исследователей, «говорит о расширительном понимании Далем жанра пословиц»2.

По словам В.П.Аникина, словарь пословиц В.И.Даля (1801 - 1872) «производит грандиозное впечатление обширностью и разнообразием материала»3. В описании русских пословиц Даль пошёл гораздо дальше своих предшественников. Прежде всего, следует отметить, что сборник Даля до сих пор остаётся непревзойденным в отношении объёма и состава пословичного материала. Даль включил в свой сборник более 30 тысяч пословиц. Для сравнения укажем, что сборник Княжевича содержит 5300 пословиц, а сборник Снегирева - около 10 тысяч. С выходом в свет сборника Даля русское пословичное богатство, собранное воедино, впервые было представлено в столь полном объёме. Обширность и разнообразие собранного Далем пословичного материала

поражали. Характерно, что в шесть раз меньший по объёму сборник Княжевича вышел под названием «Полное собрание русских пословиц и поговорок». Даль же и сборник в 30 тысяч единиц не считал полным. Он рассчитывал на то, что издание сборника вызовёт живой интерес у «любителей языка нашего и народности» и что они станут присылать ему свои замечания и дополнения. И благодаря совместным усилиям, как предполагал Даль, «следующее издание, если бы оно понадобилось, могло бы оставить далеко за собою первое»4. Понимание природы пословиц и подходы к их изучению во многом определяются толкованием их генезиса. Во времена Даля считалось, что пословицы возникают из авторских афоризмов, получивших всеобщее одобрение и широкое распространение. И.М.Снегирев прямо указывал, что пословицы суть выражающие общее мнение «изречения людей, среди народа превосходных умом и долговременной опытностью»5. Поэтому составители пословичных сборников и списков в ту пору нередко сами придумывали новые пословицы или исправляли старые, которые считали недостаточно мудрыми или красивыми. Известно, что даже Екатерина II пыталась сочинять для своего народа пословицы типа Где любовь нелицемерная, тут надежда верная.

После словаря В.И.Даля следует упомянуть в хронологическом порядке следующие наиболее значительные пословичные словари конца XIX -начала XX в.: словарь М.И.Михельсона (1894), И.И.Иллюстрова (1910), В.П.Аникина (1957), М.А.Рыбниковой (1961), В.П.Жукова (1966), Н.С. и М.Г.Ащукиных (1966), В.П.Фелицыной и Ю.Е.Прохорова (1979).

2 Чичеров В.И. Сборник Владимира Даля «Пословицы русского народа» // В.И.Даль. Пословицы русского народа. - М.: 1957. - С. XI.

3 Аникин В.П. Владимир Иванович Даль и его сборник пословиц. Послесловие// В.И.Даль. Пословицы русского народа: Сб.: В 2 т. - М.: 1984.

4 Пословицы русского народа:.... - С. 21.

5 Снегирев И.И. Русские в своих пословицах. Рассуждения и исследования об отечественных пословицах и поговорках. - М.: 1834. - С. 21.

from the study on history of russian paremiology

©2011 Nguyen Huy Cuong° Voronezh State University The purpose of this study is to explore the history of Russian Paremiology. Keywords: Paremiology, proverbs.

Nguyen Huy Cuong, Post-graduate student, Faculty of Philology. E-mail: cuonghuong2002@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.