_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070_
исполнения всеми на территории Кемеровской области, являются окончательными обжалованию не подлежат. Уставный Суд представляет собой аналог конституционного суда РФ. [3]
Датой создания Арбитражного суда Кемеровской области является дата принятия Верховным Советом Российской Федерации постановления от 04 июня 1992 года «Об избрании Кемеровского областного арбитражного суда».[4]
Таким образом, судебная власть в Кемеровской области представлена Кемеровским уставным судом, Кемеровским областным судом и Арбитражным судом Кемеровской области, решения которых обязательны для исполнения всеми на территории Кемеровской области и Российской Федерации. Список использованной литературы:
1. Шуранов Н. П. История Кузбасса - Кемерово: ИПП "Кузбасс", "СКИФ", 2006.
2. Кемеровский областной суд //PRAVO.RU//URL: https://pravo.ru/arbitr_practice/courts/248/ (дата обращения: 08.04.2017);
3. Судебная власть. Информационный портал «Кемеровская область»//KEMOBLAST.RU//URL: http://kemoblast.ru/goverment/court.html (дата обращения: 10.04.2017);
4. Историческая справка о суде. Арбитражный суд Кемеровской области //KEMEROVO.ARBITR.RU// URL: http://kemerovo.arbitr.ru/about/about (дата обращения: 06.04.2017).
© Шванднрова А.Р., Гордейко М.А., 2017
УДК 340.15
Шишкина Н.Б.
Юридический факультет Ростовский филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация
ИЗ ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ (1802-1839 ГГ.)
Аннотация
Автор устанавливает исторические предпосылки формирования основных направлений деятельности министерства юстиции. Анализируются основные направления деятельности министерства юстиции в период с 1802 г. по 1839 г.
Ключевые слова
Министерство юстиции, история государства и права России, деятельность министерства юстиции, исполнительная власть.
История развития органов и учреждений юстиции в России в настоящее время акцентирует внимание на судебной власти. Деятельность министерства юстиции авторами характеризуется недостаточно полно и скорее упоминается, нежели действительно изучается.
С целью восполнить этот пробел, а также установить исторические предпосылки формирования основных направлений деятельности министерства юстиции стоит предпринять более детальный анализ его истории, основываясь прежде всего на нормативных правовых актах, оформляющих его деятельность.
В России министерство юстиции впервые было учреждено на основе юстиц-коллегии 08 сентября 1802 г. в связи с изданием Александром I Манифеста «Об учреждении министерств» - первого акта в рамках министерской реформы, в ходе которой предполагалось заменить коллегии новыми органами отраслевого управления. Первым министром юстиции Российской Империи стал талантливый поэт, выдающийся
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070_
государственный деятель Гавриил Романович Державин.
Указанный акт вводил не только само министерство юстиции во главе с министром, но и указывал, что министр юстиции совмещает свою должность с должностью генерал-прокурора: «Как должность Министра Юстиции особенно определена быть имеет при издании сочиняемого уложения законов; то и повелеваем до того времени оставаться оной на основании Инструкции Генерал-Прокурора».[2] Каждому министру придавался заместитель - «товарищ министра». Манифест 1802 г. носил временный характер и полномочий министерств не раскрывал. Одной из упомянутых функций министерства юстиции в этот период является участие в подготовке первой русской кодификации - свода законов Российской Империи. Должность министра юстиции, совмещаемая им с должностью генерал-прокурора, свидетельствует ещё об одной функции: министерство юстиции осуществляло общий контроль за деятельностью прокуратуры и судебных органов.
С целью реализации возложенных на министерство юстиции задач в 1803 г. при нём формируется департамент министра юстиции, а также комиссия для составления законов.[6, C.204] Первый годовой отчёт о своей деятельности министерство юстиции представило уже в 1804 г. В отчёте нашли отражение сведения о деятельности центральных и местных органов юстиции, а также содержались сведения о движении судебных дел по всем губерниям. [См. подробнее: 7]
Положения манифеста 1802 г. были развиты в Манифесте от 25 июня 1811 г. «Об общем учреждении министерств». Манифест определил: «Все дела государственные в порядке исполнительном разделяются на 5 главных частей: I. Внешние сношения. II. Устройство внешней безопасности. III. Государственная экономия. IV. Устройство суда гражданского и уголовного. V. Устройство внутренней безопасности».[3] Этот манифест утверждает основную функцию министерства юстиции: устройство судебного порядка. Тем самым, ему делегируется целиком четвёртое направление деятельности исполнительной власти.
Тем самым, исполнительная власть в лице министра юстиции осуществляла контроль за властью судебной. Деятельность по устройству судебных учреждений и надзору за ними воплощалась в пересмотре актов Сената и докладов обер-прокуроров, а также протестов прокуроров губерний. Кроме того, министерство юстиции вело учёт дел в судах, следило за их движением, а также контролировало рассмотрение жалоб. Дозволялось ему и проведение ревизий. Кроме того, министр юстиции представлял государственное обвинение при рассмотрении уголовных дел по первой инстанции Сенатом. Наконец, министерство юстиции отвечало за охрану земельных прав дворянства; эта деятельность реализовывалась с помощью его местных подразделений.
Первым значимым достижением министерства юстиции в рамках вверенных ему полномочий была подготовка Свода законов Российской Империи.[См. подробнее: 1] В части организации судебной деятельности все попытки министерства юстиции предотвратить кризис судебной власти успехом не увенчались, что привело к осуществлению в 1864 г. масштабной судебной реформы, коренным образом изменившей деятельность судов. Что же касается реализации правоохранительной функции государства в деятельности министерства юстиции, то в научной литературе она оценивается положительно.[См. подробнее: 5]
После 1825 г. компетенция министерства юстиции постепенно изменяется. В период между 1811 и 1825 гг. были утверждены для него штаты канцелярии. В 1817 г. - существенно увеличены оклады сотрудников министерства. Кроме того, в этот же период министерство стало более независимым, нежели прочие: сенаторам запрещалось обсуждать предложения министра юстиции, но предлагалось лишь голосовать за или против этих предложений.
В 1830-е годы, после завершения издания Свода Законов Российской Империи становится очевидной необходимость подготовки профессиональных юридических кадров. С этой целью по инициативе министра юстиции Д.В. Дашкова учреждается в 1835 г. Училище правоведения, ставшее прообразом всех юридических вузов России. Кроме того, в 1832 г. по ходатайству Д.В. Дашкова создаются в Российской Империи первые коммерческие суды, сперва - в Санкт-Петербурге и Москве, а затем - в Архангельске, Одессе и Таганроге. Тем самым министерство юстиции заложило основу арбитражного судопроизводства в России.[7, C. 60]
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070
В целом за период с 1802 г. по 1840 г. министерство юстиции, несмотря на то, что было принципиально новым органом власти, смогло добиться значительных успехов в преобразовании всей правовой реальности России. Оно своей деятельностью заложило основы упорядоченной системы законодательства государства, повлияло на развитие современных форм осуществления судебной власти, способствовало укреплению законности и правопорядка. Министерство юстиции заложило основы традиции юридического образования в России, а также предопределило последующее развитие правовой системы и системы органов государственной власти нашей страны вплоть до 1917 г. Инициатива министерства юстиции находила отклик у императора, а многие его предложения привели к смягчению абсолютной власти монарха.
В целом можно сказать, что министерство юстиции в XIX веке было передовым органом исполнительной власти и успешно справлялось с возложенными на него обязанностями. Этим традициям -высочайшего профессионализма - следуют все преемники министерства юстиции Российской Империи, в том числе и министерство юстиции Российской Федерации.
Список использованной литературы:
1. Ефремова Н.Н. Министерство юстиции Российской Империи, 1802-1917 гг. -М., 1983.
2. Манифест от 08.09.1802 г. «Об учреждении министерств» // URL: http://doc.histrf.ru/19/manifest-ob-uchrezhdenii-ministerstv/ (Дата обращения: 22.03.2017)
3. Манифест от 25.05.1811 г. «Об общем учреждении министерств» // URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/ministry.htm (Дата обращения: 22.03.2017)
4. Министерство юстиции за сто лет. 1802 -1902. Исторический очерк.. - С.-Пб.: Сенатская типография, 1902.
5. Харченко О.В. Министерства Российской империи в первой четверти XIX века и реализация ими правоохранительной функции государства // История государства и права, 2008. N 4
6. Цечоев В.К. История органов и учреждений юстиции России / 2-е издание, перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2013.
7. Яковлева О.В. Роль министерства юстиции в формировании и развитии системы судебной и пенитенциарной статистики в Российской Империи (1802-1864 гг.) // Вектор науки ТГУ. 2015. N 1 (31)
© Шишкина Н.Б., 2017
УДК341.1/8
А. С. Эбель
Студент 2 курса магистратуры НГУ, Россия г. Новосибирск, Российская Федерация
ТРАДИЦИОННАЯ КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Аннотация
Исследования работы, направленно на изучение международного права Китая. Культурологический, исторический и философские аспекты помогают глубже понять причины поведения Китая в той или иной ситуации, понять процесс развития международного права. Что бы в следствии постараться прогнозировать как будет развиваться данная отрасаль, а следовательно и выстраиваться отношения между Китаем и остальным миром.
Ключевые слова
Международное право, китайская философия, философия права, международные отношения, международное право в Китае, история международного права в Китае, Китай, Ли и Фа, Легисты, Конфуцианцы.