2. Зимний, О.В. Элементы игры на уроках // Математика в школе. - 2004.- №6.- 87с.
3. Коконов, А.Я. Устные занятия по математике 5-9 классы: Пособие для учителей. - М.: Издательский дом «Генжер», 1998.- 80с.
4. Крутецкий, В.А. Психология: Учебник для учащихся педагогических училищ.- М.: Просвещение, 2000.-345с.
© Персидская А.Э., 2024
УДК 37
Романова Т.Ю.
Учитель МБОУ «Копьёвская ССОШ» Торгашина Е.Ю.
Учитель МБОУ «Копьёвская ССОШ» С. Копьёво, РФ
ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ «СУЛЕКСКАЯ ПИСАННИЦА» Аннотация
В статье рассказывается о музее под открытым небом «Сулекская писаница» Указаны место, достопримечательности.
Ключевые слова
Хакасия, краеведение.
Сулеская писаница в Хакасии- художественные зарисовки наших предков, живших во втором тысячелетии до нашей эры. Когда задумываешься о возрасте этих рисунков, удивляешься, как они смогли сохраниться с тех пор? Ни дождь, ни ветер, ни снег, ни солнце не смогли стереть рисунки со скал.
Мы, учителя, Торгашина Е.Ю. и Романова Т.Ю. с учащимися своих классов, решили посмотреть и изучить эти удивительные наскальные рисунки. Встречал нас в музее экскурсовод, одетый в национальный хакасский костюм. Он проводил нашу группу к жертвенному огню...
У хакасов культ огня сохранился со времен Кыргыского государства. Огонь- самая чистая вещь, всё, что попадает в огонь, очищается. Богиня огня «От-Ине» даёт тепло и свет, круглосуточно охраняет домашний очаг и семью от злых сил, приносит удачу.
Чтобы сохранить благополучие семьи, богиню огня «От -Ине» полагалось кормить жирной пищей. Утром и в обед, перед принятием пищи в огонь обязательно бросали три кусочка сала или три ложки масла, что и сделал руководитель нашей группы. Он «призвал духов» и провел обряд кормления огня. Мы с интересом наблюдали и выполняли всё, что он просил нас сделать. Особенно нам понравилось повязывание обрядовых лент- чалома. Мы с воодушевлением завязывали разноцветные ленточки. Затем нас ждала увлекательная экскурсия по историческому месту.
Экскурсовод рассказал, что местные жители назвали гору с древними рисунками «Пичиктиг-Таг» (Писаная гора). Современное название писаницы произошло от улуса Сулеков, который в 19 веке располагался недалеко от горы с петроглифами. Петроглифы тянутся на протяжении более сотни метров. Основной темой рисунков являются сцены охоты, борьба животных, сражения, шаманские обряды.
Далее экскурсия продолжалась в хакасской юрте. Мы узнали, что юрта в социальном отношении делилась на почетную и непочетную части, определителем которых служил очаг. Пространство от входной
двери до очага называлось «от-соо» - и считалось непочетным. Сюда обычно усаживали бедных родственников. Противоположная-являлась почетной. Участники нашей группы с интересом задавали вопросы, с любопытством рассматривали кухонную утварь. Все предметы хотелось потрогать, подержать в руках.
Но самым увлекательным для детей было катание на ослике, стрельба из лука, дартс и, конечно же, обед. Гостеприимные хозяева накормили нас блинами с вареньем, напоили горячим чаем, угостили детей конфетами. И, конечно же, дети и взрослые не могли уехать с пустыми руками: мы приобрели магниты и интересные сувениры, как память о замечательной и увлекательной экскурсии. Экскурсовод проводил нас обрядом и пожелал «Доброго Пути». И до самого дома группа пела песни, делились своими впечатлениями, а кто-то сжимал в своих ручках магнитик и спал всю дорогу.
Сопки и степи, сказания, камни, И каждый камень-легенда... Словно историей территория Взята на вечно в аренду.
Горы, озёра, поверья, курганы Будто всё сказка и миф, Бубны и танцы- камлают шаманы В прошлое дверь приоткрыв.
Сколько веков и ветров здесь промчалось На этой древней земле И в памяти ты навсегда осталась И в сердце моём ты со мной?
Дует ли ветер, иль солнышко светит Время ли строит гримасы Немного есть сказочных мест на свете Одно из них ты - Хакасия!
© Романова Т.Ю., Торгашина Е.Ю., 2024
УДК 913
Романова Т.Ю.
Учитель МБОУ «Копьёвская ССОШ» С. Копьёво, РФ
УВАЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К РОДНОМУ КРАЮ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Аннотация
В статье рассматривается изучение уважительного отношения к родному краю на уроках окружающего мира. Указаны задачи, цели методы курса краеведения.
Ключевые слова уважительное отношение, краеведение.