ВЕСТНИК ИНСТИТУТА ИАЭ. 2015. № 1. С. 41-47.
УДК 001(09)(470.67)
ИЗ БИОГРАФИЧЕСКИХ ОЧЕРКОВ АЛИ КАЯЕВА О ДАГЕСТАНСКИХ АЛИМАХ (Раннесредневековые учёные из Дербента / Баб аль-Абваба)
Г.М.-Р. Оразаев Институт ИАЭ ДНЦ РАН, г. Махачкала
orazaev47@mail.ru
Аннотация. Представлены переводы очерков Али Каяева, посвященных кратким биографиям некоторых ученых-алимов раннесредневекового Дагестана, в частности - Дербента (Баб аль-Абваба). Материал заимствован из оригинального рукописного сочинения А. Каяева «Тераджим-и 'улема'и Дагыстан», созданного на османско-турецком языке в 20-30-х гг. прошлого столетия, и снабжен соответствующими комментариями.
Abstract: Presents translations of essays Ali Kayaev devoted to brief biographies of some scientists-alims early medieval Dagestan, in particular - Derbent (Bab al-Abvab). The material is taken from the original manuscript of the works of A. Kayaev "Terajim-i 'Ulema-i Dagestan", created on the Ottoman-Turkish language in the 20-30-ies of the last century, and provided with appropriate comments.
Ключевые слова: Каяев Али, сочинения биографического жанра, тюркоязычные рукописи Дагестана, раннесредневековые ученые Дагестана, Дербент, Баб аль-Абваб, Абу Бакр Мухаммед сын Мусы сына Фараджа, Абу-л-Касым Юсуф сын Ибрахима, Али сын Мухаммеда, Захир сын Мухаммеда, Ибрахим сын Джа'фара, Лезги Муса сын Юсуфа сына Хасана, Лезги Хаким сын Ибрахима, Маймун сын Умара, Мухаммед сын Абу Имрана, Мухаммед сын Хишама сына ал-Валида сына Абдалхамида, Хабиб-эфенди сын Фахда, Хасан сын Ибрахима, Хилаль сын 'Ала'.
Keywords: Kayaev Ali, writings biographical genre, Turkic manuscripts of Dagestan, early medieval scholars of Dagestan, Derbent, Bab al-Abvab, Abu Bakr Muhammad the son of Musa son Faraj, Abu-l-Kasim Yusuf son of Ibrahim, Ali son of Muhammad, Zahir son of Muhammad, Ibrahim son of Jafar, Lezgi Musa the son of Yusuf Hassan, Lezgi Hakim, son of Ibrahim, Maimun son of Umar, Muhammad son of Abu Imran, Muhammad son of Hisham son of al-Valid son of Abdulhamid, Habib Effendi son of Fahd, Hasan son of Ibrahim, Hilal son of 'Ala'.
Наряду с известными произведениями биографического жанра - трудами Назира ад-Дургели и Исмаила ал-Багини - труд Али б. Абдулхамида ал-Газигумуки (1878-1943 гг.), более известного как Али Каяев из Кумуха, «Биографии дагестанских ученых-алимов» имеет огромное значение при исследовании истории культурной жизни народов Дагестана.
В его рукописи содержатся общим счетом материалы о 58 ученых, очерки о которых написаны автором в различных объемах, охватывающих время с VIII по XIX столетия. Оригинал рукописи хранится в Рукописном фонде Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук (Личный фонд Каяева - Ф. 25. Оп. 1. Д. 1).
Текст ее недавно издан нами совместно с турецкой исследовательницей Туба Ышынсу Дурмушем в Анкаре (Ali Kayayev. Teracim-i Ulema-yi Dagistan: Dagistan Bilginleri Biyografileri / Hazirlayanlar Hasan Orazayv, Tuba I§insu Durmu§. Ankara: Grafiker Yayinlari, 2012). Рукопись А. Каяева одновременно переведена нами с османско-турецкого на русский язык в 2011-2012 гг., однако наш русский перевод пока не издан в виде отдельной книги.
Для настоящей публикации нами отобраны 13 небольших по объему очерков, в которых речь идет об ученых-алимах Дербента (Баб аль-Абваба) VIII-XIV вв. Эти очерки располагаются на листах 28-37, 39-41 оригинальной рукописи А. Каяева, название которой мы упоминали выше.
Рассматриваемые персоналии занимались в самых разных областях науки. Так, среди них названы: суфизм - теория мусульманского мистицизма ('илм-и тасаввуф), мюридизм, коранистика, хадисоведение, астрономия. Некоторые же из числа упоминаемых в «Биографиях...» лиц не определены в таком аспекте и они названы просто «мусульманскими учеными», имена которых встречаются в тех или иных сочинениях других ученых.
Переводы снабжены нашими комментариями, которые носят характер пояснений к некоторым именам, терминам и названиям упоминаемых в представленных очерках сочинений.
Нас побудило к отбору именно нижеприведенных ученых то обстоятельство, что намечается в скором времени отметить доброе событие - празднование на всероссийском уровне 2-х тысячелетнего юбилея старейшего города Российской Федерации - древнего Дербента.
ХИЛАЛЬ СЫН 'АЛА' ИЗ БАБ-АЛ-АБВАБА1 Хилаль сын 'Ала' из Баб ал-Абваба2, то есть из Дербенда3, был из числа дагестанских ученых четвертого или пятого века хиджры4. Мы не располагаем сведениями о дате его кончины и о том, у кого он учился.
Однако из того, что рассказывает о нем самом, то есть о Хилале-эфенди5, весьма известный в свое время среди мусульманских ученых хафыз6 Абу Ну'айм ал-Исбахани7, то есть хафыз по имени Абу Ну'айм из Исбахана8, родившийся в 330 (941) году и умерший в 430 (1038) году и даты которого точно установлены и достоверны, из этого само собою обнаруживается, что лицо, о биографии которого здесь идет речь, то есть Хилаль-эфенди, был в числе ученых четвертого или же пятого века хиджры.
АБУ БАКР МУХАММЕД СЫН МУСЫ СЫНА АЛ-ФАРАДЖА9 Мухаммед сын Мусы был из Дербенда, в числе ученых-мистиков, и первым в Дагестане он написал книгу, посвященную теории мистицизма ('илм-и тасаввуф) и мюридизму.
Мухаммед сын Мусы, ученый пятого века хиджры10, в конце этого века написал книгу по теории мистицизма, касающуюся суфиев, под названием «Базилик истин и сад тонкостей» («Рейхан ал-хака'ик ве бустан ад-дака 'ик»)11, один из экземпляров который, переписанный в 743 (1342) г., находится в библиотеке Соборной мечети села Хабшима Даргинского округа12.
1 Имя в турецком произношении: Баб элъ-Эбваблы Хилаль 'Ала' оглы. Ученый по имени Хилал б. ал-'Ала' ал-Баби упоминается в сочинении Назира из Дургели (см.: Nadir ad-Durgilis , 2004. S. 37; Назир ад-Дургели, 2012 С. 31). О нем см. также в сочинении «Райхан ал-хака'ик...» Абу Бакра ад-Дарбанди: известный знаток хадисов по имени Хилал б. ал-'Ала' ал-Баби жил в 330-430 гг. х., то есть в 941-1038 гг. по христианскому летосчислению (см.: Аликберов А.К. , 2003. С. 253, 262, 367).
2 Баб ал-Абваб («Ворота ворот») или Баб («Ворота») - арабское наименование города Дербент.
3 Дербент (от перс. Дербенд, Дербанд, горный проход; узел ворот; пограничная крепость») - город в Южном Дагестане.
4 То есть, X или XI века по миляди.
5 Эфенди - почтительное прозвание, с которым обращаются представители турко-иранской культурной общности к уважаемым ученым-алимам.
6 Хафыз (от араб. хафз) - лицо, знающее Коран наизусть.
7 Абу Ну'айм Ахмад б. 'Абд Аллах б. Ахмад ал-Исфахани - знаменитый суфий-шафиит, историк; жил в 947-1038 гг. (АликберовА.К., 2003. С. 367 и др.).
8 Ныне г. Исфахан в Иране, центр одноименного остана.
9 Имя в турецком прочтении: Абубекир Мехмед бин Муса бин элъ-Фередж. Годы жизни неизвестны, умер в 529 (1145) г. См. о нем, его взглядах и сочинении: Абдуллаев М.А., 1986. С. 81-102; Саидов М.-С., 1991. С. 24-47; Аликберов А.К., 1991. С. 66-69; Аликберов А.К.; 2003; Аликберов А.К., 1991).
10 Соответствует XI веку по миляди (христианскому летосчислению).
11 Наиболее полный разбор этого сочинения осуществлен востоковедом-арабистом А.К. Аликберовым в вышеупомянутой его книге «Эпоха классического ислама на Кавказе», изданной С. -Петербургским филиалом Института востоковедения РАН в серии «Культура народов Востока» (2003 г.). Список сочинения, переписанной в сер. XIV в., извлек в 1934 г. известный . дагестанский историк, впоследствии профессор Дагестанского гос. университета Р.М. Магомедов, родом из с. Гапшима Акушинского района. В 1960 г. он передал эту рукопись востоковеду-арабисту М.-С. Саидову, который впервые подверг сочинение дербентского автора XI в. изучению. Статья М.-С. Саидова лет 30 хранилась в научном архиве Института Даг. филиала АН СССР. В 1991 г. другой востоковед-арабист, сотрудник Института Х.А. Омаров издал работу М.-С. Саидова в сборнике статей «Рукописная и печатная книга в Дагестане». Список XIV в. сочинения Абу Бакра на арабском языке ныне хранится в РФ ИИАЭ ДНЦ РАН под шифром: Ф. 14. Оп. 1. Инв. № 2191.
12 Ныне даргинское село Гапшима (дарг. Х1ябшима) Акушинского района РД.
Написанное Мухаммедом сыном Мусы сочинение ясно показывает, что мистицизм и мюридизм в Дагестане не являются чем-то новым, а являются такими предметами, которыми владели очень давно - девять столетий назад, а возможно и еще раньше.
Мухаммед сын Мусы получил образование в Багдаде и там же получил [свои знания] о мистицизме и мюридизме.
Дата кончины Мухаммеда сына Мусы не известна, однако при прочтении (мутала'а) вышеупомянутой книги становится известным о том, что в 492 (1099) г. он был еще жив.
ИБРАХИМ СЫН ДЖА'ФАРА ИЗ ДЕРБЕНДА13
Среди алимов, которых упоминает и перечисляет мусульманский ученый и летописец четвертого века хиджры14 'Абдалгани сын Са'ида из Египта (Мысырлы 'Абдулгани Се'ид оглы), имеется Ибрахим бин Джа'фар ал-Баби, то есть из Баб ал-Абваба, то есть Джа'фар сын Ибрахима из Дербенда (Дербендли Джа'фер Ибрахим оглы)15. Когда упоминает в числе дагестанских алимов Ибрахима-эфенди из Дербенда, он говорит о его биографии следующее [по-арабски]: «Кана йуфиду би-Миср ва кад адрактуху»16, то есть «Я видел этого Ибрахима-эфенди в Египте, он обучал и изъяснял».
Наши сведения из биографии Ибрахима-эфенди этим и ограничиваются, не известна даже дата его кончины. Скажем только, что Абдалгани сын Са'ида, который был его современником, умер в 409 (1018)-м г.
ХАБИБ-ЭФЕНДИ СЫН ФИХРА ИЗ ДЕРБЕНДА17.
Хабиб-эфенди, который среди своих современников получил известность как Абу-л-Хасан ал-Баби, то есть из Баб-ул-Абваба, то есть из Дербенда, был из числа дагестанских ученых третьего или четвертого века хиджры18, в совершенстве владеющих арабским языком.
Обучался он у одного из современников - у ученого [по имени] Мухаммед сын Дости. А у него же самого получила образование весьма известная среди мусульманских ученых личность из Джурджана, то есть из Горганджа, - по имени Абубакр ал-Исма'или .
Хотя у нас отсутствуют сведения о датах рождения и смерти самого Хабиба-эфенди, нам достоверно известно о том, что Абубакр ал-Исма'или, бывший его учеником, родился в 277 (891)-м г., начал свою учебу в 289 (902)-м г. и умер в 371 (978)-м г., и таким образом был лицом, жившим в третьем и четвертом веках хиджры. Отсюда ясно, что учитель последнего - Хабиб-эфенди - скончался тоже в одном из этих столетий, то есть в третьем веке хиджры или в четвертом веке хиджры, и был, таким образом, из числа алимов одного из этих двух веков.
13 Имя в турецкой транскрипции: Дербендли Ибрахим Джа 'фер оглы. В биографическом труде Назира ад-Дургели упоминается как аскет и ученый Ибрахим б. Джафар ал-Баби. (Назир ад-Дургели, 2012. С. 30; АликберовА.К., 2003. С. 275).
14 Соответствует X - нач. XI в. по миляди.
15 Так в тексте А. Каяева. Должно быть: «Ибрахим сын Джа'фара из Дербенда» (Дербендли Ибрахим Джа 'фер оглы).
16 Перевод арабского выражения (Х.А. Омаров): «Я застал его в Мисре занимающимся полезным делом».
17 Имя в турецком прочтении: Дербендли Хабиб-эфенди Фихр оглы. Упоминается в сочинении Назира из Дургели как Хабиб б. Фахд Абу л-Хасан ал-Бабй. (См.: Nadir ad-Durgilis, 2004. S. 38; Назир ад-Дургели, 2012. С. 31).
18 То есть, IX или X в., по христианскому летосчислению.
19 По сведениям А.К. Аликберова: известный шафиит Абу Бакр Ахмад ал-Исмаили. Умер в 371 / 982 г. (см.:
Аликберов А.К, 2003. С. 257, 378).
МУХАММЕД СЫН ХИШАМА ИЗ ДЕРБЕНДА, а ХИШАМ - СЫН ал-ВАЛИДА, а ал-
ВАЛИД - СЫН АБДАЛХАМИДА20
Мухаммед-эфенди сын Хишама из Дербенда, получивший среди современных ему ученых известность как Абу 'Имран ал-Баби, то есть из Баб ал-Абваба, то есть из Дербенда, был в числе дагестанских алимов третьего века хиджры21.
Образование свое он получил частью у весьма авторитетного среди мусульманских ученых того времени человека по имени «Абу Са'ид 'Абдаллах бин Са'ид эл-Ашджй ал-Киндй», то есть у 'Абдуллаха сына Са'ида, принадлежавшего к племени (кабиле) Кинди - одному из арабских племен. Подобным же образом, у него самого, то есть у Мухаммеда-эфенди, часть своего образования получило22 другое лицо по имени «Муса'ир бин 'Алй эл-Берда'й», то есть Муса'ир сын 'Али из [города] Барда'».
Мы не располагаем сведениями о дате кончины Мухаммеда-эфенди сына Хишама из Дербенда. Однако известно о том, что его учитель Абу Са'ид 'Абдаллах ал-Ашджы скончался в 257 (871)-м г., и поэтому точно устанавливается [тот факт], что он был из числа алимов третьего века хиджры. Таким же образом становится точно установленным и ясным, что Мухаммед-эфенди из Дербенда также был из числа алимов третьего века хиджры.
ХАСАН СЫН ИБРАХИМА ИЗ ДЕРБЕНДА23
Хасан-эфенди сын Ибрахима из Дербенда был из числа алимов второго века хиджры24, в совершенстве владевшим арабским языком. Свое образование он получил у весьма знаменитого среди мусульманских ученых человека по имени Хамид ат-Тавил, то есть Хамид Длинный (Узун Хамйд), известного под таким прозвищем из-за его длинных рук, а также у других современных ему алимов.
Сведения о дате кончины Хасана-эфенди из Дербенда отсутствуют. Но известно, что Хамид ат-Тавил, который был его учителем, умер в 142 (759)-м году.
ЛЕЗГИ ХАКИМ СЫН ИБРАХИМА ИЗ ХИНАЛУГА25
Хаким-эфенди сын Ибрахима, будучи по своему происхождению из числа жителей участка Хиналуг (Хыналык)26, который прежде входил в состав Дербентской провинции, а ныне входит в Кубинский округ, был известен среди своих современников-алимов под именем «Хакйм бин Ибрахйм ал-Лакзй ал-Хйналйкй ад-Дарбандй», то есть «Лезги Хеким из Хиналуга, из Дербенда».
Учебу он проходил в Багдаде - у знаменитого Имама Газали27, в Мерве28 - у Мувафакаддина сына Абделкерима из Герата29 (Хйрат).
После получения образования, он поселился (теваттун) в Бухаре30, где умер в 538 (1143)-м г. ЛЕЗГИ МУСА СЫН ЮСУФА, а ЮСУФ - СЫН ХАСАНА31
20 Имя в турецкой транскрипции: Дербендлй Мехмед Хишам оглы, Хишам да - эл-Велйд оглы, эл-Велйд де -'Абдулхамйд оглы. В труде Назира Дургелинского: Мухаммад б. Хишам б. ал-Валид Абу-л-Хасан, которого называли Ибн Аби Имран ал-Баби (Nadir ad-Durgilis, 2004. S. 37; Назир ад-Дургели, 2012. С. 31).
21 То есть, IX в. по миляди.
22 Букв.: «увидело».
23 Имя в транскрипции на турецком языке: Дербендли Хасан Ибрахйм оглы. Шейх ал-Хасан б. Ибрахим ал-Баби упоминается в сочинении Назира из Дургели (см.: Nadir ad-Durgilis, 2004. S. 37; Назир ад-Дургели, 2012. С. 30).
24 То есть, VIII в. по миляди.
25 Имя в турецкой транскрипции Хыналыклы Лазгй Хекйм Ибрахйм оглы. В биографическом труде Назира из Дургели отсутствуют сведения о нем.
26 Ныне село Хыналык Кубинского района в северной части Азербайджанской Республики.
27 Абу Хамид Мухаммад б. Мухаммад ал-Газали ат-Туси (1058-1111 гг.) - крупнейший мусульманский теолог, философ и факих-шафиит. Родом из г. Тус (Хорасан, Иран). При сельджукском вазире Низам аль-Мульке состоял преподавателем фикха в основанном им в Багдаде медресе Низамийа в 1091-1095 гг. (Ислам: Энциклопедический словарь, 1991. С. 51). Стало быть, Лезги Хаким учился у Имама Газали в эти годы. Впоследствии ученый по имени «ал-Хаким б. Ибрахим ал-Лакзи» поселился в Занджане (См.: АликберовА.К., 2003. С. 287. Сноска 213).
28 Мерв - древний город в Средней Азии, находился на р. Мургаб близ современного города Байрам-Али в Республике Туркменистан. XI-XII вв. - период расцвета Мерва. Он разрушен монголами в 1222 г. Ныне, с 1937 г. - город Мары, центр Марыйской области. Развалины древнего Мерва находятся в 30 км к востоку от г. Мары.
29 Герат - ныне город на северо-западе Афганистана.
30 Бухара - ныне город, административный центр Бухарской области в Узбекистане.
Лезги Муса-эфенди, который был известен среди современных ему ученых как Хасан ад-Дарбанди, то есть из Дербенда, являлся одним из дагестанских алимов шестого века хиджры32.
Как повествует один из мусульманских ученых - лицо по имени Шайравайх33, - Лезги Муса-эфенди прибыл для учебы в 502 (1108)-м г., образование получал частично у Шарифа Абунаср Мухаммеда сына Мухаммеда34, а также много научных познаний он получил у другого человека -Абумансура Шехердара35.
Как рассказывает Шайравайх, Лезги Муса был персоной добродетельной и обладающей весьма благонравным характером.
МАЙМУН СЫН <УМАРА ИЗ ДЕРБЕНДА36. В книге «Сорок стран» («ал-Арба'йн ал-булданиййа»), созданной весьма известным среди мусульман ученым по имени ал-Хафиз ас-Салафй, который был из числа учителей (устаз) одного из самых великих и известных мусульманских ученых шестого века хиджры Салахаддина Аййуби, при упоминании Баб ал-Абваба, то есть города Дербенда, пишется так [по-арабски]: «ва илайха йансаб Абу-л-Касим Маймун бин 'Умар бин Мухаммад ал-Бабй»38, то есть - «и известный персоналий по имени Абу-л-Касим Маймун сын 'Умара также является дербендцем», тем самым определив (та 'риф эдийор) одного из дагестанских алимов шестого века хиджры - Маймуна-эфенди.
АЛИ СЫН МУХАММЕДА ИЗ ДЕРБЕНДА39. В книге «Сады Мухтара» («Рийаз ул-Мухтар»40), написанной знаменитым защитником Карса41 из числа турецких полководцев (кумандан) Ахмедом Мухтар-пашой42, последний, рассматривая, то есть перечисляя известные в свое время астролябии (устурлаб), пятой по счету называет одну астролябию, которую обнаружил Мосье Земар (Мосйо Земард). И, давая комментарии по упомянутой астролябии, говорит о том, что на одной ее стороне имелась запись с именем изготовителя (сани') - «ал-джами'а ли-л а'мал-и ва-л- 'уруд-и сани'аха ва ибтадараха 'Алй бин Ибрахйм ал-Мута'ам»44 [на арабском языке], а на другой стороне запись - «аш-шайх 'Алй бин Мухаммад ад-Дарбандй 'афа Аллаху 'анху фй санат-и злх 738»45, содержащая таким
31 Имя в турецкой транскрипции: Лазги Муса Йусуф оглы, Йусуф да - Хасан оглы. Сведения о нем отсутствуют в биографическом труде Назира из Дургели. Об ученом по имени Абу Абд Аллах Муса б. Йусуф б. ал-Хусайн ал-Лакзи ад-Дарбанди (см.: АликберовА.К., 2003. С. 248-249, 305, 316).
32 То есть, XII в. по христианскому летосчислению.
33 Очевидно, речь идет о Ширавайхе. Об ученом, персидском историке по имени Абу Шуджа' Ширавайх б. Шахридар б. Ширавайх б. Фана Хусри ад-Дайлами ал-Хамадани (1053-1115 гг.) см.: Аликберов А.К., 2003. С. 390 и др. (по указателю имен). Его сын - Ширавайх.
34 Об ученом по имени Абу Наср Мухаммад б. 'Али ал-Хашими аш-Шариф аз-Зайнаби (ум. в 1053 г.) см.: Аликберов А.К., 2003. С. 375-376 и др.
35 Об ученом по имени Абу Мансур Шахридар б. Ширавайх (1090-1163 гг.) см.: Аликберов А.К., 2003. С.249, 305, 390.
36 Имя в турецкой транскрипции: Дербендли Меймун 'Омер оглы. В биографическом труде Назира из Дургели отсутствуют сведения о нем.
37 Соответствует XII в. по христианскому летосчислению.
38 В переводе с арабского (Х.А. Омаров): «к ним же относится Абу-л-Касим Маймун, сын Умара, сына Мухаммада из Баба».
39 Имя в турецкой транскрипции: Дербендли 'Али Мехмед оглы. В биографическом труде Назира из Дургели отсутствуют сведения о нем.
40 В буквальном переводе: «Избранные цветники».
41 Карс - город, административный центр вилайета Карс, на северо-восточной части современной Турецкой Республики.
42 Ахмед Мухтар-паша известен как автор трудов по астрономии и хронометрии, созданных им на османско-турецком языке. Его издания: Ахмед Мухтар. Рийаз ул-Мухтар. Мир'ат ул-Мийкат ве'л-Эдвар ма'а Меджму'ат ил-Эшкал. Каир, Булак, 1303; Рийаз ул-Мухтар. Мир'ат ул-Мийкат ве'л-Эдвар зейли. Каир, 1301; Ислах ут-Таквим. Каир, 1307.; Сене-и Малиенин хиджри шемсиййе иле истидбалине даир. Истанбул, 1328.
43 Астролябия - слово греческого происхождения: угломерный прибор, служивший до XVIII в. для определения широт и долгот в астрономии, а также горизонтальных углов при землемерных работах.
44 В переводе с арабского (Х.А. Омаров): «Объединение для работ по демонстрации и изготовлению (производству), основанное и руководимое Али сыном Ибрахима ал-Мута'ам»
45 В переводе с арабского (Х.А. Омаров): «Шейх Али сын Мухаммеда из Дербенда, - да простит его Аллах! В году злх 738». Дата на упомянутой астролябии записана как цифрами, так и параллельно в абджадной системе, где буква заль значает число 700, буква лам (с!) -30, буква ха - 8. Таким образом,
образом имя того лица, для которого она была изготовлена, и дату ее изготовления, то есть 738 (1337)-й г.
Других сведений по биографии Али-эфенди46 из Дербенда, кроме этого, у нас не имеется.
МУХАММЕД СЫН АБУ 'ИМРАНА ИЗ ДЕРБЕНДА47.
В книге «Алфавитный реестр стран» («Му'джам ал-булдан»), являющейся произведением известного арабского ученого историка и географа Якута ал-Хамави48, перечисляются алимы из Баб ал-Абваба, то есть из Дербенда, и среди них он упоминает одно лицо по имени Мухаммед сын Абу 'Имрана и говорит, что родовое имя его - Хишам, а сам же Хишам - из Баб ал-Абваба, то есть из Дербенда, и добавляет, что об этом повествует алим по имени Ибрахим сын Муслима из Хуварезма49, то есть из Хивы50, который поселился в Берза'а51.
Однако в имеющихся в нашем распоряжении исторических и биографических (табакат) книгах нет никаких сведений по биографии ни Мухаммеда-эфенди, о котором мы ведем тут речь, ни его отца Абу 'Имрана, ни его учителя (устаз) Ибрахима-эфенди.
АБУ-Л-КАСЫМ ЮСУФ СЫН ИБРАХИМА ИЗ БАБ АЛ-АБВАБА, то есть ДЕРБЕНДА52.
Муртаза-эфенди из Забида53, из числа йеменских улемов, перечисляя ученых из Баб ал-Абваба, то есть Дербенда, в своих комментариях к «Словарю» («Камус») представляет еще одну персону из числа дагестанских ученых такими словами [по-арабски]: «Абу-л-Касим Йусуф бин Ибрахйм бин Наср ал-Бабй хаддаса би-Багдад».
Однако, кроме [сведения] о том, что он некоторое время вел обучение по хадисоведению (хадйс 'илимй) в Багдаде, там совершенно ничего не сказано. Также в исторических и биографических книгах, имеющихся в моем распоряжении, я не обнаружил никаких сведений по данному вопросу.
ЗАХИР СЫН МУХАММЕДА ИЗ БАБ АЛ-АБВАБА54.
В книге «Алфавитный реестр стран» («Му'дж*[ам ал-булдан»), являющейся произведением известного арабского ученого историка и географа Якута ал-Хамави55, перечисляются алимы Баб ал-Абваба, то есть Дербенда, и среди них он представляет еще одного из дагестанских алимов под заголовком ('унван) «Захйр бин Мухаммад ал-Бабй», то есть Захир сын Мухаммеда из Дербенда (Дербендлй Захйр Мухаммед белы). Однако он ничего не говорит о его биографии. И в находящихся в нашем распоряжении книгах мы не достигли цели относительно каких-либо сведений по биографии этого лица.
ЛИТЕРАТУРА
АбдуллаевМ.А. Выдающийся исламский философ // Вопросы философии. М., 1986. №№ 7. С. 82-90.
Абдуллаев М.А. Мыслители Дагестана: (Досоветский период). Махачкала: «Эпоха», 2007. - 768 с.
Али б. Абдулхамид ал-Гумуки ад-Дагистани (Али Каяев). «Тераджим-и 'улема'и Дагыстан». Часть 1-ая. (Арабографическая рукопись на османско-турецком языке) // РФ ИИАЭ. Ф. 25 (фонд Али Каяева). Оп. 1. Д. 1. Инв. 1678. - 63 лл.
буквосочетание злх передает число 738 - очевидно, означающую дату изготовления астролябии. Если принять указанную дату в качестве записанной по системе мусульманского календаря лунной хиджри, то она соответствует 1337/8 г. юлианско-григорианского календаря.
46 То есть, об Али сыне Мухаммеда
47 Имя в турецкой транскрипции: Дербендлй Мехмед Абу 'Имран оглы. Ученый по имени Ибн Абй 'Имран ал-Бабй упом. в сочинении Назира из Дургели (Nadir ad-Durgilis, 2004. S. 37).
48 Йакут ал-Хамави (1178 или 1179-1229 гг.) - арабский ученый-энциклопедист, автор биографического словаря (свыше 1000 ст.) и географического словаря стран (ок. 16000 ст.).
49 Ныне г. Хорéзм в Республике Узбекистан.
50 Ныне г. Хивá в Республкие Узбекистан.
51 Ныне г. Бардá в Азербайджанской Республике.
52 Имя в турецкой транскрипции: Баб ул-Эбваблы йа 'нй Дербендлй Эбу-л-Касым Йусуф Ибрахйм оглы. В биографическом труде Назира из Дургели отсутствуют сведения о нём.
53 О выдающемся шейхе по имени Муртада аз-Забиди (1732-1790 гг.) и о его труде «Тадж ал-'арус шарх ал-Камус» («Корона невесты в пояснении Словаря»), написанном им в качестве комментария на «Камус» ал-Фирузабади, вкратце имеется сведение в труде Назира (см.: Назир ад-Дургели, 2012. С. 31).
54 В турецкой транскрипции: Баб эл-Эбваблы Захйр Мехмед оглы. Его имя упоминается в биографическом труде Назира из Дургели как Зухайр б. Мухаммад ал-Баби. (Назир ад-Дургели, 2012. С. 31).
55 О Йакуте ал-Хамави см. выше.
Аликберов А.К. Источники «Райхан ал-хака'ик» ва бустан ад-дака'ик Мухаммада ад-Дарбанди: Результаты первоначального изучения // Источниковедение истории и культуры народов Дагестана и Северного Кавказа: Принципы и методы изучения, оценки и использования. Материалы региональной конференции. Махачкала, 1991. С. 66-69.
Аликберов А.К. «Райхан ал-хака'ик ва бустан ад-дака'ик» Мухаммада ад-Дарбанди как памятник мусульманской историографии (конец X/XI в.) / Автореферат кандидатской диссертации. СПб., 1991.
Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе. М.: «Восточная литература» РАН, 2003. - 847 с.
Ахмед Мухтар. Ислах ут-Таквим. Каир, 1307.
Ахмед Мухтар. Рийаз ул-Мухтар. Мир'ат ул-Мийкат ве'л-Эдвар ма'а Меджму'ат ил-Эшкал. Каир, Булак, 1303.
Ахмед Мухтар. Рийаз ул-Мухтар. Мир'ат ул-Мийкат ве'л-Эдвар зейли. Каир, 1301.
Ахмед Мухтар. Сене-и Малиенин хиджри шемсиййе иле истидбалине даир. Истанбул, 1328.
Kayayev Ali. Teräcim-i Ulemä-yi Dagistan: Dagistan Bilginleri Biyografileri / Hazirlayanlar - Hasan ОгаЕауеу, Tuba I§insu Durmu§. Ankara: Grafiker Yayinlari, 2012. - 160 s. (На турецком языке).
Nadir ad-Durgilis (st. 1935) Nuzhat al-adhan fi tarägim 'ulamä' Dägistän / herausgegeben, übersetzt und kommentiert von Michael Kemper und Amri R. Sixsaidov. Berlin: Klaus Schwarz Verlag, 2004. -294, 165 s. (На нем. и араб. яз.).
Назир ад-Дургели. Услада умов в биографиях дагестанских ученых / Перевод с арабского, комментарии, факсимильное издание, указатели и библиография подготовлены А.Р. Шихсаидовым, М. Кемпером, А.К. Бустановым. Отв. ред. А.Р. Шихсаидов. М.: ИД Марджани, 2012. -204, 227 с.
Саидов М.-С. Дагестанская литература XVIII-XIX вв. на арабском языке. М.: Изд-во вост. л-ры, 1960. - 11 с.
Саидов М.-С. Рукопись Абубакра Мухаммада, сына Мусы, сына ал-Фараджа ад-Дербенди «Райхан ал-хакаик ва бустан ад-дакаик» («Базилик истин и сад тонкостей») // Рукописная и печатная книга в Дагестане: Сборник статей. Махачкала, 1991. С. 24-47.