Шелгинская В.А.
Аспирант ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Уральский институт управления», г. Екатеринбург.
Ивент и праздник в системе социокультурных мероприятий: отличительные особенности*
Аннотация. Синонимичность или антонимичность упоминания ивентов в системе социокультурных мероприятий является дискуссионной, целесообразность их разделения требует аргументации. Цель статьи - выделить особенности категорий ивент и праздник на основе сравнительного анализа. Установлено, что особенный статус ивента действительно имеет место. Он обусловлен факторами общественного восприятия, видом ритуальной практики, лежащей в ее основе, и особенностями использования как средства социального управления, что открывает новые перспективы в работе с населением.
Ключевые слова: интерактивный ритуал, социальное управление, событие.
Shelginskaia V.A.
Postgraduate of Ural Institute of Management -a branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration.
Special event and mass-event in socio-cultural area: special features
Abstract. The synonymy or antonymy of mentioning special events among mass-events is debatable. It requires to comparatively analyse the distinctive features of these categories. It was found that the specific ontological status of the special events does indeed exist. It is determined by the factors of public perception, by the type of underlying ritual practice, by peculiarities of their use as a means of realizing the goals of social management. These differences will increase the efficiency of using different types of events depending on the audience and goals.
Key words: festival, interactive ritual, social technologies.
Разделение массовых и специальных мероприятий (ивентов) устойчиво присутствует в повседневном употреблении и научно-практической литературе. С одной стороны, это может быть обусловлено прихотью моды на англицизмы, с другой стороны - наличием
значимых различий в онтологическом статусе категории, что обостряет необходимость расставить все точки на «1» в данном вопросе, сравнив две категории по наиболее значимым общим характеристикам.
Специфику ситуации можно оха-
* © Шелгинская В.А., 2023.
ивент и праздник в системе социокультурных мероприятий: отличительные особенности
рактеризовать следующим образом. Если общественное празднование представляет собой торжественно-развлекательное действие по случаю какого-либо события1, то специальное мероприятие (ивент) само стремится стать таким событием с целью выполнения конкретных управленческих задач [1]. Таким образом, необходимо проанализировать особенности обеих категорий с целью установить категориальные признаки феномена ивент в событийной среде. Проанализировав ряд источников, можно выделить следующие аспекты, способствующие прояснению проблемы.
Разделение событийных категорий заложено еще в классической социологической теории. В основе масштабных массовых празднований лежит теория сакрального ритуала Э. Дюркгейма: ценности, воспроизводимые праздничными средствами, формируются за счет достижения состояния «коллективного кипения», при котором участники находятся в повышенном эмоциональном возбуждении [2]. Тогда действия перестают контролироваться разумом и определяются общим состоянием толпы, разделения, распространения и наполнения понятным и доступным для своего локального сообщества смыслом той общей идеи, которую пестуют на мероприятиях. Сакральный ритуал -это ритуал единения собравшегося сообщества при влиянии эмоционально возвышенных состояний.
Иные основы можно проследить в отношении ивента, которые больше соотносятся с теорией интерактивных ритуалов Дж. Коллинза, которая включает четыре характеристики мероприятия: участники физически присутствуют в одном месте, их внимание сконцентри-
1 Ефремова Т.Ф. Современный словарь русского языка: три в одном. М.: АСТ, 2010. 704 с.
ровано на одном объекте или деятельности, у них схожее эмоциональное отношение к происходящему [3] А также, что особенно важно, - существует барьер для посторонних, который позволяет создать воспринимаемое противопоставление тем людям, кто исключен из группы присутствующих. Это дополнительное условие, фундаментальное для специальных мероприятий (ивентов), позволяет выделить их в отдельную категорию, в противовес массовым празднованиям.
Сегодня происходит активное внедрение в культуру празднований «завезённых конструктов», искусственно значимых мероприятий, возникшими в сфере рыночных отношений, но наделяемых организаторами чертами традиционных праздничных торжеств [4]. Об этом свидетельствует и изменение общественного восприятия. согласно опросу ВЦИОМ, снижается значимость традиционных празднований для молодежи до 25 лет (на 14% ниже, чем у среднего возраста), при это они активно празднуют специфичные поводы, например, День святого Валентина (на 17% чаще у молодежи): сакральное значение праздников для них менее важно, чем еще одна возможность отдохнуть и развлечься2.
Кроме того, необходимо учитывать, что роль праздничной деятельности в жизни общества двойственна и включает как учет рекреационных интересов людей, так и управленческие цели по стабилизации социальных систем [4]. Так, мероприятия рассматриваются с точки зрения технологии коммуникации с аудиторией или демонстрации некоего шаблона (культурного, пове-
2 Есина Т.А. Государственный праздник как компонент современной российской культуры. Известия ТулГУ. Гуманитарные науки, 2020. № 1. С. 128-140.
денческого, нормативного). Разделение событийных форм предоставляет дополнительные возможности с точки зрения социального управления, поскольку, согласно Т. Парсонсу, необходимо создание разнообразных институтов управления, посредством которых можно воспроизводить, внедрять и поддерживать культурные ценности
как залог стабильности общества [5].
В случае массовой событийной технологии, ее цель подразумевает воспроизведение культурного шаблона при наличии у аудитории устоявшихся и в целом однозначно воспринимаемых значений, стоящими за символьным выражением [6]. В случае ивент-тех-нологии, преследуется деятельностная
Таблица 1. Сравнительная характеристика праздничных и специальных мероприятий.
№ Специальные мероприятия (ивенты) Праздничные мероприятия
С социокультурной точки зрения
1 Персонализирован (человек так или иначе идентифицирует себя с собравшейся группой, иначе данное мероприятие его не заинтересовало) Массовый (человек может не идентифицировать себя с празднующими, но разделять повод или руководствоваться собственными мотивами при посещении)
2 Значимость повода - искусственно созданная. Выбор повода и темы зависит от организатора, не приурочен к праздничному календарю Значимость повода - естественная. Воспроизводит факт общественно значимого события раз за разом, приурочен к праздничному календарю
3 Превалирующее влияние — социальное, коммуникативное. Превалирующее влияние — символическое, эмоциональное.
4 Основывается на принципах интерактивных ритуалов (Р. Коллинз) - человек идентифицируется с малой группой, противопоставляющей себя остальным или выделяющейся на их фоне Основывается на принципах сакральных ритуалов (Э. Дюркгейм) - человек идентифицируется с большой группой, сообществом, на инстинктивно-эмоциональном уровне
С управленческой точки зрения
5 Цель с точки зрения субъекта: средство внедрения инноваций, изменения мнения или действия Цель: воспроизводство факта (ценностей) всеобщей значимости, культурного шаблона, фундаментальных идей
6 Двустороннее управляющее воздействие, значимость объекта воздействия как самоорганизующейся системы Одностороннее управляющее воздействие, событийная коммуникация идет от источника к получателю
7 Восприятие транслируемого образа (идеи) происходит при влиянии социального окружения протяжении длительного времени до и после. Восприятие транслируемого образа (идеи) интерпретируется каждым отдельным человеком в зависимости от своего окружения или культурного уровня
8 Основное внимание уделяется вопросам коммуникации с аудиторией Основное внимание уделяется этапу планирования и проведения
цель путем моделирования ситуации. Моделирование ситуации в нестандартном, праздничном, контексте позволяет сформировать связь между смоделированной ситуацией («спусковым крючком») и действием человека, «исключая рефлексивную стадию рационального анализа» [7].
Обобщая сказанное, сравним событийные категории в таблице 1.
Можно сказать, что традиционные праздничные мероприятия посвящены сохранению памяти прошлого, социализации и воспроизведению общепринятого, тогда как ивент-мероприятия способствуют внедрению инноваций, экспериментам и преобразованиям. Но по сути, они являются, двумя разными инструментами поддержания стабильности общества и отдельных групп: в статическом и в динамическом равновесии.
Э. Дюркгейм указывал на то, что празднования и связанные с ними ритуалы, став частью привычной повседневной жизни, уже не воспринимаются нами с той силой, чтобы осуществлять эффективное воздействие. Специалисты в области организации мероприятий сегодня также отмечают, что они стали для молодежи привычной частью жизни3. Сегодня ивент, становясь альтернативным видом событийной деятельности, снимает этот недостаток и предоставляет новые возможности для социального управлению.
References
[1] Dürkheim E. Elementary forms of religious life. Conclusion. (translated by V. Zemskov). Sociological Review, 2018. Vol. 17. № 2. P. 122-154.
[2] Sinyutin A.A. Ritual as a subject of sociological research (sociocultural context). Humanitarian, socio-economic and social sciences, 2017. № 12.
3 Рикель А. Обыденные ивенты поколения Z // Eventlive. // URL: https://event-live.ru/ articles/keysy/keysy_632.html (Дата обращения: 19.10.2022)
P. 103-106.
[3] Prozorova Yu.A. Interactive ritual as a socio-communicative technology for organizing group interaction. Candidate.of.Sociological.Sci. St. Petersburg, 2009. 12 p.
[4] Gerasimov S.V. Event as a managerial function of
social reality generation. Human. Culture. Education, 2017. № 1 (23). Р. 68-84.
[5] Zyryanov V.V. Market explication of a modern holiday. SocioTime, 2019. № 4 (20). Р. 79-88.
[6] Andrianova N.A. Terminology of event marketing (on the basis of terminological systems Event/Special Event): abstract of diss. St. Petersburg, 2012. 22 p.
[7] Azarova Yu.A. Event technologies as a resource for the formation of corporate culture by means of social and cultural activities. Abstract diss. Candidate of Pedagogical Sciences St. Petersburg, 2020. 22 p.
[8] Pogonina E.A. The evolution of the concept of social action. Kant, 2022. № 3 (44). Р. 157-162.
Список литературы
[1] Дюркгейм Э. Элементарные формы религиоз-
ной жизни. Заключение. (пер. В. Земскова). Социологическое обозрение, 2018. Т. 17. № 2. С.122-154.
[2] Синютин А.А. Ритуал как предмет социологических исследований (социокультурный контекст). Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2017. № 12. С. 103-106.
[3] Прозорова Ю.А. Интерактивный ритуал как социально-коммуникативная технология организации группового взаимодействия. Автореф.дисс.канд.социологич.наук. Санкт-Петербург, 2009. 12 с.
[4] Герасимов С.В. Событие как управленческая функция генерации социальной реальности. Человек. Культура. Образование, 2017. № 1 (23). С. 68-84.
[5] Зырянов В.В. Рыночная экспликация современного праздника. SocioTime, 2019. № 4 (20). С. 79-88.
[6] Андрианова Н.А. Терминология событийного
маркетинга (на материале терминологических систем Ивент/Special Event): автореф. дисс.канд.филол.наук. СПб, 2012. 22 с.
[7] Азарова Ю.А. ивент-технологии как ресурс формирования корпоративной культуры средствами социально-культурной деятельности. Автореф. дисс. канд.пед.наук. СПб, 2020. 22 с.
[8] Погонина Е.А. Эволюция понятия социально-
го действия. Kant, 2022. № 3 (44). С. 157-162.