Научная статья на тему 'Иван Тихонович Посошков - самобытный Российский камералист'

Иван Тихонович Посошков - самобытный Российский камералист Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
596
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ / КАМЕРАЛИЗМ / МЕРКАНТИЛИЗМ / HISTORY OF ECONOMICS / KAMERALISM / MERCANTILISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Покидченко Михаил Георгиевич

В статье делается попытка определить место И. Т. Посошкова в истории российской экономической науки. Путем сравнительного анализа показано, что «Книга о скудости и богатстве» Посошкова наиболее близка сочинениям западных и российских камералистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

I. T. Pososhkov - the original Russian kameralist

The article attempts to define the place of I. T. Pososhkov in the history of Russian economics. The author with the help of comparative analysis shows that Pososhkovs «Book on Poverty and Wealth» is very close to the works of Western and Russian kameralists.

Текст научной работы на тему «Иван Тихонович Посошков - самобытный Российский камералист»

УДК 330.812.3(47) 22 j

ББК 65.02(2)51 -;

DOI 10.17150/2308-2588.2016.17(1).51-65 g j

М. Г. Покидченко °° •

Московский государственный университет !

имени М. В. Ломоносова, \

г. Москва, Российская Федерация ;

!

ИВАН ТИХОНОВИЧ ПОСОШКОВ — САМОБЫТНЫЙ РОССИЙСКИЙ КАМЕРАЛИСТ

Аннотация. В статье делается попытка определить место И. Т. Посошкова в истории российской экономической науки. Путем сравнительного анализа показано, что «Книга о скудости и богатстве» О Посошкова наиболее близка сочинениям западных и ^ российских камералистов. Н Ключевые слова. История экономической мысли, § камерализм, меркантилизм. S

M. G. Pokidchenko §

Lomonosov Moscow State University, и

Moscow, Russian Federation 0

I. T. POSOSHKOV — с THE ORIGINAL RUSSIAN KAMERALIST 1

га

Abstract. The article attempts to define the place of 1

I. T. Pososhkov in the history of Russian economics. The |

author with the help of comparative analysis shows that Ы

Pososhkov's «Book on Poverty and Wealth» is very close Н

to the works of Western and Russian kameralists. |

Keywords. History of economics, kameralism, mer- 0

cantilism. U

Имя Ивана Тихоновича Посошкова занимает важ- а ное место в истории российской экономической мысли. В то же время попытки определить его принадлеж- U ность к какой-либо теоретической школе вызывают,

© М. Г. Покидченко, 2016

51

особенно последнее время, оживленные дискуссии. Долгое время Посошкова в отечественной историко-э-кономической литературе относили к меркантилистам, как и всех экономистов периода зарождения капитализма. С конца XX в. попытки определения места Посошкова стали разнообразнее. Это было связанно » с тем, что, во-первых, стало не обязательно следовать = Марксу, который также, вслед за классической политэ-= кономией, относил всех экономистов периода «перво-| начального накопления капитала» к меркантилистам; - и, во-вторых, не всё в работе Посошкова соответствовало общепризнанной концепции меркантилизма, ко-| торую можно несколько упрощенно свести к четырем тезисам: 1) богатством страны являются деньги (драгоценные металлы), 2) источником богатства страны является внешняя торговля, 3) увеличение богатства страны происходит при активном внешнеторговом ^ балансе (превышении экспорта над импортом), 4) ак-~ тивный внешнеторговый баланс создается с помощью | государственной политики протекционизма (чем от-^ личается от этого концепция Посошкова будет пока-■§ зано ниже).

Поэтому Л. И. Абалкин объявил Посошкова § предшественником классической политэкономии, Д. Н. Платонов и С. Г. Кирдина утверждали, что По-« сошков — предшественник институционализма и т. д. ^ Еще одним аспектом определения творческого насле-§ дия Посошкова является попытка записать его в «сла-¡1 вянофилы», представители которых в последнее время 2 в нашей стране весьма размножились. Следует сказать, ^ что все эти идеи возникли не на пустом месте, хотя и не соответствуют действительности. Попытаемся разо-^ браться с ними поэтапно.

= Начнем с меркантилизма. — А существовал ли

Л меркантилизм как реальная экономическая доктрина? ^ Этот вопрос поставил в своей «Истории экономическо-£ го анализа» Й. Шумпетер и ответил на него отрица-

тельно (и я присоединяюсь к его мнению). — Шумпе- 22! тер утверждал, что «меркантилистов» изобрел А. Смит -! для противопоставления своей теории и для более чет- 88 < кого ее формулирования методом «от противного» — : у «меркантилистов» первична сфера обращения, у | Смита и последующих «классиков» — сфера производства; у «меркантилистов» богатством является «зо- | лото», у «классиков» — «простой продукт»; у «меркантилистов» требуется государственное регулирование экономики, у «классиков» — «экономический либера- ! лизм» и т. д. «Данная традиция была установлена Сми- ] том, — писал Шумпетер, — знаменитое наступление которого на то, что он называл... "коммерческой, или меркантилистской системой". сосредоточилось на аргументации, касающейся торгового баланса, хотя он | не оставил без внимания и другие аспекты» [3, с. 440]. | За ним последовали и другие «классики». «Для них, с § одной стороны, существует тьма «меркантилистских» ^ заблуждений, а с другой — вечный свет «либерализ- 5! ма» [3, с. 485]. I В действительности же, по мнению Шумпетера, так § называемые «меркантилисты» занимались, во-первых, 55 более широким кругом вопросов, чем сформулирован- § ная выше «концепция меркантилизма». «Книга Мана ^ обычно рассматривается как классический пример | английского «меркантилизма», — писал Шумпетер, — 5 но «.в широких рамках книги автор. рассматрива- ^ ет самые разные вопросы — от рыбного промысла до 1 эмбарго на вывоз золота; связующей нитью повество- |

вания является то, что. мы можем назвать заботой о |

§

"создании производительной силы"» [3, с. 467-478]. 1 Во-вторых, «насколько мне известно, — писал Шум- § петер, — у "меркантилистов" нельзя найти утверж- | дений..., которые невозможно было бы объяснить без помощи допущения, что богатство тождественно деньгам, слиткам или "сокровищам"». В то же время Шум- | петер согласен с тем, что «"меркантилисты" считали |

необходимость государственного регулировании чем-то само собой разумеющимся» [3, с. 474] и, более того, выступали за захватническую политику национального государства. «В частности в Англии лондонский Сити, откуда происходило большинство ведущих авторов, был опорой агрессивной внешней политики, » которая... идеально отвечала интересам бизнеса... Раз-= умеется, это не всегда явно утверждалось. Империали-= стические мотивы редко высказываются прямо. Они | скрываются за заботами авторов о богатстве короля.» - [3, с. 454]. Таким образом, согласно Шумпетеру, так называемая «концепция меркантилизма» была искус-| ственно выделена родоначальниками классической политэкономии из более широкого круга проблем, рассматриваемых в сочинениях европейских авторов ХУ-ХУШ вв.

Кто же, по мнению Шумпетера, эти авторы? Их ^ «сочинения не представляют собой единого логиче-~ ского или исторического целого. В отличие от филосо-| фов естественного права их авторы не образуют одно-^ родной группы. Однако их объединяет нечто общее. ■§ все они обсуждали текущие проблемы экономической политики, и проблемы эти были связаны со становле-§ нием национальных государств» [3, с. 182]. ■|> С XV в. в некоторых странах Европы заканчива-

| ется период феодальной раздробленности, усилива-^ ется власть короля, подчиняющего себе своевольную § аристократию, и постепенно возникают централизо-¡1 ванные государства в виде абсолютных монархий, в 2 рамках которых формируются европейские нации. ^ В определенной степени короли в своей борьбе с ^ феодалами опирались на зарождающуюся буржуа-^ зию, прежде всего на крупнейших ее представите-= лей (как мы говорим сейчас — «олигархов»). Короли Л получали у них деньги на создание наемной армии, альтернативной дворянскому ополчению, а «оли-

£ гархи» получали у королей монопольные привиле-

гии, политику протекционизма и новые территории 2 ! для торговли. - : В этих национальных государствах «правитель- 88 < ства, хронически страдая политическими амбициями, : превышающими их экономические возможности, пы- ¡ тались развивать ресурсы своих, владений и ставить их себе на службу» [3, с. 186]. «,..[У]правлять прихо- j дилось всем, чем угодно, а это, в свою очередь, вело к возникновению современной бюрократии. Последний j факт не менее важен, чем возникновение класса бур- ¡ жуазии. В результате сложилось плановая экономика, обслуживающая прежде всего военные интересы государства» [3, с. 187]. (Заметим, чтобы не было терминологической путаницы, «плановую экономику» стоит ^ заменить на «регулируемую государством»). Таким § образом, авторами сочинений об «экономической по- £ литике», написанных в XV-XVIII вв., были в основном 1 представители этих двух социальных слоев — бюро- ^ кратии и буржуазии. g Шумпетер называет их соответственно — «кон- 1 сультанты-администраторы» и «памфлетисты». (Прав- § да следует уточнить, что последние были характерны в § основном для Англии, так как их целью была публика- 1 ция сочинений для воздействия на общественное мне- Ц ние и парламент. В других странах Европы обществен- | ное мнение и парламентаризм были еще в зачаточном 1 состоянии, а в России «народ безмолвствовал» и все g

сочинения подобного рода, в частности и от предста- 1

»

вителя нарождающейся буржуазии Посошкова, адре- |

совались только одному читателю — царю-батюшке). |

В других странах, как отмечает Шумпетер, «консуль- 1

танты-администраторы» имели другие названия — в §

Испании «políticos», в германских государствах «ка- §

мералисты» (от слова Kammer — палата, т. е. государ- g ственный орган) и т. д. В связи с тем, что российская

экономическая наука исторически имела наиболее § тесные связи с наукой Германии, я буду употреблять в

со аб

дальнейшем термин «камерализм» как общий для всех стран Европы, включая Россию.

Шумпетер рассматривает большое количество сочинений камералистов разных стран (Италии, Испании, Германии, Франции, Англии). Знаковыми фигурами в начале и в конце периода европейского каме; рализма в экономической науке были, по его мнению, = итальянец Д. Карафа («О верховной власти и хоро-= шем правителе», 70-е годы XV в.) и немец И. Юсти а («Основы могущества и благосостояния государств», ; в 2 т., 1760-1761 гг.).

Сочинение Карафы «занимает выдающееся место | в истории экономического анализа — хотя бы в силу предпринятой автором систематизации материала. Первая часть его книги трактует общие политические и военные вопросы., вторая — отправление правосудия. Третья представляет собой маленький трактат о ^ государственных финансах. Последняя, четвертая, ~ содержит взгляды Карафы на собственно экономи-| ческую политику». «Он мечтал о сбалансированном ^ бюджете, располагающим большими средствами, ко-■§ торые можно направлять на повышение всеобщего благосостояния. Он хотел избежать необходимости § брать вынужденные займы., выступал за строго опре-■|> деленные, справедливые и умеренные налоги, кото-J рые не приводили бы к бегству из страны капитала ^ и не угнетали бы труд — источник богатства, по его § мнению, умалчивая о бизнесе, — хотя и добавлял, что ¡1 промышленность, сельское хозяйство и торговлю надо § поощрять займами и другими средствами» [3, с. 207]. ^ «Темой исследования Юсти было то, что немец-

кие историки называют "государством благосостоя-^ ния" (Wohlfahrtsstaat) во всех своих аспектах и исто® рической конкретности. Это означает, что он трак-J товал экономические проблемы с точки зрения пра-чЗ вительства, принимающего на себя ответственность £ за экономические и моральные условия жизни своих

граждан., в особенности за всеобщую занятость, обе- 22 ! спечение каждому средств к существованию, усовер- -! шенствование методов и организации производства, 88' достаточные поставки сырья и продовольствия. : Сельское хозяйство, промышленность, торговля, денежное обращение, банки — все рассматривается с этой точки зрения, причем много внимания уделяется технологическим и организационным аспектам» [3, с. 218]. «Второй том в духе тогдашней науки об | управлении содержит рассуждения о религии, науке, домоводстве, гражданских добродетелях, пожарной охране, страховании., правилах ношения одежды и т. д.» [3, с. 217-218].

Таким образом, в сочинениях камералистов затрагивался широкий круг проблем, причем не только эко- | номического характера, которые, по их мнению, долж- | ны решаться государством в целях повышения нацио- 1 нального благосостояния. В их сочинениях уже разли- ^ чаются интерес государства (нации), интерес частного 5 лица и интерес короля (пополнение казны). Томас § Ман различал «пользу трех видов: во-первых, поль- 1 зу государства, которая существует даже тогда, когда 55 купец. теряет. Во-вторых, прибыль самого купца., § хотя бы государство при этом и теряло. В-третьих, до- ^ ходы короля, в которых он всегда уверен, даже когда | и государство и купец теряют» [1, с. 166]. При этом, по § мнению камералистов, интерес нации выше интереса ^ личности, поэтому государственное регулирование 1 нужно прежде всего для ограничения прав личности в | интересах нации. Другой английский автор, Самуэль | Фортрей, писал, что «частные интересы часто являют- 1 ся помехой общественной пользе., а так как в обыч- § ной жизни интерес управляет людскими поступками | в большей мере, чем разум, то понятно, насколько необходимо, чтобы общественное благо находилось в ру-

ках единой силы, интерес которой заключается только | в благе всех» [1, с. 188].

В то же время камералисты еще не создали экономической теории. «.в их произведениях не содержится особых аналитических достоинств, — писал Шумпе-тер. — Их аргументы, верные или ошибочные, в большинстве случаев были продиктованы требованиями здравого смысла» [3, с. 462]. ï Обратимся теперь к России. Здесь на рубеже XV-

= XVI вв. сформировалось централизованное Москов-= ское государство и скоро стали появляться камера-| листские сочинения, к которым я отношу и «Книгу о 5 скудости и богатстве» Посошкова (1724). Из работ его предшественников следует выделить сочинение Ер-| молая-Еразма «Блага хотящим царям. Правительница и землемерие» (рубеж 40-50-х гг. XVI в.) и сочинение долго находившегося на русской службе хорвата Юрия Крижанича «Политичны думы» (1663-1666). Кроме того, надо отметить, что в петровскую эпоху ^ историки выделяют целую «литературу проектов», ~ в которых предлагались большие и малые реформы. | Сюда относятся и более ранние сочинения самого По-^ сошкова, и «проекты» других авторов из разных слоев ■§ общества — от крепостных до заводчиков, представителей церкви и дворян (А. Курбатова, А. Нестерова, § И. Филиппова, Маркелова, Д. Воронова, Ф. Прокопо-I1 вича, Ф. Салтыкова и др.). Последующие годы XVIII в. J активность авторов «проектов» снизилась и следую-^ щий подъем такого рода сочинений связан с органи-§ зацией Уложенной комиссии при Екатерине II. Таким 3 образом, итоговая книга Посошкова не являлась чем-§ то уникальным среди российской камералистской ли-^ тературы XVI-XVIII вв., хотя и отличалась «здравым смыслом» и комплексным подходом, сопоставимым с ^ западными образцами, о которых говорилось выше. ® В девяти главах «Книги о скудости и богатстве»

Л рассматривается широкий круг проблем, которые, по jS мнению Посошкова, должно контролировать и ре-£ гулировать государство. Сам Посошков именует эти

девять глав «троекратным троекратием» и расшифро- 2 ! вывает их содержание следующим образом: «.первое - : троекратие о неисправе и поправе духовенства, воин- 88 < ства и правосудия; второе троекратие о несисправе и : поправе купечества, художества (ремесла. — М. П.) и ; разбойников с беглецами; третье троекратие о неис-праве и поправе яко во крестьянех, тако и во владении земли безобидном по собрании царского интереса многогобзовитого» [2, с. 7-8]. Содержание книги По- j сошкова в целом совпадает с содержание сочинений западных камералистов, от Карафы до Юсти1, хотя он j не был знаком с зарубежной камералистской литературой. Причиной сходства была единая логика развития централизованных государств на этом этапе европейской истории. | Что же касается «меркантилизма», то в «Книге о | скудости и богатстве», также как и в сочинениях запад- § ных камералистов, есть элементы того, из чего соста- ^ вили «коммерческую или меркантилистскую систему» g Смит и его последователи. Как многие другие зарубеж- § ные и российские камералисты Посошков выступал за § развитие отечественного производства и стимулиро- § вание экспорта. А когда производство отечественного § товара «заведетца и размножитца, то те все денги, кои I3 за него ныне за море идут, все отстанутца у нас в Руси, | а если за море будем отпускать, то будет денги и к нам от них возвращатися» [2, с. 136]. Также он предлагал g проведение политики протекционизма, что и на прак- § тике осуществлялось в петровскую эпоху. По поводу S

1 Совпадение касается даже таких странных, на наш взгляд, §

требований, как правила ношения одежды, которые присутству- |

ют как у Юсти и других западных камералистов, так и у Посошко- 1

ва, который писал: «.не худо бы расположить, чтобы всякий чин |

свое определение имех, посадские люди и все купечество соб- g

ственное свое платье носили, чтобы оно ничем ни военному, ни S

приказному согласно не было. А ныне никоими делы не мочно по g

платью познать, кто какого чина есть, посадской ли или приказ- 3 ной или дворянин или холоп чей» [2, с. 128].

поведения иностранных купцов в России Посошков писал: «Время было уже им прежняя своя гордость и отложить, плохо им было над нами ломатца тогда, когда сами наши монархи в купеческие дела не вступали. А ныне, слава богу, монарх вся сия разсмотрил и подлесть им уже некак, еже бы им по прежнему своему » хотению установить и на своем поставить» [2, с. 123]. = (Справедливости ради следует отметить, что политика Ё протекционизма началась в России еще при Алексее I Михайловиче, когда в 1667 г. был введен Новоторговый - устав, автором которого был А. Л. Ордин-Нащокин).

Кроме того, в духе раннего меркантилизма Посошков » требовал максимально сократить покупку иностранных товаров: «А самаго ради лучшаго царственного пополнения (богатства. — М. П.) надлежит. заморские товары с разсмотрением покупать, ибо те токмо надлежит товары покупать, без которых нам пробыть ^ немочно. А иные их немецкие затейки и прихоти их ~ мочно и приостановить, дабы напрасно на Руси богат-

I ство не тощили» [2, с. 137].

^ Кстати, может быть поэтому же Посошкова в свои

■§ ряды записывают и «славянофилы», поскольку он по поводу иностранцев писал, что «на их мягкие и льсти-§ вые басни и на всякие их хвасти нам смотреть не для

II чего» [2, с. 137]. Но в то же время Посошков хвалил ино-J странные порядки в области организации ремесла и ^ предлагал приглашать в Россию иностранных специа-§ листов и перенимать заграничный опыт: «И надлежит 3 его императорскому величеству призвать к себе ино-§ земцов, кои ему, великому государю радетелны явля-^ ются, от военных и от мастеровых, наипаче ж от дохту-

ров и аптекарей, кои выежжие, то они о многих вещах ^ знают, а не худо и купецких спросить, кои за морем = бывали» [2, с. 149]. Между прочим, восприятие поло-J жительного заграничного опыта началось у Посошко-ва с детства, поскольку село Рубцово, где он родился и § прожил до совершеннолетия, находилось бок о бок с

Немецкой слободой. Поэтому я бы Посошкова одно- 2 !

значно в «славянофилы» не записывал. (О некоторых - ■

4 !

чертах сходства и различия идей Посошкова и славя- 8 < нофилов будет еще сказано ниже).

Что же касается «концепции меркантилизма» а-ля Смит, то у Посошкова, как и у других камералистов, с ней есть не только сходство, но и различия. Во-первых, j у него нет приоритета внешней торговли. Не меньше, а то и больше внимания он уделял внутренней тор- j говле, ремеслу и сельскому хозяйству, не говоря уже о других, неэкономических сферах общественной жизни. (С другой стороны, то, что Посошков уделял определенное внимание сфере производства, не делает его представителем классической политэкономии. Проблемами производства занимались все камералисты). §

Су

Во-вторых, Посошков, отличаясь в данном случае |

от западных авторов, выступает как сторонник номи- §

налистической теории денег, что является, по моему ^

мнению, пережитком средневековых взглядов на день- §

ги. «Мы не иноземцы, — писал он, — не меди цену §

исчисляем, но имя царя своего величаем, того ради, §

нам не медь дорога, но дорого его царское имянова- §

ние, того ради мы не вес в них числим, но исчисляем §

начертание на ней» [2, с. 238]. «У нас толь силно его 3

пресветлаго величества слово, аще б повелел на мед- |

ной золотниковой цате положить рублевое начерта- §

ние, то бы она за рубль и ходить в торгах стала во веки g

веков неизменно» [2, с. 239]. Противоположный взгляд §

Ol

на деньги мы видим у Т. Мана: «.не названия наших |

фунтов, шиллингов и пенсов принимается во внима- |

ние, но истинная ценность нашей монеты» [1, с. 168]. §

И наконец, о понятии «богатство». Посошков |

считает богатством страны не только драгоценные |

металлы, но также природные богатства страны, ма- g' териальное имущество государства и частных лиц

и справедливый порядок в обществе. «Понеже не то §

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

царственное богатство, еже в царской казне лежащие |

казны много, .но то самое царственное богатство, еже бы весь народ по мерностям своим богат был самыми домовыми внутренними своими богатствы... Паче вещественнаго богатства надлежит всем нам обще пещися о невещественном богатстве, то есть о истинной правде» [2, с. 13-14]. ; Следует отметить еще одну интересную пробле-

= му. Посошков, также как и Ман, различает интерес Ê частного лица, интерес нации и интерес государя, | но если Ман противопоставляет эти три «интереса» - (см. выше), то Посошков противопоставляет интерес отдельного частного лица интересам других лиц | («друг друга обманывают» [2, с. 118]), но интересы нации и государя считает солидарными и надеется сделать солидарными с ними и интересы отдельных людей. «И хорошо бы в купечестве и то учинить, чтобы вси друг другу помогали» [2, с. 138]. В результате он ^ ожидает, что, следуя его рекомендациям, «вся наша ~ великая Россия обновитца как в духовности, тако и во | гражданстве и не токмо одна царская сокровища на-^ полнятца, но и все жителие российсти обоготятца и ■§ прославятся» [2, с. 243].

Эта идея сближает Посошкова со славянофилами, § с их концепцией «соборности», в соответствии с кото-■|> рой все общество должно существовать как единый J хор, где у каждого человека своя вокальная партия, а ^ в роли дирижера выступает царь. Другая идея славя-§ нофилов формулировалась следующим образом: на-3 роду — силу слова, царю — силу власти, то есть люди g могут только высказывать свои пожелания, писать ^ царю челобитные, что собственно и делает Посошков, направляя царю свою «Книгу о скудости и богатстве», ^ а царь принимает решение. У Посошкова, правда, = уже был негативный опыт подобного рода отноше-J ний, когда он в молодости посещал кружок «мыслители лей» из разных сословий, собиравшихся в московском § Андреевском монастыре у игумена Авраамия. Свои

А ^ '

мысли, в том числе и критические, кружок Авраамия 21 оформил на бумаге и отправил ее, как водится, царю, 2 ! за что старшие члены кружка были биты и сосланы, 88 « а Посошков, как фигура незначительная, «отделался •• легким испугом». Тем не менее, альтернативы такому j порядку он не видит.

В то же время Посошков, забывая иногда о своей j глобальной идее всеобщей регламентации и подчинения всех людей государственной власти, дает изредка j в «Книге о скудости и богатстве» рекомендации о раз- ! витии частной инициативы. Например, крестьянам он j советует, «буде при дворе своем никакой работы, нет, то шол бы в такие места, где из найму люди работают, дабы даром времения своего не теряли, и тако творя, ^ никакой крестьянин не оскудеет» [2, с. 168]. Также, раз- | бирая ситуацию с крестьянами, которых пригоняли | на трехмесячный срок на строительство Петербурга, § Посошков предлагает «новопришедшим работни- ^ кам... объявить.: «Аще толикое число зделаете, хотя g в один месяц, то отпущены с трехмесячные работы бу- § дете» [2, с. 206]. Таким образом, в этом вопросе, как и в других, у Посошкова высказывания с позиций общей

§

концепции «соборности» и с позиций здравого смысла §

нередко противоречат друг другу. Посошков больше 3

практик, чем теоретик. |

Остается разобрать утверждение, что Посошков §

был предшественником институционализма. Как и g

все камералисты, он занимался прежде всего государ- §

ственным регулированием экономики, а также таких |

сфер общественной жизни как церковь, армия и систе- |

ма правосудия. Во всех этих сферах Посошков предла- §

гал, как все камералисты, совершенствовать законода- |

тельство. Таким образом, можно сказать, что камера- §

листы занимались совершенствованием современных g' им институтов. Но следует ли объявлять камералистов

институционалистами? Между ними существует мно- §

го отличий. Конечно, отдельные идеи ранних теорети- |

ков зачастую использовали более поздние теоретики, адаптируя их для решения проблем своего времени. Это нормальная практика в истории науки. Например, Кейнс указывал на меркантилистов в числе своих предшественников. Речь шла об идее государственного регулирования экономики. Но то, что предлагал Кейнс в области государственного регулирования эко-= номики, существенно отличается от государственного Ё регулирования, предлагаемого в сочинениях меркан-| тилистов (камералистов). И нельзя называть мерканти-- листов (камералистов) ни кейнсианцами, ни институ-ционалистами.

| Таким образом, по моему мнению, Посошкова до-

статочно определенно можно отнести к представителям камерализма. У него много общего как с западными, то и с отечественными камералистами XV-XVШ вв. В то же время его «Книга о скудости и богатстве» доста-^ точно интересна и оригинальна в ряду других камера-~ листских сочинений как России, так и Запада, тем бо-| лее, что Посошков скорее всего не был знаком с этими

^ сочинениями. а

I Список использованной литературы

§ 1. Меркантилизм / под ред. И. С. Плотникова. — Л. : Со-

цэкгиз, 1935. — 339 с. — (История экономической мысли). ° 2. Посошков И. Т. Книга о скудости и богатстве и другие

сочинения / И. Т. Посошков ; ред. и коммент. Б. Б. Кафен-^ гауза. — Репр. воспроизведение изд. 1951 г. — СПб : Наука, ^ 2004. — 406, [1] с. — (Литературные памятники).

3. Шумпетер Й. А. История экономического анализа : в 3 т. / Й. А. Шумпетер ; пер. с англ. под ред. В. С. Автономо-ва. — СПб. : Экономическая школа. — Т. 1. — иУ1, 494 с.

- Информация об авторе

Покидченко Михаил Георгиевич — доктор экономических наук, профессор, кафедра истории народного хозяйства и экономических учений, Московский государственный £ университет имени М. В. Ломоносова, 119991, г. Москва, Ле-64

нинские горы, 3-й новый учебный корпус, Экономический факультет, e-mail: pokidchenko@yandex.ru.

Author

Pokidchenko Michail Georgievich — D.Sc. in Economics, Professor, Chair of History of National Economy and Economic Thought, Lomonosov Moscow State University, Faculty of Economics, Lomonosov Moscow State University, Lenin-skiye Gory, Moscow, 119991, Russian Federation, e-mail: pokidchenko@yandex.ru.

Библиографическое описание статьи

Покидченко М. Г. Иван Тихонович Посошков — самобытный российский камералист / М. Г. Покидченко // Историко-экономические исследования. — 2016. — Т. 17, № 1. — С. 51-65. — DOI : 10.17150/2308-2588.2016.17(1)51-65.

Reference to article

Pokidchenko M. G. I. T. Pososhkov — the original Russian kameralist. Istoriko-ekonomicheskie issledovaniya = Journal of Economic History & History of Economics, 2016, vol. 17, no. 1, pp. 51-65. DOI: 10.17150/2308-2588.2016.17(1).51-65. (In Russian).

si £

a

Si

H

* £

га I

Sr

3

1 -

s

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.