Научная статья на тему 'ИВАН МАТВЕЕВ УГРЮМОВ – МОСКОВСКИЙ ИКОНОПИСЕЦ И СТРОИТЕЛЬ ЛЕТНЕГО САДА'

ИВАН МАТВЕЕВ УГРЮМОВ – МОСКОВСКИЙ ИКОНОПИСЕЦ И СТРОИТЕЛЬ ЛЕТНЕГО САДА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
22
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Иван Матвеев / Летний сад / Петр I / Троице-Сергиев монастырь / Преображенский полк / иконописец / минея / Нарва. / Ivan Matveev / Summer Garden / Peter I / Trinity-Sergius Monastery / Preobrazhensky regiment / Menaion / icon-painter / Narva.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Западалова Полина Вадимовна

Благодаря историографической инерции до настоящего времени в исследованиях культуры конца XVII – первой трети XVIII ст. сохраняется искусственная разграничительная линия, отделяющая эпоху петровских преобразований от периода русского позднего средневековья. Результатом такого размежевания стало, среди прочего, умаление того непреложного факта, что царствование Петра Алексеевича – время небывалого расцвета сакральной культуры, и именно он составляет основное содержание художественного процесса эпохи. Преодоление сохраняющейся тенденции открывает перед наукой комплекс новых возможностей. Одна из них – восстановление в целостности биографий мастеров (иконописцев, живописцев, резчиков etc.), которые прежде анализировались по частям профильными специалистами: в контексте истории «старого» Московского царства, с одной стороны, и петровских преобразований – с другой. В настоящей статье, исходя из этих предпосылок, реконструируется творческая биография Ивана Матвеева. В статье приводятся основные вехи биографии этого мастера – изографа Троице-Сергиева монастыря, художника-мелочника, создателя московских иконостасов, солдата Бомбардирской роты Преображенского полка, чертежника Пушкарского (Артиллерийского) приказа и одного из первых инженеров-строителей Петербурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IVAN MATVEEV UGRUMOV – MOSCOW ICON-PAINTER AND BUILDER OF THE SUMMER GARDEN

Due to historiographical inertia in the studies of Russian culture of the end of the 17th – first third of the 18th century we can observe an artificial line, that divides the era of the Petrine reforms from the late Middle Ages. The result of such a demarcation was, among other things, an omission of an absolute fact, that the reign of Peter was a time of unprecedented blossom of sacred culture, and it is sacred culture that constitutes the main content of the artistic process. Overcoming the persisting trend opens up a whole range of new opportunities for science. One of them is restoration of biographies of masters in their integrity (artists, icon painters, woodcarvers etc.). Previously they were analyzed in parts by profile specialists in art history of the late Moscow kingdom, on the one hand, and by specialists in art history of the Petrine era, on the other hand. This article reconstructs the oeuvre of Ivan Matveev. It examines the biography of this versatile master, who was an iconographer of the Trinity-Sergius Monastery, a miniaturist, a creator of Moscow iconostases, a soldier of the Bombardier Company of the Preobrazhensky Regiment, a draftsman of the Pushkarsky prikaz (Canon’s Office) and one of the first civil engineers of St. Petersburg.

Текст научной работы на тему «ИВАН МАТВЕЕВ УГРЮМОВ – МОСКОВСКИЙ ИКОНОПИСЕЦ И СТРОИТЕЛЬ ЛЕТНЕГО САДА»

УДК 741.9

DOI: 10.24412/2686-7443-2024-1/2-34-39

Западалова Полина Вадимовна, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник. Государственный Русский музей. Россия, Санкт-Петербург, Инженерная ул., 4. 191186. [email protected]. ORCID: 0000-0003-4624-445X

Zapadalova, Polina Vadimovna, PhD in art history, senior researcher. State Russian Museum, 4 Inzhenernaia Str., 191186 Saint Petersburg, Russian Federation. [email protected]. ORCID: 0000-0003-4624-445X

ИВАН МАТВЕЕВ УГРЮМОВ - МОСКОВСКИЙ ИКОНОПИСЕЦ И СТРОИТЕЛЬ ЛЕТНЕГО САДА

IVAN MATVEEV UGRUMOV - A MOSCOW ICON-PAINTER AND A BUILDER OF THE SUMMER GARDEN

Аннотация. Благодаря историографической инерции до настоящего времени в исследованиях культуры конца XVII - первой трети XVIII столетия сохраняется искусственная разграничительная линия, отделяющая эпоху петровских преобразований от периода русского позднего средневековья. Результатом такого размежевания стало, среди прочего, умаление того непреложного факта, что царствование Петра Алексеевича - время небывалого расцвета сакральной культуры, и именно он составляет основное содержание художественного процесса эпохи. Преодоление сохраняющейся тенденции открывает перед наукой комплекс новых возможностей. Одна из них - восстановление в целостности биографий мастеров (иконописцев, живописцев, резчиков etc.), которые прежде анализировались по частям профильными специалистами: в контексте истории «старого» Московского царства, с одной стороны, и петровских преобразований - с другой. В настоящей статье, исходя из этих предпосылок, реконструируется творческая биография Ивана Матвеева. В статье приводятся основные вехи биографии этого мастера - изографа Троице-Сергиева монастыря, художника-мелочника, создателя московских иконостасов, солдата Бомбардирской роты Преображенского полка, чертежника Пушкарского (Артиллерийского) приказа и одного из первых инженеров-строителей Петербурга.

Ключевые слова: Иван Матвеев, Летний сад, Петр I, Троице-Сергиев монастырь, Преображенский полк, иконописец, минея, Нарва.

Abstract. Due to historiographical inertia in the studies of Russian culture of the end of the 17th - first third of the 18th century we can observe an artificial line, that divides the era of the Petrine reforms from the late Middle Ages. The result of such a demarcation was, among other things, an omission of an absolute fact, that the reign of Peter was a time of unprecedented blossom of sacred culture, and it is sacred culture that constitutes the main content of the artistic process. Overcoming the persisting trend opens up a whole range of new opportunities for science. One of them is restoration of biographies of masters in their integrity (artists, icon painters, woodcarvers etc.). Previously they were analyzed in parts by profile specialists in art history of the late Moscow kingdom, on the one hand, and by specialists in art history of the Petrine era, on the other hand. This article reconstructs the oeuvre of Ivan Matveev. It examines the biography of this versatile master, who was an iconographer of the Trinity-Sergius Monastery, a miniaturist, a creator of Moscow iconostases, a soldier of the Bombardier Company of the Preobrazhensky Regiment, a draftsman of the Pushkarsky prikaz (Canon's Office) and one of the first civil engineers of St. Petersburg.

Keywords: Ivan Matveev, Summer Garden, Peter I, Trinity-Sergius Monastery, Preobrazhensky regiment, Menaion, icon-painter, Narva.

Историографическая инерция отделения эпохи реформ в области искусства времени царя Петра Алексеевича от эпохи культуры Позднего Средневековья до сих пор остается фактором, который искажает взгляд на художественный процесс петровского времени в его неделимости. Если посмотреть на петровскую эпоху объективно, станет явным, что это время небывалого расцвета церковных искусств. О сакральной культуре, созданной в годы жизни Петра, можно говорить, прибегая к эпитетам в превосходной форме. С храмовыми росписями Дмитрия Григорьева Плеханова, иконостасами Кирилла Уланова и Тихона Филатьева, памятниками «нарышкинского» барокко соседствуют портретное искусство конца XVII - первой четверти XVIII столетия и архитектура петербургских дворцов, причем явления, относимые на счет плодов нового времени, не являются превалирующими. Активную художественную деятельность мастеров церковных искусств раннепетровской поры не могло остановить умаление государственного заказа. Слишком мощным был её поток, слишком большие силы были в нем задействованы. Но эта творческая энергия действительно подавлялась, уходила, отчасти перевоплощалась, получая

новые формы выражения.

В настоящей статье нам бы хотелось восстановить одну из связей, нарушенных идеологизированным восприятием эпохи. Речь пойдет об Иване Матвееве Угрюмове (+ 1707), который известен историкам нового времени как один из первых устроителей Летнего сада. Наиболее точно петербургский период его жизни описан К. В. Малиновским [12, с. 569]. В 1703 г. «Приказу артиллерии чертежщик» Иван Матвеев был прислан из Москвы, направлен в Шлиссельбург возводить пильную мельницу, работал в Кроншлоте, в Нарве в 1704-1705 гг. строил «государевы палаты и церкви» [12, с. 36, 37]. В письме от 4 октября 1705 г. Иван Матвеев писал, что работа над каменной палатой в Нарве «в совершенство приходит»1.

Период начальных шагов по обустройству Летнего сада пришелся на 1704 год, когда из Москвы для него были выписаны цветы [7, с. 11]. С декабря 1705 г. работами по обустройству Фонтанки в районе Летнего сада руководил Иван Матвеев, прибывший из Нарвы. Под его надзором в саду прокладывались дорожки, возводились первые фонтаны, устраивался гаванец [10, с. 59; 17, с. 13-14, 78, 173-174]. Об этом известно из перепи-

ски Угрюмова с Петром, в частности, по письму царя от 1 июня

1706 г.: «Все строение с сего берегу снесть и дворы на другую сторону малой речки; готовую сию фонтанну добрыми свинцовыми трубами прямо устроить, также и ящик скрепить, дабы не столько починки было, впредь такожде надобно излишние трубы, дабы возможно было больше фонтанна делать, к чему надобно еще два новые колеса сделать и к каждому колесу по два или четыре насоса» [14, ч. 1, с. 263, № 1239; 6; 7, с. 14]. Ответ Ивана Матвеева последовал 29 декабря, к этому времени он выполнил поручение [14, ч. 2, с. 924-925. Цит. по: 6, 1954, с. 94]2. Письмо сохранилось в документах Кабинета Петра Великого: «Возвестие тебе, моему государю, доношу: по писму твоему, государь, в Санкт Питербурхе для взведения воды к фонтанном великое колесо и два с четырмя шестернями делать пощал; сто свай с пазами, другое сто бес пазов изготовил же. Засим раб твой Иван Матфеев желатель здравия до скончания моего. Из Санкт Питербурха, декабря, в 29, 1705» [13, с. 1053]3.

Фонтан с круглой чашей, который был, вероятно, в более позднее время облицован белым каррарским мрамором, возведенный Матвеевым на Царицыной площадке в 1706 г.4, был исследован археологами в 1974 г. [11]5. Кроме фонтанов, И. Матвеевым был построен деревянный дворец Петра в Летнем саду, с которым В. А. Коренцвит отождествляет одноэтажные хоромы, перенесенные в 1711 г. в Екатерингоф [10, с. 26, 59]. В последний год своей жизни Иван Угрюмов занимался постройкой хором А. В. Кикина. Из письма Петра, написанного в Варшаве, известно, что Иван Матвеев умер до 3 августа

1707 г.: «Я уже давно не имею от вас письма и что у меня делается на дворе, не знаю, а ныне по смерти Ивана Матвеева, чаю и хуже» [6, прим. 5 на с. 94].

И. Э. Грабарь писал, что не располагает сведениями о том, где Иван Матвеев мог получить техническое образование. Самого Матвеева ученый называл архитектором, упоминал он и том, что в начале весны 1705 г. в помощь Матвееву был отправлен из Москвы живописец Федор Васильев [6, с. 94]. Для нас этот факт представляется весьма существенным. Благодаря исследованиям последних лет стала ярко и в целостности вырисовываться крупная творческая фигура - иконописец, подрядчик и архитектор Федор Васильев [5], руководивший в 1703-1704 гг. созданием иконостаса Троицкого собора во Пскове, а незадолго до этого, в 1702 г., проиллюстрировавший книгу корабельного строения, находившуюся у Петра Алексеевича в селе Преображенском.

Необычным выглядит тот факт, что имя Ивана Матвеева, входившего едва ли не на равных в кругу таких мастеров, как В.А. Кирхенштейн [12, с. 37] и Федор Васильев, состоявшего в переписке с государем, появляется в исследованиях петровской эпохи на исторической орбите лишь на 4 года (1703-1707). Где же мог получить инженерное образование русский мастер, переехавший в Санкт-Петербург из Москвы?

Ответ на этот вопрос даёт нам список состава Преображенского полка в 1702 г., где мы находим имя мастерового Ивана Матвеева. Числился в нем и барабанщик Авраам Петров - арап Петра Великого. Кроме Ивана Матвеева мастеровым назван также Яков Осетров [2, с. 156]. В ранних перечнях полкового состава имя Ивана Угрюмова отсутствует, из чего можно заключить, что он не служил в нем с момента основания. Список, опубликованный П.О. Бобровским, дает представление о жаловании Ивана Матвеева: согласно ведомости окладам Преображенского полка за 1701 г., двое мастеровых получали по 16 рублей, а также 5 юфтей хлеба и 3 пуда соли [2, с. 257].

Очевидно, служба в Преображенском полку споспешествовала освоению Иваном Матвеевым специальности строителя. Потешная Преображенская рота была учреждена 30 ноября 1683 г., с 1689 г. получает наименование полка, и в документах по истории Азовского похода он уже именуется без эпитета «потешный» [18, с. 28, 43, 77]. Полком заведовал генерал Автомон Михайлович Головин. В 1694 г. при полку была сформирована «бомбардирская рота», куда в качестве бомбардира записался сам Петр (с 1700 г. - капитан). С 22 августа 1700 г. Семеновский и Преображенский полки были преобразованы в лейб-гвардию. Рота представляла собой специальную артиллерийскую команду, при которой вначале состояло 6 мортир и 4 пушки.

Илл. 1. Иван Матвеев. Минея на январь. 1700-1701 гг.. Лицевая сторона двусторонней иконы. ГТГ, инв. 14846.

Илл. 2. Иван Матвеев. Минея на февраль. 1700-1701 гг. Оборотная сторона двусторонней иконы. ГТГ, инв. 14846.

> . ф1|Г 411 .

Илл. 3. Автограф Ивана Матвеева из письма к Петру. РГАДА. Ф. 9. Оп. 2. № 4. Л. 293. Илл. 4. Автограф Ивана Матвеева. 1701 г. РГАДА, ф. 396. Оп. 1. Ч. 22. № 35177. Л. 2 об.

Илл. 5. Кирилл Уланов. Клеймо «Рамы со Сказанием о Спасе Нерукотворном». 1694 г. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва.

Илл. 6. Иван Матвеев. «Перенесение мощей Иоанна Златоуста». Фрагмент живописи «Минеи на январь».

Это было почетное учреждение, в котором бомбардиры могли получить профильное образование. Бомбардирская рота стала своеобразной кузницей кадров: из неё вышла целая плеяда петровских управленцев, из которых следует назвать Я. В. Брюса, В. Д. Корчмина, Г. Г. Скорнякова-Писарева, И. А. Сенявина, И. К. Муханова, Ф. М. Скляева и Г. А. Меншикова [18, с. 79-82, 140]. Согласно свидетельству современника, петровские бомбардиры хорошо знали «военное искусство, артиллерию, кораблестроение, архитектуру, иностранные языки и другие науки, чтобы правильно передавать царские приказы и следить за их исполнением» [18, с. 80].

То, что Иван Матвеев оказался в солдатах бомбардирской роты Преображенского полка, особо приближенной государю, решило его судьбу. Во время службы он освоил специальность артиллерийского чертежника. Об этом мы узнаем из сведений, опубликованных М. В. Николаевой, - из подрядной записи от 24 января 1702 г. на выполнение им работ [16, с. 666]. Документ рассказывает, какое первоначальное образование помогло Ивану Матвееву освоить чертежное искусство, стать строителем и архитектором6. Это была специальность иконописца. В подрядной записи сказано, что «артирелии черте-щик» Иван Матвеев Угрюмов берется за выполнение заказа вместе с Иваном Афанасьевым Добрыниным. Следует обратить внимание на это сотрудничество с опытным художником, служившем в Оружейной палате ещё при жизни Симона Ушакова сначала левкащиком, а потом и иконописцем. Иван Афанасьев и Иван Матвеев за крупную сумму - 55 рублей - подрядились написать образа для церкви святителя Василия Кесарийского в Ямской Тверской слободе [16, с. 666]. Вперед им было уплачено 25 рублей, а завершить работу они обязались к дню Петра и Павла (12 июля). Заказчиком работ назван патриарший огородник Иван Семенов Потапов. Речь идёт о каменном храме, возведенном в 1688 г. на месте прежнего деревянного и сохранявшемся в формах XIX столетия до сноса в 1935 г. [15].

19 ноября того же года Иван Матвеев берет следующий подряд - от стряпчего Кормового дворца Леонтия Богданова. По его заказу он пишет иконы, затребовав за работу 9,5 рублей и «взяв наперед 5 рублев с полтиною». В подряде он назван «артиллерии чертещиком Иваном Угримовым» [16, с. 666]7. В 1703 г. Иван Угрюмов работал над «большими и малыми» земляными чертежами Верхотурска и Тобольска на бумаге с книги чертежей Семена Ремезова и над чертежами чугунных сибирских пушек, а в 1703 г. «приказу арлиллерии чертежщик» Иван Матвеев был отправлен в Петербург [12, с. 37, 509].

Итак, Иван Матвеев - инженер петровского времени, один из первых строителей Летнего сада - являлся московским иконописцем, его имя фигурирует в подрядных записях начала XVIII столетия, причем до нас дошла, по крайней мере, одна его икона.

Наиболее ранние сведения об Иване Матвееве можно почерпнуть из столбцов архива Оружейной палаты, рассказы-

вающих о создании комплекта икон-миней для царевича Алексея Петровича усилиями нескольких иконописцев [8]. Работа над двусторонней минеей «Январь и февраль» (илл. 1, 2) была поручена ему в ноябре, начата 1 декабря 1700 г., а окончена 12 марта 1701 г.8 Оплата производилась по первой статье. За 85 рабочих дней (воскресные и праздничные дни не учитывались) он получил 8 рублей 16 алтын 4 деньги «для того что он в мастерстве своем искусен перед прочими своею братиею». Автограф иконописца в этом документе 1701 г. по своим основным почерковым приметам совпадает с его же автографами, которые мы находим в переписке Ивана Матвеева-архитектора с Петром (илл. 3, 4).

В челобитной 1701 г. иконописец называет себя солдатом бомбардирской («бамбандерской») роты Преображенского полка. В выписке Оружейной палаты по поводу его челобитья значится также, что он являлся казенным иконописцем Троице-Сергиева монастыря. Переход Ивана Матвеева из монастырских слуг в мастеровые люди Преображенского полка связан с историческими событиями рубежа XVП-XVШ столетий, когда обитель активно сотрудничала с Артиллерийским приказом, нуждавшемся в рабочих разных специальностей, в т. ч. мастерах оружейного дела, резчиках, печниках, бочарах, паникадильных мастерах и пр.: «монастыри пополняли недостаток рук в артиллерийском ведомстве» [3, с. 156, 157, 208209, 210]9.

Переквалификация Ивана Матвеева из иконописца в чертежники - это явление, как ни странно, не являющееся характеристикой петровского времени. Иконописцев привлекали к строительным работам и прежде. Т.М. Кольцова указала в качестве такого примера деятельность Андрея Андреева - холмогорского иконописца, который в 1672-1673 гг. подготовил чертежную документацию для строительства Гостиных дворов в Архангельске: «Иконнику Андрюшке Ондрееву, что он писал каменного строения чертежи, дано за работу 24 алтына» [9, с. 33].

Двусторонняя икона-минея Ивана Матвеева сохранилась до нашего времени с автографом иконописца: «Писал сие два месяца генварь да февраль Преображенского полку бамбондирской роты салдат Иван Матфеев 1701 году марта в 11 день» (илл. 1,2) [1, кат. № 890, с. 389-390]. Живопись этого произведения, имеющего миниатюрные размеры (16 х 12), говорит о том, что до 1700 г. у Ивана Матвеева была за плечами активная деятельность в качестве иконописца. Работа над крошечной иконой-минеей требовала хорошей сноровки, твердого владения кистью. Иван Матвеев успешно справляется с наиболее трудной задачей - с письмом крошечных ликов, кистей рук, он придает особую характеристику каждому из персонажей. В согласии с художественными предпочтениями иконописцев Оружейной палаты он пишет позём, трактуя его в виде пологих холмов, поросших травой. Он без труда показывает разнообразные позы, движения, атрибуты, одеяния. Иван Матвеев широко использует твореное золото, почти все облачения святых покрыты золотыми пробелами, а также золотыми цветочными узорами разного типа и «разводами», имитирующими золотую вышивку. С точки зрения совершенства техники мелочного письма Иван Матвеев уступает таким иконописцам, как Кирилл Уланов и Иван Амвросимов. Это заметно при сопоставлении его минеи с минеями 1690-х гг. письма жалованного изографа Кирилла Уланова (ГТГ) [1, кат. № 905, с. 403-405], а также с мелочными работами 1701 г. московского иконописца Ивана Амвросимова (минея «Июль. Август» (ГТГ) и образ «Похвала Богоматери, с Акафистом» (ГРМ)) [8]. Однако очевидно, что Иван Матвеев являлся ярким представителем художественного направления, сформировавшегося под влиянием придворного стиля Оружейной палаты и многое заимствовал у лучших мелочников своего времени, в т. ч. и у Кирилла Уланова. Показательна в этом плане сцена «у ворот» - так называемое «Возвращение мощей св. Иоанна Златоуста» («Январская минея») - композиция которой находит аналогии в творчестве Кирилла Уланова, например, в клеймах его «Рамы со Сказанием о Спасом Нерукотворном» 1694 г. (Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва) (илл. 5, 6).

Илл. 7. Минея на январь. Фреска 1694-1695 гг. на северной стене церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове, Ярославль. Фото Д.В. Денисова.

Илл. 8. Минея на февраль. Фреска 1694-1695 гг. на северной стене церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове. Фото Д.В. Денисова.

Илл. 9. Татьяна, Ермил, Стратоник. Фрагмент живописи фрески «Минея на Январь» 1694-1695 гг. в церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове. Фото Д.В. Денисова.

Илл. 10. Татьяна, Ермил, Стратоник. Фрагмент живописи «Минеи на январь» Ивана Матвеева. 1700-1701 гг.

а>-1Г|)ь-лйндг п р^и* >п г*» я том ИИ» ¿Ьг

Чтобы выделить особенности трактовки Иваном Матвеевым минейной темы, а также в целом понять пути развития этой иконографии в конце XVII - начале XVIII столетия, полезным может оказаться сравнение его произведения с монументальными фресками на северной стене церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове в Ярославле (1694-1695) (илл. 7, 8). По подробности произведение Ивана Матвеева почти не уступает им, несмотря на внушительную разницу в масштабе. Среди упущенных Иваном Матвеевым «январских» святых, которые представлены в Толчкове, можно назвать преподобную Синклитикию (5-е число), святителя Филиппа московского (9-е число), преподобных Аркадия и Иоанна - сыновей святых Ксенофонта и Марии (26-е). Менее детализировано в сравнении с мастерами артели Дмитрия Плеханова интерпретирует Иван Матвеев сцену «Обретение мощей святых мучеников, иже во Евгении» (22-е февраля), отказавшись от фигуры святителя на первом плане и толпы стоящих за гробами горожан.

Примечательно, что в некоторых случаях мастер, напротив «расширяет» иконографию. В сцене изведения апостола Петра из темницы (16 января) на фреске Дмитрия Плеханова представлены лишь два персонажа - апостол и ангел, у Ивана Матвеева она дополнена фигурами трех (!!!) воинов. Интересен и ещё один пример, вероятно, связанный с предназначением иконы-минеи. В Толчкове в «Февральской минее» в клейме со святыми, память которых совершается 12-го числа, представлен святитель Алексий московский. У Ивана Матвеева вместо него изображена целая сцена, изображающая погребение святого. Вероятно, расширение иконографии в данном случае могло быть связано с желанием уделить большее внимание святителю, который хотя и не был «ангелом» будущего владельца комплекта икон-миней, но являлся святым, соименным царевичу Алексею.

Дмитрий Плеханов и работавшие с ним мастера в своем произведении выделили каждый день месяцев в отдельное клеймо с фигурным завершением, дополнительно акцентировав их разными цветами фона. Фон иконы-минеи Ивана Матвеева полностью золотой, а тонкие вертикальные разгранки далеко не всегда отделяют «дни» друг от друга. Ярким примером могут служить три «январские» фигуры: святая Татьяна (12-е число), архидиакон Ермил и святой Стратоник (13-е число) (илл. 9, 10). В Толчкове все три фигуры показаны фронтально, каждую охватывает свободное пространство, а образ Татьяны помещен в отдельном клейме. У Ивана Матвеева святые взаимодействую друг с другом, они сближены, представлены будто беседующими.

Пока что мы не знаем, какие художественные (и инженерные (?)) работы выполнял Иван Матвеев до 1700 г., будучи изографом Троице-Сергиева монастыря, не выявлены исполненные им чертежи, не сохранились до нашего времени и его архитектурные произведения. Икона-минея «Январь. Февраль» 1700-1701 гг. рассказывает об Иване Матвееве как о талантливом «первостатейном» иконописце и представляет собой самое сохранное и самое раннее из известных его произведений.

Примечания:

1 РГАДА. Кабинет Петра Великого (ф. 9). Отд. II. Кн. № 4. Л. 293. В этом письме Иван Матвеев также поздравляет Петра со взятием Митавы, известие о котором он получил от Брюса.

2 В издании «Письма и бумаги Петра Великого» письмо опубликовано под № 1239, отмечено, что оригинал не сохранился: «Содержание его помещено в хранящихся в Государственном архиве "Тетрадях записных указом, отходящим за рукою государевою" 1704-1706 годов» [14, ч. 2, с. 924-925]. Составители издания в примечаниях к письмам называют Ивана Матвеева архитектором [14, ч. 2, с. LIV].

3 Текст письма справлен с оригиналом: РГАДА. Кабинет Петра Великого (ф. 9). Отд. II. Кн. № 4. Л. 292.

4 «Весной 1706 года Угрюмов, не имея прежде никакого опыта в этом деле, соорудил первый фонтан в Летнем саду» [12, с. 38].

5 В письме («указе») Петра от 17 мая 1706 г. Ивану Матвееву дается указание о присылке для работы над «фонтанными лоханями» аспида из Пскова и Нарвы [7, с. 14].

6 РГАДА. Ф. 282. Оп. 1. Ч. 1. Ед. хр. 1031. Лл. 371-371 об.

7 РГАДА. Ф. 282. Оп. 1. Ч. 1. Ед. хр. 1031. Лл. 916-916 об.

8 РГАДА. Оп.1. Ч.22. № 35177. Л. 1.

9 Согласно сведениям Н. Е. Бранденбурга, на 1707 г. в приказе артиллерии числилось 234 мастеровых [3, с. 450-453].

Список литературы:

1. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи. Опыт историко-художественной классификации. Т. II. XVI -начало XVIII века. М.: Искусство, 1963. 570 с.

2. Бобровский П. О. История лейб-гвардии Преображенского полка. Приложение к 1-му тому. Собрание выписок из официальных документов для истории Потешных и устроенного у них Преображенского полка солдатского строя. СПб.: Экспедиция заготовления Гос. бумаг, 1900. 260 с.

3. БранденбургН. Е. Материалы для истории артиллерийского управления в России. Приказ артиллерии (1701-1720). СПб.: Тип. Арт. журн., 1876. 571 с.

4. Гаврилова Е. И. О методах атрибуции двух групп произведений Петровской эпохи // Научно-исследовательская работа в художественных музеях. Ч. 2. М.: Советский художник, 1975. С. 45-75.

5. Галицкая И. А. Создатель Троицкого иконостаса // Псков. Вып. 40. Псков: Псковский государственный университет, 2014. С. 119-126.

6. Грабарь И. Э. Основание и застройка Петербурга // Русская архитектура первой половины XVIII века. Материалы и исследования / Под ред. И. Э. Грабаря. М.: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1954. C. 93-117.

7. Дубяго Т.Б. Летний сад. М., Л.: Гос. издательство литературы по строительству и литературе, 1951. 159 с.

8. ЗападаловаП. В. Новые сведения о деятельности иконописца Ивана Амвросимова в 1700-1701 годах и история одного заказа для царевича Алексея Петровича // Труды Государственного Эрмитажа. Византия в контексте мировой культуры. Т. XCIX. СПб: Издательство Государственного Эрмитажа, 2019. С. 241-259.

9. Кольцова Т. М. Северные иконописцы. Опыт биобиблиографического словаря. Архангельск: Северо-западное книжное издательство, 1998. 191 с.

10. Коренцвит В. А. Летний сад Петра Великого. Рассказ о прошлом и настоящем. М.: Центрополиграф, СПб.: Русская Тройка-СПБ., 2015. 258 с.

11. Коренцвит В. А. Центральная часть Летнего сада по материалам археологических изысканий // ПКНО. Письменность. Искусство. Археология. 1979. Л.: Наука, 1980. С. 469-482.

12. Малиновский К. В. Санкт-Петербург XVIII века. СПб.: Крига, 2008. 573 с.

13. Письма и бумаги императора Петра Великого (1704-1705). Т. III. СПб.: Государственная типография, 1893. 869 с.

14. Письма и бумаги императора Петра Великого (1706). Т. IV. Ч. 1, 2. СПб.: Государственная типография, 1900. 519 с.

15. Разумихин А. Храм св. Василия Кесарийского, что в Тверской Ямской слободе города Москвы. Краткое историческое его описание. М.: типография «Общественная польза», 1912. 135 с.

16. Словарь русских иконописцев XI-XVII веков / Ред.-сост. И. А. Кочетков. М.: Индрик, 2003. 815 с.

17. Ухналев А. Е. Летний дворец и Летний сад в царствование Петра I. СПб.: Коло, 2015. 253 с.

18. Чичерин А. История лейб-гвардии Преображенского полка. 1683-1883. Т. I. 1683-1725. СПб.: Лейб-гвардии Преображенский полк, 1883. 260 с.

References:

Antonova, V. I., Mneva, N. E. (1963) Katalog drevnerusskoi zhivopisi. Opyt istoriko-khudozhestvennoi klassifikatsii. T. II. XVI - nachalo XVIII veka [Catalogue of Old Russian Painting. Experience of Historical and Artistic Classification. Vol. 1.16th - Early 18th Century]. Moscow: Iskusstvo Publ. (in Russian)

Bobrovskii, P. O. (1900) Istoriia leib-gvardii Preobrazhenskogo polka. Prilozhenie k 1-mu tomu. Sobranie vypisok iz ofitsial'nykh dokumentov dlia istorii Poteshnykh i ustroennogo u nikh Preobrazhenskogo polka soldatskogo stroia [History of the Preobrazhensky Life Guards Regiment. Appendix to the First Volume. Collection of Extracts from Official Documents for the History of the Poteshnys and the Preobrazhensky Regiment of the Soldier's Order Organized by Them]. Saint Petersburg: Ekspeditsiia zagotovleniia Gos. bumag Publ. (in Russian)

Brandenburg, N. E. (1876) Materialy dlia istorii artilleriiskogo upravleniia v Rossii. Prikaz artillerii (1701-1720) [Materials for the

History ofArtillery Control in Russia. Artillery Department (1701-1720)]. Saint Petersburg: Tip. Art. zhurn. Publ. (in Russian)

Gavrilova, E. I. (1975) 'On the Methods for Attribution of Two Groups of Works of the Petrine Era', in Nauchno-issledovatel'skaia rabota

v khudozhestvennyh muzeiakh [Research Work in the Art Museums], Part 2, pp. 45-75. (in Russian)

Galitskaia, I. A. (2014) 'Creator of the Trinity Cathedral's Iconostasis', Pskov [Pskov]. Series 40, рр. 119-126. (in Russian)

Grabar', I. E. (1954) 'Foundation and Building of Petersburg', in Grabar', I. E. (ed.) Russkaia arkhitektura pervoi poloviny XVIII veka.

Materialy i issledovaniia [Russian Architecture of the First Half of the 18th Century. Materials and Research]. Moscow: Gosudarstvennoe

izdatel'stvo literatury po stroitel'stvu i arkhitekture Publ., pp. 93-117. (in Russian)

Dubiago, T. B. (1951) Letnii sad [Summer Garden]. Moscow, Leningrad: Gos. izdatel'stvo literatury po stroitel'stvu i literature Publ. (in Russian)

Zapadalova P.V. (2019) 'New information about the work of icon painter Ivan Amvrosimov in 1700-1701 and the story of icons commissioned for prince Alexis Petrovich', in Trudy Gosudarstvennogo Ermitazha. Vizantiia v kontekste mirovoi kul'tury [Transactions of the State Hermitage museum. Byzantium within the context of world culture]. Vol. XCIX, pp. 241-259. (in Russian) Kol'tsova, T. M. (1998) Severnye ikonopistsy. Opyt biobibliograficheskogo slovaria [Northern Icon-Painters. Experience of the Bio-Bibliographical Dictionary]. Arkhangel'sk: Severo-zapadnoe knizhnoe izdatel'stvo Publ. (in Russian)

Korentsvit, V. A. (2015) Letnii sad Petra Velikogo. Rasskaz o proshlom i nastoiashchem [Summer Garden of Peter the Great. Story of the Past and Present]. Moscow: Tsentropoligraf Publ., SPb.: Russkaia Troika-SPB. Publ. (in Russian)

Korentsvit, V. A. (1980) 'Central part of Summer Garden according to the materials of archaeological investigations', in Monuments of culture. New discoveries [Pamiatniki kul'tury. Novye otkrytiia], pp. 469-482. (in Russian)

Malinovskii, K. V. (2008) Sankt-Peterburg XVIII veka [Saint Petersburg of the 18th Century]. Saint Petersburg: Kriga Publ. (in Russian) Razumikhin, A. (1912) Khram sv. Vasiliia Kesariiskogo, chto v Tverskoi Iamskoi slobode goroda Moskvy. Kratkoe istoricheskoe ego opisanie [Church of St. Basil of Caesarea in Tverskaya-Yamskaya Sloboda. Its Brief Description]. Moscow: Tipografiia "Obshchestvennaia pol'za" Publ. (in Russian)

Kochetkov, I.A. (ed.) (2003) Slovar' russkikh ikonopistsev XI-XVII vekov [Dictionary of Russian Icon-Painters of the 11th - 17th Centuries] / I. A. Kochetkov (ed.). Moscow: Indrik Publ. (in Russian)

Ukhnalev, A. E. (2015) Letnii dvorets i Letnii sad v tsarstvovanie Petra I [Summer Palace and Summer Garden in the Reign of Peter I]. Saint Petersburg: Kolo Publ. (in Russian)

Chicherin, A. (1883) Istoriia leib-gvardii Preobrazhenskogo polka. 1683-1883. T. I. 1683-1725 [History of the Life Guards of the Preobrazhensky Regiment. 1683-1883. Vol. 1.1683-1725]. Saint Petersburg: Leib-gvardii Preobrazhenskii polk Publ. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.