Медицинская иммунология 2013, Т. 15, № 2, стр. 185-192 © 2013, СПб РО РААКИ
IV ВСЕРОССИЙСКАЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ ШКОЛА-КОНФЕРЕНЦИЯ
по клинической иммунологии «иммунология для ВРАЧЕЙ»
27 ЯНВАРЯ - 2 ФЕВРАЛЯ 2013 г.
IV Всероссийская с международным участием школа-конференция по клинической иммунологии «Иммунология для врачей» прошла 27 января — 2 февраля 2013 года в заповеднике «Пушкинские Горы» Псковской области.
Школа проходила под эгидой Министерства здравоохранения Российской Федерации, Северо-Западного отделения РАМН, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Правительства Санкт-Петербурга в лице Комитета по здравоохранению и Комитета по науке и высшей школе при поддержке Администрации Псковской области. Основными организаторами Школы выступили: ГНЦ — Институт иммунологии ФМБА России, НИИ экспериментальной медицины СЗО РАМН, Санкт-Петербургский НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Пастера, Российское научное общество иммунологов, Российская ассоциация аллергологов и клинических иммунологов, Российское цитокиновое общество, Санкт-Петербургское региональное отделение Российской ассоциации аллергологов и клинических иммунологов.
На торжественной церемонии открытия Школы с приветствием выступили: от Комитета по науке и наукоемким технологиям Государственной Думы РФ и от Российского научного общества иммунологов — академик РАН и РАМН Валерий Александрович Черешнев, от Президиума СЗО РАМН — академик РАМН Вадим Иванович Мазуров, от Правительства Псковской области — заместитель председателя Комитета по здравоохранению Денис Юрьевич Сачков, от Российского цитокинового общества — академик РАМН Владимир Александрович Козлов, от Санкт-Петербургского регионального отделения Российской ассоциации аллергологов и клинических иммунологов — член-корреспондент РАМН Арег Артемович Тотолян.
На Школе обсуждались самые актуальные вопросы клинической иммунологии. В связи с бурным развитием иммунологии первые два дня работы Школы традиционно были посвящены вопросам фундаментальной иммунологии. Лекции академика РАН и РАМН Черешнева Валерия Александровича (Москва-Екатеринбург) были посвящены истории становления иммунологии в России, нейроиммуноэндокринным механизмам онтогенеза и хроническому воспалению, академика РАМН Козлова Владимира Александровича (Новосибирск) — иммунобиологической роли внеклеточной ДНК и влиянию проста-гландинов на иммунную систему, профессора Козлова Ивана Генриховича (Москва) — новым направлениям развития иммунофармакологии и контактным взаимодействиям в физиологии иммунного ответа профессора, Гариба Фируза Юсуповича (Москва) — механизмам иммунной толерантности и иммунопатологии и иммунной эвазии бактерий и вирусов, д.м.н. Лядовой Ирины Владимировны (Москва) — миелоидным супрессорным клеткам, к.м.н. Топтыгиной Анна Павловны — новым функциям В-клеток, профессора
185
Дневник иммунолога Chronicle
Медицинская Иммунология Medical Immunology
Климовича Владимира Борисовича (Санкт-Петербург) — иммуноглобулинам и мезенхимальным стволовым клеткам. Последняя тема подробно была освещена в лекциях члена-корреспондента РАМН Черных Елены Рэмовны (Новосибирск) «Клеточные технологии на основе мезенхимальных стволовых клеток». Лекции д.м.н. Киселевой Екатерины Прохоровны (Санкт-Петербург) раскрыли современные взгляды на функции иммунной системы и современные представления о противоопухолевом иммунитете.
Лабораторным технологиям, которые применяются на стыке фундаментальной и клинической иммунологии, были посвящены три семинара и две лекции, организованные компаниями: семинар «Современные подходы и методы оценки иммунопатологических состояний» (Merck Millipore), семинар «Области применения мультиплексной технологии хМАР» (Bio-Rad), семинар «Актуальные приложения проточной цитофлюориметрии. Новые решения в рутинной клинико-лабораторной диагностике» (Beckman Coulter), лекция «Технология мониторинга экспрессии клеточных геномов» (GE Healthcare) и лекция «Анализ иммуноглобулинов методами масс-спректрометрии» (Литех).
В остальные дни работы Школы были рассмотрены прикладные аспекты клинической иммунологии. Иммунопатогенезу, иммунодиагностике и иммунотерапии аутоиммунных заболеваний были посвящены лекции, академика РАМН Мазурова Вадима Ивановича (Санкт-Петербург) — «Современные принципы лечения некоторых системных аутоиммунных заболеваний», профессора Дирка Роггенбука (Зенфтенберг, Германия) — «Новые подходы к диагностике антифосфолипидного синдрома» и «Новые аутоантигенные мишени при воспалительных заболеваниях кишечника», профессора Тотолян Натальи Агафоновны (Санкт-Петербург) — «Рассеянный склероз: от иммунопатогенеза к иммунотерапии», к.м.н. Лапина Сергея Владимировича (Санкт-Петербург) — «Клональность иммуноглобулинов и методы ее оценки в диагностике гематологических и аутоиммунных заболеваний» и «Патогенез и лабораторная диагностика целиакии». Роли цитокинов в иммунодиагностике и патогенетической терапии заболеваний человека традиционно были посвящены лекции профессора Симбирцева Андрея Семеновича (Санкт-Петербург). Аспекты клинической и лабораторной диагностики иммунопатологии и вопросы иммунотерапии детально рассматривались в лекциях профессора Тузанкиной Ирины Александровны (Екатеринбург), профессора Марковой Татьяны Петровны (Москва), профессора Федосковой Татьяны Германовны (Москва), профессора Резникова Юрия Петровича (Москва), профессора Калининой Натальи Михайловны (Санкт-Петербург), д.м.н. Ризопулу Анны Панаетовны (Москва). Значимость и информативность определения различных лабораторных иммунологических показателей обсуждалась в лекциях профессора Зурочки Александра Владимировича (Челябинск), д.м.н. Лядовой Ирины Владимировны (Москва), Масленникова Владимира Валерьевича (Москва) и Решетникова Сергея Степановича (Новосибирск). В лекции д.б.н. Хайдукова Сергея Валерьевича (Москва) подробно обсуждались методические вопросы стандартизации иммунологических исследований и контроля качества в проточной цитометрии, особенности идентификации различных популяций и субпопуляций лимфоцитов периферической крови. Этой же проблеме был посвящен круглый стол «Стандартизация технологии иммунофе-нотипирования лимфоцитов методом проточной цитометрии» (ведущие — д.б.н. Хайду-ков Сергей Валерьевич и член-корреспондент РАМН Тотолян Арег Артемович).
В рамках двух симпозиумов с участием профессора Латышевой Татьяны Васильевны (Москва), профессора Тузанкиной Ирины Александровны (Екатеринбург), профессора Калининой Натальи Михайловны (Санкт-Петербург), профессора Кондратенко Ирины Вадимовны (Москва), профессора Продеуса Андрея Петровича (Москва), Белевце-ва Михаила Владимировича (Минск, Беларусь), Гусевой Марины Николаевны (Санкт-Петербург) детально обсуждались проблемы клиники, диагностики и терапии первичных иммунодефицитных состояний в педиатрии и у взрослых. Обсуждению этой темы также был посвящен симпозиум, организованный компанией «Октафарма», на тему «Первич-
186
2013, Т. 15, № 2 2013, Vol. 15, No 2
Дневник иммунолога Chronicle
ные иммунодефициты в России. Опыт и будущее» и круглый стол «Скрининг и диагностика первичных иммунодефицитов» (ведущий — профессор Продеус Андрей Петрович).
В завершение работы Школы состоялся очень эмоциональный и продуктивный Круглый стол по вопросам назначения иммуномодуляторов (ведущие — профессор Федоско-ва Татьяна Германовна, член-корреспондент РАМН Тотолян Арег Артемович).
Необходимо отметить, что все лекции сопровождались очень активной дискуссией. Эти дискуссии не обошлись без острых столкновений мнений участников.
Школа вполне оправдала название Всероссийской с международным участием, т.к. в ее работе приняли участие представители из Германии, Латвии, Беларуси, а также из 21 региона Российской Федерации: Республика Северная Осетия-Алания, Екатеринбург, Казань, Кемерово, Калининград, Краснодар, Красноярск, Москва и Московская область, Новосибирск, Псков, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Томск, Саранск, Сочи, Ставрополь, Томск, Хабаровск, Челябинск, Чита.
Многие участники отмечали теплую, дружескую атмосферу Школы, на которой интересная лекционная программа сочеталась с не менее полезной культурной программой, включавшей экскурсии в Михайловское, Тригорское, Петровское, Святогорский монастырь, Печорский монастырь и крепость Изборск. О доброжелательной и неформальной обстановке, царившей на Школе, может свидетельствовать и та добрая ирония, которая звучит в публикуемом нами конспекте лекций, составленном слушателями Школы: д.м.н. Семикиной Еленой Леонидовной и к.м.н. Топтыгиной Анной Павловной, а также «Поэме» Лаврентьевой Ирины Николаевны и Семенова Александра Владимировича. На церемонии закрытия Школы прозвучало много слов благодарности, а также и обоснованные пожелания в адрес Оргкомитета, которые будут учтены при подготовке очередной Школы.
Оргкомитет считает своим приятным долгом от имени всех участников Школы выразить особую благодарность Администрации Псковской области и Пушкиногорского района, а также Комитету по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга, генеральным спонсорам — компаниям «МеркМиллипор» и «ОктаФарма», главному спонсору — компании «ИнтерЛабСервис» и всем официальным спонсорам, финансовая поддержка которых сделала возможной организацию и проведение Школы.
187
Дневник иммунолога Chronicle
Медицинская Иммунология Medical Immunology
Конспекты лекций, составленные слушателями iV Всероссийской школы по клинической иммунологии «Иммунология для врачей»
27 января - 2 февраля Е.Л. Семикиной и А.П. Топтыгиной
Вступление
Сейчас, как и всегда, атмосфера Пушкинских гор настраивает на лирический лад. И профессор
В.Б. Климович прямо спрашивает: «Можно я начну лирически?»
А Е.П. Киселева сразу предупреждает: «У меня ничего веселого не будет — придется вам потерпеть». Ю.П. Резников считает, что это не очень страшно, потому что «слава Богу, никого из специалистов по иммунодефицитам тут нет».
В.А. Черешнев ставит кадровый вопрос: «Откуда взять академиков — только из-за границы». Несмотря на то, что академиков — только из-за границы, термины, по предложению В.А. Козлова, должны быть русскоязычными.
Ф.Ю. Гариб согласен: «Неудобно читать вслух эти названия».
Как сказал классик:
Но миелома, мультиплекс,
Орфаны, туморогенез,
Эвазия и лимфогейт —
Всех этих слов на русском нет.
Но вижу я, винюсь пред вами, что уж и так мой бедный слог пестреть гораздо б меньше мог иноплеменными словами, хоть и заглядывал я встарь в иммунологический словарь.
Академик В.А. Черешнев, как истинный последователь А.С. Пушкина, предлагает новый русскоязычный термин «мясожравка».
В.А. Козлов спрашивает: «Что с ней делать нам, ведь на ней лежат какие-то функции?»
Ф.Ю. Гариб отвечает: «Всю эволюцию можно показать на пальцах, что я очень люблю делать».
Параграф 1
В свете предложенной академиком В.А. Козловым русификации англоязычных терминов мы называем раздел "Иммунология отношений".
Проблем здесь много. Выяснилось, что
«Антигены спермы имеют большое значение в самом начале» — профессор Е.П. Киселева.
А наблюдательный И.Г. Козлов заметил, что «в тканях лимфоциты живут совсем в другой реальности и с другими партнерами».
188
2013, Т. 15, № 2 2013, Vol. 15, No 2
Дневник иммунолога Chronicle
«Вы не успели отреагировать, а он уже у вашей соседки или соседа, смотря с кем вы контактируете», — предостерегает Ф.Ю. Гариб.
А.П. Продеус ставит вопрос ребром: «Вы зачем приехали в Пушгоры, чтобы не вступать в связь?»
Л.С. Литвинова оправдывается: «Он предложил нам вступить в такие отношения».
Профессор Ф.Ю. Гариб анализирует: «Эта девушка прячется от нас не потому, что она плохо причесана, а потому, что она разглядывает генотип матери».
«Все это сваливается как в колоссальный мусоропровод прямо в кровь матери. И эту всю кашу надо разобрать», — сокрушается Е.П. Киселева.
Профессор И.А. Тузанкина замечает: «Редкой беременной женщине удается избежать вмешательства акушеров-гинекологов».
«Несчастные пары с вытаращенными глазами», — делится своим опытом Н.М. Калинина.
И.А. Тузанкина анализирует: «Как нашли друг друга мама и папа. Встречаются два одиночества (редкие, а встретились)».
«Папа астматик, мама может вообще никем не быть», — включается в дискуссию Т.Г. Федоскова.
Ну вот пара сложилась, вроде все хорошо... «Вирус только проник внутрь клетки, только обосновался, только начал растить детей и вдруг — гибнет всё сразу» (Ф.Ю. Гариб).
Чтобы этого не происходило, профессор А.В. Зурочка предлагает радикальные меры: «Позволить им родить 1-2 детей, а потом отрезать всё к чертовой матери».
На что Т.Г. Федоскова возражает: «У них свои люди — пусть их гробят, как хотят, а мне мои дороги...»
Параграф 2. Сказки школы иммунологов
Идет направо — песнь заводит, налево — сказку говорит... Одну я помню. Сказку эту поведаю теперь я свету...
Интригу вносит И.Г. Козлов: «Есть довольно забавная история, которую я не буду рассказывать». А.П. Продеус вспоминает: «Старая сказка о том, что первичные иммунодефициты будут отражаться на здоровье».
В этой сказке, как положено, есть удивительные персонажи:
«Одна такая маленькая мушка делает очень много зла» (В.А. Козлов).
«Вирусы, бактерии и всякие прочие развлечения» (И.Г. Козлов).
И самое страшное увидел А.П. Продеус: «Собака зарыта в этой мыши».
Несмотря на то, что, по мнению Ф.Ю. Гариба, «вообще всю лекцию можно за 30 секунд рассказать». Сказка у него получилась довольно длинная: «А одной В-клетке повезло. Иностранец по фамилии Антиген нашел ее и конечно полюбил. И увез ее к себе в Испанию. А там он живет на горе и на нее надо каждый день по 100 ведер воды носить. А если она принесет 99, то бьет ее по шее».
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
А.С. Пушкин
Параграф 3. Клетки, ну, совсем как люди, том 2
Е.П. Киселева философски замечает: «Мы не знаем, какие соображения были у Господа Бога, когда он создавал мир».
189
Дневник иммунолога Chronicle
Медицинская Иммунология Medical Immunology
Но, по мнению Ф.Ю. Гариба, «у бактерий есть адекватный план действий».
И.Г. Козлов классифицирует: «Резидентные клетки — тусовщики — все время что-то делают. Мигранты — паломники, не знаю, что они там ищут». И еще есть «Субпопуляция невозвращенцев». Профессор Ф.Ю. Гариб сочувствует микробам: «Микробы, они не тупые, бактерия понимает, что за ней гонятся, она как заяц ищет место, где спрятаться, но лейкоцит иногда догоняет».
И.Г. Козлов активно действует: «Я тут пытался сшить, не знаю, получится или нет».
Ф.Ю. Гариб критикует: «Митохондрия вылезает наружу, а это бывшая бактерия, и она продолжает пахнуть как бактерия».
Н.М. Калинина наблюдает: «Как только HLA-G видит, что есть инфицированная клетка...»
«Эти пили вкручиваются в клетку, чтобы сделать нужную инъекцию», — вторит ей Ф.Ю. Гариб. Но «У микобактерий лепры свои представления о жизни. Она считает, что ей это не надо» (Ф.Ю. Гариб). Профессор Ф.Ю. Гариб вообще непревзойденный эксперт в области жизненных интересов клеток — делится своими наблюдениями: «Наша иммунная система еще не знает, да и сами патогены не знают, какими свойствами они будут обладать. Дендритная клетка обладает мудростью — она решает, каким будет иммунный ответ сегодня».
И наконец случилось ужасное: «Патогены добрались и до святого, до сигнальных путей» (Ф.Ю. Гариб). Андрей Ломоносов подвел итоги: «Получается такая картина, но тут довольно трудно разобраться».
Параграф 4. Военно-полевая иммунология, том 3
А.П. Топтыгина сразу формулирует задачу: «Сейчас будем дробить основы иммунологии».
И.Г. Козлов радостно потирает руки: «Пустим иммунную систему под откос».
«Вы мыслите как террористы, и я считаю, что это правильно», — поддерживает Ф.Ю. Гариб.
Но бывает и по-другому: «Апоптоз так и задуман, чтобы не оставлять следов» (Ф.Ю. Гариб).
Е.П. Киселева анализирует: «Если апоптоз, то человек тихо умер и закопали, а некроз — обвешался гранатами, пошел и взорвал стадион народу».
Ей вторит И.Г. Козлов: «Безумный киллер, который в одиночку может замочить кого угодно». Объяснение происходящему находит Ф.Ю. Гариб: «Т-эффекторы почувствовали запах крови.
Как люди, которые воевали в горячих точках. Они вернулись в мирную жизнь, но психика у них измененная».
А А.П. Продеус поддерживает: «Цитотоксические клетки благополучно сходят с ума».
Ф.Ю. Гариб не сомневается, что «Самая страшная фигура в иммунитете — это киллер, но нельзя допустить, чтобы киллер распознал клетку, которой хорошо».
Е.П. Киселева настроена оптимистично: «Достаточно кое-где расставить 1-2 полицейских и народ будет вести себя хорошо, если всё спокойно».
Но остается скрытая угроза. Предупреждает Ф.Ю. Гариб: «Почему нельзя читать чужие письма?
В них могут быть споры сибирской язвы».
И тогда появятся, по мнению академика В.А. Черешнева, «больные с системным воспалением — это убитые, не успевшие умереть».
А.П. Топтыгина соглашается: «Они не все в один день умерли и их решили полечить».
Но с лечением тоже много проблем: «Если шок накатит, солдатик может вернуть себя в строй, а нормальный человек — нет» (Т.Г. Федоскова).
Т.В. Латышева поднимает вопрос: «Если иммунная система ампутирована — он не инвалид?»
Ф.Ю. Гариб печалится: «У меня очень ухудшилось настроение, потому что нам нечем ответить на вызовы».
190
2013, Т. 15, № 2 2013, Vol. 15, No 2
Дневник иммунолога Chronicle
Ю.П. Резников, наоборот, воспрял духом: «Только сейчас мы отважились на подвиг».
Это произошло, по мнению С.В. Хайдукова, потому, что «цитометрия ворвалась в иммунологию». И.А. Тузанкина заключает: «Бомба в одну воронку падает, еще и как».
Параграф 5. В помощь сельскому иммунологу
Е.П. Киселева формулирует основную идею этого раздела: «Пусть лечат! Может быть, когда-нибудь они кого-нибудь и вылечат».
Оказывается, есть вполне доступные средства. И.Г. Козлов отмечает «благотворное влияние кефира на иммунологию».
Т.Г. Федоскова наблюдает: «Эти препараты работают как на коже, так и на носу».
Профессор И.Г.Козлов сообщает: «Препараты эхинацеи борются за свою жизнь».
Ведь главное, по его же мнению, «чтобы клетка ползала на ферментном ходу».
Академик В.И. Мазуров обращает внимание на «шалости с анти-TNF»
И.Г. Козлов проанализировал «еще одно семейство веселое — лимусы».
Но старый друг лучше новых двух. Академик В.А. Козлов восклицает: «За сотню лет аспирин спас столько больных, а сколько голов мужчин, которые перевыпили немного!»
С другой стороны, Е.П. Киселева замечает: «Соседи видят, что сосед стал не такой, перестал с ними водку пить, собрались и приговорили — и нет соседа».
И.Г. Козлов конкретно интересуется: «Кто придумал эту галку — молекулу иммуноглобулина?»
Т.В. Латышева считает, что это придумано неспроста... «Каждый иммуноглобулин должен найти своего больного».
Ф.Ю. Гариб резюмирует: «На этом можно заканчивать лекцию, но я не буду заканчивать».
Психоиммунный анализ (совсем не по Фрейду)
Первый обозначил проблему профессор Ф.Ю. Гариб: «Многие из нас слышат голоса, но не все в этом признаются».
И.Г. Козлов не согласен: «Если бы это реально работало, у нас давно ухи выросли или хвост».
Ф.Ю. Гариб советует: «Нужно учиться у вирусов». (В.А. Козлов вставляет: «Ну вот, а Валерий Александрович всё нервная система!») Ф.Ю. Гариб реагирует: «А у них своя нервная система».
Т.Г. Федоскова поддерживает: «Мы должны учитывать не только то, что он ест и как спит, но и как у него голова — на месте или не на месте».
И.Г. Козлов уверен, что «лимфоцит — самая умная клетка организма, потому что у нее вместо ядра — мозг исследователя».
У клеток иммунной системы тоже бывает раздвоение личности.
«Первая клетка, которую обвинили в двойственности, — это макрофаг» (Е.П. Киселева).
У некоторых возникают необычные ощущения. А.П. Продеус делится впечатлениями: «Я впервые ощутил себя аперитивом». Или, например, «Кожу видят все, нос не видят многие», — отмечает Т.Г. Федоскова
Также возможны проблемы с памятью. Ф.Ю. Гариб: «Почему у врожденного иммунитета нету памяти? А зачем?»
Т.П. Маркова оппонирует: «80 лет прошло... А клетки помнят...»
Ф.Ю. Гариб, несмотря на это, уверен, что «память иммунная коротка.»
191
Дневник иммунолога Chronicle
Медицинская Иммунология Medical Immunology
B. Б. Климович медитирует: «Синее и зеленое — это человеческая сущность, которая есть в каждом».
C. В. Хайдуков дает чисто клиническое определение: «Человек, обратившийся в клинику — уже пациент».
Т.Г. Федоскова его поддерживает: «Атопик как ЛЭП — гул идет от этого пациента».
А.П. Продеус читает мысли и... «продолжает мысль, которую она интеллигентно не высказала».
С другой стороны, профессор Ф.Ю. Гариб считает, что «к нормальной клетке нет никаких претензий».
А.П. Продеус согласен: «Если клетка что-то вырабатывает, она именно это и вырабатывает».
A. В. Зурочка недоволен: «Мы имеем какую-то свалку из разных процессов».
Происходит переоценка ценностей. А.П. Продеус: «Некоторые видели мою лекцию, от которой я был в шоке».
B. А. Козлов выражает мнение: «Она, может быть, и абсурдная теория, но мне кажется, что она очень красивая».
Некоторых мучают вечные вопросы. А.П. Продеус: «Меня удивляет, что большая часть нашей планеты покупает ВАЗы, Мерседес и BMW тоже вроде машины». Или еще один его вечный вопрос: «Сколько «много» — это много?»
Ф.Ю. Гариб одной фразой закрывает дискуссию: «У меня есть слайд, который отвечает на этот вопрос и на тысячи подобных вопросов».
Но самое главное — «надо понимать — куда, где, сколько, зачем и почему» (Т.Г. Федоскова).
192