ШСКурС*/^ Новости МАДИ
iv международная конференция «стилистика сегодня и завтра» и создание ялтинского дискурсологического кружка
Русакова Ольга Фредовна,
Институт философии и права Уральского отделения Российской академии наук, заведующая отделом философии, доктор политических наук, профессор,
Президент Международной академии дискурс-исследований (МАДИ), Екатеринбург, Россия, E-mail: [email protected]
Синельникова Лара Николаевна,
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» в г. Ялте,
профессор кафедры русской, украинской филологии и методик преподавания, Ялта, Россия,
E-mail: [email protected]
28-30 апреля 2016 г. в г Москве в МГУ на факультете журналистики прошла IV Международная научная конференция «Стилистика сегодня и завтра». В рамках преконференции состоялось заседание круглого стола деканов на тему «Речь журналистов электронных СМИ», в качестве модератора которого выступил Третьяков Виталий Товиевич, декан Высшей школы телевидения МГУ Основными темами дискуссии были: Культура речи телевизионных журналистов; Русский риторический идеал и его воплощение в речи телевизионных журналистов; Влияние электронных СМИ на языковое сознание аудитории и на ее речевое поведение и др. В дискуссии приняли участие: Беглова Е.И., доктор филологических наук, профессор кафедры
массовых коммуникаций Нижегородской академии МВД России; Богданович Г.А., доктор филологических наук, профессор, декан факультета славянской филологии и журналистики, заведующий кафедрой межъязыковых коммуникаций и журналистики Крымского федерального университета (г. Симферополь); Иванова М.В., доктор филологических наук, профессор, декан очного факультета Литературного института имени А.М. Горького (г. Москва); Коньков В. И., доктор филологических наук, профессор кафедры речевой коммуникации института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» при Санкт-Петербургском государственном университете; Нестерова Н.Г., кандидат филологических наук, доцент, заместитель декана
Новости МАДИ
филологического факультета по обучению иностранных граждан, доцент кафедры русского языка ТГУ (г. Томск); Скворцов Я.Л., декан факультета Международной журналистики МГИМО (г. Москва); Русакова О. Ф., доктор политических наук, профессор, заведующая отделом философии Института философии и права УрО РАН (г Екатеринбург); Синельникова Л.Н., доктор филологических наук, профессор кафедры русской, украинской филологии с методикой преподавания Гуманитарно-педагогической академии (филиала) Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского (г. Ялта) и др.
Участники дискуссии отметили, что не стоит драматизировать процесс размывания нормативного русского языка в современной журналистике, хотя необходимо специально обучать будущих журналистов правильной публичной речи, а также этическим нормам коммуникации. Представители СМИ сегодня испытывают трудности не только с правильным словоупотреблением, но и со способами интерпретации фактов и событий. Это в первую очередь касается политической журналистики. Не существует ТУ журналистики вне политической этики и политической идеологии.
В первый и заключительный дни работы конференции состоялись учредительные заседания ялтинского дискур-сологического кружка (яДК), председателем которого стала Синельникова Лара Николаевна (г. Ялта), а сопредседателями — Клушина Наталья Ивановна, доктор филологических наук, профессор кафедры стилистики МГУ (г. Москва), Селезнева Лариса Васильевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы лингвистического факультета Российского государственного социального университета (г. Москва) и Русакова Ольга Фредовна (г. Екатеринбург).
Учредителями ЯДК являются:
— Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского в г. Ялте,
— Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (Стилистическая комиссия МКС кафедры стилистики русского языка факультета журналистики),
— Российский государственный социальный университет, кафедра русского языка и литературы (Москва),
— Международная академия дискурс-исследований (МАДИ),
— Белгородский национальный исследовательский университет (кафедра коммуникативистики, рекламы и связей с общественностью),
— Орловский государственный университет искусств и культуры (кафедра иностранных языков),
— Луганский государственный университет имени Тараса Шевченко (кафедра русского языкознания и коммуникативных технологий.
Далее публикуется текст Манифеста ЯДК, утвержденный 30 апреля 2016 г.
ялтинский
дискурсологический кружок.
Манифест
О замысле. Ялтинский дискурсологический кружок (ЯДК) — гуманитарный сетевой проект, предполагающий плодотворное содружество, заинтересованный и открытый научный диалог его участников. Формат совместных действий мы обозначили словом «кружок» — круг людей по интересам, дружеское сообщество, объединённое заботой о значимых проблемах. В выборе номинации обозначена рецептивная связь декларируемого замысла с Пражским лингвистическим кружком (1926—1953 годы),
ШСКурС*/^ Новости МАДИ
идеи которого (в том числе представление о языке как функциональной системе, обладающей целевой направленностью) получили мощное развитие. Эффекты аттракции, проявленные в небольшой группе ответственных, профессионально состоятельных и увлечённых проблемой людей, могут оказаться значимыми для широкого круга исследователей, в том числе в научной перспективе.
ЯДК консолидируется темой «Дискурсология: возможности интерпретации гуманитарного знания», в формулировке которой обозначены два взаимосвязанных аспекта — теоретический (методологический) и практический (прикладной). Первый ориентирует на интегративные действия исследователей по выработке методологии дискурс-анализа с учётом а) парадигмаль-ных отношений между стилем, текстом и дискурсом, б) современных коммуникативных практик, конфигурация которых «размывает» границы стиля, формирует новые признаки и категории текста, заставляет подчиняться правилам и нормам когнитивно-дискурсивной среды — процессам реального речепроизводства. Второй предполагает внимание к проблемам междисциплинар-ности, их реализации в исследовательском пространстве и в учебно-образовательном процессе (в первую очередь в программах учебных курсов «речевого» направления — стилистики, риторики, лингвистического анализа текста, дискурсологии).
Об основных принципах. Сохранение личного исследовательского пространства считаем одним из принципов научной деонтологии. Но заявленная совместность предполагает внимание к общему проблемному полю и проблемной ситуации, связанной со сложной траекторией отношений между стилем, текстом и дискурсом. Показ интерпретирующей силы дискурса невозможен без обращения к рядоположенным феноменам — стилю и тексту, отношения между которыми постоянно обновляются
под влиянием когнитивной движущей силы, действующей как под влиянием языковой системы, так и испытывающей воздействие извне. Не отвергая установки на преемственность традиций, считаем необходимым реализовать корректные формы перехода к приращению знаний через расширение пространства наблюдений за современными коммуникативными процессами, апробацию новых исследовательских подходов и методов.
О намерениях. Признавая междис-циплинарность ведущим концептом современного гуманитарного знания, участники ЯДК считают важным определить резервы и возможности для преодоления методологических «нестыковок», проявленных в терминологической несогласованности, в нарушении баланса между традиционными и новаторскими подходами к стилю, тексту, дискурсу. Для современного положения вещей особо значим вопрос о «линии соприкосновения» сущностных (дефинитивных) признаков стиля, текста, дискурса, принципов и аргументов их совместного существования в исследовательском пространстве и в учебно-образовательном процессе. В условиях далеко не всегда оправданной методологической гетерогенности увеличение объёма опубликованных материалов не способствует уменьшению количества бесспорных фактов в области стилистики, текстологии и дискурсологии. «Информационный шум» так же опасен в науке, как и в других областях социально (и гуманитарно) ориентированной деятельности. Очевидна необходимость совместного апробирования интеграционных моделей как сугубо научного, так и образовательно-учебного действия.
О персоналиях. ЯДК представлен видными учёными, дисциплинарные интересы которых связаны с разными направлениями гуманитарного знания: филологией (в таких её ответвлениях, как стилистика, риторика, теория текста и практика его анализа),
Новости МАДИ
философией, политологией, социологией и дискурсологией. Профессиональная паспортизация большинства участников ЯДК основывается на реальной, проявленной во множестве публикаций, междисципли-нарности.
О внедрении инноваций. Увидеть проблему комплексно - значит обеспечить качественный уровень образования. Всё более очевидной становится недостаточность знаний одной дисциплины, искусственно изолируемой от дисциплин, соположен-ных по предмету и объекту исследования. Если меняются стандарты академической науки, должны меняться и образовательные стандарты. Новые технологии в образовании - это новые образовательные модули, основанные на междисциплинарности. Есть основания для синхронизации образовательных стратегий через выявление общего интегративного поля естественным образом «проникающих» друг в друга учебных курсов - стилистики, риторики, текстологии, дискурсологии. Постепенно нужно идти по пути трансформации по-лидисциплинарности в междисциплинар-ность, а в перспективе - к конвергентно-сти (соединения, сходимости) как основе для целостного гуманитарного знания, обеспечивающего качественный уровень образования. Дискурсология, как представляется, способна обеспечить такой переход, обозначить «точки роста» (расширения и углубления) знания о языке и обществе. Системообразующие признаки стиля и текста - основа для выявления лингвистических составляющих дискурса.
Виды деятельности. Проведение заседаний ЯДК (не менее двух раз в год); организация видеоконференций, диспутов, совместные публикации, подготовка коллективных монографий и учебных пособий.
Промессив (обещание и надежда). Сохранить высокий уровень дискуссионно-
сти по проблемам развития гуманитарного знания и его влияния на образовательный процесс и общество в целом. Усилить внимание ко всей фактуре речи, обилию новых речевых практик, что в комплексе должно стать предметом как исследовательского интереса, так и необходимых обществу просветительских действий. Если попытаться всё объяснить, можно всё испортить. При всей странности этого суждения есть основание отнести его посыл к языковой и концептуальной картинам мира. Но если не пытаться, можно потерять чувство реальности и перспектив и тоже всё испортить. Будем продолжать заниматься текстом во всех его аспектах, думать и заботиться о стиле, но в конечном итоге только дискурс откроет возможность перехода на новый концептуальный уровень, имя которому -конвергентность.
Печатным изданием, публикующим научную продукцию ЯДК, был объявлен научный журнал «Дискурс-Пи».