Научная статья на тему 'Иудаизм и интернет'

Иудаизм и интернет Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
116
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Религия / медиа / интернет / иудаизм / Religion / Media / Internet / Judaism

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хайди Кэмпбелл

Перевод Натальи Душаковой статьи H. Campbell. When Religion Meets New Media. London, New York: Routledge, 2010. Chapter 1. Religious Communities and the Internet. P. 26–30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Judaism and the Internet

Translation by Natalia Dushakovaof the article of H. Campbell. When Religion Meets New Media. London, New York: Routledge, 2010. Chapter 1. Religious Communities and the Internet. P. 26–30.

Текст научной работы на тему «Иудаизм и интернет»

Иудаизм и интернет

Хайди Кэмпбелл

Техасский университет A&M Колледж-Стейшен, Техас, США PhD, профессор ORCID: 0000-0001-7359-2033 Департамент коммуникаций Техасского университета A&M E-mail: [email protected]

DOI 10.31168/0470-1.02

H. Campbell. When Religion Meets New Media. London, New York: Routledge, 2010.

Chapter 1. Religious Communities and the Internet. P. 26-30.

Перевод Натальи Душаковой

Как описано выше, иудаизм присутствует в интернете с первых дней существования онлайн-религии. Он принимал самые разные формы: от веб-сайтов, на которых пользователи могли найти что угодно - и кошерные рецепты, и новости из Израиля (Jewish.com или kipa.co.ii), еврейских онлайн-служб знакомств (Jdate.com) до проекта Online Responsa или сайтов, предоставляющих услуги «спроси у раввина» (askarabbi.org или aish.com/rabbi), магазинов с товарами для иудеев (zionjudaica.com или rotem.net), популярных еврейских он-лайн-журналов (jewcy.com) и источников для изучения Торы (torah. org). Интернет также предлагает евреям во всем мире новый доступ к ритуальной составляющей их веры, например, веб-камеры, которые позволяют в режиме реального времени смотреть на Западную стену, место паломничества и молитвы для евреев (http://www.aish.com/ wallcam/), участвовать в многовековой традиции размещения молитв в Стене Плача - по запросу через электронную почту (http://www.aish. com/wallcam/Place_a_Note_in_the_Wall.asp) или даже присоединяться к онлайн-молебну, совершаемому миньяном (кворум из десяти мужчин старше тринадцати лет) в Шаббат (http://newsiddur.org/listen/ index.html).

Несмотря на то, что еврейские религиозные лидеры высказывали некоторые опасения по поводу потенциальных «мин на информационной магистрали» [Herman 1995], в 1990-е гг. пользование интернетом евреями продолжало расти. В середине 1990-х гг. был выпущен ряд путеводителей по онлайн-иудаизму [Green 1997; Romm 1996; Levin 1996], представлявших разнообразие соответствующих ресурсов в интернете. К 2000 г. появилось несколько книг о том, как евреи пользуются интернетом. Дж. Розен в монографии «Талмуд и Интернет» рассуждает о том, что взаимодействие с интернетом во многих отношениях напоминает традиционное взаимодействие с Талмудом, поскольку оба они являются вневременными, неограниченными текстами. Гипертекст интернета создает концептуальные системы, позволяющие онлайн-читателям переходить от исходного текста к связанным c ним сайтам и источникам. Точно так же Талмуд представляет собой интерактивную среду, в которой читатели взаимодействуют с различными словесными вселенными и традициями, в то время как погружение читателей в текст становится путешествием по созданию смысла [Rosen 2000, 9]. Дж. Розен утверждает:

Интернет - это еще и мир безудержного любопытства, споров и информации, где каждый, у кого есть модем, может ненадолго выйти из глуши, задать вопрос и получить ответ. Я нахожу утешение в том, что современная технологическая среда перекликается с древней. [Rosen 2000, 10-11].

Далее автор подчеркивает, что интернет является и новым виртуальным домом для мирового еврейского сообщества. Подобно тому, как Талмуд заложил основу еврейской традиции и смысла великих странствий еврейского сообщества после разрушения Второго Храма, так и интернет обладает способностью объединять еврейскую диаспору, будучи хранилищем историй, общих убеждений и пространством для встреч.

Дж. Хаммерман в своей работе «Thelordismyshepherd.com: в поиске Бога в киберпространстве» [Hammerman 2000] предположил, что интернет может быть полезен для духовной рефлексии и развития. Он подчеркнул, что пользование компьютером меняет то, как верующие, в том числе иудеи, размышляют о Боге и личной вере, призы-

вая людей думать о сети как о потенциальной Святой земле, месте встречи между Богом и человечеством. Он также описал опыт выхода в интернет как потенциально «утешительный, как если бы я пропускал этот талит сквозь пальцы» [Hammerman 2000, 91], поскольку он служит ресурсом для веры и опыта священного.

Тем не менее, в том же году многие видные израильские ультраортодоксальные раввины издали указ, в котором открыто запретили пользоваться интернетом в своих общинах. Первоначально запрет был введен в октябре 1999 г. хасидской сектой Белз в Израиле, а несколько месяцев спустя он был одобрен израильскими ашкеназами, Советом мудрецов Торы [Sherlick 2003]. Интернет описывался как угроза для общины и опасность для еврейского народа, особенно потому, что сеть обеспечивает легкий доступ к порнографическим сайтам и тем самым к потенциальному источнику прегрешений или, по крайней мере, представляет собой мошав лейцим (собрание насмешников) или общественное собрание, на котором не обсуждаются вопросы Торы [см.: El-Or 1994, 101]. Было даже предложено совсем отказаться от компьютеров, но такое решение отклонили, поскольку компьютер оказался ценным для изучения Торы и ведения бизнеса. Раввины в Израиле призвали еврейское сообщество всего мира признать и принять этот запрет [Ultra Orthodox 2000].

Неортодоксальные евреи в основном проигнорировали запрет, неоднозначную реакцию он вызвал и со стороны различных ультраортодоксальных общин. Американские любавичские хасиды в Бруклине, признавая мудрость такого рода решения и поддерживая стремление защитить невинных детей от светского и порнографического контента, не предприняли никаких усилий для сокращения своего растущего присутствия в сети. Любавичи, также известные во всем мире как Хабад, используют физические объекты и технологии, чтобы распространять свое слово и особенно - чтобы обращаться к светским евреям. С последними Хабад ведет активную прозелити-ческую работу. Американские любавичи управляют рядом виртуальных еврейских центров, таких как Chabad.org, их целевая аудитория -светские евреи, которых привлекают к религиозному образу жизни [Kamber 2000]. Другие ультраортодоксальные группы поддержали запрет на повседневное пользование интернетом и онлайн-покупки, но их представители продолжали работать программистами, пользу-

ясь интернетом только тогда, когда это было необходимо для работы [Coleman 2000]. Третьи, хотя и подверглись за это неявной критике, последовали запрету из-за боязни, что «технология станет основной силой в сообществе», угрожая его сепаратистскому характеру, и не учли потенциальных выгод, которые она может им принести [Coleman 2000, 1]. Важно отметить, что реакция американского ультраортодоксального сообщества на интернет недостаточно изучена по сравнению с израильским, однако приведенные свидетельства указывают на разнообразие ответных мер в зависимости от культурного контекста.

В последующие несколько лет произошло незначительное смягчение запрета на интернет в некоторых слоях ультраортодоксального мира. Интернет по-прежнему рассматривался как потенциальная опасность и путь к секулярному миру и его ценностям [Tsarfaty, Blais 2002]. Тем не менее, было признано и то, что интернет приносит пользу сообществу - например, облегчая женщинам работу из дома [Livio, Tenenboim-Weinblatt 2007]. Такая социальная возможность одновременно вызвала новую напряженность, в дискуссиях стали подчеркиваться как ее положительные стороны, так и риски. В своем исследовании ультраортодоксальных женщин, использовавших интернет для выполнения рабочих задач, О. Ливио и К. Тененбойм-Вайнблатт заметили, что женщинам приходится легитимизировать это действие перед лицом потенциальной общественной критики, то есть женщины пытались провести различение между самой технологией и производимым контентом, между личными и социальными эффектами, используя приемлемые оправдания, как, например, заявления религиозных деятелей, или деполитизируя использование интернета, отрицая любое пагубное влияние технологии. В целом исследование показало, что женщины, говоря об интернет-технологиях, намеренно представляют их как совместимые с ценностями сообщества (например, благодаря технологиям они могут работать дома) и подтверждают свое избирательное пользование интернетом (что, среди прочего, включает активное принятие решений во время работы за компьютером и сознательную фильтрацию контента) [Livio, Tenebaum-Weinblatt 2007].

Исследование ультраортодоксальных интернет-пользователей веб-сайта Hevre (http://www.hevre.co.il), который помогает находить

старых друзей, также обнаружило аналогичные стратегии в понимании интернета [Barziiai-Nahon, Barziiai 2005]. Было установлено, что осуждение раввинами интернета не соответствовало экономическим требованиям сообщества, где компьютеры и интернет давали возможность женщинам работать дома. Это привело к изменению официальных взглядов на технологию, но также потребовало и ее изменения, чтобы она вписывалась в границы и культурные представления сообщества, превратившись в «инструмент текстовой коммуникации», который мог бы поощрять традиционные формы общения, такие как онлайн-ответ или изучение религиозных текстов. Тем не менее, этот подход также породил опасения, что расширение прав и возможностей может привести к разрушению традиционных иерархий и жизненных моделей. У одних религиозных лидеров это вызывает озабоченность, у других же это нововведение приветствуется [Lefkovitz, Shapiro 2005].

Одним из ответов на возросшую гибкость отношения к интернету стало создание программного обеспечения и услуг, призванных сделать интернет «кошерным». Так, Koshernet - это интернет-провайдер (http://www.koshernet.com), который автоматически блокирует веб-сайты и даже электронные письма, посвященные таким темам, как наркотики, насилие, язык вражды, откровенно сексуальные темы, личные знакомства (кроме кошерных сайтов), чаты и «многие другие веб-сайты, которые не подходят для еврейской среды». Сайт, созданный для ортодоксальных евреев и поддерживаемый Раввинским комитетом по связям с общественностью в Израиле (http://www. religionnewsblog.com/18352/kosher-internet), позволяет говорить о том, что пользоваться интернетом без кошерной сети - все равно, что ехать по извилистой дороге с закрытыми глазами. Также Jgog (http:// www.jgog.net) предлагает поисковую систему на иврите, созданную ортодоксальным израильским программистом. Хотя сайт похож на иврит-версию Google, это уникальная поисковая система, ориентированная на евреев, поскольку механизмы фильтрации блокируют или переопределяют «неортодоксальные» слова или поисковые запросы. Были разработаны и другие способы фильтрации, которые будут рассмотрены позже в главе 5.

Споры о месте интернета в ультраортодоксальных сообществах продолжаются, особенно по мере того, как его распространение ста-

новится все более заметным как в секулярном, так и в религиозном обществе. Одним из ключевых вопросов при этом является вопрос авторитета: имеют ли значение полномочия религиозных лидеров различных общин и следует ли их учитывать. На этом заостряет внимание один из раввинов:

Сегодня интернет проник в наше сообщество, но мы с такой же силой и искореним его. Барух Хашем, в отличие от наших соседей в секулярном мире, нас это не сбивает с толку. Мы осознаем опасность; мы видим неадекватность ограниченных установок; и мы знаем, что нужно сделать. У нас есть прививка. «Бараси йейцер хара, бараси ло Тора тавлин - Я <Гашем> создаю йейцер хара, и я создал Тору как противоядие <...>». Наши гадолим <религиозные лидеры> посоветовали нам удалить интернет из наших домов, и мы так и сделаем. [Ке1етеп 2003, 12-13]

Для ультраортодоксов интернет - это, по сути, функциональная технология, которая облегчает работу, что рассматривается как благо для жизни религиозной общины. Признается, что интернет может использоваться и в качестве духовной сети, позволяющей членам сообщества заниматься изучением Торы. Тем не менее, такое действие по-прежнему рассматривается как потенциально проблемное из-за светского контента, с которым можно случайно столкнуться. Представление интернета как функциональной технологии также становится важным аргументом для ультраортодоксальных евреев, пытающихся оправдать пользование интернетом в своей работе. Для общины любавичей, где сильны миссионерские взгляды в отношении секулярного еврейского сообщества, представление интернета как инструмента проповеди также становится важным способом оправдать его применение в целях, не связанных с работой.

Переосмысление сообществом интернета как функционального инструмента, связанного с работой, также повлияло на официальную политику. Белзский хасидский суд, инициировавший в 1999 г. первый официальный запрет интернета со стороны евреев, в июле 2008 г. опубликовал заявление, разрешающее членам общины использовать интернет в рабочих целях, хотя и велись споры о границах этого разрешения. Возможен был лишь «ограниченный доступ в интернет»,

который предоставляла одна из израильских интернет-компаний. Среди самых популярных таких служб - Internet Rimon, разработавшая ряд программ фильтрации специально для общины Хареди и создавшая «кошерный интернет» путем блокировки контента, который не был предварительно одобрен лидерами сообщества [Sela 2008; Spira 2008]. Работа Internet Rimon более подробно рассматривается в главе 5. Сейчас же мы видим, что на реакцию и изменение позиции религиозных лидеров повлияло то, что сообщество продолжало использовать интернет, а также связанная с интернетом риторика и попытка восстановить социальный контроль над технологией, устанавливая четкие границы для ее применения. Благодаря этому краткому исследованию мы видим, что религиозный авторитет, а именно роль религиозных лидеров, занимает важное место в ответных мерах сообщества и поддержке полемики о пользовании интернетом.

Литература

Barzilai-Nahon, Barzilai 2005 - Barzilai-Nahon K., Barzilai G. Cultured Technology: The Internet and Religious Fundamentalism // The Information Society. 2005. № 21 (1). P. 25-40.

El-Or 1994 - El-Or T. Educated and Ignorant: Ultra-Orthodox Jewish Women and Their World. Transl. by H. Watzman. Boulder, CO: Lynne Reinner, 1994. 228 p.

Green 1997 - Green I. Judaism on the Web. New York: MIS Press, 1997. 395 p.

Hammerman 2000 - Hammerman J. Thelordismyshepherd.com: Seeking God in Cyberspace. Deer-field Beach, Florida: Simcha Press, 2000. 175 p.

Herman 1995 - Herman Y. Landmines along the information highway // Jewish Observer. 1995. Vol. 28 (1). P. 21-27.

Kamber 2000 - Kamber M. Ban the web? Not Lubavitch Jews // Wired. 19.01.2000. http://www.wired.com/culture/lifestyle/news/2000/01/33626

Kelemen 2003 - Kelemen L. Staying away from the cyberslums // Jewish Observer. 2003. Vol. 36 (9). P. 10-13.

Lefkovitz, Shapiro 2005 - Lefkovitz L. H., Shapiro R. Ritualwell.Org - Loading the Virtual Canon, or: The Politics and Aesthetics of Jewish Women's Spirituality // Nashim: A Journal of Jewish Women's Studies & Gender Issues. 2005. Vol. 9. P. 101-125. DOI: https://doi.org/10.1353/nsh.2005.0005

Levin 1996 - Levin M. The Guide to the Jewish Internet. San Francisco, CA: No Starch Press, 1996. 344 p.

Livio, Tenebaum-Weinblatt 2007 - Livio O., Tenebaum-Weinblatt K. Discursive legitimation of a controversial technology: Ultra-Orthodox Jewish women and

the internet // Communication Review. 2007. Vol. 10 (1). P. 29-56. DOI: https://doi. org/10.1080/10714420601168467

Romm 1996 - Romm D. The Jewish Guide to the Internet. Lanham, MD: Jason Aronson, 1996. 338 p.

Rosen 2000 - Rosen J. The Talmud and the Internet: A Journey between Worlds. New York: Farrar, Straus and Giroux, 2000. 144 p.

Sela 2008 - SelaN. Belz Hassidic court logs onto web // Ynetnews.com. 13.07.2008. https://www.ynetnews.com/articles/0,7340,L-3567399,00.html

Sherlick 2003 - Sherlick L.H. Israeli Elementary Jewish Education and the Convergence of Jewish Values, Technology, and Popular Culture / Paper presented at the annual meeting of the International Communication Association, San Diego, California, May 2003. http://citation.aliacademic.com/meta/p111858_index.html

Spira 2008 - Spira Y. Internet with a Belz Hechsher // Yeshiva World News. 13.07.2008. http://www.theyeshivaworld.com/article.php?p=20953

Tsarfaty, Blais 2002 - Tsarfaty O., Blais D. Between 'cultural enclave' and 'virtual enclave': ultra-Orthodox society and the digital media // Kesher. 2002. Vol. 32. P. 47-55.

Ultra Orthodox 2000 - Ultra Orthodox Rabbis Ban Net Use // Associated Press. 10.01.2000. = Calgary Herald. 10.01.2000.

Coleman 2000 - Coleman S. Jews for Java // Salon.com. 06.04.2000. https://www. salon.com/2000/04/06/haredi

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.