Научная статья на тему 'ИЦЗИНОВСКОЕ ПОНЯТИЕ СЯНИН У ХАНЬСКИХ УЧЁНЫХ И В КОММЕНТАРИИ ЦЗЫ-СЯ И ЧЖУАНЬ'

ИЦЗИНОВСКОЕ ПОНЯТИЕ СЯНИН У ХАНЬСКИХ УЧЁНЫХ И В КОММЕНТАРИИ ЦЗЫ-СЯ И ЧЖУАНЬ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
77
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
И ЦЗИН / ЧЖОУ И / "КНИГА ПЕРЕМЕН" / "КАНОН ПЕРЕМЕН" / "ПЕРЕМЕНЫ" / И ЧЖУАНЬ / "ДЕСЯТЬ КРЫЛЬЕВ" / ЦЗЫ-СЯ И ЧЖУАНЬ / "КОММЕНТАРИИ ЦЗЫ-СЯ" / ДО-ЦИНЬСКАЯ ИЦЗИНИСТИКА / ХАНЬСКАЯ ИЦЗИНИСТИКА / СЯН ИН ШО / YIJING / ZHOU-YI / "BOOK OF CHANGES" / "CANON OF CHANGES" / YI / "CHANGES" / YI ZHUAN / "TEN WINGS" / ZI-XIA YI ZHUAN / COMMENTS OF ZI-XIA / PRE-QIN YI-JING RESEARCHES / HAN DYNASTY YI-JING RESEARCHES / XIANG YING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Агеев Николай Юрьевич

В статье рассказывается об ицзиновском принципе сян ин ханьского времени, следы которого найдены и в комментариях Цзы-Ся И чжуань .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HAN SCHOLARS’ YI-JING TERM XIANG YING AND COMMENTS OF ZI-XIA YI ZHUAN

The article describes the Yi-jing principle xiang ying of Han time, traces of which are found in the comments of Zi-Xia Yi zhuan .

Текст научной работы на тему «ИЦЗИНОВСКОЕ ПОНЯТИЕ СЯНИН У ХАНЬСКИХ УЧЁНЫХ И В КОММЕНТАРИИ ЦЗЫ-СЯ И ЧЖУАНЬ»

Н.Ю. Агеев*

Ицзиновское понятие сян ин у ханьских учёных и в комментарии Цзы-Ся И чжуань

АННОТАЦИЯ: В статье рассказывается об ицзиновском принципе сян ин ханьского времени, следы которого найдены и в комментариях Цзы-Ся И чжуань.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: И цзин, Чжоу и, «Книга перемен», «Канон перемен», И, «Перемены», И чжуань, «Десять крыльев», Цзы-Ся И чжуань, «Комментарии Цзы-Ся», до-циньская ицзини-стика, ханьская ицзинистика, сян ин шо.

Говоря о принципах и-ли толкования «Канона перемен» в «Десяти крыльях» (подробнее см. [6]), ещё один важнейший принцип, который необходимо осветить, — это сян ин шо1. Согласно этому принципу, между чертами верхней и соответствующими чертами нижней триграммы в любой гексаграмме существуют отношения «взаимного отклика», или, как переводили этот термин отечественные учёные, «резонанса» (см., напр., [15; 16; 12, с. 60-61]). Таким образом, начальная и четвёртая, вторая и пятая, третья и верхняя черты любой гексаграммы — в каждой из этих пар черты взаимно откликаются друг другу. Если из таких взаимно корреспондирующих/соотносящихся черт одна — инь, а другая — ян, то в И чжуань

* Агеев Николай Юрьевич, м.н.с. отдела Китая Института востоковедения РАН, Москва, Россия; E-mail: damaomao@vandex.ru

© Агеев Н.Ю., 2019

1 Сян ин шо ЙМШ — принцип «взаимный отклик черт в одной гексаграмме» [21, т. 1, с. 30-32]. У Лю Дацзюня такое отношение между чертами обозначается просто как ин М [18, с. 50-52].

2 Сян дуй-ин Й^М.

395

это называется ин; если же из таких соотносящихся черт обе одинакового качества (обе инь или обе ян-черты), тогда их называют взаимными антагонистами, враждующими, взаимно отталкивающимися (ди ин)3, другими словами, в таких случаях между ними нет взаимного отклика (бу сян ин). Обычно считается, что если черты откликаются (сян ин) — это благоприятно, счастливое предзнаменование, если не откликаются (бу ин) — это неблагоприятно, к несчастью.

Пояснения отношениям взаимного отклика можно найти в апокрифических трактатах ханьского времени. Например, в Чжоу и Цянь цзо ду4: «Среди вещей есть инь и ян, а потому [инь и ян] повторяют их (вещи) (вар.: повторяются в них), поэтому шесть черт составляют гексаграмму. Гексаграмма — это связанные между собой явления и вещи , [в ней] видна тьма вещей в зависимости от их связи между собой. Поэтому третья черта и ниже считаются относящимися к земле, четвёртая черта и выше считаются относящимися к небу. Когда в вещах возникает движение, то подобные откликаются им. ... Если возникло движение в нижней части земли, то откликнулось в нижней части неба; если возникло движение в центре земли, то откликнулось в центре неба; если возникло движение в верхней части земли, то откликнулось в верхней части неба. Поэтому начальная черта распространяет [действие] на четвёртую, вторая черта — на пятую, третья черта — на верхнюю, это и называется откликом» (ЩШЯШ, ЙЛШШШЬ

ш, йлМЩЖ^О ЙНИВТ^Й, ивй!»^. тты й, «шшо ... тм^^У; ШШХФ, до

шта^Ф; штт, ^^

(цит. по: [21, т. 1, с. 30]). Или в И вэй. Цзи лань ту6: «Так называемый отклик, это если на земле — инь, а на небе — ян, тогда говорят, что это отклик, а если обе черты инь, тогда говорят, что это несчастье (путы, западня). Чжэн Сюань комментирует: „Если две инь — это невозможность увидеться". Если на земле —

3Ди ин ШШ. Также поясняется через сян пай-чи сян ди-дуй

4 Чжоу и Цянь цзо ду («Пронзающее измерение творчества „Чжоуских перемен"», или «Система проникновения в [небесное] Творчество „Чжоуских перемен"»), 11-1 в. до н.э. Перевод цитаты выполнен автором статьи.

5 Иероглиф гуа й имеет и такое значение [23, с. 442].

6 И вэй. Цзи лань ту Ш^'ШШШ («Ицзинистический апокриф. Проверочные и наглядные изображения»). Перевод цитаты выполнен автором статьи.

396

ян, а на небе — инь, то говорят, что это отклик, а если обе черты ян, то говорят, что это несчастье (путы, западня). Чжэн Сюань комментирует: „Если две ян — это невозможность увидеться и означает западню, а западня — это погибель"». > Ш Щ^^Ж ГО 0

' М' , ШВН МШЖЙЖ^Й) о

жшв'М' ШВН МГО^ЙЖ^ЙНН,

Й)) (цит. по: [21, т. 1, с. 31]). Все вышеописанные разъяснения могут свидетельствовать о том, что принцип сян ин в ханьскую эпоху уже привлёк пристальное внимание исследователей.

После того как принцип «взаимного отклика» появился в комментариях И чжуань, на протяжении сотен и тысяч лет, хоть бы это были учёные ицзинистического направления «символов и чисел» (сян шу и-сюэ хоть бы — «смыслов и принципов» (и ли

и-сюэ ШЭМ^), — все использовали его для разъяснения «Канона перемен», и влияние, оказанное этим принципом на последующие поколения учёных, было огромным. Одновременно с этим, так же, впрочем, как и с принципом дан вэй, исследователи творчески развивали принцип сян ин, создавая на его основе новые принципы и правила, поясняющие канон.

Далее рассмотрим несколько примеров того, как ханьские учёные использовали этот принцип «взаимного отклика» для разъяснения канона, представленные Лю Дацзюнем [18, с. 51-52]. Например, афоризм к начальной девятке гексаграммы Линь (19, Посещение): «Всеобщее посещение. — Стойкость — к счастью» 1Й "и). Юй Фань комментирует: «Находится на своём месте и находит отклик в четвёрке, поэтому стойкость — к счастью» (ШШМИ> Й 1ЙИЙ). Смысл здесь в том, что начальная девятка — янская черта, находится на своём янском месте, поэтому сказано: дэ чжэн ШШ. В этой гексаграмме начальная девятка откликается четвёртой шестёрке, поэтому сказано: ин сы МИ. Четвёртая шестёрка — иньская черта, находится на своём иньском месте, и она тоже дэ чжэн (на соответствующей позиции). Из того, что эти обе черты занимают правильные места, да ещё взаимно откликаются, Юй Фань заключает, что это весьма основательная причина того, что «стойкость — к счастью». Другой пример — афоризм ко второй девятке гексаграммы Да ю ^кМ (14, =. Владение многими (Обладание великим)): «Есть, куда выступить. Хулы не будет» Ж^). Юй Фань комментирует: «Вторая девятка занимает неподходящее место, но если она изменит-

397

ся [на черту инь, шестёрку], то будет на своём месте, к тому же есть отклик с пятой шестёркой, поэтому „Есть, куда выступить. Хулы не будет"» (^^и, Ш 1 ' £). Это означает,

что вторая девятка — это ян-черта, то есть занимает несоответствующую позицию (ян-черта на инь-месте). Если эта ян-черта в результате изменения перейдёт в инь-черту, то тогда её позиция будет соответствующей. Но у второй девятки с пятой шестёркой есть взаимный отклик, поэтому и говорится: «Есть, куда выступить. Хулы не будет». Ещё один пример, афоризм к гексаграмме Куй ВЦ (38, И, Разлад): «В незначительных делах — счастье» (Ф^И). Чжэн Сюань комментирует: «У двойки и пятёрки взаимный отклик, правитель — инь, а подданный — ян» ЙШЁГО). Это означает, что в данной гексаграмме вторая девятка и пятая шестёрка находятся в состоянии взаимного отклика, пятая шестёрка — это государь7, но она — инь-черта, а вторая девятка — это ян-черта, но она — это подданный. Вместе с этим мы наблюдаем, что вторая девятка и пятая шестёрка занимают несоответствующие позиции, т.е. они обе — ши вэй. Поэтому, согласно этой гексаграмме, можно лишь иметь «в незначительных делах — счастье».

Таким образом, исчерпав предварительные вступительные слова, плавно перейдём к И чжуань и тем местам, где упоминался принцип «взаимного отклика» ин (сян ин).

Комментарии из «Десяти крыльев», где специально затрагивается принцип сян ин, — это Туань чжуань («Комментарий суждений»), подобно тому как в Сян чжуань («Комментарий образов») было уделено особое внимание принципу дан вэй. Ниже приводим комментарии Туань чжуань к двадцати пяти гексаграммам, а также комментарии в других частях И чжуань, выявленные Лю Юйцзянем [21, т. 1, с. 31-32], где встречается принцип сян ин (или ин). Перевод на русский язык всех «Десяти крыльев» выполнен А.Е. Лукьяновым (цит. по [13, с. 53-233]).

1) Принцип сян ин в Туань чжуань (25 позиций)

1. Щ1 Кунь, гексаграмма 2 ^ (Исполнение):

7 Ханьцы соотносили пятую черту в гексаграмме с государем, правителем, а вторую черту — с подданным, слугой (см., напр., [28, с. 87]).

398

«Комментарий суждений» гласит: «... „Счастье" „спокойного пребывания в стойкости" — отклик на безграничность Земли» (... ж

&2.И, _

2. Ш Мэн, гексаграмма 4 гг (Недоразвитость): «Комментарий суждений» гласит: «„Не я ищу юношей; юноши

ищут меня" — отклик стремлению» ( 1 ШШШШШ, ШШ.ШШ ' «

3. Д Ши, гексаграмма 7 (Войско):

«Комментарий суждений» гласит: «Опираясь на твёрдость в середине [нижней триграммы], добивайся отклика [сверху]» (ЙУФЩЩ).

4. ЬЬ Би, гексаграмма 8 ^ (Приближение): «Комментарий суждений» гласит: «„Не лучше ли сразу прийти?" — верх и низ друг другу откликаются» ( 1 ' , НУ

Ш-Й). _

5. ФШ Сяо чу, гексаграмма 9 == (Воспитание малым): «Комментарий суждений» гласит: «Мягкая [черта] занимает

свою позицию, и верхние и нижние [черты] откликаются ей» (ШШ

6. Ш Ли, гексаграмма 10 И (Наступление (Поступь)): «Комментарий суждений» гласит: «Радость откликается Небу»

7. [й]А Тун жэнь. гексаграмма 13 == (Родня (Единомышленники)): «Комментарий суждений» гласит: «Мягкая [черта], занимая позицию, располагается в середине [внутренней триграммы] и откликается [средней твёрдой черте триграммы] Цянь (Небо), это и называется „Родня"»ф, втх).

8. Да ю, гексаграмма 14 ^ (Владение многими (Обладание великим)):

«Комментарий суждений» гласит: «Мягкая [черта] занимает почётную позицию великой середины [внешней триграммы], а верх и низ откликаются ей, это и называется „Обладание великим". Её (гексаграммы) Дэ — твёрдая Напряжённость и Просветлённость узора, отклик Небу и следование времени, вот почему „изначальное свершение"» (ШШМШХФ, ЙШШЩ

зШ, ШадШт, Ш ' ' )■

9. Ш Юй, гексаграмма 16 ^ (Вольность):

«Комментарий суждений» гласит: «Твёрдая [черта] откликается, и намерения осуществляются. Послушность посредством Движения» МШЙ).

399

10. ЕЁ Линь, гексаграмма 19 ^ (Посещение): «Комментарий суждений» гласит: «Радость и Послушание.

Твёрдая [черта] находится в середине [внутренней триграммы] и откликается [мягкой средней черте внешней триграммы]» (ШЩ

Ш, ЙУФШШ). _

11. Л.'{< У ван, гексаграмма 25 = (Беспорочность): «Комментарий суждений» гласит: «Твёрдое [качество начальной черты] приходит из внешней [триграммы] и становится хозяином внутренней [триграммы]. Подвижность и Напряжённость, твёрдое находится в середине [внешней триграммы] и откликается [мягкой средней черте во внутренней триграмме]» (И Й ^Ь^Щ^^

ШШ, ЙУФШШ). _

12. ^сШ Дачу, гексаграмма26 = (Воспитание великим): «Комментарий суждений» гласит: «„Благоприятен брод через

великую реку" — отклик Небу» ( 1 ' > М^^СЙ).

13. ^ Сянь, гексаграмма 31 ^ (Взаимодействие (Сочетание)): «Комментарий суждений» гласит: «Мягкое (Водоём) вверху,

твёрдое (Гора) внизу, эти два вида энергии (ци) откликаются чувствами и таким образом входят во взаимодействие» (^ КЩИУТ,

14. 'Й Хэн, гексаграмма 32 ^ (Постоянство): «Комментарий суждений» гласит: «Твёрдое вверху, мягкое внизу, Гром и Ветер друг с другом взаимодействуют, Податливость и Подвижность, твёрдые и мягкие [черты в соотношении начальная — четвёртая, вторая — пятая, третья — верхняя] друг другу отклика-ются»(йУ±ШИТо ШДЙ^, ^ШЙ, Й'ШЖ).

15. зЙ Дунь, гексаграмма 33 ^ (Бегство):

«Комментарий суждений» гласит: «Твёрдая [черта], находясь на соответствующей [пятой] позиции [в середине внешней триграммы], откликается [мягкой черте в середине внутренней триграммы] и действует в соответствии со временем» (ЙУ ^{иЩ^>

16. ВЦ Куй, гексаграмма 38 И (Разлад):

«Комментарий суждений» гласит: «Мягкое продвигается и поднимается вверх, занимает середину [внешней триграммы] и откликается твёрдому (средней черте внутренней триграммы), вот почему „в незначительных делах — счастье"» (ШШЩ^Т, ШФЩ

Ш 1 ' ).

17. Ш Сунь, гексаграмма 41 = (Убыль):

400

«Комментарий суждений» гласит: «„.Что нужно <для жертвоприношения? И> двух <вместо восьми> чаш достаточно для жертвоприношения" — каждая из двух чаш берётся соответственно времени» (ЩЙ.^ ? ^Ж^Ш^с ИЙР!).

18. ^ Цуй, гексаграмма45 == (Воссоединение):

«Комментарий суждений» гласит: «Собирание [вместе], от Послушания к Радости. Твёрдая [черта], будучи в середине [внешней триграммы], получает отклик [средней мягкой черты внутренней триграммы], вот почему собирание» (ШШо ШШШ> ЙУФЩШ, Ш

Ш).

19. Я" Шэн, гексаграмма 46 ^ (Подъём):

«Комментарий суждений» гласит: «Мягкое в соответствии со временем „поднимается". Податливость и Послушание, твёрдое находится в середине [внутренней триграммы] и получает отклик [средней мягкой черты внешней триграммы] — вот почему великое „свершение"»ИМ®, ЙУФШ&, Й^АЮ-

20. Гэ, гексаграмма 49 = (Смена):

«Комментарий суждений» гласит: «Небо и Земля производят „Смену", и завершается цикл четырёх времён года. Тан и У8 производили „Смену" судьбы, проявляли послушность Небу и находили отклик у людей» Щ^АпШ^-А).

21. ^ Дин, гексаграмма 50 ^ (Жертвенник):

«Комментарий суждений» гласит: «Мягкое продвигается и

поднимается вверх, достигает середины [внешней триграммы] и откликается твёрдому (средней черте внутренней триграммы)»

тш±.п, шфшш^У). _

22. 1< Гэнь, гексаграмма 52 == (Сосредоточенность (Хребет)):

«Комментарий суждений» гласит: «Верх и низ враждебно откликаются, нет у них взаимности» ( К К, А^НгЙ)'.

23. Й Дуй, гексаграмма 58 ^ (Радость):

«Комментарий суждений» гласит: «Твёрдые [черты] внутри, мягкие — вовне. „Радость" оттого, что „благоприятна стойкость".

8 Шанский [Чэн] Тан ^] Ш (1646-? до н.э., основатель династии Шан) и Чжоуский У-ван ^ (основатель династии Чжоу; Х11-Х1 вв. до н.э.).

9 Лю Юйцзянь комментирует: «В комментариях Туань чжуань имеется только одно это место, где говорится, что совсем нет взаимного отклика»

[21, т. 1, с. 32].

401

Отсюда послушание Небу и отклик всякому человеку» (ЙУФЩ^

я, дашь

24. Чжун фу, гексаграмма 61 ^ (Внутренняя правда):

«Комментарий суждений» гласит: «„Внутренняя правда" посредством „благоприятной стойкости" — и тогда отклик от Неба»

25. !?'| Вэй цзи, гексаграмма 64 ^ (Ещё не конец):

«Комментарий суждений» гласит: «Хотя и не на соответствующих позициях, твёрдая и мягкая [черты] откликаются друг другу»

Кроме вышесказанного, в других комментариях И чжуань также упоминается принцип взаимного отклика сян ин. Приводим их ниже.

2) Принцип сян ин в Вэнь-янь чжуань

1. Цянь, гексаграмма 1 = (Творчество):

«Комментарий знаков и слов» (к пятой девятке) гласит: «Учитель сказал: „Одинаковые по голосу друг другу откликаются, одинаковые по нраву друг к другу стремятся"» [13, с. 57] (—0:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) Принцип дан вэй в Си-цы чжуань

«Комментарий приложенных слов» (верхний раздел, чжан 8) гласит: «Учитель сказал: Если благородный муж пребывает в своих покоях и от его слов веет добром, то находящиеся за тысячу ли откликаются сказанному и уж тем более те, кто находится вблизи» [13, с. 203] (-0: "ШШШ, m^МZШZ, и

Кроме вышеописанного, как утверждает Лю Юйцзянь, в других частях комментариев И чжуань не затрагивается принцип «взаимного отклика» сян ин.

Принцип сян ин в Цзы-Ся И чжуань

Принцип «взаимного отклика» выявлен и в комментариях Цзы-Ся И чжуань. У Чжу Чжэня [25] в «Комментарии образов» (Сян чжуань) к начальной шестёрке гексаграммы Би Приближение) читаем: «В „Начальной шестёрке" „Приближения" [гово-

10 Лю Юйцзянь комментирует: «Из 64 гексаграмм, Вэй цзи — единственная гексаграмма, в которой все шесть черт занимают несоответствующие места, но это не единственная гексаграмма, где все черты взаимно откликаются» [21, т. 1, с. 32].

402

рится, что] „Будет счастье и для других"» ^^^Ш).

Чжу Чжэнь комментирует:

Цзы-Ся говорит: «Не откликающееся — называется та (обладание правдой. — Н.А.)» (также см.: [5, с. 409-410; 25]).

Смысл здесь в том, что начальная шестёрка и четвёртая шестёрка гексаграммы Би — обе инь-черты, поэтому между ними нет взаимного отклика.

Вдобавок к вышесказанному, как отмечает Лю Юйцзянь, юань-ский Дун Чжэнь-цин в Чжоу и хуй-тун11 и сунский Чэн Цзюн в Чжоу и гу чжань фа12 также цитировали Цзы-Ся. Так же, как и с принципом дан вэй, касающийся принципа сян ин комментарий Цзы-Ся был в своё время записан некоторыми цинскими учёными в свои ицзиновские сборники (см. [6, с. 392]). Учитывая представленный материал, можно сделать вывод, что Цзы-Ся предположительно является учёным, ранее всех исследователей И цзина применившим некоторые базовые принципы и правила комментирования «Канона перемен», в частности, принципы дан вэй и сян ин. Можно заметить интересную деталь: эти единичные комментарии Цзы-Ся, включающие упомянутые принципы, относятся к одной гексаграмме Би, но к разным её чертам.

Литература

1. Агеев Н.Ю. Календарь как основной инструмент так называемого коррелятивного мышления / XXXV НК ОГК. М.: Вост. лит., РАН, 2005. С. 199-204.

2. Агеев Н.Ю. Концепция «единства природы и человека» и коррелятивное мышление в древнем Китае / ХЬП НК ОГК. Ч. 1. М.: ИВ РАН, 2012. С. 343-346.

3. Агеев Н.Ю. К вопросу об аутентичности Цзы-Ся И чжуань // Х^ НК ОГК. Ч. 2. М.: ИВ РАН, 2015. С. 76-96.

4. Агеев Н.Ю. К вопросу об аутентичности Цзы-Ся И чжуань (продолжение) // ХЬШ НК ОГК. Ч. 2. М.: ИВ РАН, 2017. С. 383-411.

5. Агеев Н.Ю. Цзы-Ся И чжуань («Комментарии Цзы-Ся к И цзину»): перевод и комментарии // Общество и государство в Китае. Т. ХЦУШ. Ч. 2. М.: ФГБУН Институт востоковедения РАН, 2018. С. 404-431.

6. Агеев Н.Ю. Ицзиновское понятие дан вэй у ханьских учёных и комментарии Цзы-Ся И чжуань // Общество и государство в Китае. Т. ХЫХ. Ч. 2. М.: ФГБУН Институт востоковедения РАН, 2019. С. 381-394.

11 Дун Чжэнь-цин ^-ÄW. Чжоу и хуй-тун МШ^Ш («Постижение „Чжоуских перемен"»). В 14 цзюанях.

12 Чэн Цзюн fMÄ Чжоу и гу чжань фа МШ "Й" éi («Древний метод гадания по „Чжоу и"»), трактат написан примерно в 1160 г. Также см.: [5, с. 410].

403

7. Большой китайско-русский словарь: т. 1-4 / Под ред. проф. И.М. Ошанина. М.: Наука, 1983-1984.

8. Гу-дай хань-юй цыдянь (Словарь слов древнекитайского языка). Пекин: Шанъу иньшугуань, 2014.

9. Духовная культура Китая: энциклопедия. Т. 1: Философия / Под ред. М.Л. Титаренко и др. М.: Вост. лит., 2006.

10. Духовная культура Китая: энциклопедия. Т. 2: Мифология, религия / Под ред. М.Л. Титаренко и др. М.: Вост. лит., 2007.

11. И-сюэ да цыдянь МФАШМ (Большой словарь по ицзинистике) / Гл. ред. Чжан Ци-чэн. Пекин: Хуася чубаньшэ, 1992.

12. «И цзин» и историко-философская традиция древности и средневековья / Отв. ред. В.В. Зайцев; РАН. Ин-т философии. М.: ИФ РАН, 1992. 157 с. (Краткий перевод книги: Лю Дацзюнь ЭД^Щ. Чжоу и гай лунь ЩМ ШЖ (Общие суждения о Чжоу и). Цзинань: Цзи лу шушэ, 1986)

13. И цзин («Канон перемен»): Перевод и исследование / Сост. А.Е. Лукьянов; отв. ред. М.Л. Титаренко. М.: Вост. лит., 2005.

14. Китайская философия: Энциклопедический словарь / Гл. ред. М.Л. Титаренко. М., 1994.

15. Кроль Ю.Л. Ханьское право и «Ассоциативное мышление» / III НК ОГК. М., 1972. Ч. 1. С. 61-71.

16. Кроль Ю.Л. «Коррелятивное мышление» и древнекитайское представление о «внешней причине» / IV НК ОГК. М., 1973. Ч. 1. С. 22-34.

17. Лукьянов А.Е. Дао «Книги перемен». М.: ИНСАН, РФК, 1993.

18. Лю Дацзюнь ЭД^Щ. Чжоу и гай лунь ЩМШйЖ (Общие суждения о Чжоу и). Цзинань: Цзи лу шушэ, 1986.

19. Лю Дацзюнь ЭД^Щ, Линь Чжунцзюнь Чжоу и гу цзин байхуа цзе ЩМ^^ЙШШ (Древний текст Чжоу и и его переложение на современный язык). Цзинань: Шаньдун юи чубаньшэ, 1989.

20. Лю Дацзюнь ЭД^Щ, Линь Чжунцзюнь Чжоу и цзин чжуань байхуа цзе ЩМ^^ЙЙШ (Текст Чжоу и и комментариев к нему и их переложение на современный язык). Шанхай: Шанхай гуцзи чубаньшэ, 2006 (2-е изд., 2013).

21. Лю Юйцзянь М5®. Лян Хань сяншу исюэ яньцзю ШУХШШМ^

(Исследование образно-числовой ицзинистики [периода] обеих Хань).

Наньнин: Гуанси цзяоюй чубаньшэ, 1996. Т. 1, 2.

22. Ма Го-хань МНШ Юйханьшань фан цзи и шу ^ЙШ^Ш^Ш (Восстановленные книги из горного жилища в Юйхани). Чанша, 1883. Т. 1.

ч. 1.

23. Хань-цзы юань-лю цзыдянь Й^МЙ^М (Словарь происхождения и развития китайских иероглифов) / Ред. Гу Янькуй Пекин: Хуася чубаньшэ, 2003.

24. Хань-юй да цзыдянь Щ@п А^М (Большой словарь китайских иероглифов: т. 1-8). «Хань-юй да цзыдянь» бяньцзи вэйюаньхуй. Сычуань цышу чубаньшэ, Хубэй цышу чубаньшэ, 1986-1990.

25. Циньдин Сы ку цюань шу. Цзин бу. [Чжу Чжэнь.] Хань шан и чжуань ^ЙИЖ^Ш. МЖ Ш^МШ (Высочайше утверждённое

404

полное собрание книг по четырём разделам. Раздел канонических книг. [Чжу Чжэнь.] Комментарии к «Переменам» Хань-шана) Цз. 1-8. https://ctext.org/librarv.pl?if=gb&file=7402&page=1&remap=gb

26. Чжоу и ММ (Чжоуские перемены) / Пер. и толкование: Цзинь Юн ^Ж. Чунцин: Чунцин чубаньшэ, 2006.

27. Чжу Чжэнь ^М. Хань шан И чжуань RiMii (Комментарии к «Переменам» Хань-шана). Пекин: Цзю-чжоу чубаньшэ, 2011.

28. Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен» / Под. ред. А.И. Кобзева. М.: Наука, 2003.

29. Юй Дунькан ^ШШ. Чжоу и сяньдай цзеду ШММ^ХШШ (Современная трактовка Чжоу и). Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 2016.

Интер нет- сайты

https://www.baidu.com/

http://bkrs.info/

http://www.svnologia.ru/

http://gj.zdic.net/

http://www.translate.ru/

http://www. guovi360.com/ (ШМЖ)

http://www.khngai.com/chinese/tools/convert.php

http://64hex.ru/iching/info.htm

https://ctext.org/

N. Yu. Ageev*

Han scholars' Yi-jing term xiang ying and comments of Zi-Xia Yi zhuan

ABSTRACT: The article describes the Yi-jing principle xiang ying of Han time, traces of which are found in the comments of Zi-Xia Yi zhuan.

KEYWORDS: Yi-jing, Zhou-yi, "Book of changes", "Canon of changes", Yi, "Changes", Yi zhuan, "Ten wings", Zi-Xia Yi zhuan, comments of Zi-Xia, pre-Qin Yi-jing researches, Han dynasty Yi-jing researches, xiang ying.

* Ageev Nikolay Yuriyevich, junior researcher of China department of Institute of Oriental Studies, Moscow, Russia; E-mail: damaomao@yandex.ru

405

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.