Научная статья на тему 'Итоговый контроль учебных достижений обучающихся'

Итоговый контроль учебных достижений обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
411
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / УЧЕБНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ / TOTAL CONTROL / EDUCATIONAL ACHIEVEMENTS OF THE BEING TRAINED
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Березина Лариса Юрьевна, Рыкова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итоговый контроль учебных достижений обучающихся»

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

БЕРЕЗИНА Л.Ю., РЫКОВА Е.А.

В соответствии с государственным заданием ФГАУ «ФИРО» на проведение прикладных научных исследований по теме «Реализация федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования в пределах профессиональных образовательных программ НПО/СПО» Центром профессионального образования ФГАУ «ФИРО» подготовлено «Положение по итоговому контролю учебных достижений обучающихся при реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программы НПО/СПО (примерное)».

В соответствии ст. 15 п. 3 Закона РФ «Об образовании», п. 25 «Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования» (Постановление Правительства РФ от 14.07.2008 № 521) и п. 27 «Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения)» (Постановление Правительства РФ от 18.07.2008 № 543) «Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся».

Разработанное положение носит рекомендательный характер и подготовлено с целью оказания помощи образовательным учреждениям при отборе форм и видов итогового контроля, определении сроков его проведения, разработке содержания контрольных измерительных материалов, обеспечивающих получение объективных результатов по оценке освоения обучающимися образовательной программы среднего (полного) общего образования в пределах реализации ОПОП НПО/СПО.

Одобрено научно-методическим советом

Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО»

Протокол № 1 от «15» февраля 2012 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

ПО ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРЕДЕЛАХ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НПО/СПО

(ПРИМЕРНОЕ)

I. Общие положения

1. Федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС) среднего (полного) общего образования реализуется в пределах образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования (п. 2. ст. 20 Закона РФ «Об образовании»).

В соответствии с приказом Минобрнауки России от 05.03.2004 № 1089 обязательный минимум содержания образовательной программы среднего (полного) общего образования и требования к уровню подготовки обучающихся устанавливает Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.

2. Образовательная программа среднего (полного) общего образования, реализуемая в пределах основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования или среднего профессионального образования (далее - ОПОП НПО/ СПО), осваивается с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Освоение образовательной программы среднего (полного) общего образования завершается обязательным итоговым контролем учебных достижений обучающихся, который проводится в рамках промежуточной аттестации, предусмотренной федеральными государственными образовательными стандартами начального профессионального или среднего профессионального образования (далее - ФГОС НПО/СПО)1.

3. Настоящее Положение адресуется имеющим государственную аккредитацию образовательным учреждениям, реализующим ФГОС среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП НПО/СПО с учетом профиля получаемого профессионального образования, освещает процедуры итогового контроля учебных достижений обучающихся по освоению образовательной программы среднего (полного) общего образования, требования к организации и проведению экзаменов, оценке их результатов.

II. Формы проведения итогового контроля

4. Итоговый контроль учебных достижений обучающихся при реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП НПО/СПО проводится в форме экзаменов и дифференцированных зачетов (зачет с оценкой).

Экзамены проводятся по русскому языку, математике и одной из профильных учебных дисциплин за счет времени, выделяемого ФГОС НПО/СПО на промежуточную аттестацию.

Дифференцированные зачеты проводятся по всем остальным учебным дисциплинам общеобразовательного цикла учебного плана ОПОП НПО/СПО за счет учебного времени, выделяемого в учебном плане на изучение соответствующей общеобразовательной дисциплины.

Экзамены и дифференцированные зачеты проводятся на русском языке (за исключением учебной дисциплины «Иностранный язык»).

5. Экзамены по русскому языку и математике проводятся письменно:

- по русскому языку - с использованием экзаменационных материалов в виде набора контрольных заданий либо текста (художественного или публицистического) для изложения с заданиями творческого характера;

- по математике - с использованием экзаменационных материалов в виде набора контрольных заданий, требующих краткого ответа и/или полного решения.

Выбор вида экзаменационных материалов осуществляется преподавателем соответствующей учебной дисциплины и согласовывается в установленном порядке с руководством образовательного учреждения.

6. Экзамен по профильной учебной дисциплине проводится устно или письменно. Форма проведения экзамена и вид экзаменационных материалов определяются преподавателем соответствующей учебной дисциплины и согласовываются в установленном порядке с руководством образовательного учреждения.

7. Дифференцированные зачеты по дисциплинам общеобразовательного цикла учебного плана ОПОП НПО/СПО проводятся с использованием контрольных материалов в виде набора заданий тестового типа, текста для изложения, в том числе с заданиями творческого характера, тем для сочинений, рефератов, набора заданий для традиционной контрольной работы, вопросов для устного опроса обучающихся и др.

1 См. Информационный ресурс: «Разъяснения ФИРО по формированию учебного плана ОПОП НПО/СПО». www.firo.ru.

Вид и содержание контрольных материалов определяется преподавателем соответствующей учебной дисциплины.

III. Содержание экзаменационных материалов

8. Содержание экзаменационных материалов должно отвечать требованиям к уровню подготовки выпускников, предусмотренным стандартом среднего (полного) общего образования по соответствующей общеобразовательной дисциплине2 и зафиксированным в примерных программах общеобразовательных дисциплин для профессий НПО и специальностей СПО3.

Экзаменационные материалы дополняются критериями оценки их выполнения.

9. Содержание экзаменационных материалов и критерии оценки их выполнения разрабатываются преподавателем соответствующей учебной дисциплины, согласовываются с цикловой (предметной) методической комиссией и утверждаются в установленном порядке.

10. Экзаменационные материалы для проведения письменных экзаменов с использованием набора контрольных заданий формируются из двух частей: обязательной, включающей задания минимально обязательного уровня, правильное выполнение которых достаточно для получения удовлетворительной оценки (3), и дополнительной части с более сложными заданиями, выполнение которых позволяет повысить удовлетворительную оценку до 4 или 5.

IV. Участники экзаменов

11. К экзаменам допускаются обучающиеся, завершившие освоение учебных дисциплин общеобразовательного цикла ОПОП НПО/СПО, имеющие годовые оценки по всем общеобразовательным дисциплинам учебного плана не ниже удовлетворительных и сдавшие дифференцированные зачеты с оценкой не ниже удовлетворительной.

Обучающиеся, не сдавшие дифференцированные зачеты (1-2), допускаются к экзаменам по решению педагогического совета образовательного учреждения, которое оформляется в установленном порядке приказом руководителя образовательного учреждения.

12. Для организации и проведения экзаменов ежегодно создаются экзаменационные и конфликтные комиссии, состав которых утверждается в установленном порядке руководителем образовательного учреждения.

Экзаменационные комиссии осуществляют организацию и проведение экзаменов, проверку письменных экзаменационных работ, оценивают и утверждают результаты экзаменов.

Конфликтные комиссии обеспечивают объективность оценивания экзаменационных работ, разрешение спорных вопросов, возникающих при проведении экзаменов и оценке их результатов.

V. Сроки и порядок проведения экзаменов

13. Экзамены по дисциплинам общеобразовательного цикла учебного плана ОПОП НПО, как правило, проводятся в конце 3-го или 4-го семестров; экзамены по дисциплинам общеобразовательного цикла учебного плана ОПОП СПО - в конце 2-го семестра. Экзамены проводятся в день, освобожденный от других форм учебной нагрузки. Сроки проведения экзаменов устанавливаются образовательным учреждением.

Расписание экзаменов составляется таким образом, чтобы интервал между экзаменами для каждого обучающегося был не менее двух дней.

Результаты экзаменов (полученные оценки) сообщаются обучающимся в сроки, установленные образовательным учреждением.

2 Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II. Среднее (полное) общее образование. //Минобразования России. - М. 2004. - 266 с.

3 Примерные программы учебных общеобразовательных дисциплин для профессий НПО и специальностей СПО. //Одобрены Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 16.04.2008.

14. Для обучающихся, получивших неудовлетворительную оценку на экзамене по одной (двум) дисциплинам общеобразовательного цикла ОПОП НПО/СПО и допущенных повторно к экзаменам, а также для обучающихся, пропустивших экзамен по уважительной причине, устанавливаются дополнительные сроки их проведения.

15. Обучающимся (их законным представителям) предоставляется возможность подать в конфликтную комиссию апелляцию по процедуре экзаменов и/или о несогласии с полученными оценками. Обучающиеся (их законные представители) вправе ознакомиться с письменной экзаменационной работой, по результатам которой подается апелляция.

Проверка изложенных в апелляции фактов не может проводиться лицами, принимавшими участие в проведении экзамена по соответствующей общеобразовательной дисциплине и оценке его результатов.

Решение апелляционной комиссии сообщается обучающемуся (его законному представителю) не позднее чем через два рабочих дня после подачи апелляции.

VI. Оценка результатов экзаменов

16. Оценка результатов выполнения письменных экзаменов осуществляется согласно утвержденным критериям, которые открыты для обучающихся до конца экзамена.

17. Результаты экзамена признаются удовлетворительными в случае, если обучающийся при их сдаче получил оценку не ниже удовлетворительной (3).

18. Итоговые оценки по учебным дисциплинам общеобразовательного цикла ОПОП НПО/СПО определяются как среднее арифметическое годовой оценки, полученной по завершении изучения соответствующей дисциплины, и оценки, полученной на экзамене или на дифференцированном зачете. Итоговые оценки выставляются целыми числами в соответствии с правилами математического округления.

19. Положительные итоговые оценки (3, 4, 5) по всем учебным дисциплинам общеобразовательного цикла учебного плана ОПОП НПО/СПО свидетельствуют, что при реализации ФГОС среднего (полного) общего образования в пределах профессиональных образовательных программ начального или среднего профессионального образования обучающийся получил среднее (полное) общее образование.

20. Результаты оценки учебных достижений обучающихся по дисциплинам общеобразовательного цикла учебного плана ОПОП НПО/СПО (положительные итоговые оценки) фиксируются в приложениях к диплому о начальном профессиональном образовании и к диплому о среднем профессиональном образовании4.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1.

2. Об обязательном общем образовании. // Письмо Минобрнауки России от 29.05.2007 г. № 03-1810.

3. Федеральный Базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего образования. // Приказ Минобразования России от 09.03. 2004 г. № 1312.

4. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. // Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089.

4 См. «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи документов государственного образца о начальном профессиональном образовании и уровне квалификации, заполнении и хранении соответствующих бланков документов». //Приказ Минобрнауки России от 23 марта 2007 г. № 92.

См. «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи документов государственного образца о среднем профессиональном образовании, заполнении и хранении соответствующих бланков документов». //Приказ Минобрнауки России от 9 марта 2007 г. № 80.

5. Типовое положение об образовательном учреждении начального профессионального образования. // Постановление Правительство РФ от 14.07.2008 г. № 521.

6. Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении). // Постановление Правительство РФ от 18.07.2008 г. № 543.

7. Об утверждении Инструкции о порядке выдачи документов государственного образца о начальном профессиональном образовании и уровне квалификации, заполнении и хранении соответствующих бланков документов. // Приказ Минобрнауки России от 23.03.2007 г. № 92.

8. Об утверждении Инструкции о порядке выдачи документов государственного образца о среднем профессиональном образовании, заполнении и хранении соответствующих бланков документов. // Приказ Минобрнауки России от 09.03.2007 г. № 80.

9. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II. Среднее (полное) общее образование. // Минобразования России. - М. 2004 г. - 266 с.

10. Рекомендации по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования. // Письмо Минобрнауки России от 29.05.2007 г. № 03-1180.

11. Примерные программы учебных общеобразовательных дисциплин для профессий НПО и специальностей СПО. //Одобрены Департаментом государственной политики и нормативноправового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 16.04.2008 г.

12. Информационный ресурс «Разъяснения ФИРО по формированию учебного плана ОПОП НПО/СПО». www.firo.ru.

Ключевые слова: итоговый контроль, учебные достижения обучающихся.

Keywords: total control, educational achievements of the being trained.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.