Научная статья на тему 'ИТОГИ ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»'

ИТОГИ ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ» Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
1
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
анатомия человека / всероссийская научно-практическая конференция / Конгресс «Экология и здоровье человека на Севере» / Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова / human anatomy / All-Russian scientific and practical conference / Congress «Ecology and Human Health in the North» / Ammosov North-Eastern Federal University

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Гармаева Дарима Кышектовна, Гурьева Алла Борисовна, Путалова Ирина Николаевна, Елясин Павел Александрович, Медведева Надежда Николаевна

Анатомия человека как учебная дисциплина и как наука в современных условиях приобретает новые грани, которые выводят ее за рамки исключительно образовательного процесса в высшей медицинской школе. Анатомические кафедры стали активнее внедрять современные анатомические знания в просветительскую работу среди широких слоев населения, новые данные результатов научных исследований в области анатомии и антропологии в практическую медицину, додипломную и постдипломную подготовку врачей, профориентационную работу. Для профессионального обмена опытом, обсуждения, масштабов внедрения лучших практик анатомических кафедр медицинских вузов России в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова состоялась всероссийская научно-практическая конференция «Анатомия человека в современном мире» в рамках Ежегодного национального Конгресса с международным участием «Экология и здоровье человека на Севере», посвященного 30-летию образования Академии наук Республики Саха (Якутия) и 180-летию Якутской республиканской клинической больницы. Организаторами выступили кафедра анатомии человека университета (заведующая кафедрой профессор Д.К. Гармаева, Якутск), кафедра морфологии и патологии Университета РЕАВИЗ в Санкт-Петербурге (заведующий кафедрой профессор Р.М. Хайруллин), кафедра анатомии человека Омского государственного медицинского университета (заведующая кафедрой профессор И.Н. Путалова, Омск), кафедра анатомии человека медицинского факультета Ингушского государственного университета (заведующая кафедрой доцент М.Б. Болгучева, г. Магас), кафедра анатомии человека и кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии человека Красноярского государственного медицинского университета имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого (заведующая кафедрой профессор Н.Н. Медведева и заведующая кафедрой профессор Л.В. Синдеева, Красноярск), кафедра нормальной, топографической и клинической анатомии, оперативной хирургии Пермского медицинского государственного университет имени академика Е.А. Вагнера, (заведующая кафедрой профессор И.А. Баландина, Пермь). В конференции приняли также участие анатомические кафедры медицинских вузов России и ближнего зарубежья. В статье изложены итоги работы конференции и значение ее результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским наукам и общественному здравоохранению , автор научной работы — Гармаева Дарима Кышектовна, Гурьева Алла Борисовна, Путалова Ирина Николаевна, Елясин Павел Александрович, Медведева Надежда Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE OUTCOMES OF THE ALL-RUSSIAN SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE «HUMAN ANATOMY IN THE MODERN WORLD»

Human anatomy as an academic discipline and as a science in modern conditions acquires new facets that take it beyond the exclusively educational process in higher medical school. Anatomical departments have become more active in introducing modern anatomical knowledge into educational work among the general population, new data from scientific research in the field of anatomy and anthropology into practical medicine, undergraduate and postgraduate training of doctors, and career guidance work. For the professional exchange of experience, discussion, and scaling of the best practices using at anatomical departments of medical universities in Russia, the All-Russian scientific and practical conference "Human Anatomy in the Modern World" was held at the Ammosov North-Eastern Federal University within the framework of the Annual National Congress with international participation "Ecology and Human Health in the North", dedicated to the 30th anniversary of the Academy of Sciences of the Republic of Sakha (Yakutia) and the 180th anniversary of the Yakut Republican Clinical Hospital. The organizers were the University Human Anatomy Department (Head of Department Professor Darima Garmaeva, Yakutsk), the Morphology and Pathology Department of the REAVIZ Private University in Saint-Petersburg (Head of the Department Professor Radik Khayrullin), the Omsk State Medical University Human Anatomy Department (Head of the Department Professor Irina Putalova, Omsk), the Ingush State University Medical Faculty Human Anatomy Department (Head of the Department – Docent Madina Bolgucheva, Magas), the Professor Voyno-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University Human Anatomy Department and the Human Histology, Cytology and Embryology Department (Head of the Department Professor Nadezhda Medvedeva and Head of the Department Professor Lyudmila Sindeeva, Krasnoyarsk), the Academician Wagner Perm State Medical University Normal, Topographic and Clinical Anatomy, Operative Surgery Department (Head of the Department Professor Irina Balandina, Perm). The conference was also attended anatomists of anatomical departments of other medical universities of Russia and foreign states. The article presents the results of the conference and its significance anatomy promotions.

Текст научной работы на тему «ИТОГИ ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»»

ТЫ, СОБЫТИЯ / DATES, EVENTS

ИТОГИ ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ» 1Гармаева Д.К., 1Гурьева А.Б., 2Путалова И.Н., 3Елясин П.А., 4Медведева Н.Н., 5Медведева Л.В., Юрлова И.И., 6Бейсембаев А.А., 2Девятириков Д.А., 7Найденова С.И., 8Луцай Е.Д., 9Пономарев А.С., 10Линник ТА.,

4Левченко Ю.С., 4Никель В.В.

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, Якутск, 2Омский государственный медицинский университет, Омск, 'Новосибирский государственный медицинский университет, Новосибирск, 4Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого, Красноярск, 5Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Калининград, 'Кыргызско-Российский Славянский университет имени первого Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина, Бишкек, Кыргызстан, 7Оренбургская областная клиническая больница имени В.И. Войнова и 8Оренбургский государственный медицинский университет, Оренбург, 'Уральский государственный медицинский университет, Екатеринбург, 10Рязанский государственный медицинский университет имени

академика И.П. Павлова, Рязань, Россия, e-mail: [email protected]

Для цитирования:

Гармаева Д.К., Гурьева А.Б., Путалова И.Н., Елясин П.А., Медведева Н.Н., Медведева Л.В., Орлова И.И., Бейсембаев А.А., Девятириков Д.А., Найденова С.И., Луцай Е.Д., Пономарев А.С., Линник Т.А., Левченко Ю.С., Никель В.В. Итоги Всероссийской научно-практической конференции «Анатомия человека в современном мире». Морфологические ведомости. 2024;32(3):894. https://doi.org/10.20340/mv-mn.2024.32(3).894

Резюме. Анатомия человека как учебная дисциплина и как наука в современных условиях приобретает новые грани, которые выводят ее за рамки исключительно образовательного процесса в высшей медицинской школе. Анатомические кафедры стали активнее внедрять современные анатомические знания в просветительскую работу среди широких слоев населения, новые данные результатов научных исследований в области анатомии и антропологии в практическую медицину, додипломную и постдипломную подготовку врачей, профориентационную работу. Для профессионального обмена опытом, обсуждения, расширения масштабов внедрения лучших практик анатомических кафедр медицинских вузов России в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова состоялась всероссийская научно-практическая конференция «Анатомия человека в современном мире» в рамках Ежегодного национального Конгресса с международным участием «Экология и здоровье человека на Севере», посвященного 30-летию образования Академии наук Республики Саха (Якутия) и 180-летию Якутской республиканской клинической больницы. Организаторами выступили кафедра анатомии человека университета (заведующая кафедрой - профессор Д.К. Гармаева, Якутск), кафедра морфологии и патологии Университета РЕАВИЗ в Санкт-Петербурге (заведующий кафедрой - профессор Р.М. Хайруллин), кафедра анатомии человека Омского государственного медицинского университета (заведующая кафедрой - профессор И.Н. Путалова, Омск), кафедра анатомии человека медицинского факультета Ингушского государственного университета (заведующая кафедрой - доцент М.Б. Болгучева, г. Магас), кафедра анатомии человека и кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии человека Красноярского государственного медицинского университета имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого (заведующая кафедрой - профессор Н.Н. Медведева и заведующая кафедрой - профессор Л.В. Синдеева, Красноярск), кафедра нормальной, топографической и клинической анатомии, оперативной хирургии Пермского медицинского государственного университет имени академика Е.А. Вагнера, (заведующая кафедрой - профессор И.А. Баландина, Пермь). В конференции приняли также участие анатомические кафедры медицинских вузов России и ближнего зарубежья. В статье изложены итоги работы конференции и значение ее результатов.

Ключевые слова: анатомия человека, всероссийская научно-практическая конференция, Конгресс «Экология и здоровье человека на Севере», Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова

Статья поступила в редакцию 03 ноября 2024 Статья принята к публикации 18 ноября 2024

THE OUTCOMES OF THE ALL-RUSSIAN SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE «HUMAN ANATOMY IN THE MODERN WORLD» 1Garmaeva DK, 1Gur'eva AB, 2Putalova IN, 3Elyasin PA, 4Medvedeva NN, 5Medvedeva LV, 4Orlova II, 6Beysembaev AA, 2Devyatirikov DA, 7Naydenova SI, 8Lutsay ED, 'Ponomarev AS, 10Linnik TA, 4Levchenko YS, 4Nikel' VV

1Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, 2Omsk State Medical University, Omsk, 'Novosibirsk State Medical University, Novosibirsk, 4Professor Voyno-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University, Krasnoyarsk, 5Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad, 6Boris Yel'tsin First Russian Federation President Kyrgyz-Russian Slavic University, Bishkek, Kyrgyzstan, 7Voynov Orenburg Regional Clinical Hospital and 8Orenburg State Medical University, Orenburg, 'Ural State Medical University, Ekaterinburg, 10Academician Pavlov Ryazan State Medical University, Ryazan, Russia, e-mail: [email protected] For the citation:

Garmaeva DK, Gur'eva AB, Putalova IN, Elyasin PA, Medvedeva NN, Medvedeva LV, Orlova II, Beysembaev AA, Devyatirikov DA, Naydenova SI, Lutsay ED, Ponomarev AS, Linnik TA, Levchenko YS, Nikel ' VV. The outcomes of the All-Russian scientific and practical conference «Human anatomy in the modern world». Morfologicheskie Vedomosti - Morphological newsletter. 2024;32(3):894. https://doi.org/10.20340/mv-mn.2024.32(3).894

Summary. Human anatomy as an academic discipline and as a science in modern conditions acquires new facets that take it beyond the exclusively educational process in higher medical school. Anatomical departments have become more active in introducing modern anatomical knowledge into educational work among the general population, new data from scientific research in the field of anatomy and anthropology into practical medicine, undergraduate and postgraduate training of doctors, and career guidance work. For the professional exchange of experience, discussion, and expansion of the scale of the best practices using at anatomical departments of medical universities in Russia, the All-Russian scientific and practical conference "Human Anatomy in the Modern World" was held at the Am-mosov North-Eastern Federal University within the framework of the Annual National Congress with international participation "Ecology and Human Health in the North", dedicated to the 30th anniversary of the Academy of Sciences of the Republic of Sakha (Yakutia) and the 180th anniversary of the Yakut Republican Clinical Hospital. The organizers were the University Human Anatomy Department (Head of Department - Professor Darima Garmaeva, Yakutsk), the Morphology and Pathology Department of the REAVIZ Private University in Saint-Petersburg (Head of the Department - Professor Radik Khayrullin), the Omsk State Medical University Human Anatomy Department (Head of the Department - Professor Irina Putalova, Omsk), the Ingush State University Medical Faculty Human Anatomy Department (Head of the Department - Docent Madina Bolgucheva, Magas), the Professor Voyno-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University Human Anatomy Department and the Human Histology, Cytology and Embryology Department (Head of the Department - Professor Nadezhda Medvedeva and Head of the Department - Professor Lyudmila Sindeeva, Krasnoyarsk), the Academician Wagner Perm State Medical University Normal, Topographic and Clinical Anatomy, Operative Surgery Department (Head of the Department - Professor Irina Balandina, Perm). The conference was also attended anatomists of anatomical departments of other medical universities of Russia and foreign states. The article presents the results of the conference and its significance anatomy promotions.

Key words: human anatomy, All-Russian scientific and practical conference, Congress «Ecology and Human Health in the North», Ammosov North-Eastern Federal University

Article received 03 November 2024 Article accepted 18 November 2024

Анатомия человека, как учебная дисциплина и как наука, в современных условиях приобретает новые грани, которые выводят ее за рамки исключительно этих категорий образовательного процесса в высшей медицинской школе. Анатомические кафедры стали активнее внедрять современные анатомические знания в просветительскую работу среди широких слоев населения, новые данные результатов научных исследований в области анатомии и антропологии в практическую медицину, в додипломную и постдипломную подготовку врачей, в профориента-ционную работу. Для обмена профессиональным опытом, обсуждения, расширения масштабов лучших практик анатомических кафедр медицинских вузов России в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова состоялась всероссийская научно-практическая конференция «Анатомия человека в современном мире» в рамках ежегодного национального Конгресса с международным участием «Экология и здоровье человека на Севере», посвященного 30-летию образования Академии наук Республики Саха (Якутия) и 180-летию Якутской республиканской клинической больницы. Организаторами выступили кафедра анатомии человека университета (заведующая кафедрой - профессор Д.К. Гармаева, Якутск), кафедра морфологии и патологии Университета РЕАВИЗ в Санкт-Петербурге (заведующий кафедрой -профессор Р.М. Хайруллин), кафедра ана-

томии человека Омского государственного медицинского университета (заведующая кафедрой - профессор И.Н. Путалова, Омск), кафедра анатомии человека медицинского факультета Ингушского государственного университета (заведующая кафедрой - доцент М.Б. Болгучева, Магас), кафедра анатомии человека и кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии человека Красноярского государственного медицинского университета имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого (заведующая кафедрой - профессор Н.Н. Медведева и заведующая кафедрой - профессор Л.В. Медведева, Красноярск), кафедра нормальной, топографической и клинической анатомии, оперативной хирургии Пермского медицинского государственного университет имени академика Е.А. Вагнера (заведующая кафедрой - профессор И.А. Баландина, Пермь).

Профессор Д.К. Гармаева в своем докладе «Кафедра анатомии человека на Северо-Востоке страны: новые грани» отметила, что медицинский институт Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова является одним из ведущих структурных подразделений университета, кузницей подготовки медицинских кадров для Республики Саха (Якутия), и для других регионов Дальнего Востока. Вызовы, стоящие перед северовосточным макрорегионом страны, объединяющим Республику Саха (Якутия), Магаданскую область, Чукотский автономный округ, Камчатский край, который

составляет почти 30% территории страны, лидирующим по освоению и развитию Арктики, разработке богатейших минерально-сырьевых ресурсов криолитозоны, обеспечению обороноспособности государства, определяют ключевые направления деятельности медицинского института и университета в целом по развитию кадрового потенциала макрорегиона, образовательного процесса, научных исследований, воспитательной работы, и здоро-вьесбережения населения. Кафедра анатомии человека медицинского института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова опираясь на его традиции, заложенные основателями, исторический опыт, создает теоретическую и практическую основу для подготовки медицинских кадров, принимает непосредственное участие в системе непрерывного профессионального становления будущих специалистов в области здравоохранения на территории макрорегиона, начиная со школы через вуз до ступеней последипломного повышения квалификации. Кафедра проводит большую работу по профессиональному самоопределению и отбору абитуриентов, углубленной подготовке по дисциплине «анатомия человека» школьников через Малую медицинскую академию института, факультет довузовского образования и профориентации, анатомический музей кафедры. С 2022 года для школьников, которые не могут выезжать из улусов организован и активно работает выездной просветительский центр «Анатомическая школа» с целью профориентации и просвещения среди школьников и населения районов Республики Саха (Якутия). Центр проводит работу по нескольким проектам. Один из них - «Первый шаг в профессию врача» - проект, который включает про-фориентационную работу среди школьников, беседы о профессии врача, об этике и деонтологии, о выдающихся ученых и врачах республики. В рамках второго проекта «Мое здоровье - в моих руках» проводятся беседы о здоровом образе жизни, профилактике алкоголизма, наркомании, табакокурения с демонстрацией натуральных анатомических препаратов с патологическими процессами. Проект «Мир

моего тела» погружает школьников в мир анатомии человека с демонстрацией натуральных анатомических препаратов, проводятся викторины и другие познавательные игры со школьниками по анатомии человека. Согласно программе развития гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи в рамках анатомической школы реализуется проект «Россия -моя страна!». Все проекты вызывают большой интерес среди школьников и населения улусов республики. За два года преподаватели вместе с лаборантами кафедры посетили Амгинский, Намский, Горный, Хангаласский улусы.

В рамках образовательного процесса на кафедре среди студентов большой популярностью пользуются студенческие научные кружки четырех дисциплин -нормальной анатомии, патологической анатомии, оперативной хирургии и топографической анатомии, судебной медицины. В деятельность научных кружков кафедры традиционно вовлечены студенты 1-х - 6-х курсов специальностей «лечебное дело», «педиатрия», «стоматология». Помимо расширения профессионального кругозора, овладения новыми навыками и умениями, развития самостоятельной и коллективной работы, углубления знаний по дисциплинам кафедры, участие студентов разных курсов обеспечивает принцип преемственности среди студенческого сообщества института. Из-за сложности получения новых анатомических препаратов работы по препарированию среди студентов стали, к сожалению, единичными. За последние десять лет только в прошлом году силами членов кружка по оперативной хирургии удалось провести научно-методический семинар «Mortui vivos docent», направленный на отработку практических навыков по препарированию на единственном экземпляре кадаверного материала, в котором были использованы новые технологии, онлайн видеодемонстрация препарирования и объяснение послойной топографии выбранных областей верхней и нижней конечности, презентация о возможных патологических процессах в этих областях и их методах коррекции для членов других

кружков студенческих кафедры, а также желающих студентов.

Доцент, доктор медицинских наук, А.Б. Гурьева в своем докладе «Анатомо-антропологические исследования на кафедре анатомии человека медицинского института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова: современное состояние и перспективы» дополнила сведения, представленные в предыдущем докладе и подчеркнула, что на кафедре анатомии человека анатомо-антропологические исследования населения Якутии были начаты в 1997 году под руководством профессора В.Г. Николаева (Красноярск) и профессора П.Г. Петровой (Якутск). С этого времени начался отсчет исследований по изучению морфофунк-циональных показателей физического здоровья населения, проживающего в условиях Якутии. По результатам исследований сотрудниками кафедры защищены 5 кандидатских и 1 докторская диссертации. Основные научные результаты отражены в многочисленных научных статьях и трех монографиях. Докладчик отметила, что анатомо-антропологические исследования на кафедре имеют дальнейшие перспективы и что большой пласт проводимого в настоящее время междисциплинарного научного взаимодействия будет способствовать процессу расширения научных горизонтов, активному внедрению результатов морфофункцио-нальных исследований в практическое здравоохранение и в разные сферы жизни республики. Важными гранями работы кафедр для популяризации достижений морфологических исследований является работа с молодежью на разных этапах образования. Одной из форм пропаганды достижений морфологической науки среди школьников является участие в просветительской акции «Ученые - в школы». Главная задача проекта - интересно и доступно рассказать учащимся школ о своих научных исследованиях, повысить привлекательность научной деятельности. Работа со студентами в рамках студенческих научных кружков в последующем может способствовать выбору выпускниками научно-педагогической деятельности и,

как следствие, поддержанию кадрового состава морфологических кафедр.

Профессор Р.М. Хайруллин (Санкт-Петербург) в своем докладе «Медицинские музеи как информационная платформа анатомических знаний» представил опыт широкого участия студентов, обучающихся в частном медицинском «Университете РЕАВИЗ», во взаимодействии с Военно-медицинским музеем Министерства обороны Российской Федерации. Университет РЕАВИЗ - единственный в городе на Неве медицинский вуз, который сотрудничает с музеем на основе официального соглашения о научно-техническом сотрудничестве. Плодотворное сотрудничество студентов и преподавателей университета способствует военно-патриотическому воспитанию студентов и является основой формирования их гражданственности. За достижения в патриотическом воспитании студентов-медиков профессор Р.М. Хайруллин награжден благодарственным письмом Министерства обороны Российской Федерации.

Доцент П.А. Елясин, заведующий кафедрой анатомии человека имени академика Ю.И. Бородина, представил доклад «Формы междисциплинарных взаимодействий на кафедре анатомии человека Новосибирского государственного медицинского университета», в котором отметил, что междисциплинарное взаимодействие на возглавляемой им кафедре происходит по трем основным направлениям: воспитательный компонент, научная составляющая и педагогический процесс. Воспитательный компонент включает олимпиады, анатомические брейн-ринги, анатомические квесты, конкурсы анатомического рисунка. Всего с 2013 года кафедрой организовано и проведено 119 мероприятий, среди них олимпиады по анатомии и гистологии (2011-2019, 20212023 гг.), по истории анатомии, латинскому языку и анатомической терминологии (2012-2018, 2021-2023 гг.), по анатомии и физиологии (2018 г.), по стоматологической анатомии (2023 г.), по клинической анатомии (2016-2023 гг.), по сравнительной морфологии (2017-2019, 2021-2023 гг.), анатомический брейн-ринг «Что? Где? Ко-

гда?» (2016-2018, 2020-2023 гг.), конкурс анатомического рисунка (2017, 2020-2023 гг.), в которых приняли участие студенты из Архангельска, Барнаула, Волгограда, Екатеринбурга, Кемерово, Кирова, Москвы, Омска, Самары, Санкт-Петербурга, Саратова, Смоленска, Твери, Тюмени, Ульяновска, Уфа, Ханты-Мансийска, Читы, Якутска, Новосибирска, Минска и Витебска Республики Беларусь, Бишкека Республики Кыргызстан, городов Алматы, Астаны, Актобе, Туркестана Республики Казахстан, Андижана Республики Узбекистан. Научная составляющая кафедры представлена научной работой в рамках выполнения диссертационных исследований, организации и участия в конференциях, взаимодействии с НИИ клинической и экспериментальной лимфологии, Институтом химической биологии и фундаментальной медицины, НИИ археологии и этнографии СО РАН. Студентами университета за последние десять лет получены 128 призов за выполненные научно-исследовательские работы. Педагогическая составляющая реализуется в виде междисциплинарного взаимодействия в рамках деятельности учебно-методических подразделений университета, проблемных комиссий, лекций ведущих ученых-анатомов в рамках заседаний Новосибирского регионального отделения НМОАГЭ, профориентационной деятельности и международного взаимодействия в рамках программ мобильности студентов и преподавателей.

Профессор Н.Н. Медведева, профессор Л.В. Синдеева, доцент И.И. Орлова в своем докладе «Роль морфологических кафедр Красноярского государственного медицинского университета имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого в подготовке будущих абитуриентов» отметили, что морфологические кафедры всегда вызывают интерес у школьников, желающих поступить в высшее учебное заведение медицинского профиля. Подготовка будущих абитуриентов осуществляется по разным направлениям. Ежегодно более 200 школьников изучают дисциплину «анатомия» и «гистология, цитология, эмбриология» в рамках разных форм подготовки к поступлению в медицинский вуз,

среди которых медико-биологические классы и Малая медицинская академия. Вклад морфологических кафедр в профо-риентационную работу вуза включает мастер-классы «Основы анатомического препарирования», «Строение организма человека» и «Техника микроскопирования гистологических препаратов» для школьников города Красноярска и Красноярского края. Масштабными профориентаци-онными мероприятиями являются день открытых дверей, включающий в себя квест для школьников, недели музеев, площадки с мастер-классами. Докладчики отметили участие морфологических кафедр университета в организации выездных мероприятий - специализированных городских выставок и профориентацион-ных ярмарок в школах Красноярского края. В текущем году кафедрой гистологии, цитологии, эмбриологии реализован нестандартный проект «Профориентация с детского сада». В рамках студенческого фестиваля «Трамплин в науку» кафедрой гистологии, цитологии, эмбриологии была представлена фотовыставка микропрепаратов «Мир на стекле», концепция которого состояла в привлечении внимания молодежи к научной деятельности в области фундаментальной морфологии и медицины, в которой среди более сотни работ, участвовали и работы школьников. Школьники активно включены в работу студенческого научного общества. Научное исследование студентов по изучению антропометрических и биоимпедансомет-рических особенностей детей подросткового возраста в 2023 году было представлено на краевом молодежном форуме «Научно-технический потенциал Сибири», а также в фестивале молодежной науки, на которых заняло призовое место. Кафедра анатомии человека и кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии уверенно удерживают лидирующие позиции и стабильно занимает призовые места в ежегодном конкурсе «Лучшая кафедра в направлении «Профориентация».

Профессор И.Н. Путалова отметила в своем докладе «Пути активизации познавательного интереса к строению собственного тела», что внимание преподавателей кафедры анатомии человека Омско-

го государственного медицинского университета адресовано, прежде всего, контингенту студентов и аспирантов медицинского университета, учащимся медицинского колледжа, как структурного подразделения университета, и школьникам города и области - реальному резерву для вузов, которые являются целевой аудиторией для пропаганды достижений морфологической науки. Лейтмотивом изучения анатомии человека, по ее мнению, служат слова классика морфологии о том, что «нет задачи более достойной свободного и мыслящего человека, как исследование самого себя». Приоритетными становятся те анатомические занятия, которые приносят радость, развивают коммуникативные умения обучаемых, создают благоприятный психологический климат, сплачивают коллектив и адаптируют обучающихся к современной жизни. Несомненно, большая заслуга в создании таких условий принадлежит сотрудникам кафедры, от их инициативы, знаний, профессионализма и компетенций которых зависит интерес обучающихся к познанию строения тела человека и собственного тела, в частности. Более тридцати лет для изучения анатомии человека на кафедру приходят учащиеся медицинских классов омских гимназий, например, учащиеся гимназии № 139, 55-80% которых в разные годы становились студентами университета. Этому процессу познания тела человека и тела разных животных способствует наличие анатомического музея кафедры. «Уникальный, неповторимый, единственный в своем роде» - такие эпитеты используют журналисты, которые описывают экспонаты музея в многочисленных публикациях газет «Жизнь», «Омская правда», «Намедни» и телепередачах, причем не только местного, но и центрального телевидения. Фонд музея кафедры анатомии человека располагает более 1500 экспонатами по всем основным разделам анатомии, системной, типовой, рентгеновской анатомии, он иллюстрирует эмбриогенез человека, индивидуальную изменчивость органов и тератологические проявления, что способствует формированию у обучающихся целостного представления о строении организма

человека. Особого внимания заслуживают препараты, изготовленные уникальным способом бальзамирования «сибирским мастером», «омским Кулибиным» - профессором-анатомом А.В. Ромодановским (1904-1969). Многолетний опыт работы кафедры подтверждает непреходящую ценность использования анатомического музея в различных аспектах педагогической и научной деятельности, а также для роста профессионального мастерства сотрудников кафедры и повышения уровня преподавания анатомии человека. Особую роль в мотивации познания тела человека играют различные научные и учебные мероприятия с творческим наполнением: олимпиады, универсиады, конкурсы анатомического рисунка, «Анатомические ассамблеи», работа студенческого молодежного научного кружка. Докладчик также отметила, что в процессе участия в научной работе у студентов порой раскрываются такие творческие способности обучающихся, о которых преподаватели часто не знают, но которые необходимы в самостоятельной практической деятельности будущего врача.

Доцент кафедры анатомии, топографической анатомии и оперативной хирургии Кыргызско-Российского Славянского университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина А.А. Бейсемба-ев в своем докладе «Оздоровление нации через популяризацию анатомических знаний у школьников» отразил разработку новых образовательных технологий и активных методов преподавания анатомических дисциплин, которые могут быть использованы, в том числе, и для школьников. Кафедра принимает активное участие в международных олимпиадах, конференциях и форумах, а также сама является их организатором. Разрабатываемое в настоящее время кафедрой компьютерное приложение «Лига морфологов», позволит вовлечь к изучению анатомии широкий круг учащихся, не требуя при этом больших материальных затрат. Приложение «Лига морфологов» — это интеллектуальная игра-викторина, содержащая в себе вопросы преимущественно по морфологическим дисциплинам (нормальной анатомии, гистологии, топографической ана-

томии и оперативной хирургии). Приложение позволит принимать участие в состязаниях друзьям, одноклассникам, однокурсникам, коллегам, случайным игрокам в режиме онлайн, а также в заранее запланированных международных олимпиадах. Игра — это активный обмен знаниями и опытом среди обучающихся разных стран, развитие коммуникативных и лидерских качеств. Приложение универсально, его можно ориентировать на все группы учащихся, школьников, студентов младших курсов и включает в себя вопросы фундаментальных, морфологических дисциплин, кроме того, его активно могут использовать студенты старших курсов, для повторения пройденного материала. На приложение получено свидетельство о регистрации на программу для ЭВМ (№ 847 от 29.08.2023 г. Агентства Кыргызпа-тент).

На кафедре также реализуется концепция интерактивного обучения, в котором каждый учащийся, в той или иной мере, может проявить себя, свои навыки и знания, что так важно для молодого поколения. Она реализована в проекте «Интерактивный лекторий», заключающемся в организации учебной аудитории с настенными проекторами, охватывающими ее по всему периметру. При этом создается особая визуальная атмосфера, ощущение полного погружения в интеллектуальный поток изучаемой анатомической темы, что позволяет достичь лучшего понимания и восприятия информации. Интерактивное обучение - это взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом. В этом проекте активность преподавателя уступает место активности студентов. Задача преподавателя - создать необходимые комфортные условия для инициативы студентов, регулирование учебно-воспитательного процесса. Профессорско-преподавательским составом кафедры предварительно подготовлен необходимый материал, задания, сценарии ролевых игр и(или) темы для обсуждения в учебных группах. Интерактивное обучение это способ восприятия, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса. Обучение, по-

груженное в общение, формирует навыки совместной деятельности, навыки коммуникативности. По мнению докладчика, XXI век - век информационных технологий, молодежь используют гаджеты повсеместно, зная и умело используя это, можно достичь значительных высот в сфере преподавания анатомии, привить уважение к знаниям о своем теле.

Доцент кафедры анатомии, топографической анатомии и оперативной хирургии Уральского государственного медицинского университета А.С. Пономарев в докладе «Анатомический музей Уральского государственного медицинского университета как старт профессиональной ориентации школьников. Открываем профессию врача через анатомию» отметил, что анатомический музей медицинского вуза является важным источником анатомических знаний. Студенты, находясь на начальном уровне обучения в стенах вуза получают в музее более полное представление о строении тела человека и его органах, изменениях в тканях при различном воздействии окружающей среды. Учебные анатомические музеи выполняют не только учебные функции у студентов, но и несут на себе исследовательские и просветительные функции для большого круга людей. Музей кафедры располагается непосредственно в ее составе на единой территории. Музейный препараты кафедры накапливались десятилетиями, изготавливались преподавателями-наставниками с привлечением студентов. Некоторым препаратам более сорока лет. В настоящее время идет активная реставрация и замена этикеток препаратов на QR-коды, что является современным и удобным способом их идентификации. Большой вклад в формирование музея непосредственно внесли профессора Чурилов Ю.С., Спирина Г.А., доцент Ивачев П.В. В настоящее время главным хранителем и реставратором музея является доцент Якимов А.А. Музей является местом проведения медицинских олимпиад в том числе и всероссийского масштаба. Анатомический музей - значимое и показательное место, «лицо» самого начального этапа образовательного процесса медицинского или биологического вуза. В музее

осуществляется довузовская подготовка, в нем занимаются старшие школьники, которые через экспонаты познают анатомические особенности строения систем и органов человека. Более того, студенты также при обучении пользуются музеем в целях наглядно-образовательной и просветительной деятельности. Таким образом, обучающиеся и посетители встречаются с медициной через анатомический музей кафедры. Кафедрой формируются группы из числа учащихся профильных классов школ Екатеринбурга и Свердловской области и, согласно плану, преподаватели проводят экскурсии и импровизированные занятия. В летнее время уже на протяжении ряда лет проводятся анатомические школы. В музее имеется собственная «Кунсткамера» в уменьшенной по размерам экспозиции, что также положительно сказывается на воспитательной и просветительской деятельности кафедры.

Старший преподаватель кафедры анатомии Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова, кандидат медицинских наук Т.А. Линник представила доклад на тему <^И-коды и группа в социальной сети «V kontakte» как инструменты эффективной самостоятельной работы студентов в анатомическом музее». Автор доклада отметила, что анатомический музей на базе медицинского вуза играет важную образовательную роль. Он активно используется как на занятиях, так и при самостоятельной подготовке студентов и в профориентационной работе со школьниками. Музей анатомии человека Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова насчитывает более 2000 экспонатов всех систем человеческого тела, а также экспонаты, иллюстрирующие патологии. Для эффективной самостоятельной работы экспонаты музея должны быть доступны, наглядны и информативны. В современном мире широко используются QR-коды - они позволяют мгновенно получить доступ к сведениям об объекте и обеспечивают интерактивный опыт и активное вовлечение в процесс получения знаний. Автором была проанализирована эффективность самостоятельной работы

студентов в анатомическом музее с использованием современных технологий идентификации экспонатов. Музейный препарат фотографировали, нумеровали структуры, отредактированное фото публиковали в группе социальной сети «V kontakte», подписывали, генерировали его QR-код и помещали идентификационный код непосредственно на экспонат. Студент, обращаясь к препарату считывает на своем мобильном устройстве QR-код, переходит на публикацию фото препарата в социальной сети и сопоставляет объект с изображением и его обозначениями. В социальной сети студенты могут делиться этой записью с другими пользователями, повышая интерес к музею анатомии. По данным годовой статистики группы среднее число просмотров одной публикации составило 469 просмотр на публикацию, максимальное число просмотров одной публикации - 1775. Преимущество цифрового учета использования экспозиции состоит в возможности статистической оценки эффективности и наглядности, как отдельного экспоната музея, так и экспозиции в целом. В таком формате работы студент активно вовлечен в образовательный процесс, сам участвует в поиске информации, анализирует и сопоставляет ее, что способствует более эффективному запоминанию учебного материала. Для современного студента работа в информационном пространстве является удобной и привычной, что успешно дополняет работу с учебниками, адаптируя ее под современные реалии.

В докладах, представленных кафедрой анатомии человека медицинского факультета Ингушского государственного университета заведующей кафедрой, доцентом, кандидатом медицинских наук М.Б. Болгучевой, старшим преподавателем Х.А. Барахоевой и студенткой Л.А. Барахоевой «Сложности преподавания морфологических дисциплин связанные с религиозными канонами» и старшими преподавателями кафедры М.С. Нальгие-вой, З.Х. Барахоевой и М.Р. Эсмурзиевым «Становление и роль анатомического музея и ежегодных выставок на кафедре анатомии человека как средства профориентации и пропаганды здорового образа

жизни», были отражены ряд особенностей организации учебного процесса, музейного дела и просветительской работы среди населения, в условиях деятельности в регионе с преимущественно мусульманским вероисповеданием. Участниками конференции авторам было рекомендовано отразить материалы этих докладов в отдельной публикации в связи с высокой актуальностью сообщения и необходимостью учета специфики анатомического образования не только в регионе, но и расширением обучения студентов в медицинских вузах страны, прибывающих из стран с мусульманскими традициями, культурой и образом жизни.

На конференции также были представлены доклады, отражающие значение современных морфологических исследований для практической медицины, как одного из аспектов значимости и пропаганды анатомических научных знаний и исследований во врачебной среде. Кандидат медицинских наук, исполняющая обязанности заведующей лечебно-диагностическим офтальмологическим отделением Оренбургской областной клинической больницы имени В.И. Войнова С.И. Найденова и доцент, доктор медицинских наук, директор института профессионального образования Оренбургского государственного медицинского университета Е.Д. Луцай в докладе «Значение анатомического строения углубления диска зрительного нерва в оперативной офтальмологии» представили результаты определения половых различий количественных характеристик диска зрительного нерва. Все исследованные размеры диска зрительного нерва у мужчин были больше, чем у женщин. Выполненный с помощью критериев ранговой корреляции Спирмена анализ полученных данных показал, что во всех изученных группах имелась сильная корреляционная зависимость межу объемом экскавации и площадью углубления диска зрительного нерва, его шириной и глубиной. Определена обратная корреляционная зависимость возраста со средней толщиной слоя нервных волокон, шириной и площадью углубления диска зрительного нерва, что свидетельствует о возрастных изменениях в его

структуре. Выявлено, что углубление диска зрительного нерва независимо от пола имеет выраженные индивидуальные различия, которые позволили выделить наиболее часто встречающиеся его формы, треугольную - 46%, плоскую - 16%, клиновидную - 16%, трапециевидную -22%. Самой распространенной формой является треугольная, иные формы у лиц мужского пола составляют по 17,4% каждая, у женщин второй по частоте распространения является трапециевидная - 22%. Авторами рекомендуется анатомические индивидуальные и половые различия диска зрительного нерва, отрицательную корреляционную зависимость между возрастом и толщиной слоя нервных волокон сетчатки учитывать в оперативной офтальмологии.

Кандидат медицинских наук, доцент кафедры анатомии человека Омского государственного медицинского университета Д.А. Девятириков представил в своем докладе «Особенности распространенности дефектов зубных рядов у лиц женского пола с позиций современной анатомической науки» результаты исследования, в котором установлено, что характер распространения дефектов зубных рядов на верхней и нижней челюстях различается у лиц старческого возраста. На верхней челюсти преобладал 2 класс дефектов по классификации Кеннеди, в то время как на нижней челюсти - 1 класс дефектов. У лиц 1-го и 2-го периодов зрелого возраста, а также лиц пожилого возраста доминировал 3 класс дефектов по классификации Кеннеди. В юношеском возрасте дефекты зубных рядов были единичными. Установлено наличие корреляционной связи между дефектами зубных рядов на верхней и нижней челюстях. Кроме того, выявлена прямая умеренной величины корреляция между возрастом и числом дефектов зубных рядов на нижней и прямая значительная корреляция между возрастом и числом дефектов зубных рядов на верхней челюсти. Однако, эти корреляции по мнению автора не могут объяснить всех причин дефектов зубных рядов. Им была отмечена необходимость дальнейшего исследования вопросов, касающихся возрастных изменений зубных рядов.

Сотрудники Красноярского государственного медицинского университета имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого, доктор медицинских наук, доцент кафедры анатомии человека В.В. Никель и кандидат медицинских наук, ассистент кафедры офтальмологии имени профессора М.А. Дмитриева с курсом последипломного образования Ю.С. Левченко в докладе «Особенности распределения соматотипов и индекса массы тела у детей и подростков города Красноярска» отметили, что у школьников периода второго детства преобладающим типом конституции, как у мальчиков, так и у девочек является астенический, при этом доля его статистически значимо больше у девочек. На втором месте по частоте находится нормостенический тип телосложения, на третьем - пикнический. Частоты нор-мостенического и пикнического типов конституции больше в группе мальчиков. Преобладание астенического соматотипа у девочек-подростков снижается, при этом увеличивается доля пикнического и нор-мостенического соматотипов по сравнению с девочками периода второго детства. В группе мальчиков подросткового возраста преобладающим соматотипом становится нормостенический, при этом доля астенического соматотипа снижается и увеличивается доля пикнического сомато-типа по сравнению с мальчиками периода второго детства. При анализе распределения школьников в зависимости от значений индекса массы тела выявлено, что во всех группах большинство обследуемых имели нормальную массу тела, но около

Авторы заявляют об отсутствии каких-либо конфликтов интересов при планировании, выполнении, финансировании и использовании результатов настоящего исследования

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Гармаева Дарима Кышектовна, профессор, доктор медицинских наук, заведующая кафедрой анатомии человека, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, Якутск, Россия; e-mail: [email protected]

Гурьева Алла Борисовна, доцент, доктор медицинских наук, профессор кафедры анатомии человека, СевероВосточный федеральный университет имени М.К. Аммосо-ва, Якутск, Россия; e-mail: [email protected]

Путалова Ирина Николаевна, профессор, доктор медицинских наук, заведующая кафедрой анатомии человека, Омский государственный медицинский университет, Омск, Россия; e-mail: [email protected]

одной трети детей в каждой группе были с дисгармоничным физическим развитием вследствие дефицита или избыточной массы тела, а также ожирения. Наибольший процент учениц с дефицитом массы тела был в группе девочек второго детства. Наибольший процент мальчиков с избыточной массой тела и ожирением определялся в подростковом возрасте. Был выполнен анализ распределения показателей индекса массы тела в зависимости от типа конституции, выявлено увеличение индекса массы тела от астенического к пикническому соматотипу во всех группах исследуемых.

В целом, всероссийская научно-практическая конференция «Анатомия человека в современном мире» в рамках ежегодного национального Конгресса с международным участием «Экология и здоровье человека на Севере», посвященного 30-летию образования Академии наук Республики Саха (Якутия) и 180-летию Якутской республиканской клинической больницы выступила площадкой анализа и обсуждения эффективных форм и практик морфологических кафедр России и ближнего зарубежья -практик продвижения анатомических знаний в обществе и на разных уровнях современного образования, продвижения общественного имиджа достижений анатомических наук и форм его повышения среди населения, значимости анатомических музеев как средства взаимодействия анатомических кафедр и анатомов с обществом и пропаганды здорового образа жизни.

The Authors declare that they haven't any conflicts of interest in the planning, implementation, financing and use of the results of this study

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Darima K. Garmaeva, Professor, Doctor of Medical Sciences, Head of the of Human Anatomy Department of the Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia; e-mail: [email protected]

Alla B. Gur'eva, Docent, Doctor of Medical Sciences, Professor of the Human Anatomy Department of the Ammosov NorthEastern Federal University, Yakutsk, Russia;

e-mail: [email protected]

Irina N. Putalova, Professor, Doctor of Medical Sciences, Head of the Human Anatomy Department of the Omsk State Medical University, Omsk, Russia;

e-mail: [email protected]

Елясин Павел Александрович, доцент, кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой анатомии человека имени академика Ю.И. Бородина, Новосибирский государственный медицинский университет, Новосибирск, Россия; e-mail: [email protected]

Медведева Надежда Николаевна, профессор, доктор медицинских наук, заведующая кафедрой анатомии человека, Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого, Красноярск, Россия; e-mail: [email protected]

Медведева Людмила Викторовна доцент, доктор медицинских наук, профессор кафедры фундаментальной медицины, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Калининград, Россия; e-mail: [email protected]

Орлова Ирина Игоревна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры анатомии человека, Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого, Красноярск, Россия; e-mail: [email protected]

Бейсембаев Анвар Акулкеримович, кандидат медицинских наук, доцент кафедры анатомии, топографической анатомии и оперативной хирургии, Кыргызско-Российский Славянский университет имени первого Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина, Бишкек, Кыргызстан; e-mail: [email protected]

Девятириков Дмитрий Алексеевич, кандидат медицинских наук, доцент кафедры анатомии человека, Омский государственный медицинский университет, Омск, Россия; e-mail: [email protected]

Найденова Светлана Игоревна, кандидат медицинских наук, исполняющая обязанности заведующей лечебно-диагностическим офтальмологическим отделением, Оренбургская областная клиническая больница имени В.И. Вой-нова, Оренбург, Россия; e-mail: [email protected]

Луцай Елена Дмитриевна, доцент, доктор медицинских наук, директор института профессионального образования, Оренбургский государственный медицинский университет, Оренбург, Россия; e-mail: [email protected]

Пономарев Алексей Сергеевич, кандидат медицинских наук, доцент кафедры анатомии, топографической анатомии и оперативной хирургии, Уральский государственный медицинский университет, Екатеринбург, Россия; e-mail: [email protected]

Линник Татьяна Александровна, кандидат сельскохозяйственных наук, старший преподаватель кафедры анатомии, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова, Рязань, Россия, e-mail: [email protected]

Левченко Юлия Сергеевна, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры офтальмологии имени профессора М.А. Дмитриева с курсом последипломного образования, Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого, Красноярск, Россия; e-mail: [email protected]

Никель Виктория Викторовна, доцент, доктор медицинских наук, профессор кафедры анатомии человека, Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого, Красноярск, Россия;

e-mail: [email protected]

Pavel A. Elyasin, Docent, Candidate of Medical Sciences, Head

of the Academician Borodin Human Anatomy Department of the

Novosibirsk State Medical University,

Novosibirsk, Russia;

e-mail: [email protected]

Nadezhda N. Medvedeva, Professor, Doctor of Medical Sciences, Head of the Human Anatomy Department of the Professor Voyno-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University, Krasnoyarsk, Russia;

e-mail: [email protected]

Lyudmila V. Medvedeva, Docent, Doctor of Medical Sciences, Professor of the Basic Medical Sciences Department of the Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad, Russia; e-mail: [email protected]

Irina I. Orlova, Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Human Anatomy Department of the Professir Voyno-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University, Krasnoyarsk, Russia;

e-mail: [email protected]

Anvar A. Beysembaev, Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Anatomy, Topographical Anatomy and Operative Surgery Department of the Boris Yel'tsin First Russian Federation President Kyrgyz-Russian Slavic University, Bishkek, Kyrgyzstan;

e-mail: [email protected]

Dmitriy A. Devyatirikov, Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Human Anatomy Department of the Omsk State Medical University, Omsk, Russia; e-mail: [email protected]

Svetlana I. Naydenova, Candidate of Medical Sciences, Acting Head of the Treatment and Diagnostic Ophthalmology Department of the Voynov Orenburg Regional Clinical Hospital, Orenburg, Russia;

e-mail: [email protected]

Elena D. Lutsay, Docent, Doctor of Medical Sciences, Director of the Professional Education Institute of the Orenburg State Medical University, Orenburg, Russia;

e-mail: [email protected]

Aleksey S. Ponomarev, Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Anatomy, Topographical Anatomy and Operative Surgery Department of the Ural State Medical University, Ekaterinburg, Russia;

e-mail: [email protected]

Tat'yana A. Linnik, Candidate of Agricultural Sciences, Senior Lecturer of the Anatomy Department of the Academician Pavlov Ryazan State Medical University, Ryazan, Russia; e-mail: [email protected]

Yuliya S. Levchenko, Candidate of Medical Sciences, Assistant of the Professor Dmitriev Ophthalmology with a Course of the Postgraduate Education Department of the Professor Voyno-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University, Krasnoyarsk, Russia;

e-mail: [email protected]

Viktoriya V. Nikel', Docent, Doctor of Medical Sciences, Professor of the Human Anatomy Department of the Professor Voyno-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University, Krasnoyarsk, Russia;

e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.