Научная статья на тему 'Итоги саммита g20'

Итоги саммита g20 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
192
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итоги саммита g20»

5 (173) -2009

КОРОТКО: ЦИФРЫ И ФАКТЫ

ИТОГИ САММИТА G20

Лондон. 3 апреля. Лидеры страны Группы двадцати на саммите в Лондоне согласовали пакет мер по поддержке мировой экономики на общую сумму 1,1 трлн долл. Также в итоговом коммюнике саммита зафиксированы решения, которые должны стать основой для новой системы глобального финансового регулирования.

ДЕНЬГИ

Согласно тексту итогового коммюнике, лидеры G20 одобрили увеличение ресурсов Международного валютного фонда на 500 млрд долл. — с 250 млрд до 750 млрд долл. (в том числе 250 млрд долл. — в форме немедленного финансирования от стран-участниц).

Ранее источник в российской делегации сообщил, что участие в этом механизме будет добровольным. «Предполагается несколько опций финансирования, каждая страна сможет выбрать для себя подходящий вариант», — сказал он.

В частности, Китай планирует покупать облигации МВФ, Россию также устраивает вариант облигаций.

Решение о рыночных заимствованиях МВФ «в случае необходимости» отражено в итоговом коммюнике. Предполагается, что облигации будут иметь наивысший кредитный рейтинг и страны смогут размещать в них свои резервы. Объем выпуска бумаг в коммюнике, как и предполагалось, не зафиксирован.

В итоговое коммюнике, как и планировалось, также вошло решение о размещении 250 млрд SDR (373 млрд долл.) среди акционеров МВФ. Из этой суммы 100 млрд долл. будут направлены на emerging markets и в развивающиеся страны.

SDR — специальные права заимствования, созданы МВФ в 1969 г. для поддержки резервов стран — акционеров фонда. Они распределяются между странами в соответствии с их квотой в фонде. SDR также служат единицей расчетов МВФ и некоторых других международных организаций.

Как отмечал ранее источник в делегации РФ, это пополнит мировую ликвидность, а страны при этом получат возможность более гибко управлять своими средствами.

Страны при необходимости смогут взять у МВФ денежные средства на сумму, эквивалентную

полученным SDR, при этом за пользование этими деньгами не нужно будет платить процентов. Акционеры также смогут предоставить полученные SDR в виде кредитов другим странам и получать за это проценты. SDR будут распределяться в соответствии с квотами стран — акционеров МВФ.

Также в коммюнике отмечено, что страны G20 поддержат выделение как минимум 100 млрд долл. в виде дополнительного финансирования со стороны международных банков развития. Капитал Азиатского банка развития планируется увеличить на 200 %, также будет проанализирована необходимость докапитализации банков развития Европы (ЕБРР), Америки и Африки.

Еще 250 млрд долл. предназначено на поддержку торгового финансирования.

Дополнительные ресурсы для финансовой поддержки беднейших стран будут аккумулированы за счет продажи золота Международным валютным фондом.

«Вместе с внутренними мерами, которые приняты каждой отдельной страной, это составляет глобальный план восстановления беспрецедентного масштаба», — говорится в коммюнике.

По решению G20, реформа квот МВФ должна быть завершена к январю 2011 г. Также «двадцатка» признала необходимость проанализировать возможность увеличения роли совета управляющих МВФ в принятии фондом стратегических решений.

Всемирный банк на годовом собрании осенью 2009 г. должен будет представить конкретные рекомендации по изменению долей и голосов акционеров, системы голосования и внутреннего управления. Реформа банка должна быть согласована к весенней сессии 2010 г.

ТОРГОВЛЯ

Авторы коммюнике вновь выразили намерение бороться с протекционизмом в мировой торговле, объем которой снижается впервые за четверть века.

«Мы не повторим исторические протекционистские ошибки прошлых эпох», — говорится в документе.

Особо подчеркивается недопустимость создания барьеров на пути перетока капитала в первую очередь — в развивающиеся страны.

КОРОТКО: ЦИФРЫ И ФАКТЫ

5 (173) -2009

Страны G20 сохраняют стремление к достижению «амбициозного и сбалансированного завершения» Дохийского раунда переговоров в рамках ВТО. Это позволит увеличить объемы глобальной торговли как минимум на 150 млрддолл. в год.

РЕГУЛИРОВАНИЕ

Как отмечается в коммюнике, крупные банкротства в финансовом секторе и провалы финансового регулирования и надзора стали фундаментальными причинами кризиса.

«Доверие не будет восстановлено, пока мы не возродим веру в нашу финансовую систему. Мы предпримем меры для построения более сильной, более последовательной надзорной и регуляторной основы для будущего финансового сектора», — говорится в документе.

В коммюнике подчеркивается необходимость повышения уровня сотрудничества между государствами по вопросам надзора за финансовой системой.

G20 решила преобразовать Форум финансовой стабильности в Совет финансовой стабильности, расширив его мандат.

Этот Совет будет, в частности, определять слабые места финансовой системы, способствовать координации и обмену информацией среди органов власти, отвечающих за финансовую стабильность.

Совет также будет сотрудничать с МВФ в части предупреждения кризисов.

Для усиления международного сотрудничества «двадцатка» договорилась к июню 2009 г. создать постоянные надзорные коллегии для самых значимых трансграничных корпораций.

Лидеры G20 договорились, что до восстановления роста экономики международные стандарты минимальных требований к капиталу должны оставаться неизменными. Там, где возможно, требования к капиталу должны быть снижены, чтобы облегчить предоставление займов в ухудшившихся экономических условиях. Но после восстановления роста экономики пруденциальные стандарты должны быть ужесточены. Базельский комитет по банковскому надзору должен пересмотреть минимальные требования к капиталу в2010г.

Хедж-фонды или управляющие ими компании будут проходить регистрацию и будут обязаны раскрывать необходимую информацию надзорным или контролирующим органам, включая информацию о привлеченных заемных средствах. По возможности, регистрация должна быть сведена к минимуму.

Совет финансовой стабильности разработает механизмы сотрудничества и обмена информацией между органами власти, которые будут контролировать хедж-фонды, чтобы сделать более эффективным надзор в случае, если фонд и управляющая им компания расположены в разных юрисдикциях.

Эта работа должна быть завершена к концу 2009 г.

Регуляторы должны потребовать от институтов, работающих с хедж-фондами, эффективного риск-менеджмента, который предполагает мониторинг уровня заемных средств хедж-фондов и установления лимитов на каждого контрагента.

G20 также намерена способствовать стандартизации и устойчивости рынков кредитныхдеривативов. В частности, по мнению «двадцатки», эффективному регулированию и надзору будет способствовать создание центра клиринговых расчетов.

G20 поддержала принципы вознаграждения и выплаты компенсаций в значимых финансовых институтах, разработанные Форумом финансовой стабильности. Страны договорились, что значительный прогресс в их внедрении должен быть достигнут при выплате вознаграждения за 2009 г.

Принципы предполагают, что советы директоров компаний должны играть активную роль в создании, управлении и оценке схем компенсаций. Условия компенсаций, включая бонусы, должны отражать риски, а планы выплат должны быть чувствительны к временному горизонту рисков.

Компании будут обязаны раскрывать полную информацию о компенсациях. Акционеры должны получать адекватную информацию о правилах выплаты компенсаций.

Регуляторы будут оценивать правила компенсаций компаний. При необходимости они смогут вмешиваться, в частности смогут увеличить требования к капиталу.

БОРЬБА С «НАЛОГОВЫМ РАЕМ»

G20 призвала все страны внедрить международные стандарты обмена информацией, принятые «двадцаткой» в 2004 г. В отношении стран, которые не следуют международным стандартам обмена налоговой информацией (tax heavens и non-cooperative jurisdictions), государства G20 готовы принимать «согласованные меры». В этой связи планируется выработать меры, направленные на увеличение требований по раскрытию информации о сделках с участием контрагентов из non-cooperative jurisdictions, взимание налогов с таких сделок и отказ от налоговых изъятий.

Кроме того, международным и региональным институтам развития рекомендовано пересмотреть свою инвестиционную политику с учетом того, является ли та или иная страна не следующей стандартам обмена информацией.

G20 также призвала FATF усилить процесс анализа юрисдикций на предмет соответствия международным требованиям. FATF и Совет финансовой стабильности должны будут на следующей встрече министров финансов и глав ЦБ стран

КОРОТКО: ЦИФРЫ И ФАКТЫ

5 (173) -2009

020 отчитаться о динамике внедрения стандартов обмена информации.

«Мы готовы к введению санкций (против стран, не соответствующих стандартам), чтобы защитить наши государственные финансы и финансовые системы. Эра банковской тайны закончена», — провозглашается в коммюнике.

РЕЙТИНГОВЫЕ АГЕНТСТВА

Страны 020 также договорились организовать более эффективный контроль за деятельностью кредитных рейтинговых агентств.

В частности, говорится в коммюнике, все рейтинговые агентства, чьи оценки используются в регуляторных целях, должны быть субъектами надзорного режима, который, в частности, будет включать процедуру регистрации. Этот режим должен быть запущен к концу 2009 г.

Национальные регуляторы должны потребовать от рейтинговых агентств усиления контроля за конфликтом интересов и обеспечения прозрачности и качества процесса присвоения рейтингов.

Надзорные механизмы во всех странах не должны противоречить друг другу, а регуляторы должны обмениваться необходимой информацией.

ОЦЕНКА ИТОГОВ

Президент РФ Дмитрий Медведев представил свою оценку итогов саммита 020 на пресс-конференции в Лондоне.

Он предостерег от возможной эйфории от принятия долгожданных совместных решений.

«Мне бы хотелось сказать, что это перелом, но как ответственный человек я так говорить не буду. Я не возьмусь, конечно, сказать, что после сегодняшних решений ситуация радикально поменяется: сегодня во многом мы залатываем бреши, которые возникли в финансово-кредитной системе и в экономике мировой в целом еще три, четыре, пять лет назад», — сказал Д. Медведев, подчеркнув при этом, что саммит «двадцатки» стал шагом в правильном направлении. Он также сравнил нынешний саммит с аналогичным саммитом в Вашингтоне и выразил мнение, что саммит в Лондоне оказался более конкретным.

По словам Д. Медведева, «все те решения, которые были приняты — и по финансовой поддержке, и по стабилизации на рынках наших стран, и по протекционизму, и по ответственности государств за их макроэкономическую политику, и по судьбе финансовых институтов — это все абсолютно конкретные и серьезные решения, адресованные в будущее».

Он сообщил, что значительная часть финансовой помощи со стороны России в рамках общего пакета, согласованного 020, будет направляться из антикризисного фонда ЕврАзЭС и по линии двусторонних соглашений.

«Мы будем предоставлять помощь в тех размерах, которые еще подлежат согласованию. Но значительная часть этой помощи пойдет по линии антикризисного фонда ЕврАзЭС, который в настоящее время формируется в объеме 10 млрд долл., а также по линии двусторонних соглашений», — отметил Президент РФ.

Д. Медведев отметил, что речь идет о тех государствах, которые «имеют кредитные линии от России и которые сегодня нуждаются в поддержке в силу сложного финансового положения в их экономиках».

Комментируя позицию 020 по борьбе с протекционизмом, Д. Медведев сказал: «Позиция лидеров государств простая: протекционизм в период кризиса, как явление в целом, вреден».

При этом президент признал, что протекционизм — это тяжелая тема, поскольку «все страны клянутся в приверженности делу борьбы с протекционизмом, отказываются от протекционизма, а де-факто все равно принимают защитные меры».

«Мотивы принятия таких решений легко объяснить, потому что когда возникают проблемы на конкретных предприятиях, большинство руководителей стран и правительств действуют в пользу национальных интересов», — сказал Д. Медведев.

Но в целом, подчеркнул глава государства, «протекционизм — вредная для мировой экономики штука».

«И поэтому по протекционизму были сделаны специальные заявления в рамках того коммюнике, которое мы приняли», — отметил Д. Медведев.

Это означает, пояснил он, что страны «должны воздерживаться от принятия превентивных защитных мер, которые блокируют торговую деятельность и блокируют работу на рынках».

Россия готова отказаться от протекционистских мер в случае, если будет доказана их неэффективность и вред, наносимый иностранным государствам и производителям.

«Мы, конечно, должны воздерживаться от примитивных защитных мер, которые блокируют торговую деятельность и работу на рынках», — сказал Д. Медведев.

По словам главы государства, «мы должны внимательным образом отнестись к тем мерам, которые уже приняты: если эти меры, и это касается всех — и России в том числе, — покажут, что они неэффективны, тогда от таких мер следует отказываться».

«Но в некоторых случаях — и мы об этом открыто говорим, и я об этом говорил своим коллегам — нужно еще убедиться в том, что такие меры не действуют или, наоборот, наносят вред интересам иностранных производителей, иностранных государств», — подчеркнулД. Медведев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.