Итоги развития центров трансфера технологий в 2005 г.
А. В. Суворинов,
д. т. н., профессор, начальник Управления инновационного развития и инфраструктуры Роснауки
Г. В. Шепелев,
зам. начальника Управления инновационного развития и инфраструктуры Роснауки
В «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» поставлена задача формирования национальной инновационной системы (НИС). Центры трансфера технологий (ЦТТ) наряду с другими элементами инновационной инфраструктуры составляют важный компонент НИС.
ЦТТ призваны сыграть одну из ключевых ролей в национальной инновационной системе, ускоряя продвижение в промышленность научных разработок, в первую очередь тех, которые были созданы с использованием бюджетных средств. Основной задачей ЦТТ является коммерциализация разработок, создаваемых в научных организациях и вузах. Для решения этой задачи ЦТТ должны обладать возможностью оказания консалтинговых услуг по достаточно широкому спектру вопросов — финансовых, экономических, маркетинговых, вопросов интеллектуальной собственности, а также часто и по внешнеэкономической деятельности. ЦТТ должны иметь выход на источники научных разработок, соответствующий кадровый потенциал, осуществляющий оценку уровня разработок, и каналы выхода на промышленные предприятия — потенциальные пользователи разработок научного сектора.
ЦТТ должны сопровождать научно-техническую разработку практически на всех этапах ее реализации. В табл. 1 приведена агрегированная схема этапов развития технологии и соответствующих им этапов трансфера технологии.
Работы по созданию центров трансфера технологий начались в 2003 г., когда Минпромнауки России было поддержано создание первых шести ЦТТ.
В 2004 г. работы продолжились, и структурами Минобрнауки было поддержано создание еще 18 центров трансфера технологий. В 2005 году Роснаукой и Рособразованием было поддержано создание еще более 40 ЦТТ. Сводные данные по созданным за три года ЦТТ представлены в табл. 2. Из этой таблицы видно, что большая часть ЦТТ (почти две трети) была создана в 2005 году.
При анализе системы трансфера следует также учесть, что еще примерно 20 организаций, занимающихся трансфером технологий, были созданы в разные годы без участия средств федерального бюджета.
Всего из федерального бюджета было поддержано создание 66 ЦТТ на общую сумму 133 млн руб. По числу созданных организаций сектор трансфера
* Жирным шрифтом выделены коммерческие формы трансфера технологии.
Таблица 1
Этапы развития технологии Этапы трансфера технологии*
Выполнение этапов НИР. Проверка возможности реализации технологии Публикация результатов исследования. Подача патентных заявок. Участие в конференциях и выставках. Публикация результатов исследования. Подача патентных заявок. Участие в конференциях и выставках. Продажа прав на результаты НИР
Выполнение этапов ОКР. Опытный образец изделия, прототип технологии. Подтверждение возможности технической реализации Создание малого предприятия для реализации технологии. Продажа технологии
Доработка технологии. Создание рыночных образцов. Пробные продажи. Организация сервиса. Получение разрешений. Сертификация Тиражирование и продажа изделий (малые серии). Обучение пользователей. Обучение дилеров. Сервис. Продажа технологии. Продажа акций предприятия. Продажа бизнеса
Создание промышленной технологии. Организация серийного производства. Сертификация продукта и производства. Диверсификация Реализация продуктов и услуг. Сервис. Продажа технологии. Продажа акций предприятия. Продажа бизнеса
Расширение производства. Тиражирование изделий. Сертификация производства. Обновление изделий и производства. Диверсификация Реализация продуктов и услуг. Сервис. Обучение пользователей. Обучение дилеров. Продажа технологии. Продажа акций предприятия. Продажа бизнеса
ИННОВАЦИИ № 10 (87), 2005
ИННОВАЦИИ № 10 (87), 2005
Таблица 2
Центры трансфера технологий, созданные за счет госбюджетных источников финансирования в 2003-2005 гг.
Год Минпромнауки, Роснауки Минобразования, Рособразование
2003 6 (18 млн руб.) -
2004 10 (20 млн руб.) 8 (20 млн руб.)
2005 20 (50 млн руб.) 22 (25 млн руб.)
Итого 36 (88 млн руб.) 30 (45 млн руб.)
технологий становится наиболее значимым сегментом национальной инновационной системы. Однако при создании системы ЦТТ были выявлены проблемы, сдерживающие развитие этого сектора НИС, которые требуют решения в 2006 и последующих годах.
В табл. 3 показано распределение ЦТТ по базовым организациям. Видно, что примерно половина всех ЦТТ, поддержанных Роснаукой, создана на базе вузов (Рособразование поддерживало создание ЦТТ только на базе вузов, поэтому для дальнейшего анализа мы используем только данные Роснауки). Из этих данных можно сделать вывод о том, что вузы более активно идут на создание ЦТТ.
Учитывая количество научных организаций разных типов (вузы — более 600, институты РАН — около 450 и отраслевые — более 3500), можно констатировать, что существует серьезный пробел в активности институтов РАН и отраслевых институтов по продвижению создаваемых ими технологий1.
Следует отметить высокую активность организаций инновационной инфраструктуры, которые создали почти треть ЦТТ. Предварительный анализ результативности ЦТТ, проведенный Роснаукой, показывает, что именно эти организации демонстрируют наибольшую результативность в продвижении инноваций в промышленность.
При формировании лотов удалось достичь достаточно равномерного распределения ЦТТ по федеральным округам и регионам России. Распределение ЦТТ по федеральным округам представлено в табл. 4. Наиболее полный охват по регионам в настоящее время сложился в Приволжском ФО. Наблюдается относительный дефицит ЦТТ в Центральном ФО. По разным оценкам, этот регион обладает от 40 до 60% научного потенциала России, в то время как его доля в общем количестве ЦТТ всего около 30%. Охват по регионам, входящим в ЦФО, также достаточно низкий. Наименьший охват наблюдается в Сибирском ФО. В 2006 г. Роснаукой планируется создание ЦТТ по регионам таким образом, чтобы достичь более полного охвата регионов, обладающих серьезным научным и производственным потенциалом.
В основной массе ЦТТ фокусируют свою деятельность на трансфере критических технологий, входящих в приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации.
1 РАН ведет проект EuropeAid «Наука и коммерциализация технологий» по созданию системы ЦТТ, которая будет включать 7 центров в разных регионах России.
Таблица 3
Распределение ЦТТ по базовым организациям
Тип базовой организации Источник финансирования создания ЦТТ
Минпромнауки, Роснауки Минобразования, Рособразование
Вузы 17 (47%) 30(100%)
РАН 5(14%)
Отраслевые НИИ 4(11%)
Прочие (ИТЦ, ВНЦит. д.) 10 (28%)
В рамках развития сети ЦТТ Роснаукой созданы пять ЦТТ с участием зарубежных партнеров: по два российско-французских и российско-германских ЦТТ, а также ЦТТ с участием венгерских партнеров в области нанотехнологий. К системе ЦТТ с международным участием можно отнести российско-китайский технопарк «Дружба», созданный на базе Московского энергетического института, и российско-финский центр на базе института органической химии и ОАО «Машиноимпорт». В 2006 г. Роснаукой планируется подключение к деятельности по международному трансферу технологий других центров научно-технического сотрудничества, создание которых было профинансировано в рамках ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 годы в 2005 г.
Основные результаты деятельности системы ЦТТ
Как был отмечено выше, реально большая часть ЦТТ функционирует менее 1 года, но даже за такой короткий срок удалось достичь значимых результатов. В табл. 5 приведены показатели деятельности за 2004 г. первых шести ЦТТ, созданных в конце 2003 года.
Предварительные результаты 2005 г. показывают достаточно успешную динамику. По данным выборочного опроса (примерно половины от общего числа), ЦТТ за год внедрено и продано более 80 технологий на сумму около 200 млн руб., заключено более 40 лицензионных соглашений и договоров на уступку прав по патентам.
Во всех ЦТТ определены организационно-правовые нормы, принципы построения и функционирования, структура, разработаны и утверждены положения о ЦТТ, отработаны алгоритмы деятельности, через ЦТТ проведено сопровождение пилотных инновационных проектов. Центрами разработаны методические материалы и информационное обеспечение, позволяющие проводить исследование и мониторинг инновационного потенциала регионов и отраслей, проведен сбор информации и анализ инновационного потенциала регионов, подготовлены перечни научно-технических разработок и инновационных проектов, пригодных для последующей коммерциализации.
Из наиболее заметных проектов можно отметить создание Московского лазерного центра (инвестиции
Таблица 5
Показатели деятельности шести ЦТТ в 2004 году
Общее количество рассмотренных проектов 640
Общее количество профинансированных инновационных проектов 26
Общий объем финансирования, привлеченный для реализации инновационных проектов 33 млн руб.
Количество созданных МИП 30
Таблица 4
Распределение ЦТТ по федеральным округам
№ Федеральный округ Всего по округу Доля регионов в ФО, где созданы ЦТТ(%) Доля от общего числа ЦТТ(%)
1 Центральный 20 39 30
в том числе в Москве 10 - 15
2 Приволжский 13 53 20
3 Северо-Западный 10 36 15
4 Сибирский 8 25 12
5 Южный 7 38 И
6 Уральский 4 50 6
7 Дальневосточный 4 30 6
Итого: 66 В среднем по России — 38% 100
немецкой стороны в рамках проекта создания российско-германского ЦТТ составили около 1 млн евро), а также проект российско-германского центра в области биотехнологий, по которому достигнуто соглашение о привлечении кредита 1,4 млн евро на финансирование разработки производства оборудования в области биотехнологий. Привлеченные только по этим двум проектам средства практически перекрывают затраты Минпромнауки и Роснауки в 20032004 гг., вложенные в создание ЦТТ.
Однако наряду с этим следует отметить, что большинство ЦТТ пока не достигли существенных результатов. Анализ проблем, стоящих перед ЦТТ, проводился на учебных семинарах для сотрудников ЦТТ, организованных Управлением инновационного развития и инфраструктуры Роснауки в шести федеральных округах. В учебных семинарах участвовало около 300 человек, что позволило достаточно полно представить состояние кадрового потенциала и проблемы, с которыми сталкиваются ЦТТ при создании.
Среди основных проблем, препятствующих эффективной работе системы ЦТТ, необходимо отметить следующие:
• слабая организация управления инновационными процессами на уровне регионов и федеральных округов;
• проблемы с выходом как на внутренние, так и на зарубежные рынки у большинства ЦТТ;
• недостаточная ресурсная база для создания и функционирования ЦТТ;
• отсутствие нормативно-правовой базы, стимулирующей активизацию инновационной деятельности.
Управление инновационной деятельностью
Следует отметить, что в большинстве регионов нет ясных ориентиров по развитию инновационной деятельности. Стратегии инновационного развития носят зачастую декларативный характер, отсутствуют прогнозы развития промышленности регионов и оценки востребованности перспективных технологий промышленными предприятиями.
Отсутствуют аналитические материалы по перспективным региональным и международным рынкам.
Частично эти задачу должна решать созданная Роснаукой в конце 2005 г. сеть из 10 национальных информационно-аналитических центров.
Во многих регионах плохо используется «административный» ресурс в налаживании связей между наукой и промышленностью. Роснаука предполагает организацию обучающих семинаров для сотрудников региональных администраций с тем, чтобы организовать более тесное сотрудничество с организациями инновационной инфраструктуры.
Выход на рынки
Основные проблемы у создаваемой сети ЦТТ связаны с узостью доступных им рынков наукоемкой продукции.
Способы коммерциализации разработок, доступные ЦТТ, включают продажу лицензии заинтересованным предприятиям, создание малого предприятия для организации производства продукции по проведенной разработке, продажу акций созданного предприятия (в идеале — крупному предприятию для организации крупносерийного производства продукции).
Следует отметить, что отечественная промышленность в настоящее время не готова к масштабному восприятию разработок. Основной причиной этого является недостаток ресурсов на модернизацию производства и разработку новой продукции у большинства промышленных предприятий. Обычно это формулируется как «невосприимчивость промышленных предприятий к инновациям». Не вдаваясь в подробное обсуждение этого вопроса, следует отметить, что «невосприимчивость» может иметь, как минимум, две причины, одна из которых — низкий уровень разработок, а вторая — отсутствие средств на проведение инноваций. Поднять уровень подготовки предложений как раз и должны создаваемые ЦТТ. Что касается второго аспекта проблемы, то, как показывает анализ, основные направления научных исследований вузов и отраслевых институтов — это машиностроение, приборостроение, а также технологии, востребованные оборонным комплексом. Предприятия этих секторов до сих пор в большинстве своем не вышли на масштабные объемы производства и вследствие этого в настоящее время не могут выступать локомотивами инновационного развития. Отдельные исключения — авиакосмические предприятия, предприятия атомной промышленности, судостроение — по понятным причинам не являются
ИННОВАЦИИ № 10 (87), 2005
ИННОВАЦИИ № 10 (87), 2005
основными клиентами большей части вузовской и академической науки. Работа с этими потребителями идет по старым, устоявшимся связям с отраслевыми НИИ и со специализированными вузами.
Потенциально платежеспособны предприятия топливно-энергетического комплекса, РЖД, металлургической промышленности. Однако выход на этих потенциальных потребителей затруднен в силу небольших масштабов деятельности ЦТТ.
В планах Роснауки — стимулирование создания отраслевых и региональных сетей ЦТТ, которые позволят их участникам расширить область деятельности за счет выхода на рынки соседних регионов. Будут предприняты усилия по подключению к деятельности системы ЦТТ торгово-промышленных палат, отраслевых ассоциаций и объединений предпринимателей, что позволит расширить клиентскую базу ЦТТ.
Основным каналом продвижения инноваций в сложившихся условиях становится вариант создания малых предприятий (МП). Однако в силу ограниченного доступа МП к производственным и финансовым ресурсам создаваемые производства не выходят на масштабные объемы производства продукции. Рос-наукой объявлен конкурс совместно с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научнотехнической сфере, который позволит привлечь дополнительные средства в развитие малых инновационных предприятий (МИП).
Еще один канал продвижения научно-технической продукции и разработок — выход на зарубежные рынки. Здесь также у ЦТТ имеются значительные сложности, определяемые разным менталитетом российских и зарубежных ученых и бизнесменов, отсутствие устойчивых связей с инновационными кругами зарубежных стран, которые, как показывает зарубежный опыт, складываются за достаточно длительное время.
Частично отмеченные проблемы можно решать с помощью специализированных ЦТТ, ориентированных на работу с зарубежными партнерами. В 2006 г. Роснаукой будут продолжены работы, направленные на формирование такой сети и обеспечение к ней доступа всей системы ЦТТ.
ЦТТ предполагалось использовать как источник проектов для венчурных фондов. Однако в настоящее время реализованные венчурные проекты в инновационной области исчисляются единицами. Существует взаимная критика: со стороны венчурных инвесторов — в низком качестве проектов, со стороны разработчиков — в отсутствии желания работать с небольшими проектами. Основная причина этого положения также состоит в отсутствии спроса со стороны промышленности на новые проекты. Основные усилия венчурных капиталистов направлены на поиск уникальных проектов, дающих сотни процентов прибыли, а не на создание реального масштабного рынка инноваций. Роснау-ка в 2006 г. профинансирует проекты, которые позволяют сдвинуть ситуацию с мертвой точки за счет участия государства в таких проектах на этапе НИОКР.
Ресурсы для работы ЦТТ
Способ коммерциализации технологий, в меньшей степени зависящий от наличия средств у существующих предприятий, — создание МП для коммерциализации разработки. Ресурсы, которые может привлечь ЦТТ для реализации этого варианта, также весьма ограничены. Основные ресурсы, по которым существует дефицит, — производственные площади, производственные мощности и финансы.
Начатая в 2005 г. программа Минэкономразвития по созданию системы бизнес-инкубаторов, по-видимому, позволит частично решить проблему дефицита площадей для размещения малых предприятий, создаваемых ЦТТ.
Следует отметить, что указанная программа ориентирована на весь малый бизнес, вследствие чего наукоемкие предприятия могут оказаться в проигрышном положении, поскольку требуют большего времени на развертывание производства, чем, скажем, торговое предприятие или предприятие службы сервиса. Пока из рассмотрения программ поддержки малых инновационных предприятий полностью выпадает вопрос о создании условий доступа МИП к современному производственному оборудованию.
Недостаток промышленных мощностей для выпуска продукции МИП может стать основным лимитирующим фактором при их создании. Эта проблема до последнего времени не исследовалась, и потребность в производственных мощностях для МИП на данный момент не известна. Проблему можно было бы решить за счет создания центров коллективного пользования производственным оборудованием по аналогии с ЦКП исследовательским оборудованием. Эти вопросы Роснаука будет решать совместно с Российским агентством по особым экономическим зонам в рамках готовящегося соглашения о сотрудничестве двух агентств.
Существуют достаточно серьезные проблемы с комплектованием ЦТТ квалифицированными кадрами. В 2005 г. Роснаукой было организовано проведение пяти обучающих семинаров для вновь создаваемых ЦТТ.
Всего через эти семинары прошло около 300 слушателей. Следует отметить, что даже самооценка готовности слушателей к работе в ЦТТ оценивалась ими всего в 2,8 балла по пятибалльной шкале. Большинство участников положительно оценивают результаты обучения — средняя интегральная оценка составляет более 4,5 баллов.
В области доступа к финансовым ресурсам с сожалением приходится отметить, что за последние годы значимых сдвигов практически не происходит. Бюджетные средства практически малодоступны для МИП. На создание МИП на федеральном уровне ориентирован только Фонд содействия развитию малых форм предприятий научно-технической сферы. Региональные фонды, как правило, слишком малы, чтобы говорить о существенном сдвиге ситуации с финансированием деятельности МИП.
Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность ЦТТ
Необходимо отметить, что нормативно-правовая база, регулирующая деятельность ЦТТ, не стимулирует их развитие и успешную работу. В частности, бюджетные организации в соответствии с законом о бюджете на 2005 г. не имеют права создавать малые предприятия даже за счет внебюджетных источников. Это не позволяет вузам и институтам РАН создавать ЦТТ как самостоятельные юридические лица, а также создавать МП для реализации разработок вуза или академического института.
Второй вопрос, который блокирует деятельность ЦТТ, связан с отсутствием отработанных процедур передачи интеллектуальной собственности, созданной с использованием бюджетных средств, для коммерциализации.
Перспективы развития системы ЦТТ
Дальнейшее развитие системы ЦТТ необходимо вести с учетом выявленных проблем. Основные направления деятельности, которые будет поддерживать Роснаука, включают в себя:
• расширение регионального и отраслевого присутствия ЦТТ,
• расширение ресурсной база для деятельности ЦТТ,
• создание новых и расширение существующих каналов продвижения наукоемкой продукции, доступных ЦТТ.
Для полного охвата исследовательского сектора России необходимо создание примерно 400 организаций, ведущих трансфер технологий. Расчет идет из соотношения: 2000 исследователей на один ЦТТ (такое соотношение сложилось в европейских странах).
Это потребует создания еще примерно 300 структур в дополнение к уже существующим. Работа Роснау-ки будет концентрироваться на следующих вопросах:
• поддержка проектов, направленных на расширение зон влияния успешных ЦТТ, с целью передачи положительного опыта другим ЦТТ;
• организация сетевых проектов, в которых стимулируется создание горизонтальных связей между ЦТТ как в регионах, так и на федеральном уровне.
Для проведения такой работы в 2006 г. будут отработаны критерии отбора регионов для создания ЦТТ (по количеству научных сотрудников, научных организаций, производственных организаций). Необходимо также провести работу по выявлению перспективных организаций отраслевой науки и организаций РАН (используя в том числе результаты проекта EuropeAid «Наука и коммерциализация технологий», проводимого президиумом РАН).
Основное внимание будет уделяться развитию ресурсной базы ЦТТ. Будет продолжена работа по обучению кадров для ЦТТ, в том числе через создание системы дистанционного или заочного обучения.
С целью развития системы продвижения разработок необходимо будет предусмотреть работы по созданию сетей ЦТТ, обеспечивающих взаимодействие между объектами инфраструктуры в рамках федеральных округов, а также на федеральном уровне. Целесообразно также рассмотреть вопросы создания каналов коллективного выхода ЦТТ и МИП на зарубежные рынки.
Необходимо дальнейшее развитие базы для создания МП (развитие технопарков и бизнес-инкубаторов, развитие ЦКП промышленным оборудованием). В этой области необходимо налаживание координации усилий между различными министерствами и ведомствами, а также с региональными администрациями.
ИННОВАЦИИ № 10 (87), 2005