Научная статья на тему 'Итоги конференции. ТЫСЯЧЕЛЕТНИЕ ТРАДИЦИИ ПОЧИТАНИЯ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА'

Итоги конференции. ТЫСЯЧЕЛЕТНИЕ ТРАДИЦИИ ПОЧИТАНИЯ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
143
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Русин
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итоги конференции. ТЫСЯЧЕЛЕТНИЕ ТРАДИЦИИ ПОЧИТАНИЯ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА»

262

JPljfCf1И 2015, № 4 (42)

DOI: 10.17223/18572685/42/18

Итоги конференции The conference results

ТЫСЯЧЕЛЕТНИЕ ТРАДИЦИИ ПОЧИТАНИЯ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ

ВЛАДИМИРА

8-10 июля 2015 г. в Российском институте искусств и в Институте истории Санкт-Петербургского государственного университета прошла конференция «Тысячелетние традиции почитания святого равноапостольного великого князя Владимира». В 2015 г. исполняется 1 000 лет со дня кончины св. князя Владимира. В связи с этим конференция поставила своей задачей освещение жизни и деятельности святого равноапостольного князя Владимира в контексте христианского просвещения Руси, исследование путей христианской миссии в славянских странах, динамики и характера общественных изменений на Руси и в других странах, исследование развития основ государственности, законодательства, религиозно-философской мысли, литературы, архитектуры, изобразительного и певческого искусства. Кроме того, поскольку 2015 г. является также тысячелетней годовщиной мученической кончины св. Бориса и Глеба, погибших в период безвластия, задачей конференции также является исследование борисоглебской темы в контексте просвещения славянских стран, славянского и общеевропейского почитания князей-мучеников, освещение их подвига в контексте примирения противоборствующих общественных сил и прекращения усобиц. Цель конференции - исследование цивилизационно-образующего значения жизни и деятельности св. равноапостольного князя Владимира и св. Бориса и Глеба.

Первый день конференции, прошедший в стенах Института искусств, был посвящен общефилософским, историческим и филологическим аспектам деятельности св. равноапостольного князя Владимира и его почитания. Характеру и метафизическому содержанию русской цивилизации был посвящен доклад доктора философских наук профессора А.Л. Казина «Цивилизационный выбор князя Владимира и русская культура». В докладе О.Б. Сокуровой, доктора культурологических наук, доцента СПбГУ, освещался образ князя Владимира в культуре Древней Руси. Доклад В.В. Семенцова,

Тысячелетние традиции почитания святого князя Владимира

263

кандидата педагогических наук, доцента ГУКиТ, касался значения образов святых Бориса и Глеба как основы возрождения русской православной патриархальности. Г.В. Скотникова, доктор культурологии, профессор, ведущий научный сотрудник РИИИ, посвятила свое сообщение византийским корням русской философии. Весьма интересен был доклад Д.И. Полывянного, доктора исторических наук, профессора, «Христианское просвещение в Болгарии Х в.». В нем он рассмотрел характер древнеболгарской книжности и пришел к ряду новых выводов о поступательном развитии древнеболгарской культуры и путях миграции староболгарских текстов на Русь. О Херсонесе как крестильной купели Руси сделал доклад С.А. Беляев, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, с 1972 по 1984 г. - начальник Херсонесской экспедиции Академии наук СССР. В нем он осветил топографию Хер-сонеса, привязав к конкретным объектам известные исторические события взятия Херсонеса и крещения в нем св. князя Владимира. В докладе кандидата искусствоведения И.А. Чудеиновой «Женский голос в православном храме» освещались проблемы участия женщин в православном богослужении в разных странах. В докладе С.В. Ивановой освещались проблемы византийского искусства, в частности изображение человека как образа Божия на византийских мозаиках. Состоялась презентация медиавыставки Н.С. Серегиной и С.В. Ивановой «Древнерусское искусство книги и храма XI-XIII вв.».

Вечером первого дня конференции состоялся уникальный проект - моноспектакль «Слово о полку Игореве». Его исполнитель -лауреат международного конкурса Е.Н. Кузнецова. Руководитель проекта - доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник РИИИ Н.С. Серегина. Этот моноспектакль представляет опыт нового прочтения великого древнерусского памятника, отраженный в книге Н.С. Серегиной «“Слово о полку Игореве” и древнерусская певческая гимнография XII века» (М., 2011).

Второй день конференции, проходивший в стенах Института искусства, был посвящен преимущественно проблемам филологии и музыкознания. В докладе Н.И. Милютенко, кандидата исторических наук, доцента СПбГУ, «Древнейшее богослужебное последование св. Владимиру» была отражена непростая судьба службы св. равноапостольному князю Владимиру, первая редакция которой относится к XIV в. и дошла до нас в рукописи РНБ Софийское собрание № 382. Вторая редакция, попавшая в печатные минеи, относится к XV в. Третья, представленная единственным списком, - к XVI. В своем сообщении Н.И. Милютенко сосредоточилась на переходных типах редакций.

264

JPljfCf1И 2015, № 4 (42)

В докладе А.А. Бурыкина, доктора исторических наук, доктора филологических наук Института лингвистических исследований РАН СПб. «Святой Владимир в “Повести временных лет”: к изучению канона характеристики личности князя в летописном своде» рассматривались частотность и характер упоминаний св. князя Владимира. В сообщении Н.В. Рамазановой, доктора искусствоведения, РНБ, «Крестители Руси - последователи князя Владимира в музыкально-поэтических текстах церковных служб» рассматривались службы преп. Леонтию, Стефану Пермскому и другим великим русским миссионерам. Доклад З.М. Гусейновой, доктора искусствоведения СПбГК, касался музыкального текста песнопений Стихираря минейного, конкретно -славника князю Владимиру, где рассматривались стилистические вариациии распева. В докладе Г.А. Пожидаевой, доктора искусствоведения, рассматривались кондакарные песнопения первым русским святым и особенности кондакарного распева. Ряд сообщений касался русской церковной истории XIX - начала ХХ в. Их представили Н.С. Серегина, доктор искусствоведения, СПб., РИИИ («О судьбе храма св. Бориса и Глеба в Ленинграде (по материалам Н.К. Прибытковой)»), Э.С. Лебедева из Всероссийского музея А.С. Пушкина, СПб. («Праздник Крещения Руси (Царское село. 1831 год)»). Серия докладов имела музыковедческий характер: Т.А. Зайцева, доктор искусствоведения, СПбГК - «Симфоническая картина “1000 лет” - симфоническая поэма “Русь” М. Балакирева»; М.В. Генченкова, кандидат искусствоведения (Москва) - «Новосакральная музыка современных отечественных композиторов»; Е.О. Миклухо (СПб. ) - «Чертог твой вижду, Спасе мой: православные песнопения в жизни и творчестве английского композитора Джона Тавенера. Особый интерес в этом ряду представлял доклад А. Никанорова «Т.Б. Шашкина как исследователь древнерусской колокольной культуры раннего периода: материалы к библиографии». В нем рассматривалась история колоколов и колокольного звона на Руси от домонгольского времени до наших дней.

После второго дня конференции состоялась презентация книги М.В. Бражникова «Благовещенский кондакарь». Ее издание оказалось бы невозможным без Н.С. Серегиной, которая не только выступила ее редактором, но и приложила колоссальные усилия для ее публикации. Также был представлен сборник статей «Беседы о преподобном Сергии» по материалам конференции 2014 г., посвященной 700-летию преподобного Сергия Радонежского. Затем состоялся концерт, в котором были озвучены расшифровки знаменной нотации, сделанные Н.С. Серегиной и ее учениками.

Третий день конференции проходил в Санкт-Петербургском государственном университете, в лектории Института истории (бывший

Тысячелетние традиции почитания святого князя Владимира

265

исторический факультет). В докладе доктора исторических наук профессора А.В. Назаренко освещались вопросы посмертного почитания св. равноапостольного князя Владимира. Докладчик обратил особое внимание на тот контраст, который представляла собой жизнь св. равноапостольного князя Владимира до крещения и после него. Это в особенности способствовало развитию его почитания. Причину сравнительно поздней официальной канонизации А.В. Назаренко видел в отсутствии чудес и в то же время указал на стихийное почитание св. Владимира еще в киевский период.

Доклад доцента МГУ П.В. Кузенкова был посвящен геополитическим и эсхатологическим аспектам крещения св. равноапостольного князя Владимира. Докладчик показал рост ислама и реальную возможность становления Руси как исламского эмирата. В то же время Византия, Восточно-Римская империя, подвергалась ужасам гражданской войны. На этом фоне крещение Руси являлось чудом, тем более что миссия русских послов, видевших всю красоту богослужения в Св. Софии, состоялась лишь за два года до падения купола главного храма империи. И Запад, и Византия были пронизаны эсхатологическими ожиданиями. На этом фоне и возникает феномен апостольства св. князя Владимира.

Сенсационным явился доклад доцента, кандидата исторических наук А.Ю. Виноградова «Русь и Херсонес». Докладчик поведал о новых эпиграфических находках - славянских надписях в Херсонесе, датируемых временем св. князя Владимира, и готских надписях IX-X вв., содержащих цитаты из псалмов и богослужебных текстов. Тем самым подтверждается свидетельство о «Русских письменах» как готских, а равно и о «готских красных девах» в «Слове о полку Игореве».

В докладе старшего преподавателя кафедры истории славянских и балканских стран СПбГУ А.С. Кибиня рассматривались латинские контакты св. князя Владимира, а также историческая память о нем в польской историографии.

В докладе доктора филологии И. Чековой был рассмотрен образ сеятеля в кирилло-мефодиевской традиции и в ранней древнерусской литературе, посвященной св. князю Владимиру. Докладчик аргументированно показала живые связи первых русских книжников с наследием св. Кирилла и Мефодия.

В перерыве докладчики были приняты настоятелем Князь-Влади-мирского собора прот. Владимиром Сорокиным. Они ознакомились с Князь-Владимирским собором и в беседе с настоятелем обсудили важные вопросы исторической памяти, связанной со св. князем Владимиром.

266

JPljfCf1И 2015, № 4 (42)

Доклад доктора исторических наук профессора СПбГУ А.В. Сире-нова был посвящен образу св. князя Владимира в «Степенной книге». Автор проанализировал участие митр. Афанасия в составлении жития св. князя Владимира и его редакторскую деятельность.

Доцент кафедры истории славянских и балканских стран СПбГУ Д.Е. Алимов в своем выступлении провел параллель между христианизацией Балкан и Руси.

Доклад доцента кафедры истории славянских и балканских стран СПбГУ В.В. Василика касался образа св. равноапостольного князя Владимира как нового Константина в богослужебных текстах. Автор показал генезис этого образа из служб св. императору Константину, а также из житийной и патристической традиции и осветил не только сакральную составляющую власти, но и общность судеб и нравственного облика двух равноапостольных правителей.

Доклад Н.С. Серегиной был посвящен песнопениям в честь святого Климента в Благовещенском кондакаре и осветил прежде всего историческую, а затем литературную составляющую этих текстов.

Новым словом явился доклад С.Г. Суляка, который остановился на проблеме христианизации Карпатского региона. Докладчик аргументированно показал, что начало этого процесса относится к античной эпохе, и крещение Руси, а равно и походы князя Владимира, явились одним из завершающих ее звеньев.

Состоялась также презентация журнала «Русин», главным редактором которого является С.Г. Суляк. Он рассказал о концепции журнала и будущих планах редакции.

Следует отметить, что конференция прошла на очень высоком уровне и явилась новым словом в изучении наследия св. князя Владимира.

В.В. Василик, член оргкомитета конференции

Тысячелетние традиции почитания святого князя Владимира

267

УДК 271.2 UDC

DOI: 10.17223/18572685/42/19

НАЧАЛО ХРИСТИАНИЗАЦИИ КАРПАТО-ДНЕСТРОВСКОЙ РУСИ*

С.Г. Суляк

Томский государственный университет Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, 36 E-mail: sergei_suleak@rambler.ru Scopus Author ID: 55359315000 Researcher ID: D-6981-2014 http://orcid.org/0000-0001-5040-9080 SPIN-код: 6908-8277

Авторское резюме

Вопрос о времени крещения Руси (древнерусского населения) до сих пор вызывает многочисленные споры. Христианство, вернее, его «правильное учение» (православие), с давних времен было одной из основных составляющих русской этничности. Возникший позже второй этноним русинов - «руснак» («русняк») - являлся противопоставлением этнониму «поляк» (русняк-православный (либо униат) - поляк-католик). Процесс принятия христианства предками русинов можно разделить на три этапа. Первый - c I по VIII в., когда славяне, анты, а позже племена уличей и тиверцев контактировали на северо-западе Причерноморья с античным миром. Речь в этом случае, вероятно, идет об ограниченном количестве крещеных. Второй этап связан с миссионерской деятельностью Кирилла и Мефодия в Великой Моравии (вторая половина IX в.), охватившей население Карпатской Руси. И заключительный этап - завершение крещения населения Карпато-Днестровских земель, введенных в состав Древней Руси князем Владимиром.

Ключевые слова: русин, руснак, Русь, Карпатская Русь, христианство, православие, Кирилл, Мефодий, Карпато-Днестровские земли, анты, тиверцы, уличи, хорваты.

* Работа выполнена в рамках программы повышения международной конкурентоспособности ТГУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.