3. Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении: сб. науч. ст. / ред. кол.: Е. Л. Кудрина (гл. ред.), А. В. Шунков, Л. Ю. Егле, сост. и отв. ред. И. Г. Умнова. - Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2015. - Вып. 2. - 367 с.
4. Орлов Г. Древо музыки // Совет. композитор. - Вашингтон; Санкт-Петербург, 1992. - С. 387.
5. Умнова И. Г. Историко-героическое в исследовательском ракурсе // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - Кемерово, 2012. - № 20. - С. 249-253.
References
1. Afanas'eva E.M., Egle L.Iu., Kotliarova T.A., Popova N.S., Umnova I.G. Akademicheskie chteniia v Kemerovskom gosudarstvennom universitete kul'tury i iskusstv [Academic reading in the Kemerovo State University of Culture and Arts]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin Kemerovo State University Culture and Art]. Kemerovo, 2010, no 13, pp. 78-82. (In Russ.).
2. Muzykal'naia kul'tura v teoreticheskom i prikladnom izmerenii [Musical culture in theoretical and applied dimension]. Ed. E.L. Kudrina, A.V. Shunkov, L.Iu. Egle, I.G. Umnova. Kemerovo, Kemerovo State University Culture and Art, 2014. (In Russ.).
3. Muzykal'naia kul'tura v teoreticheskom i prikladnom izmerenii [Musical culture in theoretical and applied dimension]. Ed. E.L. Kudrina, A.V. Shunkov, L.Iu. Egle, I.G. Umnova. Kemerovo, Kemerovo State University Culture and Art, 2015, vol. 2. 367 p. (In Russ.).
4. Orlov G. Drevo muzyki [Tree music]. Sovetskii kompozitor [Soviet composer]. Vashington; St. Petersburg, 1992, p. 387. (In Russ.).
5. Umnova I.G. Istoriko-geroicheskoe v issledovatel'skom rakurse [Historical and heroic in a research perspective]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin Kemerovo State University of Culture and Art]. Kemerovo, 2012, no 20, pp. 249-253. (In Russ.).
УДК 37
ИТОГИ II ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА МЕТОДИЧЕСКИХ РАБОТ «ОБРАЗОВАНИЕ. КУЛЬТУРА. ТВОРЧЕСТВО»
Гук Алексей Александрович, доктор философских наук, доцент, директор НИИ прикладной культурологии, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово, РФ). E-mail: guk56mai@mail.ru
Двуреченская Анастасия Сергеевна, кандидат культурологии, старший научный сотрудник НИИ прикладной культурологии, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово, РФ). E-mail: dvurechenskaya@mail.ru
Сечина Инга Анатольевна, кандидат философских наук, старший научный сотрудник НИИ прикладной культурологии, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово, РФ). E-mail: ingasetchina@mail.ru
Ултургашева Надежда Торжуевна, доктор культурологии, профессор, заведующая кафедрой теории и истории народной художественной культуры, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово, РФ). E-mail: kemtinhk@mail.ru
В статье отражены итоги II Всероссийского конкурса методических работ педагогов общего и дополнительного образования, работников социокультурных учреждений «Образование. Культура. Творчество», проводимого НИИ прикладной культурологии КемГУКИ, целью которого является выявление и распространение передового опыта в таких сферах, как культурология, медиаобразование, народная художественная культура, краеведение.
Ключевые слова: культурология, медиаобразование, народная художественная культура, краеведение, дополнительные образовательные программы, методические разработки.
II ALL-RUSSIAN COMPETITION RESULTS OF METHODICAL WORK "EDUCATION. CULTURE. CREATIVITY"
Guk Aleksey Aleksandrovich, Dr. of Philosophical Sciences, Associate Professor, Director of the Institute of Applied Cultural Studies, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: guk56mai@mail.ru
Dvurechenskaya Anastasia Sergeevna, PhD in Culturology, Senior Researcher of the Institute of Applied Culturology, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: dvurechenskaya@mail.ru
Sechina Inga Anatolievna, PhD in Philosophy, Senior Researcher of the Institute of Applied Culturology, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: ingasetchina@mail.ru
Ulturgasheva Nadezhda Torzhuevna, Dr. of Culturology, Professor, Head of the Department of Theory and History of the People's Culture, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: kemtinhk@mail.ru
The article presents the All-Russian contest results of methodical work of general and supplementary education teachers, workers of socio-cultural institutions "Education. Culture. Creation", conducted by the Research Institute of applied culturology of the Kemerovo State University of Culture and Arts the purpose of which is to identify and disseminate best practices in areas such as cultural studies, media education, folk art culture, regional studies.
Keywords: culturology, media education, folk art culture, local history, programs of additional education, methodical work.
В период с 31 марта по 20 мая 2015 года в Кемеровском государственном университете культуры и искусств проводился II Всероссийский конкурс методических работ педагогов общего и дополнительного образования, работников социокультурных учреждений «Образование. Культура. Творчество». Организатором и учредителем конкурса выступил коллектив НИИ прикладной культурологии. Надо отметить, что в этом году география участников конкурса намного шире, чем в предыдущем. В конкурсе приняли участие педагоги и работники культуры Архангельской, Белгородской, Брянской, Волгоградской, Кемеровской, Кировской, Московской, Оренбургской, Пермской, Саратовской, Томской, Челябинской, Ярославской областей, Удмуртской Республики и Ямало-Ненецкого автономного округа.
Работы оценивались четырьмя группами экспертов в соответствии с направлениями конкурса: «Медиаобразование» (фото-, видеотворчество; основы журналистики; обучение информационно-коммуникационным технологиям); «Народная художественная культура в образовании» (этнокультурное и этнохудожественное образование); «Краеведение» (историко-культурное наследие
региона); «Культурологическое направление» (мировая художественная культура; эстетическое образование; духовно-нравственное образование).
Конкурсные работы, как и прежде, рассматривались по следующим критериям: соответствие тематике и условиям конкурса; актуальность проблемы и новизна предлагаемого решения; теоретическая и прикладная ценность работы; результативность, возможность использования в других образовательных учреждениях; информативность и иллюстративность материала, логичность его структуры; эстетичность оформления. Кроме того, экспертной комиссией было отмечено, что качество присланных на конкурс работ в данном году значительно возросло.
Работы направления «Медиаобразование» призваны не только, расширить кругозор школьников, но, главным образом, воспитать в них духовно богатую личность, на основе доброты, справедливости, трудолюбия. Методическая разработка из Сергиева-Посада «Молодежные творческие встречи. Кинопараллель как программа формирования духовно-личностного развития обучающихся» (С. Ф. Афонина) базируется на
использовании в качестве «источника» культурной деятельности такого медийного средства как современный кинофильм. Именно вокруг него разворачиваются самые разнообразные формы интеллектуально-творческой игры детей подросткового возраста. Ценность познавательно-развлекательной программы «Молодежные творческие встречи «Кинопараллель» состоит в том, что это комплексное мероприятие, сочетающее в себе и анализ фильма, и его «развитие» на основе собственной фантазии, и «живое озвучивание» отдельных кинофрагментов, а также их инсценировку. Кроме этого ход проведения мероприятия предполагает использование элементов популярной игры КВН, дополнительных заданий, ориентированных на знание биологии, природоведения и других школьных дисциплин. Другая методическая разработка из г. Междуреченск (В. О. Пыхов, С. Ф. Почитаева) на тему «Предпрофильная подготовка учащихся через организацию работы журналистского пленэра (обобщение опыта)» также предполагает активно-действенные формы совместной творческой деятельности. Учащиеся старших классов, одновременно участники творческого объединения «Пресс-клуб», выезжают на «плэнер» для того, чтобы в соревновательной практике обогатить свои представления о журналистской профессии и еще больше сплотить свой коллектив. В течение двух дней они по группам выполняют творческие задания по направлениям - тележурналистика, радиожурналистика, фотожурналистика. Параллельно для учащихся проводятся мастер-классы с приглашением опытных журналистов-профессионалов. Вечером второго дня проходит просмотр и обсуждение созданных медиапродуктов, определяются победители в каждой номинации. Кроме выполнения творческих заданий подростки участвуют в дискуссионной игре «Поединок» и проходят обряд «посвящение в юные журналисты». Позитивное значение данного традиционного мероприятия состоит в том, что его участники не только обогащаются в профессиональном плане, но обретают опыт социального действия, межличностного взаимодействия в неформальной обстановке. Еще одна методическая разработка по медиаобразованию «Образ героя нашего времени в отечественном кинематографе» (А. В. Смольникова) посвящена описанию работы кинолектория, существующего на базе
детской художественной школы г. Киров. Здесь кинематограф используется достаточно в традиционном плане, как средство духовного развития и эстетического воспитания подрастающего поколения. Чтобы активизировать интерес зрительской аудитории к материалу лекций, они проводятся в таких формах, как лекция-визуализация, лекция-пресс-конференция, бинарная лекция. Реализации педагогических задач развития и воспитания детей способствует и написание некоторыми из них эссе на основе просмотренного кинофильма. Заключительное занятие кинолектория проводится в игровой форме, что поднимает эмоциональный тонус учеников и активизирует их познавательные усилия. Отмеченные выше работы несомненно вносят свой вклад в развитие медийного образования в нашей стране и нуждаются в популяризации.
Как и в прошлом году сохранилась тенденция предоставления наибольшего количества конкурсных работ по культурологическому направлению, которое на сегодняшний день содержательно охватывает не только сферы общего начального и дополнительного образования, но и дошкольные учреждения. Это связано, прежде всего, с растущей потребностью современных образовательных учреждений в культурологических разработках методического и практико-ориентированного характера. Междисциплинарный характер культурологии позволяет вырабатывать оптимальные решения актуальных социокультурных проблем, особенно при применении проектных технологий. Лучшими в данной номинации были признаны следующие работы (дипломы 1-й степени): проект «Городской праздник COLORFEST» Е. А. Селивановой, М. А. Шку-ропет (МБОУ ДОД «Детская школа искусств» г. Стрежевой, Томская область); авторская образовательная программа «Листая памяти страницы» И. В. Ханько (МОУ ДОД «Детско-юношеский центр», г. Волгоград); методическая разработка по проведению семейной мастерской «Моя история» в рамках мероприятий, посвященных празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне (Занятие «Боевой листок» из цикла занятий по проектно-исследовательской деятельности в семейной мастерской) Л. В. Бахур, А. В. Полищук и методическая разработка мастер-класса «Цветочный комплимент для сладкоежки»
И. В. Цыбун (МБОУ ДОД «Центр технического творчества и досуга школьников», г. Архангельск); а также программа «Основы дизайна» М. В. Кротова (МОУ ДОД Центр творческого развития и гуманитарного образования «Центр анимационного творчества "Перспектива"», г. Ярославль). Серьезное внимание экспертная комиссия обратила также на методические разработки педагогов Томской, Кемеровской, Брянской областей и Удмуртской республики (дипломы 2-й и 3-й степени) среди них: конспект занятия по теме «Нам доверена память...», посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, Н. Б. Макаровой, Г. Б. Канахновой (МБОУ ДОД «Дом детского творчества» г. Ижевск); проект «Музыка - детям» С. Н. Пикулиной (МБОУ ДОД «Детская школа искусств» г. Стрежевой, Томская область); образовательная программа «Веселые нотки» О. Ю. Сороковой (ГБОУ ДОД «Брянский областной дворец детского и юношеского творчества», г. Брянск); методические рекомендации «Развитие вокальных и познавательных способностей обучающихся посредством сине-стетического восприятия и образных ассоциаций» Е. С. Бойцовой, И. А. Бессчетновой (МБОУ ДО «Центр детского творчества», г. Кемерово) и др. Оценивая работы, представленные по данному направлению, экспертная комиссия отметила их тематическое и жанровое разнообразие, а также широкий спектр проблем, решаемых педагогами разных сфер деятельности.
Работы, участвующие в конкурсе по направлению «Народная художественная культура в образовании (этнокультурное и этнохудоже-ственное образование)», показали, что народная художественная культура является важной частью духовно-нравственного воспитания народов России. В силу исторических и социальных причин в России была ослаблена связь поколений - передача национально-культурных и культурно-исторических традиций, народного опыта воспитания. Аксиологическая парадигма этнокультурного образования определяет направленность целей, задач, содержания образования, форм и методов работы с детьми. Преемственность образовательных систем позволяет использовать естественные факторы развития личности детей и подростков. К работам данного направления относятся такие методические работы, как:
проект «Областная этнографическая экспедиция "Радуга"» Н. Ю. Солдатенко, С. В. Стройки-на (ГБУДОД «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи имени В. П. По-ляничко» г. Оренбург) и программа «Народные узоры» по декоративно-прикладному творчеству Л. В. Тарасенко (МАУ ДО «Центр внешкольной работы "Подросток"», г. Оренбург). Ценность данных программ заключается в использовании местного материала и более углубленного изучения народных промыслов и ремесел. Проблемам этнокультурного и этнохудожественного образования, сохранения и развития культуры коренных малочисленных народов, проживающих в Кузбассе, в том числе и поддержке детских творческих коллективов образовательных учреждений, посвящена методическая работа Е. Н. Перваковой, с презентацией этнокультурного центра «Шор Че-рим», знакомством со священными местами шорцев и организацией историко-этнографических экспедиций в отдаленные поселки компактного проживания коренного малочисленного народа - шорцев. Методическая работа О. Б. Медведевой «Нравственно-эстетическое и духовное воспитание школьников средствами народного фольклора» (МБОУ Жаворонковская средняя общеобразовательная школа, г. Одинцово) способствует многогранному развитию личности детей. Ценностно-смысловым ядром методической работы «В традициях мудрой старины» Ж. Г. Ка-маловой (МБОУ ДОД «Дом детского творчества», г. Ижевск) является народное искусство (народное вязание) как важнейшая часть культуры удмуртского народа, в котором также воплощены национальные традиции, характер народа, его видение мира, представления о прекрасном. Рассмотренные экспертной комиссией методические работы данного направления способствуют оптимизации учебного процесса в учреждениях дополнительного образования и в этнокультурных центрах страны.
Конкурсное направление «Краеведение» было представлено достаточно интересными и оригинальными работами. Лучшими в данном направлении стали «Использование краеведческого материала в патриотическом воспитании обучающихся II ступени образования через систему уроков географии и внеурочную дея-
тельность учителей географии» Т. С. Головиной, О. В. Пьяных (МАОУ «СОШ № 40», г. Старый Оскол) и музейное занятие по культурно-образовательной программе «В гости к ханты» для детей младшего школьного возраста «То-рум Маа (Земля духов)» К. В. Корецкой (МБУК «Многофункциональный соцокультурный комплекс (историко-краеведческий музей)» г. Стре-жевой). В большинстве присланных по данному направлению работ отмечается востребованность отечественного краеведения в образовательных и культурных учреждениях страны, а также указывается необходимость патриотического воспитания детей посредством изучения региональных
особенностей в условиях многонационального государства.
Организационный комитет II Всероссийского конкурса методических работ «Образование. Культура. Творчество» благодарит участников -педагогов общего и дополнительного образования, работников социокультурных учреждений -за активное участие, творческую инициативу, неистощимый источник вдохновения и высокий профессионализм. Благодарственные письма НИИ прикладной культурологии получили руководители образовательных учреждений и учреждений культуры за поддержку конкурсного движения.
УДК 7.04
ЛИЧНОСТЬ В КУЛЬТУРЕ РУССКОГО МОДЕРНА (НА МАТЕРИАЛЕ БИОГРАФИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Л. Д. ШЕХУРИНОЙ «А. МАНТЕЛЬ»)
Оленич Людмила Владимировна, доцент кафедры культурологии, Кемеровский государственный университет культуры и искусств, член Союза художников России (г. Кемерово, РФ). E-mail: olenich_l@ mail.ru
Статья посвящается анализу эстетических, историко-культурных и искусствоведческих аспектов русского провинциального модерна и их преломлению в деятельности А. Ф. Мантеля. Рассматриваются разные этапы биографии этого представителя модерна, включающей предреволюционный и советский периоды его деятельности. Автора интересует проблема связи исторической эпохи и социального поведения личности, ее самоформирования и влияния на актуальную реальность.
Ключевые слова: провинциальный модерн, барокко, личность, красота, новизна, культуртрегерство, модернизм.
PERSONALITY IN MODERN RUSSIAN CULTURE (BASED ON THE BIOGRAPHICAL STUDY "A. MANTEL" BY L. D. SHEKHURINA)
Olenich Ludmila Vladimirovna, Associate Professor of Department of Culturology, Kemerovo State University of Culture and Arts, Member of the Union of Artists of Russia (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: olenich_l@mail.ru
The article is devoted to analysis of aesthetic, historical, cultural and artistic aspects of Russian provincial Art Nouveau and deflection in A. Mantel. It describes different phases of the biography of the Art Nouveau representative in pre-revolutionary and Soviet periods of his activity. The author is interested in a problem of historical epoch and personality, social behaviour and impact on actual self-forming reality.
Keywords: provincial Art Nouveau, Baroque, personality, beauty, novelty, cultural stances, modernism.