УДК 792.54(450:470.23-25)
Н. М. Боголюбова
Итальянский оперный театр в Санкт-Петербурге
В статье рассматривается история итальянского оперного театра в Санкт-Петербурге, показано его значение для русской музыки и развития культурных связей России и Италии.
Ключевые слова: итальянская опера, музыкальные связи России и Италии, роль музыкальных контактов в культурном сотрудничестве двух стран
Natalja M. Bogolubova Italian Opera in Saint-Petersburg
The author consideres the history of Italian opera house in Saint-Petersburg, shows its importance to Russian music and cultural relations between Russia and Italy.
Keywords: Italian opera, musical relations between Russia and Italy, the role of music contacts in the cultural cooperation between two countries
Музыкальные связи Санкт-Петербурга и Италии - одно из интереснейших направлений культурного сотрудничества. Богатство и многообразие современных форм диалога во многом связано с традициями музыкального обмена России и Италии, который восходит еще к XVIII в. Итальянские артисты и композиторы впервые познакомили нас с оперным искусством, традициями классической музыки, произведениями, которые и сегодня являются значимой частью репертуара ведущих театров страны.
Первое знакомство с итальянской оперой состоялось в Российской империи в 1735 г. Императрица Анна Иоанновна испытывала большой интерес к эффектным зрелищам и театрализованным представлениям, и по ее распоряжению в Петербург прибыла итальянская труппа во главе с композитором и антрепренером Франческо Арайа (1709-1771)1. Итальянцами были предложены светской публике эффектные музыкальные спектакли, созданные в соответствии с традициями барочной оперы. На столичных слушателей большое впечатление произвела опера «Сила любви и ненависти» (перевод Василия Тредиаковского), которая запомнилась сложными декорациями, чувственной музыкой, эффектной подачей материала. Выступления труппы Арайа продолжались в Петербурге вплоть до 1738 г. и, безусловно, сыграли важную роль в приобщении нашей страны к оперному искусству.
Особое значение выступления итальянских исполнителей имели и для становления русского балетного театра. В итальянских операх большое внимание уделялось танцевальным номерам. Во время гастролей труппы Арайа в России их исполняли выпускники сухопут-
ного Шляхетского корпуса, которые проявили большой талант и незаурядные способности. В привилегированном учебном заведении подготовкой кадетов занимался французский педагог Жан Батист Ланде (?-1746), который после успешных выступлений кадетов в оперных спектаклях подал в конце 1737 г. императрице проект организации танцевальной школы. Проект французского педагога получил одобрение. Так была основана Академия русского балета им. А. Я. Вагановой - старейшее учебное заведение, о котором знают сегодня во всех странах мира2.
Новый яркий и исключительно плодотворный этап музыкальных связей России и Италии приходится на период царствования Екатерины II. Со второй половины XVIII в. Петербург становится одним из центров европейской музыкальной культуры. В это время в столице Российской империи работали многие приглашенные знаменитости из европейских стран, однако Екатерина и светское общество отдавали предпочтение итальянскому театру.
В период царствования Екатерины II начинается эпоха великих итальянских композиторов в Санкт-Петербурге. В столице империи ставили спектакли, преподавали многие звезды оперы, вклад которых в русское музыкальное искусство был весьма значителен.
Известный композитор Бальтассаре Га-луппи (1706-1785) работал в Петербурге только с 1765 по 1768 г., всего 3 года. Однако за это время он поставил множество опер и стал первым иностранцем, написавшим музыку для православного богослужения. Галуппи сыграл важную роль и в карьере молодого русского композитора Дмитрия Бортнянкого, ко-
торого пригласил для продолжения обучения в Италию3.
При дворе Екатерины II с 1768 по 1775 г. служил известный итальянский композитор Томазо Траэтта (1727-1779), существенно расширивший репертуар оперного театра4.
Джованни Паизиелло (1741-1816), стал третьим выдающимся итальянским музыкантом, который возглавлял музыкальную жизнь Российской империи с 1776 по 1784 г. Петербургский период оказался исключительно плодотворным и в судьбе самого композитора. Здесь он написал не менее 10 опер и интермедий. Наиболее известными из них были «Служанка-госпожа» на либретто Дж. Федерико (1781) и «Севильский цирюльник» по комедии П. Бомарше (1782).
Значительную роль в судьбе итальянской оперы в Петербурге сыграл известный композитор Доменико Чимароза (1749-1801), творчество которого стало важной вехой в музыкальной культуре XVIII в. В Петербурге Чимароза, написал 4 оперы, мессу, более 100 разных небольших отрывков и романсов для придворных концертов, а также блестящую кантату для Потемкина на слова известного поэта Гавриила Романовича Державина5.
Композитор дирижировал оркестром на спектаклях, называвшихся «Большими Эрмитажами». Публика всегда с особым расположением относилась к Чимароза и ценила композитора за исключительное трудолюбие и эффектные оперные спектакли. Однако климат Северной столицы пагубно влиял на здоровье итальянского маэстро, который вынужден был покинуть Санкт-Петербург в 1789 г.6
Завершает эпоху великих звезд - композиторов итальянского театра в Санкт-Петербурге -творчество Джузеппе Сарти (1729-1802), который с 1784 г. 18 лет занимал в России должность придворного капельмейстера. Здесь он создал 8 опер, балет и около 30 произведений вокальнохорового жанра. Кантаты и оратории, приветственные хоры и гимны Сарти составили особую страницу развития русской хоровой культуры Екатерининской эпохи. Они отличались исключительными масштабами, монументальностью и грандиозностью звучания, пышностью оркестрового колорита и как нельзя лучше отражали общие тенденции развития музыкальной культуры и вкусы петербургского аристократического общества конца XVIII в.
Произведения создавались по заказу двора и, как правило, были приурочены к крупным победам русского войска или к торжественным событиям императорской семьи. Обычно они исполнялись на открытом воздухе, что создавало особенную атмосферу во время музыкальных
представлений. Иногда общее число музыкантов в операх, ораториях достигало 300 человек. Так, например, при исполнении оратории «Слава в вышних Богу» (1792) на окончание русско-турецкой войны было занято 2 хора, 2 состава симфонического оркестра, роговой оркестр, специальная группа ударных инструментов, были использованы колокольный звон и пушечная пальба (!). Подобной широтой, монументальностью отличались и другие произведения ораториального жанра - «Тебе Бога хвалим» (по случаю взятия Очакова, 1789), Те Deum (на взятие крепости Килия, 1790)7.
Сарти был и талантливым педагогом. В Петербурге он создал свою композиторскую школу. Среди его учеников были первые русские композиторы: Степан Дегтярев, Степан Давыдов, Лев Гурилев, Артемий Ведель, Данила Кашин8.
Спектакли Итальянской оперы шли на сценах разных столичных театров. В 1783 г. в Петербурге был открыт Каменный театр (Большой театр), труппа которого по указу Екатерины II принимала участие не только в трагедиях и комедиях, но и в оперных спектаклях. Оперные спектакли итальянцев ставились в Эрмитажном, Каменноостровском театрах, в дворцовых театрах в Петергофе, Ораниенбауме, Гатчине, Царском Селе.
После смерти Екатерины II итальянская оперная труппа завершила свою успешную деятельность в Санкт-Петербурге. Вновь театр был открыт только в 1803 г., но просуществовал всего 3 года. Однако интерес к музыкальному искусству Италии в России был весьма значителен, и дирекция Императорских театров постоянно обсуждала вопрос о присутствии постоянного казенного Итальянского оперного театра в Санкт-Петербурге. Финансовые и организационные проблемы неизменно откладывали решение данного вопроса. Только во второй четверти XIX в. Итальянский театр появился вновь в столице Российской империи. Отметим, что в это время театр в России, и в особенности в Петербурге, становится искусством массовым, ориентированным на более широкого зрителя. Национальный театр проходит стадию оформления школы, сложения репертуара, активно развиваются театральные контакты. В столице в это время работали немецкий и французский театры. В 1827 г. состоялся первый сезон итальянцев в столице. Труппа оперы была достаточно пестрой и состояла из исполнителей разных театров Италии, однако она была с особой теплотой принята слушателями, которые впервые смогли познакомится с творчеством блистательного Джоакино
Н. М. Боголюбова
Россини. В Санкт-Петербурге были исполнены 12 опер итальянского классика, что составило почти половину всех наиболее значительных произведений композитора9. Многие из опер Россини и сегодня с успехом идут на сцене отечественных и петербургских театров. К сожалению, Итальянская опера работала только в течение 4 лет и затем вновь была закрыта из-за финансовых проблем.
Только спустя почти 20 лет в 1843 г. Итальянская опера вновь появилась в столице. Открытию театра предшествовали гастроли «великого художника», тенора Джованни Батиста Рубини (1794-1854)10, которому Дирекцией Императорских театров было поручено собрать новый состав исполнителей итальянского театра.
Эпохой «звезд» исполнителей можно назвать этот период в истории итальянской оперы в Санкт-Петербурге. В разные годы в столице Российской империи выступали лучшие солисты европейской, итальянской сцены, которые внесли значительный вклад в становление русской оперы и развитие музыкальных связей. По признанию современников, Итальянская опера в России во второй четверти XIX в. была лучшей в Европе11.
Здесь на оперной сцене выступала Полина Виардо (1821-1910), известная певица, педагог, которая до приезда в Петербург была хорошо известна в различных театрах Европы и очень много концертировала. Особую славу и известность певице принесли партии Фидес («Пророк» Мейербера), Орфея («Орфей и Эвридика» Глюка), Розины («Севильский цирюльник» Россини). Кроме того, она стала автором романсов и комических опер на либретто ее близкого друга Ивана Тургенева. Вместе с супругом Полина Виардо переводила произведения Тургенева на французский язык и пропагандировала, таким образом, за рубежом достижения русского классика12.
С 1849 до 1852 г. на сценах столицы Российской империи города Санкт-Петербурга солировал известный итальянский оперный певец, баритон Антонио Тамбурини (1800-1876). В России ему довелось петь вместе с Джованни Батиста Рубини и Полиной Виардо-Гарсиа13.
Джулия Гризи (1811-1869), известная итальянская оперная певица (сопрано) также выступала в Петербурге и имела большой успех. Она была первой исполнительницей партии Адальжизы в опере Беллини «Норма» и Норины в опере Доницетти «Дон Паскуале». В России критика отметила большой драматический талант исполнительницы, совершенное владение голосом и особую душевную теплоту, которая так нравилась русскому слушателю14.
Репертуар нового итальянского оперного
театра отличался значительным разнообразием. На сцене в Петербурге были поставлены оперы Гаэтано Доницетти (1797-1848), Винчензе Беллини (1801-1835), Джоакино Россини (1792-1868)15. Затем столичный слушатель познакомился с произведения Джузеппе Верди (1813-1901). Причем уже первая опера талантливого композитора «Ломбардцы» вызвала большой отклик у слушателей. Театралы отмечали исключительный талант тогда еще молодого автора. Затем петербургский слушатель познакомился и с другими произведениями классика, которые на петербургской сцене появились сразу после премьеры в Италии16.
Нужно отметить, что театр постоянно работал над расширением и обновлением репертуара. Число спектаклей неуклонно росло, а слушатели с интересом следили за музыкальными новинками. Так за сезон 1851/1852 г. было показано 83 спектакля, 1852/1853 г. - 84 спектакля, а в 1853/1854 г. - 89 спектаклей.
Конечно, посещать Итальянскую оперу могла лишь избранная публика. Стоимость билетов была столь высока, что это зачастую становилось сюжетом водевилей и фельетонов17.
В 40-е гг. Итальянская опера выступала на сцене Большого театра в Петербурге, и в дни премьер здесь можно было видеть весь высший свет столицы. После реконструкции в 1835-1836 гг. архитектором А. Кавосом18 зрительный зал театра стал вмещать почти 3 тыс. зрителей. Над сценой театра работал известный декоратор и «машинист» А. Роллер, и она в это время была приспособлена для самых сложных декораций. Как отмечали современники, гости столицы, во всей Европе Каменный Большой театр считался образцом театрального здания. К сожалению, сегодня этого театра нет в Санкт-Петербурге, он значительно перестроен и на его месте находится Санкт-Петербургская консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова.
Для итальянских артистов выступления в Петербурге также имели большое значение. Здесь они существенно расширили свой репертуар. Здесь, в далекой Северной столице складывались новые дуэты, перед солистами открылись новые профессиональные возможности. В Петербурге итальянские звезды были горячо встречены публикой, которая всегда исключительно эмоционально поддерживала любимых исполнителей.
Итальянская опера просуществовала в Санкт-Петербурге до конца XIX в. (1886 г.), однако во второй половине XIX в. постепенно утратила свои ведущие позиции. На смену иноязычным театрам пришли русские музыкальные
и драматические, становление которых было непосредственно связано с европейскими традициями, школой, репертуаром.
Тем не менее Итальянская опера в Петербурге стала важной частью истории и музыкальной культуры России, оригинальной и уникальной формой музыкальных контактов. Несмотря на то, что театр был довольно замкнутым, русские артисты и, безусловно, слушатели имели возможность обратиться к лучшим произведениям европейской классики, познакомиться с итальянской оперной школой, освоить манеру исполнения оперных партий в спектаклях.
Этот опыт в дальнейшем нашел свое подтверждение в национальной композиторской и исполнительской школе. И сегодня в репертуаре музыкальных театров Санкт-Петербурга значительное место занимают произведения итальянских классиков. На операх Джоакино Россини, Джузеппе Верди выросли новые поколения ярких исполнителей, которые известны сегодня во многих странах мира.
Отметим также, что и в репертуаре итальянских музыкальных театров представлены произведения русских классиков, что подтверждает развитие диалога России и Италии уже в XXI в. и особое значение музыкальных контактов в сотрудничестве двух стран19.
Музыкальное наследие России и Италии сегодня по праву принадлежит всему миру. Для наших стран классическая музыка - это яркий национальный бренд, который вызывает отклик в самой широкой аудитории. Музыкальные контакты рассматриваются как важнейшее направление внешней культурной политики современных государств, основа и важная часть современных культурных масштабных событий, к которым относятся и так называемые Сезоны культур, Перекрестные годы культур20.
Музыкальные связи в XXI в. можно рассматривать и как основу для построения широкого двустороннего диалога в экономической и политической сферах. Неслучайно без культурной, музыкальной программы сегодня не обходится ни одно статусное международное событие.
Примечания
1 Важная веха в истории русской оперы: к 300-летию со дня рождения Франческо Арайи. URL: http: // operanews. ru (дата обращения: 17. 06. 2014).
2 Балет: энциклопедия. Л., 1981. С. 310.
3 Антоненко Е. К истории отношений Бальтассаре Галуппи и Русского Императорского Двора // Науч. вестн. Моск. консерватории. 2011. № 1. С. 94-95.
4 Томазо Траэтта. URL: http: // greatrussianpeople. ru (дата обращения: 17. 06. 2014).
5 Чимароза Доминико. URL: http: // biografija. ru (дата обращения: 17. 06. 2014).
6 Там же.
7 Джузеппе Сарти // Belcanto.ru: классическая музыка, опера, балет: интернет-портал / авт. проекта, гл. ред. И. Федоров. URL: http: // belcanto. ru (дата обращения: 18. 06. 2014).
8 Боголюбова Н. Русско-европейские театральные связи во второй четверти XIX в.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2000. 26 с.
9 Вольф А. Хроника петербургских театров. СПб., 1877. Ч. 1. С. 13-21.
10 Театральная летопись // Репертуар и Пантеон. 1843.
№ 4.
11 Театрал: карман. книжка для любителей театра. СПб.,1853. С. 25.
12 Виардо-Гарсиа (Viardot-Garsia) Полина. URL: http: // turgenev. org. ru (дата обращения: 17. 06. 2014).
13 Antonio Tamburini. URL: http: // britannica. com (дата обращения: 17. 06. 2014).
14 Вольф А. Хроника Петербургских театров. СПб., 1877. Ч. 1. С. 106.
15 Там же. Ч. 2. С. 104-132.
16 Театральная летопись // Репертуар и Пантеон. 1846. № 2. С. 87.
17 Фельетон // Там же. 1843. № 4. С. 89.
18 Антонов В. В. Кавосы // Моск. журн. 2012. № 1. С. 8-17.
19 В репертуаре театра Ла Скала, март-апрель 2014 г., были представлены произведения Н. Римского-Корсакого («Царская Невеста»), балеты Дж. Баланчина. URL: http: // teatroallascala. org (дата обращения: 17. 06. 2014).
20 Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В. Культурные сезоны как форма внешней культурной политики: на примере России и Франции // Вестн. СПбГУКИ. 2011. № 2. С. 30-35; Их же. К вопросу о культурных связях в современной социокультурной ситуации // Там же. № 3. С. 181-185.
ЗЗ