_Аннотация
Исследованы вопросы применения информационных технологий в инновационном предпринимательстве. Рассмотрены источники возникновения предпринимательских рисков в бизнес-консалтинге в области информационных технологий. Отражены аспекты управления рисками в ИТ-компании на основе методологии риск-менеджмента.
Ключевые слова: консалтинг, информационные технологии, инновационное предпринимательство, управление рисками
Погонышева Дина Алексеевна
канд. экон. наук, заведующая кафедрой
автоматизированных информационных систем и технологий,
Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского
настройки безопасности
ит-консалтинг как инструмент поддержки
инновационного предпринимательства
Социально-экономические трансформации, происходящие в обществе, выдвинули задачу инновационных преобразований в число приоритетных. В мире происходят одновременно две крупные революции: в информационных технологиях и бизнесе, которые взаимообусловлены и обеспечивают прочную основу в развитии.
Оптимальная наладка
Информационным системам субъектов инновационной экономики присущи общесистемные (целостность, устойчивость, наблюдаемость, управляемость, открытость, динамичность, безопасность и др.), структурные (состав, связность, сложность и др.) и функциональные (результативность, производи-
тельность, быстродействие, экономичность и др.) свойства. Высокие конкурентные преимущества в инновационном бизнесе приобретает та компания, которая уделяет большое внимание его производственным, коммерческим и финансовым составляющим, эффективно решает задачи сбора и переработки данных, оптимизации и адаптивного управления процессами планирования, диспетчеризации, координации и др. Информационные технологии выступают эффективным инструментом поддержки инновационного бизнеса.
К основным индикаторам использования информационных и коммуникационных технологий в инновационном бизнесе относят:
1) удельный вес организаций:
• использующих персональные компьютеры и удовлетворяющих информационные потребности в глобальной компьютерной сети Интернет;
• имеющих Web-сайты;
• использующих отдельные службы универсальной деловой среды Интернет;
• использующих Интернет для получения (передачи)заказов на товары (работы, услуги) и др.
2) удельный вес работников, использующих персональные компьютеры (Интернет).
Растет удельный вес компьютеризированных организаций. Существенно увеличилось количество работников, использующих компьютеры и информационные ресурсы Интернет. Возросло количество компаний, имеющих Web-представительства, интегрированные с другими подсистемами [1]. На российском рынке ИТ-консалтинга в стадии его формирования крупнейшими заказчиками изначально выступали предприятия нефтегазовой отрасли. Основным мотивом инвестирования средств в ИТ-сферу явилось стремление выйти на международные фондовые рынки, которые в рамках делового сотрудничества выдвигали требование использования современных информационных систем и технологий. Бизнес-консалтинг в области информационных технологий включает комплекс услуг по выработке, представлению рекомендаций и осуществлению практических мероприятий по оптимизации информационной инфраструктуры в системе информационной безопасности субъекта инновационной экономики.
ИТ-консалтинг реализует следующие виды услуг:
• консультационные услуги по компьютерным техническим средствам, свя-
занные с их приобретением, установкой и эксплуатацией;
• консультационные услуги по системному и прикладному программному обеспечению на основе анализа информационных потребностей заказчика;
• консультации по выбору ИТ-инноваций с учетом стратегии развития инновационного бизнеса;
• консультационные услуги по информационному обеспечению и процедурам обработки данных;
• услуги по разработке и внедрению автоматизированных систем управления предприятием;
• услуги по техническому обслуживанию и ремонту аппаратного обеспечения потребителя;
• системное администрирование локальных компьютерных сетей;
• услуги обучения персонала заказчика, связанного с развитием информационной инфраструктуры потребителя ИТ-услуг.
Основным продуктом в ИТ-консалтинге является ИТ-стратегия, включающая разработку и внедрение целевой архитектуры информационной системы инновационной организации [2].
Новый механизм системной интеграции
Несмотря на системный кризис рынок ИТ-консалтинговых услуг имеет большие перспективы. Наибольший рост прогнозируется в области системной интеграции, которая предусматривает
информационные технологии выступают эффективным инструментом поддержки инновационного бизнеса
создание штатно функционирующей, функционально законченной, технически и финансово оптимизированной, управляемой и документированной ИТ-инфраструктуры либо ее отдельных подсистем. Системные интеграторы осуществляют решение комплексных проблем заказчика по эффективному управлению информационными потоками, оптимизации бизнес-процессов с целью создания мощных конкурентных преимуществ.
Выделяют несколько основных направлений системной интеграции:
• помощь в выборе оптимального ИТ-решения и вычислительной платформы;
• внедрение комплексных систем эффективного управления компанией;
• построение сетевой инфраструктуры заказчика;
• проектирование кабельных систем;
• внедрение прикладного программного обеспечения;
• поддержка и сопровождение компьютерных систем и др. Реализация планового перехода к новой инфраструктуре предусматривает разработку плана поэтапной реализации ИТ-инновации.
На российском рынке ИТ-услуг работают десятки компаний, оказывающих консалтинговые услуги. Среди них бесспорными лидерами являются компании IBS, «Ланит», КРОК, «Компьюлинк», «Ай-Теко», выполняющие комплексные ИТ-проекты преимущественно для крупных государственных и коммерческих структур. Внутри сектора ИТ-услуг возможны тенденции, связанные с усиле-
инновационная деятельность ИТ-компании неразрывно связана с рисками
нием конкуренции среди ИТ-компаний, их слиянием/ поглощением, сокращением долгосрочных проектов, ростом спроса на короткие и сравнительно дешевые проекты для оперативного разрешения проблем заказчика, усилением присутствия на рынке крупных западных компаний. В перспективе игроков ИТ-рынка ждет ужесточение финансовой дисциплины, организация онлайн-управления проектами, ресурсами, сосредоточение усилий на развитии интеллектуального потенциала ИТ-компаний [4].
Риски инновационной деятельности
Взаимосвязанными компонентами когнитивной экономики выступают управление и риск. Инновационная деятельность ИТ-компании неразрывно связана с рисками. В научной литературе широко представлены различные классификации рисков в экономике [3]. Их анализ показывает, что авторы не рассматривают риски, имеющие место в деятельности консалтинговых компаний, оказывающих ИТ-услуги. Опираясь на выполненные исследования, мы считаем, что в бизнес-консалтинге в области информационных технологий присутствуют следующие виды предпринимательских рисков:
1) по источнику появления:
• субъективный, обусловленный личностными качествами персонала ИТ-компании (недостаток опыта, профессионализма, нарушение этики и стандарта профессионального поведения и др.);
• объективный, связанный с низким качеством информационного обеспечения при разработке и принятии ИТ-инновации, динамикой внешней среды;
2) по этапу реализации ИТ-решения:
• на этапе принятия решения (ошибки в применении средств и методов обра-
ботки информации, в ходе анализа информации, качественных и количественных методов оценки риска и др.);
• на этапе его реализации (ошибки при реализации ИТ-решения, неожиданные изменения во внешней и внутренней среде и др.);
3) по области возникновения:
• внешний, обусловленный трансформацией транзитивной экономики;
• внутренний, связанный с особенностью деятельности ИТ-компании;
4) по возможности возмещения:
• страхуемый, количественно оцененный страховой компанией;
• нестрахуемый.
Нами установлено, что в ИТ-консалтинге также присутствуют следующие виды предпринимательских рисков:
• имущественный, обусловленный вероятными потерями аппаратно-программных средств по причине кражи, диверсий, повреждений, стихийных бедствий и др.;
• производственный, связанный с повреждением используемых физических, аппаратных, программных, криптографических средств, нарушением целостности, доступности, конфиденциальности информации и др.;
• торговый, обусловленный задержкой платежей, отказом от платежа недобросовестных заказчиков и др.;
• финансовый, возникающий в случае потери финансовых ресурсов;
• инвестиционный, состоящий в обесценении инвестиционно-финансового портфеля ИТ-компании.
Информационные риски
Информационная среда ИТ-компании представляет собой множество взаимосвязанных информационных элементов, обеспечивающих сбор, обработку, хранение и передачу информации с целью достижения кон-
курентных преимуществ. Важнейшими информационными элементами выступают сотрудники, информационные ресурсы, компьютерные системы, аппаратные, программные, криптографические средства, непосредственно участвующие в информационном процессе либо обеспечивающие его эффективное функционирование. Внешняя информационная среда консалтинговой компании представлена объектами, субъектами, процессами и явлениями внешнего окружения, влияющими на элементы ее внутренней информационной среды. В ходе реализации случайных негативных событий во внутренней или во внешней информационной среде ИТ-компании может произойти нарушение целостности, доступности, конфиденциальности бизнес-информации. Учитывая стратегическое значение информации в условиях формирования инновационного сообщества, можно утверждать, что в предпринимательских рисках ИТ-компании присутствуют элементы информационного риска. Таким образом, методология риск-менеджмента может быть эффективно применена при управлении информационными рисками бизнес-консалтинга в области информационных технологий. Процесс управления рисками в ИТ-консалтинге, опирающийся на системный и синергетический подходы, содержит ряд этапов:
1) выявление риска;
2) оценка риска;
3) выбор методов управления риском;
4) применение системы мер по управлению риском;
5) оценка результатов деятельности.
В мировой практике существует ряд общепризнанных стандартов и подходов к обеспечению информационной безопасности ИТ-компании и управле-
нию ее рисками. Наибольшую известность получили такие международные спецификации и стандарты как ISO 17799-2002 (BS 7799), ISO 27001, GAO, FISCAM, SCIP, COBIT, SAC, COSO и др. В настоящее время используются программные комплексы анализа и контроля информационных рисков: CRAMM (компания Insight Consulting, www. insight.co.uk), Risk Watch (компания Risk Watch, www.riskwatch.com), ГРИФ (компания Digital Security, www.dsec.ru).
Выводы
ИТ-консалтинг, поддерживая стратегические цели субъектов инновационной экономики, должен одновременно обращать внимание на предпринимательские риски, обусловленные активным взаимодействием субъектов и объектов когнитивной экономики. Реализация системного и
синергетического подходов к управлению рисками позволит ИТ-компании эффективно использовать стратегические ресурсы, рационально распределять ответственность между участниками ИТ-инновации, иметь прочные конкурентные преимущества на рыночном пространстве.
Литература
1.Абрахманова Г.И. Статистическое измерение информационных и коммуникационных технологий в экономике [Текст] // Вопросы статистики, 2010, №5.
2. Прикладная информатика: справочник [Текст]. - М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2008.
3. Тэпман Л.Н. Риски в экономике [Текст]. - М.: ЮНИТИ, 2002.
4. http//www.raexpert.ru [Электронный ресурс].
Dina A. Pogonoshiva
Cand. of Econ. Sci., Head of Chair of Automatized Information Systems and Technologies, Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovskiy
IT-Consulting as The Implement of Innovative Business Support
_Аbstract
Article researches issues of information technologies implementation in innovative business. The sources of entrepreneurship risk appearance in business-consulting of information technologies field are considered. Aspects of risk management in IT-company are emphasized based on risk management methodology.
Keywords: consulting, information technologies, innovative business, risk management