Научная статья на тему 'ИСЦЕЛЕНИЕ ДОЧЕРИ ХАНАНЕЯНКИ'

ИСЦЕЛЕНИЕ ДОЧЕРИ ХАНАНЕЯНКИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
186
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Священное Писание Ветхого и Нового Завета (Библия) / история Церкви.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Колосов Сергей Леонтьевич, Синибабнов Павел Владимирович, Синибабнов Андрей Владимирович, Хрипушин Павел Иванович, Кавинский Вениамин Витальевич

в статье подробно исследуются стихи Священного Писания (Библии) — Мф. 15:21-28 — исцеление Иисусом Христом дочери Хананеянки. Исследование основано на Священном Писании Ветхого и Нового Завета Канонической Синодальной Библии в русском переводе. Данное исследование проведено библейским методом — «доказательство Писаниями».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСЦЕЛЕНИЕ ДОЧЕРИ ХАНАНЕЯНКИ»

ИСЦЕЛЕНИЕ ДОЧЕРИ ХАНАНЕЯНКИ Колосов С.Л.1, Синибабнов П.В.2, Синибабнов А.В.3, Хрипушин П.И.4, Кавинский В.В.5,

Володченков М.И.6

1Колосов Сергей Леонтьевич — магистрант теологии, Московский теологический институт (МТИ); 2Синибабнов Павел Владимирович — независимый исследователь; 3Синибабнов Андрей Владимирович — переводчик английского языка; 4Хрипушин Павел Иванович — независимый исследователь; 5Кавинский Вениамин Витальевич — независимый исследователь; 6Володченков Михаил Иванович — независимый исследователь. г. Воронеж

Аннотация: в статье подробно исследуются стихи Священного Писания (Библии) — Мф. 15:21-28 — исцеление Иисусом Христом дочери Хананеянки. Исследование основано на Священном Писании Ветхого и Нового Завета Канонической Синодальной Библии в русском переводе. Данное исследование проведено библейским методом — «доказательство Писаниями».

Ключевые слова: Священное Писание Ветхого и Нового Завета (Библия), история Церкви. Специальная аббревиатура

f ff — продолжение стиха, продолжение стихов (Библии). Цитаты

Все цитаты в тексте даны по Священному Писанию Ветхого и Нового Завета Канонической Синодальной Библии в русском переводе.

Введение

Целью работы является подробное исследование стихов Священного Писания (Библии) — Мф. 15:21-28 — исцеление Иисусом Христом дочери Хананеянки. Также изложена краткая история потомков Ханаана. Исследование основано на Священном Писании Ветхого и Нового Завета Канонической Синодальной Библии в русском переводе. Данное исследование проведено библейским методом и основано на убедительных стихах Библии — «доказательство Писаниями...» (Деян. 18:28f) [1].

Данная работа тематически связана с прежними исследованиями авторов [3-4, 6].

У Бога всегда есть награда за служение Господу — спасение и жизнь вечная. Доказано в работах [3-4]. За послушание гласу Господа — эта же награда — спасение и жизнь вечная. Доказано в работе [6]. За покорность воле Божией (смирение) у Господа также имеется награда — исцеление и благословение. И это верно как в Ветхом Завете, так и в Новом Завете.

1 ПОТОМКИ ХАНААНА В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ Дадим определение слову «Ханаан»:

«Ханаан — под этим именем во многих местах Библии разумеется земля Ханаанская в теснейшем и более широком смысле. В частности имя это означало: 1) землю по эту сторону Иордана, противоположную земле Галаадской, Заиорданской; 2) Финикию, т.е. св. часть земли Ханаанской, при подошве Ливана, жителей которой греки называли финикиянами; 3) наконец, всю землю Филистимскую. В новейшее время под землёю Ханаанскою часто разумеют всю Палестину, все земли, занятые евреями, по обеим сторонам Иордана» [5, 37].

Священное Писание (Библия) повествует нам, как образовалась земля Ханаанская и кто были её жители. 1) Ной

Из Библии нам известно о патриархе и праведнике Ветхого Завета — Ное.

Он и его семья были единственными людьми, которых Бог спас от потопа (Быт. 6:5ff-9, 13ff-22; 7:1ff-23; 8:15ff-9:1).

Но после этого произошли события, которые имели очень печальные последствия. Об этом повествует Священное Писание — Библия:

«Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана. Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля. Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и [лежал] обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» (Быт. 9:18-25).

Из данного текста Писания мы видим, что Ной проклял Ханаана, меньшего своего сына (ст. 25). Но меньший сын его был Иафет. Казалось бы, что здесь есть противоречие. Как это правильно понимать?

Дело в том, что во времена Ветхого Завета в народе Израильском не было внуков, как принято в этом мире, а были только дети — сыновья и дочери старейшины рода (отца или деда).

Например, Иаков, когда увидел детей Иосифа, а он их не знал и никогда не видел, то назвал их своими сыновьями:

«После того Иосифу сказали: вот, отец твой болен. И он взял с собою двух сынов своих, Манассию и Ефрема. Иакова известили и сказали: вот, сын твой Иосиф идет к тебе. Израиль собрал силы свои и сел на постели. И сказал Иаков Иосифу: Бог Всемогущий явился мне в Лузе, в земле Ханаанской, и благословил меня, и сказал мне: вот, Я распложу тебя, и размножу тебя, и произведу от тебя множество народов, и дам землю сию потомству твоему после тебя, в вечное владение. И ныне два сына твои, родившиеся тебе в земле Египетской, до моего прибытия к тебе в Египет, мои они; Ефрем и Манассия, как Рувим и Симеон, будут мои; дети же твои, которые родятся от тебя после них, будут твои (Иаков знал, что уже умирает, прим авторов); они под именем братьев своих будут именоваться в их уделе. ... Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих; да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих Авраама и Исаака, и да возрастут они во множество посреди земли. ...» (Быт. 48: 1-61Т, 161).

Важный Вывод. У Бога, в Священном Писании (Библии), нет внуков и правнуков, а только дети — сыновья и дочери, которые родились от Его слова (Ис. 8:18; Мф. 1:20, 8:11-12; Ин. 1:12-13; 1 Петр. 1:23; Евр. 2:13).

Известно также, что у Хама было четверо сыновей:

«Сыны Хама: Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан»: (Быт. 10:6).

Мы видим, что Ханаан был меньшим сыном Хама, а следовательно, меньшим сыном Ноя (Быт. 9:25). Поэтому Ной проклял Ханаана, а не Хама. Даже в Ветхом Завете показано, как при наказании, проявлялась справедливость Божия:

«Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез. 18:20).

У Ханаана, меньшего сына Хама, также были сыновья:

«От Ханаана родились: Сидон, первенец его, Хет, Иевусей, Аморей, Гергесей, Евей, Аркей, Синей, Арвадей, Цемарей и Химарей. В последствии племена Ханаанские рассеялись. И были пределы Хананеев от Сидона к Герару до Газы, Отсюда к Содому, Гоморре, Адме и Цевоиму до Лаши» (Быт. 10:15-19).

Но потомки Ханаана так развратились, что Господь решил уничтожить этих людей:

«И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма» (Быт. 18:20).

Грех Содома и Гоморры дошёл до неба, и Господь ниспроверг их:

«И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли» (Быт. 19:24-25).

Итак, пророчество Ноя о своих детях, включая и проклятие Ханаана, уже начало исполняться (Быт. 9:2527).

Эти образы являются наставлением и для нас (1 Кор. 10:11).

Исторические факты о Ное приводит церковный историк Евсевий Памфил, епископ Кесарийский (263-339 гг.). В книге «Церковная история» Евсевий Кесарийский пишет:

«Есть народ не новый, почитаемый всеми за свою древность и всем известный, — это евреи. Их рассказы и книги сообщают о мужах, правда, редких и малочисленных, но отличающихся благочестием, справедливостью и всеми прочими добродетелями; одни из них жили до потопа, другие после, например, дети и потомки Ноя» [2, 33 (I, 4, 5)].

2) Авраам

Все земли, занятые потомками Ханаана, Господь заповедал народу Израильскому. Для выполнения этой миссии Бог призвал Авраама.

Когда Бог повелел патриарху Аврааму (ранее - Аврам) выйти из земли своей и идти в землю Обетованную (Ханаанскую), он послушался Господа:

«И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные. И пошел Аврам, как сказал ему Господь; ... » (Быт. 12:1-41).

Авраам был послушен Господу во всём, потому что поверил Ему, и эту веру Господь вменил ему в праведность (Быт. 15:5-6).

Авраам, будучи в столетнем возрасте, родил единственного сына своего — Исаака (Быт. 17:17). Бог испытал его веру и послушание (Быт. 22:111-18).

Новый Завет говорит нам о том, что Авраам это сделал верою (Евр. 11:17-19).

Господь, испытав Авраама, заключает завет с ним и отдаёт ему землю:

«В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата: Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев, Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов, Аморреев, Хананеев, Гергесеев и Иевусеев» (Быт. 15:18-21).

Эти народы, проживающие на той земле и к тому времени уже смешавшиеся между собой, были потомками Ханаана.

Бог Сам изгонит эти народы рукою народа Божьего — Израиля:

«Когда введет тебя Господь, Бог твой, в землю, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, и изгонит от лица твоего многочисленные народы, Хеттеев, Гергесеев, Аморреев, Хананеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев,

семь народов, которые многочисленнее и сильнее тебя, и предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их, тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их; и не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего; ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и [тогда] воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя» (Втор. 7:1-4).

Не всегда народ Израиля точно исполнял волю Божию, поэтому потомки Ханаана (например, жители Гаваона) до конца не исчезли (см. Иис. Н. гл. 9).

Также Израиль не изгнал до конца Иевусеев из Иерусалима:

«Но Иевусеев, которые жили в Иерусалиме, не изгнали сыны Вениаминовы, и живут Иевусеи с сынами Вениамина в Иерусалиме до сего дня» (Суд. 1:21).

Израиль сделал Хананеев данниками, но не изгнал их (Суд. 1:27ff). Последствия этого мы видим даже в наше время: войны, насилие, неверие, мятежи.

Итак, мы видим, что верою и послушанием гласу Господа патриарх Авраам приобрёл всем народам великое благословение Божие.

Евсевий Кесарийский в книге «Церковная история» приводит также исторические сведения и об Аврааме:

«Авраам, которого сыны еврейские провозглашают своим вождем и прародителем» [2, 33 (I, 4, 5)].

2 ПОТОМКИ ХАНАНЕЕВ В НОВОМ ЗАВЕТЕ

Некоторые жители земли, оставшиеся от потомков Ханаана, смешавшись с окружающими их народами, жили во времена Нового Завета. Конечно же, проклятие Ханаана действовало и на них. Они были одержимы бесами и страдали от тяжких болезней. Пример тому — дочь женщины Хананеянки:

«И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час» (Мф. 15:2128).

Учеников Иисуса Христа раздражал крик этой женщины, и они просили Иисуса, чтобы Он отпустил её. Но у Господа был Свой план для этой женщины и урок для своих учеников.

Ответ Иисуса Христа, о сравнении неверующих Хананеев с псами, в наше время вызвал бы бурную реакцию общественности. Но эта женщина поверила Господу Иисусу Христу и в кротости смирилась пред волей Божией. Слова Господа о великой вере этой женщины потрясают своей неожиданностью. Только Господь может исцелить и освободить от проклятия. Женщина верила в это и получила просимое у Господа.

Господь напомнил Иудеям, что есть верующие не только в Израиле:

«Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую; много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина. Услышав это, все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, пройдя посреди них, удалился» (Лк. 4:25-28).

Эта женщина, как мы видим из Священного Писания (Библии), была из окрестностей Сидона, — являлась потомком Ханаана (Хананеянка). Она была из тех потомков, на которых лежало страшное проклятие. Но она смирила себя пред Господом, пред Его волей, и за это получила благословение — исцеление своей дочери.

Бог знал, что Иисус Христос смирит Себя даже до смерти крестной:

«Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп. 2:6-11).

Господь видел, что эта женщина Хананеянка идёт путём смирения и покорности воле Божией. Она поверила Иисусу Христу и искала Его милости для своей дочери, поэтому Господь благословил её исцелением дочери.

В этом есть наставление и для нас. Нам также нужно искать лица Господа, Его воли, Его милости во все дни наши.

Потому что только Господь знает нашу будущность и может помочь прожить эту земную жизнь для Его славы.

3 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги данному исследованию, можно сделать следующие важные выводы.

1) Непокорность воле Божией карается проклятием и смертью. Это показано на примере потомков Ханаана, младшего сына Ноя,

2) Вера и смирение пред Господом — покорность Его воле — дают исцеление и благословение.

Пример тому — исцеление Иисусом Христом дочери Хананеянки.

Поэтому Господь призывает всех покаяться, принять верою Иисуса Христа и в покорности исполнять волю Божию — Слово Божие.

Список литературы

1. Biblija / Knigi Svjashhennogo Pisanija Vethogo i Novogo Zaveta. Kanonicheskie. Sinodal'nyj perevod [Bible / Books of the Scripture of the Old and New Testaments. Canonical. Synodal Translation]. — M.: RBO [M.: RBS], 1999. 1217 p. [in Russian].

2. Evsevij Kesarijskij. Cerkovnaja istorija / Vvod, st., komment., bibliogr. spisok I.V. Krivushina. [Eusebius of Caesarea. Church history / Introd., art., comment., bibliogr. list by I.V. Krivushin. — SPb.: «Publishing house of Oleg Abyshko». 2013. 544 p. [in Russian].

3. Gruzdev D.V., Kolosov S.L., VolodchenkovM.I., Kavinsky V.V. Nagrada za sluzhenie Gospodu [Reward for serving the Lord] // Problemy nauki [Problems of Science]. No. 5 (73), Oct 2022, pp. 50-55 [in Russian]. (DOI: 10.24411/2413-2101-2022-10503).

4. Gruzdev D.V., Severov P.G., Kolosov S.L., Sinibabnov A.V., Kavinsky V.V., Volodchenkov M.I. Reward for Serving the Lord // Academy. No. 1 (74), Mar 2023, pp. 61-68. (DOI: 10.24411/2412-8236-2023-10103).

5. Jenciklopedicheskij slovar' Brokgauza i Efrona [Encyclopedic Dictionary of Brockhaus and Efron]. Izdat.: F.A. Brokgauz (Lejpcig), I.A. Efron (S.Pb) [Publisher: F.A. Brockhaus (Leipzig), I.A. Efron (S.Pb)]. Pod red. prof. I.E. Andreevskogo., K.K. Arsen'eva, F.F. Petrushevskogo. V 86-ti tt. (82 osn. + 4 dop.) [Ed. prof. I.E. Andreevsky., K.K. Arseniev, F.F. Petrushevsky. In 86 vols. (82 main + 4 add.)]. Semjonovskaja Tipo-Litografija (I.A. Jefrona) [Semyonovskaya Type-Lithography (I.A. Efron)]. S.Pb.: Tipografija Akc. Obshh. Brokgauz-Efron [Printing house Akts. Tot. Brockhaus-Efron], 1890-1907. (V. 37. 1903, 484 P.). [In Russian].

6. Logunov A.A., Jr., Logunov M.A., Logunov K.A., Sinibabnov A.V., Kavinsky V.V., Volodchenkov M.I. Poslushanie glasu Gospoda / Umy sovremennosti // Prosveshhenie i poznanie. No. 2 (21), Feb 2023, pp. 41-56. (in Russian). (DOI: 10.24412/2782-2613-2023-221-58-81).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.