Епископ Иов (СМАКОУЗ)
ИСТОРИЯ ЗАПАДНОРУССКИХ ЦЕРКОВНЫХ УНИЙ С РИМОМ В МЕДАЛЯХ (американская медаль 1916 г. в память воссоединения карпаторусинов-униатов с Русской Православной церковью)
Старинные медали, как и монеты различных эпох, очень часто дают не только возможность составлять по ним более точное представление о датировке тех событий, в честь которых они выбивались, но и помогают определить значение, важность рассматриваемого исторического события, характер и степень духовности главных лиц, принимавших в нем активное участие, дух той эпохи. В этом отношении для истории имеют важное значение все детали изображения, отчеканенного на медали.
Несколько медалей имеют прямое отношение к истории церковной унии на землях Западной Руси. На них представлены основополагающие события возникновения унии и главнейшие исторические этапы воссоединения униатов-русин с Православной церковью. Интересно посмотреть, какое значение создатели медалей в честь этих событий придавали этим событиям, какую историческую память о них они пожелали оставить потомкам.
В конце 1595 г. изменники православию в Польском королевстве епископы Луцкий Кирилл (Терлецкий) и Брестский Ипатий (По-цей) были в Риме у папы Климента VIII (Ипполито Альдобрандини; годы понтификата: 30.01.1592-5.03.1605) для представления от имени епископов Киевской митрополии Константинопольского патриархата акта подчинения их Римскому престолу. Папа Климент VIII для официального засвидетельствования западнорусскими иерархами вступления в унию с римским католицизмом поручил киевскому митрополиту Михаилу (Рагозе) созвать собор и осуществить на нем формальное заключение унии. Как известно, такой собор был созван в Бресте в следующем 1596 г.
В память о заключении унии по повелению папы в Риме выбили специальную медаль двух видов. Для высоких лиц медали изготовили из золота, но большинство медалей было из менее ценного материа-
ла - серебра. Их торжественно раздавал сам папа в праздник святых апостолов в Риме.
На одной стороне медали изображен сам папа с надписью: «Clemens. VIII Рой. Мах. А. V»., а на другой стороне представлен папа, восседающий на троне, с сидящим возле него на особом седалище кардиналом, и благословляющий русских послов. Русские послы, из которых ясно виден только один русинский епископ, символизирующий Православную церковь в Речи Посполитой1, стоят на коленях пред папою, и два, вероятно, каноника находятся позади них как свидетели, когда они читали исповедание римо-католической веры. Вверху сделана на латинском языке надпись: «Ru^nis rеcеptis» («Русские (букв. русины) приняты»), внизу дата: «1596»2.
Таким образом, на медали представлен победный триумф папства над православием в Малой Руси. Он изображен в полном соответствии с практикой светских государей средневековой Западной Европы, которая была перенята римскими первосвященниками, а также и с католическим учением о римском папе как видимом главе всех христиан на земле. С другой стороны, на ней изображена унизительная и полная капитуляция иерархии Восточной церкви на малороссийских землях. Это печально вдвойне, так как недостойные носители епископского сана в православии стали на колени перед теми, против чьих злоупотреблений в религиозной практике выступила значительная часть духовенства и паствы самой католической церкви в Западной Европе. С 1517 г. в Европе полыхало пламя протестантизма
- широкого протеста против папства и латинских злоупотреблений в духовной жизни и реформации католической церкви в области вероучения, религиозной практики и устройства.
Когда, по милости Божией, Брестская уния в Белоруссии, Западной Волыни и Литве была окончательно упразднена на Полоцком униатском соборе 1839 г., то это знаменательное событие православные также постарались увековечить выпуском соответствующей медали.
Тогда, 12 февраля 1839 г., в Неделю Православия, в древнем русском городе Полоцке, откуда происходила православная святая подвижница Евфросиния Полоцкая, во время совместного служения Литовского епархиального греко-униатского епископа Иосифа (Семашко) с двумя другими униатскими архиереями — Полоцким Василием (Лужин-ским) и викарным епископом Брестским Антонием (Зубко) со множеством священников единогласно был принят Act о присоединении униатской церкви к Православной. Воссоединение совершилось 25 марта 1839 г. на заседании Святейшего Синода в Санкт-Петербурге. Члены Синода после братского целования с архиереями приняли униатскую Западнорусскую церковь в полное общение с собой и возвели
епископа Иосифа Семашко в сан православного архиепископа Литовского и Виленского. Святитель Иосиф, впоследствии получивший сан митрополита, продолжал еще много лет ревностно трудиться над уничтожением остатков унии. Всего в православие перешло тогда свыше 1600 приходов и более 1 миллиона 600 тысяч верующих.
В память радостного для Православной церкви и русского народа события воссоединения по указу императора Николая I была отчеканена памятная медаль с изображением на лицевой стороне Нерукот-воренного на убрусе образа Спаса-Христа как Истинного Первосвященника и надписью на церковнославянском языке вверху: «Такова имамы Первосвященника» с указанием источника этой апостольской цитаты (Евр. VIII,1). Внизу медали выбиты великие слова о святой силе любви и единения: «Отторгнутые насилием (1596) воссоединены любовию (1839)». На оборотной стороне представлен святой восьмиконечный крест, как оружие нашего спасения, в сиянии, а по сторонам его надпись: «Торжество Православия 25 марта 1839».
На православной медали в отличие от латинской 1596 г. вместо римского папы, называемого латинским вероучением «наместником Христа на земле», Христос - «Истинный Архиерей во веки» и сияющий божественным светом православный крест. Здесь действительно изображено духовное торжество православия, светлая радость Небесного Бога-Отца и настоящая жертвенная любовь Матери-Церкви
Лицевая и оборотная сторона медали с надписью «Отторгнутые насилием (1596) воссоединены любовию (1839)», выпущенной в память возвращения униатов в лоно Русской Православной церкви.
Источник: иКЬ: http://www.inoforum.ru/forum/index.php?showtopic=25531
о возвращении бывших на «стране далече» родных детей, ранее бывших похожими на блудного сына из известной евангельской притчи.
Следует заметить, что сравнение двух медалей: одной - по поводу Брестской унии в 1596 г., а второй - по случаю воссоединения униатов в 1839 г. - произвело большое впечатление на всех присутствовавших участников Львовского церковного собора 1946 г.3 Указывая на различие этих медалей, делегат Московской патриархии протоиерей Константин Ружицкий (1888-f18.11.1964) в своем докладе на соборе воскликнул: «Так характерны эти медали! Как много, красноречиво говорят они о святом православном Востоке и гордом Западе, отступившем от единства церковного...»4.
Важным этапом в массовом возвращении униатов в лоно Русской Православной церкви явилось воссоединение карпаторусинских эмигрантов, которое состоялось в свободной от любых религиозных преследований Северной Америке в конце XIX и начале ХХ в. До этого присоединение униатов к Православной церкви состоялось на Холм-щине. Там 11 мая 1875 г. в православие возвратилось 236 приходов численностью до 234 000 человек.
Процесс этот продолжался и в дальнейшем, по мере того как с Русью (Украиной) воссоединялись другие отнятые у нее в прошлом земли. В марте 1946 г. на Львовском церковно-народном соборе Греко-католической (униатской) церкви западных областей Украины Брестская уния была упразднена и в этих областях, ранее входивших в состав Австро-Венгрии. Однако какая-то часть невоссоединивших-ся униатов ушла в подполье и эмиграцию и агрессивно заявила о своем существовании в конце 80-х - начале 90-х гг. XX в.
Сведений о нумизматических памятниках этих двух массовых присоединений из униатства к православию не обнаружено.
Первопроходцами, или, как говорят североамериканские русины, пионерами в этом спасительном и богоугодном деле явились отец Алексий Товт [англ. Alexis Toth] (1853-1909) и его прихожане. Протоиерей Алексей Товт, бывший профессор церковного права в грекокатолической семинарии в Пряшеве, стал лидером карпаторусских униатов в США, эмигрировавших из Галицкой и Подкарпатской Руси, и инициатором возвращения их в православие. Он в 1889 г. прибыл в Америку, возглавил униатский приход и стал председателем собраний униатских священников в штате Миннесота.
25 марта 1891 г., в Неделю Торжества Православия, в Миннеаполисе епископ Алеутский и Аляскинский Владимир (Соколовский-Автономов) из Сан-Франциско по просьбе отца Алексия Товта воссоединил с Русской Православной церковью весь приход в составе 405 человек5.
Переход прихода о. Алексия в православие послужил примером для многих униатских общин в США и Канаде. Отец Алексий неустанно проповедовал, вел напряженную миссионерскую работу среди униатов-карпатороссов. При его непосредственном участии к 1909 г. было организовано 17 православных приходов и присоединено к православию около 20 тысяч верующих. А до Первой мировой войны с Русской Православной церковью в Америке воссоединилось около 120 униатских карпаторусинских приходов. В результате миссионерско-просветительных трудов протопресвитера Алексия после его кончины между Первой и Второй мировыми войнами в православие перешли сотни тысяч униатов в Америке и на родине святого
- в Словакии6. За огромные миссионерские труды отец Алексий Товт в 1994 г. Православной церковью в Америке причислен к лику православных праведников как «отец американского православия».
В 1916 г. в честь 25-летия первого присоединения карпаторусинов из униатства к православию в Новом Свете были организованы торжественные празднования. Эти торжества послужили прямым поводом к выпуску соответствующей православной медали в честь Торжества православной веры7. Американская медаль с довольно интересными изображениями была выпущена в 1916 г. Алеутской и Североамериканской епархией Русской Православной церкви по благословению управляющего архиерея архиепископа Евдокима (Мещерского; 18691935). Изготовленная из простого и относительно дешевого материала (предположительно, олова), она воистину стала народной медалью.
В центре этой епархиальной медали круглой формы (диаметр медали 40 мм) изображены два священнослужителя. Представители высшей иерархии - православный епископ в монашеском одеянии и католический в одежде латинского бискупа - протягивают друг другу правые руки. Вверху их братского общения изображены два ключа и два архиерейских жезла - символы архиерейской власти, на которых расположены открытая Книга Священного Писания и Евхаристическая Чаша. Выше этих церковных символов помещены в сиянии главнейшие догматические символы христианства - треугольник (символ Божественной Троицы) с голубем - символом Святого Духа, а ещё выше на ленте надпись «Мы братья». На нижней стороне медали на фоне веток лаврового дерева - древнего символа победы - находятся слова, с которыми православные священнослужители приветствуют и лобызают друг друга во время соборного совершения Божественной литургии перед пением Символа веры: «Христос посреди нас!» Такое богослужебное единство, духовное братание возможны лишь при достижении единства в вере, в догматах, при неискаженном позднейшими вставками Никео-Цареградском Символе веры.
С двух сторон на этой же стороне медали вычеканены две даты: «1649» и «1916». Первая дата, находящаяся за спиной католического священнослужителя, символизирующего униатство, является неверной датой заключения Ужгородской унии в Закарпатье, которая на самом деле была насильно навязана на несколько лет ранее - 24 апреля 1646 г. На Закарпатье унию с латинской церковью заключили только 63 православных священника, перешедших 24 апреля 1646 г. в Ужгороде на сторону католицизма. А Акт об унии был оформлен лишь в 1652 г. со значительными фактическими ошибками. Этим, возможно, следует объяснять разнобой в датировке Ужгородской унии. Так, на медали датой возникновения унии назван 1649 г.
Простой же народ, несмотря на формальное и навязанное им униатство с католицизмом, продолжал держаться «старой веры». В Закарпатье сохранились юлианский богослужебный календарь, церковнославянский язык, традиционные для этой местности церковные распевы и иконография. Славянское богослужение помогло сохранить национальную идентичность и противостоять окатоличиванию и мадьяризации вплоть до начала XX в. Процесс возвращения карпа-торусских униатов стал массовым в среде карпатороссов, эмигрировавших в Северную Америку.
Ужгородская уния была ликвидирована самим закарпатским ду-
ховенством без епископа, как и была принята в свое время незначительной частью приходского духовенства без архиерея. 28 августа 1949 г., на праздник Успения Пресвятой Богородицы, в Николаевском монастыре в Мукачево был подписан Акт о переходе греко-католиков в православие. Ныне более 60 % русинов Закарпатья являются православными, а 35 % — греко-католиками (см.: ru.wikipedia.org/wiki/Ру-сины). Вновь появление униатства связано с распадом бывшего СССР и появлением независимой Украины.
Вторая дата, расположенная со стороны православного священнослужителя, обозначает время массового перехода русинов из униатства в православие, которое совершилось в далекой от Закарпатья Америке на 270-м году фактического существования этой печальной унии среди русинского народа, крещенного в православии святым Мефодием, архиепископом Моравским, братом составителя славянской азбуки святого равноапостольного Кирилла Философа.
Дата «1916» на медали также увековечивает год учреждения отдельного викариатства для русинов в Североамериканской епархии Русской Православной церкви и поставления для них епископа Стефана (Дзюбая). Первый епископ новооснованного во втором по величине городе в штата Пенсильвания Питтсбурге (англ. Pittsburgh) Карпаторусского викариатства Стефан (Александр Дзюбай) родился 27 февраля 1857 г. в Калниках (Бережанец, Закарпатская Русь) в униатской семье. В 1880 г. окончил духовную семинарию со степенью доктора теологии. В следующем году женился на дочери священника Андрея Чичка и был рукоположен во священника. Вскоре после этого (ноябрь 1881 г.) умирает жена, и его назначают вторым священником Троицкой церкви в Ужгороде. В 1889 г. эмигрирует в Америку, путешествует по стране и помогает организовывать униатские приходы во многих штатах и городах. При этом у него возникают трудности, связанные с бывшим ранее бракосочетанием. В 1913 г. назначен викарием униатской церкви Америки. Разочаровавшись в униатской церкви, 30 июля 1916 г. он порывает с униатством и принимает решение перейти в Православную церковь, в которой постригается в монашество с именем Стефан. В августе 1916 г. архимандрит Стефан хиротонисан во епископа Питтсбургского, викария Алеутской епархии. Чин хиротонии совершали архиепископ Евдоким (Мещерский), епископ Александр (Немоловский) и митрополит Герман (Шехади) из Антиохийского патриархата в Никольском кафедральном соборе Нью-Йорка. По плану архиепископа Евдокима его служение в сане епископа должно было подтолкнуть униатов к активному продолжению возвращения в православие. Однако из-за плохого отношения к клиру и преклонного возраста миссия епископа Стефана не имела
значительного успеха. В октябре 1922 г. он самочинно объявил себя главой епархии, хотя был только викарием у архиепископа Александра (Немоловского), и посвятил твердого русина-галичанина архимандрита Адама (Филипповского) во епископа Канадского. В связи с обидой, что на место архиепископа Александра избрали не его, а митрополита Платона (Рождественского), он после 1924 г. переходит обратно в католичество в надежде получить от Рима сан епископа униатской церкви в Америке. Униатским епископом его не назначили. В результате своих неканонических действий и амбиций он оказался в полной изоляции. От переживаний он был вынужден уйти в римско-католический монастырь в Греймуре, Нью-Йорк, в котором в 1933 г. скончался8. Это замечательное дело по административной организации отдельного викариатства для русинов с целью продолжения миссии среди них по возвращению в родную отеческую православную веру было немного опоздавшим деянием. Конец XIX в. был более благоприятным временем, а протоиерей отец Алексий Товт мог быть более удачным кандидатом в архиереи, как это и предполагал святитель Тихон (Белавин).
На обратной стороне медали изображены: вверху - восьмиконечный (традиционно называемый русинами трехраменным) православный крест в сиянии, справа и слева - российский и американский государственные флаги, внизу гирлянда из лаврового дерева с надписью «Свет Христов просвещает всех». Все надписи сделаны гражданским шрифтом согласно правилам дореволюционного правописания русских слов.
На медали мы видим яркую картину преодоления раскола и прекращения вражды между сыновьями одного народа, свидетельство их братской любви и единства в истинной православной вере святых Крестителя Руси великого князя Владимира и равноапостольной Ольги Киевских. Русины вновь стали родными братьями по духу, находятся в «Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви» (Символ веры), причащаются из одной Чаши Христовой, одинаково понимают Священное Писание, и Христос находится посреди них.
Рассмотрев все три медали, касающиеся заключения и расторжения Брестской и Ужгородской уний, принесших много зла и страданий русинскому народу в Малой, Белой и Карпатской Руси, можно отметить, что только изображения православных медалей наиболее выражают неискаженное мирском духом христианское вероучение, основанное на Святом Евангелии, подлинную заботу об спасении заблуждающихся униатов и соответствуют евангельскому духу любви к ним. Католическая же медаль 1596 г. папы Климента VIII в соответствии со средневековым учением об институте папства свидетельствует не
только о духовном, но и о национальном порабощении православных русинов. Освобождение от этих духовных пут наши русины получили только при помощи Божией благодаря братской Великой России. Многие русины подъяремной Галицкой Руси, оставшиеся вне границ императорской России, из унии смогли возвратиться в материнское лоно Русской Православной церкви только в более свободном, чем Австро-Венгерская империя, американском Новом Свете при пастырской заботе о них русской церковной иерархии.
В заключение повторим слова отцов-участников Львовского Церковного собора 1946 г., что сравнение латинской и православной медалей «весьма убедительно отражает разницу двух миров, построенных одного - на гордости, а другого - на любви»9. Значительная часть галицко-карпатских русинов, белоруссов и малоруссов-украинцев смогла заметить это различие между двумя верами и с помощью Божией смело встать с колен перед римским папой навсегда. Дай Бог, чтобы их пример и твердое стояние в православной вере открыли глаза всем остальным!
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Некоторые исследователи (напр., Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 10) говорят, что перед папой падает ниц русин. При таком взгляде коленнопреклонная фигура символизирует весь западнорусский народ.
2. Согласно прим. 577 к 9 тому «Истории Русской Церкви» митрополита Макария (Булгакова), первое изображение этой медали представлено знаменитым церковным историком католической церкви Цезарем Баронием в самом конце 7-го тома его летописей. Современным изданием, в котором имеется изображение медали, посвященной заключению унии, является «Славянская энциклопедия. Киевская Русь - Московия» в 2-х т. Т. 2. «Н-Я». 2001. С. 562.
3. Хруцкий С., секретарь. Обращение Инициативной группы по воссоединению Греко-католической церкви с Русской Православной церковью // Львовский Церковный собор. Документы и материалы. 1946-1981. М.: Изд. Московской Патриархии, 1982. С. 58.
4. Ружицкий Константин, протоиерей. Доклад. // Указ. сборник. С. 95.
5. Коханик Петр, протопресвитер. Начало истории Американской Руси // Прикарпатская Русь под владением Австрии. Trumbull. Connecticut, 1970. C. 516, 490.
6. Православная энциклопедия. Т. 1. С. 658-659. иЯЪ: http://www. pravenc.ru/text/64636.html (дата обращения: 01.09.2011 г.).
7. Высочайшая благодарность прихожанам в Миннеаполе, Минн. С. 210. // Американский Православный Вестник. 1916; На Миннеа-польское торжество (телеграммы). С. 675, 678; От Миннеапольско-го Юбилейного Комитета. С. 592; 25-летие Православия в Америке. С. 644-645; Васильев В., свящ. Юбилейные Миннеапольское Торжества. С. 676-679.
8. См.: иЯЬ: http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_330 (дата обращения: 01.09.2011 г.).
9. Обращение Инициативной группы... С. 58.
Первый тематический книжный магазин по истории Юго-Западной Руси. Высылаем каталог по почте и поможем с приобретением мелкооптовых партий книг.
Книги в наличии:
- Ульянов Н. Происхождение украинского сепаратизма
- Русская Г алиция и «мазепинцы»
- Сидоренко С. Украина - тоже Россия
- Чуев С. Украинский Легион
- Геровский Г. Язык Подкарпатской Руси
- Аристов Ф. Литературное развитие Подкарпатской Руси
- Поп И. Энциклопедия Подкарпатской Руси
- Журнал «Русин»
Совместный проект сайтов «Единая Русь» (www.edrus.org), «Украинские страницы» (www.ukrstor.com) и «Малорусской народной исторической библиотечки» (mnib.malorus.org).
Адрес магазина в Интернете: http://magazin.malorus.org
ЕДИНЫЙ КНИЖНЫЙ
интернет-магазин