Вестник ТГАСУ № 2, 2008
38
T.N. MANONINA
MONESTERY OF THE ICON OF THE SIGN IN ABALAK VILLAGE
The paper presents aspects of formation and development of complex buildings and structures of one of oldest Siberian monasteries - Monastery of the Icon of the Sign (Svyato-Znamensky) in Abalak village, Tobolsk province (now Abalak village, Tyumen province, Tobolsk area). The history of a monastery and its separate buildings is traced during the XVIIth till the beginning of the XXth centuries. The features of a three dimensional composition of a complex, the art stylistics of temples are considered. New files from historical archives, literary and new graphic materials are used. In the years of 2006-2007 the creative group of Siberian institute «Sibspetsproektrestavratsiya» (Tomsk) has made the restoration project of Monastery of the Icon of the Sign in Abalak village.
УДК 72.025.3/.035/.036(571.16)
Е.В. ПЕРЕТЯГИНА, аспирант,
ТГАСУ, Томск
ИСТОРИЯ ВЫЯВЛЕНИЯ, ИЗУЧЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Содержание статьи посвящено истории формирования охраны объектов историкокультурного наследия в Томской области, периодам формирования понятия «памятник истории и культуры». Автором раскрывается взаимосвязь изменений в идеологии охраны наследия и градостроительных процессов в Томске. В статье использованы материалы органов охраны памятников истории и культуры. Выводы автора базируются на нормативно-правовых актах РФ различных периодов и знаниях, накопленных в ходе практической работы в сфере государственной охраны памятников по выявлению, изучению, паспортизации и градостроительной охране памятников истории и культуры.
Понятие «памятник истории и культуры» в официальных документах появилось в нашей стране в конце 1950 - начале 1960-х годов, когда в СССР появилось Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИК), ставившее среди прочих задач деятельность, направленную на регистрацию, описание и охрану памятников [1]. Если углубиться в историю, то выяснится тот факт, что работа по описанию и фиксации архитектурных объектов культурного наследия в Томске велась с 1920-х годов [2]. Но таких объектов было немного: Воскресенская церковь, усадьба И.Д. Асташева и т. д. Об этом свидетельствуют материалы Томского областного краеведческого музея. Целенаправленная же работа по выявлению, изучению и пропаганде историко-культурного наследия началась в Томске с 1966 года с создания Томского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры [3].
© Е.В. Перетягина, 2008
На тот период в Томске велась активная работа по выявлению и изучению историко-культурного наследия. Первые памятники Томской области поставлены на государственную охрану Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.60 г. № 1327 и решением облисполкома от 25.07.61 г. № 242. В основном все они были взяты на учёт списочно, без составления необходимой учетной документации. Составлением описания данных объектов и занялось Томское отделение ВООПИК. Было составлено большое количество учётной документации на памятники. Научно-исследовательской работой занимались проблемная лаборатория ТГУ и кафедра архитектуры ТГАСУ. Также были задействованы специалисты из Москвы. Все специалисты работали над составлением Свода памятников истории и культуры Западной Сибири [4]. Несмотря на определённые достижения в деле выявления, паспортизации и охраны памятников, данный пласт работы значительно отставал по масштабам финансирования и объёмам выявленных памятников от европейского региона [5].
Градостроительная среда Томска в 1960-х годах рассматривалась как дисперсная система объектов деревянного и каменного зодчества, памятников-монументов и участков археологических объектов в структуре города. Не было уделено внимания садам и скверам как памятникам истории и культуры. В становлении градостроительной охраны историко-культурного наследия г. Томска существует несколько периодов.
Главные отличительные особенности Томска - усадебность застройки, большое количество торговых и общественных купеческих зданий, доходные дома, ценные элементы городской планировки, занятые деревянным зодчеством до середины 1970-х годов, - не были определены как важнейшие факторы сохранения города. Это сказалось на массовом разрушении комплексов-усадеб (снос оград и флигелей, строительство дисгармоничных объектов). Культовые здания большей частью были разрушены и утратили на тот момент значимость градостроительных доминант. Так, была разрушена градостроительная целостность квартала Томского Богородице-Алексеевского мужского монастыря по ул. Крылова, 12. Массово были уничтожены ограды жилых купеческих усадеб, доходных домов. Действиям по уничтожению градостроительной целостности исторических районов Томска активно противостояла общественная организация ВООПИК. Подтверждением тому - телеграмма Центрального совета ВООПИК следующего содержания: «Центральный совет общества охраны памятников категорически возражает против строительства нового здания педагогического училища на территории Алексеевского монастыря. Закон допускает только восстановление утраченных построек. Проект согласовывается в установленном порядке» [6].
24 мая 1966 года вышло в свет Постановление Совета Министров РСФСР № 473. В целях сохранения исторических памятных мест и зданий и в соответствии с вышеуказанным постановлением было утверждено решение Томского областного исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся № 160 от 21.05.1973 г. «Об охране историко-революционных памятников с. Нарым Парабельского района». Данный документ стал также первым нормативно-правовым актом Томской области в сфере организации зон охраны памятников и установления режима их использования. Таким образом, го-
род Томск не был первопроходцем в части определения охранных зон памятников истории и культуры.
В Томске работала сильная команда чиновников и архитекторов. К 1970-м годам были проанализированы основные историко-культурные ценности, к которым, безусловно, были отнесены целостные массивы застройки исторической части города, определена связь города с историческими личностями. Однако нормативно-правовой базы градорегулирования как инструмента сохранения историко-культурного наследия сформировано не было. Необходимо отметить также, что подход выявления и постановки на государственный учёт памятников истории был политизированным (особенность всего советского периода истории страны). Большее внимание уделялось революционной деятельности и деятелям, несмотря на богатейший краеведческий материал.
С 1974 г. совместно с отделением ВООПИК функции по изучению и сохранению памятников истории и культуры получила производственная группа по охране и использованию памятников истории и культуры, созданная при управлении культуры Томского облисполкома. Работа по выявлению усилилась. Согласно справке от 15.07.1976 г., общее количество памятников в Томской области составляло 86 каменных и 87 деревянных объектов.
Вопрос о включении в список исторических городов г. Томска официально поднимался на федеральном и региональном уровне с 1977 г. В сентябре 1977 г. в управление культуры Томского облисполкома поступило письмо за подписью начальника Госинспекции по охране памятников истории и культуры Министерства культуры РСФСР О.И. Пруцина с просьбой рассмотреть с участием местного отделения ВООПИК и органов архитектуры вопрос о включении в дополнительный список исторических городов РСФСР г. Томска. Общественность Томска, Совет Томского областного отделения ВООПИК от 17.10.1977 г. одобрил предложение Госинспекции. Основанием для включения Томска в упомянутый список послужили материалы Сибирской зональной научной конференции по вопросу изучения и охраны памятников Сибири и Дальнего Востока, состоявшейся в Тобольске в июне 1969 г., а также ходатайство Томского областного управления культуры. Признать Томск историческим необходимо было для того, чтобы статус города привести в соответствие с уже ведущимися работами по охране его историкоархитектурного наследия. Постановлением коллегии Министерства культуры РСФСР, Госстроя РСФСР и Президиума Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры в 1990 году г. Томск и с. Нарым Парабельского района включены в список 115 исторических населенных мест РСФСР.
В соответствии с Приказом министра культуры РСФСР от 22.06.1981 г. № 369 в Томске был создан Сибирский филиал проектного института «Спец-проектреставрация». Ежегодно осваивались средства на подготовку и утверждение проектов реставрации объектов культурного наследия. Планомерно происходило обследование памятников, подготавливалась проектная база. Материалы, подготовленные в 1980-1990-х гг., помогают в сегодняшней реставрации памятников.
В 1982 г. был принят проект зон охраны памятников истории и культуры г. Томска, разработанный институтом «Спецпроектреставрация» (г. Москва), а в 1987 г. - проект реконструкции и регенерации центральной части г. Томска, разработанный Сибирским филиалом проектного института «Спецпроектреставрация». Проект зон охраны, долгие годы являясь составной частью генерального плана г. Томска, активно нарушался. Причиной этому часто становилось несоответствие данного проекта градостроительному и земельному законодательству.
Основные критерии и нормативно-правовая база к началу 1990-х гг. сложились в Томске в достаточном объёме. Кроме того, с 1993 г. работой по сохранению памятников стало заниматься областное государственное учреждение «Центр по охране и использованию памятников истории и культуры».
За все годы дважды проводилась научная инвентаризация историкокультурного наследия с привлечением специалистов из Института истории искусств Академии наук СССР, объединения «Росреставрация» и Управления по делам охраны памятников Министерства культуры РСФСР.
Результатом этой работы является подготовленный в 1998 г. Список памятников истории и культуры по Томской области.
Указами Президента РФ в Томске утверждены два особо ценных объекта историко-культурного наследия народов РФ - Томский государственный университет и Томский политехнический университет.
На сегодняшний день государственные функции в области государственной охраны памятников истории и культуры выполняет Департамент по культуре Томской области. На государственной охране находится 996 объектов историко-культурного наследия. Кроме стоящих на государственном учёте, на территории Томской области расположено большое количество объектов, подлежащих изучению и постановке на государственную охрану [7].
Принят новый генеральный план города Томска, находится в стадии утверждения проект «Корректировка проекта зон охраны памятников истории и культуры г. Томска», действует программа «Сохранение деревянного зодчества г. Томска».
Томск обеспечен градостроительной документацией, регламентирующей вопросы сохранения, реконструкции и реставрации центральной части города. Утверждён нормативно-правовой документ - Правила застройки г. Томска.
В связи с современными социально-экономическими условиями страны и с принятием Федерального закона от 29.12.2006 г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» наиболее актуальна тема создания историко-культурных заповедников.
Историко-культурные заповедники юридически пока отсутствуют, но в Томской области около десяти объектов могли бы носить этот статус:
1. Место основания г. Томска.
2. Томский Императорский университет и Томский политехнический университет (комплекс построек с уникальным явлением - Ботаническим садом и естественным ландшафтом).
3. Лагерный сад (памятник природы с уникальными памятниками археологии).
4. Районы Татарская слобода, Болото.
5. Окрестности Томска: с. Тимирязево, с. Спасское, с. Аникино.
В соответствии со ст. 57 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 г. «Об объектах историко-культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» возможно создание историко-культурных заповедников, представляющих собой выдающийся целостный историко-культурный и природный комплекс.
В части реализации ст. 18 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» при создании историко-культурных заповедников возможно получение субвенции из федерального бюджета на исполнение полномочий по сохранению памятников археологии, что очень актуально и важно в ситуации, когда финансирование данных мероприятий из бюджета РФ и регионов почти отсутствует.
Есть также и другой путь сохранения градостроительной целостности Томска в современных социально-экономических условиях. Руководствуясь ст. 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100 Земельного кодекса РФ, Законом Томской области «Об особо охраняемых природных территориях в Томской области» от 12.08.2005 г. № 134-ОЗ; п. 4 ст. 4. Закона ТО от 12.12.2006 г. № 304-ОЗ «Об объектах историко-культурного наследия (памятниках истории и культуры) Томской области», необходимо:
1. Зонам по сохранению деревянного зодчества Томской области присвоить статус особо охраняемых территорий: территория рекреационного назначения областного значения в качестве «зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов, предназначенных для сохранения и восстановления объектов историко-культурного наследия, которые могут быть использованы в научных, просветительских и туристических целях».
2. Установить режим использования земель, вошедших в границы указанных зон. Для этого разработать положение об особо охраняемых территориях Томской области.
Создание особо охраняемых территорий позволит решить несколько проблем сохранения массивов исторической застройки в историческом ядре Томска: градостроительную, правовую, финансовую.
С точки зрения градостроительства - позволит создать щадящий режим градостроительной деятельности в указанных зонах.
С точки зрения правового статуса - позволит более результативно осуществлять контроль за соблюдением законодательства в сфере охраны историко-культурного наследия.
С финансовой стороны - позволит вести бюджетное планирование и финансирование мероприятий по сохранению как объектов культуры, входящих в зоны, так и фоновой застройки, находящейся в различных формах собственности.
Разработан проект «Корректировка проекта зон охраны памятников истории и культуры г. Томска», который крайне актуален и необходим в связи с принятием нового генерального плана г. Томска и изменениями в градостроительном регулировании. Несмотря на то, что авторами доминирующим
подходом к сохранению исторической ткани города в рассматриваемом проекте предлагается сохранение среды, а не только отдельных объектов культуры, территории охранных зон по сравнению с проектом охранных зон г. Томска 1982 г. изменены в меньшую сторону. Система критериев для определения охранных зон объектов культурного наследия авторами выражена в следующих моментах: исторический; градостроительный; архитектурно-эстетический; эмоционально-художественный; функциональный; научно-реставрационный; ландшафтный. Данный подход определяет значение охранной зоны, включающей историческое ландшафтное окружение, видовые картины. Однако в проекте отсутствуют видовые коридоры, точки визуального восприятия памятников и доминант. Не в полном объёме отнесены к зонам охраны основные смотровые площадки видового раскрытия исторического центра.
Современное состояние утвержденных границ зон охраны памятников: межевание земельных участков в данных зонах, оформленные права на земельные участки, вновь выявленные характеристики ценной фоновой застройки. Изменения градостроительной ситуации в результате размещения дисгармоничных объектов позволяют констатировать тот факт, что при реализации программ сохранения культурного наследия необходим комплексный подход.
Возвращаясь к истории формирования основных направлений памятникоохранительной деятельности в Томске, можно сделать следующий вывод: в Томске сложилась особая структура органов охраны памятников. Она включает в себя все уровни власти. Муниципальная, региональная и федеральная власть работает в тесной взаимосвязи с ведущими учёными. Большое место в созданной структуре отведено архитекторам, социологам, историкам, культурологам Томска. Существует также проектная и производственная база для сохранения и реставрации объектов культурного наследия. Необходимо констатировать, что в Томске имеет место критическая ситуация с сохранением исторического лица города, его градостроительного своеобразия, но именно научный, коллегиальный подход к развитию города, на мой взгляд, должен послужить сохранению своеобразия Томска.
Библиографический список
1. Охрана памятников истории и культуры //Сборник документов. - М., 1973. - С. 58.
2. Материалы Томского краеведческого музея.
3. Материалы переписки Томского отделения Всероссийского общества охраны памятников с Министерством культуры РСФСР за 1970 г.
4. Письмо МК РСФСР от 17.06.1981 № 17-22-ук «О направлении копий решений облисполкома по охране памятников истории и культуры» № 149 и № 160 от 21.05.1973; Письмо от 27.10.1981 № 01-362/16-17 «О принятии на гос. охрану памятников»; Письмо МК РСФСР от 25.11.1981 № 17-23-уф в управление культуры Томского облисполкома; Письмо Главного управления охраны памятников МК РСФСР «О приёмке первичной учётной документации на памятники истории Томской области» от 12.02.1982 г. № 17-23-уф; К поручению облисполкома от 26.07.1982 г. отчёт «О состоянии и мерах по улучшению охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры в Томской области».
5. Куземзин, А.М. Правильное определение предмета памятнико-охранительной деятельности - начало её успеха // А.М. Куземзин. Культурологические исследования в Сибири. - Вып. 1. - Омск, 1999.
Вестник ТГАСУ № 2, 2QQS
44
6. Телеграмма Центрального совета ВООПиК от 04.11. 1970.
7. Федеральный закон № 73-Ф3 от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
E.V.PERETYAGINA
HISTORY OF RESEARCHES AND PRESERVATION OF HISTORICAL-CULTURAL HERITAGE OF TOMSK REGION
The paper considers the history of formation of protection of objects of a historical and cultural heritage in Tomsk region, the periods of formation of concept "a monument of history and culture ". The interrelation of changes in ideology of protection of a heritage and town-planning processes in Tomsk is revealed. Materials of agencies of protection of history and culture monuments are used. Conclusions are based on legal certificates of the Russian Federation of the various periods and the knowledge which has been accumulated during practical work in sphere of state protection of monuments.
УДК 719:502,7+72025,4
Л.С. РОМАНОВА, канд. архит., доцент,
Д. Ф. АНФИНОГЕНОВ,
О. Г. ЛИТВИНОВА, аспирант,
ТГАСУ, Томск
ТУНГУССКИЙ МЕТЕОРИТ И СЛЕД, ОСТАВЛЕННЫЙ ИМ В ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Авторы статьи раскрывают взаимосвязь человека и биосферы на современном этапе эволюции общества на основе изучения территории, расположенной в Красноярском крае России, в которой в 1908 г. произошло падение метеорита, и охватывают широкий спектр вопросов, связанных с этим событием. Тунгусский метеорит оставил свой след не только на теле планеты, но и в культуре человечества. В статье использованы материалы российских ученых, а также натурных исследований историко-культурных объектов на территории Эвенкии, впервые выполненных авторами. Выводы и предложения авторов базируются на нормативно-правовых актах Российской Федерации с учетом отечественного и зарубежного опыта по сохранению культурного наследия.
30 июня 1908 г. в Красноярском крае на территории Эвенкии в междуречье Подкаменной Тунгуски и Чуни произошло столкновение космического тела с Землей, оставившее множество ран на теле планеты (астроб-лемы). Событие, ставшее потрясением в первую очередь для населения, проживавшего на этом участке планеты, привлекало все это время внимание исследователей, и не только наших соотечественников. Огромный вклад в исследования этой зоны внесли томичи, в дальнейшем Томск стал признанным центром изучения Тунгусской катастрофы. В 80-х гг. прошлого столетия проблемой Тунгусского метеорита заинтересовались зарубежные ученые из Японии, США, Англии, Италии, Чехии, Украины, Польши и других стран.
© Л.С. Романова, Д.Ф. Анфиногенов, О.Г. Литвинова, 200S