Научная статья на тему 'История высшего образования в советском Калининграде опыт контент-анализа материалов газеты «Калининградская правда» (1947-1950 годы)'

История высшего образования в советском Калининграде опыт контент-анализа материалов газеты «Калининградская правда» (1947-1950 годы) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
298
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Морозов Евгений Борисович

Исследуется отображение в материалах ведущей областной газеты «Калининградская правда» за период 1947-1950 гг. истории высшего образования в советском Калининграде. Рассматриваются и характеризуются основные тематические блоки публикаций за данный период, анализируется тональность публикаций. Делаются выводы о ценности и значимости материалов газеты для изучения истории высшего образования в советском Калининграде тех лет, о перспективности и необходимости продолжения исследований в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История высшего образования в советском Калининграде опыт контент-анализа материалов газеты «Калининградская правда» (1947-1950 годы)»

Е. Б. Морозов

История высшего образования

в советском Калининграде Опыт контент-анализа материалов газеты «Калининградская правда» (1947—1950 годы)

Исследуется отображение в материалах ведущей областной газеты «Калининградская правда» за период 1947—1950 гг. истории высшего образования в советском Калининграде. Рассматриваются и характеризуются основные тематические блоки публикаций за данный период, анализируется тональность публикаций. Делаются выводы о ценности и значимости материалов газеты для изучения истории высшего образования в советском Калининграде тех лет, о перспективности и необходимости продолжения исследований в данном направлении.

В 2017 г. исполняется 50 лет со дня образования университета на калининградской земле. В этой связи представляется важным взглянуть на пройденный им длительный путь становления и развития.

В настоящее время Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта — это ведущий вуз Калининградской области, один из центров высшего образования и науки в СевероЗападном федеральном округе Российской Федерации. Университет в лице своего прямого исторического предшественника — Калининградского государственного педагогического института (КГПИ), является старейшим вузом региона.

История университета нашла отражение в публикациях ведущей областной газеты — «Калининградской правды», которая

выступала официальным органом советской периодической печати с 1946 по 1991 г. Будучи трибуной вначале Управления по гражданским делам Калининградской области, затем Областного комитета ВКП(б ) — КПСС и Областного исполнительного комитета Совета депутатов, «Калининградская правда» стала наиболее массовым и авторитетным органом СМИ области [1]. Это обстоятельство делает материалы газеты ценным историческим источником для изучения как собственно истории калининградского высшего образования, так и специфики ее отражения в официальных СМИ.

Необходимо сказать несколько слов о проекте, который значительно облегчил научное исследование газеты «Калининградская правда», сделал возможным применение в этом процессе новых технических средств и методик обработки информации.

В течение 2015 г. был создан научно-образовательный ресурс «Время советское: региональная городская пресса советского периода, 1946—1991». Проект осуществлен Центром социально-гуманитарной информатики БФУ им. И. Канта совместно с тамбовскими, московскими и калининградскими специалистами под руководством Е. В. Барановой.

В основу информационной составляющей ресурса положен электронный архив региональной газеты «Калининградская правда». Источниками для оцифровки послужили фонды Государственного архива Калининградской области и архивы редакции газеты «Калининградская правда». В результате оцифрован полный объем выпусков газеты за 1946—1991 гг., включая сдвоенные номера и приложения. Электронный архив в пониженном разрешении загружен на сервер kantiana.ru.

С учетом характера исторического источника, а также имеющихся технических средств для его изучения нами было принято решение избрать в качестве метода исследования контент-анализ.

Контент-анализ — метод выявления частоты употребления в тексте определенных, интересующих исследователя характеристик, с помощью которого возможно сделать некоторые выводы относительно намерений создателя данного текста или возможных реакций адресата [2].

Первые опыты применения контент-анализа относятся к концу XIX в. и были связаны с изучением периодической печати.

Теоретическое и методическое осмысление возможностей контент-анализа дано в работах Б. Берелсона, который в начале 1950-х гг. выделил и охарактеризовал основные виды контент-анализа, критерии и единицы измерения. Заметный вклад в развитие методики контент-анализа внесли Ч. Осгуд, Г. Лассуэл, Ж. Кайзер, Э. Морин. В отечественной социологии контент-анализ получил распространение в 1970—1980-е гг. [3].

Его успешно применяли и применяют в своих исследованиях советские и российские историки Л. М. Брагина, И. Д. Архангельская, Б. Н. Миронов, С. С. Минц, Е. Н. Марасинова.

Контент-анализ привлекался при исследованиях различных по времени и характеру источников. Ближе всего к социологическому фундаменту этого метода оказались исследования исторической прессы. Как уже упоминалось, метод контент-анализа был создан и применяется в основном для исследования больших массивов информации, где использование других методов либо невозможно, либо крайне неэффективно. Этим и был обусловлен выбор контент-анализа как основного метода исследования отображения истории калининградского высшего образования в материалах газеты «Калининградская правда».

В советский период Балтийский федеральный университет им. И. Канта существовал сначала как КГПИ — Калининградский государственный педагогический институт (1947—1967) а затем как КГУ — Калининградский государственный университет (1967—2005), позже как РГУ — Российский государственный университет им. И. Канта (2005 — 2010).

С целью более глубокого уяснения последовательности событий истории КГПИ — КГУ — РГУ — БФУ и их значения нами был дополнительно проработан ряд источников и на основе полученных сведений сделана подробная хронологическая таблица истории вуза, которая существенно облегчила исследование.

Необходимо рассказать и о трудностях, возникших при выполнении самой работы. В связи с особенностями источника (газетный материал в формате графического изображения) приходилось скрупулезно и вдумчиво изучать каждый номер, по крупицам собирая нужную информацию. Некоторые номера газеты физически плохо сохранились, что создавало дополнительные трудности в работе с их оцифрованными копиями.

Первое зафиксированное упоминание о КГПИ в газете «Калининградская правда» датируется 25 мая 1948 г. Это совсем небольшое по объему объявление о наборе студентов на 1948/49 учебный год.

На сегодняшний день проведена сплошная обработка относительно небольшой части информационного массива, и очень многое еще предстоит сделать, но уже можно отметить некоторые предварительные итоги и выводы.

На данный момент обработано 819 номеров «Калининградской правды» (за 1947—1950 гг.). Материалы, посвященные КГПИ, найдены в 65 номерах газеты.

Особую роль в упорядочении найденного материала и обеспечении удобства дальнейшей работы с ним играет система ключевых слов. Ключевое слово — это слово, или словосочетание, которое в нашем случае обычно содержит не более двух слов, с помощью которых поисковая система «понимает», о чем идет речь в статье, по какому поисковому запросу выводить статью в результатах поиска.

Мы разработали трехуровневую систему ключевых слов. Ключевые слова первого уровня — университет, КГПИ (до 1967 г.), КГУ, БФУ, образование — добавляются во все статьи, повествующие об истории университета. Ключевые слова второго уровня совпадают с крупными тематическими блоками, например: спорт, физкультура или выдвижение, выборы, кандидат. Ключевые слова третьего уровня являются уточняющими, конкретизирующими — например: первенство, кросс, волейбол или собрание, мероприятие, результаты. Надо сказать, что на данном этапе трехуровневая система ключевых слов пока еще достаточно условна и требует более глубокой проработки.

Говоря о тематике материалов «Калининградской правды», посвященных КГПИ, надо отметить, что она весьма разнообразна. Найденные газетные публикации в ходе исследования были структурированы по темам. В результате выявлено пять крупных тематических блоков: 1) объявления о приеме студентов ~ 27,6% от общего числа публикаций; 2) объявления о приеме на работу персонала ~ 9,2%; 3) культура ~ 10,7%; 4) спорт ~ 12,3%; 5) выборы И 6,1%.

Самая большая категория — это объявления о наборе студентов на новый учебный год. Иногда такие объявления снабжены расписанием консультаций и экзаменов.

Уникальную, на наш взгляд, информацию о хозяйственно-бытовой стороне жизни вуза в непростой послевоенный период несут в себе объявления о приеме на работу обслуживающего персонала (уборщицы, кочегары, слесарь по отоплению и электроосвещению и т. д.).

«Калининградская правда» свидетельствует, что почти с момента своего создания КГПИ активно включился в спортивную жизнь города и области. Некоторые из описываемых газетой спортивных мероприятий проходили в спортзале педагогического института, в других принимали участие и нередко побеждали его студенты.

Газета также дает картину участия КГПИ в культурной жизни города. Студенты выступали на мероприятиях, посвященных юбилеям Пушкина и Радищева, участвовали в театральных постановках, что также нашло отражение в материалах «Калининградской правды».

Большое внимание газета уделила выдвижению кандидатов в состав участковой избирательной комиссии по выборам в Верховный Совет СССР. В состав участковой комиссии прошли сразу несколько кандидатов от КГПИ, что свидетельствует об известной общественной значимости и «весе» вуза.

Если говорить об объеме публикаций и их авторстве, то на данном этапе исследования преобладают небольшие заметки без указания автора (42). Несколько особняком стоят небольшие авторские статьи, часть из которых написана преподавателями (5) и студентами КГПИ (4). В них обсуждаются как сугубо практические (результаты сессии), так и более широкие темы. К последним может быть отнесена, например, статья студента литературного факультета Александра Львова, опубликованная в номере газеты «Калининградская правда» от 12 марта 1950 г. под названием «К новым успехам советской культуры». Эта статья приурочена к выборам в Верховный Совет СССР.

Особый интерес представляет то, что с официальными, стандартными призывами голосовать за сталинский блок коммунистов и беспартийных в этой статье соседствует рассказ совет-

ского человека о себе, своей судьбе и своих интересах. Так, о своем прошлом А. Львов пишет:

Я, старший в семье, окончил в 1941 году школу-десятилетку. Мечтал поступить в вуз, но война временно задержала осуществление этой мечты. Вместе со всем нашим народом я защищал свободу и независимость любимой Родины. Добровольно вступив в ряды Советской армии, я участвовал в обороне Москвы, в разгроме немцев под Сталинградом, в освобождении Румынии, и штурме Будапешта и Вены.

В рассказе о своем настоящем бывший фронтовик оптимистичен:

Решив стать педагогом, я поступил на литературный факультет и ныне успешно продолжаю учебу. Для плодотворной работы, даже в таком молодом институте, как наш, созданы все условия: мы получаем государственную стипендию, пользуемся научно-методическими кабинетами, хорошо укомплектованной библиотекой, а я, как инвалид Отечественной войны, получаю еще пенсию от государства.

В целом тон большинства исследованных публикаций нейтральный, в некоторых случаях — сдержанно-позитивный. Из общего ряда выбивается статья Е. Макеевой с характерным названием: «Педагогический институт не готов к занятиям», опубликованная в номере от 17 августа 1948 г. В этой статье автор довольно жестко критикует директора КГПИ Н. Г. Милютина за нерешенность вопросов, связанных со студенческим общежитием, комплектованием библиотеки, обеспечением вуза топливом. Кстати, здесь обращает на себя внимание противоречие с приведенным выше сообщением А. Львова о хорошо укомплектованной библиотеке. Но это несоответствие может быть кажущимся, поскольку статья Е. Макеевой была написана почти на полтора года раньше, и за это время ситуация с комплектованием вполне могла измениться в лучшую сторону.

Если говорить о газетных фотоматериалах, рассказывающих о жизни университета, то за исследуемый период найдена одна фотография, которая находится в номере «Калининградской правды» от 6 апреля 1950 г. и посвящена бывшим фронтовикам, обучающимся в КГПИ. Небольшое количество обработанных фо-

томатериалов объясняется тем, что в настоящее время исследованы в основном газеты за период 1947—1950 гг., где такого рода материалов вообще очень немного.

Таковы лишь некоторые аспекты отображения истории нашего университета в газете «Калининградская правда». Ее материалы, несомненно, являются весьма перспективным и ценным историческим источником. Особенности этого источника позволяют взглянуть на события глазами их участников — реальных советских людей того времени с их интересами, нуждами, заботами и победами.

Делая выводы, можно сказать, что в ходе исследования газеты нами получены сведения, показывающие, что уже на начальном этапе своей истории университет (в то время — КГПИ) активно участвовал в событиях спортивной жизни, в культурных и общественно-политических событиях Калининградской области и всей страны (например, выборах в Верховный Совет СССР).

Материалы «Калининградской правды» свидетельствуют о том, что получение высшего образования воспринималось (и вполне справедливо) как подъем вверх по социальной лестнице. У населения формировался позитивный образ студентов и выпускников вуза как людей, занятых важным, необходимым для страны делом.

Некоторые публикации позволяют судить о материальном обустройстве КГПИ, осуществляемом в рамках грандиозного послевоенного восстановления области. Несмотря на проблемы и временные неудачи, вопросы обеспечения и развития в целом решались успешно. Упомянутая статья Е. Макеевой, помимо материальных трудностей учебы и быта студентов, показывает, что в то время допускалась публичная критика негативных сторон жизни и ответственных руководителей на местах.

В ходе изучения «Калининградской правды» на данный момент не выявлено существенных противоречий с другими доступными источниками. Материалы газеты уточняют и детализируют уже имеющиеся более общие сведения, но иногда сообщают о фактах и событиях, о которых более нигде не упоминается. Особенно это касается ряда спортивных и культурных мероприятий, а также сведений о жизни студентов и преподавателей КГПИ.

Как упоминалось выше, в настоящее время сплошная обработка газетного материала осуществлена главным образом для номеров 1947—1950 гг. Поскольку исследование охватит почти все имеющиеся номера «Калининградской правды» за советский период (1947—1991), то сейчас можно сказать, что основная часть работы еще впереди. Необходимо изучить, как изменялся облик нашего университета в отображении «Калининградской правды» по мере изменения исторических реалий, какие стороны его жизни выступали на первый план, о чем, напротив, сообщалось скупо. По мере дальнейшего изучения материалов «Калининградской правды» будут выявлены новые направления деятельности университета, новые стороны его исторического развития, изучена специфика их отображения в ведущем региональном СМИ. А в нашем исследовании появятся новые тематические блоки, будут уточнены старые и сделаны новые выводы. Именно на это мы и планируем направить наши усилия.

Список источников и литературы

1. Кузнецов А.А. Газета «Калининградская правда» как исторический источник. URL: http://mizar2.kantiana.ru/html_gaz/source.html/ (дата обращения: 23.08.2016).

2. Баранова Е.В. Контент-анализ как метод исторического исследования. URL: http://mizar2.kantiana.ru/html_gaz/metod.html/ (дата обращения: 24.08.2016).

3. Теория и методология истории: терминологический словарь / под ред. А. О. Чубарьяна. М., 2014.

4. Алимпиева Р.В., Брюханов О.Н., Соколов В.Б. Калининградский государственный университет. Калининград, 1972.

5. Самая западная. Социальная сфера. Калининградская область в документах и материалах за 1962—1985 гг. Калининград, 2002.

6. Фуксон Л.М. Хронология основных событий истории народного образования Калининградской области (1945—2005 гг.). Калининград, 2005.

Об авторе

Евгений Борисович Морозов — выпускник магистратуры, Институт гуманитарных наук Балтийского федерального университета им. И. Канта (Калининград). E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.