УДК 930.253:78
DOI: 10.28995/2658-6541-2019-3-53-62
История тубы в России: опыт изучения фондов РГИА и ГА РФ исследователем А.Р. Левашкиным
Анастасия А. Яганова
Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Статья посвящена опыту использования фондов российских архивов исследователем Алексеем Романовичем Левашкиным. Исследователь - профессиональный оркестровый солист - тубист с большим опытом многообразной оркестровой практики. Гастролирующий музыкант, солист оркестра, все свободное время на протяжении нескольких лет посвящал изучению истории тубы в России и интереса к ней императора Александра III.
Для архивных изысканий были определены: Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ), Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ) и Российский государственный исторический архив (РГИА), где А.Р. Левашкиным выявлялись архивные документы.
В Государственном архиве Российской Федерации (ГА РФ) исследователем был выявлен фонд 677 «Александр III», содержащий документы за период 1845-1896 гг. В Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) исследователем выявлен фонд 659 «Московская контора императорских театров» (1806-1917) и журнал «Ежегодник императорских театров», издававшийся с 1982 года в Санкт-Петербурге. В Российском государственном историческом архиве (РГИА) исследователем был изучен фонд 500 «Придворный оркестр МИДа» за период 1882-1917 гг.», где он выявил документы по истории создания и деятельности Придворного оркестра.
Ключевые слова: А.Р. Левашкин, исторические источники, архивы, рукописные отделы музеев и библиотек, культурное наследие, Александр III, история музыки, туба
Для цитирования: Яганова А.А. История тубы в России: опыт изучения фондов РГИА и ГА РФ исследователем А.Р. Левашкиным // История и архивы. 2019. № 3. С. 53-62. DOI: 10.28995/2658-6541-2019-3-53-62
© Яганова А.А., 2019 ISSN 2658-6541 • История и архивы. 2019. № 3
The history of the tuba in Russia: researcher A.R. Levashkin's study experience of the materials of RGIA and GARF
Anastasia A. Yaganova
Russian State University for the Humanities, Moscow, Russian Federation, [email protected]
Abstract. The article is devoted to the experience of using the funds of Russian archives by researcher Alexey Romanovich Levaskin. He was a professional orchestral soloist - a tubist with a wide experience of diverse orchestral practice. A touring musician and the soloist of the orchestra, the researcher for several years dedicated all his free time to the exploration of the history if the tuba in Russia and its influence on Emperor Alexander III who was genuinely interested in studying it.
The archival survey was based on the sources of the State Archives of the Russian Federation (GARF), the Russian State Archives of Literature and Art (RGALI) and the Russian State Historical Archives (RGIA).
In the State Archives of the Russian Federation (GARF), A.R. Levaskin identified Fund 667 "Alexander III" (1845-1896). In the Russian State Archives of Literature and Art (RGALI), heascertained Fund 659 "The Moscow Bureau of the Imperial Theaters" (1806-1917) and the journal "Yearbook of the Imperial Theaters". In the Russian State Historical Archives (RGIA), the researcher identified Fund 500 "The Court Orchestra of the Ministry of Foreign Affairs" (inv. 1, 1882-1917), where he detected the documents on the history of creation and the activities of the Court orchestra.
Keywords: History, A.R. Levaskin, historical sources, archives, manuscript departments of museums and libraries, cultural heritage, cultural heritage, Alexander III, history of music, tuba
For citation: Yaganova AA. The history of the tuba in Russia: researcher A.R. Levashkin's study experience of the materials of RGIA and GARF. History and archives. 2019;3:53-62. DOI: 10.28995/2658-6541-2019-3-53-62
Туба - самый низкий по регистру медный духовой музыкальный инструмент. Инструмент обладает массивным, суровым тембром в нижнем регистре, насыщенным и плотным в среднем диапазоне, а также певучим и мягким тембром в верхнем. Туба используется в симфоническом и духовом оркестрах, где ей принадлежит роль басового инструмента в группе медных духовых.
Исследователь тубы Алексей Романович Левашкин - профессиональный оркестровый солист-тубист с большим опытом многообразной оркестровой практики, родившийся в Москве 1 апреля 1946 г. В 16 лет он начал заниматься на тубе в Доме пионеров на
Ленинских горах в Москве, где играл в духовом оркестре. В 1963 г. поступил в Музыкальное училище им. Гнесиных, в класс тубы профессора Бориса Петровича Григорьева (1906-1978). Затем учился в институте им. Гнесиных (Российская академия музыки им. Гнесиных) у профессора Владимира Николаевича Досадина (1933-2012). С 1973 по 1981 гг. работал в различных коллективах: симфоническом оркестре, духовых оркестрах, армейском ансамбле песни и пляски в Германии; в 1981-1985 гг. - в московском государственном симфоническом оркестре под управлением Вероники Борисовны Дударовой (1916-2009); с 1985 по 2002 гг. работал в Государственном академическом оркестре России под управлением Евгения Федоровича Светланова (1928-2002).
В июле 1995 г., в качестве приглашенного артиста, А.Р. Леваш-кин участвовал в работе Международной конференции Тубы и Эуфониума в США, где был принят в члены международной тубист-ской организации T.U.B.A. На этой конференции Герхард Майнль, владелец нескольких компаний-производителей музыкальных инструментов, большой друг многих тубистов, человек, много сделавший для развития и популяризации тубы во всем мире, подарил ему именную тубу, на раструбе которой была выгравирована дарственная надпись: «B&S от имени T.U.B.A. - Алексею Левашкину». Для Левашкина это было большой честью.
Участие в международной конференции дало Алексею Романовичу возможность познакомиться со многими знаменитыми мировыми исполнителями. Учитывая тот факт, что Алексей Романович был солистом первого в стране оркестра, зарубежные коллеги заинтересовались историей тубы в России и современным опытом игры на тубе российских музыкантов, о чем исследователем была опубликована статья1 в профессиональном американском журнале «TUBA JOURNAL».
В 1998 г. к Алексею Романовичу обратился с письмом американский исследователь истории музыки Андре М. Смит, многочисленные труды которого посвящены в том числе истории российской музыки и российским музыкантам. Он просил сообщить, имеется ли подтверждение в опубликованных и архивных источниках утверждения в статье Алексея Романовича, что император Александр III играл на медных духовых музыкальных инструментах. Судьба поставила перед исследователем новую для него, неожиданную задачу: ведь он не являлся профессиональным историком: «Упоминание об Александре III, игравшем на тубе и поощрявшем других музыкантов, основывалось тогда лишь на устных преданиях в среде рос-
1 Something of the Life of the Tuba in Russia // TUBA Journal (USA). 1997. Summer. Vol. 24. № 4.
сийских музыкантов, в том числе на рассказах коллеги по службе в Государственном академическом симфоническом оркестре, Владимира Игнатьевича Мачехо (1916-2000), исполнявшего партию тубы в ГАСО на протяжении 42 лет. За годы профессиональной карьеры он встречал музыкантов, лично помнивших и имевших честь видеть императора Александра Александровича, который, по их рассказам, захаживал в артистические комнаты и интересовался жизнью и бытом музыкантов, не гнушаясь иногда разделить трапе-зу2, вспоминает А.Р. Левашкин.
Началась работа исследователя в Российской государственной библиотеке (РГБ) и Государственной публичной исторической библиотеке России (ГПИБ). А.Р. Левашкин вспоминает:
В каталогах, среди книг, была найдена книга «Воспоминания об Императоре Александре III»3 Александра Александровича Берса, который музицировал в любительском духовом оркестре вместе с будущим императором Александром III. В книге автор подробно и захватывающе интересно рассказывал о музыкальных занятиях и пристрастиях императора. «Воспоминания...» оживили образы участников, пробудили мысли об их судьбах и связях с историческими событиями тех лет и переплелись с собственными воспоминаниями о первых восторженных опытах в музыке, энтузиазме в занятиях и наслаждении от первых успехов в творчестве. Желание узнать больше мотивировало к дальнейшей исследовательской работе4.
Для архивных изысканий были определены Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ), Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ) и Российский государственный исторический архив (РГИА).
Исследовательская работа в архиве представляла для А.Р. Левашкина наиболее сложную и трудоемкую часть научной работы. Без знания методики работы в архивах было сложно выявить источники из огромной их совокупности даже в пределах одного фонда. Потребовалось немало времени, чтобы изучить фонды и выявить документы, необходимые для исследования. Просмотр материалов начинался с изучения тех описей, которые непосредственно относились к теме исследования. Работа с описями
2 Левашкин А.Р. Александр III и музыкальная культура России // Сайт «Туба в России» - Алексей Чарыков [Электронный ресурс]. 1999-2018. URL: http://www.tuba.org.ru/AIII/ (дата обращения 2 апреля 2019).
3 Берс А.А. Воспоминания об императоре Александре III. Старина и новизна. Кн. 3. СПб., 1900. C. 314-338.
4 Левашкин А.Р. Указ. соч.
сводилась к последовательному просмотру тех разделов, которые могли включать интересующие Левашкина материалы. Важным этапом стало обращение к делам и самим архивным документам, так же, как и ознакомление с описями фондов. Однако по описям наиболее важные для темы материалы сразу определить было сложно. Поэтому тщательному анализу архивных дел предшествовало изучение заголовков дел в описи.
При изучении документов Алексей Романович делал подробные выписки и снимал с них копии. План исследования не совпадал с систематизацией материалов. Прежде чем закончить изучение всей совокупности документов, исследователь в большинстве случаев не мог решить вопрос об их окончательной группировке и значении каждого из документов для будущей работы. Важно было, чтобы впоследующем, при обращении к сделанным выпискам, имелась возможность точно установить, что представляет собой изученный документ, его связь с другими документами по тому же вопросу. Для этого в выписках Алексей Романович фиксировал название фонда, краткий заголовок дела, дату и заголовок документа, точный шифр каждого документа (номера фонда, описи, дела и листов), устанавливал в отдельных случаях авторство, время создания источника.
Исследователь точно копировал документы, что позднее позволило избежать неточного цитирования и интерпретации документов.
Записи велись на отдельных листах. На каждом делалась лишь одна выписка из документа, соответствующая определенному вопросу плана будущей работы. В дальнейшем было удобно перегруппировать записи в соответствии с планом работы и систематизировать листы. Когда возникала необходимость снять копии с документов целиком, то исследователь обращался к работникам архива с просьбой изготовить ксерокопии нужных документов. Ксерокопии дополнили исследование иллюстрациями.
Большое значение имела правильность ссылок на архивные материалы. Ссылки на источники делали возможной их проверку и представляли своего рода гарантию точности этих сведений. Исследователь фиксировал: цифровой шифр, название архивного фонда и краткий заголовок использованного документа, раскрывающий его содержание, точную дату, а также указание на подлинность документа (подлинник, копия).
В составе единиц хранения изучались также вырезки из газет, брошюр и других печатных изданий.
Исследователь соблюдал правила работы в архивах, в которые был допущен на основании личного заявления на имя директора, где указал тему и цель работы. С большой благодарностью
А.Р. Левашкин вспоминает профессиональные консультации сотрудников архива, как по организации работы, так и по подбору необходимых ему материалов.
Знакомство с сотрудниками архивов и их компетентная помощь очень помогли в поиске необходимых документов, ведь будучи музыкантом, Левашкин не мог знать состав и организацию архивных фондов. Сотрудники архива помогли определить необходимые фонды и указали на такую часть системы научно-справочных пособий к документальным материалам отдельных архивов, как: путеводители по архивам, списки фондов и карточные указатели фондов. Это дало возможность исследователю последовательно переходить от более крупных комплексов к частным, постепенно приближаясь к необходимым документам.
Многочисленные материалы, хранящиеся в архивах и библиотеках, помогали расширить исследовательские познания о личности и различных увлечениях императора Александра Александровича и об истории тубы в России. Исследователь отмечает: «Должен заметить, что император Александр III не только оказывал большое влияние на общее развитие музыки, особенно медной духовой, в России, но и сам был активным исполнителем-любителем на различных духовых инструментах, в том числе и на тубе. В числе инструментов, на которых играл Александр III, хранящихся в наши дни, в числе экспонатов выставки музыкальных инструментов Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, находятся корнет-квартет, четыре валторны, а также его туба. Таким образом, Александр III не только оказал влияние на общее развитие музыки в России, но и сам внес непосредственный вклад в историю тубы в России»5.
Поисковая работа велась в Москве и Санкт-Петербурге. Так, в Государственном архиве Российской Федерации (ГА РФ) исследователем выявлен фонд 677 «Александр III» (Оп. 1 «Опись документов императора Александра III за 1845-1896 гг.», дела 257-261, 298-308). В ГА РФ хранятся памятные книжки великого князя Александра Александровича начиная с 1857 г. Одна из книжек была ему подарена в Царском Селе 5 мая 1861 г. профессором Московского университета Александром Ивановичем Чивилевым (1803-1867). В тот год великому князю Александру Александровичу исполнилось 16 лет. Кроме того, в фонде хранятся входной билет «на музыкальный вечер, даваемый в память убитого под Телишем капитана Л.-Гв. Егерского полка П.Н. Базилевского», а также «Объяснительная записка к проекту нового штата и положения о придворном оркестре» 1890 г., напечатанная на пяти листах
5 Левашкин А.Р. Указ. соч.
Рис.
в типографии Департамента Уделов. В Записке отмечалось тяжелое положение музыкантов, предлагалось «перевести их на гражданское положение и приравнять в оплате и привилегиях к музыкантам Императорских театров»6.
В Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) исследователем выявлены документы фонда 659 «Московская контора императорских театров» (1806-1917)7 и журнал «Ежегодник императорских театров»8.
В Российском государственном историческом архиве (РГИА) исследователем изучены документы фонда 500 «Придворный оркестр МИДв» за период 1882-1917 гг.9
Левашкиным также были изучены печатные издания рукописных материалов, ранее практически недоступных для широкого круга
6 Информационно-поисковая система по фондам ГА РФ. Электронная опись фонда 677. Александр III. Опись документов императора Александра III за 1845-1896 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://statearchive. ru/383 (дата обращения 2 апреля 2019).
7 Путеводитель по фондам РГАЛИ. Ф. 659: Московская контора императорских театров (1806-1917) [Электронный ресурс]. URL: http:// www.rgali.ru/object/11026322 (дата обращения 2 апреля 2019).
8 Журнал «Ежегодник императорских театров» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rgali.ru/object/413045679 (дата обращения 2 апреля 2019).
9 Путеводитель по фондам РГАЛИ. Ф. 500: Придворный оркестр МИДв [Электронный ресурс]. URL: http://www.fgurgia.ru/object/27609757 (дата обращения 2 апреля 2019).
читателей, хранившихся в архивах и музеях10, старые11, а также переизданные старые книги12 [1], статьи13.
Описание выявленных источников, а также ссылки на них составляют научно-справочный аппарат книг «Картинки из истории тубы в России»14 и «Александр III и музыкальная культура России»15, опубликованных А.Р. Левашкиным в электронном виде. Примечания состоят из биографических справок, рисунков и фотографий, именного и географического указателей, ссылок на архивные фонды, а также комментариев, которые несут в себе дополнительную информацию об отдельных сведениях и фактах.
Основные положения исследования отражены в статьях об истории тубы в России16 [2]. В своих статьях Левашкин отразил особенности тубы в мировой исполнительской практике [3] и охарактеризовал исполнительское искусство на тубе в России [4]. В электронных публикациях Алексея Романовича представлены картинки из истории тубы в России17. В обзоре туб мира исследователь делится своим опытом и переводит обзор о тубах и мундштуках прославленных зарубежных коллег18.
10 Письмо Управляющего кабинетом Е.И.В. начальнику придворного оркестра барону К.К. Штакельбергу. 23 июня 1894 // Государственный музей музыкальной культуры им. Глинки. Ф. 87. Н. Финдейзена. Ед. хр. 994.
11 Колокольцов К.В. Хор любителей духовой музыки, состоящий под августейшим государя императора покровительством: очерк 1858-1897. СПб.: скоропеч. «Надежда», 1897. 272 с.; Липаев И.В. Оркестровые музыканты. СПб., 1904. 212 с.
12 Мемуары графа С.Д. Шереметева / Сост., подгот. текста и примеч. Л.И. Шохина; Федер. арх. служба России. Рос. гос. арх. древних актов. М.: Индрик, 2001. 735 с.
13 «Петербургская газета». СПб. 1872. 11 марта. № 38. С. 3; «Петербургский листок». СПб. 1872. 21 марта. № 57. С. 2-3; «Всемирная иллюстрация». СПб. 1873. 21 марта. № 223. С. 239-242; «Курьёзные зарисовки. Три королевские дочери». Illusteret Tidende, Arg. 30. Nr. 6. 11.11.1888. p. 71.
14 Левашкин А.Р. Картинки из истории тубы в России // Сайт «Туба в России» - Алексей Чарыков [Электронный ресурс]. 1999-2018. URL: http://www.tuba.org.ru/kniga.php (дата обращения 2 апреля 2019).
15 Левашкин А.Р. Александр III и музыкальная культура России...
16 Something of the Life of the Tuba in Russia...
17 Левашкин А.Р. Александр III и музыкальная культура России; Он же. Картинки из истории тубы в России.
18 Левашкин А.Р. Туба мира // Сайт «Туба в России» - Алексей Чарыков [Электронный ресурс]. 1999-2018. URL: http://www.tuba.org.ru/ tubamira.php (дата обращения 2 апреля 2019).
Результаты исследования и основные положения обсуждались на Первом Всероссийском семинаре тубистов, который состоялся в Москве в 2011 г., где Левашкин выступил с докладом «История тубы» и дал мастер-класс «Особенности исполнения оркестровых партий»19. Материалы исследования также использовались автором в занятиях по классу тубы с воспитанниками Московского Кадетского корпуса в 2009 г.
Попытка гастролирующего музыканта, солиста оркестра, все свое свободное время на протяжении нескольких лет посвящавшего изучению истории тубы в России и увлечения тубой императора Александра III, вызывает уважение. Левашкин много времени провел в архивах, библиотеках и музеях, и с благодарностью вспоминал знакомство с архивистами и высоко ценил их помощь. А.Р. Левашкин вспоминал:
Это исследование было задумано как дань уважения и любви к людям, посвятившим себя тяжелому и часто неблагодарному искусству исполнения на тубе, и не претендует на полное историческое, энциклопедическое и хронологическое исследование. Однако все содержащиеся здесь сведения основаны на архивных источниках, на воспоминаниях очевидцев и современников»20.
Литература
1. Фомин В.С. Старейший русский симфонический оркестр [Акад. симфон. оркестр Ленингр. филармонии]: 1882-1982. Л.: Музыка: Ленингр. отд-ние, 1982. 191 с.
2. Levashkin A. A short history of the tuba in Russia // BRASS BULLETIN (Switzerland). 1999. № 107-III. C. 18-25; 4. 1999. № 108-IV. C. 58-66.
3. Левашкин А.Р. Туба мира // Музыкальные инструменты. 2007. № 15. C. 13-15.
4. Левашкин А.Р. Исполнительское искусство на тубе в России // Филармоник. 2008 (37). № 1. C. 17-23.
19 Всемирный семинар тубистов. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=rzsKqKwQiSs (дата обращения 3 апреля 2019).
20 Левашкин А.Р. Картинки из истории тубы в России.
References
1. Fomin VS. The oldest Russian symphony orchestra. [Akad. simfon. orkestr Leningr. filarmonii]: 1882-1982. Leningrad: Muzyka: Leningr. Otdelenie Publ.; 1982. 191 p. (In Russ.)
2. Levashkin AR. A short history of the tuba in Russia. Brass bulletin (Switzerland). 1999. № 107; 4. 1999. № 108. (In Russ.)
3. Levashkin AR. The tuba of the world. Muzykal'nye instrumenty. 2007. № 15. (In Russ.)
4. Levashkin AR. Tuba art performances in Russia. Filarmonik. 2008. (37). № 1. (In Russ.)
Информация об авторе
Анастасия А. Яганова, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125993, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; [email protected]
Information about the author
Anastasia A. Yaganova, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya sq., Moscow, Russia, 125993; Yaganova.a@ rggu.ru