ИСТОРИЯ ТЕОРИИ БЮДЖЕТА Сибагатулина Любовь Маратовна, студент
Научный руководитель Федотова Гилян Васильевна,
доцент, к.э.н.
Волгоградский государственный технический университет
В данной статье рассматривается понятие бюджета и финансирования, выделены основные черты развития современной теории бюджета, а также представлены главные источники доходов бюджета.
Бюджет — слово английского происхождения, которое означало мешок. Когда палата общин в Англии в XVI—XVII вв. утверждала субсидию королю, то перед окончанием заседания канцлер казначейства (министр финансов) открывал портфель, в котором хранилась бумага с соответствующим законопроектом. Это называлось открытием бюджета, позже название портфеля было перенесено на самый документ. С конца XVII в. бюджетом стал называться и тот документ, который заключал в себе утверждаемый парламентом план доходов и расходов государства.
Сегодня бюджет необходим каждому государству для удовлетворения общественных потребностей в денежном фонде.
Но история финансов свидетельствует, что бюджет не был присущ государству на всех стадиях его развития. Долгое время государство вообще не имело бюджета. Однако во всех европейских государствах, и в России в том числе, собирались доходы и производились расходы, т. е. существовала известная, основанная на юридических нормах, система доходов и расходов. Бюджет же появился тогда, когда государство в свою финансовую деятельность ввело плановое начало — стало составлять смету доходов и расходов на определенный период.
Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, которые предназначены для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Бюджетная теория берет свое начало в начале 1980-х годов. В то время основными критериями выявления общего объема финансирования при составлении бюджета были размер и содержание предыдущего годового бюджета. При этом политические деятели упрощали процесс формирования бюджета. Данную теорию стали называть «теорией приращения»
Напротив, ученые Naomi Caiden (1984), Irene Rubin (1988) и Scott Ward (1995), спорили, что «теория приращения» изжила себя. Критики полагают, что она не обязательна в нисходящей эре сокращения дефицита и макроэкономического напряжения (Bozeman & Straussman, 1982; Hicks, 1984).
В мире с ограниченными ресурсами и неуправляемыми конфликтами бюджет нельзя составлять по примеру прошлого года - это и доказывают многие современные экономисты и только небольшая часть контролируемого расхода подвергается ежегодному процессу принятия решения.
В ходе развития теории бюджета развивается в направлении составления долгосрочных бюджетов, при этом экономисты используют кластерный анализ, который известен тем, что помогает исследовать детальными данными без априорных предположений о структуре. Ученые доказывают, что кластерный анализ может применяться при анализе и составлении бюджета. (Chiodi (1989), Hirsch и DuBois (1991), Shumway, Kakizawa и Taniguchi (1998), Jiaqing и Galbraith (1999))
Далее теория бюджета развивается и появляется идея, называемая теорией акцентированного равновесия. Суть ее состоит в том, что возрастающая динамика связана в целом с тем, что постепенно повышается роль расходов на социальные потребности. Вывод о том, что бюджет постоянно возрастает говорит о том, что необходимо изучать информацию о структуре бюджета. Это важная роль кластерного анализа.
Бюджетный процесс в РФ сопровождается составлением различных видов финансовых планов и прогнозов, отличающихся назначением, временными характеристиками, форматом представления данных. Их формирование осуществляется как в ходе составления проекта бюджета (например, обоснования бюджетных ассигнований субъектов бюджетного планирования и др.), так и в процессе его исполнения (бюджетные росписи главных распорядителей бюджетных средств, сводные бюджетные росписи и др.).
Стратегия бюджетных расходов должна формироваться исходя из необходимости увеличения их результативности, улучшения качества жизни населения, создания условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере.
Территориальные органы Федеральной налоговой службы и сама ФНС РФ способствуют структурированному и организационному обеспечению поступления доходов от налогов в бюджеты и, тем самым, исполнение налоговой и бюджетной политики государства в целом.
В современных условиях самым главным источником доходов местного и регионального бюджета являются денежные средства, поступившие от федеральных налогов и сборов, а также зачисляемые в указанные бюджеты по постоянным нормативам поступления от налогоплательщиков, применяющих специальный режим налогообложения. В общем объеме налоговых доходов консолидированных бюджетов регионов федеральные налоги занимают около 80%.
Финансовая политика субъектов РФ в части управления доходами должна направляться на создание высокой диверсификации источников налога. Диверсификация источников налоговых средств должна повышать стабильность поступления доходов субъекта РФ.
Важное условие стабильности поступления доходов - это не большая зависимость от поступлений по одному или двум налогам.
Источниками финансирования дефицита бюджета может быть различные виды доходов бюджета, а также государственные и муниципальные кредиты. Процесс включения различных видов доходов в источники фи-
нансирования дефицита бюджета говорит о том, что эти виды доходов могут использоваться только при наличии оснований для привлечения источников финансирования дефицита или если они учитываются в составе источников финансирования дефицитов бюджетов.
Финансирование выступает наиболее общей формой полномочия бюджета. Финансирование - это разрешение федеральным органам власти принимать обязательства и совершать платежи из Казначейства РФ для указанных целей. При этом финансирование не представляет собой наличные деньги. Это обязательства, фактически отложенные в Казначействе РФ для целей, указанных в уведомлениях об ассигнованиях, т.е. объем финансирования - основной показатель любого бюджета.
Список литературы
1. Бюджетное и целевое финансирование [Текст] : подробно с примерами из практики : практическое руководство / БКЯ-Интерком-Аудит ; под общ. ред. В. В. Семенихина. - М. : Эксмо, 2005.
2. Антипова, Т. В., Модель финансирования получателей бюджетных средств [Текст] / Т. В. Антипова // Вестн. Самар. гос. экон. ун-та. - 2008. - N 2. - С. 5-11.
3. Ткачев, В. Н., Некоторые аспекты современного реформирования бюджетного финансирования государственных учреждений / В. Н. Ткачев, П. А. Мясоедов // Законодательство. -2009. - N 11. - С. 41-45.
4. Белоусов Д.С., Финансовое право/Д. С. Белоусов - М.: Окей-книга, 2008.
5. Федотова, Г.В. Сущность аудита эффективности бюджетных расходов / Федотова Г.В. // Вестник Волжского института экономики, педагогики и права. Серия 1: Экономика и управление. - 2006. - Вып. 5. - С. 163-169.
6. Федотова, Г.В. Финансовый контроль как фактор повышения качества управления бюджетом / Федотова Г.В. // Современные проблемы финансовой и денежно-кредитной системы России : матер. межрегион. науч.-практ. конф. / Байкальский гос. ун-т экономики и права, Читинский ин-т БГУЭП. - Иркутск, 2010. - С. 87-91.
7. Федотова, Г.В. Эффективное бюджетное финансирование / Федотова Г.В. // Бухгалтер-профессионал. - 2010. - № 11-12. - С. 71-76.
8. Индикаторы стратегического регионального планирования, Плотников В.А., Федотова Г.В., Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 17. С. 21-33.
9. Роль финансового контроля в повышении эффективности управления бюджетами, Ко-зенко Ю.А., монография / Козенко Ю. А., Федотова Г. В.. Элиста, 2006.
10. Теоретические основы финансового менеджмента, Козенко Ю.А., тучебное пособие / Ю. А. Козенко, Л. В. Перекрестова, Г. В. Федотова ; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Волгоградский гос. ун-т". Волгоград, 2007.
11. Теории финансов и финансового менеджмента, Перекрестова Л.В., учебное пособие / Л. В. Перекрестова, Г. В. Федотова, Л. А. Мытарева ; М-во образования и науки РФ, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Волгоградский гос. ун-т". Волгоград, 2010.
12. Методика аудита эффективности бюджетных расходов, Федотова Г.В., Финансы и кредит. 2009. № 14 (350). С. 15-26.
13. Удачи и неудачи в мотивации и стимулировании коммерческих банков на примере ооо "хкф банк", Виноградова Е.А., Федотова Г.В., В сборнике: Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика, сборник научных статей 4-й Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Горохов А.А.. 2014. С. 9395.
14. Государственный финансовый контроль в управлении бюджетами, Федотова Г.В., Финансы и кредит. 2012. № 19 (499). С. 42-47.
15. Программный бюджет в региональном стратегическом планировании, Федотова Г.В., Дайджест-финансы. 2013. № 12. С. 29-34.