УДК 339.453(091)
DOI 10.17238/ISSN1815-0683.2018.1.98
А. М. НИКОЛАЕВ*
История таможенного флота Китая
В статье описывается история создания и функционирования таможенной флотилии Китая. Автор рассматривает основные этапы специфического формирования китайской таможни, чьей основной функцией являлась борьба с контрабандой на море.
Ключевые слова: Генеральная инспекция морских таможен, таможенные суда, борьба с контрабандой, война сопротивления, мореплавание.
A.M. NIKOLAYEV
The History of China's Customs Fleet
The article describes the history of creation and functioning of China's customs flotilla. The author focuses on the main stages of the specific formation of China's customs whose primary purpose was to fight against smuggling at sea.
Keywords: General inspection of customs at seaports, customs vessels, fight against smuggling, war of resistance, seafaring.
НИКОЛАЕВ Алексей Максимович -доцент, кандидат исторических наук, профессор кафедры иностранных языков. Nikolaev. [email protected].
NIKOLAYEV A. M. - Docent, Candidate of Historical Sciences, Professor at the Department of Foreign Languages.
Начало таможенной флотилии в Китае было положено в 1854 г. Англия, Америка и Франция создали Комитет по надзору за сбором таможенных пошлин в Шанхайской таможне. Тогда и начала действовать система иностранных инспекторов китайских морских таможен. В то же время с целью борьбы с контрабандой и контроля за собиранием таможенных налогов Шанхайской таможне выделили патрульный корабль. А в 1868 г. в Генеральной инспекции морских таможен был создан специальный отдел по судовым тоннажным сборам, который осуществлял
* Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16в. Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya street, Vladivostok, Russian Federation, 690034.
контроль за функционированием морских и речных маяков, вопросами морской навигации и другими аспектами мореплавания. Этому отделу подчинили корабль для оперативного решения вопросов на морской и речной акватории, который также время от времени занимался вопросами борьбы с морской контрабандой.
В 1875 г. в Генеральной инспекции морских таможен в департаменте по сбору пошлин основали Морской отдел, численность кораблей в таможнях стала увеличиваться и к 1908 г. их количество достигло почти 50 единиц. Это были разного рода суда. Среди них имелось 6 кораблей на паровом ходу, которые патрулировали акваторию для борьбы с морскими контрабандистами, 34 маломерных судна внутрипортового назначения и 9 парусников. Самыми известными были крейсерские суда проектов «Старт», «Специалист», «Ликин».
После Синьхайской революции в 1911 г. таможня Китая продолжала действовать в режиме иностранного комиссара по таможне и пополнялась различного рода кораблями специального назначения для борьбы с контрабандой и морской деятельности. После захвата Маньчжурии японской армией в 1931 г. на юге и севере Китая расцвела морская контрабанда, которая поддерживалась японцами. В январе 1931 г. в Генеральной инспекции морских таможен был создан отдел по борьбе с контрабандой, и шла подготовка к созданию таможенной флотилии по борьбе с контрабандой. К концу 1934 г. была официально создана Таможенная флотилия по борьбе с контрабандой Китайской Республики, главные силы которой насчитывали 26 патрульных кораблей для борьбы с контрабандой, при этом 10 из них составляли суда не более 30 м в длину. Флотилия состояла из трех отрядов для борьбы с контрабандой: южного, восточного и северного.
На этот раз таможня впервые была обеспечена кораблями достаточно высокого уровня проекта «Син - Звезда», которые в истории известны под названиями «Фусин», «Вэньсин», «Ляньсин», «Дэсин», «Хайсин». Эти названия связаны с именами исторических личностей того времени: Дэсин - производное от имени генерального инспектора таможен Роберта Харта (Не Бе), Ляньсин - производное от Ань Гэ Лянь, Вэньсин - производное от имени главы министерства финансов Сун Цзы Вэнь, Фусин - производное от имени начальника таможенной службы национального правительства Чжан Фу Син.
В 1937 г. перед началом войны сопротивления японским захватчикам таможенная флотилия по борьбе с контрабандой насчитывала более 100 различных кораблей. Среди них было 26 патрульных кораблей, корпус которых составлял более 30 м, и на них было установлено огнестрельное оружие. В состав флотилии входили около 80 сторожевых судов длиной от 12 до 30 м, которые были оборудованы устройствами беспроводной
связи и пулеметами различного калибра. Кроме этого, в состав флотилии входило более сотни небольших катеров, баркасов и шлюпок [3]. В тот период таможенный флот по борьбе с контрабандой называли «Вторым морским флотом Китайской Республики».
Однако перед войной сопротивления японским захватчикам и во время Второй мировой войны таможенный флот по борьбе с контрабандой переживал достаточно сложные времена. Перед началом войны суда северного отряда флотилии по борьбе с контрабандой под давлением японских морских властей были вынуждены демонтировать основное вооружение, а экипажи - снять специальную форму. Таможенные корабли могли передвигаться лишь в прибрежных водах Бохайского залива, а при выходе за его границы немедленно подвергались артиллерийскому обстрелу японских войск. Таможенное руководство страны было вынуждено перебазировать суда северного отряда в восточные районы Китая.
С началом войны корабли восточного отряда по борьбе с контрабандой, дислоцированные на море, сразу стали мишенью для японских захватчиков. Сначала потерпел бедствие пришвартованный у причала Вайтань тысячетонный корабль «Фусин», он был захвачен морским десантом Японии. Вскоре были захвачены корабли среднего класса «Вэньсин» и «Юньсин», пытавшиеся уйти по реке Янцзы. Корабль «Хайсин» был потоплен, но остальные небольшие корабли уцелели, т. к. японцы не видели в них угрозы для своих сил. Устаревший к XX в. корабль «Чжуаньтяохао» также был захвачен японцами, он был переименован в «Чжуаньтяовань» и служил в качестве измерительного судна. Корабль «Фусинхао» также был переименован в «Бошавань» и использовался японским флотом. Захваченные японцами корабли, которые использовались в военных целях, впоследствии были потоплены американскими войсками в Тихом океане при морском сражении у острова Гуадалканал (Соломоновы острова).
В ходе войны базировавшийся в акватории Гонконга южный отряд таможенной флотилии по борьбе с контрабандой, который насчитывал 18 кораблей, также переживал трудное время. В декабре 1941 г. разразилась война на Тихом океане, и Гонконг подвергся нападениям японских войск. Главное налоговое управление Китая издало секретный приказ привести экипажи подведомственных ему кораблей таможенной флотилии в готовность к высадке на берег, а сами корабли подготовить к затоплению, чтобы они не достались противнику. 25 декабря было получено известие о том, что английские войска в Гонконге прекратили сопротивление и сдались японцам. В тексте телеграммы был зашифрован приказ экипажам оставить корабли, которые должны быть затоплены. Ночью он был приведен в исполнение - экипажи всех кораблей спустили флаги таможни и высадились на берег, а корабли были затоплены.
После окончания войны сопротивления захваченный японцами корабль «Фэйсин» снова был возвращен китайской таможне, причем на нем установили якорь корабля северного отряда «Чжэньюань» и якорную цепь корабля «Цзинюань».
В 1947 г. таможня снова создает флотилию по борьбе с контрабандой. В состав таможенного флота по борьбе с контрабандой уже входили 15 патрульных кораблей и 120 патрульных лодок. Генеральная инспекция морских таможен приобрела военные корабли у Американского флота для патрулирования акватории и восстановила имена кораблей проекта «Син -Звезда» и других, ранее имевшихся в таможенном ведомстве. В мае 1949 г. численность кораблей увеличилась до 17. Среди них было грузовое судно «Хайсин», на котором в 1949 г. гоминьдановское правительство тайно перевозило на Тайвань золотой запас центрального банка.
После революции 1949 г. и создания Китайской Народной Республики большая часть кораблей таможенной флотилии по борьбе с контрабандой использовалась по прямому назначению.
К 2006 г. в подразделениях таможенной полиции по борьбе с контрабандой КНР в прибрежных районах имелось в распоряжении 212 быстроходных катеров общим водоизмещением 20 000 т.
В XXI в. в нелегкой борьбе с контрабандистами сотрудники таможенной полиции нередко подвергаются давлению и даже нападениям со стороны преступников, что порой приводит к жертвам среди сотрудников таможен. В 2011 г. во время перехвата катера контрабандистов погиб сотрудник таможенной полиции по борьбе с контрабандой г. Шэньчжэнь Чжан Баовэй [1].
В территориальном плане наиболее сложным участком для контроля таможни является Южный и Юго-Восточный Китай, где активность контрабандистов очень высока. Наибольшую сложность представляют прибрежные, густозаселенные и экономически развитые районы. В состав южной провинции Гуандун входит достаточно много островов, рядом с которыми имеется множество мелких проливов и бухточек. Это создает проблемы при осуществлении контроля акватории со стороны таможенников и, напротив, удобные условия для контрабандных поставок товаров на территорию Китая.
Именно с целью улучшения оперативного контроля за этими акваториями летом 2013 г., по решению Госсовета КНР, подразделения таможенной полиции по борьбе с контрабандой на море были переданы в распоряжение сформированной на базе нескольких ведомств Береговой охране КНР, одной из функций которой является борьба с контрабандой в прибрежных водах [2].
С середины XIX в., т. е. с начала упорядоченного функционирования системы морских таможен в Китае, существовала необходимость ведения
борьбы с контрабандой в прибрежной акватории. Эта потребность удовлетворялась путем создания и развития морской таможенной флотилии, которая успешно решала возложенные на нее задачи, подвергаясь изменениям в ходе непростого периода китайской истории в XIX-XX вв.
Список литературы
1. Борьба с контрабандой // Чжунго хайгуань. 2012. № 1. С. 27.
2. Интерактивная энциклопедия Китая. URL: http://www.baike.com/wiki (дата обращения: 28.06.2014).
3. Таможенная борьба с контрабандой во время антияпонской войны. URL: http://blog.sina.com.en/s/blog_e4718c320101gmb1.html (дата обращения: 20.09.2017).
© Николаев А. М., 2018 © Nikolayev A. M., 2018
Для цитирования:
Николаев А. М. История таможенного флота Китая // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2018. № 1(82). С. 98-102.