мы всех сельхозтоваропроизводителей и передавать оборудование в сублизинг крестьянско-фермерским хозяйствам;
• помощь субъектам малого бизнеса, а именно;
- гарантии государственной поддержки в содействии получения субъектами малого предпринимательства современного оборудования и технологий;
- разработка и осуществление мероприятий по созданию сети технопарков, лизинговых центров;
- передача на льготных условиях субъектам малого бизнеса имущества, невостребованного после проведения процедур банкротства предприятий;
- оказание стартовой финансовой поддержки для развития лизинговых отношений за счёт выделения средств из государственного бюджета.
• формирование государственных структур по поддержке процессов лизинга.
Таким образом, при разработке чёткой государственной программы, создании региональной лизинговой компании, проведении рекламной кампании и совершенствовании законодательства развитие лизингового бизнеса в Республике Казахстан выйдет на качественно новый уровень.
+ + +
УДК 368:93/99 Л.В. Паутова
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ
Страхование является необходимым элементом экономической и социальной систем общества. По своей сути страхование представляет собой создание целевых денежных фондов, предназначенных для защиты имущественных интересов физических и юридических лиц от случайных событий, которые влекут за собой материальный ущерб.
Глубокие политические и экономические изменения в России требуют развития эффективного страхового рынка. Это связано, прежде всего, с тем, что государственные, муниципальные предприятия и организации должны самостоятельно обеспечивать себе страховую защиту, так как финансовая помощь из различных государственных источников практически отсутствует. Также растут потребности в страховой защите граждан. Этими факторами и обусловлена необходимость развития российского страхового рынка.
История страхования в России - это предмет изучения и анализа использования мировой практики в современных условиях. Российский страховой рынок в
своем развитии прошел несколько этапов.
Страховое дело в России до 1917 г.
Страхование в России стало развиваться несколько позднее, чем в других странах, вследствие длительного сохранения крепостничества. До конца ХУШ века страховой рынок был представлен иностранными страховыми компаниями, обеспечивающими все потребности в страховой защите. Первое страховое общество в России было создано в 1765 г. в Риге и называлось «Рижское общество взаимного страхования от пожаров». В 1827 г. учреждено «Первое Российское от огня страховое общество» (получившее от правительства монополию на ведение страховых операций на 20 лет в Санкт-Петербурге, Москве, Одессе и других крупных городах) и в 1846 г. — товарищество «Саламандра» (получившее монополию на 12 лет на страхование от огня в Закавказье, на Дону и в Сибири). Эти две компании разделили страховой рынок Российской Империи на сферы своего влияния. Монопольное право на проведение страховой деятельности в определенных рай-
онах давалось обществам с той целью, чтобы быстрее создать устойчивую финансовую базу и не распылять страховой капитал по мелким компаниям [1]. По истечении срока привилегий российских страховых обществ на рынке началась эпоха свободной конкуренции. К концу XIX в. в России действовало 15 акционерных обществ, 32 общества взаимного страхования и иностранные страховые компании. Доля иностранного капитала в страховом деле в 1890 г. составляла 24,4%. Присутствие иностранных страховщиков в России вызывало массовый уход страховых премий за границу и заставляло государство, испытывающее острый дефицит государственного бюджета, активизировать меры по развитию отечественных страховых учреждений. В 1894 г. был установлен контроль за деятельностью страховых обществ со стороны Министерства внутренних дел. Таким образом, в этот период в России сложилась система страхования в российских и иностранных страховых акционерных обществах, обществах взаимного страхования и земских обществах. Также страхование проводили правительственные учреждения (государственные сберегательные кассы, пенсионные кассы, территориальные страховые учреждения). Финансовые ресурсы страховых обществ были важными источниками инвестиций в государственные займы, акции торгов промышленных компаний и коммерческих банков, использовались в обслуживании внутреннего и внешнего долга. Иностранные страховые общества подчинялись общей системе государственного страхового надзора со стороны Министерства внутренних дел. Для осуществления страховых операций в России они были вынуждены внести в государственное казначейство денежный залог в 500 тыс. руб. золотом и резервировать на счетах государственного банка 30% поступлений страховых платежей. Проникновение иностранных страховых обществ на российский рынок втягивало Россию в систему международных экономических связей и мирового торгового обмена. В результате к началу XX в. в России сложился развитый страховой рынок.
Страховое дело в России в 1917-1988 гг.
После Октябрьской революции 1917 г. произошло преобразование страхового дела в России. Первоначально декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 23 марта 1918 г. учредился контроль над всеми видами страхования. В 1918 г. съезд руководящих работников страховых отделов признал необходимость упразднения частных страховых обществ и введения государственной монополии. Декретом СНК РСФСР от 28 ноября 1918 г. «Об организации страхового дела в Российской республике» страховое дело было монополизировано государством во всех его видах и формах. В частности, организация заключалась в отмене имущественного страхования, ликвидации частных страховых компаний, в противовес которым государственной страховой компании создано не было [2].
В условиях Гражданской войны, разрухи и почти полного обесценивания денежных знаков страхование теряло свое значение.
Государственное имущественное страхование было восстановлено после окончания Гражданской войны. В Народном комиссариате финансов РСФСР было создано Главное управление государственного страхования, основной функцией которого являлось осуществление государственного страхования. В период с 1926 по 1932 гг. страхование в нашей стране развивалось высокими темпами. С 1 октября 1929 г. было введено обязательное страхование в промышленности, которое распространялось почти на все имущество государственных учреждений и предприятий, состоявших на хозрасчете или местном бюджете. В 1926 г. было введено добровольное страхование пассажиров (в 1931 г. оно стало обязательным). В годы Великой Отечественной войны средства государственного страхования направлялись в первую очередь на нужды фронта и тыла. За 1941-1945 гг. Госстрах СССР передал в государственный бюджет свыше 5,8 млрд рублей. В послевоенные годы страхование развивалось по пути расширения объема страховой ответственности и совершенствования действовавших видов. В 1947 г. из системы Госстраха СССР выделяется от-
крытое страховое акционерное общество Ингосстрах как самостоятельное юридическое лицо. Цель его создания -обслуживание внешнеторгового оборота, научно-технических и культурных связей РФ с зарубежными странами. Через эту компанию проходил и проходит большой денежный поток [3].
В 1958 г. произошли значительные изменения в организационной структуре органов государственного страхования. Страховое дело было передано в ведение министерств финансов союзных республик. Самостоятельность государственного страхования в каждой союзной республике не нарушала единства страхового дела, так как во всех республиках оно проводилось на основе единого законодательства, по единым правилам и инструкциям Министерства финансов СССР. С 1 января 1968 г. были введены новые условия обязательного страхования имущества колхозов (до этого было только добровольное страхование). Страхованию подлежало все имущество колхозов: урожай сельскохозяйственных культур, животные, здания, сооружения, транспорт, оборудование, сельскохозяйственные машины, многолетние насаждения и др. Крупная реформа сельскохозяйственного страхования была проведена в 19/4 г., когда было введено обязательное страхование имущества совхозов, в том же объеме, что и страхование колхозов. 8 этот же период сохраняется обязательное страхование имущества, принадлежащего гражданам, подтвержденное в 1981 г.
Указом Президиума ВС СССР «О государственном обязательном страховании имущества, принадлежащего гражданам» и соответствующим постановлением Совета Министра СССР. В соответствии с этими документами обязательному страхованию подлежали находящиеся в личной собственности граждан строения (жилые дома, садовые домики, хозяйственные пост ройки) и животные (КРС, лошади и верблюды).
К концу 80-х годов в СССР работало 5765 инспекций государственного страхования, 3425 из них находились на территории России. В 1989 г. число договоров добровольного страхования среди населения составило 121,5 млн при численности населения 148 млн человек, то есть менее 1 договора на человека. Если учесть, что в странах с развитой системой страхования на одного человека приходится 5-6 договоров страхования, то это, конечно же, немного.
Страховое дело в России после 1988 г.
Началом демонополизации страхового дела в России считается принятие закона «О кооперации» (1988 г.), который предусматривал, что кооперативы могут создавать собственные страховые организации и самостоятельно определять условия, порядок и виды страхования. Создаваемые страховые общества активно занялись страхованием во всех секторах складывающегося рынка.
х
го
с
г
о
ы
X
3
ш
О
X
го
а
13
о
2500
1500
1000
1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2006 2006
годы
Рис. Число страховых компаний в 1993-2006 гг.
Принятое в июне 1990 г, Советом министров СССР «Положение об Акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью» закрепило возможность создания негосударственных страховых компаний. Законодательную базу правового регулирования страховой деятельности заложил закон «О страховании» от 27 ноября 1992 г. С принятием этого закона начался новый этап в развитии страхового дела. Вторым основным законодательным документом, регулирующим страховую деятельность , стал Гражданский кодекс (ч. 2, гл. 48), который регулирует правовые отношения при страховании. Принятие этих документов положило начало резкому росту числа страховщиков, появлению новых потребностей в страховых услугах и обострению конкуренции на рынке.
В начале 1990-х годов, несмотря на значительный количественный рост страховщиков, резкого повышения их деловой активности не произошло (рис.). В этот период становление страхового рынка в России происходит в условиях нестабильности политических и экономических отношений в обществе, инфляционных процессов, низкого уровня жизни населения, спада производства, кризиса финансов, сокращения инвестиций. Из-за отсутствия стабильности в политике и экономике к 1997 г. финансовое положение страховых компаний ухудшилось, и к концу года усилился процесс их слияния. За период 1996 по август 1998 гг. наблюдались следующие тенденции на страховом рынке: совершенствование страхового законодательства, принятие второй части Гражданского кодекса РФ; внесение изменений и дополнений в Закон «Об организации страхового дела в РФ»; банкротство и сокращение числа страховых компаний, не соответствующих требованиям финансовой устойчивости, платежеспособности и профессионализма при осуществлении страховой деятельности.
В это же время ОАО «Госстрах», преобразованное в АО, не сумело удержать позиции на страховом рынке и
оказалось оттесненным более активными страховщиками. Напротив, ОАО «Ингосстрах» продолжало занимать первые места в рейтингах по объему страховых платежей в классических видах страхования. Проблемами, свойственными этому этапу развития российского страхового рынка, являются отсутствие страховой культуры населения и сложная экономическая ситуация в стране. Ситуация конца 1998 г. складывалась для многих страховщиков не лучшим образом, так как до 86% их резервов оказались вложены в ГКО и обязательства по выплатам пришлось отложить. В этот период более 500 страховых компаний прекратили свою деятельность.
К началу 2000 г. наблюдается возрастание роли страховых компаний в российской экономике. Страховые премии по разным видам страхования выросли почти в 2 раза. Предприятия стали проявлять интерес к классическим страховым продуктам. Это связано с увеличением доли расходов на страхование относимых на себестоимость продукции. Экономический подъем и замедление темпов инфляции в 2002 г. способствовали росту реальных денежных доходов населения. Вновь возник интерес к долгосрочному накопительному страхованию жизни.
За годы рыночных преобразований из-за объективных и субъективных причин не удалось в полной мере сформировать устойчивый и отвечающий всем потребностям страховой рынок. Но у российских страховщиков есть все предпосылки для его развития.
Библиографический список
1. Основы страховой деятельности: учебник / отв. ред. проф. Т.А. Федорова. М.: ВЕК, 2002. С. 7-8.
2. Петров Д.А. Страховое право: учебное пособие / Д.А. Петров. СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. С. 14.
3. Балабанов И.Т. Страхование / И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов. СПб.: Питер, 2002. С. 41.