ИСТОРИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ
Баранова Н. С. Баттур У. (Улан-Удэ)
УДК 342.7 (517.3)
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОМИССИИ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В МОНГОЛИИ
Статья посвящена истории становления и направлению деятельности Национальной Комиссии по правам человека в Монголии. В ней рассмотрены правовая база Комиссии, ее состав, структура органа и его основные направления деятельности. В соответствии с Парижскими принципами 7 декабря 2000 г. был принят Закон о Национальной Комиссии по правам человека в Монголии. На основании данного закона в 2001 г. была создана Национальная Комиссия по правам человека в Монголии. Основные виды деятельности Комиссии включают расследования, обработку жалоб. Комиссия состоит из трёх членов. По Закону о Национальной Комиссии по правам человека в Монголии у Комиссии есть Секретариат, который был основан 20 февраля 2001 г., Правила и нормы Секретариата, принятые Главным специальным уполномоченным, фонд зарплаты включен в бюджет государства, а штат утвержден государственным Большим Хуралом. Главной миссией Национальной Комиссии по правам человека является уважение, защита прав и свобод человека, а также содействие их распространению.
Комиссия по правам человека в Монголии обычно выполняет одну или несколько конкретных функций в области поощрения и защиты прав человека: во-первых, это консультативная функция; во-вторых, просветительская, и, в-третьих, так называемая расследовательская. Ежегодно начиная с самого образования, т.е. с 2001 г. Комиссия ведет образовательные программы просвещения простого народа о правах человека. Таким образом, в статье показан исторический аспект становления и функционирования национальной комиссии по правам человека в Монголии.
Ключевые слова: Национальная комиссия по правам человека, Монголия, Секретариат, права человека.
The article is devoted to the history of the formation of the National Commission on human rights of Mongolia. It examines the legal framework for the Commission, its composition, structure of authority and its main activities. In accordance with the Paris principles, 7 December 2000, adopted the Law on the National Commission on human rights of Mongolia. Based on this law in 2001 was created the national Commission on human rights of Mongolia. The main activities of the Commission include the investigation, processing complaints and investigation. The Commission consists of three members. According to the Law on the National Commission on human rights of Mongolia, the Commission has a Secretariat, which was established on 20 February 2001. Rules and regulations adopted by the Secretariat the Chief Commissioner, the salary schedule included in the state budget, and the state approved by the state Great Hural. The main mission of the National Commission on human rights is respect for, protection of rights and freedoms, and promoting their dissemination.
The Commission on human rights of Mongolia typically performs one or more specific functions in the promotion and protection of human rights: first, that the Advisory function; second, educational, and thirdly, the so-called investigative. Every year since its formation, i.e. since 2001, the Commission conducts educational programs educate the common people about human rights.
Keywords: national Commission for human rights, Mongolia, the Secretariat, human rights.
Международные отношения наших дней отличаются тем, что в центре политики государств, как внутренней, так и внешней, находится проблема обеспечения прав человека. Данный вопрос является актуальным для всего мирового сообщества, а в основе его регулирования лежит такой нормативно-правовой документ, как Устав Организации Объединенных Наций (далее ООН). В Уставе прописано требование для всех государств - соблюдать и уважать основные права и свободы человека, что является несомненным условием мирного и стабильного сотрудничества стран. Практическим воплощением в жизнь этих идей стало проведение Международного совещания по вопросу организации национальных учреждений по защите прав человека. Оно было инициировано Комиссией по правам человека ООН и состоялось в 1991 г. в Париже, в результате были выработаны принципы, определяющие статус и основные направления деятельности данных национальных институтов, а главное, определена основная функция - защита прав человека.
Так, в соответствии с Парижскими принципами 7 декабря 2000 г. был принят Закон о Национальной Комиссии по правам человека Монголии. На основании данного закона в 2001 г. была создана Национальная Комиссия по правам человека Монголии (ХЭYК). В соответствии со ст. 3.1 закона о Национальной Комиссии по правам человека Монголии «Национальная комиссия по правам человека Монголии является организацией по защите прав человека, которая наблюдает за соблюдением и реализацией Конституции Монголии, прав человека в международных договорах».
По указу Парламента Монголии в 2001 г. Главой Национальной Комиссии был назначен доктор юридических наук С. Цэрэндорж, членами Комиссии назначены Ж. Дашдорж и Пурэвийн Оюунчимэг. Так на протяжении 11 лет Национальная Комиссия по правам человека вела свою деятельность. Затем в январе 2012 г. по третьему указу Парламента Монголии в члены Комиссии были назначены во второй раз Пурэвийн Оюунчимэг и Нанзандын Ганбаяр, а главой Комиссии назначен Жамсрангийн Бямбадорж. Национальная Комиссия по правам человека Монголии имеет доверенность статуса «А» среди Международных Организаций, а также является полноправным членом Совета Национальной Организации по правам человека в странах АТР [5].
Комиссия состоит из трёх членов. Членом комиссии может являться, в первую очередь, законный гражданин Монголии, достигший 35 лет, не имеющий судимости, специалист по юриспруденции и политологии, имеющий знание и опыт, необходимые в вопросе защиты прав человека. Каждый член комиссии избирается на основе выдвижения его кандидатуры Президентом Монголии постоянным юридическим комитетом Парламента Монголии и Мировым Судом Монголии, после чего Глава Парламента официально предлагает в кандидатуры то или иное лицо в Парламент. Затем в Парламенте назначают главу Национальной Комиссии сроком на шесть лет, а членов Комиссии сроком на три года.
Основными принципами, которых Комиссия по правам человека строго придерживается, являются: почтительно относиться и соблюдать законы государства, быть независимой организацией, уважать честь, достоинство, права, законные интересы других лиц, защищать права человека, свободу, быть справедливым и открытым. Любым существующим предприятиям, организациям, должностным и физическим лицам строго запрещается вмешиваться в дела Национальной Комиссии по правам человека.
Главной миссией Национальной Комиссии по правам человека является уважение, защита прав и свобод человека, а также содействие их распространению. Для выполнения данной задачи члены и работники Национальной Комиссии по правам человека обязуются строго придерживаться независимости Комиссии, наблюдать за соблюдением реализации защиты прав человека, содействовать этому и вести свою деятельность и обязанность на профессиональном и научном уровнях; обсуждать, советоваться, согласовывать и постоянно учиться у других; выполнять миссию путём создания ответственной, дружелюбной, квалифицированной команды, а также содействовать созданию благоприятной атмосферы для работы.
Комиссия по правам человека Монголии обладает следующим перечнем прав. Она может вносить предложения по каким-либо вопросам, связанным с защитой прав человека в Монголии; советы по соответствию национальным принципам прав человека законам правительства; вносить и дополнять предложения в докладах Правительства о выполнении международного договора по правам человека. Также в Советах и совещаниях Парламента Монголии и Правительства члены комиссии могут принимать участие в дискуссиях, связанных с защитой прав человека в Монголии. Члены Национальной Комиссии с целью изучения прав человека знакомятся с материалами гражданского и уголовного дел, в которых имеются отказы в возбуждении уголовной ответственности, а также вносят предложения в усовершенствование закона.
Нужно сказать, что Правительство Монголии обязано помогать Национальной Комиссии по правам человека. А гарантией полного права членов Национальной Комиссии по правам человека в Монголии является то, что Правительство Монголии финансирует расходы и дает экономическую гарантию деятельности членов комиссии. По указу закона, основываясь на предложении Национальной Комиссии, Парламент утверждает бюджет специально для Комиссии, который в свою очередь должен отвечать требованиям независимой деятельности и организации.
По истечении официального срока работы члена в Комиссии, происходит следующее: если у члена комиссии имеются уважительные причины, во-первых; по состоянию здоровья, и, во-вторых, по другим причинам, на основании которых член не может продолжать работать в Комиссии, то в таких случаях он может изменить место работы в этом же направлении специальности. Заработная плата членов Комиссии не уменьшается, а остаётся в прежнем размере. Если заработная плата на новом рабочем месте отличается (в меньшей степени) от заработной платы, выплачиваемой в Комиссии, то член в течение шести месяцев получает льготы в размере своей заработной платы или ему выдают эту разницу в зарплате.
В случае если член Национальной Комиссии был замечен в совершении преступления с найденными доказательствами о его виновности, то должностное лицо обязано в течение 24 часов информировать Главу Парламента Монголии. В других случаях без доказательства строго запрещается задерживать члена Национальной Комиссии, держать под стражей, выносить наказание по решению судебного разбирательства, а также допускать обыски частной собственности и места работы. При обстоятельствах, не указанных в законе, запрещается освобождать члена Комиссии от работы, давать отставку, и переводить на другую должность без официального согласия члена.
Что касается структуры, то возглавляет Комиссию Глава Национальной Комиссии по правам человека («Дарга»), который по ст.14, п.14.1 в свою очередь обязан: п.14.1.1. представлять Национальную Комиссию по правам человека в международных и внутренних отношениях, п.14.1.2. назначать начальника управления по делам Национальной комиссии по правам человека, п.14.1.3. решать вопросы внутренней организации в Комиссии по правам человека [6]. Под руководством Главы Комиссии работают два члена Комиссии, которые обязаны принимать и рассматривать жалобы граждан, при отклонении жалоб по уголовным делам передавать надлежащей организации, просвещать человека в его правах и обязанностях [2, Ст.14, Ст.15].
Комиссия по правам человека Монголии обычно выполняет одну или несколько конкретных функций в области поощрения и защиты прав человека: во-первых, это консультативная функция; во-вторых, просветительская, и, в-третьих, так называемая расследовательская. Ежегодно начиная с самого образования, т.е. с 2001 г., Комиссия ведёт образовательные программы просвещения простого народа о правах человека. Например, в первый раз в 2001 г. Национальная Комиссия посвятила образовательные программы по правам человека для своих сотрудников, чтобы те могли правильно, грамотно и точно передавать полученные знания простому народу. В рамках образовательных мероприятий Национальная Комиссия по правам человека пригласила в Монголию ведущего консультанта Управления Верховного Комиссара ООН по правам человека (в прошлом - член Комиссии по правам человека Новой Зеландии) Питера Хоскинга, который принял участие в круглом столе и конференциях [3]. Образовательные программы каждого года отличаются друг от друга выбором аудитории, тематикой. Национальная Комиссия по правам человека ориентируется на молодежь Монголии. Комиссия по правам человека широко проводит образовательные программы в 9 аймаках Монголии. Также в семинарах по желанию могут принять не только простой народ, но и должностные лица, сотрудники Судов, Прокуратуры, МИДа Монголии.
Еще одной немаловажной функцией является систематический обзор политики правительства в области прав человека с целью выявления упущений в соблюдении прав человека и предложения средств по их устранению [4]. Данную функцию Комиссия по правам человека Монголии выполняет следующим образом: ежегодно Национальная Комиссия по правам человека Монголии составляет подробный годовой отчет своей работы по самым злободневным вопросам государства по правам человека [5]. В каждом отчёте подробно описываются деятельность, организация работы Комиссии. Составляя отчёт по актуальным вопросам, Комиссия всегда отталкивается от цифр и статистики [5, 8].
В каждом годовом отчете Национальная Комиссия по правам человека уделяет внимание результатам прошлогоднего отчета, в целях выявления результатов о проделанной работе со своей стороны, но самое главное, со стороны Парламента. После отчета Комиссии Парламент, рассматривая злободневные вопросы, принимает решения, предоставленные Комиссии. Исходя из этого, следующий отчёт содержит подробные исследования и статистику по тем самым вопросам, которые внесли изменения, и анализ, как они повлияли на общество
[1, с. 56].
Таким образом, 7 декабря 2000 г. был принят Закон о Национальной Комиссии по правам человека Монголии, на основании которого в 2001 г. была создана Национальная Комиссия по правам человека Монголии. И это нововведение, бесспорно, привнесло существенные изменения в развитие нестандартных для Монголии методов влияния на административное поведение и в развитие несудебного механизма защиты прав человека. Данное обстоятельство диктует необходимость тщательного исследования и распространения положительного опыта работы данных комиссий.
Список литературы
1. Агар-Эрдэнэ Г. Конвенция ООН по уголовной ответственности. Протокол № 32 // «Право человека»: научный журнал («ХYний эрх»). - 2013. - № 01(41). - С. 53-59.
Agar-Jerdjenje G. Konvencija OON po ugolovnoj otvetstvennosti. Protokol № 32 // «Pravo cheloveka»: nauchnyj zhurnal («HYnij jerh»). - 2013. - № 01(41). - S. 53-59.
2. Закон Монголии о Национальной Комиссии по правам человека.
Zakon Mongolii o Nacional'noj Komissii po pravam cheloveka.
3. Законы Монголии. Закон о Парламенте (Великом Хурале Монголии). 15.12.2011 г. (с дополнениями и изменениями). Режим доступа: www.legalinfo.mn
Zakony Mongolii. Zakon o Parlamente (Velikom Hurale Mongolii). 15.12.2011 g. (s dopolnenijami i izmenenijami). Rezhim dostupa: www.legalinfo.mn
4. «Новости Правительства». - № 1. - 1992.
«Novosti Pravitel'stva». - № 1. - 1992.
5. «Новости Правительства». - № 11 (728). - 2001.
«Novosti Pravitel'stva». - № 11 (728). - 2001.
6. Официальный сайт Национальной Комиссии по правам человека Монголии. Режим доступа: http://www.mn-nhrc.org/index.php
Oficial'nyj sajt Nacional'noj Komissii po pravam cheloveka Mongolii. Rezhim dostupa: http://www.mn-nhrc.org/index.php
7. Проект закона Монголии. Юриспруденция. 03.04.2012 г. режим доступа: www.parliament.mn
Proekt zakona Mongolii. Jurisprudencija. 03.04.2012 g. rezhim dostupa: www.parliament.mn
8. Отчёты и доклады Монголии о международных договорах по правам человека: Сборник статей, докладов ООН, предоставленных в Правительство Монголии. 2012 г.
Otchjoty i doklady Mongolii o mezhdunarodnyh dogovorah po pravam cheloveka: Sbomik statej, dokladov OON, predostavlennyh v Pravitel'stvo Mongolii. 2012 g.
Санников В.А. (Москва)
УДК 947.07
КОНТРОЛЬ НАД МОРАЛЬНЫМ ОБЛИКОМ ЧЛЕНОВ РКП (Б)
В 1920-Е ГОДЫ (НА ПРИМЕРЕ МОСКВЫ)
Данная статья посвящена изучению особенностей контроля за деятельностью органов государственного управления в начале 1920-х гг. В ней рассматривается процесс образования контрольных органов в Москве, их цели и задачи, функции, структура и деятельность. Автор отмечает, что в демократическом обществе контроль осуществляется общественными и правозащитными организациями, в то время как советская система формировалась изначально по другому принципу как авторитарно-бюрократическая система, поскольку она опиралась на диктаторские методы управления. Формирование органов партийного контроля было логичным завершением процесса утверждения в стране однопартийной диктатуры коммунистической партии. Институт партийного контроля являлся неотъемлемой частью организационной структуры партии.
Важным элементом партийного контроля в рассматриваемый период стало отсутствие общественного контроля над советской политической системой снизу. Автор подчеркивает, что партийные контрольные органы играли важную роль в осуществлении политического контроля в обществе, напрямую подключались к политическому процессу, пытались вмешиваться в работу государственного аппарата. Основное внимание автор уделяет рассмотрению деятельности Московской контрольной комиссии, проводившихся на ее заседаниях дел на основе архивных материалов. Анализ материалов показал, в описываемый период МКК активно боролась за дисциплину внутри РКП (б), а также с различными нарушениями партийного устава. Борясь с различными проступками, органы партийного контроля защищали политическую систему СССР изнутри и поддерживали её внутреннюю устойчивость. Однако низкий социокультурный уровень новых революционных бюрократов поставил политическую систему молодой Советской республики в крайне сложное положение, поскольку формирующаяся политическая элита страны Советов крайне плохо управляла государством.