Научная статья на тему 'История становления кафедры транспорта и хранения нефти и газа'

История становления кафедры транспорта и хранения нефти и газа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
402
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История становления кафедры транспорта и хранения нефти и газа»

https://doi.org/10.24411/0131-4270-2018-10309

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ КАФЕДРЫ ТРАНСПОРТА И ХРАНЕНИЯ НЕФТИ И ГАЗА

Уфимский этап истории Московского нефтяного института имени И.М. Губкина

В 1940 году Московский нефтяной институт имени И.М. Губкина (МНИ) отпраздновал свое десятилетие. За этот период (с 1930 по 1940 год) вуз дал народному хозяйству 1619 инженеров, в том числе 328 инженеров-геологов, 243 инженера промысловых специальностей, 526 инженеров-технологов, 148 инженеров-механиков, 191 инженера-экономиста. Ученые МНИ заложили основы геологии нефти, подземной гидравлики, нефтепромысловой механики, разведочной геофизики и др. К началу войны профессорами института было написано около 60 учебных пособий по нефтегазовым дисциплинам. С именами воспитанников МНИ связаны открытия новых месторождений, изобретения и усовершенствования в нефтяной промышленности. Они сыграли большую роль в поисках и освоении месторождений Урало-Поволжья, в создании новой нефтяной базы СССР - Второго Баку. Многие из них стали видными организаторами нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности, руководителями крупных нефтяных и газовых предприятий.

С началом Великой Отечественной войны в 1941 году ситуация вокруг Москвы становилась все более угрожающей, и советское правительство приняло решение об эвакуации московских вузов. 15 октября 1941 года директор Московского нефтяного института, профессор Михаил Михайлович Чарыгин выехал по вызову Наркомата нефтяной промышленности СССР в Уфу, куда предстояло эвакуировать МНИ. На 1 октября 1941 года в институте числилось 819 студентов. Более 300 из них 16 октября в составе пешей колонны отправились в эвакуацию. Около 150 студентов, которые не были извещены об эвакуации или не смогли уйти пешком, выехали по железной дороге. Около 100 человек по разным причинам остались в Москве, остальные большей частью ушли на фронт. Некоторые были на практике, работали на предприятиях и в экспедициях, где их застала война. Из 117 профессоров и преподавателей 48 эвакуировались с институтом, 54 уволились, 14 ушли в народное ополчение. Уфа была перегружена предприятиями, учреждениями и учебными заведениями, эвакуированными из западных областей.

При содействии Башкирского обкома ВКП(б) и Наркомнефти 10 ноября 1941 года СНК БАССР предоставил институту помещения, а 12 ноября 1941 года институт обрел дом в Соцгороде, в 17 км от Уфы (теперь это в черте города). До войны это был рабочий поселок Уфимского крекинг-завода (ныне УНПЗ), вокруг которого шло грандиозное строительство Уфимского нефтеперерабатывающего, химического и машиностроительного заводов и других предприятий всесоюзного значения.

Для администрации и учебных занятий институту выделили двухэтажное здание на улице Ульянова, а для лабораторных занятий и жилья преподавателей - еще три дома. В середине ноября в Уфу прибыла группа преподавателей,

Здание Московского нефтяного института в Уфе

также были доставлены институтская библиотека и частично - аппаратура.

Сначала пришлось налаживать учебу в совершенно неприспособленных помещениях. Здания были переданы без мебели, но отдел народного образования Сталинского района Уфы выделил школьную мебель, которую приспособили для вузовских аудиторий и лабораторий. Очень помогли ученики Черниковского ремесленного училища: 12-14-летние мальчишки мастерили лабораторные столы, вытяжные шкафы, витрины для образцов по чертежам преподавателей. Летом 1942 года их застеклили, и на втором этаже лабораторного корпуса торжественно открыли минералогический музей. Витрины и коллекции музея после войны долго служили студентам Уфимского нефтяного института.

20 ноября 1941 года, как и предписывалось документами Наркомнефти по эвакуации и развертыванию деятельности на новом месте, несмотря на ощутимый недостаток преподавателей, учебный процесс в МНИ был полностью обеспечен, и занятия, прерванные 15 октября 1941 года в Москве, были возобновлены в Соцгороде возле станции Черниковка через месяц и пять дней. Первый ускоренный выпуск молодых специалистов (студенты 4-го и 5-го курсов) в Уфе состоялся в ноябре 1941 года. Приказом по институту от 14 ноября 1941 года № 7 на производство было направлено 58 выпускников, подавляющее большинство - горные инженеры по промысловому делу.

В 1943 году за подписью председателя СНК БАССР С. Вагапова и секретаря обкома ВКП(б) Г. Валеева в Совнарком Союза ССР было отправлено письмо с просьбой реорганизовать эвакуированный в 1941 году в Уфу МНИ имени академика И.М. Губкина в Башкирский нефтяной институт в составе всех курсов и факультетов.

Предложение о создании нефтяного вуза в Уфе было поддержано приказом народного комиссара нефтяной промышленности И.К. Седина и председателя Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР С.В. Кафтанова от 11 мая 1943 года: «Приказываем: Основной Московский

3 • 2018

15

нефтяной институт имени академика И.М. Губкина считать в г. Москве, филиал Московского нефтяного института имени И.М. Губкина - в г. Уфе».

Исполнение обязанностей директора УфМНИ было возложено на Александра Васильевича Фатеева.

Уфимский филиал столичного вуза

На плечи дирекции и деканатов свалились самые разные проблемы: было увезено в Москву и без того не слишком богатое оборудование кабинетов и лабораторий, требовался ремонт учебных зданий и общежитий, возникали сложности с питанием студентов. Тем не менее заново сформированный коллектив своевременно начал учебный процесс и добился определенных успехов. Всего по филиалу на 1 октября 1943 года числилось 575 студентов, но в связи с призывом в ряды Красной армии, переводом в другие вузы, реэвакуацией, болезнями и прочими обстоятельствами их количество постоянно уменьшалось, и к концу учебного года осталось 290 человек.

В 1945 году приказом Наркомнефти А.В. Фатеев был назначен начальником технического отдела завода № 3 объединения «Укрнефтезаводы». Руководство филиалом в ноябре 1945 года было поручено Вениамину Григорьевичу Рубинштейну.

Биография Вениамина Григорьевича впечатляет. В 22 года после окончания реального училища в Кинешме он, сын ткацкого мастера, поступил в Великогерцогское высшее техническое училище в Германии, которое дало ему в 1913 году звание инженера-механика; к тому же он сумел в совершенстве овладеть немецким и французским языками. Потом он был помощником механика на ткацкой фабрике, там получил заболевание легких и весной 1918 года уехал в Уфимскую губернию на кумысолечение. В мае 1920 года Рубинштейн начал педагогическую работу в Златоустовском металлургическом техникуме, где сразу же был назначен директором. И хотя сам больше всего любил заниматься научно-исследовательской работой, партийно-хозяйственные органы ценили в нем организаторскую жилку, и он оказывался по их направлению то инспектором по индустриальному образованию Урала, то заместителем директора им же созданного индустриального педагогического института в Свердловске, то с 1931 года заместителем директора Свердловского университета. Прибыв в октябре 1942 года с Рыбинским авиаинститутом в Уфу, Вениамин Григорьевич до марта 1943 года заведовал кафедрой теоретической механики в Уфимском авиационном институте, а с 23 марта того же года был назначен заведующим кафедрой прикладной механики нефтяного института.

Находясь на посту директора филиала, В.Г. Рубинштейн постоянно заботился о качественном составе преподавателей, обращался к вышестоящим инстанциям за поддержкой по укреплению кафедр математики, физики, теоретической механики, геологии, сопротивления материалов, просил о более полном оснащении лабораторий и кабинетов современной техникой и каждый раз не забывал напоминать о форсировании строительства учебных корпусов и общежитий для будущего Уфимского нефтяного института (УНИ).

Уфимский нефтяной институт

28 октября 1948 года министр высшего образования С.В. Кафтанов подписал приказ № 1538, согласно которому

на базе УфМНИ имени академика И.М. Губкина организовывался Уфимский нефтяной институт с факультетами: нефтепромысловым со специальностью «Разработка нефтяных и газовых месторождений», технологическим со специальностью «Технология переработки нефти и газа».

Руководство институтом было возложено на В.Г. Рубинштейна. В ноябре-декабре 1948 года министерством разрабатывался и утверждался Устав института, осуществлялись необходимые мероприятия, связанные с преобразованием филиала в самостоятельный уфимский вуз.

Вениамин Григорьевич не отличался крепким здоровьем и просил МВО СССР освободить его от ответственной административной должности по достижении пенсионного возраста. Но просьбу его удовлетворили лишь в июне 1949-го, когда ему исполнилось 62 года. На должность директора был назначен Мазит Идрисович Сайфуллин.

В августе этого же года В.Г. Рубинштейн был назначен на должность заместителя директора по научно-учебной работе - одновременно он заведовал кафедрой сопротивления материалов. Однако научной деятельностью, о которой всегда мечтал, ему не суждено было заниматься долго: 5 июня 1950 года он скончался. Случилось это у трапа самолета, когда он собирался лететь в Москву в командировку. Имя первого директора навсегда вписано в историю Уфимского государственного нефтяного технического университета.

День рождения новой специальности

23 августа 1949 года директор Уфимского нефтяного института М.И. Сайфуллин подписал приказ № 189, согласно которому на нефтетехнологический факультет зачислили 50 человек на специальность «Транспорт и хранение нефти». В 1950 году обучение студентов этой специальности было продолжено на горно-нефтяном факультете, и уже второй прием по специальности «Транспорт и хранение нефти» был произведен на горно-нефтяной факультет. Вновь было принято 50 человек.

В целях улучшения подготовки инженерных кадров по нефтяным специальностям и развития учебно-методической и научно-исследовательской работы в Уфимском нефтяном институте с начала 1952/53 учебного года был организован нефтемеханический факультет и кафедра транспорта и хранения нефти и газа.

Виктор Евдокимович Губин в 1948 году с отличием окончил Московский нефтяной институт им. И.М. Губкина с присвоением ему квалификации инженера-механика по транспорту и хранению нефти. В том же году он поступил в очную аспирантуру. В мае 1952 года, успешно защитив диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук Виктор Евдокимович Губин

по распоряжению Главного управления горно-металлургических вузов был направлен для дальнейшей работы в Уфимский нефтяной институт, где был зачислен на должность старшего преподавателя кафедры транспорта и хранения нефти и газа, а в сентябре 1952 года избран заведующим этой кафедрой. В 1952-1953 годах совмещал должность заведующего кафедрой с должностью декана нефте-механического факультета, став первым деканом этого факультета. В сентябре 1954 года Виктор Евдокимович был назначен директором Уфимского нефтяного института.

Вторым деканом нефтемеханического факультета в 1953-1955 годах был Тихон Павлович Филадельфов. Тихон Павлович читал курс «Детали машин». Студенты и коллеги вспоминают о нем как об очень доброжелательном и в то же время требовательном, умеющем убеждать человеке, честно служившем своему делу.

По существу, на начало 1952/53 учебного года была создана кафедра транспорта и хранения нефти и газа, был и заведующий кафедрой, но не было преподавателей по данной специальности. Между тем шел уже четвертый год обучения первого набора студентов по специальности «Транспорт и хранение нефти и газа».

Становление кафедры

В июне 1953 года переводом из Грозненского нефтяного института на должность доцента кафедры транспорта и хранения нефти и газа был зачислен Иосиф Феофилактович Пономарев. В августе 1953 года на должность доцента кафедры был также зачислен Сурен Газарович Едигаров. В 1955-1956 годы С.Г. Едигаров работал деканом нефте-механического факультета. С его именем связана организация работы студенческого научного общества (СНО) на факультете. В августе 1953 года к коллективу педагогов института присоединились молодые преподаватели, окончившие Московский нефтяной институт, Виктор Иванович Булаев и Владимир Федорович Котов.

Защита первого выпуска инженеров по транспорту и хранению нефти и газа началась 5 июля 1954 года. Первым студентом, защитившим дипломный проект по специальности «Транспорт и хранение нефти и газа», был Урал Мударисович Субаев. По результатам учебы и защиты

У.М. Субаеву был выдан диплом с отличием и присвоена квалификация инженера-механика. Всего в 1954 году институт окончили 46 инженеров-механиков по транспорту и хранению нефти и газа.

В 1955 году руководство института (к тому времени директором стал Виктор Евдокимович Губин) избрало новый путь комплектования кафедры: за счет своих выпускников. Так, уже в 1955 году для работы на кафедрах института было оставлено несколько выпускников из второго выпуска инженеров-механиков по транспорту и хранению нефти и газа, в том числе Гаффан Закирович Закиров - первый выпускник, оставленный для работы ассистентом на «родной» кафедре. В 1956 году был оставлен для работы на кафедре в должности старшего лаборанта Загидулла Талипович Галиуллин. Загидулла Галиуллин с отличием окончил Уфимский нефтяной институт, поэтому талантливого инженера сразу же пригласили в отдел транспорта и хранения нефти и газа Башкирского НИИ по переработке нефти. Оттуда в 1958 году З.Т. Галиуллин уехал поступать в аспирантуру Московского института нефтехимической и газовой промышленности имени И.М. Губкина. После защиты кандидатской диссертации в 1962 году З.Т. Галиуллин впервые переступил порог Всесоюзного научно-исследовательского института газовой промышленности (ВНИИГАЗ), где трудился более 50 лет. З.Т. Галиуллин является основателем научной школы больших потоков газа, им были разработаны теоретические основы гидравлического и теплового расчетов магистральных газопроводов, ставшие основой общесоюзных норм технологического проектирования, предложены технические решения по защите многолетне-мерзлых грунтов, позволившие повысить эффективность и надежность газотранспортных систем в районах Крайнего Севера.

В 1956-1957 годы деканом нефтемеханического факультета работал Всеволод Леонидович Березин, который в 1964 году был назначен ректором Уфимского нефтяного института.

Самсон Абрамович Каганов окончил механико-математический факультет Саратовского университета, получил степень кандидата физико-математических наук и в 19571959 годы был деканом нефтемеханического факультета,

И

Д

V

Сурен Газарович Едигаров

Всеволод Леонидович Березин

Фрид Шарифович Юсупов

3 • 201!

17

а также преподавателем кафедры высшей математики. Он читал лекции по математике, и, по отзывам студентов, читал блестяще. Уже упоминаемый выше З.Т. Галиуллин пишет в своих воспоминаниях: «Математику надо уметь читать - и убедительно и убежденно! Здесь самое главное - привить студенту математическое мышление. Именно так читал лекции Самсон Абрамович».

Фрид Шарифович Юсупов работал деканом нефтемеха-нического факультета в 1959-1962 годы. Это было время, когда факультет развивался и укреплял все направления своей деятельности. Ф.Ш. Юсупов более 50 лет проработал в УГНТУ, он - почетный профессор университета.

В 1956 году после окончания аспирантуры Московского нефтяного института имени И.М. Губкина по распределению Минвуза СССР в Уфимский нефтяной институт приезжает Виктор Федорович Новоселов, которого зачисляют на должность старшего преподавателя кафедры транспорта и хранения нефти и газа.

Летом 1953 года В.Ф. Новоселов с отличием оканчивает МНИ и за проявленные в период учебы трудолюбие и способность к научно-исследовательской работе получает рекомендацию для поступления в аспирантуру. Научным руководителем Виктора Федоровича становится доктор технических наук, профессор В.И. Черникин, одним из основных направлений исследований которого были многочисленные вопросы неизотермической перекачки нефтей и нефтепродуктов по трубопроводам. Это обстоятельство предопределило тему диссертации В.Ф. Новоселова -«Движение вязких и высокозастывающих нефтей по трубопроводам». Выбранная тогда тематика стала одной из самых главных во всей дальнейшей научной деятельности Виктора Федоровича, и ей он посвятил множество своих работ. В частности, развивая работы своего руководителя, Новоселов всумел получить теоретическое выражение для гидравлического расчета «горячих» трубопроводов с единой поправкой на неизотермичность потока (которая в дальнейшем получила в технической литературе название формулы Черникина-Новоселова); были изучены оптимальные параметры «горячих» нефтепроводов, решены задачи остывания нефтей и нефтепродуктов при остановках перекачки, рассмотрены вопросы выталкивания

(замещения) из трубопроводов вязких и высокозасты-вающих нефтей, исследован тепловой режим «горячих» резервуаров. Помимо теоретических решений, значительное место в диссертации было уделено экспериментальным исследованиям. Они проводились на Первомайской нефтебазе столицы и в лаборатории кафедры транспорта и хранения нефти и нефтепродуктов Академии нефтяной промышленности (АНП), где в то время В.И. Черникин работал по совместительству заведующим кафедрой и способствовал выполнению экспериментов своего аспиранта из МНИ. Весьма интересные результаты теоретических и опытных исследований были в 1958 году изложены В.Ф. Новоселовым и В.И. Черникиным в серии совместных публикаций, включая статью в самом первом номере бакинского журнала «Известия вузов. Нефть и газ».

В ожидании защиты диссертации он с 1956 по 1958 год трудился также (по совместительству) на должности руководителя лаборатории трубопроводного транспорта отдела транспорта и хранения нефти БашНИИНП, одного из крупнейших российских научно-исследовательских центров в области транспорта и хранения нефти и нефтепродуктов. В июне 1958 года В.Ф. Новоселов успешно защищает кандидатскую диссертацию на ученом совете МНИ имени И.М. Губкина. Через год он становится доцентом, а с 1962 по 1964 год Виктор Федорович Новоселов трудится на должности декана нефтемеханического факультета УНИ.

В 1964-1969 годы деканом был выпускник из второго выпуска инженеров-механиков по транспорту и хранению нефти и газа Гаффан Закирович Закиров. С Гаффана Закировича, по сути, начинается эра деканов - выпускников самого УНИ. В годы его работы деканом широкое развитие получили студенческие строительные отряды, народные дружины.

Владимир Андреевич Душин - выпускник УНИ, работал деканом нефтемеханического факультета в 1969-1973 годы.

Активное развитие кафедры транспорта и хранения нефти и газа началось с 1957 года в связи с переводом из Московского нефтяного института ученого с мировым именем - доктора технических наук, профессора Всеволода Сергеевича Яблонского, возглавившего

кафедру. Профессору Яблонскому в связи с его переездом в Уфу был посвящен специальный приказ министра высшего образования СССР В. Елютина, где отмечалась его благородная инициатива выехать на постоянную работу в Уфимский нефтяной институт и предлагалось оплатить все расходы, связанные с переездом. Его приезд явился неоценимым подарком для растущего института.

Уже через два с половиной месяца после начала работы В.С. Яблонского в УНИ были проведены экзамены по приему в аспирантуру. Так началась подготовка высококвалифицированных преподавателей и научных сотрудников в Уфимском нефтяном институте по специальности «Транспорт и хранение нефти и газа».

Профессор В.С. Яблонский и созданная им школа научных работников выполнили ряд фундаментальных исследований по следующим важнейшим направлениям: последовательная перекачка нескольких нефтепродуктов по одному трубопроводу; гидромеханика неизотермических потоков при различных условиях теплообмена.

Всеволод Сергеевич внес уникальный вклад в создание материальной базы кафедры. Благодаря ему в 1960 году при кафедре была основана отраслевая лаборатория трубопроводного транспорта Главнефтеснаба РСФСР, которая просуществовала до 1990 года. Эта лаборатория явилась научной базой для подготовки научных работ аспирантами и докторантами.

Деятельность профессора Яблонского в Уфе была высоко оценена правительством. В 1961 году он был награжден медалью «За трудовую доблесть». Память о В.С. Яблонском живет в поколениях его учеников, а на факультете трубопроводного транспорта учреждена стипендия его имени.

В 1960 году прием студентов на нефтемеханический факультет был произведен по двум специальностям: «Проектирование и эксплуатация газонефтепроводов» и «Сооружение магистральных трубопроводов» Естественно, что со временем это должно было привести и к структурным изменениям на кафедре.

Осенью 1962 года произошло немаловажное событие в истории кафедры: внутри нее была создана и впоследствии отделилась кафедра сооружения нефтегазопроводов,

газохранилищ и нефтебаз. Заведующим кафедрой был назначен Петр Петрович Бородавкин.

В мае 1963 года Виктор Федорович Новоселов назначается заведующим кафедрой проектирования и эксплуатации нефтегазопроводов, газохранилищ и нефтебаз, а в 1965 году - научным руководителем (по совместительству) отраслевой лаборатории трубопроводного транспорта Главнефтеснаба РСФСР (в дальнейшем -Госкомнефтепродукта РСФСР) при УНИ, просуществовавшей под его постоянным контролем до 1990 года, где решались актуальные проблемы транспортировки нефтепродуктов.

В 1965 году на преподавательскую работу был приглашен последний аспирант В.С. Яблонского - Владимир Андреевич Душин, проработавший на кафедре 47 лет.

В том же году на кафедре стала работать Фатиха Фиттяховна Абузова, кандидат технических наук, руководитель лаборатории НИИТранснефть.

Ф.Ф. Абузова пришла на кафедру со своим научным направлением, которое выбрала, обучаясь в заочной аспирантуре Московского нефтяного института под руководством профессора В.И. Черникина. В 1976 году она защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора технических наук, а 1979-м стала профессором. Фатиха Фиттяховна в то время была первой женщиной - доктором технических наук в Башкирии.

Наряду с большой педагогической и организационной работой В.Ф. Новоселов продолжал интенсивно проводить в 1960-е годы научные исследования, результаты которых находили отражение в публикациях, причем весьма значительная их часть была по-прежнему посвящена тепло-гидравлическим вопросам. Из печати выходят его первые книги - «Проектирование, эксплуатация и ремонт нефте-продуктопроводов» и очень полезное для студентов и инженерно-технических работников отрасли учебное пособие «Типовые расчеты при проектировании и эксплуатации нефтебаз и нефтепродуктопроводов».

В 1970 году кафедра, возглавляемая Виктором Федоровичем, въезжает в новый учебный корпус. В рамках отраслевой лаборатории там создаются крупные

лабораторные установки: по последовательной перекачке нефтепродуктов, по исследованию «горячих» трубопроводов, по сливу нефтегрузов из цистерн и др. Руководимая В.Ф. Новоселовым кафедра становится одной из сильнейших среди нефтяных вузов страны. А в 1975 году в соответствии с приказом Министерства высшего и среднего профессионального образования РСФСР от 19.05.1975 № 248 в целях улучшения управления учебным процессом в вузе приказом по Уфимскому нефтяному институту было принято решение об организации с 1 сентября 1975 года факультета трубопроводного транспорта (ФТТ).

В 1975-1980 годы первым деканом ФТТ был Андрей Иванович Гольянов, выпускник УНИ 1964 года по специальности «Проектирование и эксплуатация газонефтепроводов, газохранилищ и нефтебаз».

В 1980-2004 годы деканом ФТТ являлся Раис Асрарович Жданов, выпускник УНИ 1965 года по специальности «Сооружение газонефтепроводов, газохранилищ и нефтебаз».

В мае 1972 года В.Ф. Новоселов защитил докторскую диссертацию «Исследование режимов работы магистральных нефтепродуктопроводов при разных степенях загрузки» (научные консультанты - А.Х. Мирзаджанзаде и Н.Н. Константинов), а в 1973 году ему было присвоено звание профессора по кафедре проектирования и эксплуатации нефтегазопроводов, газохранилищ и нефтебаз. Виктор Федорович стал первым соискателем ученой степени, защитившим докторскую диссертацию в Уфимском нефтяном институте.

После защиты Виктор Федорович много внимания уделяет важным для отрасли проблемам противокоррозионной защиты трубопроводов и резервуаров, борьбе с потерями нефти и нефтепродуктов при транспорте и хранении, последовательной перекачке нефтепродуктов и нефтей по магистральным трубопроводам.

Являясь более 40 лет преподавателем, Виктор Федорович проделал огромную работу по подготовке квалифицированных специалистов в области транспорта и хранения нефти, нефтепродуктов и газа, отдавая все свои силы и опыт делу воспитания молодежи. Через его аудиторию прошло свыше 3 тысяч студентов, около 40 человек под руководством В.Ф.Новоселова написали и защитили диссертации. Им опубликовано более 300 печатных работ, в том числе 28 учебников, монографий, учебных пособий, он является соавтором 12 изобретений.

В 1993 году Виктор Федорович добровольно оставил пост заведующего кафедрой транспорта и хранения нефти и газа (в 1983 году кафедра проектирования и эксплуатации нефтегазопроводов, газохранилищ и нефтебаз была опять переименована в кафедру транспорта и хранения нефти и газа), на котором он непрерывно проработал 30 лет, но продолжал трудиться в должности профессора кафедры. За заслуги перед вузом ему в 1994 году было присвоено звание «Почетный заведующий кафедрой УГНТУ».

Наши дни

Новым заведующим кафедрой был назначен Айрат Мингазович Шаммазов - доктор технических наук,

профессор, выпускник кафедры 1971 года. В аспирантуре А.М. Шаммазов учился у В.Ф. Новоселова. В 1993 году он работал первым проректором университета. В 1994 году Айрата Мингазовича избрали ректором Уфимского государственного университета (УГНТУ).

Фундаментальная подготовка и блестящие организаторские способности А.М. Шаммазова ярко проявились в деятельности возглавляемой им научной школы по проблемам трубопроводного транспорта нефти и газа. Им и его учениками разработаны основные принципы диагностирования технического состояния и прогнозирования остаточного ресурса магистральных трубопроводов; методы и технологии снижения энергозатрат на транспорт нефти, прогнозирования параметров неньютоновских систем; методы, средства и технологии очистки нефтепроводов с помощью вяз-коупругих систем.

В 2014 году заведующим кафедрой транспорта и хранения нефти и газа был избран Борис Николаевич Мастобаев.

Б.Н. Мастобаев, профессор, доктор технических наук, заведующий кафедрой транспорта и хранения нефти и газа Уфимского государственного нефтяного технического университета, заслуженный деятель науки Республики Башкортостан, лауреат премии правительства Российской Федерации в области образования (2007, 2011), автор и соавтор более 250 научных работ, учебников, учебных пособий и научных монографий. Профессор Мастобаев был одним из организаторов исследований в области морской нефтегазодобычи, которые проводились в УГНТУ с начала 2000-х годов и позволили организовать подготовку специалистов по всем направлениям: бурение, разработка, транспорт. Инициированный вузом проект получил премию правительства РФ 2011 года в области образования. Борис Николаевич - один из организаторов научной школы УГНТУ по истории науки и техники нефтегазовой отрасли. Исследования этой научной школы ведутся им и его учениками на стыке с другими научными направлениями, прежде всего в области трубопроводного транспорта.

В настоящее время на кафедре транспорта и хранения нефти и газа работают 40 преподавателей (10 докторов

наук, профессоров, 15 кандидатов наук, доцентов), ассистенты, учебные инженеры, мастера и аспиранты. Коллектив кафедры полностью состоит из выпускников УНИ и УГНТУ. Кафедра активно сотрудничает с зарубежными организациями и учебными заведениями. В первую очередь это Горный университет (Леобен, Австрия), Технический университет (Мишкольц, Венгрия), СП «Вьетсовпетро», АО «МЕГА» (Чехия) и др.

УГНТУ и Горный университет Леобена сотрудничают не одно десятилетие. В текущем году подписан контракт об организации обучения по двойным дипломам. На кафедре идет работа над созданием нового тренажера, на который выделила деньги Транснефть. Вся система лабораторий и тренажеров будет работать для студентов УГНТУ и Горного университета Леобена.

Сегодня средний возраст сотрудников кафедры транспорта и хранения нефти и газа является самым молодым среди других кафедр УГНТУ.

За все время своего существования кафедра выпустила 6710 человек.

Факультет трубопроводного транспорта в 2004 году возглавил выпускник УНИ 1991 года по специальности «Проектирование и эксплуатация газонефтепроводов, газохранилищ и нефтебаз», доктор технических наук, профессор Султанмагомед Магомедтагирович Султанмагомедов.

ФТТ сегодня - это четыре выпускающие кафедры, где работает более 100 преподавателей и сотрудников, на факультете обучаются 1200 студентов из разных регионов страны и зарубежья, работают научно-исследовательские лаборатории и центры, издаются учебники и монографии.

Редакционная коллегия журнала «Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья» поздравляет руководство и преподавательский состав

УГНТУ, всех студентов и выпускников университета с юбилеем - 70-летием вуза. Желаем вам процветания и благополучия!

3 • 2018

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.