В. А. Водяницкий
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА
В РОССИИ
Новый для России институт президентства был введен в 1991 г. в контексте кризиса советской политической системы, завершившегося распадом СССР, изменением отношений собственности, созданием новых политических и административных институтов. Поэтому актуальность темы настоящей статьи заключается в том, что роль президентства как центрального института политико-административной системы России возрастает по мере углубления проводимых в стране модернизационных реформ, нуждающихся для своего осуществления в постоянных и целенаправленных усилиях со стороны высшей государственной власти. Российская модель демократического транзита требует стратегического и тактически сильного президентства, способного не только провести радикальную модернизацию, но и нейтрализовать деструктивные процессы в обществе, быть реальным гарантом демократических прав и свобод граждан.
Впервые идея введения президентства одержала вверх в период советской «перестройки». В 1990 г. внеочередной Третий съезд народных депутатов СССР принимает Закон «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) СССР» 1 и избирает Президента СССР. Учреждение поста Президента СССР привело к отказу от статьи 6 Конституции и соответственно отказу от монополии власти одной партии, проведению дальнейшей демократизации в стране. Учреждение института президентства изменило форму правления от республики Советов к президентской республике. Правовое положение президента в последующем в результате накопления опыта формирования института Президента СССР должно уточняться путем внесения изменений в Конституцию СССР2. Отмена
1 Постановление Верховного Совета СССР от 27.02.1990 № 1238-1 «Об учреждении поста Президента СССР и внесении соответствующих изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) СССР» // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета СССР. — 1990. — № 9. — Ст. 115.
2 Веденеев Ю. А. Теория и практика переходных процессов в развитии государственности // Государство и право. — 1995. — № 1.
192
Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2012. Том 13. Выпуск 3
6-й статьи Конституции СССР обеспечило М. С. Горбачеву поддержку избрания его президентом СССР со стороны группы демократически настроенных депутатов.
Введение института президентства, по замыслу авторов реформы, было призвано стабилизировать ситуацию в стране, создать основу для формирования в СССР правового государства, в котором нет места для монополии одной партии и обеспечивается равенство всех перед законом. С другой стороны, установление президентской власти, опиравшейся на волеизъявление народа в лице его представителей в парламенте, дало возможность Горбачеву в известной мере освободиться от опеки со стороны партаппарата, значительная часть которого не разделяла политику Генерального секретаря3. Тем не менее дальнейшие события показали, что введение института президентства не стабилизировало ситуацию в стране, а, наоборот, более усугубило кризисные явления в СССР. Углублялись центробежные тенденции, во многих регионах до предела обострились межнациональные противоречия, а Горбачев проявил полное бессилие в решении всех этих проблем. Он все время, со всех высоких трибун повторял: «Нужно действовать, и еще раз действовать»; «Настала пора энергичных и сплоченных действий!»; «Поумнеть надо всем, все понять, не паниковать и действовать конструктивно всем и каждому». Он призывал к действию, он действовал, но плоды его действий до людей доходили развалом хозяйства, углубляющимся хаосом, дороговизной, всполохами междунациональных войн4.
В оппозиции политике Горбачева стояла часть демократов во главе с Б. Н. Ельциным, а также большая часть консерваторов, в первую очередь из съездовской фракции «Союз». Чувствуя уверенность в своих силах и рассчитывая на поддержку граждан, Ельцин стремился использовать учреждение нового политического института — президентства — в целях борьбы за власть и влияние. А так же, по мнению Т. М. Николз, другим важным фактором, вынуждавшим Ельцина стремиться к учреждению президентства в России, стал «крен вправо — возросшая роль консерваторов в союзном советском государстве... логическим продолжением которых должен был стать переход от борьбы с малыми республиками Союза к установлению контроля над Россией. Ельцин ясно осознавал эту опасность и хрупкость независимого российского государства перед ней»5.
Процесс формирования новой российской государственности фактически начался с момента принятия 12 июня 1990 г. I Съездом народных депутатов РСФСР Декларации о государственном суверенитете России6, что явилось важнейшей вехой в становлении института власти и управления республики, независимых от союзных структур. Приняв эту Декларацию съезд заявил о решимости создать демократическое государство в составе обновленного Союза ССР. В связи с этим необходимо было учредить пост президента России и возложить на него полномочия по обеспечению суверенитета, государственности, соблюдению законности в РСФСР, прекращению
3 Омельченко Н. А. История государственного управления в России. — М., 2010. — С. 406.
4 История России. XX век: 1939-2007 / Под ред. А. Б. Зубова. — М., 2010. — С. 560.
5 Nichols T. M. The Russian Presidency: Society and Politics in the Second Russian Republic. — NY., 1999. — P. 34.
6 Декларация Совета народных депутатов от 12.06.1990 № 22-1 «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. — 1990. — № 2. — Ст. 22.
вмешательства союзных министерств и ведомств в дела РСФСР, созданию надежного механизма взаимодействия законодательной, исполнительной и судебной властей, координации деятельности их органов7.
Как звено в цепи союзно-российского противостояния следует рассматривать и введение в Российской Федерации поста президента. Закон «О Президенте РСФСР» был утвержден IV съездом народных депутатов России 22 мая 1991 г. Тогда же были утверждены кандидаты в президенты Российской Федерации. Ими стали В. В. Бакатин, Б. Н. Ельцин, В. В. Жириновский, А. М. Макашов, Н. И. Рыжков и А. М. Тулеев. Съезд внес изменения в конституцию Российской Федерации, подчеркнув превалирование полномочий съезда над президентскими: съезд правомочен рассматривать любой вопрос, в том числе об отрешении президента от должности, отмене актов Верховного Совета и указов президента8.
12 июня 1991 г. состоялись первые выборы президента России. Б. Н. Ельцин стал Президентом Российской Федерации, который вступил в должность 10 июля 1991 г. В первом туре выборов его кандидатура получила поддержку почти 60 % избирателей, принявших участие в голосовании9. Учреждение поста Президента на ранней стадии становления в Российской Федерации происходило в условиях неясности самой идеи институционального оформления политической системы страны, которая возникла в результате «спешки и поиска компромисса, вследствие чего оказалась хаотичной и способствовавшей скорее латанию дыр, чем обеспечению согласованности во взаимодействии различных ветвей власти»10. Необходимо отметить, что российское президентство возникло как гарант существования независимого государства и его создатели прежде всего руководствовались политическими соображениями.
В июне-июле 1996 г. в ходе двух туров очередных выборов Президента России Б. Н. Ельцин был вновь избран главой государства. Продолжение курса экономических реформ породило ряд серьезных противоречий. В августе 1998 г. произошел глубокий финансовый кризис, сопровождавшийся замедлением экономического роста и снижением жизненного уровня широких слоев населения. Одним из следствий стал кризис властных структур, выразившийся в частой смене кабинета министров и новых конфликтах законодательной и исполнительной власти. 31 декабря 1999 г. Б. Н. Ельцин объявил о своей досрочной отставке и добровольно оставил пост Президента Российской Федерации11. Свои полномочия в соответствии со статьей 92 Конституции Российской Федерации он передал председателю правительства РФ В. В. Путину.
В марте 2000 г. В. Путин одержал победу на президентских выборах уже в первом туре (за него проголосовало 52,9% участвовавших в выборах, а за главного соперника Г. Зюганова — 29,2%). Программное кредо Путина содержало многозначительную пере-
7 Лазарев Б. М. Президент СССР. — М., 1991.
8 История России с древнейших времен до наших дней / Н. Л. Клименко, В. Г. Кошкилдько,
С. В. Пронкин (и др.); под ред. А. В. Сидорова. — М., 2008. — С. 425.
9 История России / А. А. Чернобаев, И. Е. Горелов, М. Н. Зуев и др.; Под ред. М. Н. Зуева,
А. А. Чернобаева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2006. — С. 543.
10 Nichols T. M. The Russian Presidency: Society and Politics in the Second Russian Republic. — NY., 1999. — P. 34.
11 История России. XX век: 1939-2007 / Под ред. А. Б. Зубова. — М., 2010. — С. 621.
кличку с российским прошлым: «“Земля наша богата, порядка только нет” — говорили в России. Больше так о нас говорить не будут». В марте 2004 г. на новых президентских выборах Путин одержал еще более убедительную победу: за него проголосовали 71,31% избирателей, в то время как за его главного конкурента, выдвиженца КПРФ Н. Харитонова, только 13,69%. На протяжении всего периода пребывания у власти Путин пользовался устойчивой поддержкой большинства россиян — рейтинг его популярности в среднем составлял 70%. В способности внушать массам веру в себя и свои действия он превзошел обоих своих предшественников — и Горбачева, и Ельцина. В течение всего периода пребывания у власти Владимир Путин не встречал сколько-нибудь серьезной оппозиции и имел возможность выбора собственного политического курса12.
В период пребывания Владимира Путина на должности Президента РФ были предприняты существенные усилия по укреплению системы государственной власти и стабилизации внутренней обстановки в нашей стране. В частности, положительным моментом можно считать внесение изменений и дополнений в законодательство о порядке назначения на должность глав субъектов РФ, согласно которым кандидатуры последних стали утверждаться и наделяться властными полномочиями высшими органами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов России по представлению Президента13. Помимо политической системы, в указанное время удалось укрепить и усовершенствовать экономическую и социальную систему государства, значительно поднять уровень жизни населения, улучшить демографическую ситуацию.
В. В. Путин провел на президентском посту два срока. «В 2008 г. он и его окружение успешно провели операцию “Преемник”, в ходе которой президентом стал Д. А. Медведев — бывший вице-премьер»14. Дмитрий Медведев продолжил курс своего предшественника на последовательное развитие нашего государства. Сам институт президентства также был усовершенствован. Так, срок полномочий главы государства был увеличен с четырех до шести лет15. Увеличение срока полномочий главы государства, бесспорно, выступает в качестве позитивного момента модернизации политической системы России. 7 мая 2012 г. Владимир Путин в третий раз, но впервые — на 6 лет, вступил в должность президента России16.
Таким образом, можно констатировать, что учреждение поста Президента в Российской Федерации укрепило государственность и послужило основой для последующего обретения подлинной независимости России. Введение поста Президента в условиях демократизации общества позволило укрепить порядок, упорядочить
12 Там же. С. 621-622.
13 Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации // Российская газета. — № 188. — 31.08.2004.
14 Анисимов Е. История государства от Рюрика до Медведева. Люди, События. Даты. — 3-е изд., доп. — СПб., 2010. — С. 540.
15 Закон Российской Федерации к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 05.01.2009. — № 1. — Ст. 1.
16 Российская газета. — № 104, 10.05.2012.
управление государством, усилить основную задачу президента — защиту прав и свобод личности. Только концентрация власти в лице президента на основе демократических принципов могла вывести государство из сложной ситуации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анисимов Е. История государства от Рюрика до Медведева. Люди. События. Даты. 3-е изд. доп. — СПб., 2010.
2. Веденеев Ю. А. Теория и практика переходных процессов в развитии государственности // Государство и право. — 1995. — № 1.
3. Декларация Совета народных депутатов от 12.06.1990 № 22-1 «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. — 1990. — № 2. — Ст. 22.
4. Закон Российской Федерации к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 05.01.2009. — № 1. — Ст. 1.
5. История России. XX век: 1939-2007 / Под ред. А. Б. Зубова. — М., 2010.
6. История России с древнейших времен до наших дней / Н. Л. Клименко, В. Г. Кошкилдько, С. В. Пронкин (и др.); под ред. А. В. Сидорова. — М., 2008.
7. История России / А. А. Чернобаев, И. Е. Горелов, М. Н. Зуев и др.; под ред. М. Н. Зуева, А. А. Чернобаева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2006.
8. Лазарев Б. М. Президент СССР. — М., 1991.
9. Омельченко Н. А. История государственного управления в России. — М., 2010.
10. Постановление Верховного Совета СССР от 27.02.1990 № 1238-1 «Об учреждении поста Президента СССР и внесении соответствующих изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) СССР» // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета СССР. — 1990. — № 9. — Ст. 115.
11. Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации // Российская газета. — № 188. — 31.08.2004.
12. Nichols T. M. The Russian Presidency: Society and Politics in the Second Russian Republic. — NY., 1999.