Научная статья на тему 'История создания психологического факультета'

История создания психологического факультета Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
92
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История создания психологического факультета»

менные периоды. Приведена типология несовершеннолетних преступников современной России, дан сравнительный анализ мотивации совершения групповых и единоличных преступлений подростками в настоящий период в России. Анализируются вопросы, связанные с мерами наказания и ответственностью несовершеннолетних в рамках действующего законодательства. Монография адресована психологам, юристам, педагогам, социальным работникам.

Коццолино М. Невербальная коммуникация. Перевод с итальянского О. А. Шипиловой. Гуманитарный центр Харьков, 2009. 248 с.

Невербальная коммуникация—одна из наиболее интригующих тем в психологическом исследовании. Проявление эмоций, взгляд, изменение тона и ритма голоса, жесты, позы, межличностное пространство, чередование высказыва-

ний и т. д. — все это более или менее явные элементы исследований, о которых спорят и не всегда приходят к единому мнению ученые. Современные исследования процесса коммуникации постепенно вытесняют классические «линейные» модели с характерным для них абстрагированием коммуникации от контекста, в котором она происходит. На смену им приходят представления об интерактивности, диалогичности, прагматизме, лингвистических действиях, социолингвистических кодах, структуре интерсубъективности. Именно «экологический» подход позволил учесть всю сложность процесса коммуникативного взаимодействия и исследовать его комплексно и целостно, то есть, принимая во внимание то, что невербальные компоненты выпоняют в коммуникации такую же инструментальную функцию, как и слова, и могут быть их заменителями.

История создания психологического

В марте 2009 года исполнилось восемнадцать лет функционированию в составе Академии ФСИН России психологического факультета (приказ МВД СССР от 21 марта 1991 г. № 99), неординарного, во многом специфического не только в отечественной образовательной и уголовно-исполнительной системах, но и мировой практике подготовки специалистов-психологов и социальных работников для правоохранительных органов, в первую очередь учреждений и органов, исполняющих наказания.

факультета

В. И. Огородников

Открытие психологического факультета не было случайным событием, а послужило ответом на требование времени. Реформирование уголовно-исполнительной системы, ее последовательная гуманизация, приближение к международным стандартам, поиск эффективных путей воздействия на личность и среду отбывающих уголовное наказание, ориентация системы на их ресоциализацию объективно потребовали подготовки специалистов «новой формации», способных решать современные задачи, действуя в изменяющихся социально-

экономических условиях, требованиях и применяя новые подходы к их решению.

Будущие специалисты должны быть профессионально ориентированы на изучение особенностей внутреннего мира деформированной личности, криминальной среды и подготовлены не к борьбе с ними, а к оказанию всесторонней помощи, воздействию на психику и поведение осужденных с использованием психолого-педагогических методов и гуманистических технологий, побуждающих личностную активность самих осужденных по собственному исправлению и формированию благоприятной микросреды. Перед ними стоит задача психологического и социального обеспечения деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания. В первую очередь к таким специалистам относятся психологи и социальные работники, так как в стране ощущается их острый дефицит.

В связи с подписанием приказа МВД СССР № 99 об образовании факультета подготовки психологов в нем были сформированы две самостоятельные кафедры: общей психологии во главе с В. М. Поздняковым и социальной психологии, начальником которой был назначен А. Н. Сухов. Название «Психологический факультет» он получил в соответствии с приказом МВД России от 23 декабря 1992 г. № 473. В 1993 г. в его структуру была включена кафедра юридической психологии и педагогики, лаборатория психофизиологического и психологического отбора.

При осуществлении общегуманитарной, естественнонаучной и общепрофессиональной подготовки активно изучался и использовался опыт других вузов,

в том числе МГУ имени М. В. Ломоносова, факультетов психологии Санкт-Петербургского и Ярославского университетов.

Разрабатывались принципиально новые, не имеющие аналогов дисциплины пенитенциарно-психологической специализации, адаптировались в исправительных учреждениях тесты, методики, технологии, создавались оригинальные учебники, учебные пособия.

Создание психологического факультета состоялось во многом благодаря настойчивости бывшего начальника Рязанской высшей школы МВД СССР генерал-майора внутренней службы

A. И. Зубкова (август 1988—сентябрь 1990 года), а продолжил его развитие генерал-майор внутренней службы С. Н. Пономарев.

Первым начальником факультета был единственный тогда на факультете доктор психологических наук, профессор полковник внутренней службы

B. Г. Деев, а его заместителем был назначен полковник внутренней службы В. И. Акумов с октября 1989 по апрель 1995 года.

Следующей ступенью развития факультета стало открытие заочного обучения (приказ МВД РФ от 3 февраля 1995 г. № 41). В настоящее время более трехсот практических работников овладевают профессией психолога и специалиста по социальной работе.

С 1997 г. была начата довузовская гуманитарная подготовка учащихся общеобразовательных школ № 1, 2, 53, 68, 69 г. Рязани по программам специализированных психологических классов, аналогов которых тогда в стране не было. В это же время был открыт совет по защите диссертаций на соис-

кание ученой степени кандидата психологических наук по специальностям 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования и 19.00.06 — юридическая психология. Председателями совета в разное время являлись: доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, почетный профессор академии полковник внутренней службы Н. А. Тюгаева, доктор психологических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, почетный профессор академии полковник внутренней службы

А. И. Ушатиков и доктор психологических наук подполковник внутренней службы Д. В. Сочивко.

Первый выпуск в 1994 г. пополнил органы и учреждения УИС 41 сотрудником, последующий — 52 выпускниками. Из них шестеро закончили обучение с отличием.

Всего подготовлено 786 дипломированных специалистов-психологов и социальных работников, работающих в разных органах и учреждениях регионов России. Они составили основу психологической службы органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы и других правоохранительных органов России.

В 1997 г. на факультете была открыта новая специальность «Социальная работа». Таких специалистов, нацеленных на профессиональную деятельность в уголовно-исполнительной системе, как и пенитенциарных психологов, не готовило ни одно учебное заведение не только в России, но и в мире. Именно они призваны нейтрализовывать и смягчать влияние негативных социальных факторов (различных форм дискриминации,

угнетения, социального неравенства, безработицы, нищеты, болезней и т. д.), в значительной степени детерминирующих преступность и, как следствие, уголовное наказание.

Развитие психологического факультета продолжил кандидат педагогических наук, доцент полковник внутренней службы С. А. Лузгин, который занимал должность начальника факультета с сентября 1996 по декабрь 2005 года, а его заместителем по организации учебного процесса была полковник внутренней службы Н. А. Ежова.

Воспитательным процессом на курсе факультета руководили опытные командиры и наставники. Первым начальником курса был полковник внутренней службы Ю. Н. Ларионов (июнь 1992—февраль 1994 года). Заместителем начальника курса с июня 1992 по май 1995 года являлся полковник внутренней службы В. В. Баранников, затем начальником курса психологического факультета, а его заместителем с декабря 1993 по февраль 1994 года, а затем начальником курса с февраля 1994 по июль 1994 года был подполковник внутренней службы А. А. Абрамов. С августа 2004 по апрель 2007 года начальником курса стал майор внутренней службы С. А. Елисеев.

Заместителями начальника курса в разное время были: с июня 1992 по сентябрь 1998 года был майор внутренней службы С. Н. Киров; с сентября 1998 по май 2001 года заместитель начальника курса—майор внутренней службы

В. А. Кравченко; с мая 2001 по май 2005 года—майор внутренней службы М. И. Расходчиков.

Многое сделал и продолжает делать в рамках патриотического воспита-

ния курсантов и слушателей психологического факультета ветеран Великой Отечественной войны, председатель совета ветеранов академии, член совета ветеранов УВД по Рязанской области, кандидат педагогических наук, почетный профессор академии, доцент

В. И. Новиков. Будучи доцентом кафедры юридической психологии и педагогики, он уделяет много внимания формированию и развитию личности, обладающей качествами гражданина-патриота России, который способен будет активно трудиться на благо своей Родины.

В настоящее время факультет представляет собой сформировавшееся многопрофильное, целостное структурное подразделение академии, в которое входят три кафедры:

• кафедра общей психологии, начальник —доктор психологических наук, профессор подполковник внутренней службы Галина Ивановна Аксенова;

• кафедра юридической психологии и педагогики, начальник — кандидат психологических наук, доцент полковник внутренней службы Ирина Владимировна Михалева;

• кафедра социальной психологии и социальной работы, начальник—кандидат психологических наук, доцент майор внутренней службы Григорий Викторович Щербаков.

На кафедрах психологического факультета действуют общественные лаборатории: межфакультетская акмео-логическая лаборатория «Актуальные проблемы профессионализма личности и деятельности специалистов Федеральной службы исполнения наказаний», межкафедральная психологическая лаборатория «Криминальная

деструктивность личности» и научная лаборатория «Социальное проектирование и социальные технологии».

В настоящее время руководит психологическим факультетом кандидат юридических наук, доцент полковник внутренней службы В. И. Огородников, а его заместителем является полковник внутренней службы Б. С. Самсонов.

В состав методического аппарата факультета (деканата) входят: старшие преподаватели-методисты: майор внутренней службы Н. М. Демина, кандидат педагогических наук майор внутренней службы Е. В. Корышева, кандидат педагогических наук майор внутренней службы Е. Ю. Холопова, инспектора—капитан внутренней службы Е. М. Сергеева, капитан внутренней службы М. В. Христич, старший лейтенант внутренней службы Л. А. Назаркина и документовед С. М. Зу-дашкина.

Учебно-строевое подразделение факультета сегодня состоит из следующих курсовых офицеров: начальник курса психологического факультета майор внутренней службы Д. Д. Шатохин, заместитель начальника курса капитан внутренней службы Р. В. Амелин, командиры взводов: лейтенант внутренней службы С. В. Гончаров, лейтенант внутренней службы Е. А. Курдюкова, лейтенант внутренней службы С. А. Пашуков, старшина—сержант внутренней службы Е. В. Баранов.

Факультет осуществляет образовательную деятельность по программам высшего профессионального образования по специальностям 030301.65 — Психология со специализацией «Юридическая психология» и 040101.65—Соци-альная работа со специализацией «Социальная работа в УИС», по програм-

мам послевузовского образования по специальностям 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования, 19.00.06—юридическая психология; программам дополнительного образования—профессиональная подготовка и повышение квалификации ру-

ководящих работников и специалистов по специальностям в соответствии с профилем вуза. Факультет обеспечивает психолого-педагогическую подготовку по всем специальностям, аккредитованным в вузе по очной и заочной форме обучения, бюджету и внебюджету.

Рецензия на учебное пособие «Практикум по социальной психологии»

В. В. Солодников Под ред. И. С. Клециной СПб: Питер, 2008. 256 о.

Жанр рассматриваемого учебного пособия (практикум—можно было бы добавить—лабораторный), подготовленного авторским коллективом кафедры психологии человека Российского Государственного Педагогического Университета (РГПУ) им. А. И. Герцена, стал в последние годы сравнительно редким (в отличие от учебников и учебных пособий). Авторы взяли на себя нелегкий и часто неблагодарный труд «технологического обеспечения» практических занятий, как преподавателя, так и студента по дисциплине «социальная психология».

Применительно к обучающимся в зависимости от специализации («психология» или «педагогика») приложены две программы курса, отличающиеся по количеству аудиторных часов и перечню контрольных вопросов. По завершению курса предусмотрено специальное занятие, посвященное тестовому контролю знаний студентов по всему курсу с помощью 40 закрытых вопросов.

В качестве базового по курсу авторы выбрали авторитетный учебник Г. М. Андреевой, выдержавший несколько из-

даний и переведенный на иностранные языки, и взяли за основу его структуру.

Практикум структурирован в пять разделов (предмет и история; личность; группы; общение; методы) в соответствие с логикой курса, предусмотренной Госстандартом.

По каждому занятию помимо традиционных разделов приведены контрольные вопросы, приложения и (домашние) задания для самостоятельной работы студентов, а необходимая для проведения практического занятия информация изложена кратко и четко структурирована. Так, в частности, серьезная и трудоемкая работа проделана авторами по подготовке многочисленных приложений, приведенных в табличной форме и облегчающих работу на практическом занятии, как студента, так и преподавателя. На этом фоне диссонирует отсутствие соответствующих формализованных инструментов для анализа в темах «метод наблюдения» и «контент-анализ».

При лабораторной отработке наблюдения целесообразно было бы использовать модифицированную схему Бейлза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.