Научная статья на тему 'История создания материалов самолетного остекления и полимерных материалов со специальными свойствами (к 75-летию лаборатории полимерных материалов со специальными свойствами)'

История создания материалов самолетного остекления и полимерных материалов со специальными свойствами (к 75-летию лаборатории полимерных материалов со специальными свойствами) Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
504
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРОНЯ / ПОЛИМЕТИЛМЕТАКРИЛАТ / ОРИЕНТАЦИЯ / ОТЖИГ / ТЕРМОСТАБИЛЬНОСТЬ / ТЕРМОПЛАСТЫ / ARMOR / POLY METHYL METHACRYLATE / ORIENTATION / ANNEALING / THERMAL STABILITY / THERMOPLASTICS

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Сентюрин Е. Г., Мекалина И. В., Айзатулина М. К., Исаенкова Ю. А.

Описаны результаты работ с момента образования «Лаборатории самолетного остекления» в мае 1942 г. до настоящего времени с начала создания и применения прозрачной брони, создания теплостойких конструкционных оргстекол линейного строения до современных частично сшитых оргстекол, освоенных промышленностью, а также будущих теплостойких стекол, атмосферостойкого поликарбоната и слоистых материалов остекления. Описаны результаты работ с 1964 г. до наших дней по созданию и применению в авиакосмической отрасли непрозрачных термопластов: литьевых, термоэластопластов, стекло-, углеи органопластов, вибропоглощающих и тканепленочночных материалов, пенополиимидов, фторопластов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Сентюрин Е. Г., Мекалина И. В., Айзатулина М. К., Исаенкова Ю. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The history of aircraft materials of glass and polymer materials with special properties (To the 75th anniversary Laboratory of polymer materials with special properties)

The results of work have been described since the establishment of the «Laboratory of aircraft glazing» in May 1942 up to the present time. These results include the following information: from the beginning of production and application of transparent armor; development of structural heat-resistant organic glasses of the linear structure up to modern partially cross-linked organic glasses mastered by industry, future heat-resistant glasses, weather-resistant polycarbonate and laminated glazing materials. The results of work on production and application of nontransparent thermoplastics as follows: molding, thermoplastic elastomers, glass, coal and organic plastics, vibration-absorbing materials, foamed polyimides, fluorine plastics in the aerospace industry have been described since 1964 to our days.

Текст научной работы на тему «История создания материалов самолетного остекления и полимерных материалов со специальными свойствами (к 75-летию лаборатории полимерных материалов со специальными свойствами)»

УДК 629.7:666.001.5(091)

Е.Г. Сентюрин1, И.В. Мекалина1, М.К. Айзатулина1, Ю.А. Исаенкова1

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МАТЕРИАЛОВ САМОЛЕТНОГО ОСТЕКЛЕНИЯ И ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ СО СПЕЦИАЛЬНЫМИ СВОЙСТВАМИ

(к 75-летию лаборатории полимерных материалов со специальными свойствами)

DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-3-81-86

Описаны результаты работ с момента образования «Лаборатории самолетного остекления» в мае 1942 г. до настоящего времени - с начала создания и применения прозрачной брони, создания теплостойких конструкционных оргстекол линейного строения до современных частично сшитых оргстекол, освоенных промышленностью, а также будущих теплостойких стекол, атмосферостойкого поликарбоната и слоистых материалов остекления.

Описаны результаты работ с 1964 г. до наших дней по созданию и применению в авиакосмической отрасли непрозрачных термопластов: литьевых, термоэластопластов, стекло-, угле- и органопластов, виб-ропоглощающих и тканепленочночных материалов, пенополиимидов, фторопластов.

Ключевые слова: броня, полиметилметакрилат, ориентация, отжиг, термостабильность, термопласты.

The results of work have been described since the establishment of the «Laboratory of aircraft glazing» in May 1942 up to the present time. These results include the following information: from the beginning of production and application of transparent armor; development of structural heat-resistant organic glasses of the linear structure up to modern partially cross-linked organic glasses mastered by industry, future heat-resistant glasses, weather-resistant polycarbonate and laminated glazing materials.

The results of work on production and application of nontransparent thermoplastics as follows: molding, thermoplastic elastomers, glass, coal and organic plastics, vibration-absorbing materials, foamed polyimides, fluorine plastics in the aerospace industry have been described since 1964 to our days.

Keywords: armor, poly methyl methacrylate, orientation, annealing, thermal stability, thermoplastics.

"'Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов» Государственный научный центр Российской Федерации [Federal state unitary enterprise «All-Russian scientific research institute of aviation materials» State research center of the Russian Federation]; e-mail: [email protected]

В настоящее время еще мало открытых публикаций об особенностях развития науки и технологий создания и применения конструкционных термопластов - от решения частных практических задач к общим научным основам авиационного материаловедения по применению термопластов [1, 2].

В данной статье показано, как в начале работы ВИАМ по созданию прозрачной авиационной брони были разработаны различные виды прозрачных термопластов - полиметилметакрилат-ных органических стекол для авиационного остекления, а также как на основе этих работ создан широкий круг авиационных термопластов конструкционного и функционального назначения [3-6].

В июне 2017 г. ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ отметило 85-летний юбилей со дня образования. Среди многих проблем авиационного материаловедения, решавшихся в ВИАМ, создание авиационной брони стало одной из ярких и славных страниц в истории института, авиации и науки.

Многие авторитетные авиационные конструкторы предвоенных лет не верили в возможность

создания бронированного самолета, видели в бронировании только утяжеление и ущерб главным качествам самолета. Тем не менее в 1934 г. основатель ВИАМ И.И. Сидорин со свойственной ему прозорливой дальновидностью поставил задачу по изысканию авиационной брони.

Усилиями созданной в ВИАМ группы специалистов совместно с работниками заводов и конструкторских бюро казавшиеся нереальными задачи стального бронирования первого штурмовика Ил-2 уже в начале войны были решены [7]. Особое место в изысканиях института по проблеме боевой живучести самолетов занимает прозрачная броня.

В начале войны кабины пилотов были негерметичными, щитки и колпаки из оргстекол предназначались для защиты глаз и лица летчика. В некоторых случаях для удобства пилотирования на самолетах вообще не было остекления [8].

Работы по прозрачному бронированию самолетов были начаты уже в первый год Великой Отечественной войны. В мае 1942 г. руководством ВИАМ было принято решение о создании лаборатории «Самолетное остекление» в

Рис. 1. Начальник лаборатории, д.х.н., профессор Б.В. Ерофеев

г. Куйбышеве, куда ВИАМ был эвакуирован в начале войны. Начальником лаборатории был назначен доктор химических наук, профессор Б.В. Ерофеев (рис. 1), его заместителем -М.М. Гудимов (рис. 2). Главной задачей лаборатории в период войны стало создание прозрачной брони, в первую очередь для самолета-штурмовика Ил-2. Требовалось создать защиту от бронебойных пуль калибра 7,62 мм. Сложность состояла в том, что броня должна была обладать не только пулестойкостью, но и высокими оптическими свойствами.

Потребовалось проведение широких экспериментальных и теоретических исследований, которые позволили выявить особенности взаимодействия снаряда и брони, установить механизмы внедрения снаряда в бронестеклоблок и его торможения. Параллельно шла напряженная работа по созданию, изготовлению и совершенствованию бронеблоков на заводе «Рулон» в г. Дзержинске (впоследствии ОАО «Дзержинское оргстекло»).

Если для стальной бронезащиты принцип гетерогенности использовался частично в броневых спинках, то в прозрачной броне он являлся единственным средством для решения поставленной задачи. Для освоения выпуска прозрачной брони на заводе была создана межведомственная научно-исследовательская бригада «К-01», работу которой возглавил зам. начальника лаборатории «Самолетное остекление» ВИАМ - М.М. Гудимов.

Защитные свойства прозрачной брони обеспечивались конструкцией, состоящей из бронеэкра-на - закаленного силикатного стекла («сталинит») и тыльного слоя - «подушки» из органического полиметилметакрилатного стекла. Задачей бронеэкрана являлось раздробление бронебойной пули - «подушка» гасила кинетическую энергию пули за счет высокой энергоемкости и вязкости.

Необходимо было также решить проблему локальности при поражении брони, что должно было обеспечивать защиту от поражения одно-

Рис. 2. Заместитель начальника лаборатории М.М. Гудимов

временно несколькими пулями, но при этом частично сохранять прозрачность и возможность пилотирования.

Комплект брони штурмовика Ил-2 состоял из пяти деталей. На «подушки» деталей из оргстекла наклеивалось 17 пластин из закаленного силикатного стекла. При разрушении одной, двух и даже более силикатных пластин сохранялась прозрачность остальных частей остекления. Таким образом была решена задача - совместить высокую пулестойкость и идеальную прозрачность остекления. Опытные образцы брони, изготовленные на заводе, сразу же устанавливали на боевые самолеты. Параллельно с созданием и выпуском прозрачной брони для самолета Ил-2 (рис. 3) велись работы по созданию и прозрачному бронированию самолетов-истребителей Як-1, Як-3, Як-9, Ла-5, Ла-7.

Рис. 3. Самолет Ил-2

Для обеспечения бронирования самолетов пришлось решать многие научные и технологические задачи, которые в дальнейшем - по мере развития и усложнения авиационной техники -стали началом развития самостоятельных научных направлений авиационного материаловедения и технологий.

Анализ всех возможных причин образования дефектов в бронестеклах позволил найти технологические приемы, решить в короткие сроки все задачи, связанные с созданием качественной прозрачной авиационной брони. Это стало началом

Рис. 4. Коллектив лаборатории авиационного остекления и термопластов (1982 г.)

планомерных работ, которые получили развитие при создании деталей остекления, материалов и конструкций остекления по мере усложнения требований к остеклению новых самолетов.

За разработку и освоение прозрачной брони для самолетов генеральных конструкторов С.В. Ильюшина, А.С. Яковлева и С.А. Лавочкина двум сотрудникам ВИАМ - Б.В. Ерофееву и М.М. Гудимову, а также четырем сотрудникам завода №148 была присуждена Сталинская премия.

С первых дней создания в ВИАМ лаборатории «Самолетное остекление» она стала центром создания материалов и технологий для конструкций авиационного остекления. Только в ВИАМ стало возможным не только комплексное решение проблем остекления в направлении создания оргстекол и слоистых материалов на их основе, но и творческое участие в работе специализированных лабораторий и организаций по созданию специальных герметиков, клеев, крепежных лент, прозрачных эластомеров, лакокрасочных материалов, методов испытаний всех материалов остекления. Стало нормой проведение всех работ по остеклению с участием ОКБ, институтов и предприятий авиационной и химической промышленности, Академии наук и высшей школы.

В послевоенное время объем работ по остеклению и их значимость не уменьшились. По инициативе ВИАМ было создано специальное конструкторское бюро (ГСПКБ), призванное решать вопросы конструирования бронеостекления, которое позже было реорганизовано в Научно -исследовательский институт технического стекла (АО «НИТС»).

Для обеспечения непрерывного производства исходных химических продуктов при заводе «Оргстекло» был создан филиал ГосНИИОХТ -ведущего института по разработке и производству химически опасных веществ. В настоящее время это ФГУП «НИИ полимеров им. академика В.А. Каргина» с опытным заводом.

В связи с созданием самолетов со скоростями полета, превышающими скорость звука, на всех самолетах начали применяться герметичные кабины. Органическое стекло, применяемое для остекления герметичных кабин, становится типичным конструкционным материалом [9].

Длительное время для остекления самолетов использовалось пластифицированное органическое стекло (СОЛ - ныне оргстекло марки СО-95). Оргстекло СОЛ с рабочими температурами в интервале ±60°С успешно применяется для остекления самолетов со скоростью полета до 1 М. Начиная с 1954 г., в соответствии с Постановлением Правительства, при ведущей роли ВИАМ были созданы и исследованы десятки составов теплостойких стекол, паспортизированы пять марок теплостойких стекол СТ-1 (СО-120), 2-55 (СО-140), ТСТ-1, Т-255 и Э-2. В этих работах постоянное участие принимал академик В.А. Кар-гин. Так, практические результаты исследований и внедрения новых стекол в авиации, осуществлявшихся сотрудниками ВИАМ (рис. 4), стали основой теоретического обоснования в работах В.А. Каргина, посвященных связи молекулярного и надмолекулярного строения полимеров с их физическими свойствами, особенностям их стеклообразного (вынужденно эластического) и высокоэластического состояний [10].

Основы науки о полимерах были практически реализованы при создании теплостойких органических стекол, впервые использованных в авиации в качестве конструкционных материалов. В дальнейшем, с учетом теоретических положений об ориентационных явлениях в полимерах, впервые в нашей стране в ВИАМ разработана, а в дальнейшем широко реализована в промышленности технология ориентации органических стекол.

Ориентированное стекло в отличие от неориентированного при локальном ударе разрушается без трещин - образуется локальное отверстие. Ориентированные стекла получали методом

плоскостного растяжения. В этих работах участвовали ведущие инженеры и научные сотрудники лаборатории, сотрудники НИАТ, ОКБ и заводов. Работы по ориентации были обобщены в докторской диссертации Б.В. Перова [11].

Разработанные органические стекла и технологические процессы их переработки позволили решить важнейшую задачу своевременного обеспечения всех летательных аппаратов остеклением с рабочими температурами до 200°С, а при необходимости и выше. Наиболее теплостойкое фтор-акрилатное стекло Э-2 по всем показателям превосходило все зарубежные оргстекла и позволило создать остекление самолета МиГ-25, на котором был установлен мировой рекорд скорости. Специалистам ВИАМ совместно с конструкторами и технологами завода «Оргстекло» приходилось участвовать в решении конструктивных задач, корректировать технологию изготовления деталей остекления и их конструкцию по результатам испытания деталей и опыта эксплуатации. Для получения деталей двойной кривизны из оргстекла Э-2, впервые в отечественной практике требовалось проводить полимеризацию высокотоксичного мономера в смонтированных по окончательному профилю деталей формах из полированного силикатного стекла.

Авиационная техника эксплуатируется в достаточно жестких условиях - начиная с 1969 г. в течение 7 лет было зафиксировано 32 случая растрескивания стекол в условиях полета. Для предотвращения случаев растрескивания деталей остекления на основе стекла Э-2 и продления их ресурса на срок более 5 лет, был проведен комплекс работ по созданию новых технологических процессов и материалов, изготовлены детали остекления для стендовых и летных испытаний, а также эксплуатации.

Заводом «Оргстекло» и НИИ полимеров была усовершенствована технология изготовления мономера стекла Э-2. Получен мономер первого сорта для изготовления стекла Э-2 с повышенной термостабильностью для получения стекла Э-2 в ориентированном состоянии и формования криволинейных заготовок остекления из листового

I

стекла. Ориентированное стекло Э-2У превосходит неориентированное по физико-механическим свойствам и стойкости к растрескиванию при тепловом ударе, рекомендовано взамен неориентированного для многослойного остекления.

Показано, что отжиг и полировка оргстекол позволяют повысить физико-механические свойства стекол и стойкость к поверхностному растрескиванию. Рекомендовано ввести отжиг и полировку оргстекол в процессе их эксплуатации для увеличения ресурса.

Разработаны слоистые материалы из ориентированного и неориентированного стекла Э-2 для изготовления формованных боковых козырько-вых и лобовых частей фонаря с применением заливочных слоев. Опыт создания остекления самолета МиГ-25 был учтен при создании остекления самолетов МиГ-31, Ту-144, Ту-160 и др. Для самолета МиГ-31 (рис. 5) на основе стекла Э-2 было разработано еще более теплостойкое сополимер-ное стекло СО-200.

Созданные в лаборатории органические стекла и технологии актуальны и в настоящее время, являются научной основой при создании остекления отечественной авиационной техники [12].

Помимо проблем остекления, решались и задачи по созданию специальных светофильтрующих покрытий для обеспечения регулируемой способности отражения и поглощения различных видов излучения. Специалисты ВИАМ внесли большой вклад в совместные с НПП «Звезда» работы по созданию светофильтров и остекления гермошлемов космонавтов (рис. 6 и 7).

В 1964 г. в лаборатории остекления было открыто новое научное направление - «Разработка и применение термопластичных материалов в авиакосмической отрасли», а также инициированы работы по созданию, изучению свойств, переработке и применению в авиационной технике различных типов термопластичных материалов для интерьера и внутреннего оборудования самолетов, приборов и агрегатов.

Проведены важные работы по модификации и изучению свойств фторопластов, созданию технологических процессов изготовления фторопластовых

Рис. 5. Самолет МиГ-31

рукавов для топливных систем, работоспособных при температурах от -200 до +250°С в агрессивных средах, что позволило увеличить ресурс рукавов с 10 до 500 ч и более. В лаборатории были начаты и продолжаются работы по изготовлению и внедрению авиационных деталей из термопластов методами литья и экструзии, по нанесению защитных и декоративных покрытий методом напыления.

Произошедшие в стране в конце 1990-х годов политико-экономические изменения отразились на объемах производства авиационной техники. Прекратилась работа многих предприятий химического производства. Из-за отсутствия полномасштабных заказов снизилось качество основных авиационных органических стекол С0-120 и А0-120, полностью прекратилось производство стекла Э-2.

Для решения возникших проблем было предложено в рамках государственно-частного партнерства организовать научно-производственную кооперацию на базе соглашения между ФГУП «ВИАМ», ФГУП «НИИ полимеров им. академика В.А. Каргина» и предприятием по производству ориентированного стекла ООО «Рошибус». Это предложение было поддержано и реализовано под руководством Генерального директора ФГУП «ВИАМ» академика Е.Н. Каблова.

Ученые и молодые сотрудники объединенной лаборатории «Полимерные материалы со специальными свойствами» в XXI веке продолжают развивать исследования по основным направлениям создания и применения авиационных конструкционных термопластов, начало которым положено в XX веке.

Современные материалы остекления

В результате совместных исследований ФГУП «ВИАМ», ФГУП «НИИ полимеров им. академика В.А. Каргина» и ООО «Рошибус» разработано и

организовано производство оргстекол частично сшитой структуры типа АО-120С с повышенной «серебростойкостью» для замены стекла А0-120, а также стекло ВОС-2АО для замены теплостойкого стекла Э-2 [13-15].

В лаборатории успешно развивается научное направление по ионно-плазменной обработке полимерных материалов. С использованием этого метода наносят тепло- и радиозащитные покрытия на акрилатные и поликарбонатные стекла для слоистых многофункциональных материалов -теплоотражающее, радиопоглощающее и электро-обогреваемое остекление, электрохромный пленочный материал [16].

Совместно с АО «Институт Пластмасс» проведен комплекс работ по созданию нового атмосфе-ростойкого оптически прозрачного поликарбоната марки ВТП-8/ПК-ЭА-7,0 (ТУ2256-539-00209349-2015), а также по разработке технологии его формования для использования при создании перспективных образцов военной и гражданской авиационной техники.

Конструкционные непрозрачные термопласты

В последние годы в лаборатории разработаны функциональные материалы, многие из которых нашли применение в промышленности: литьевые термопласты и термоэластопласты, термопластичные стекло-, угле- и органопласты, пенополиими-ды. Разработан ряд вибропоглощающих материалов и фторопластов, а также тканепленочные материалы для средств спасения.

В рамках научно-технической политики по стратегическому развитию с 2002 г. реализуется предложенное академиком Е.Н. Кабловым и поддержанное Президентом Российской Федерации В.В. Путиным направление создания в институтах малотоннажных высокотехнологичных производств материалов и компонентов.

Так, разработанная в лаборатории полировочная паста марки ВИАМ-3 для органического стекла [17] нашла широкое применение на многих предприятиях авиационной и других отраслей промышленности. В лаборатории организован производственный участок по ее изготовлению мощностью до 2000 кг/год.

Лаборатория поставляет образцы из непрозрачных термопластов, таких как литьевые полиамиды марок ПА 610 и ПА-12, окрашенные в различные цвета; листовой стеклопластик КТМС-1П со связующим на основе полисульфона; заготовки из пенополиимида ВКП-5 и др.

ЛИТЕРАТУРА

1. Каблов Е.Н. Инновационные разработки ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ по реализации «Стратегических направлений развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года» // Авиационные материалы и технологии. 2015. №1 (34). С. 3-33. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-1-3-33.

2. Каблов Е.Н. Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года // Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 7-17.

3. Каблов Е.Н. Шестой технологический уклад // Наука и жизнь. 2010. №4. С. 2-7.

4. Каблов Е.Н. Авиационное материаловедение в XXI веке. Перспективы и задачи // Авиационные материалы. Избранные труды ВИАМ 1932-2002. М.: МИСИС-ВИАМ. 2002. С. 23-47.

5. Каблов Е.Н. Авиакосмическое материаловедение // Все материалы. Энциклопедический справочник. 2008. №3. С. 2-14.

6. Каблов Е.Н. Роль химии в создании материалов нового поколения для сложных технических систем // ХХ Менделеевский съезд по общей и прикладной химии: докл. в 5 т. УрО РАН. 2016. T. 1. С. 25-26.

7. Скляров Н.М. Путь длиною в 70 лет - от древесины до суперматериалов. М.: МИСИС-ВИАМ, 2002. С. 370-373.

8. Левадный Н.Д. 80 лет для ВВС: от И-5 до МиГ-31. К 80-летию военного представительства на Нижегородском авиастроительном заводе «Сокол» / Нижегородский авиастроительный завод «Сокол». Нижний Новгород, 2012. С. 30-49.

9. Сентюрин Е.Г., Богатов В.А., Петрова А.П., Мека-лина И.В. Гудимов М.М. 100 лет со дня рождения выдающегося ученого и организатора науки. М.: ВИАМ, 2013. 25 с.

10. Каргин В.А., Слонимский Г.Л. Краткие очерки по физико-химии полимеров. М.: Химия, 1967. 228 с.

11. Гудимов М.М., Перов Б.В. Органическое стекло. М.: Химия, 1981. 216 с.

12. Мекалина И.В., Сентюрин Е.Г., Климова С.Ф., Бога-тов В.А. Новые «серебростойкие» органические стекла // Авиационные материалы и технологии. 2012. №4. С. 45-48.

13. Богатов В.А., Тригуб Т.С., Мекалина И.В., Айзату-лина М.К. Оценка эксплуатационных характеристик новых теплостойких органических стекол ВОС-1 и ВОС-2 // Авиационные материалы и технологии. 2010. №1. С. 21-26.

14. Петров А.А., Мекалина И.В., Сентюрин Е.Г., Бога-тов В.А. Исследование особенностей изготовления деталей остекления из частично сшитых органических стекол // Авиационные материалы и технологии. 2013. №2 С. 32-34.

15. Мекалина И.В., Тригуб Т.С., Богатов В.А., Сентю-рин Е.Г. Новое высокотеплостойкое ориентированное оргстекло марки ВОС-2АО // Авиационные материалы и технологии. 2010. №3. С. 14-19.

16. Приемопередающее устройство: пат. 2203804 Рос. Федерация; заявл. 19.12.00; опубл. 10.05.03.

17. Приемопередающее устройство: пат. 20011003081/04 Рос. Федерация; заявл. 09.01.01; опубл.10.03.03.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.