О. Е. Бочаров
ИСТОРИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ РОССИИ: ПО МАТЕРИАЛАМ КУРСКО-ОРЛОВСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ИМУЩЕСТВАМИ, 1875-1918 гг.
Работа представлена кафедрой истории России Курского государственного университета. Научный руководитель - кандидат исторических наук, доцент А. Н. Курцев
В статье излагается история эффективного регионального управления государственным имуществом на примере Курской и Орловской губерний на рубеже XIX и XX столетий.
The article represents the history of efficient regional management of state property at the turn of XIX and XX centuries by the example of Kursk and Oryol regions.
В настоящее время не утрачивает своей актуальности вопрос об эффективности роли государства в экономике, а также о необходимой доле и значении государственного сектора, который составляет существенную часть народного хозяйства России.
Сохраняет свою важность и такая проблема, как эффективное управление уже имеющейся государственной собственностью, такой, как недра и леса. В этой связи особую актуальность приобретает вопрос бережного отношения к находящимся в
6 0
стране природным богатствам, их наиболее рационального использования, недопущения хищнического к ним отношения без расчета на долгосрочную перспективу.
21 апреля 1875 г. на основании высочайшего повеления императора Александра II, сделанного после доклада министра государственных имуществ П. А. Валуева, Орловское управление государственными имуществами было упразднено и «все производящиеся в нем дела по лесной части, а также и самые леса Орловской губернии переданы в Курское Управление с присвоением последнему названия Курско-Орловское Управление Государственными Имуществами»1 . Рассмотрим, что представляло собой чиновничество этого управления.
Управляющий Курско-Орловским управлением государственными имуществами назначался Министерством государственных имуществ, преобразованном в мае 1905 г. в Главное управление землеустройства и земледелия. Глава органа обязан был наблюдать за неприкосновенностью казенной собственности, для чего производились ежегодные ревизии казенных лесов и прочего государственного имущества. На плечах этого руководителя лежала и функция заботы об увеличении дохода с подведомственной собственности. В ведении управляющего находились руководство финансовой отчетностью, кадровая политика, надзор за деятельностью служащих, а также их поощрение и наказание2.
Первым главой вновь образованного органа стал Федор Александрович Топпе-лиус, обрусевший немец, ранее занимавший пост управляющего Курским управлением государственными имуществами (с 1янва-ря 1867 г.). Закончил Морской кадетский корпус, в службе с 1839 г., 16 апреля 1879 г. произведен в действительные статские советники. Награжден орденами Св. Анны 2-й степени и Св. Станислава 3-й степени, а также знаком отличия беспорочной службы за пять лет, знаком за поземельное устройство государственных крестьян. Происходил из дворян, лютеранского вероиспо-
ведания. Был женат. Жалования получал 1960 рублей в год и 1000 рублей столовых денег3.
Чиновники более низких рангов также назначались Министерством государственных имуществ, направлявшего их в распоряжение управления, которое решало вопрос о дальнейшем прохождении службы. Среднее звено чиновничества представ ля -ли старшие лесные ревизоры, чиновники особых поручений и младшие лесные ревизоры. К представителям среднего чиновничества можно отнести инспекторов и специалистов по сельскому хозяйству. Появились эти должности через некоторое время после образования управления. На каждую губернию приходилось по одному инспектору и несколько специалистов разного профиля: по животноводству, садоводству, культуре и обработке конопли и др. Существовали также инструкторы по сельскохозяйственной части, которых следует отнести к представителям низшего звена чиновников.
Низшее звено чиновничества Управления государственными имуществами было представлено столоначальниками и их помощниками, бухгалтерами, архивариусами, делопроизводителями. На местах межгубер-нский орган представляли лесничие, помощники лесничих и лесные кондукторы.
Верхушку управления составляли чиновники V класса, от пятидесяти лет и старше, дворянского происхождения, с изобиловавшим наградами послужным списком и достаточно высоким жалованьем, окончившие военные учебные заведения.
Среднее звено было представлено чи-новниками VI-VII классов, сорока-пятиде-сяти лет, награжденных одним-двумя орденами, со средними доходами. Происхождения они были также дворянского, имели высшее образование.
Низший слой составляли чиновники Х-ХГУ классов разного возраста и социального происхождения, получившие среднее образование. Редко отмечались знаками отличия. Доходы имели достаточно низкие,
вследствие чего иногда у них возникали материальные затруднения.
На местах управление представляли служащие VIII-IX классов, получившие необходимое для данной службы образование по лесной части, со средними доходами, среднего возраста, имевшие значительный опыт работы4.
Основным видом практической деятельности Курско-Орловского управления государственными имуществами являлась арендодательная деятельность, когда управление сдавало частным лицам в аренду казенную собственность в виде казенных оброчных статей. Казенные оброчные ста -тьи представляли собой «казенные недвижимые имущества, отдаваемые в срочное, с публичных торгов, или бессрочное содержание из платежа в казну оброка. Казенные оброчные статьи суть: 1) земли и имения: пашни, сенокосы, луга и степи; 2) сады и огороды; 3) бортные ухожья; 4) рыбные ловли; 5) меловые горы; 6) селитренные бурты; 7) мельницы; 8) перевозы; 9) ярмарочные места; 10) домы, лавки, шалаши, погреба, ледники, анбары, корчмы, шинко-вые дома, торговые бани и бойни; 11) медеплавильные молоты; 12) фольварки или усадьбы»5.
На территории, контролируемой управлением, преобладали земельные оброчные статьи. Подобные статьи образовывались из казенных земель. Управление государственными имуществами поручало своим сотрудникам составление плана будущей казенной оброчной статьи.
Казенные оброчные статьи управление сдавало в аренду в порядке аукциона. Типичным примером подобного вида деятельности являлась отдача в аренду Дикополяч-ковской оброчной статьи. Она находилась во Льговском уезде, заключала в себе 17 дес.
868.5 саж. сенокоса, 5 дес. 2229 саж. кустарника и 2300 саж. занимали озера и так называемая полуречка. Таким образом, общая площадь статьи составляла 24 дес.
327.5 саж. С 1 января 1871 г. по 1 января 1877 г. находилась в арендном содержании
у крестьянина села Нижние Деревеньки Ивана Полуянова, который выплачивал ежегодный оброк в размере 125 руб. 25 коп.6.
По истечении срока аренды управление назначало торги на новый срок отдачи в аренду. Торги проходили в Уездном поли -цейском управлении в присутствии представителя межгубернского органа. До начала торгов публиковались объявления с необходимой информацией. Стартовая цена на торгах представляла собой размер годового оброка прежнего владельца статьи7.
Управление госимуществами предоставляло условия, на которых было возможно заключение контракта на отдачу в аренду казенной оброчной статьи8. Торги проходили в форме так называемого английского аукциона: выигрывал тот, кто предлагал наибольшую цену, то есть годовую арендную плату.
Уже в конце 70-х гг. XIX века складывалась ситуация, когда не находилось желающих взять в аренду предлагаемые оброчные статьи. В этом случае управление могло назначить цену и ниже той, которую платил прежний владелец, даже не согласовывая этот вопрос с вышестоящим органом, хотя предпочитало согласование, вступая в переписку с Временным отделом по поземельному устройству государственных крестьян по вопросам правомочности снижения арендной платы9.
Для казенного хозяйства значение оброчных статей к 1913 г. резко падает. Все статьи хозяйственного ведомства как Кур -ской, так и Орловской губерний были зачислены в так называемый земельный фонд. Все статьи предназначались к постепенной продаже, до этого момента они дол -жны были сдаваться в аренду. «Арендаторами являются большей частью крестьянские общества и товарищества. Отдельные крестьяне арендуют лишь небольшие оброчные статьи»10.
Другим важным видом деятельности и источником доходов управления являлась продажа леса из казенных лесных дач. Самым распространенным сочетанием пород
являлись дуб и орешник с преобладанием первого, имелись также дачи, в которых произрастали клен, ясень, береза.
При продаже леса площадь, предназначенная для продажи, разбивалась на так называемые торговые единицы или делянки. Следует сказать, что лес, предназначенный для продажи, мог быть оставлен для разработки хозяйственным способом в порядке общественных работ. Из предназначенного к продаже леса выделялась некоторая часть для продажи без торгов и бесплатного льготного отпуска. Лес продавался с торгов осенью по окончании полевых работ. Судя по всему, продажа происходила по выгодной для казны цене11 .
Еще одним важным видом деятельности управления являлось так называемое лесоустройство, то есть работы по размежеванию казенных и частных лесов, нанесению на план оброчных статей и т. п., а также лесоразведение, то есть мероприятия по сохранению и возобновлению лесного фонда губерний12. Дело скорейшего размежевания казенных земель было очень важ-ным, так как на этой почве возникало множество проблем.
В ведении Управления государственными имуществами находились различного рода лесопитомники. К примеру, Орловский древесный питомник, существующий с 1845 г. Общая площадь питомника 14 дес.
1356,5 саж. Почва в питомнике была глинистым черноземом с незначительными примесями песка, пригодная для выращивания плодовых деревьев13.
В питомнике существовали так называемые плодовые школы, в которых выращивались саженцы различных фруктовых деревьев, которые затем реализовывались среди местного населения для распространения более плодоносящих сортов14.
Курско-Орловское управление государственными имуществами выполняло помимо рассмотренных и некоторые другие фун-кции: выдавало разрешения на производство смолокурения в казенных лесных дачах Курской и Орловской губерний, отпускало лес погорельцам и на другие нужды по особым прошениям различных лиц.
Межгубернский орган осуществлял широкомасштабную учебно-просветитель -скую деятельность, под которой мы понимаем действия по предоставлению населению услуг в сфере образования подрастающего поколения, а также деятельность по распространению среди населения знаний в области сельского и лесного хозяйства. Содержанием учебно-просветительской деятельности Курско-Орловского управления государственными имуществами является открытие и дальнейшее содержание так называемых низших сельскохозяйственных школ и училищ, а также периодическое проведение низших сельскохозяйственных курсов и чтений с целью просвещения крестьянского населения губерний15.
Таким образом, деятельность межгу-бернского учреждения по управлению государственным имуществом заключалась в эффективном распоряжении казенными земельными и лесными угодьями, сочетаясь с разнообразными природовосполняющими мероприятиями, начиная с лесоустройства и заканчивая питомниками фруктовых деревьев. Помимо естественного увеличения доходов с аренды и продаж Курско-Орловское управление государственными имуществами старалось практиковать меры благотворительного характера: выделение леса погорельцам и т. д. Межгубернский орган успешно осуществлял свои задачи, принося казне ежегодный доход.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Государственный архив Курской области (далее - ГАКО). Ф.155, оп. 1, д. 30, л. 1.
2 Полное собрание законов Российской Империи. Том XIII. Отделение первое. 1838. СПб., 1839. С. 468-470.
3 ГАКО. Ф. 155, оп. 2 л, д. 3, л. 3, 57.
4 См.: Там же. Д. 3, л. 1-77; д. 36, л. 1-218; д. 63, л. 1-174.
5 Уставы: лесной, о казенных оброчных статьях и хозяйственном управлении казенных населенных имений (издание 1842 года). СПб, 1842. С. 2, паг. II.
6 ГАКО. Ф. 155, оп. 1, д. 64, л. 2.
7 Там же. Л. 2об-3.
8 Там же. Л. 3-6.
9 Там же. Д. 95 л. 80-80об.
10 Там же. Д. 3719, л. 138об.
11 Там же. Д. 3142, л. 11-12.
12 См: там же. Д. 32, л. 1-145.
13 Там же. Д.89, л. 3-3об.
14 Там же. Л. 7об.
15 См.: там же. Д. 447, л. 1-65; д. 3466, л. 1-36; д. 3468, л. 1-367; д. 3470, л. 1-15.