ИСТОРИЯ РАЗВИТЯ ПУШНО-МЕХОВОГО РЫНКА В РОССИИ И.В. Филатова, магистрант
Научный руководитель: О.М. Плюснина, канд. экон. наук, доцент Уральский государственный экономический университет (Россия, г. Екатеринбург)
Аннотация. Мех в Российской Федерации всегда являлся одним из самых экспортируемых товаров, однако современные тенденции показывают, что на данный момент наша продукция является неконкурентоспособной. Было проведено исследование на данную тему, в частности, углубление в историю развития пушно-мехового рынка в России, анализ различий экспорта и импорта в различный период времени, поиск причин возникновения упадка экспорта и роста импорта, рекомендации по исправлению ситуации.
Ключевые слова: рынок, мех, тенденции, импорт, экспорт.
Российский мех имеет долгую историю, задолго до развития мирового рынка пушнины. Древние русичи использовали мех в своем быту. В древней Руси мех играл роль разменной монеты и являлся важной часть экономики страны. Для этого использовали меха бобра, куницы, соболя и других пушных животных. Такой «монетой» можно было расплатиться за обучение, в церкви, да и вообще за любой товар. Также, необходимо отметить, что шкурками животных расплачивались за штрафы, таможенные и торговые пошлины. В Х-Х1 веках торговля пушниной выходит за рамки нашей страны и становится участником мировой торговли. В средневековье основным товаром являлись лисы, волки, белки, зайцы и куницы. Самыми ценными мехами считались шкурки, привезенные с территорий, которые в современности принадлежат Украине и Беларуси. Но в XIV веке эти меха становятся заграничными, потому как данные земли входят в состав Польского государства, которое вскоре объединяется с Великим Княжеством Литовскийм. В XVII веке Россия становится крупнейшим поставщиком меха в страны Западной и Восточной Европы, Турцию. Земли, которые сейчас считаются украинскими, в составе Речи Посполитой выступали как равноправные потребители русского меха, так и транзитными. Очень часто именно украинские купцы сбывая московские меха в дальние страны, способствовали развитию рынка московских мехов. Также украинские купцы скупали
пушнину на русских торгах и ярмарках, развивая тем самым внутренние рынки России [1].
После того, как была освоена Сибирь, Россия прославилась как меховая империя, так как эти края богаты ценнейшими видами пушнины. В XVII веке торговля мехом способствовала упрочнению позиций Москвы на мировых рынках меха и сделать "мягкую рухлядь" визитной карточкой торговой России, а саму Россию -крупнейшим поставщиком меха. Эту роль Российское государство сохранило вплоть до конца XIX века, когда к нему на мировом рынке пушнины присоединились США и Канада.
В годы советской власти экспортом пушнины занимались акционерные и кооперативные организации. Из-за этого в СССР стала поступать иностранная валюта. Сначала, в 1930 СССР учредило Всесоюзный пушной синдикат, потом, в 1931 был создан аукцион, внешнеэкономическое объединение "Союзпушнина", монополизировавшее продажу русских мехов на мировом рынке. Первый аукцион был организован в Ленинграде в марте 1931 года. На аукцион прибыло 78 представителей 67 зарубежных фирм из 12 стран. На его торгах было продано 95% выставленных для реализации мехов по ценам, в среднем на 6-8% выше уровня цен лондонского аукциона, состоявшегося в феврале того же года. На первые аукционы в основном поступала промысловая пушнина, на долю клеточной приходилось лишь 3%.
В ноябре 1935 года "Союзпушнина" активно приступила к операциям по экспорту-импорту пушно-мехового сырья, выделанных и крашеных меховых товаров и готовых изделий [1].
В мае 1941 года ВО "Союзпушнина" сформировалось как пушное меховое объединение, в состав которого вошли Московский пушно-меховой холодильник, каракулевые заводы в Бухаре и Чарджоу, пушно-меховые базы в Люберцах, Вологде, Харькове, Ростове, Омске, Новосибирске, Красноярске и Владивостоке. С наступлением Великой Отечественной войны "Союзпушнина" была переведена из Ленинграда в Новосибирск, где продолжала работу по подготовке товаров на экспорт. Но даже в военные годы ВО продолжало свою деятельность и поставляло государственной казне около 40% валютной выручки. "Союзпушнина" активно занималась реализацией пушно-меховых товаров за границу, правда весь удельный вес в экспорте мехов из СССР в 1941-45 годах составили США, которые полно-
стью, и в больших количествах, закупали советские меха.
В 1947 году прошел первый послевоенный пушной аукцион. Несмотря на то, что был большой перерыв, участники скупили более 80% выставленной [2].
Из пяти звероводческих хозяйств Ленинградской области - АОЗТ "Пионер", АОЗТ "Заря", АОЗТ "Рощинское", АОЗТ "Приозерское", АОЗТ "Воронковское" - в 1997 г. образовалось ООО "Северная пушнина". Позднее в состав объединения вошли звероводческие хозяйства ООО "Иль-ятинское" (Тверская обл.) и ООО "Знаменка" (Псковская обл.) [2].
Клеточное пушное звероводство с момента своего образования (1907 г.) успешно развивалось и в настоящее время имеет отлаженную современную технологию производства шкурок пушных зверей. До начала 90-х гг. производство шкурок норок, песца, лисицы, соболя, хоря, нутрии составляло 11,5 млн. шт. в год (Дания -10,5, Финляндия - 9,0, США и Канада - по 4,5 млн. шт.) (рис 1).
I Россия Дания Финляндия США I Канада
Рис. 1. Производство шкурок в 1985 г., млн шт в год
Звероводческие хозяйства имели высокий уровень рентабельности - до 80% - и производили конкурентоспособную продукцию. За счет экспорта пушнины в стра-
ну ежегодно поступало свыше 150 млн. дол. США.
На протяжении многих десятилетий, клеточное хозяйство, обеспечивало России мировое первенство в производстве пуш-
ной продукции. В стране производилось более 12 млн. шкурок в год, что составляло 40% от производства шкурок в мире. Процент рентабельности доходил до 80% среди отраслей агропромышленного комплекса страны. В хозяйствах применялись современные технологии, которые являлись передовыми для своего времени, например в области содержания и выращивания зверей, что обеспечивало высокую конкурентоспособность. Большая часть производимого сырья отправлялась на экспорт, делая пушно-меховую отрасль одной из самых крупных в сфере АПК источников внешнеторговой выручки. Помимо этого, клеточное зверохозяйство выполняло еще одну функцию: утилизация отходов производства. В 1990 году пушнину производили 400 хозяйств системы Минсельхоза и Центросоюза, в которых насчитывалось более 2-ух млн. голов са-
Мировой объем спроса на пушнину составляет по норке более 60 млн. шкурок в год, при производстве 51,4 млн. штук. Объем внутреннего спроса составляет до 5 млн. шкурок в год, а по подсчетам Некоммерческой организации "Союз звероводов", внутренний спрос составляет 9,5 млн. шкурок зверей различных видов), при производстве 1,5 млн. штук в 2011 году. Сокращение производства продукции при-
мок основного стада пушных зверей. При этом стадо норки составляло 93% от всего зверопоголовья. Переход к рыночной экономике в 90-е годы, а также дефолт 19981999 годов привел к резкому сокращению производства шкурковой продукции. В 2000 году маточное стадо насчитывало всего 524,4 тысяч голов, что к уровню 1990 года составляло 25,5% [3].
После того, как в России было снижено производство пушно-меховой продукции, в мировом балансе пушнины начался дефицит. Этим воспользовались страны ЕС, быстро создавшие сощности по выращиванию пушных. Например, в Финляндии, Дании, , Польше. Мировое производство норки увеличилось с 2001 по 2011 год на 83% Ежегодно производство росло до 8%. Динамика производства шкурок представлена в рисунке 2.
вело к тому, что 70% пушнины, реализуемой на российском рынке имеют зарубежное происхождение. В ценах сырья импорт пушнины составляет от 200 до 250 млн. евро (около 9 млрд. рублей). Таким образом, в сложившихся условиях пушное отечественное звероводство не только уступает до 2/3 внутреннего рынка зарубежным поставщикам, но и не может участво-
Рис. 2. Динамика производства шкурковой продукции в России с 1990 по 2012 гг. (тыс. шт.)
вать в конкурентной борьбе за другие рынки сбыта.
Таким образом, в связи с глобальными изменениями экономики страны с начала 90-х гг., клеточное звероводство стало попросту невыгодным. Высокие затраты на корма, низкие цены на произведенную продукцию, отсутствие необходимых про-
По данным рисунка 3 видно, что в 2011 году, экспорт пушно-меховых изделий, несмотря на то, что имеет тенденцию к увеличению после кризиса 2009 года, не достиг даже уровня 1996 года.
Проанализировав рисунок 4 можно прийти к неутешительным выводам: в первое 10-тилетие XXI века, импорт пуш-но-меховых изделий увеличивается в критические 7,5 раз.
Таким образом, если углубиться в историю развития пушно-меховой торговли, можно убедиться в том, что Россия спо-
грамм по кредитованию, общее тяжелое финансовое состояние привело к сокращению производства клеточной пушнины.
К началу XXI века ситуация с производством не улучшается. Также видна тенденция к снижению экспорта (рис 3) и увеличению импорта (рис 4).
В отличие экспорта, импорт пушно-мехового сырья и изделий из них, к 2011 стремительно увеличивается (рис. 4).
собна занимать лидирующие позиции в этой отрасли. На протяжении столетий наша стана занимала главенствующие позиции в мире, и даже достигала того, что производила 40% всех пушно-меховых изделий в мире. Но с началом 20-го века, данная отрасль стремительно пошла на убыль. В связи с кризисами содержать
Рис. 3. Структура экспорта пушно-мехового сырья и изделий в 1995-2011 гг.,
млн долл. США
Рис. 4. Структура импорта пушно-мехового сырья и изделий в 1995-2011 гг.,
млн долл. США
звероводства стало не выгодно: стоимость на содержание возрастала, а покупательная способность потребителей падала. В связи с этим, российские производители стали отставать от мировых, так как отставали от современных технологий, использовали в основном ручной труд и т.д. Все это сделало нашу продукцию неконкурентоспособной на мировом рынке. Ситуация на современном рынке практически не изменилось. Количество зверохозяйств не увеличивается, а технологии и оборудование не позволяют изготавливать конкурентоспособный товар.
Проанализировав состояние отрасли можно предложить следующие направления развития:
1) Проведение технологической модернизации предприятий пушно-мехового рынка и обеспечение на этой основе стабильного инновационного развития отрасли.
2) Обеспечение глубокой переработки
(кожи и меха), так и химических волокон и нитей.
3) Законодательное обеспечение устойчивого положения отечественных товаропроизводителей с помощью государственного регулирования.
4) Обеспечение защиты внутреннего рынка от конкуренции незаконно ввезенной продукции.
5) Обеспечение защиты внутреннего рынка от конкуренции некачественной продукции.
6) Решение задачи кадрового обеспечения, подготовки и переподготовки специалистов. Реализация основных направлений позволит повысить эффективность работы отрасли, обеспечить переход на инновационный путь развития, провести модернизацию предприятий, повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции и долю отечественных товаров на российском рынке, расширить экспортные возможности легкой промышленности.
отечественного сырья, как натуральных
Библиографический список
1. Пушной портал России [Электронный ресурс]: Рынок кожи и меха в России. - Режим доступа: www.rosmex.ru/1573.html
2. Союзпушнина [Электронный ресурс]: международный пушной аукцион. - Режим доступа: www.sojuzpushnina.ru
3. Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс]: таможенная статистика импорта в Россию. - Режим доступа: www.customs.ru
4. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: внешняя торговля Российской Федерации. - Режим доступа: www.gks.ru
THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF THE FUR MARKET IN RUSSIA I.V. Filatova, graduate student
Scientific supervisor: O.M. Plyusnina, candidate of economic sciences, associate professor Ural state economic university (Russia, Ekaterinburg)
Abstract. Fur in the Russian Federation has always been one of the most exported goods, however, modern trends show that at the moment our products are uncompetitive. A study was conducted on this topic, in particular, deepening in the history of the development polnomochnogo market in Russia, analysis of the difference between export and import in a different time period, searching for the causes of the decline of export and import growth, recommendations to remedy the situation.
Keywords: market, trends, fur, import, export.