Научная статья на тему 'История развития системы профессионального обучения сотрудников пенитенциарной системы'

История развития системы профессионального обучения сотрудников пенитенциарной системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / HISTORY OF PROFESSIONAL TRAINING / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / EDUCATIONAL INSTITUTION / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ / PERSONNEL TRAINING SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамов Максим Анатольевич

Статья посвящена истории становления и развития профессионального обучения сотрудников пенитенциарной системы России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абрамов Максим Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING OF THE PERSONNEL OF THE PENITENTIARY SYSTEM

The article is devoted to the history of formation and development of professional training of the personnel of the penitentiary system of Russia.

Текст научной работы на тему «История развития системы профессионального обучения сотрудников пенитенциарной системы»

УДК 93

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ

© 2014 М. А. Абрамов

Аннотация. Статья посвящена истории становления и развития профессионального обучения сотрудников пенитенциарной системы России.

Ключевые слова: история профессиональной подготовки, образовательное учреждение, система подготовки кадров.

THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING OF THE PERSONNEL OF THE PENITENTIARY SYSTEM

© 2014 M. Abramov

Summary. The article is devoted to the history of formation and development of professional training of the personnel of the penitentiary system of Russia.

Keywords. ■ history of professional training, educational institution, personnel training system

Продолжающееся совершенствование уголовно-исполнительной системы требует более углубленной работы с вновь принимаемыми в систему кадрами, подготовки сотрудников новой формации, способных обеспечить деятельность УИС на качественно новом уровне. В современных социально-экономических и политических условиях одним из наиболее важных направлений реформирования уголовно-исполнительной системы является совершенствование ее образовательной политики1.

Рассмотрим основные вехи развития профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы России с XVIII в. до этапов преобразований текущего времени.

Становление пенитенциарной системы в Российской империи началось при Александре II. В то время служба в системе не была престижной, существенного денежного вознаграждения персонал не получал - в связи с этим система на всех ее уровнях не была укомплектована хорошо обученными кадрами. В данный исторический период образовательные учреждения, которые были призваны готовить квалифицированных специалистов для пенитенциарной системы, отсутствовали2.

Первое же в России образовательное учреждение для подготовки тюремного персонала появилось в 1897 г. - это была общинная школа тюремных надзирательниц. В школе проходил обучение персонал младшего тюремного состава женского пола. Обучение состояло из двух блоков. теоретические основы (длительность обучения составляла 1 год) и сама работа в тюрьме. После года обучения и успешной сдачи экзамена по пройденным дисциплинам ученицы получали диплом тюремной надзирательницы со специальным знаком3.

В мае 1898 г. министр юстиции утвердил Устав школы. Была разработана и утверждена программа обучения, в которую входило изучение Закона Божьего, русского языка, географии России, истории Отечества, законоведения, тюрьмоведения, математики, а также медицина и рукоделие. Желающие обучаться принимались без вступительных экзаменов, но должны были уметь читать и писать4.

В 1904 г. в Санкт-Петербурге создается лицей при действующей тюрьме, в который для обучения принимаются лица мужского пола, уже получившие среднее образование, а также состоявшие на службе офицеры. За год тюремный лицей выпускал 50-60 человек.

Дальнейшим шагом развития пенитенциарной системы было учреждение в 1909 г. высших тюремных курсов, школы старших тюремных надзирателей (Санкт-Петербург) и школы тюремных надзирательниц (Москва). Профессиональная подготовка в данных об-

разовательных учреждениях длилась 1,5 месяца, по истечении которых ученики сдавали экзамен, проводился тюремный практикум. Планы обучения ежегодно утверждались руководителем Главного тюремного управления. Обучать планировалось как штатный состав, так и вновь принимаемый персонал в пенитенциарную систему.

Преподаватели в основном были сотрудниками Главного тюремного управления, лекции были посвящены вопросам истории и современного состояния пенитенциарных учреждений в России и за рубежом, рассмотрению проекта общей тюремной инструкции, правам и обязанностям тюремного персонала, тюремному хозяйству и строительству5 , воспитательно-исправительным заведениям для несовершеннолетних, тюремной гигиене5.

В 1917 г. в ходе преобразований системы обучения для нужд тюремного ведомства опыт выстраивания первых шагов обучения царской России был учтен в полной мере при подготовке тюремных служащих6.

В число приоритетных задач тюремного ведомства входили следующие:

- подбор на управленческие должности лиц, имеющих специальное профессиональное образование;

- учреждение с данной целью курсов профессиональной пенитенциарной подготовки;

- предварительное профессиональное обучение всех работников мест заключения на курсах теоретической подготовки.

В 1918-1919 гг. в ряде губерний и в Москве было организовано обучение основам пенитенциарного дела, которые в 1926 г. были преобразованы в курсы по подготовке командного состава тюремной системы. На совещании работников ГУМЗ РСФСР в 1925 г. было принято решение об организации при Главном управлении местами заключения специальных занятий (трехмесячных курсов подготовки командного состава мест заключения) по политико-образовательным и пенитенциарным вопросам, а также вопросам уголовного права.

В 1927 г. открылись отделения по подготовке работников мест заключения при школах милиции в Ленинграде, Саратове, Свердловске, Воронеже, Новосибирске и Омске.

В 1928 г. на II Всероссийском съезде административных работников с целью поднятия престижа профессии тюремного работника было принято решение: повысить заработную плату сотрудникам, несущим службу в местах заключения, улучшить их жилищно-бытовые условия, усовершенствовать систему обучения и, как следствие, повысить квалификацию сотрудников пенитенциарной системы.

8 июня 1928 г. были созданы Высшие курсы по исправительно-трудовому делу НКВД, которые находились в подчинении деканата педагогического факультета Второго московского государственного университета. На них проходили подготовку будущие руководители учебно-воспитательной частью тюремного учреждения и их заместители. В отличие от краткосрочных курсов здесь обучение длилось 1,5 года.

В октябре 1930 г. в Москве был открыт Институт административного строительства, в числе факультетов которого был исправительно-трудовой. В последующем Институт и Высшие курсы были объединены в Центральную высшую школу для усовершенствования старшего начсостава и переподготовки высшего начсостава НКВД, где функционировали два факультета: по подготовке работников милиции и по подготовке пенитенциарных работников.

В годы Великой Отечественной войны ситуация с нехваткой кадров с соответствующей профессиональной подготовкой резко обострилась. В 1943 г. с целью подготовки специалистов для пенитенциарных учреждений были организованы специальные ведомственные школы (Северодвинская, Ухтоижемская, Магнитогорская, Свердловская, Куйбышевская, Владимирская), курсы по подготовке командного состава охраны и руководящего состава исправительно-трудовых учреждений. Во время войны действующей системой обучения были сборы в исправительно-трудовых лагерях, на которых изучались приказы по пенитенциарной системе, а также была возможность обмена опытом между руководителями и старшим начальствующим составом учреждений.

В послевоенные годы произошла модернизация как пенитенциарной системы, так и системы профессионального образования сотрудников УИС страны. Обучение кадрового состава для пенитенциарных учреждений было поручено МВД СССР - в 1951 г. был утвержден план подготовки офицерского состава из числа работников учреждений. Обучение проходило на базе ведомственных специальных образовательных учреждений МВД, руко-

водящий состав учреждений готовился в Высшей школе МВД СССР. Были созданы школы для переподготовки руководящего состава исправительно-трудовых учреждений, необходимость которых обуславливалась тем, что сотрудники учреждений страны не имели специального образования, то есть системе не хватало кадров требуемой квалификации для работы с осужденными. Кроме того, начала вводиться практика прохождения обязательных стажировок в исправительно-трудовых учреждениях преподавателями специальных дисциплин, чтобы они имели практическое представление по преподаваемым ими дисциплинам.

За следующие два десятка лет был накоплен огромный практический опыт подготовки сотрудников для пенитенциарной системы СССР. В течение 1980-1985 гг. на базе учебных заведений прошли первоначальную профессиональную подготовку 2890 начальников отрядов и 1853 инженера по организации труда осужденных в отряде. За этот же период окончили курсы повышения квалификации 1425 начальников отрядов и 1508 инженеров по организации труда7.

С 1972 г. сотрудников УИС начал готовить Республиканский институт повышения квалификации работников МВД СССР: был организован как Институт повышения квалификации руководящих работников производства исправительно-трудовых учреждений МВД России постановлением Совета Министров СССР от 6 июня 1967 г. № 515 и приказом начальника Главного управления ИТУ МВД СССР от 28 ноября 1972 г. № 0639, переименован во Всероссийский институт повышения квалификации работников МВД России приказом МВД России от 15 апреля 1998 г. № 247; в государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Всероссийский институт повышения квалификации работников МВД России» приказом МВД России от 1 февраля 2002 г. № 90. С 1988 г. во Всесоюзном институте повышения квалификации руководящих работников исправительно-трудовых учреждений МВД СССР функционировали кафедры подготовки начальников отрядов, оперативного состава и подразделений режима и надзора пенитенциарной системы. Хотя название данного учебного заведения менялось в течение 80-90-х гг. прошлого века, подготовка специалистов для пенитенциарной системы продолжалась вплоть до 2000 г. по межведомственному соглашению.

В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 8 октября 1997 г. № 1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» УИС была передана в подчинение Министерству юстиции Российской Федерации. Данная реструктуризация двух ведомств произошла по следующим причинам: расширение полномочий органов управления УИС, ранее отнесенных к компетенции МВД; проведение работы по концентрации функций, необходимых для комплексного решения задач, связанных с исполнением уголовных наказаний; создание (путем передачи из МВД) собственных образовательных учреждений для подготовки специалистов для УИС.

УИС, не имевшая ведомственных учебных заведений, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.03.1999 г. № 343 «О передаче ряда образовательных учреждений Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации» и совместным Приказом МВД России и Минюста России от 07.05.1999 г. № 156/341 получает ряд учебных заведений из ведения МВД России для обеспечения деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы8.

В 2001 г. в составе УИС действовали 6 высших учебных заведений (с филиалами в шести городах), в том числе Академия права и управления Минюста России, 1 среднее специальное учебное заведение, 80 учебных центров. Персонал УИС насчитывал свыше 350 тыс. человек, включая как аттестованный состав, так и вольнонаемных работников. Организационно учреждения УИС входят в состав Главного управления исполнения наказаний (ГУИН) Минюста РФ.

Анализ статистических данных за 2006 г. показал, что по субъективным основаниям ежегодно увольняются 45-55 % лиц от числа уволенных, что не способствует кадровой стабилизации. На этом фоне недостаточно эффективной представляется система подготовки кадров. Ежегодный выпуск ведомственными образовательными учреждениями 3,6 тыс. квалифицированных специалистов в среднем лишь на 15 % обеспечивает возрастающие потребности УИС в кадрах. Суммарное же количество выпускников очного и заочного факультетов обеспечивает потребности учреждений и органов, исполняющих наказания, в специалистах с высшим и средним профессиональным образованием только на 45-50 %. Это обстоятельство свидетельствует о том, что кадровые ресурсы УИС пополняются в ос-

новном из «внешнего» источника, а не из ведомственных образовательных учреждений. Пополнение категории старшего и среднего начсостава уголовно-исполнительной системы осуществляется в основном из гражданских организаций и образовательных учреждений, а также из других силовых структур.

В этой связи закономерно, что только за 2006 г. первоначальное обучение, переподготовку и повышение квалификации прошли 35 тыс. сотрудников УИС.

Вместе с тем в образовательные учреждения ФСИН России зачисляется по всем формам и уровням обучения лишь около 3700 чел., из них 1460 по очной форме и 2240 -по заочной. Иначе говоря, существующая структура профессионального образования лишь наполовину обеспечивает потребность подразделений УИС в кадрах9.

Все это вызывает необходимость дальнейшего развития сети ведомственных образовательных учреждений, а также реализации комплекса мер, обеспечивающих снижение текучести кадров до уровня, не превышающего 5 %.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24.10.2007 г. № 232-ФЗ проводится работа по переходу образовательных учреждений ФСИН России на двухуровневую систему подготовки специалистов высшей квалификации для учреждений и органов УИС (бакалавр, магистр, специалист).

Образовательные учреждения призваны не только повышать квалификацию работающих, но и формировать мотивацию к продолжению самой работы.

Чтобы повысить престиж службы в органах уголовно-исполнительной системы, привести социальные гарантии в соответствие объемам и условиям службы, 30 декабря 2012 г. был принят Федеральный закон, согласно которому с 1 января 2013 г. зарплата сотрудников уголовно-исполнительной системы в среднем выросла в 1,8 раза.

Введение в действие данного Федерального закона способствовало стабилизации проблемы текучести кадров в УИС. Об этом свидетельствует и постепенно снижающиеся объемы обучаемых сотрудников в образовательных учреждениях УИС:

2013 год 2014 год

Всего по плану ФСИН России подлежит обучению 11711 чел., из них: - первоначальная подготовка 2815 чел.; - профессиональная переподготовка 380 чел.; - повышение квалификации 8516 чел. Приказ № 554 от 28.11.2012 г. «Об утверждении и организации исполнения Плана первоначальной подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников уголовно-исполнительной системы на 2013 год». Всего по плану ФСИН России подлежит обучению 10690 чел., из них: - первоначальная подготовка 3575 чел; - профессиональная переподготовка 540 чел.; - повышение квалификации 6575 чел. Приказ № 773 от 17.12.2013 г. «Об утверждении и организации исполнения Плана первоначальной подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников уголовно-исполнительной системы на 2014 год».

В 2014 г. первоначальной подготовкой, профессиональной переподготовкой и повышением квалификации работников УИС занимаются 17 учебных центров (3 из которых - межрегиональные) и семь ведомственных вузов России:

• Академия ФСИН России (г. Рязань);

• Владимирский юридический институт ФСИН России (г. Владимир);

• Вологодский институт права и экономики ФСИН России (г. Вологда);

• Воронежский институт ФСИН России (г. Воронеж);

• Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк);

• Пермский институт ФСИН России (г. Пермь);

• Самарский юридический институт ФСИН России (г. Самара).

В настоящее время пенитенциарная система, в частности, сфера подготовки кадров, переживает процесс реформирования в соответствии с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р)10.

Для развития современной системы профессионального образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, повышения эффективности начальной профессиональной подготовки и обучения личного состава необходимы:

• реорганизация системы образовательных учреждений ФСИН России путем слияния, переподчинения территориально обособленных структурных подразделений (филиалов, факультетов) образовательных учреждений; реорганизация образовательных учреждений среднего специального образования в образовательные учреждения высшего профессионального образования ФСИН России; создание на базе филиалов ведущих образовательных учреждений высшего профессионального образования ФСИН России самостоятельных институтов повышения квалификации;

• дальнейшее развитие многоступенчатой системы подготовки кадров, использование современных методик организации учебного процесса, введение эффективного контроля за уровнем знаний обучаемых, проведение государственных аттестаций образовательных учреждений ФСИН России; осуществление комплектования образовательных учреждений и подготовки специалистов для органов и учреждений УИС по региональному принципу с учетом территориальных, социальных и экономических факторов;

• совершенствование технологии обучения, интенсификация учебного процесса, предполагающая его оптимальное приближение к практической деятельности соответствующих служб; широкое использование комплексных занятий и учений, тренингов, деловых игр, внедрение компьютерных информационных технологий, технических имитационных комплексов; своевременное обеспечение образовательных учреждений законодательными и ведомственными нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность учреждений и органов УИС, методическими материалами и специальной литературой; привлечение к учебному процессу квалифицированных практических работников; формирование у слушателей и курсантов высокой профессиональной и общей культуры, уважения к закону, правам и свободам граждан;

• кардинальное улучшение системы обучения кадров руководящего звена; разработка и внедрение в учебный процесс современных технологий и методик подготовки руководителей-управленцев, способных творчески решать задачи, стоящие перед органами и учреждениями УИС;

• развитие системы начальной профессиональной подготовки; создание на базе действующих учебных центров территориальных органов УИС необходимого количества межрегиональных учебных центров; организация на базе образовательных учреждений ФСИН России профессиональной подготовки и переподготовки специалистов по исполнению наказаний без изоляции от общества, по социальной защите осужденных, по информационным технологиям, психологов; качественная модернизация материально-технической базы, совершенствование информационного и методического обеспечения учебных центров, повышение профессионального уровня педагогических кадров;

• совершенствование специальной, боевой и физической подготовки сотрудников УИС за счет интенсификации и максимального приближения содержания обучения к реальным условиям оперативно-служебной деятельности, улучшения методического обеспечения и условий проведения занятий; развитие и популяризация видов спорта, имеющих служебно-прикладную направленность;

• повышение эффективности усвоения знаний и практических навыков по направлениям служебной деятельности на основе широкого применения комплексных занятий и практических тренировок, внедрения компьютерной техники и технических средств обучения, развития учебно-материальной и технической базы с привлечением для этой цели средств местных бюджетов;

• усиление регионального принципа в подготовке научных и научно-педагогических кадров; создание новых адъюнктур и расширение номенклатуры научных специальностей в действующих адъюнктурах с целью укрепления научно-педагогических школ на местах и удешевления системы подготовки научно-педагогических кадров; открытие диссертационных советов во всех образовательных учреждениях высшего профессионального образования ФСИН России, осуществляющих подготовку научно-педагогических кадров; обеспечение приоритетности диссертационных исследований, направленных на научный анализ актуальных проблем практической деятельности органов и учреждений УИС;

• использование зарубежного опыта в подготовке кадров; всестороннее расширение сотрудничества с зарубежными партнерами в подготовке специалистов дефицитного профиля, в том числе по исполнению наказаний, не связанных с изоляцией от общества, и по социальной работе с осужденными;

• привлечение средств на развитие учебно-материальной базы образовательных учреждений за счет подготовки специалистов для иностранных государств и получения грантов международных организаций и фондов11.

I Самарин В. А., Шуманский И. И., Ермолаев Д. Е. Формирование патриотического сознания как один из важнейших факторов единения нации. Совершенствование системы патриотического воспитания работников УИС. - СПб., 2012.

Лучинский Н. Ф. Основы тюремного дела // Тюремный вестник. - СПб., 1904.

3 Там же.

4 Там же.

5 Обзор преобразований по тюремной части при новых законодательных установлениях (1906-1912) // Тюремный вестник. - 1912. - № 10.

6 Детков М. Г. Уголовно-исполнительное право России: учеб. пособие / М. Г. Детков, Е. Н. Казакова. - М.: РИОР, 2007.

7 Детков М. Отряд осужденных как основное звено в структуре исправительного учреждения // Преступление и наказание. - 2003. - № 11.

8 Варушкин А. А. Основные этапы развития профессионального образования сотрудников уголовно-исполнительной системы России // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2010. - № 4.

9 Там же.

10 Фурсов Н. С. Организационно-правовые меры повышения эффективности первоначальной подготовки сотрудников УИС Минюста России // Состояние, тенденции и перспективы развития уголовно-исполнительной системы: материалы научно-практической конференции, 4 октября 2004 г. - Липецк: ЛФ ВЮИ МЮ РФ, 2004.

II Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р.

12 Учебно-методические материалы для категорий повышения квалификации «Специалисты финансово-экономических служб» / сост: И. В. Разумова, Л. М. Видягина, Н. Н. Пересторонина. - 4-изд. - Киров: Кировский филиал Академии ФСИН России, 2010.

УДК 378

ЛЕКЦИЯ-ВИЗУАЛИЗАЦИЯ КАК АКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

© 2014 О. В. Ощепкова

Аннотация. В статье характеризуются отличительные особенности лекции как активной формы обучения, раскрываются методические аспекты проведения лекции-визуализации.

Ключевые слова : лекция, активные и интерактивные формы обучения, лекция-визуализация.

LECTURE WITH VISUAL REPRESENTATION AS ACTIVE TEACHING FORM

© 2014 О. Оshepkova

Summary. In this article the peculiarities of lecture as active teaching form is analyzed. The methodological aspects of lecture with visual representation and another visual means are examined.

Keywords. ■ lecture, active and interactive forms of teaching, lecture with visual representation.

Лекция издавна является одной из основных форм вузовского обучения. Она зародилась в средневековом университете как форма обучения, предполагающая чтение (в дословном переводе слово «лекция» - «чтение») преподавателем умной книги с комментариями сложных и непонятных мест. И вплоть до недавнего времени традиционная лекционно-семинарская система вузовского обучения сохраняла схожие черты. лекционная форма предполагает последовательное, систематическое изложение наиболее трудного или объемного учебного материала в виде монолога преподавателя. При этом лектор должен проанализировать возможные точки зрения и позиции ученых по дискуссионным вопросам рассматриваемой темы и обосновать собственную трактовку преподносимой слушателям информации.

Как любое долго живущее явление, лекционная форма обучения имеет достаточно много положительных черт. Главная из них - экономичность, поскольку это действительно самый экономный способ сообщения большому количеству обучаемых значительного объема информации. Гипотетически, один чeлoвек-лeктoр мoжет трaнслирoвaть инфoрмaцию та любoе, сшль угодш бoльшoе, числo слушaтeлeй.

Из перечня негативных черт нужно отметить отсутствие обратной связи на лекционном занятии, средний уровень сложности освещаемой преподавателем информации, а в качестве наи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.