они были в зоне дисгармонии, а с Филиппом Киркоро-вым он равнялся 0, 595 и они были в зоне гармонии, То есть брак с Киркоровым вышел из зоны гармонии, а связь А. Пугачевой с М. Галкиным вошла в зону гармонии, которая, как нетрудно представить, будет продолжаться 25 лет. На рис. 9 показано изменение ситуации с гармонией в семье А.Б. Пугачевой с 2005 г. по 2010 г.
В декабре в программе «Реальный мир» прозвучала информация о том, что 35% женатых мужчин дают брачные объявления. Это значит, что коэффициент золотого сечения 0,65 указывает на наличие в таких семьях состояния дисгармонии.
Для сравнения приведем траекторию, которая начинается с зоны сильной дисгармонии (пропорция равна 0,7/0,3, траектория под номером 2) и в семье нет разводов.
Сумма лет равна 40 (28+12). Делим 28/40=0,7. Зона сильной дисгармонии (см. рис. 1).
Сумма лет равна 42+26=68. Делим 42/68=0,617. Зона гармонии.
Сумма лет равна 56+40=96. Делим 56/96=0,583. Попадаем в зону слабой дисгармонии.
Сумма лет равна 63+47=110. Делим 63/110=0,57. Зона слабой дисгармонии.
В связи со всем выше сказанным, возникает вопрос: не лучше ли находиться в состоянии равновесия и покоя, имея равный или близкий возраст для мужа и жены, так как в этом случае нет зависимости ситуации во времени от суммы лет?
В заключение статьи имеет смысл рекомендовать парам, вступающим в брак, используя вышеизложенное, простое правило: рассчитать коэффициент золотого сечения и определить начальное состояние гармонии и её дальнейшее изменение с течением времени.
Библиографический список
1.Сороко Е.М. Управление развитием социально-экономических структур. Минск: Наука и техника,1985. 144 с.
2.Кирий В.Г. Амбивалентные системы: философия, теория, практика. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2009. 87 с.
3. Социальная политика / под общ. ред. Н.А.Волгина. М.: Экзамен, 2004. 562 с.
УДК 379.85(571.5)(091)
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В БАЙКАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ (1960- 2000 гг.)
Л.С. Клетнова1
Иркутский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1.
Рассмотрены основные этапы развития самодеятельного туризма. Дан анализ деятельности национальных и региональных туристских организаций в планировании и развитии самодеятельного туризма как части сферы туристской рекреации. Показана система обеспечения безопасности туристов и экскурсионистов. Библиогр. 16 назв.
Ключевые слова: самодеятельный (спортивно-оздоровительный) туризм; клуб туристов; Федерация туризма; Байкальский регион; Туристско-спортивный союз России (ТССР).
HISTORY OF AMATEUR TOURISM DEVELOPMENT IN THE BAIKAL REGION (1960 - 2000) L.S. Kletnova
Irkutsk State University, 1, Carl Max St., Irkutsk, 664003.
The author considers the main stages in the development of amateur tourism. She analyses the activity of national and regional tourist organizations in planning and development of amateur tourism as a part of the sphere of tourist recreation. The author demonstrates a system for ensuring the safety of tourists and sightseers. 16 sources.
Key words: amateur (fitness) tourism; tourist club; Federation of Tourism; Baikal region; Tourism and Sports Association of Russia (TSAR).
Точка зрения. В мировой практике развития туризма самодеятельное туристское движение представляет собой уникальное общественное явление. Особенностью этого массового самодеятельного дви-
жения является то, что при минимальной поддержке государства оно успешно существует в сложных экономических условиях сегодняшнего дня. Этому способствуют высокая доступность, в том числе и мате-
1Клетнова Любовь Сергеевна, соискатель кафедры политологии и отечественной истории, тел.: 89041119241, (3952) 526205, e-mail: kletnova@mail.ru
Kletnova Lyubov, Competitor for a scientific degree of the Department of Political Science and National History, tel.: 89041119241, (3952) 526205, e-mail: kletnova@mail.ru
риальная, оздоровительных видов туризма для всех категорий и возрастных групп населения, а также пригодность большой части территории РФ для туристских мероприятий [8, с. 2]. В организации самодеятельного туризма Россия является бесспорным мировым лидером в массовости и отработанных десятилетиями организационных принципов и системы подготовки самодеятельных туристов.
Одним из важнейших факторов, влияющих на развитие, функционирование и массовость самодеятельного (спортивно-оздоровительного) туризма является его система организации и управления. Особенно важен оптимальный выбор организационных форм для региона (области, района), где необходимо учитывать весь комплекс местных особенностей развития самодеятельного туризма: наличие туристских возможностей, состояние материально-технической базы и т. п. [4, с. 71].
Целью данного исследования является выявление особенностей динамики развития системы управления самодеятельным (спортивно-оздоровительным) туризмом в СССР и России и выбор его оптимальной организационно-управленческой структуры в Байкальском регионе. Объектом исследования является государственная политика в сфере самодеятельного (спортивно-оздоровительного) туризма. Работа основана на принципах компаративного и проблемного подходов. Нормативной и информационной базой работы послужили материалы постановлений и решений ЦК КПСС и Правительства, Президиума ВЦСПС, Обл-совпрофа, статистические показатели развития деятельности ЦСТЭ, Областных советов по туризму и экскурсиям Иркутской области и республики Бурятия, а также предплановые документы и целевые программы.
По характеру организации туризм в СССР разделялся на плановый и самодеятельный. Плановый предусматривал проведение путешествий групп или отдельных туристов по путёвкам, определённым маршрутам и графикам, которые устанавливались туристскими организациями. Туристы на плановых маршрутах обеспечивались необходимым туристским сервисом по предварительно приобретённым путёвкам и на определённый срок. Отличительной особенностью самодеятельных туристских путешествий являлось то, что они организовывались самими участниками, которые определяли маршрут похода, его продолжительность и целый ряд других факторов, связанных с его проведением. Организация и проведение таких путешествий строилась, в основном, на принципах самообеспечения и самообслуживания [1, с. 128-129].
Решающим шагом в развитии туризма в целом, и самодеятельного туризма в частности, стало принятие Президиумом ВЦСПС в 1962 г. постановления "О дальнейшем развитии туризма", в соответствии с которым, ввиду упразднения федерации и секций туризма при соответствующих советах Союза спортивных обществ и организаций, туристско-экскурсионные управления были реорганизованы советы по туризму [3, с. 14-15]. Так, во исполнение постановления Президиума ВЦСПС Иркутское туристско-экскурсионное
управление (ТЭУ) и ТЭУ республики Бурятия (БАССР), занимавшиеся только вопросами развития планового туризма, были реорганизованы в 1962 г. в Областные советы по туризму, в ведение которых полностью перешёл самодеятельный туризм.
Этим же постановлением было утверждено Положение о городских (районных) туристских клубах, а также определялся порядок создания и основные направления работы. Клубы туристов создавались с целью проведения организационной и учебно-методической работы по туризму в городах и районах по решению соответствующих советов профсоюзов и работали на общественных началах под руководством советов по туризму. Основной задачей правления созданных клубов туристов являлась координация работы существующих туристских секций, оказание им практической помощи и организация новых туристских секций [4, с. 71-72].
Совместно с Иркутским ОК ВЛКСМ по решению Облсовпрофа проводилась работа по организации турклубов на базе основного ФЗМК в городах и районах. В Иркутской области в 1964 г. насчитывалось 12 клубов туристов (табл.1), организованных при крупных предприятиях.
Таблица 1
Динамика организации туристских клубов
Наименование совета по туризму Год
1965 1966 1967
Бурятский - 4 4
Иркутский 12 12 15
Всего по СССР 884 1462 1880
Согласно показателям, которыми располагал ОС-ТЭ БАССР (здесь и далее в таблицах прочерки указывают на отсутствие данных), за период 1965-1967 гг. на территории СССР наблюдался стабильный рост количества созданных турклубов.
Тем не менее, основной вопрос организации клубов туристов был связан с обеспеченностью помещением. Большинство клубов не имели своих помещений, и поэтому некоторые из них сводили свою работу к проведению отдельных мероприятий, не являясь центром организационно-методической и консультативной работы по туризму. Так, например, решением Иркутского Горисполкома помещение Иркутского турк-луба в 1967 г. было передано другой организации без предоставления нового. Работа клуба была парализована и сведена к минимуму. Работа пункта проката была также малоэффективной.
По организации массового самодеятельного туризма основная роль принадлежала туристским секциям. Сравнительные данные о ходе организации туристских секций приведены в табл. 2. Туристские секции существовали на различных предприятиях, в организациях, учреждениях и учебных заведениях.
В соответствии с показателями, представленными ОСТЭ БАССР, областными советами по туризму проведена значительная работа по организации турсек-ций, в результате которой количество секций в облас-
ти за период с 1965-1967 гг. увеличилось на 18% (в целом по стране - на 24%).
Таблица 2
Наименование совета по туризму Год
1965 1966 1967
Бурятский - 91 -
Иркутский 430 500 530
Всего по СССР 57984 62332 76501
Взаимодействие туристских секций с Областными советами по туризму осуществлялось через советы добровольных спортивных обществ (ДСО), ФЗМК и обком профсоюзов. Однако многие профсоюзные и хозяйственные организации не уделяли должного внимания развитию массового туризма, не оказывали необходимой помощи туристско-экскурсионным, спортивным организациям в предоставлении помещений для развёртывания баз проката туристско-спортивного снаряжения, в подборе и подготовке кадров [16, с. 4].
Среди основных направлений деятельности Областных советов по туризму (табл. 3) было обслуживание туристов и реализация путёвок на плановых всесоюзных и местных туристских маршрутах, организация самодеятельного туризма, проведение экскурсионной работы, организация отдыха в зимнее время [10, д. 7, л. 1-4; д. 14, л. 1-3; д. 22, л. 29-32]. К концу 1960-х гг. на территории Иркутской области действовало 4 местных туристских маршрута и 2 всесоюзных, на территории БАССР - 15 маршрутов для самодеятельного туризма по родному краю.
ла организации и проведения самодеятельных туристских походов и путешествий на территории СССР", утверждённой 28 ноября 1962 г. Центральным советом по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ). Группу выпускала на маршрут организация, проводящая путешествие (коллектив физкультуры предприятия, учреждения, учебного заведения, которое представляли участники). Перед выходом на маршрут руководитель группы получал маршрутный лист или маршрутную книжку, дающие право совершать путешествие. При проведении сложного или категорийного путешествия участники должны были пройти медицинский осмотр, получить разрешение на проведение похода от туристской маршрутно-квалификационной комиссии, поставить в известность о маршруте и сроках похода туристскую контрольно-спасательную службу (КСС) соответствующего района [13 ].
Все путешествия в зависимости от технической сложности и продолжительности поделены на 5 категорий сложности. Классификация путешествий осуществлялась на основе классификации маршрутов по видам туризма, построенных в определённой логической последовательности. Основными факторами, характеризующими категорию сложности маршрута, были его общая длина, протяжённость участков с естественными препятствиями. В 1968 г. в Иркутской области было совершено 10 туристских путешествий высших категорий сложности, в которых приняло участие около 100 чел. Так, водная секция провела походы пятой категории сложности по рекам Сенца, Ока, Чая, второй и третьей категории сложности - по ре-
кам Иркут и Китой. Пешеходная секция организовала
Таблица 3
Результаты работы республиканских, краевых и областных советов по туризму
в 1965-1968 гг.
Наименование совета по туризму Объём обслуживания, тыс. чел
На всесоюзных маршрутах На местных маршрутах На маршрутах выходного дня Самодеятельных туристов
Год
1965 1966 1968 1965 1966 1968 1965 1966 1968 1965 1966 1968
Бурятский - - - 26,0 49,0 - - 1,8 - - 0,9
Иркутский - 3,7 1,8 36,2 48,5 50,5 - 7,2 18,5 1,3 1,7 -
Всего по СССР 5128,7 5835,9 6073,8 7642,8 10589,0 12961,6 1406,1 1844,9 2092,0 2963,0 2933,4 2950,8
Согласно данным, основная категория туристов в общем потоке, как в регионе, так и по стране в целом, представлена путешествующими по местным маршрутам: к 1968 г. доля туристов на местных маршрутах в БАССР составила 95% от общего потока по республике - 51,7 тыс.чел/год, в Иркутской области - 67% от 75,0 тыс.чел/год, по СССР - 54% от 24086,2 тыс.чел/год. За период с 1966 по 1968 гг. среднегодовые темпы прироста потока туристов в СССР составили 12%, с 1965 по 1968 гг. - 29%.
Самостоятельная организация похода не означала бесконтрольности действий туристской группы. Самодеятельные путешествия организовывались и проводились с учётом требований инструкции "Прави-
несколько походов пятой, четвёртой и третьей категории сложности. [5, д. 17, л. 21-22].
По срокам и продолжительности путешествий туризм подразделялся на кратковременный (туризм выходного дня) и продолжительный. Кратковременный туризм предусматривал пребывание людей в туристском путешествии не более трёх суток. Он являлся наиболее массовой формой. Походы выходного дня проводились в субботние, воскресные и праздничные дни. Как правило, такие походы носили местный характер и являлись походами по родному краю. Многодневные походы проводились в период отпусков и каникул [11, с. 70-71]. Сравнительная характеристи-
Таблица 5
Наименование совета по туризму Год
1965 1966 1967
Бурятский 461 180 -
Иркутский 1536 2000 2500
Всего по СССР 162273 157929 204000
Таблица 4
Количество участников в многодневных самодеятельных туристских путешествиях, тыс. чел.
В конце 1960-х гг. были утверждены новые квалификационные нормативы по туризму: "Турист СССР" III степени (ст.), "Турист СССР" II ст., "Турист СССР" I ст., "Мастер туризма СССР". Ещё раньше в единую всесоюзную спортивную классификацию введены спортивное ориентирование (1964 г.) и туризм (1965 г.). В 1968 г. всеми звеньями туристско-физкультурных организаций Иркутской области подготовлено кандидатов в мастера - 3 чел., на 1 разряд - 10 чел.; на 2 разряд - 20 чел.; на 3 разряд - 300 чел.; на значок "Турист СССР" - более 4 тыс. чел. [5, д. 5, л. 21-22].
Соответственно, определение "самодеятельный туризм в СССР", согласно Касаткину В.Ф., использовалось в качестве термина для обозначения всех видов групповых любительских туристско-экскурсионных путешествий, походов и экспедиций, слётов, соревнований, сборов и туриад молодёжи старше 14 лет и взрослых, проводимых в оздоровительных, спортивных, познавательных, воспитательных и краеведче-ско-исследовательских целях под руководством и при организационно-методической и материальной помощи туристско-экскурсионных, физкультурно-спортив-ных общественных организаций профсоюзов и других ведомств на принципах самообеспечения, самообслуживания и самофинансирования и осуществляемых на основе единых для страны правил и инструкций по индивидуально-избираемым туристами и согласованным с указанными организациями маршрутам, которые классифицируются по способу передвижения и степени сложности и которые требуют от туристов определённого уровня физической, моральной и технической подготовки в соответствии со специальными программами обучения и тренировки.
Уровень развития самодеятельного туризма к середине 1960-х гг. требовал пересмотра качества подготовки инструкторских кадров. Подготовка общественных туристских кадров была в центре внимания нового состава Областного Совета по туризму и экскурсиям (ОСТЭ). От этого в первую очередь зависел успех развития массового туризма. Президиумом ЦСТЭ утверждены в 1966 г. "Положение об общественных туристских кадрах", учебные планы и программы их подготовки. Были введены новые инструкторские звания - младший инструктор, инструктор, инструктор-методист и старший инструктор-методист. Однако следует отметить, что все формы обучения носили общественный характер [15]. Данные приведены в табл. 5 [5, д. 7, л. 21-23].
Принципиально новые задачи предстали перед туристскими организациями в связи с введением в действие в 1972 г. нового Всесоюзного физкультурного комплекса "Готов к труду и обороне СССР" (ГТО), разработанного Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР совместно с ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. По ряду положений и уровню нормативных требований комплекс ГТО, действовавший с 1939 г., уже не мог соответствовать задачам, поставленным ЦК КПСС в области физической культуры и спорта. В постановлении от 14 марта 1972 г. ЦСТЭ ВЦСПС обязал республиканские, краевые, областные, городские советы по туризму и экскурсиям развернуть широкую пропаганду внедрения нового комплекса ГТО [3, с. 16 ].
Таким образом, впервые в нормативы ГТО были включены туристский поход и сдача зачёта по спортивному ориентированию и туристским навыкам.
Важной формой идейно-политического и патриотического воспитания молодёжи стали Всесоюзный поход комсомольцев и молодёжи по местам революционной, боевой и трудовой славы Коммунистической партии и советского народа и Всесоюзная туристская экспедиция советской молодёжи "Моя Родина -СССР", в проведении которых принимали участие профсоюзы, ВЛКСМ, Министерство культуры СССР, ДОСААФ, а также Советский комитет ветеранов войны [1, с. 135]. Впервые совместное решение о проведении Всесоюзного туристского похода молодёжи по местам боевой славы советского народа, посвящённо-го 20-летию победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., было принято в 1965 г. ЦК ВЛКСМ, ЦСТЭ и ЦК ДОСААФ СССР. В рамках самого массового мероприятия самодеятельного туризма проводились и всесоюзные слёты туристов из городов-героев. Так, отмечая 50-летний юбилей Великого Октября сборная команда Областного совета СДСО "Буревестник", объединявшая семь спортивных клубов ВУЗов, совершила 2-х месячный смешанный поход по местам боевой славы Трижды Краснознаменной, Гвардейской, Ордена Суворова, имени Верховного Совета Иркутской дивизии. Протяжённость похода составила 9000 км, из которых 1500 - на лыжах и 2800 - пешком. Поход проходил под девизом "Нет неизвестных солдат". На всесоюзном слёте туристов, проходившем в Карпатах, коллектив туристов завоевал награды как в командном, так и в личном зачёте. Массовые походы, посвящённые знаменательным датам, становились традиционными. Уже в следующем году в честь празднования 50-летия ВЛКСМ и 51 годовщины Октября были проведены туристские походы с восхождением, в которых приняли участие 2,5 тыс. чел. Ле-
Наименование совета по туризму Год
1965 1966 1967
Бурятский 11,56 10,22 -
Иркутский 9,8 10,0 10,5
Всего по СССР 2261,0 1597,3 2318,38
том 1968 г. в рамках областного фестиваля молодёжи проведён финал этого похода с участием 700 чел. [5, д. 17, л. 21-22, 47].
Таким образом, для увлекающихся самодеятельным туризмом создавались необходимые условия. Руководство самодеятельным туризмом осуществлялось ЦС и его органами на местах. При коллективах физической культуры предприятий, учреждений, учебных заведений работали турсекции. Во многих городах действовали турклубы.
Тем не менее, к середине 1970-х гг. многие вопросы оставались нерешёнными с момента реорганизации Областных советов: вопросы о кадрах и организации работы турсекций на предприятиях; об организации и упорядочении работы пунктов проката турклу-бов. Согласно данным отчётов, в районах области действовало 12 клубов, однако, по результатам проводимых проверок функциональность некоторых из них вызывала сомнение. Оставался нерешённым вопрос строительства приютов и хижин. Так, коллективы, выезжавшие в составе 100-150 чел. на Хамар-Дабан, вынуждены были просить разрешения остаться на ночлег у работников метеостанции. Также с 1962 г. открытым оставался вопрос оперативной работы спасательной службы: Иркутским Областным советом не обеспечивалась своевременная организация выезда спасательного отряда на места происшествия (в 1962 г. - для спасения группы ленинградских студентов на р. Лене; в 1967 г. - для спасения школьников, попавших под сход лавины в пос. Аршан) [5, д. 48, л. 52; д. 10, л. 84-85].
Одной из причин нескоординированной работы Областных советов и коллективов секций ДСО было отсутствие стройной системы руководства туристской работой сверху донизу [5, д. 10, л. 4].
Важные изменения в структуру управления туризмом были внесены в 1976 г., когда в целях организационного укрепления самодеятельного туризма действовавшие при советах по туризму и экскурсиям руководящие органы по видам туризма - центральные, республиканские, краевые, областные и городские секции - объединились в единый общественный орган - Федерацию туризма, в состав которой вошли наиболее опытные и квалифицированные специалисты. Например, в БАССР Федерация туризма работала под руководством Бурятского ОСТЭ. Вопросы организации самодеятельного туризма рассматривались ОСТЭ, прежде всего, на основе совместных предложений Федерации туризма и Управления самодеятельного туризма [9, с. 7]. Были утверждены типовые положения о клубе туристов предприятия, учреждения, учебного заведения, о городском (районном) туристском клубе совета по туризму и экскурсиям [3, с. 17 ].
Соответственно, с 1976 г. структура управления самодеятельным туристским движением включала: низовой туристский орган - секцию туризма коллективов физкультуры добровольных спортивных обществ (ДСО) предприятий, учреждений, учебных заведений, колхозов и совхозов; туристский клуб советов по туризму и экскурсиям; федерацию туризма советов по
туризму и экскурсиям во главе с Всесоюзной Федерацией туризма ЦСТЭ ВЦСПС.
Федерация туризма осуществляла руководство туристской деятельностью через видовые (по пешеходному, лыжному, горному, водному, велосипедному, авто-, мотто- и спелеотуризму) и межвидовые общественные комиссии. В 1978 г. при областной Федерации было создано 11 комиссий по видам туризма и направлениям работы. Активизирована работа городского клуба туристов, создано 7 новых секций. Массовые мероприятия проводились согласно плану: в 1978 г. Иркутским городским клубом туристов организовано две туриады с участием 170 чел.; Федерацией проведено три туриады с участием около 700 чел. Организовано 74 туристских слёта и соревнования, из них 10 мероприятий областного значения. Сборные команды области приняли участие в зональных соревнованиях по спортивному ориентированию в г. Красноярске; представители секции спелеотуризма участвовали в соревнованиях спасательных отрядов по технике водного туризма в г. Бийске; представители секции горного туризма - в г. Казбеке [5, д. 62, л. 51].
В целях дальнейшего развития самодеятельного туризма в районе строительства БАМа на основании постановлений Президиума ЦСТЭ от 23 декабря 1974 г. "О мерах по туристско-экскурсионному обслуживанию строителей БАМа" и Всесоюзного совета ДСО профсоюзов от 16 июля 1976 г. "О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного туризма" региональными общественными организациями была проведена определённая работа. Число участников походов выходного дня в 1977-1978 гг. составило около 100 тыс. чел. Организовано более 190 маршрутов по Восточной Сибири. Проведено 74 туристских слёта и соревнований районного, городского, областного и республиканского масштаба. Организованы массовые туристские мероприятия, туриады, восхождения с участием туристов зоны Западного БАМа. Выполняя постановление Президиума ЦСТЭ "О работе Иркутского, Бурятского и Читинского областных советов по развитию массового самодеятельного туризма в районе строительства Байкало-Амурской магистрали" ежегодно проводились не менее одной видовой экспедиции для разработки маршрутов, описания категорий перевалов, разработки рекомендаций и предложений по обеспечению безопасности туристских маршрутов по районам Восточной Сибири [5, д. 63, л. 5]. Расширена география туристских походов. Туристским активом области освоены Саяны, Хамар-Дабан, Красноярский край, Бурятская АССР, Алтай, Тянь-Шань, Памир, Кавказ, Баргузинский и Байкальский хребет, Камчатка [5, д. 78, л. 6-8]. В течение 1983 г. было проведено 4 экспедиции: спелеоэкспедиция - в п. Долганская Яма в БАССР, водные экспедиции - по рекам Зун-Мурин, Хара-Мурин и Баргузин [5, д. 82, л. 117-118].
В конце 1980 г. ЦСТЭ принял постановление о проведении ежегодных чемпионатов СССР по туризму. Начиная с 1981 г., регулярно 2 раза в год в области проводились туриады с участием более 200 чел.
Важнейшим условием организации массовых туристских мероприятий являлось обеспечение безо-
пасности туристов и экскурсантов. Выполнение этих требований было обязательным для всех государственных, хозяйственных и общественных организаций страны. Профилактика несчастных случаев на туристских маршрутах была возложена на контрольно-спасательную службу (КСС) системы ЦСТЭ [3,с. 16]. Вопросы разработки и эксплуатации маршрутов походов с активным способом передвижения в обязательном порядке согласовывались с местными исполкомами, лесхозами, районными СЭС. Перед сезоном силами КСС и инструкторами турбаз все маршруты принимались по актам. Используемые туристскими базами пешеходные маршруты были промаркированы, стоянки и места для ночлега оборудованы в соответствии с правилами противопожарной безопасности и санитарными нормами необходимым комплексом сооружений, выгребными или поглотительными ямами. Не менее 2-х раз в сезон стоянки и трассы маршрутов проверялись, выявленные недостатки устранялись [5, д. 83, л. 9-12].
Как результат работы КСС, в 1975 г. среди туристов области не было зарегистрировано случаев травматизма [5, д. 54, л. 46-48]. В целях обобщения и систематизации материалов по обеспечению безопасности туристских мероприятий совместно с местными органами соответствующих министерств и ведомств создана областная комиссия по безопасности. Тем не менее, нарушения техники безопасности, слабое знание трасс и условий на маршруте стали причиной гибели 10 чел. на территории области в 1981 г. По этим же причинам на всесоюзных курсах, проводимых на турбазе "Байкал", погибли 2 чел. В целом по стране в 1981 г. погибло 80 чел., вследствие чего ЦСТЭ были запрещены путешествия четвёртой и пятой категории сложности [5, д. 78, л. 23].
Также обязательные требования предъявлялись к сопровождению плановых групп. Инструкторы проходили обучение на 6-ти месячных курсах при Областном совете. Начиная с середины 1970-х гг., обучение туристского актива регулярно проводилось на всесоюзных семинарах высшей и средней туристской подготовки [15, с. 72]. В 1979 г. Президиумом ЦСТЭ утверждено новое "Положение о туристских и общественных кадрах", в 1981 г. были утверждены новые учебные планы и программы подготовки туристских общественных кадров. Обучение проводилось на центральных и зональных курсах. При областном клубе туристов с 1979 г. работала школа туризма [5, д. 72, л. 84-85].
Тем не менее, несмотря на планомерную организацию системы подготовки кадров и осуществление подразделениями КСС профилактической работы, направленной на обеспечение безопасности массовых туристско-экскурсионных мероприятий, переходов, плановых маршрутов, а также контрольных прохождений для сбора снеголавинных данных горнолыжных маршрутов, наблюдались случаи грубого нарушения "Правил организации и проведения самодеятельных туристских походов и путешествий на территории СССР". Так, в 1985 г. в районе хребта Хамар-Дабан (Слюдянский район) со сборной группой г. Иркутска
произошло чрезвычайное происшествие, в результате которого погибло 17 чел [5, д. 82, л. 117-118; д. 86, л. 182-184].
Позднее работа по предупреждению несчастных случаев при проведении туристских мероприятий была значительно усилена. КСС при Иркутском областном совете принято к выполнению постановление Коллегии от 25.09.1985 г. "О порядке оформления, рассмотрения и выпуска групп на категорийные маршруты в зимний период (ноябрь-апрель) и весеннее межсезонье в горах Восточного Саяна и Хамар-Дабана". Также принято постановление о запрете массовых восхождений на пик Черского, соответствующих походу высшей категории сложности [5, д. 90, л. 253; д. 94, л. 180].
Вопросы развития самодеятельного туризма непременно учитывались при перспективном территориальном планировании туристско-экскурсионной отрасли. При этом предусматривались конкретные меры, направленные на создание благоприятных условий для самодеятельных путешествий [7]. Учёт особенностей туризма в создаваемых во исполнение Постановления ЦК КПСС, Совета Министров и ВЦСПС от 31 октября 1980 г. № 963 "О дальнейшем развитии и совершенствовании туристско-экскурсионного дела в стране" перспективных схемах развития туризма осуществлялся в следующих аспектах: изучение природных ресурсов и социально-экономических условий развития самодеятельного туризма; изучение спроса населения на районы и виды самодеятельного туризма; изучение географии самодеятельного туризма с выявлением диспропорций в его развитии; прогнозирование перспективных потоков самодеятельных туристов; развитие самодеятельного туризма в загородных зонах крупных городов; перспективное выделение территорий, зон и районов самодеятельного туризма; обустройство массовых самодеятельных маршрутов; проведение природоохранных мероприятий в районах туристского освоения. По укрупнённым показателям аспекты развития туризма были отражены в Отраслевой схеме развития и размещения туризма [12].
Самодеятельный туризм составлял часть сферы туристской рекреации, его объёмы стабильно росли, его общественные функции становились всё более важными. За период с 1973 по 1982 гг. динамика роста потока самодеятельных туристов, путешествующих по спортивно-оздоровительным маршрутам, характеризовалась следующими показателями, тыс. чел./год: 1973 г. - 2,0; 1975 г.- 2,3; 1980 г. - 4,7; 1981 г. - 7,1; 1982 г. - 4,9. Таким образом, среднегодовые темпы прироста потока самодеятельного туризма составили: с 1971 по 1975 гг. - 5,9%; с 1975 по 1982 гг. - 7,3%; с 1971 по 1982 гг. - 7,3% .
По мере обогащения ассортимента туристских товаров, совершенствования транспортных услуг самодеятельные туристские путешествия развивались как один из массовых видов спортивно-оздоровительных занятий, представляя альтернативу спросу на плановые маршруты. Доля туристов на самодеятельных маршрутах, посетивших Иркутскую область по линии ЦСТЭ ВЦСПС, в 1982 г. составила 4,9 тыс.чел./год,
или 0,05% от общесоюзного количества по СССР (9468 тыс. чел./год).
За период с 1983 по 1985 гг. число турсекций, созданных в коллективах физической культуры области, достигло 362; число лиц, занимающихся туризмом, составило 50181 чел. Разработано 325 туристских маршрутов по родному краю. В 1985 г. в самодеятельных туристских походах и путешествиях приняли участие более 106 тыс. чел., 19488 чел. сдали нормативы на значок "Турист СССР" [5, д. 90, л. 252]. Согласно основным показателям по самодеятельному туризму за 1982 г., наибольшее число участников путешествий, постоянно занимавшихся в туристических секциях, было характерно для горного вида самодеятельного туризма - 530 чел., наименьшее число участников -для спелеотуризма - 102 чел.; тогда как число участников путешествий водного вида самодеятельного туризма - 467 чел., лыжного - 362 чел., пешего - 252 чел. [2, л. 47].
Вместе с тем, уровень развития самодеятельного туризма не соответствовал росту потребностей населения области. На туристских базах и пунктах проката отсутствовал необходимый инвентарь и оборудование (лыжи, туристские палатки) не только для участников походов, но и для участников соревнований [6, д. 1870, л. 14]. Требования постановления ЦК КПСС "О мерах по улучшению использования клубных учреждений и спортивных сооружений" от 1985 г. выполнялись не в полном объёме: снабжение пунктов проката городских и районных турклубов необходимым снаряжением и инвентарём было недостаточным; специализированный пункт проката туристского инвентаря и снаряжения был единственный в области. Выполнение данной задачи, поставленной Секретариатом ВЦСПС и Коллегией по физической культуре и спорту при Совете министров СССР, сдерживалось из-за того, что большинство турклубов находились в полуподвальных и подвальных, неприспособленных помещениях [5, д. 90, л. 252-255].
Согласно данным сопоставительного анализа расчётов потока рекреантов в Байкальский регион, в 1987 г. внешний поток туристов составил 60 тыс. чел./год, внутриобластной поток - 80 тыс. чел./год. Тогда как показатели социологического исследования свидетельствовали о существовавшей потребности в рекреационных услугах для внешнего потока туристов - 155 тыс. чел./год, для внутриобластного - 175 тыс. чел./год. Согласно основным параметрам структуры потока туристов в Байкальском регионе на 1987 г., доля туристов по самодеятельным маршрутам составила 97 тыс. чел./год, в том числе: 52 тыс. чел./год - в Иркутской области, 45 тыс. чел./год - в БАССР. Доля туристов, путешествующих по местным маршрутам, составила 260 тыс. чел./год, в том числе: 127 тыс. чел./год - в Иркутской области, 133 тыс. чел./год - в БАССР [2, л. 23, 33].
Среди основных направлений развития туристско-экскурсионной отрасли к концу 1980-х гг. было обозначено комплексное решение задачи совершенствования и развития организации самодеятельного туризма. Совершенствование самодеятельного туризма как
комплекса туристско-экскурсионных услуг происходило по пути развития типов и форм полуорганизованных и неорганизованных путешествий в оздоровительных и познавательных целях ввиду устойчивого предпочтения части населения к самостоятельной организации отдыха и путешествий вне фиксированных маршрутов. Перспективы развития самодеятельного туризма предусматривали, в первую очередь, перевод деятельности городских (районных) турклу-бов, а впоследствии всей системы самодеятельного туризма, на хозрасчётную основу с регламентацией использования туристско-рекреационных ресурсов (переход к полуорганизованным формам туризма -продажа путёвок-лицензий на обустроенные и маркированные туристские маршруты, организация системы платных стоянок с минимальным набором услуг и условий для самообслуживания, расширение сети пунктов проката туристского снаряжения и т.д.) [5, д. 100, л. 69-71].
С конца 1991 г. в связи с распадом СССР в России наступил принципиально новый период развития туризма. Финансирование туризма, проводимое ранее за счёт ассигнований из средств профсоюзов, фактически прекратилось, что привело к резкому сокращению всей инфраструктуры, в первую очередь систем туристских клубов, и, как следствие, к снижению показателей массовости и сокращению объёма спортивно-оздоровительных мероприятий. Количество туристских клубов уменьшилось до 300, на их базе продолжали действовать территориальные федерации спортивного туризма. Значительное количество клубов лишилось своих помещений и действовало на общественных началах. Количество занимающихся ориентировочно снизилось по сравнению с 1989 г. в 3-4 раза, причём пропорция между организованным и неорганизованным туризмом изменилась с 1/3 на 1/9, заметно упала управляемость движением, повысился травматизм, увеличился риск попадания в аварийные ситуации. Главной причиной являлось отсутствие продуманной государственной политики в этом секторе и эффективной системы управления, кадровой политики и координации между ведомствами, отсутствие нормативной базы [14, с. 2-3].
Тем не менее, переход спортивно-оздоровительного туризма из профсоюзного движения в структуру спорта с последующим созданием Туристско-спортивного союза России (ТССР) позволил избежать распада системы и продолжить работу по сохранению и развитию движения [4, с. 72]. ТССР принимал участие в разработке Федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ» и законопроекта «О социальном туризме», в которых поддержка и развитие самодеятельного туризма обозначены одним из приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности в стране. ТССР также участвовал в разработке Федеральной целевой программы по туризму в РФ и концепции развития спортивно-оздоровительного туризма в РФ на период до 2005 г. Системой программных мероприятий предусмотрено до 2005 г. формирование основных направлений государственной политики в области раз-
вития самодеятельного туризма и создание его организационно-финансовой системы управления, а также нормативно-правового, материально-технического, кадрового, научного и информационно-рекламного обеспечения. Реализация этих мероприятий позволила создать систему государственно-общественного регулирования и стимулирования развития самодеятельного туризма в России в условиях современных рыночных отношений с учетом отечественного и мирового опыта.
В настоящий момент спортивно-оздоровительным туризмом (включающим пешеходный, горный, водный, лыжный, авто-, вело-, мото-, и спелеотуризм) активно занимается до 300 000 чел., около 3 000 000 ходят в походы; в РФ функционируют 60 крупных региональных клубов и федераций. К 2020 г., по данным опроса экспертов, количество занимающихся может достигнуть 6 000 000 чел. [14, с. 5].
Проанализировав исследуемые материалы, можно сделать ряд выводов. Во-первых, тенденции развития самодеятельного (спортивно-оздоровительного) туризма складывались как на основе объективных факторов социально-экономического характера, так и основных направлений в деятельности туристско-экскурсионных организаций в стране и регионе. Во-вторых, включение вопросов развития самодеятельного туризма в разрабатываемые предплановые документы способствовало его дальнейшему совершенствованию как эффективной формы отдыха и рациональному размещению по территории страны в соответствии с потребностями населения, возможностями природных ресурсов, социально-экономическими условиями. В-третьих, вопросы безопасности туристов в самодеятельном туристском движении связаны с созданием специальной межведомственной системы, оснащённой нормативной и информационной базой и обеспечивающей решение комплекса задач.
Библиографический список
1. Абуков А.Х. Туризм на новом этапе. Социальные аспекты развития туризма в СССР. М.: Профиздат, 1983.
2. Архив службы архитектуры Иркутской области. Перспективный план (генсхема) развития туризма и отдыха в Байкальском регионе. Концепция развития туризма и отдыха в Байкальском регионе (1987 г.) Шифр 87-3367/3.
3. Бирюков А.В., Брауде И.Я., Вахлис К.И. Спутник туриста. Киев: Здоровье, 1991.
4. Булашев А.Я., Востоков И.Е., Абрамов В.В. Этапы развития системы управления спортивно-оздоровительным туризмом и выбор его оптимальной организационно-управленческой структуры // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. 2007. № 6. С. 71-83.
5. Государственный архив новейшей истории Иркутской области (ГАНИИО). Фонд Р-2948. Опись 1.
6. Государственный архив новейшей истории Иркутской области (ГАНИИО). Фонд Р-2752. Опись 1.
7. Касаткин В.Ф. К проблеме классификации и понятий в сфере отдыха и самодеятельного туризма // Актуальные проблемы самодеятельного туризм в свете решений XXVI съезда КПСС 17-20 декабря 1981 года: тез. докл. Всесоюз. науч.-практ. конф. М.: ЦРИБ «Турист», 1981. С. 10-12.
8. Концепция развития спортивно-оздоровительного туризма в Российской Федерации на период до 2005 г.: Туристско-спортивный союз России. М., 2000.
9. Методические рекомендации по организации массового туризма в Республике: ВДФСО Профсоюзов Бурятской АССР. Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во, 1988.
10. Национальный архив Республики Бурятия (НАРБ). Фонд 1752. Опись 1.
11. Пасечный П.С., Горбов В.М. Туризм для всех. М.: ЦРИБ «Турист», 1982.
12. Путрик Ю.С. Самодеятельный туризм в перспективном территориальном планировании туризма и экскурсий // Актуальные проблемы самодеятельного туризм в свете решений XXVI съезда КПСС 17-20 декабря 1981 года: тез. докл. Всесоюз. науч.-практ. конф. М.: ЦРИБ «Турист», 1981. С. 220221.
13. Семенов Б.Г. Самодеятельный туризм // Туризм - отдых, спорт, познание. Киев: Реклама, 1983. С. 10-11.
14. Стратегия развития активного туризма, прикладных и экстремальных видов спорта в России. М.: РОО, 2008.
15. Таймазов В.А., Алексеева О.В. Ретроспективный анализ подготовки кадров спортивно- оздоровительного туризма в России // Современные проблемы сервиса и туризма. 2008. № 3. С. 71-80.
16. Туризм! Шире шаг! Планы. Графики. Перспективы // Правда Бурятии. 1970. 25 марта. С. 4.
УДК 800.732
ББК Ш100.191+Ш101
К ВОПРОСУ ВЫБОРА ИМЕНИ ВТОРИЧНОЙ НОМИНАЦИИ (КИТАЙЦАМИ НА ТЕРРИТОРИИ ИРКУТСКА И РУССКИМИ НА ТЕРРИТОРИИ КИТАЯ)
Ли Чэньчэнь1
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассматриваются особенности выбора имени вторичной номинации китайцами на территории Иркутска и русскими на территории Китая. Особое внимание уделяется причинам выбора второго имени как у китайцев, так и у русских. Также отмечается, что ономастические исследования помогают изучению путей миграции отдельных этносов, определению их языковых и культурных контактов и т.д.
1Ли Чэньчэнь, аспирант, тел.: 89246056013, e-mail: 263032766@gg.com Li Chenchen, Postgraduate Student, tel.: 89246056013, e-mail: 263032766@gg.com