Научная статья на тему 'История развития ручного ткачества от гобелена до таписерий'

История развития ручного ткачества от гобелена до таписерий Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3685
555
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОБЕЛЕН / РУЧНОЕ ТКАЧЕСТВО / ТАПИСЕРИЯ / TAPESTRY / MANUAL WEAVING / TAPISERIYA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Газизова Аделя Талибовна

В статье рассматривается история развития гобелена и влияния его на современные таписерии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF DEVELOPMENT OF MANUAL WEAVING FROM TAPESTRY TO TAPISERIYA

The article considers the history of development of tapestry and its influence on modern tapiseriya.

Текст научной работы на тему «История развития ручного ткачества от гобелена до таписерий»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 7

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУЧНОГО ТКАЧЕСТВА ОТ ГОБЕЛЕНА ДО ТАПИСЕРИЙ

© 2015А.Т.Газизова Самарский государственный институт культуры Статья поступила в редакцию 14.09.2015

В статье рассматривается история развития гобелена и

Ключевые слова: гобелен, ручное ткачество, таписерия.

Искусство ткачества - одно из самых ранних видов декоративно-прикладного искусства. Таписерия - принятый специалистами1 термин для обозначения современных произведений авторского ручного ткачества, использующих опыт шпалерного ткачества, различные виды переплетений, современные материалы и технологии. Слово «таписерия» происходит от греческого «тапес» - название ковра2. Современные английское и французское названия обозначают приблизительно «ковровая картина», а немецкое - «картинный ковер».

Своими корнями ткачество уходит в Древний Египет, но еще задолго до этого ткачеству предшествовало плетение. Материалы для него древние люди использовали самые разнообразные: это и лубяные волокна, и стебли, и полоски меха, даже человеческий волос использовался как материал. Ткачество появилось тогда, когда на смену коротким волокнам пришла длинная нить. Особенно хочется отметить мастеров художественного ткачества, потомков древних египтян -коптов. Коптские ткани появились параллельно с распространением в Египте христианства, поэтому, сначала вытканный на них рисунок носил сакральный характер. Это были различные завесы, панно для проведения богослужения. Позже мастера художественного ткачества стали применять свое мастерство в оформлении интерьеров домов, создавая настенные панно, ткали

о

Газизова Аделя Талибовна, кандидат архитектуры, доцент кафедры декоративно-прикладного творчества. E-mail: adelya2006-77@mail. ru

1 Савицкая, В.И. Превращения шпалеры / В.И.Савицкая. - М.: Галарт, 1995. - С. 8.

2 Негневицкая, О. Основные приемы ручного ткачества. Превращения шпалеры / О.Негневицкая - М.: Галарт, 1995. - С .46.

влияния его на современные таписерии.

различные орнаментальные композиции для вставок в элементы костюма3.

Еще более ранние образцы художественного ткачества были обнаружены в Америке на территории Перу на рубеже 2500 г. до Рождества Христова.

В азиатских странах в технике художественного ткачества хорошо известны китайские мастера эпохи Суна (Х - XIII вв.). Первые шелка с изображениями по типу гобелена называли кэ-сы, или гравированный шелк4.

В Западную Европу художественное ткачество пришло с мусульманского Востока через Испанию. Наиболее ранней из дошедших до наших дней считается шпалера, вытканная в XI веке рейнскими мастерами. С XII - XIII веков шпалерное искусство развили немецкие мастера, и их работы начали проникать в Скандинавию. А с конца XIV века шпалера распространилась по всей Европе5.

В XIV - XV вв. ведущим городом по производству шпалер был Париж, затем Турин. С этого момента название шпалер меняется, ковры теперь называют мильфлеры (в переводе с французского «тысяча цветов»). Название выбрано не случайно, все сюжеты мильфлер располагаются

3 Руденко, С.И. Древнейшие в мире художественные ковры и ткани / С.И.Руденко. - М.: 1968. -С.86. (Руден-ко, С.И. Древнейшие в мире художественные ковры и ткани из оледенелых курганов Горного Алтая. - М.: Искусство, 1968. - 136 с. (рец. на англ, фр, нем. яз.) // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/arkheologicheskie-issledovaniya-si-mdenko-v-sevemoi-evrazц#ixzz5n7GO5sSu)

4 Савицкая, В.И. Превращения шпалеры.... - С. 54.

5 Савицкая, В.И. Превращения шпалеры.. - С. 77.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 17, №1(4), 2015

на индиго-зеленом или красном фоне с россыпью цветов, букетов, ягод6.

В конце 1601 года в Париже организовывается самая известная в истории шпалер мастерская гобеленов. Организовал ее фламандец Франсуа де ла Планш, который купил красильню семьи Гобеленов. Продукция этой мануфактуры была столь популярна, что в некоторых европейских странах термин «гобелен» стал обозначать все произведения, выполненные в технике шпалерного ткачества. Через 60 лет существования мануфактуры под ее началом объединились все шпалерные мастерские Парижа и превратились в Мануфактуру королевской меблировки (1619 -1690 гг.). Мануфактуру возглавляет Шарль Леб-рен - президент Академии живописи Парижа7.

В России шпалерное дело стало развиваться гораздо позже, чем в остальных странах. В XVII веке, путешествуя по странам Европы, Петр I обратил внимание на дорогостоящие ковры, и в 1716 году в Париже был заключен договор сроком на 5 лет с ткачами Королевской гобеленовой мануфактуры об организации мастерской в Петербурге. Вскоре в 1717 году была образована Императорская шпалерная мануфактура. Материалы и красители привозились из-за границы8. Второй расцвет приходится на правление Елизаветы Петровны в 1755 году, мастерская получает заказ на производство шпалер в Зимний дворец, но к этому времени не осталось ни ткачей, ни художников, ни красильщиков, и вся история повторяется сначала9. В конце 20-х гг. XIX века шпалеры выходят из моды. Петербургская шпалерная мануфактура просуществовала до 1857 года.

XX век стал веком нового расцвета этого вида декоративно-прикладного искусства. Картоны для гобеленов создавали художники Фернан Ле-же, Сальвадор Дали, Василий Кандинский. Решающую роль в возрождении гобелена сыграл художник Жан Люрса, он создал около 1000 картонов для гобеленов мастерской «Королевская мануфактура в Абюссоне». Всю свою жизнь Жан Люрса возвращал к жизни утраченную популярность художественного ткачества, его единомышленники - художники Громэр, Сен-Санса,

6 Савицкая, В.И. Превращения шпалеры.... - С. 149.

7 Википедия [Электронный ресурс] / Свободная энциклопедия. - Режим доступа: https:// ru.wikipedia.org

8 Коршунова, Т.Т. Русские шпалеры / Т.Т.Коршунова. -М.: 1968. - С.126. (Русские шпалеры. Петербургская шпалерная мануфактура на русском, английском, французском и немецком языках / составитель: Т.Т.Коршунова, оформление и макет В.С.Ворониной. -Л.: Художник РСФСР, 1975. - 270 с. Ил.)

9 Коршунова, Т.Т. Русские шпалеры .... - С.180.

Ле Ду, Роббер произвели настоящую революцию в шпалерном искусстве. В 1972 году вышел альбом «Солнечные стены», посвященный гобеленам Жана Пикара Ле Ду. Более 500 гобеленов создал Сен-Санс10.

К 60-м годам XX столетия интерес к гобеленам вырос настолько, что заниматься ткачеством начали сами художники, гобелен стал трансформироваться из плоского ковра в рельефный, а иногда и со скульптурными формами. Гобелен выходит в пространство. Это явление в искусствоведении именуется «пластическим взрывом», ярче всего проявившимися в Польше, Югославии, Чехословакии, США, Канаде, Японии, странах Балтии и Скандинавии.

Художественный мир в конце 1960-х и в начале 1970-х годов разделился на два лагеря: некоторые исследователи считали, что выход текстиля в пространство предвещает ему будущее, а другие категорически выступали против дальнейшего деформирования гобелена, считая, что «художественная ткань по мере освобождения от своей прикладной функции, от места на стене, от жанра на наших глазах освобождается от всего и становится калекой»11.

Н.Н.Цветкова в статье «Искусство текстиля XXI в.: направления развития» пишет, что в настоящее время в этой области декоративного творчества существует два выраженных направления, которые можно обозначить как «декоративное» и «концептуальное». Оба формируются на базе открытий, которые были сделаны художниками ХХ в.

Принцип декоративности проявился в работах Жана Люрса, который обратился к средневековым шпалерам и выявил основные принципы ручного ткачества: 1) В тканой работе должно использоваться ограниченное количество цветов. 2) Шпалера должна создаваться для стены, т.е. быть плоскостной и предназначаться для конкретного помещения. 3) Шпалера должна выполняться по картону, созданному в натуральную величину. 4) Соотношение плотности основы и утка должно вызывать впечатление равновесия. Так, Ж.Люрса считал, что оптимальной будет плотность основных нитей - 5 нитей на 1 см.

Говоря о современных работах «декоративного направления», следует отметить работы япон-

10 https:// ru.wikipedia.org

11 Юревич-Малащук, В.Е. Объемно-пространственный художественный текстиль: вопросы историографии и терминологии / В.Е.Юревич-Малащук // Вестник Белорусского государственного ун-та культуры и искусств. - 2013. - №1(19). - С. 52.

Искусствоведение

ского художника Харуми Исобе «Мисса Флора 2» и «Кардиограмма Земли».

Что касается текстиля «концептуального направления», то здесь мы имеем дело с трехмерными объектами, выходящими в пространство и получившими название «мягкая скульптура». Истоки этого явления следует искать, несомненно, в «пластическом взрыве» 1960 - 1970 гг., охватившем декоративное искусство. В это время такие художники, как Элзи Жиак и Франсуаз Гроссен (Швейцария), Клер Цайслер и Ленор Тауни (США), Магдалена Абаканович (Польша) и Ягода Буич (Югославия) создавали текстильные пространственные конструкции, отрывая ткань от стены и заставляя ее жить самостоятельной жизнью12.

В основе текстиля, созданного в период «пластического взрыва», заложены принципы, прямо противоположные «декоративным»: 1) Текстиль перестал быть двухмерным, он вышел в пространство. 2) Картон перестал являться необходимой составляющей процесса создания текстильного объекта. 3) Вопросы цвета, качества материала и плотности основы и утка решались теперь автором самостоятельно в соответствии с творческим замыслом и без каких-либо ограничений.

В связи с отменой основных принципов шпалерного ткачества в работах этого направления исчезла изобразительность. Появление трехмерных арт-объектов перевело текстиль из категории живописных плоскостных произведений в категорию объемных скульптур. В новых формах текстиля часто отсутствует изобразительное начало, работа выражает идею художника иными способами - масштабом, материалами, цветом, фактуры, расположением в пространстве и т.д.

Известный исследователь ручного ткачества Андре Кензи, выделил три вида новых текстильных форм: 1) Висящие на стене: «Пресс конференция с Н.Армстронгом» (1970 г.) Богдана Мра-зека, «Трансильвания» (1973 г.) Руфь и Петера

Якуби, «Алжир» (1975 г.), <^ипсиЬе» Харука Код-зима (2010 г.). 2) Пространственные, которые можно обойти вокруг: «Абакан-69» Магдалены Абаканович, Шигео Кубота «Тканый коридор -из Италии» (2001 г.). 3) Представляющие собой среду (энвайронмент), можно не только обойти вокруг объемной формы, но и проникнуть внутрь нее: Софи Паттинсон «Текстильный модуль», Акио Хаматами «Белая Арка 3», Шихоко Фукумото «Морской пейзаж», Н.Цветкова «Зимний лес»13.

В современной таписерии все чаще находят применение не текстильные материалы: полиэтилен, металл, в поверхность работы могут органично включаться керамика, дерево, камень и т.д. Современные дизайнеры и художники по текстилю активно вводят в поверхность ткани металлические нити и различные пленки. Наряду с современными техниками и материалами используются коптские, перуанские, кавказские, турецкие приемы. Традиционные плетения разнообразятся сейчас различными авторскими вариациями.

В настоящий момент искусство таписерии развивается и продолжается на новом витке развития. В России работает большое количество художников в этом виде декоративно-прикладного искусства. Они работают не только в столичных центрах, но и городах: Самара, Саратов, Екатеринбург, Тюмень, Новосибирск, где на базе высших учебных заведений существуют отделения и кафедры художественного текстиля. В крупных городах проводятся выставки. В Москве проводится Всероссийская триеннале современного гобелена.

12 Цветкова, Н.Н. Искусство текстиля XXI в.: направления развития / Н.Н.Цветкова // Общество. Среда. Развитие. - 2011. - №4. - С.169.

13 Цветкова, Н.Н. Искусство текстиля XXI в.: направления развития.....- С. 170.

HISTORY OF DEVELOPMENT OF MANUAL WEAVING FROM TAPESTRY TO TAPISERIYA

© 2015 A.T.Gazizova° Samara State Institute of Culture

The article considers the history of development of tapestry and its influence on modern tapiseriya. Keywords: tapestry, manual weaving, tapiseriya.

Adelya Talibovna Gazizova, Candidate of architecture, Associate professor of Department of decorative and applied arts. E-mail: adelya2006-77@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.