ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
УДК 7
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУЧНОГО ТКАЧЕСТВА ОТ ГОБЕЛЕНА ДО ТАПИСЕРИЙ
© 2015А.Т.Газизова Самарский государственный институт культуры Статья поступила в редакцию 14.09.2015
В статье рассматривается история развития гобелена и
Ключевые слова: гобелен, ручное ткачество, таписерия.
Искусство ткачества - одно из самых ранних видов декоративно-прикладного искусства. Таписерия - принятый специалистами1 термин для обозначения современных произведений авторского ручного ткачества, использующих опыт шпалерного ткачества, различные виды переплетений, современные материалы и технологии. Слово «таписерия» происходит от греческого «тапес» - название ковра2. Современные английское и французское названия обозначают приблизительно «ковровая картина», а немецкое - «картинный ковер».
Своими корнями ткачество уходит в Древний Египет, но еще задолго до этого ткачеству предшествовало плетение. Материалы для него древние люди использовали самые разнообразные: это и лубяные волокна, и стебли, и полоски меха, даже человеческий волос использовался как материал. Ткачество появилось тогда, когда на смену коротким волокнам пришла длинная нить. Особенно хочется отметить мастеров художественного ткачества, потомков древних египтян -коптов. Коптские ткани появились параллельно с распространением в Египте христианства, поэтому, сначала вытканный на них рисунок носил сакральный характер. Это были различные завесы, панно для проведения богослужения. Позже мастера художественного ткачества стали применять свое мастерство в оформлении интерьеров домов, создавая настенные панно, ткали
о
Газизова Аделя Талибовна, кандидат архитектуры, доцент кафедры декоративно-прикладного творчества. E-mail: adelya2006-77@mail. ru
1 Савицкая, В.И. Превращения шпалеры / В.И.Савицкая. - М.: Галарт, 1995. - С. 8.
2 Негневицкая, О. Основные приемы ручного ткачества. Превращения шпалеры / О.Негневицкая - М.: Галарт, 1995. - С .46.
влияния его на современные таписерии.
различные орнаментальные композиции для вставок в элементы костюма3.
Еще более ранние образцы художественного ткачества были обнаружены в Америке на территории Перу на рубеже 2500 г. до Рождества Христова.
В азиатских странах в технике художественного ткачества хорошо известны китайские мастера эпохи Суна (Х - XIII вв.). Первые шелка с изображениями по типу гобелена называли кэ-сы, или гравированный шелк4.
В Западную Европу художественное ткачество пришло с мусульманского Востока через Испанию. Наиболее ранней из дошедших до наших дней считается шпалера, вытканная в XI веке рейнскими мастерами. С XII - XIII веков шпалерное искусство развили немецкие мастера, и их работы начали проникать в Скандинавию. А с конца XIV века шпалера распространилась по всей Европе5.
В XIV - XV вв. ведущим городом по производству шпалер был Париж, затем Турин. С этого момента название шпалер меняется, ковры теперь называют мильфлеры (в переводе с французского «тысяча цветов»). Название выбрано не случайно, все сюжеты мильфлер располагаются
3 Руденко, С.И. Древнейшие в мире художественные ковры и ткани / С.И.Руденко. - М.: 1968. -С.86. (Руден-ко, С.И. Древнейшие в мире художественные ковры и ткани из оледенелых курганов Горного Алтая. - М.: Искусство, 1968. - 136 с. (рец. на англ, фр, нем. яз.) // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/arkheologicheskie-issledovaniya-si-mdenko-v-sevemoi-evrazц#ixzz5n7GO5sSu)
4 Савицкая, В.И. Превращения шпалеры.... - С. 54.
5 Савицкая, В.И. Превращения шпалеры.. - С. 77.
Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 17, №1(4), 2015
на индиго-зеленом или красном фоне с россыпью цветов, букетов, ягод6.
В конце 1601 года в Париже организовывается самая известная в истории шпалер мастерская гобеленов. Организовал ее фламандец Франсуа де ла Планш, который купил красильню семьи Гобеленов. Продукция этой мануфактуры была столь популярна, что в некоторых европейских странах термин «гобелен» стал обозначать все произведения, выполненные в технике шпалерного ткачества. Через 60 лет существования мануфактуры под ее началом объединились все шпалерные мастерские Парижа и превратились в Мануфактуру королевской меблировки (1619 -1690 гг.). Мануфактуру возглавляет Шарль Леб-рен - президент Академии живописи Парижа7.
В России шпалерное дело стало развиваться гораздо позже, чем в остальных странах. В XVII веке, путешествуя по странам Европы, Петр I обратил внимание на дорогостоящие ковры, и в 1716 году в Париже был заключен договор сроком на 5 лет с ткачами Королевской гобеленовой мануфактуры об организации мастерской в Петербурге. Вскоре в 1717 году была образована Императорская шпалерная мануфактура. Материалы и красители привозились из-за границы8. Второй расцвет приходится на правление Елизаветы Петровны в 1755 году, мастерская получает заказ на производство шпалер в Зимний дворец, но к этому времени не осталось ни ткачей, ни художников, ни красильщиков, и вся история повторяется сначала9. В конце 20-х гг. XIX века шпалеры выходят из моды. Петербургская шпалерная мануфактура просуществовала до 1857 года.
XX век стал веком нового расцвета этого вида декоративно-прикладного искусства. Картоны для гобеленов создавали художники Фернан Ле-же, Сальвадор Дали, Василий Кандинский. Решающую роль в возрождении гобелена сыграл художник Жан Люрса, он создал около 1000 картонов для гобеленов мастерской «Королевская мануфактура в Абюссоне». Всю свою жизнь Жан Люрса возвращал к жизни утраченную популярность художественного ткачества, его единомышленники - художники Громэр, Сен-Санса,
6 Савицкая, В.И. Превращения шпалеры.... - С. 149.
7 Википедия [Электронный ресурс] / Свободная энциклопедия. - Режим доступа: https:// ru.wikipedia.org
8 Коршунова, Т.Т. Русские шпалеры / Т.Т.Коршунова. -М.: 1968. - С.126. (Русские шпалеры. Петербургская шпалерная мануфактура на русском, английском, французском и немецком языках / составитель: Т.Т.Коршунова, оформление и макет В.С.Ворониной. -Л.: Художник РСФСР, 1975. - 270 с. Ил.)
9 Коршунова, Т.Т. Русские шпалеры .... - С.180.
Ле Ду, Роббер произвели настоящую революцию в шпалерном искусстве. В 1972 году вышел альбом «Солнечные стены», посвященный гобеленам Жана Пикара Ле Ду. Более 500 гобеленов создал Сен-Санс10.
К 60-м годам XX столетия интерес к гобеленам вырос настолько, что заниматься ткачеством начали сами художники, гобелен стал трансформироваться из плоского ковра в рельефный, а иногда и со скульптурными формами. Гобелен выходит в пространство. Это явление в искусствоведении именуется «пластическим взрывом», ярче всего проявившимися в Польше, Югославии, Чехословакии, США, Канаде, Японии, странах Балтии и Скандинавии.
Художественный мир в конце 1960-х и в начале 1970-х годов разделился на два лагеря: некоторые исследователи считали, что выход текстиля в пространство предвещает ему будущее, а другие категорически выступали против дальнейшего деформирования гобелена, считая, что «художественная ткань по мере освобождения от своей прикладной функции, от места на стене, от жанра на наших глазах освобождается от всего и становится калекой»11.
Н.Н.Цветкова в статье «Искусство текстиля XXI в.: направления развития» пишет, что в настоящее время в этой области декоративного творчества существует два выраженных направления, которые можно обозначить как «декоративное» и «концептуальное». Оба формируются на базе открытий, которые были сделаны художниками ХХ в.
Принцип декоративности проявился в работах Жана Люрса, который обратился к средневековым шпалерам и выявил основные принципы ручного ткачества: 1) В тканой работе должно использоваться ограниченное количество цветов. 2) Шпалера должна создаваться для стены, т.е. быть плоскостной и предназначаться для конкретного помещения. 3) Шпалера должна выполняться по картону, созданному в натуральную величину. 4) Соотношение плотности основы и утка должно вызывать впечатление равновесия. Так, Ж.Люрса считал, что оптимальной будет плотность основных нитей - 5 нитей на 1 см.
Говоря о современных работах «декоративного направления», следует отметить работы япон-
10 https:// ru.wikipedia.org
11 Юревич-Малащук, В.Е. Объемно-пространственный художественный текстиль: вопросы историографии и терминологии / В.Е.Юревич-Малащук // Вестник Белорусского государственного ун-та культуры и искусств. - 2013. - №1(19). - С. 52.
Искусствоведение
ского художника Харуми Исобе «Мисса Флора 2» и «Кардиограмма Земли».
Что касается текстиля «концептуального направления», то здесь мы имеем дело с трехмерными объектами, выходящими в пространство и получившими название «мягкая скульптура». Истоки этого явления следует искать, несомненно, в «пластическом взрыве» 1960 - 1970 гг., охватившем декоративное искусство. В это время такие художники, как Элзи Жиак и Франсуаз Гроссен (Швейцария), Клер Цайслер и Ленор Тауни (США), Магдалена Абаканович (Польша) и Ягода Буич (Югославия) создавали текстильные пространственные конструкции, отрывая ткань от стены и заставляя ее жить самостоятельной жизнью12.
В основе текстиля, созданного в период «пластического взрыва», заложены принципы, прямо противоположные «декоративным»: 1) Текстиль перестал быть двухмерным, он вышел в пространство. 2) Картон перестал являться необходимой составляющей процесса создания текстильного объекта. 3) Вопросы цвета, качества материала и плотности основы и утка решались теперь автором самостоятельно в соответствии с творческим замыслом и без каких-либо ограничений.
В связи с отменой основных принципов шпалерного ткачества в работах этого направления исчезла изобразительность. Появление трехмерных арт-объектов перевело текстиль из категории живописных плоскостных произведений в категорию объемных скульптур. В новых формах текстиля часто отсутствует изобразительное начало, работа выражает идею художника иными способами - масштабом, материалами, цветом, фактуры, расположением в пространстве и т.д.
Известный исследователь ручного ткачества Андре Кензи, выделил три вида новых текстильных форм: 1) Висящие на стене: «Пресс конференция с Н.Армстронгом» (1970 г.) Богдана Мра-зека, «Трансильвания» (1973 г.) Руфь и Петера
Якуби, «Алжир» (1975 г.), <^ипсиЬе» Харука Код-зима (2010 г.). 2) Пространственные, которые можно обойти вокруг: «Абакан-69» Магдалены Абаканович, Шигео Кубота «Тканый коридор -из Италии» (2001 г.). 3) Представляющие собой среду (энвайронмент), можно не только обойти вокруг объемной формы, но и проникнуть внутрь нее: Софи Паттинсон «Текстильный модуль», Акио Хаматами «Белая Арка 3», Шихоко Фукумото «Морской пейзаж», Н.Цветкова «Зимний лес»13.
В современной таписерии все чаще находят применение не текстильные материалы: полиэтилен, металл, в поверхность работы могут органично включаться керамика, дерево, камень и т.д. Современные дизайнеры и художники по текстилю активно вводят в поверхность ткани металлические нити и различные пленки. Наряду с современными техниками и материалами используются коптские, перуанские, кавказские, турецкие приемы. Традиционные плетения разнообразятся сейчас различными авторскими вариациями.
В настоящий момент искусство таписерии развивается и продолжается на новом витке развития. В России работает большое количество художников в этом виде декоративно-прикладного искусства. Они работают не только в столичных центрах, но и городах: Самара, Саратов, Екатеринбург, Тюмень, Новосибирск, где на базе высших учебных заведений существуют отделения и кафедры художественного текстиля. В крупных городах проводятся выставки. В Москве проводится Всероссийская триеннале современного гобелена.
12 Цветкова, Н.Н. Искусство текстиля XXI в.: направления развития / Н.Н.Цветкова // Общество. Среда. Развитие. - 2011. - №4. - С.169.
13 Цветкова, Н.Н. Искусство текстиля XXI в.: направления развития.....- С. 170.
HISTORY OF DEVELOPMENT OF MANUAL WEAVING FROM TAPESTRY TO TAPISERIYA
© 2015 A.T.Gazizova° Samara State Institute of Culture
The article considers the history of development of tapestry and its influence on modern tapiseriya. Keywords: tapestry, manual weaving, tapiseriya.
Adelya Talibovna Gazizova, Candidate of architecture, Associate professor of Department of decorative and applied arts. E-mail: adelya2006-77@mail. ru